- уменьшение расходов на содержание - благодаря представительности и комплексности сети наблюдений.
Необходимо разрабатывать проблему районирования Украины на бассейновой (природно-хозяйственной) основе.
Список литературы
2. Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. / П.И. Образцов, В.М. Косухин - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. -317 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
4. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1982. - 319 с.
5. Карташова Т.В. Формирование исследовательских умений у курсантов при выполнении лабораторного практикума по химии / Т.В. Карташова, Ю.Н. Сорокина // Вестник Воронежского института МЧС России, № 1, 2012. С. 3639.
6. Якимова Любовь Геннадьевна Применение интерактивной модели виртуальной лаборатории в учебном процессе вузов МЧС России / Автореферат дисс. ... кандидата пед. наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург. - 2011.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В СИЛОВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ
Колесниченко А.С., к.псих.н., О. В. Радько Национальный университет гражданской защиты Украины,
г. Харьков
Требования к профессиональной подготовке специалистов силовых структур Украины традиционно выдвигаются позиций воздействия на кандидатов внешних факторов, требующих от них ответственности за выбор решений при выполнении задач в чрезвычайных ситуациях, сознательного отношения и служебного долга.
Приказы, регламентирующие деятельность психологической службы, и в том числе профессиональный психологический отбор (ППО) в силовых подразделениях, говорят о необходимости отбора кандидатов, готовых за своими личными и деловыми качествами, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности. Важным является тот факт, что отказ в приеме на службу или учебу по результатам этого отбора защитит самого кандидата от непосильной по психоэмоциональных и психофизических параметрах деятельности, снизит риск возникновения психосоматических заболеваний, как и общество, защитит от негативных последствий его профессиональной несостоятельности.
Психологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов не заканчивается только профессиональным отбором, это только первая часть работы. После того, как кандидаты пройдут медкомиссию, начинается вторая часть психологического обеспечения - это психологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки, которая должна быть соотнесенной с современными требованиями, предъявляемыми к работникам силовых подразделений.
Концепция психологического сопровождения формирования профессионально важных психологических качеств рассматривается через влияние:
а) стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью на психические процессы и состояние работников;
б) особенностей профессиональной подготовки, психологического благополучия становления их профессионально важных психологических качеств;
в) организованной системы психогигиенических и психопедагогичних мероприятий на психические состояния и результаты деятельности работников;
г) взаимосвязь системы средств и методов психологического сопровождения формирования профессионально важных психологических качеств с эффективностью службы и становления профессионализма [1; 2].
Процесс психологического обеспечения профессиональной подготовки включает: - изучение адаптации работников к условиям служебной деятельности; - выявление психологических причин нарушений дисциплины и правонарушений среди работников; - изучение и предупреждение психологических причин текучести кадров.
Научно-методическое обеспечение реализации концепции предполагает:
- создание единых психодиагностических и психокоррекционных методик для работы со специалистами силовых структур Украины;
- разработку психограмы, профессиограммы для работников Украины различных видов экстремальной деятельности;
- разработку программы психологического обеспечения профессиональной подготовки специалистов;
- разработку критериев оценки эффективности психологического обеспечения профессиональной подготовки [1; 2].
Такой подход полностью отражает методологический подход к оценке профессиональных психологических способностей, которые были заложены в систему профессионального отбора в силовых структурах Украины с рассмотрением в исследовании проблемы сопровождения процесса формирования и развития ПВПК.
Анализ теоретических убеждений отечественных исследователей психологических аспектов профессиональной пригодности и проведено теоретическое исследование показали необходимость выделения в рамках концептуальной модели процедуры профессионального психологического
отбора такого понятия, как экспертиза профессиональной психологической пригодности. Взяв за основу принципы экспертизы труда и собственный опыт наблюдений можно дать следующее определение:
"Экспертиза профессиональной психологической пригодности (ЭППП) - это процедура, осуществляемая с помощью комплексного исследования специалистами-экспертами индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. ЭППП, сформировавшейся в процессе биологического и социально-психологического развития, а также в процессе профессиональной деятельности, направленная на установления степени их соответствия научно обоснованным и нормативно одобренным требованиям к виду профессиональной деятельности, группы сходных специальностей или конкретной профессии" [3; 4].
В общем виде психологическое обеспечение профессиональной подготовки осуществляется в следующих направлениях: психолого-педагогическом, которое учитывает особенности системы "начальник-подчиненный"; социально-психологическом, которое учитывает взаимоотношения работников в трудовых коллективах; личному, учитывающий индивидуальное реагирование на сложившуюся обстановку, и т.д.
Совершенствование психологического обеспечения профессиональной подготовки в подразделениях Украины предполагает разработку комплексных программ и перспективных планов, как в целом, так и на уровне каждого подразделения в областях.
Поэтому психологическая служба в организационной системе управления должна занимать такое место, которое позволяло бы их работникам эффективно реализовать следующие виды профессиональной деятельности: - профессионально-прикладная психодиагностика; -психологическое консультирование работников; - психопрофилактическая и психокоррекционная работа с сотрудниками; - психологическое образование работников, направленная на развитие у них профессионально-психологической культуры; - научно-исследовательская деятельность, направленная на разработку новых и коррекцию имеющихся моделей специалистов (профессиограм), совершенствование методического инструментария по психологическому обеспечению профессиональной деятельности; - информационная деятельность по организации взаимодействия с ведомственными и региональными психологическими службами.
Итак, новый психолого-педагогический подход к решению проблемы психологической подготовки специалистов силовых структур к деятельности в экстремальных условиях, основанный на интеллектуально-мотивационной готовности к службе, когнитивных, коммуникативных, эмоционально-волевых особенностей личности.
Список литературы
1. Корольчук М.С. Актуальш проблеми психофiзюлогiчноl дiяльностi вiйськових спецiалiстiв / М.С. Корольчук. -К. : КВГ1, М0У, 1996. - 160 с.
2. Корольчук М.С. Актуальш проблеми психолопчного забезпечення професшно! дiяльностi // Вюник Кшвського мiжнародного унiверситету / М.С. Корольчук. Серiя : Педагогiчнi науки, Психолопчш науки. -2002. - № 1.
3. Макаренко М.В. Психофизиологический отбор военных операторов / М.В. Макаренко. - К. : МО Украины, 1998. -350 с.
1. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнева Л.Н. / Под ред. Никифорова Г.С. -СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-152 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС
РОССИИ
Конорев Д.В., преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Анализ практики формирования профессионального долга у курсантов вузов МЧС позволил выделить несколько основных направлений этой работы.
Первым направлением деятельности руководящего и преподавательского состава по становлению и развитию профессионального долга у курсантов является формирование позитивного отношения к предстоящей профессиональной деятельности, мотивации и личностных установок на активное овладение профессией.
Внутреннее принятие курсантами целей и задач будущей профессиональной деятельности связано с повышением уровня их сознательности, развитием духовных потребностей и интересов, созданием у них такой позиции, которая соответствует задачам, решаемым МЧС. Глубина и правильность осознания курсантами целей и задач предстоящей деятельности в МЧС - глубокая мировоззренческая предпосылка развития у них профессионального долга, стремление выработать у себя профессионально-значимые качества [1].
Второе направление - обеспечение комплексного подхода в работе по формированию профессионального долга у курсантов. Комплексный подход предполагает обеспечение единства всех направлений этой работы:
- государственно-патриотического, духовного, нравственного, правового, профессионального, эстетического, физического воспитания;
- организации образовательного процесса и службы войск в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- обеспечение единства и согласованности в деятельности всех субъектов обучения и воспитания курсантов;
- усиление правопорядка и дисциплины в курсантских подразделениях;
- охват воспитательными воздействиями всех членов курсантских коллективов;