Формирование правовой культуры у курсантов институтов МЧС России
Малышева И. С., к. ю. н., преп., Федянин В. И., д. т. н., проф., зав. кафедрой, Квашнина Г. А., к. т. н., доц., Шуткина С. А., к. ю. н., доц. кафедры, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Динамичное развитие России в начале XXI века обусловливает высокие требования к системе высшего профессионального образования, к качеству подготовки обучающихся.
Одним из направлений обучения в современной высшей школе является воспитание правовой культуры. Так, в ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] говорится, что основным принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры...
Для ряда профессий правовое воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим в формировании облика квалифицированного специалиста. Любые профессионально значимые качества вырабатываются в результате целенаправленной работы по подготовке специалиста. Одним из направлений подготовки в вузах и является профессионально-правовое воспитание, направленное на формирование правовой культуры.
К числу представителей профессий, которые должны обладать правовой культурой относятся и сотрудники системы МЧС России. Для данной категории лиц правовая культура, правосознание особо важны при реализации ими своей профессиональной деятельности по обеспечению надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Наличие необходимых и достаточных правовых знаний позволяет сотрудникам системы МЧС России планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательно установленными требованиями.
Поэтапное формирование правовых установок и ценностных ориентаций, совершенствование правовых знаний и развитие правореализационных навыков на разных стадиях социализации индивида, может существенно повысить качество правосознания и правовой культуры общества в целом и, соответственно, сформировать полноценную базу для воспитания сотрудника в системе МЧС России как профессионала высокого уровня. На данный факт, в частности, обращает наше внимание Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 года [2], в тексте которой закреплена необходимость проведения организациями МЧС России комплекса мероприятий по правовому воспитанию и совершенствования механизма формирования у личного состава правовой культуры.
Правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний [3]. Она представляет собой определенный механизм воспроизведения правил поведения в обществе, соответствующих нормам права. По мнению А. И. Саватеева правовая культура представляет собой:
- знание и понимание основных принципов права,
- уважение к праву,
- формирование активной жизненной позиции личности в сфере права,
- предложение эффективных мер по улучшению правовой деятельности в какой-либо области,
- волевые действия личности, направленные на соблюдение правовых предписаний ей самой, а также другими лицами [4].
Обладать правовой культурой, по мнению В. В. Кожевникова, значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы другие субъекты следовали им. Иными словами, правовая культура личности предполагает оценку правомерности поступков других лиц и совершение действий, направленных на воспрепятствование совершения правонарушений [5].
Механизм формирования правовой культуры сотрудника системы МЧС России, безусловно, не может существовать без процесса получения знаний, т. е. образования. Полученные правовые знания отражаются в сознании человека и являются основой для его устойчивых правовых убеждений и установок, формируя при этом его правовую культуру.
Высшие учебные заведения МЧС России, при осуществлении обучения и правового воспитания, должны ориентироваться на специфику будущей профессии, формировать у курсантов устойчивые правовые знания, взгляды и представления, развивать высокую правовую культуру, навыки и привычки активного правового поведения.
Необходимо отметить, что формирование правовой культуры, осуществляемое в образовательных учреждениях МЧС России должно являться продолжением правового воспитания и обучения, проводившегося на предыдущих этапах: в среднем учебном заведении, армии, трудовом коллективе и т. д.
Дополнить и развить имеющийся багаж знаний в сфере права и правовых явлений должна высшая школа, посредством изучения таких дисциплин как: правоведение, правовое регулирование в области пожарной безопасности, организация работы с кадрами в системе МЧС России, правовые основы профессиональной деятельности.
В рамках указанных дисциплин происходит получение, осмысление и последующее применение будущими сотрудниками МЧС России информации о нормах права, правовой теории и практики, деятельности государственных органов, действии правовых механизмов применительно к своей будущей специальности. Изучение специально-правовых дисциплин позволяет курсантам так же применять правовые знания в своей повседневной деятельности, овладеть правовыми знаниями в виде специального понятийного аппарата для выбора варианта поведения в юридически значимых ситуациях.
Привитие навыков правовой культуры происходит через правовое воспитание, которое представляет собой целенаправленный процесс, осуществляемый планомерно, системно, организованно, непрерывно. Этот процесс предусматривает воздействие на сознание курсантов совокупности различных воспитательных форм, средств и методов с целью формирования необходимых знаний, умений, установок, ценностных ориентации, убеждений, потребностей, привычек и т. д.
Категория «форма воспитания» («форма воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке - во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы [6].
Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания рассматриваются учебные занятия, самостоятельная работа, практическая подготовка, контрольные мероприятия, консультации. В работах ряда авторов можно встретить упоминания и о других формах воспитания, в том числе формах правового воспитания. Например, Э. Р. Чернова выделяет: недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы [7].
Ж. Б. Доржиев, говоря о правовой воспитательной работе, акцентирует внимание на таких формах правового воспитания как участие в конституционных мероприятиях (референдум, выборы и т. д.); участие граждан в правореа-лизующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности, самовоспитание, анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт [8].
Среди форм правового воспитания С. Г. Дробязко и В. С. Козлов выделяют: правовую пропаганду и образование; индивидуально-воспитательную работу; воспитательное воздействие произведений культуры и искусства на правовые темы и др. [9].
Однако наиболее полный перечень форм правового воспитания, на наш взгляд, дано в работе М. В. Саакян: самовоспитание и самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативно-правовых актов и др.); формирование правосознания и правовой культуры в семье; распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику; преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях; профессиональная юридическая подготовка в средних специальных учреждениях (колледжи, лицеи, гимназии и др.) и высших учебных заведениях; популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг, брошюр); система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов); юридическая практика [10].
Анализируя работы ряда авторов можно все разнообразие форм правового воспитания разделить на формы разъяснения и изучения права и правовых яв-
лений в обществе; формы воздействия на сознание и чувства курсантов посредством практики применения правовых норм.
Под методами и средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработки у последнего определенных качеств и формы поведения. Собственно, слово «метод» и означает способ осуществления, понятие же «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике.
Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, разъясняющих политико-правовые идеи и принципы в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка [11]. Основные методы правового воспитания — убеждение, поощрение, позитивный пример, принуждение и наказание, правовое просвещение.
Средства воспитания - это любая педагогическая целесообразная организация методических путей для решения правовоспитательных задач. В это общее понятие включаются предметы, виды деятельности, технические возможности, используемые в правовоспитательных целях. К средствам правового воспитания относятся наглядные пособия по законодательству, юридическая литература, средства массовой информации, другими словами — все, что можно активно использовать в методике правовоспитательного процесса [12].
В современной литературе посвященной проблеме правового воспитания, средства его осуществления не отграничены с достаточной четкостью от форм воспитательной работы. Более того, отдельные авторы, в ряде случаев относят некоторые явления и к средствам и к формам правового воспитания.
Однако, необходимо обратить внимание, что форма воспитания это конкретные способы организации воспитательного процесса., в то время как средство воспитания — это конкретный способ организации метода воспитания, с помощью которого и происходит его реализация.
Так, к средствам правового воспитания курсантов вузов МЧС России можно отнести:
- устную речь (реализуются при таких формах воспитательного воздействия как лекции, беседы и др.);
- письменность (реализуются при таких формах воспитательного воздействия как создание книг, брошюр и др., посвященных правовой тематике);
- современные информационно-коммуникационные технологий (реализуются посредствам интернет, СМИ и др.).
Вся совокупность средств правового воздействия позволяет осуществить информированность курсантов, которая предполагает передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.
Подводя итоги, следует отметить, что для профессионального и личностного роста по службе сотрудникам МЧС России необходимо обладать высоким уровнем правовой культуры и правосознания. Основы правовых знаний закладываются в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях МЧС России. При правовом обучении необходимо использовать различные формы, методы и средства правового воспитания в их логической связи. Такая
организация занятий позволит курсантам сформировать свою правовую компетентность и сознательность, а следовательно, стать профессиональными сотрудниками МЧС России.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013). - СПС Консультант Плюс
2. Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 года: приказ МЧС РФ № 306 от 01 июля 2010 г.). - СПС Консультант Плюс
3. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. - С. 203.
4. Савватеев А. И. Теория государства и права: Альбом схем. - Екатеринбург: издательство Екатеринбургской высшей школы МВД России, 1996. - 57 с.
5. Кожевников В. В. Теория права и государства: Учебно - наглядное пособие в 2-х частях. - Омск: Омская академия МВД России, 2001. - 199 с.
6. Седова Л. Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. - URL: http://www. tinlib. ru/psihologija/teorija_i_metodika_ vospitanij a_konspekt_lekcii/
7. Чернова Э. Р. Теоретические проблемы правового воспитания сотрудников органов внутренних дел. - URL: ttp://politika. snauka. ru/2013/11/1064
8. Доржиев Ж. Б.. Теория государства и права, 2005. - URL: http://knigi-uchebniki. com/prava-gosudarstva-teoriya/teoriya-gosudarstva-prava209. html
9. Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Амалфея, 2007. - 480 с. - URL: http://uchebnikfree. com/gosudarstva-prava-teoriya/pravovoe-vospitanie-ponyatie-formyi-16554. html
10. Саакян М. В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. - № 3. - С. 107-110.
11. Теория государства и права. Курс лекций. / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - С. 570.
12. Вербицкий Н. П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1987. - 23 с.