Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты управления инвестиционными процессами в депрессивных регионах (на материалах Чеченской Республики)'

Теоретико-методологические аспекты управления инвестиционными процессами в депрессивных регионах (на материалах Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / REGIONAL DEPRESSION / TERRITORIAL HETEROGENEITY / INVESTMENT PROJECTS / INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGIONAL ECONOMY / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазуев А. И.

В тексте статьи приведены теоретико-методические аспекты развития инструментария управления инвестиционной деятельностью в депрессивных регионах и выравнивания территориальной неоднородности инвестиционного климата России. Проведена оценка инвестиционного потенциала региональной экономики Чеченской Республики и на основе анализа ключевых инвестиционных проектов даны рекомендации по совершенствованию региональной программы социально-экономического развития Чеченской Республики и формированию благоприятного инвестиционного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of investment processes in depressed areas (on the materials of the Chechen Republic)

The text of the article the theoretical and methodological aspects of the development tools of investment management in disadvantaged areas and leveling territorial heterogeneity of the investment climate in Russia. An assessment of the investment potential of the regional economy of the Chechen Republic, and based on the analysis of key investment projects, recommendations for improvement of the regional socio-economic development of the Chechen Republic and the formation of positive image.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты управления инвестиционными процессами в депрессивных регионах (на материалах Чеченской Республики)»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

ХАЗУЕВ А.И.,

старший преподаватель, Чеченский государственный университет, e-mail: [email protected]

В тексте статьи приведены теоретико-методические аспекты развития инструментария управления инвестиционной деятельностью в депрессивных регионах и выравнивания территориальной неоднородности инвестиционного климата России. Проведена оценка инвестиционного потенциала региональной экономики Чеченской Республики и на основе анализа ключевых инвестиционных проектов даны рекомендации по совершенствованию региональной программы социально-экономического развития Чеченской Республики и формированию благоприятного инвестиционного имиджа.

Ключевые слова: региональная депрессия; территориальная неоднородность; инвестиционный проект; инвестиционный потенциал региональной экономики; инвестиционный потенциал; инвестиционный климат.

The text of the article the theoretical and methodological aspects of the development tools of investment management in disadvantaged areas and leveling territorial heterogeneity of the investment climate in Russia. An assessment of the investment potential of the regional economy of the Chechen Republic, and based on the analysis of key investment projects, recommendations for improvement of the regional socio-economic development of the Chechen Republic and the formation of positive image.

Keywords: regional depression; territorial heterogeneity; investment projects; investment potential of the regional economy; investment potential; investment climate.

Коды классификатора JEL: O18, R58.

Объективные предпосылки неравномерного территориального распределения производительных сил и ресурсов, формируют структуру региональной экономики, характеризующуюся отсутствием обратной связи с изменениями (в том числе кризисами), происходящими на рынке, и экономических стимулов эффективного развития. Особенно эта ситуация опасна для регионов, чей тип регионального развития можно охарактеризовать как «депрессивный». Идентификационными признаками развития подобных регионов являются: спад производства, высокая безработица, низкие доходы населения, дефицитность собственных источников покрытия социальных расходов бюджета, как следствие -нарастание социальной напряженности.

Специфические факторы и условия, которые вызывают территориальную неравномерность в развитии регионов России, можно сгруппировать следующим образом:

S отраслевая специализация региона, ориентированная на внешний рынок;

S структурная и технологическая деградация производства при отсутствии источников финансирования инноваций;

S неразвитая рыночная и социальная инфраструктура региона;

S проведение пассивной структурно-инвестиционной политики на различных уровнях управления национальной экономикой;

S медленное изменение нормативной базы, способствующей внедрению механизмов эффективного регионального развития и поощрения хозяйственной самостоятельности регионов.

Важным моментом, для решения этой сложной народнохозяйственной проблемы будет попытка методологически определить первопричины и следствия региональной депрессивности.

© А.И. Хазуев, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Рис. 1. Причины и следствия региональной депрессии

К числу существенных характеристик кризисных, деструктивных процессов в депрессивных районах следует отнести их относительную глубину и интенсивность, устойчивость и долговременность, системность, отсутствие работающих механизмов саморегулирования и стабилизации ситуации. Регулирующая функция федерального центра, предполагает формирование приоритетов государственной региональной политики с учетом неоднородности регионов и депрессивности их развития.

Основными принципами политики государства в выравнивании условий территориального развития, на наш взгляд, должны стать:

♦ усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативноправового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов и предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования, особенно в депрессивных регионах;

♦ усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки в депрессивных регионах;

♦ открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов негосударственного сектора на принципах государственно-частного партнерства для решения приоритетных задач социально-экономического развития регионов;

♦ приоритетность государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов на территориях регионов, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность.

В таблице приведены рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата в регионах РФ с целью перераспределения инвестиционных потоков в пользу прямых инвестиций в производственную сферу и социальную и рыночную инфраструктуры регионов.

Примером действенности инструментов региональной политики по выравниванию территориальных условий инвестиционной деятельности является Чеченская Республика. Большие позитивные изменения в стабилизации общественно-политической ситуации и социально-экономическом развитии Чеченской Республики способствовали повышению интереса как российских, так и иностранных потенциальных инвесторов к инвестиционным проектам в Чеченской Республике.

Таблица 1

Мероприятия по выравниванию условий инвестиционной деятельности в регионах РФ

Факторы инвестиционного климата Параметры Предложения по совершенствованию инвестиционного климата

Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности Уровень налогообложения. Налоговые льготы. Государственные гарантии. Инвестиционный налоговый кредит. Гарантии юридического равноправия всех инвесторов Необходимо юридическое закрепление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий и организаций, осуществляющих реальные инвестиции, в т. ч. принимающих участие в проектах ГЧП. Следует предусмотреть учет затрат по обслуживанию долга, в т. ч. погашению основного кредита для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Развитость рыночной инфраструктуры Доступность: банковских услуг; страхования инвестиционных рисков; страхования строительномонтажных рисков; лизинга; консалтинговых услуг Необходимо разработать систему долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. В рамках инвестиционнопромышленной политики регионов следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных кредитных ставок по кредитам, направленных на реализацию реальных проектов, в т. ч. ГЧП

Доступность недвижимости Прозрачность тендеров. Порядок оформления прав на земельные участки. Доступность и достаточность офисных площадей. Возможность получения прав на земельные участки Необходимо сформировать единую информационную систему по имеющимся объектам недвижимости, максимально упростить и сделать прозрачной систему землеотведения под реализацию реальных проектов в сфере промышленности и инфраструктуры

Факторы инвестиционного климата Параметры Предложения по совершенствованию инвестиционного климата

Развитость инженерной инфраструктуры Транспорт. Дороги. Электроэнергия. Водоснабжение и канализация. Связь. Доступность сооружения новых инфраструктурных объектов; проектирование, согласование, разрешение на эксплуатацию Необходимо упростить процедуру согласования проектирования, сооружения и получения разрешения на эксплуатацию новых инфраструктурных объектов, в первую очередь в сфере энергоснабжения

Обеспеченность квалифицирован. кадрами Достаточность: административных и экономических кадров, инженерных кадров, квалифицированной рабочей силы Необходимо предусмотреть комплексную программу подготовки кадров для реализации реальных проектов на всех уровнях образовательной системы РФ: На уровне общеобразовательной школы - развитие системы профориентации, активное развитие техникумов и технических лицеев, ориентированных на подготовку высококвалифицированного персонала рабочих и строительных специальностей, ввести обязательную сертификацию рабочих строительных специальностей. На уровне среднего профессионального и высшего профессионально образования обеспечить взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора, увеличить количество и продолжительность обязательной производственной практики, открывать филиалы по организации практики студентов средних и высших профессиональных учреждений

Информационная инфраструктура Доступность актуальной информации. Достоверность информации, значимой для инвесторов Создать информационный портал, обеспечивающей достоверной, актуальной и адекватной информацией всех пользователей, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов, в т.ч. ГЧП, Обеспечить широкий Р1Р по новым законам и постановлениям, определяющим условия реализации инвестиционной деятельности

Административный фактор Скорость получения разрешений и согласований. Уровень коррупции Принять меры по уменьшению влияния коррупции на инвестиционную деятельность, максимально увеличить контроль за соблюдением сроков и порядка получения разрешительной документации

Проведя экономическую оценку элементов ресурсного потенциала с точки зрения конкретизации конкурентных преимуществ в рыночном пространстве, можно сделать общий вывод, что нижеуказанные объективные факторы позволяют формировать в Чеченской Республике конкурентную экономику, обеспечивающую достойное качество жизни населения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

Первый фактор - выгодное геоэкономическое положение.

Второй фактор - природно-ресурсный комплекс: благоприятный климат, разнообразные сельскохозяйственные угодья, значительные запасы минерального сырья (особенно углеводородов), лесные, гидроэнергетические, рекреационные и туристические ресурсы.

Третий фактор - возможность развития конкурентоспособных производств (нефтегазовая промышленность, отдельные отрасли сельского хозяйства) и расширения их состава с опорой на трудовой и природно-ресурсный потенциал.

Четвертый фактор - человеческий капитал: увеличивающиеся трудовые ресурсы с хорошей возрастной структурой, растущий уровень образования, традиции трудовой деятельности.

Ключевая для современного момента задача - модернизация материальных активов промышленных предприятий - может быть решена в результате увеличения в несколько раз по сравнению с современным уровнем объема привлекаемых внешних инвестиций. При этом необходим массовый переход к активам нового времени, нового качества - легким, мобильным, интеллектуальным.

Основными преимуществами при создании благоприятного инвестиционного климата на территории Чеченской Республики являются:

• наличие в структуре потребления населения высокой доли продукции, ввозимой из-за пределов Республики (по экспертным оценкам - до 90%), делает потенциально конкурентоспособными практически любые инвестиционные проекты, связанные с импортозамещением и направленные на удовлетворение местного спроса;

• ресурсно-сырьевая база позволяет осуществлять проекты в области нефтедобычи и нефтепереработки, добычи и переработки попутного газа, в области строительной индустрии;

• лесной фонд Чеченской Республики характеризуется высокой долей ценных пород древесины, что может быть использовано для организации деревоперерабатывающей и мебельной промышленности;

• климатические условия в Чеченской Республике способствуют развитию многих секторов агропромышленного комплекса;

• невысокая стоимость рабочей силы делает более конкурентоспособной реализацию на территории Республики проектов сторонних инвесторов.

В Республике сформирован пакет приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 149 млрд руб., а также определен перечень наиболее приоритетных инвестиционных площадок.

Таблица 2

Приоритетные инвестиционные проекты Чеченской Республики

№ Наименование населенного пункта Наименование проекта

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТЭК

1 Аргун, Шаройский район, Шатойский район Итум-Калинский район, Грозненский район Сборочное производство автомобилей и производство автокомпонентов; восстановление ТЭЦ (150 рабочих мест); строительство малых каскадных ГЭС, геотермальных станций; строительство перерабатывающих заводов в ТЭК, производство строительных материалов

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

2 г. Аргун, с.Гойское, с. Центорой, с.Аллерой, с. Джугурты, с. Знаменское Строительство перерабатывающих производств; закладка садов суперинтенсивного типа с капельным орошением; строительство животноводческого комплекса; восстановление овцеводства и строительство кошар на содержание овец; строительство птицеводческой фабрики; восстановление виноградарства; организация тепличных овощеводческих и цветоводческих хозяйств на основе геотермальных источников энергии; восстановление предприятий агропромышленного комплекса.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

3 г. Аргун, г.Грозный Автостанция; расширение городского узла электросвязи; реконструкция и строительство объектов аэропорта «Северный» и придание ему международного статуса; внедрение широкополосных беспроводных сетей ШШАХ; восстановление и реконструкция предприятия промышленного железнодорожного транспорта «Промжел-дортранс» в Чеченской Республике; восстановление городского электрического троллейбусного транспорта; строительство здания АТС; прокладка ВОЛС строительство автомобильных мостов и автодорог

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

4 г.Аргун, с. Итум-Кали с.: Гухой, Бугарой, Гучум-Кали, Кокадой, Ведучи, Зумсой, Моцкаро Строительство школ; строительство больниц, строительство детских садов, амбулатория в новом поселке; лечебный профилактический корпус; амбулатория в Северном поселке; строительство стадиона-ФСК с универсальным игровым залом; строительство участковой больницы; строительство ФАПов; строительство центра социальной помощи семье и детям; строительство туркомплекса; строительство муниципального жилья (40-квартирный жилой дом); строительство туристического комплекса на берегу Голубого озера; строительство туристического комплекса с конными маршрутами

Средства, необходимые для реализации указанных инвестиционных проектов Чеченской Республики, составляют 149 млрд руб. Социально- экономическая эффективность от реализации проектов позволит обеспечить рабочими местами около 22 000 чел.

В том числе:

Промышленность и энергетика

• объем необходимых инвестиций - 142 395,5 млн руб.;

• количество создаваемых рабочих мест - 13 500;

Агропромышленный комплекс

• объем необходимых инвестиций - 3 221,9 млн руб.;

• количество создаваемых рабочих мест - 7216;

Сфера услуг и обслуживания

• объем необходимых инвестиций - 3 071,8 млн руб.;

• количество создаваемых рабочих мест - 646;

Промышленность строительных материалов

• объем необходимых инвестиций - 451,2 млн руб.;

• количество создаваемых рабочих мест - 150.

Приняты нормативные правовые акты, которые гарантируют инвесторам максимальную защиту их прав и реальную поддержку со стороны государства, в числе которых:

• Закон Чеченской Республики «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике».

• Постановление Правительства Чеченской Республики «О залоговом фонде Чеченской Республики». Ведется активное позиционирование Республики на ведущих мировых площадках по продвижению инвестиционных проектов и привлечению инвестиций.

Правительством Чеченской Республики ведется активное взаимодействие с кредитными учреждениями. С самого начала своей деятельности на территории Чеченской Республики «Россельхозбанк» начал вкладывать средства в экономику Чеченской Республики, принимая активное участие в восстановительных процессах. За период деятельности (более 7 лет) в экономику и социальную сферу Чеченской Республики банком вложено около 20 млрд руб.

Инвестиционную деятельность на территории Чеченской Республики активно ведут естественные монополии. В 2008-2012 гг. подразделениями ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», НК «Роснефть» было предусмотрено инвестирование в экономику Чеченской Республики 7133,0 млн руб., в том числе в производственную сферу - свыше 5700 млн руб. Одним из ярких показателей нормализации общественно-политической ситуации в Чеченской Республике является строительство нового жилья за счет внебюджетных источников.

Как полноправный субъект Российской Федерации Чеченская Республика уделяет особое внимание развитию межрегионального сотрудничества. На сегодняшний день Чеченская Республика имеет договорные отношения с 44 субъектами России. Укрепление межрегиональных интеграционных связей стимулирует взаимовыгодные для всех сторон инвестиции, внедрение инноваций, более эффективное разделение труда и рост его производительности, повышение уровня жизни населения.

В феврале 2008 г. между Правительством Чеченской Республики и южнокорейской фирмой «Ко-Чен» заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации модульного кирпичного завода мощностью 35 млн шт. условного кирпича в год с ориентировочным объемом инвестиций 15 млн долл. США.

В целях дальнейшего развития инвестиционной деятельности руководством Чеченской Республики проводится работа, направленная на налаживание взаимовыгодных отношений с представителями власти и деловых кругов России и зарубежья. В частности реализовано два совместных инвестиционных проекта: предприятие «Электропульт-Грозный» по производству современного высоковольтного и низковольтного оборудования, а также организация совместного производства на базе ГУП «Электромеханический завод» по выпуску лифтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С.Ю. О стратегии и концепции социально-экономического России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uiec.ru/5.

2. Желтоносов В.М., Мальсагов А.Х. К вопросу о привлечении финансового капитала для выравнивания уровней развития регионов в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5 (62).

3. Постановление правительства ЧР от 09.11.2010 г. № 202 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года».

4. Постановление правительства ЧР от 23.06.2011 г. № 103 «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечение инвестиций в экономику Чеченской Республики на 20122014 годы».

5. Путин ВВ. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Москва, 8 февраля 2008 г.[ Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.kremlin.ru.

6. Суркова С.А. Депрессивные регионы: типологические особенности и механизмы преодоления депрессивности // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1 (94). С. 25-37.

7. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» от 15.07.2008 г. № 537. (с изменениями от 25.12.2008 г. № 1030).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.