Таким образом, анализ многочисленных теоретических и прикладных исследований, проведённый автором статьи, показал, что в настоящее время сохраняется дискуссионность и неоднозначность вопросов, связанных с содержанием, процессами формирования миссии, перспективных целей, методов анализа и технологий реализации социальной стратегии организации, что обуславливает необходимость более глубокой разработки концептуальных и методологических подходов, моделей и механизмов стратегического управления социальной подсистемой отечественных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Пер. с англ. Под ред. С.М. Мордовина. - СПб.: Питер 2004. С. 44.
2. Букреева В., Рудык Э. Социальная стратегия предприятия: проблемы выбора. Консультант директора. № 21, 2004. С. 27.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М., 1989.
4. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. - М.: ИН-ФРА-М. 2006. С.109.
5. КругловМ.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская деловая литература, 1998. С. 53.
6. ЛарионовИ.К. Стратегия социального управления. - М.: «Данилов и К», 2007.
7. Леванков В.А. Стратегия социального управления. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.
8. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 162.
9. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2006. С. 26, 290.
10. Удальцова М.В. Стратегия социального управления и социальный маркетинг. - Новосибирск, 2001.
11. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. доп. и пер. -М.: ИНФРА-М. 2004.
ГЕРБЕКОВ Н.Б.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ РФ
Почтовая связь является одним из основных элементов социальной инфраструктуры и важным механизмом обеспечения экономических, политических и социальных отношений в Российской Федерации.
Основным концептуальным направлением реализации целей и задач развития рынка услуг почтовой связи, является проведение соответствующей государственной политики в данной области, учитывающей все особенности нынешнего состояния как рынка услуг почтовой связи в целом, так и каждого из сегментов этого рынка, а также значение этого рынка для развития экономики России [1, с. 58]. Весь комплекс мер государственного регулирования рынка услуг почтовой связи должен быть направлен на решение задач всестороннего развития этого рынка.
В мировой практике задачами государственного регулирования рынка услуг почтовой связи являются [5]:
- определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к уровню их качества, контроль за выполнением этих требований;
- защита интересов пользователей услуг почтовой связи;
- определение метода финансирования универсальных услуг почтовой связи;
- ценовое регулирование универсальных услуг почтовой связи (тарифная политика);
- развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
- лицензирование деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка условий лицензий и регистрационных обязательств;
- определение налоговой политики в отношении рынка услуг почтовой связи.
Как правило, государственное регулирование рынка услуг почтовой связи направлено на гораздо более активное регулирование универсальных услуг, чем неуниверсальных. Основная задача государственного регулирования универсальных услуг состоит в определении и внедрении метода их финансирования, а также в контроле достижения целевого уровня качества этих услуг. Необходимое качество универсальных услуг почтовой связи следовательно должно быть гарантировано на всей территории России, за исключением труднодоступных отдаленных районов, где все параметры универсальных услуг подлежат специальной регламентации. Подобная практика широко распространена в странах, географические особенности которых (в частности, размер территории и наличие больших труднодоступных регионов) схожи с Россией (Канада, Бразилия). Для обслуживаемых адресов письменная корреспонденция должна доставляться до почтового адреса.
Тарифы на письменную корреспонденцию должны быть едиными на всей территории России по категориям почтовых отправлений (почтовые карточки, письма, бандероли, се-кограммы, мелкие пакеты; простые, заказные, с объявленной ценностью) и по их весу. Реализация единых тарифов на всей территории России будет возможна после окончании создания федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».
При этом необходимо укрупнение ряда городских отделений почтовой связи и доста-вочных участков, а также в сельской местности целесообразен частичный переход на обслуживание передвижными отделениями почтовой связи.
Параллельно возможно расширение пунктов оказания услуг почтовой связи путем открытия дополнительных пунктов с использованием «франчайзинга». Этот подход активно применяется в мировой практике, так как обеспечивает защиту интересов пользователей услуг почтовой связи путем повышения доступности пунктов оказания услуг и в то же время позволяет снизить затраты оператора универсальных услуг на содержание отделений почтовой связи [3, с. 163].
Задача регионального оператора универсальных услуг на перспективу до 2010 года состоит в достижении указанного уровня качества. Этот уровень качества обеспечит выполнение требований пользователей по контрольным срокам и надежности их выполнения, а также по частоте доставки письменной корреспонденции.
Для достижения этой цели так же требуются операционные изменения в работе организаций федеральной почтовой связи, связанные с автоматизацией центров сортировки почты, оптимизацией магистральной сети, повышением скорости и частоты почтовых перевозок и введением новой системы мотивации для почтового персонала,
Повышение качества предоставляемых почтой универсальных услуг не представляется возможным без модернизации всей деятельности почты, внедрения информационных технологий, современного оборудования и техники. В основе общей модернизации почты лежат две основные задачи: это снижение доли ручного труда и автоматизация производства, модернизация системы перевозки почты и ее доставки до конечного потребителя.
Что касается неуниверсальных услуг, то здесь задача государственного регулирования заключается в создании справедливых условий для конкуренции, стимулирующих развитие рынка услуг почтовой связи в целом.
Реализация целей и задач развития неуниверсальных услуг почтовой связи, с целью создания конкурентной среды на данном рынке, требует проведения соответствующей государственной политики в области почтовой связи, учитывающей все особенности состояния рынка услуг почтовой связи в настоящее время, сложившуюся систему хозяйственных отношений и прогноз развития данного рынка на перспективу до 2014 года.
Задача органов государственного управления в области неуниверсальных услуг почтовой связи заключается в дальнейшем развитии конкурентной среды на рынке услуг. В частности, для обеспечения благоприятных условий развития добросовестной конкуренции в задачи органов государственного регулирования должно входить удаление административных барьеров для выхода на рынок новых организаций почтовой связи.
Для развития конкуренции между федеральными и негосударственными организациями почтовой связи на рынке услуг почтовой связи целесообразно отменить какие-либо льготы, предоставляемые организациям федеральной почтовой связи не связанные с оказанием универсальных услуг почтовой связи.
Деятельность специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, федеральной фельдъегерской связи, фельдъегерско-почтовой связи федерального органа исполнительной власти в области обороны по оказанию услуг в области почтовой связи общего пользования подлежит государственному регулированию в целях обеспечения равных условий конкуренции на рынке услуг почтовой связи.
В целях развития конкуренции необходимо также законодательно передать право заключения хозяйственных договоров с иностранными почтовыми операторами, осуществляющими почтовый обмен в соответствии с актами ВПС, непосредственно государственной почте [2, с. 127]. В настоящее время заключение таких договоров подпадает под действие законодательства в области международных договоров Российской Федерации. Сроки заключения договоров составляют до двух-трех лет, при этом негосударственные организации почтовой связи аналогичные договора заключают напрямую (без участия Правительства Российской Федерации) и намного оперативнее. Таким образом, государственная почта административно находится в худшем по сравнению с ее конкурентами положении.
Схожие административные препятствия на пути развития рынка услуг почтовой связи существуют в отношении использования организациями федеральной почтовой связи недвижимого имущества, а также в сфере совместной деятельности и совместных предприятий с участием организаций федеральной почтовой связи, что связано с их существованием в настоящее время в форме государственных учреждений и государственных предприятий. Указанные проблемы могут быть решены в рамках реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и формирования ФГУП «Почта России».
В целях обеспечения условий для развития конкуренции акционерное общество «Почта России» должно быть организовано на рыночной основе. При этом у данной организации почтовой связи с одной стороны расширяются возможности по привлечению инвестиций в конкретные виды деятельности, а с другой - повышается финансовая прозрачность для органов государственного управления.
В качестве стимула развития международного почтового обмена необходимо распространить действие таможенных льгот на все международные отправления, включая экспресс-почту. При этом необходимо сохранить существующий порядок определения органами государственного управления мест и пунктов международного почтового обмена, что обусловлено необходимостью обеспечения недискриминационного характера работы этих пунктов и мест, а также принятия необходимых контртеррористических мер.
В целях активизации конкуренции на рынке услуг почтовой связи доступ к сетям почтовой связи организаций почтовой связи должен по мнению автора осуществляться в соответствии с действующим законодательством на недискриминационной основе.
Для обеспечения условий, способствующих дальнейшему развитию рынка услуг почтовой связи, ввиду необходимости сохранения единой почтовой территории Российской Федерации, а также с учетом международного опыта представляется необходимым пересмотреть подход к лицензированию деятельности в области почтовой связи [4]. Система лицензирования также призвана обеспечить безопасность почтовых отправлений в связи с повышением угрозы терроризма.
Лицензированию подлежит деятельность в области почтовой связи, при этом перечень услуг почтовой связи общего пользования устанавливается действующим законодательством. Деятельность по оказанию этих услуг должна подлежать лицензированию ввиду необходимости обеспечения тайны связи и сохранности почтовых отправлений, а также на основании международного опыта.
Условия лицензий на деятельность по оказанию универсальных и неуниверсальных услуг почтовой связи должны различаться. Видится более целесообразным лицензирование деятельности по оказанию универсальных услуг почтовой связи на основании индивидуальной лицензии. Деятельность по оказанию неуниверсальных услуг почтовой свя-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
зи в соответствии с указанным перечнем наименований услуг связи юридические лица и частные предприниматели должны быть в вправе осуществлять на основании типовой лицензии.
Система лицензирования также должна обеспечить предоставлению органам государственного управления информации, необходимой для отслеживания параметров рынка услуг почтовой связи по емкости и ассортименту предоставляемых услуг. Для получения полного объема достоверной информации о состоянии рынка услуг почтовой связи система лицензирования должна быть усовершенствована в направлении упорядочения учета всех участников рынка и обязательности предоставления ими статистической отчетности.
Также необходимо пересмотреть систему мониторинга рынка услуг почтовой связи с целью обеспечения наличия более качественной информации о деятельности на рынке услуг почтовой связи, как организаций федеральной почтовой связи, так и негосударственных операторов услуг почтовой связи.
Для обеспечения выполнения требований к качеству универсальных услуг должны проводиться периодические проверки и мониторинг качества услуг. В функции органов государственного управления входит обеспечение проведения таких проверок, а также публикация их результатов. В настоящее время Минсвязи проводит проверки качества универсальной услуги, в частности выполнения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (универсальной услуги). Кроме того, органы государственного управления должны нести ответственность за принятие мер и применение штрафных санкций к оператору универсальных услуг почтовой связи в случае невыполнения им указанных требований к качеству универсальных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грехов Л. Использование новых информационных технологий в сфере почтовых услуг. -М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Кирьянов О.Р. «В сфере почтовых услуг - большие перемены» // Издание «Полярная правда», № 95, 2005.
3. Петухов А.Р. Лицензирование почтовых услуг. - М.: «Тетра», 2005.
4. http://www.ecsocman.edu.ru
5. http://www.ecsocman.edu.ru/db/sect/ml
ЗАНГИЕВА З.Г.
ФАКТОРЫ И ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Известно, что ипотечное кредитование является важным финансовым инструментом рыночных отношений. Принципиальное значение имеет, что с помощью ипотеки можно решать жилищные проблемы. В России в улучшении жилищных условий нуждается 61 процент семей, а объем ипотечного кредитования по отношению к ВВП составляет 0,3 процента. В США этот показатель превышает 53 процента и даже в бывших соцстранах он выше 25 [2]. Более 80% российских банков не занимаются ипотечным кредитованием и продолжают, в пределах своих интересов развивать ипотечные программы. Ипотечный интерес не стал преобладающим, но имеет характер роста и развития.
Как в целом в стране, так и в регионах есть положительная практика ипотечного кредитования, которая подтверждает, что через него:
- широкие слои населения получают потенциальную и реальную возможность улучшить свои жилищные условия (тем самым снижается социальная напряженность в обществе, вызываемая отсутствием жилья, ее нехваткой, несоответствием современным потребностям и т.д.);