ПРОБЛЕМЫ. ОПЫТ. РЕШЕНИЯ
УДК 339.137.22
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ СВЯЗИ
Л.А. КУРАТОВА, кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории проблем территориального развития
E-mail: [email protected] Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра РАН, г. Сыктывкар
В статье представлена методика оценки влияния факторов на конкурентоспособность организаций, позволяющая прогнозировать объем услуг организаций сферы связи (на примере почтовой организации) и обосновывать направления их развития при формировании конкурентоспособности. Изучено влияние внешних и внутренних факторов на рынок почтовых услуг. Спрогнозирован потребительский спрос на услуги российского государственного почтового оператора на 2013-2014 гг.
Ключевые слова: прогнозирование, кластерный анализ, факторный анализ, почтовая связь
В настоящее время достижение конкурентоспособности является важнейшей стратегической задачей любой организации. Для того чтобы достигнуть конкурентоспособного положения на рынке, услуги организаций отрасли связи, включая и почтовую связь, должны помогать решать определенные проблемы потребителей. Регулирование и оценка деятельности в зависимости от степени удовлетворения потребностей в услугах и качества предоставляемых услуг должны учитываться при формировании конкурентоспособности организаций почтовой связи. Какова бы ни была величина спроса потребителей, организации почтовой связи обязаны ее обеспечить.
Для того чтобы сформировать конкурентоспособность, организациям почтовой связи необходима объективная методика. Хотя в современной экономической литературе представлено множество инструментов и методик формирования конкурентоспособности организаций, однако теоретико-методологические основы формирования конкурентоспособности применительно к организациям почтовой связи, подходы комплексного исследования факторов, которые влияют на потребительский спрос на услуги почтовых организаций, пока недостаточно исследованы и требуют дальнейших теоретических исследований и практических разработок. Таким образом, тема исследования в настоящее время является актуальной.
В России выделяются почтовая связь общего пользования, специальная связь, фельдъегерская связь и фельдъегерско-почтовая связь Министерства обороны России. В данной работе рассматривались только организации, относящиеся к почтовой связи общего пользования, на примере ФГУП «Почта России». К области деятельности организаций почтовой связи согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности1 отнесены
1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2007 КДЕС Ред. 1.1. URL: http://www.gks.ru/metod/classifiers.html.
услуги доставки письменной корреспонденции и посылочной почты, осуществление почтовых переводов денежных средств. Эти услуги оказываются на основании лицензий. Также выделяют услуги по доставке экспресс-почты и подписки на печатные издания, осуществляемые без лицензий.
На рынках услуг доставки письменной корреспонденции, посылок и экспресс-почты конкурируют государственный почтовый оператор (далее -Почта России) и более 440 частных курьерских компаний и служб экспресс-доставки. По услуге доставки и выплаты пенсий конкуренцию Почте России составляют банковские и иные организации, с которыми Пенсионный фонд РФ заключил договоры. Денежные переводы можно отправить на почте или с помощью систем денежных переводов, которые сотрудничают с банковскими и иными организациями или имеют собственные представительства. Прием подписки осуществляют подписные агентства, издательства и Почта России. Почта России является естественной монополией только по услуге пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), которая относится к универсальным услугам почтовой связи, что рекомендовано Всемирным почтовым союзом и является мировым стандартом. По данной услуге невозможны конкуренция в полном масштабе и свободное ценообразование из-за ее социальной значимости [1].
Доля Почты России на различных рынках услуг составляет от 6,6 до 75% (табл. 1).
Все это говорит о том, что государственный почтовый оператор вступает в период все возрастающей конкуренции на рынках традиционных почтовых услуг по приему и доставке печатных изданий, выплате пенсий, доставке письменной корреспонденции и посылок. Поэтому для обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке Почте России необходима надежная прогнозная система, позволяющая решать задачи краткосрочного и среднесрочного прогнозирования объема услуг с учетом изменяющегося спроса со стороны потребителей и воздействия внешних и внутренних факторов.
В связи с этим для совершенствования формирования конкурентоспособности организаций почтовой связи автором была разработана методика, позволяющая определить потребительский спрос на услуги в перспективе и обосновать направле-
Таблица 1
Доля Почты России на рынках услуг почтовой связи в 2013 г., %
Доля Почты Доля иных
Виды услуг России участников
на рынке рынка
Письменная 75,0 25,0
корреспонденция
Письменная 70,0 30,0
корреспонденция В2С
Подписка 69,0 31,0
Пенсии 50,0 50,0
Письменная 40,0 60,0
корреспонденция В2В
Посылки 26,9 73,1
Денежные переводы 15,0 85,0
Экспресс-доставка 6,6 93,4
ния развития почтовых услуг. Задачами методики являются:
- выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на интенсивность спроса на услуги организаций почтовой связи;
- реструктуризация филиалов организаций почтовой связи;
- определение реального и прогнозируемого потребительского спроса на услуги организаций почтовой связи;
- сравнение прогнозных значений объемов услуг организаций почтовой связи по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам.
Объектом методики являются организации почтовой связи. В табл. 2 представлены этапы разработанной методики.
Маркетинговый анализ рынков шести видов услуг Почты России был проведен по следующим направлениям:
- изучение рынков 6 почтовых услуг («Доставка письменной корреспонденции», «Доставка посылок», «Доставка экспресс-отправлений EMS», «Выплата пенсий», «Отправка денежных переводов», «Доставка печатных изданий») с помощью вторичной и первичной информации, методики оценки качества обслуживания, анкеты качественных показателей;
- социологические опросы (20 интервью с населением г. Сыктывкара; анкетирование 600 клиентов Почты России, проведенное в 2007, 2008, 2009 и 2012 гг..) [1].
По выявленным в ходе маркетингового анализа факторам были собраны статистические данные
Таблица 2
Этапы методики оценки влияния факторов на конкурентоспособность организации
Вид анализа
Этапы
Используемые методы,
критерии и способы получения информации
Значение полученных результатов
Маркетинговый анализ рынков услуг
Выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на объем услуг предприятия
Методика оценки качества обслуживания организаций. Интервью. Анкетирование
Сбор статистических данных и построение базы данных рядов факторов, объемов услуг в разрезе регионов РФ за период 2005-2012 гг. (динамические ряды данных и ряды данных по регионам)
Статистические сборники Федеральной службы государственной статистики по РФ. Балансы
и отчеты
Первичный отбор факторов конкурентоспособности услуг организаций. Оценка конкурентной среды на рынках услуг организаций
Структуризация базы данных рядов факторов, объемов услуг в разрезе регионов РФ за период 2005-2012 гг.
Метод теоретического обобще-
ния и анализа
Факторный анализ
Определение количества главных факторов, определяющих разбиение филиалов организации на группы (кластеры)
Метод главных компонент (стандартизация данных, критерий Кайзера, критерий «каменистой осыпи» Кэттеля, метод факторных нагрузок)
Определение главных факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности услуг организаций
Выявление главных факторов, определяющих разбиение филиалов организации на группы (кластеры)
Метод главных компонент (вращение исходных факторов с помощью процедуры Уаптах)
Кластерный
Определение количества кластеров, включающих филиалы организации
Стандартизация данных. Метод Уорда (Евклидово расстояние, пороговое расстояние)
Возможность проведения реструктуризации филиалов организации
Разбиение филиалов организации по группам (кластерам)
Метод Уорда, метод ^-средних
Корреляционный анализ по динамическим рядам данных и по рядам данных по регионам
Построение базы данных факторов, объемов услуг по регионам за период 2005-2012 гг.
Метод теоретического обобщения и анализа
Построение матрицы коэффициентов парной корреляции между рядами данных. Расчет коэффициентов парной корреляции между независимыми факторами
Корреляционный анализ
Выявление факторов конкурентоспособности, влияющих на объем услуг организации
Построение всех возможных одно-, двух-, трех-, четырех- и пятикомпонентных наборов независимых факторов, расчет коэффициентов множественной корреляции для линейной и экспоненциальной регрессии, расчет коэффициентов парной и множественной корреляции между зависимым фактором и независимыми факторами
Корреляционный анализ
Регрессионный анализ по динамическим рядам данных и по рядам данных по регионам РФ
Отбор построенных наборов независимых факторов по регрессионным критериям
Критерии анализа:
- коррелируемость независимых факторов с зависимым;
- некоррелируемость независимых факторов между собой;
- отсутствие мультиколлинеар-ности матрицы коэффициентов парной регрессии набора факторов
Выявление набора факторов, определяющих конкурентоспособность организации
Выбор лучшего набора независимых факторов в модели линейной или экспоненциальной регрессии. Расчет коэффициента множественной корреляции между зависимым фактором и наборами независимых факторов
Критерий максимальности коэффициента множественной регрессии
Окончание табл. 2
Вид анализа Этапы Используемые методы, критерии и способы получения информации Значение полученных результатов
Выбор модели регрессии: линейной или экспоненциальной Критерий максимальности коэффициента множественной регрессии
Построение уравнения регрессии и расчетных значений зависимого фактора по динамическим рядам и рядам по регионам Метод наименьших квадратов, линеаризация экспоненциального уравнения регрессии
Оценка качества выбранной модели уравнения регрессии для отобранного набора факторов ^-критерий Фишера
Определение ошибки выбранной модели уравнения регрессии для отобранного набора факторов Расчет средней относительной ошибки аппроксимации уравнений регрессии
Построение расчетных значений динамического ряда зависимого фактора по РФ и кластерам за период 2005-2012 гг Построение расчетных значений ряда по регионам зависимого фактора по РФ и кластерам за 2005, 2005-2012, 2012 гг. Расчет значений зависимого фактора по регионам по уравнению регрессии
Сравнение кривых расчетных значений уравнения регрессии Графический метод сравнения экспоненциальной средней
Построение кривой скользящей средней временного тренда и сезонной составляющей Метод скользящей средней, анализ индексов сезонности и сравнение амплитуд сезонной волны
Построение кривой экспоненциальной средней временного тренда и сезонной составляющей Метод экспоненциальной средней, анализ индексов сезонности и сравнение амплитуд сезонной волны
Прогнозирование спроса Прогнозирование временной зависимости зависимого фактора (объем услуг) на 2013-2014 гг. Экстраполяция независимых факторов и расчет значений по уравнению временной регрессии Обоснование направлений развития услуг организации
Оценка качества прогнозирования уравнения регрессии Модель доверительного интервала
Сравнение и анализ расчетных на 2012 г. и прогнозных на 2013-2014 гг. значений динамических рядов данных и рядов данных по регионам зависимого фактора по РФ и кластерам Сравнение таблиц и графиков
за период 2005-2012 гг.2. Общее количество внешних факторов в целом по России составило 111, внутренних - 37. Для анализа по Республике Коми были отобраны 108 внутренних и 136 внешних факторов (табл. 3). В качестве зависимых факторов рассматривались объемы 6 почтовых услуг Почты России («Доставка письменной корреспонденции», «Доставка посылок», «Доставка экспресс-отправлений EMS», «Выплата пенсий», «Доставка печатных
2 Статистика отрасли связи // Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://minsvyaz. ru/ru/directions/stat/stat//; Годовые финансовые отчеты за 2004-2011 годы // ФГУП «Почта России». URL: http://www. russianpost.ru/rp/company/ru/home/plans/plans/reports_god.
изданий», «Отправка денежных переводов») и объемы 4 услуг филиала Почты России в Республике Коми («Доставка письменной корреспонденции», «Доставка посылок», «Выплата пенсий», «Отправка денежных переводов») за период 2005-2012 гг. [2-11].
Факторы, оказывающие влияние на спрос на почтовые услуги для всех потребительских сегментов, были разделены по видам (рис. 1).
В ходе факторного анализа были определены шесть главных и независимых друг от друга факторов:
- количество отправленной письменной корреспонденции;
Таблица 3
Количество внешних и внутренних факторов, используемых для регрессионного анализа
Количество факторов Внешние факторы Внутренние факторы Всего, ед.
Количество, ед. % от общего количества Количество, ед. % от общего количества
Российская Федерация
Общее 111 75 37 25 148
По динамическим рядам 85 77 25 23 110
По рядам данных по регионам 100 80 25 20 125
Республика Коми
Общее 136 55 108 45 244
По динамическим рядам 136 55 107 45 243
По рядам данных по регионам 131 58 92 42 223
Рис. 1. Типология факторов конкурентоспособности услуг организаций почтовой связи
- количество отделений почтовой связи;
- расходы местных бюджетов; численность сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтальонами; площадь региона;
протяженность железнодорожных путей региона [1].
По главным факторам был проведен кластерный анализ, который явился основой для реструк-
туризации филиалов Почты России. В результате все филиалы Почты России были поделены на пять кластеров. В дальнейшем все виды анализа были проведены для Почты России в целом в разбивке по филиалам, объединенным в кластеры, и для филиала Почты России в Республике Коми.
Результаты корреляционного анализа по динамическим рядам данных показали, что внешние факторы, влияющие на спрос на услуги Почты
России, чаще всего относятся к группе «Социально-экономические факторы», а внутренние факторы - к группе «Разветвленность инфраструктуры почтовой организации». По рядам данных по регионам чаще всего на спрос влияют факторы, относящиеся к группе «Хозяйственная деятельность организаций». Это указывает на необходимость учета факторов, влияющих на спрос на услуги не только в целом по России, но и в разбивке по регионам России [1].
После расчета коэффициентов множественной регрессии были отобраны наборы факторов с максимальным коэффициентом множественной корреляции и модели регрессии для динамических рядов по РФ. По 4 услугам («Доставка письменной корреспонденции», «Доставка посылок», «Доставка
1,3 1,25 1,2 1,15 1,1 1,05 1
0,95 0,9 0,85 0,8
I квартал
II квартал
III квартал
■ Письменная корреспонденция, скользящая средняя
■ Посылки, скользящая средняя
Печатные издания, экспоненциальная средняя Переводы, экспоненицальная средняя
■ Пенсии, экспоненциальная средняя
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Письменная Посылки Печатные издания Переводы
корреспонденция
-Скользящая средняя---Экспоненциальная средняя
б
Рис. 2. Характеристика сезонности услуг Почты России: а - квартальные индексы сезонности; Ь - амплитуда сезонной волны
экспресс-отправлений EMS», «Выплата пенсий») была отобрана модель линейной регрессии двух-компонентных наборов факторов, а для услуг «Отправка денежных переводов и «Доставка печатных изданий» - модель экспоненциальной регрессии двух- и трехкомпонентных наборов факторов.
Оценка качества моделей уравнения регрессии для отобранных наборов факторов производилась с помощью ^-критерия Фишера, который для всех отобранных наборов факторов выполняется. Средняя относительная ошибка аппроксимации для результирующих наборов факторов модели экспоненциальной регрессии равна 0,8-4%, для линейных - 1-4%, что подтверждает правильность выбора моделей.
Оценка качества прогнозирования моделей производилась с помощью доверительного интервала. Прогнозные точки спроса на услуги Почты России на 2013 и 2014 гг. находятся внутри доверительного интервала. В целях сравнения качества регрессионной модели с другими статистическими моделями к данным независимых факторов были применены методы сглаживания динамических рядов. Результаты показали, что регрессионные кривые намного точнее описывают поведение зависимого фактора, чем кривые скользящей средней и экспоненциальной сглаживающей.
Квартальные индексы сезонности и амплитуда сезонной волны для динамических рядов данных объемов почтовых услуг были рассчитаны на примере филиала Почты России в Республике Коми (рис. 2). Сравнивая амплитуды сезонной волны для объ-
IV квартал
Пенсии
емов 5 почтовых услуг, можно отметить, что минимальная амплитуда сезонной волны со значением 2,4% соответствует объему выплаченных пенсий и социальных пособий. Значит, объем получаемых пенсий и пособий слабо зависит от времени года. Тем не менее наблюдаемая амплитуда обусловлена тем, что часть пенсионеров выезжает за пределы пункта проживания (на дачи, в отпуск), не имея возможности получить пенсию в данный период. Получают эту пенсию позже, поэтому объем пенсий за период с июля по сентябрь немного ниже, а в четвертом квартале немного выше, чем в среднем за год. Снижение объемов пенсий и пособий в первом квартале связано с переоформлением документов для их получения в соответствующих государственных организациях. Если клиент не успел оформить документы вовремя, перечисления пойдут в следующем месяце.
В несколько раз выше амплитуда у услуги «Доставка печатных изданий». Почтовая связь доставляет печатные издания как по услуге подписки, так и для розничных продаж в отделениях. От времени года количество печатных изданий зависит слабо, а доставка печатных изданий для продаж в отделениях - намного сильнее. Например, в летний период (июль-сентябрь) большинство людей находится в отпусках или выезжает за пределы мест проживания, и объем печатных изданий, продающихся в отделениях почтовой связи, намного ниже, чем в другое время года. Чуть меньшее снижение объемов продаж печатных изданий в первом квартале, вероятно, связано с периодом сильных холодов в январе-феврале.
Следующей услугой с чуть большей амплитудой сезонной волны (11,4%) является услуга «Отправка денежных переводов». Наблюдается сильное снижение амплитуды с июля по сентябрь, что также связано с отпусками и выездом жителей за пределы места проживания. Вследствие этого снижаются объемы денежных переводов от работающих вахтовым методом; родственников студентов, учащихся в других городах; оплаты банковских кредитов и процентов по кредитам; переводов от покупки товаров по каталогам и через Интернет; различных социальных выплат (например, алиментов).
Для услуги «Отправка письменной корреспонденции» амплитуда составляет 21,5%. В целом сезонная волна близка к услуге по доставке денежных переводов. Самый минимум приходится на третий квартал - период отпусков, когда население меньше отправляет письменной корреспонденции и меньше получает писем от организаций, в т.ч. и государствен-
ных. Доля заказных писем во втором, а особенно в третьем, квартале резко возрастает. Кроме того, различного рода уведомления от государственных организаций зачастую заранее планируются именно на четвертый квартал, когда доля возврата минимальна. Учитывая, что уведомления от налоговой инспекции населению составляют практически 20% от общего объема письменной корреспонденции и направляются в четвертом квартале года, то амплитуда сезонной волны почти в два раза превышает амплитуду сезонной волны по денежным переводам.
Услуга «Отправка посылок» имеет максимальное значение амплитуды сезонной волны (46,1%). Такой размах сезонных колебаний по доставляемым посылкам связан с тем, что значительная доля посылок отправляется в качестве подарков к Новому году, вследствие этого индекс четвертого квартала более чем на 28% превышает средний единичный уровень. При этом индексы сезонности первого-третьего кварталов находятся ниже среднего единичного уровня. Несколько выше (почти близок к единичному уровню) индекс первого квартала, что говорит о том, что новогодние и рождественские подарки люди отправляют также и в начале января.
Рассмотренные индексы сезонности и амплитуды сезонной волны показывают, что для ряда почтовых услуг при прогнозировании их объемов крайне важен учет сезонной составляющей, особенно при распределении кадровых и материальных ресурсов, необходимых для исполнения данных услуг.
Разработанная методика расчета модели множественной регрессии была применена не только к динамическим рядам данных, но и к рядам данных по регионам РФ, входящим в сферу деятельности филиалов Почты России. Это позволило выявить коррелирующие факторы, слабо изменяющиеся и не меняющиеся с течением времени. В качестве моделей регрессии рядов данных по регионам в 2012 г. были отобраны модели линейной регрессии двухкомпонентных наборов факторов.
На следующем этапе анализа были проведены сравнение и анализ расчетных на 2012 г. и прогнозных на 2013-2014 гг. значений спроса на услуги Почты России по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам России зависимого фактора. Прогнозные значения спроса на услугу «Доставка письменной корреспонденции» снижаются как по динамическим рядам данных, так и по рядам данных по регионам России (рис. 3). В России в среднем на душу населения приходится только 11 письменных
120
100
х1
о4
2
а «
и
Щ и
Э
о
о
Отправлено письменной корреспонденции, млн ед.
Отправлено исходящих посылок, тыс. ед.
О 2012 факт
^^^2013 прогноз, динамические ряды
--2012 уравнение регрессии, ряды по регионам
-2014 прогноз, ряды по регионам
Выплачено пенсий и Исходящие почтовые
пособий, тыс. ед. денежные переводы, тыс.
ед.
"2012 уравнение регрессии,динамические ряды —2014 прогноз, динамические ряды " 2013 прогноз, ряды по регионам
Рис. 3. Сравнение расчетных регрессионных значений 2012 г и прогнозных значений 2013-2014 гг. спроса на почтовые услуги по динамическим рядам данных и рядам данных по регионам РФ
отправлений в год, что в 36 раз меньше объемов письменных отщзавлений в развитых странах [1].
Основным конкурентным преимуществом Почты России для этой услуги являетсяширокая сеть отделений как в городской, так и в сельской мест-ности.Нонизкийуровеньавтоматизации и механизации увеличивает срок прохождения письменной корреспонденции до адресата, что сказывается на несоответствии контрольным срокам прохождения. Как показывают результаты исследования, для населения идля организаций необходимы высокая скорость и надежность доставки письменных отправлений. При этом треть респондентов недовольны существующей скоростью доставки отправлений.
Можно предположить, что в дальнейшем отправлена в сегменте «От населения к населению» будут замещаться электронными каналами. Спрос на отправку корреспонденции всегменте«От населения к различным организациям (государственны м, частным)» будеттаь^езависеть от paзвития электронной подачи информации (например, электронное правительство) [1].
Снижение спроса на доставку письменной корреспонденции в сегменте «От организаций населению» с 2009 г. можно объяснить либерали-зациейтребованийзаконодательствак отправляемым извещениям. Например, произошло снижение потребности вотправке извещений судебными и налоговыми государственными организациями. В частности, в настоящее время данные организации отправляютнезак&зные, а гфостые письма,при этом количество отправлений остается прежним, а стоимостьуменьшается. Крометого, сократилось количество извещений о налогах за счет объединения всех извещений водномписьме, происходит переход на отправку извещений по телефону, с помощью SMS, сети Интернет. С 01.01.2013 были отменены так называемые «письма счастья» (информационные письма о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования), что также скажется на объемах письменнойкорреспонденции не в .т^чшую сторону. В настоящее время наиболее перспективным является сегмент отправлений штрафов
органами ГИБДД населению о правонарушениях на дорогах, зафиксированных автоматическими приборами фото- и видеофиксации. Поэтому объемы услуги в данном сегменте будут снижаться небольшими темпами [1].
Спрос на услугу доставки письменной корреспонденции в сегменте «От организации к организации», скорее всего, останется на том же уровне или незначительно снизится в связи с переходом к общению посредством Интернета или выбора альтернативных операторов, которые могут обеспечить более быструю доставку отправлений (DHL, СПСР-экспресс и др.). Снижение спроса в данном сегменте будет зависеть и от электронного обмена между организациями с использованием цифровой подписи с обеих сторон (например, отправка налоговой декларации от организации налоговой службе) [1].
Особенно востребованной была бы услуга безадресного отправления (с возможностью получения в любом отделении на территории РФ) гибридной почты как замена телеграммы до востребования. Однако это требует внесения изменений в существующее законодательство. С 2012 г. введена такая дополнительная услуга, как ОВПО (ответное внутреннее почтовое отправление), это простые, заказные письма/карточки с указанием обратного адреса отправителя. Отправитель может оплатить ответы своих респондентов, которые в свою очередь, заполнив карточку, могут опустить в любой почтовый ящик. Это также является перспективным сегментом для данной услуги, к примеру, в почтовых службах Европы доля прямой рассылки составляет около 30%.
Для объемов исходящих посылок модель динамических рядов данных показывает тенденцию к росту, в то же время модель для рядов данных по регионам показывает отсутствие изменений. Это говорит о высоком потребительском спросе в 2013-2014 гг. для данной услуги (рис. 3). Услуги «Доставка посылок» и «Доставка экспресс-отправлений» часто объединяют в один рынок услуг, так называемый CEP (courier, express and parcels - курьерская, экспресс-доставка и посылки).
Преимуществами Почты России по данным услугам являются широкая сеть отделений связи и собственная система транспортировки грузов. Почта России является практически единственной компанией, осуществляющей доставку посылок в сельской местности и в местах лишения свободы. Ее конкуренты часто пользуются услугами Почты России, чтобы доставить посылку в тот населенный
пункт, где нет собственной сети. Недостатки Почты России - невысокие сроки доставки, которые не соответствуют контрольным срокам. Это выявило и проведенное анкетирование. Для большинства клиентов важными характеристиками этих услуг являются скорость, надежность доставки, сохранность посылок.
На рост спроса на услуги «Доставка посылок» и «Доставка экспресс-отправлений» во всем мире, включая и Россию, влияет развитие частных интернет-аукционов (eBay, e-Commerce, Molotok, u-Bid), дистанционной международной и внутрироссийской торговли (интернет-магазины, торговля по каталогам), виртуальных карт оплаты (web-money), т.е. в сегменте отправки посылок «От частных организаций населению» [1]. Это характерно и для зарубежных стран, где объем посылок ежегодно увеличивается на 20%. Вступление России в 2012 г. в ВТО также может привести к росту международных посылок. В большей степени это характерно для городской местности, где сосредоточено большинство организаций и население чаще пользуется онлайн-покупками. Но именно в крупных городах сосредоточено большинство конкурентов Почты России, включая глобальные организации (DHL, FedEx и др.).
В сегменте отправок посылок «От населения к населению» объемы посылок скорее всего останутся на уровне 2012 г.
Хотя в составе Почты России нет банковской организации, больше трети от общего спроса на услуги составляют финансово-экономические услуги. Рост объемов пенсий до 2010 г. был связан с ростом численности пенсионеров и за счет ликвидации альтернативных организаций, осуществляющих доставку пенсий на дом. По авторскому прогнозу на 2013-2014 гг., спрос на услугу «Выплата пенсий» по модели динамических рядов данных будет снижаться, однако по моделям рядов данных по регионам изменения практически нет, значит, темпы снижения не будут высоки (рис. 3). Снижение потребительского спроса произойдет за счет населения, получающего пенсии в почтовом отделении, ведь по результатам анкетирования вновь выходящие на пенсию городские пенсионеры предпочитают банки, в которых есть возможность зачисления пенсии на банковскую карту или открытия пенсионных вкладов. Для сельских районов характерно то, что многие банки выдают кредиты пенсионерам только при условии, что они получают пенсию в этих банках [1].
Основные объемы данной услуги приходятся на сегмент пенсий, доставленных на дом для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, которые не могут выходить из дома, как в городской, так и в сельской местности. Многие пенсионеры предпочитают получать пенсию на дому и из-за возможности общения с почтальоном.
Спрос на услугу «Отправка денежных переводов» по модели динамических рядов данных падает, а по модели рядов данных по регионам показывает незначительную тенденцию к росту, что говорит о снижении темпов падения объемов переводов (рис. 3). Падение объемов денежных переводов связано:
- с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса в 2008-2010 гг., в первую очередь за счет снижения количества выплат по кредитам в банки от населения;
- с высокой конкуренцией на данном рынке: отправить денежный перевод можно не только в банках (в офисе банке, в онлайне, в терминалах самообслуживания), но и в различных торговых точках (например, Евросеть, Связной);
- с замещением денежных переводов другими способами отправки денежных средств без оплаты комиссии. Например, зная номер карты и пин-код, можно положить на карту денежные средства через банкомат;
- с возможностью выплаты алиментов переводом на банковскую карту, а не денежным переводом. Дальнейшее падение объемов денежных переводов будет происходить во всех сегментах. И в большей степени это будет зависеть от сегмента «Отправка от населения организациям» (выплата банковских кредитов, оплата товаров в интернет-магазинах») [1].
Очень актуальными и востребованными являются введенные Почтой России с 2011 г. безадресные денежные переводы «Форсаж» от населения к населению.
Снижение объемов печатных изданий (как по подписке, так и в розницу) связано:
- с общим падением интереса к печатным СМИ в связи с развитием Интернета;
- с изменением привычек медиапотребления молодежи;
- с высокой стоимостью подписки (в подписную цену входит доставка издания, и стоимость в розничных сетях может быть ниже);
- с распространением бесплатных изданий (чаще рекламного характера, с новостями, программой передач);
- с возможностью подписки на электронную
версию издания на сайте издательства.
Но это не относится к узкоспециализированным газетам и журналам, которые распространяются только по подписке.
Преимуществами Почты России при оказании услуги «Доставка печатных изданий» являются полное отсутствие альтернативных организаций, доставляющих печатные издания в почтовый ящик, и предоставление услуг по всех регионах (в городской и сельской местности). Но на рынке подписки организаций доля Почты России значительно меньше (примерно 60%) за счет множества альтернативных организаций. В сельской местности почтовое отделение является единственным источником для приобретения СМИ в розницу [1].
В табл. 4 представлены основные направления развития услуг Почты России в зависимости от потребительского сегмента.
Таким образом, в настоящее время при формировании конкурентоспособности Почты России необходимо уделить особое внимание городской местности в центральных регионах России. Для того чтобы Почте России занять лидирующее положение на рынках почтовых услуг в условиях конкуренции, необходимо повысить качество оказания услуг, оптимизировать сеть, совершенствовать базовые качества услуг. Наиболее перспективным является сегмент отправлений письменной корреспонденции от государственных организаций населению. Необходимы расширенный перечень дополнительных услуг, развитие почтовых фронт-офисов. Для развития услуг «Доставка посылок» и «Доставка экспресс-отправлений EMS» необходимо совершенствовать базовые качества услуг, улучшать продуктовый портфель, повышать качество сервиса. Получение ограниченной банковской лицензии, оптимизация клиентской зоны в отделениях, развитие электронного документооборота между почтой и государственными организациями будут способствовать развитию услуги «Выплата пенсий». Для развития услуги «Отправка денежных переводов» необходимо улучшить IT-обеспечение услуги.
Методические авторские разработки (в частности, расчет двух видов прогнозов по моделям динамических рядов данных и по моделям рядов данных по регионам России) позволяют точнее спрогнозировать объем потребительского спроса на услуги Почты России с учетом влияния факторов, слабо изменяющихся или не меняющихся во
Таблица 4
Направления развития услуг Почты России
Услуга Население (городская, сельская местность) Направления развития услуг для частных и государственных организаций (городская, сельская местность)
Доставка письменной корреспонденции Учащиеся, работающие - удобный график работы и уменьшение времени нахождения в очередях за счет развития фронт-офисов. Например, оптимизация режима работы в часы пик (увеличение количества операционных окон на это время, перенос обеденных и технических перерывов на другое, менее оживленное время), внедрение электронной очереди. Пенсионеры - оптимизация клиентской зоны в отделениях. Например, увеличение количества сидений, внедрение должности консультанта в крупных отделениях, удобный вход (пандусы). Увеличение количества почтовых ящиков на улице, оптимизация их размещения, особенно в строящихся жилых кварталах Расширение перечня дополнительных услуг Например, возможность заблаговременной сдачи почты, выезд курьера для сбора корреспонденции
Отправка денежных переводов Удобный график работы и уменьшение времени нахождения в очередях за счет развития фронт-офисов. Оптимизация клиентской зоны в отделениях. Развитие 1Т-обеспечения, например установка терминалов самообслуживания Получение банковской лицензии позволит открыть счета организациям и даст возможность перечислять денежные средства на счета физических лиц
Доставка посылок; Доставка экспресс-отправлений (EMS) Совершенствование базовых качеств услуги, повышение качества сервиса. Например, прием и доставка посылок «от двери до двери». Развитие почтоматов - автоматических станций, в которых можно без участия оператора получать регистрируемое почтовое отправление Совершенствование базовых качеств услуги, повышение качества сервиса, особенно в крупных городах. Например, прием и доставка посылок «от двери до двери»
Выплата пенсий Получение ограниченной банковской лицензии может способствовать дополнительной возможности получать пенсию не только на дому или через оператора, но и с помощью карт почтового банка в банкоматах. Оптимизация клиентской зоны в отделениях Развитие электронного документооборота между почтой и государственными организациями, занимающимися выплатой пенсий
Доставка печатных изданий Возможность оформить подписку и оплатить заказ в Интернете или на терминале самообслуживания Возможность оформить подписку и оплатить заказ в Интернете или на терминале самообслуживания
времени, влияние которых не учитывается при прогнозе только по динамическим рядам данных. Разработанная методика может быть использована не только различными почтовыми организациями, но и организациями любой сферы народного хозяйства Российской Федерации, преподавателями учебных заведений при подготовке учебных курсов.
Список литературы
1. Куратова Л.А. Формирование конкурентоспособности организаций почтовой связи. Сыктывкар. 2013. 24 с.
2. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2004: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 2004. 230 с.
3. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2005: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 237 с.
4. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2006: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 266 с.
5. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2007: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 286 с.
6. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2008: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 306 с.
7. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2009: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 287 с.
8. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2010: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат. 275 с.
9. Города и районы Республики Коми. Социально-экономические показатели. 2011: статистический сборник. Сыктывкар: Комистат, 275 с.
10. Города и районы Республики Коми. Соци- 11. Почтовая связь в Республике Коми. Исто-
ально-экономические показатели. 2012: статисти- рия и современность. Сыктывкар: Комистат. 2012. ческий сборник. Сыктывкар: Комистат. 268 с. 55 с.
Problems. Experience. Decisions
FORMATION OF COMPETITIVENESS OF COMMUNICATIONS INDUSTRY ORGANIZATIONS
Liubov' A. KURATOVA
Abstract
The article presents a methodology of evaluating the impact of factors' influence on the competitiveness of organizations The methodology allows to predict the volume of telecommunication services (a postal organization as an example) and to prove the directions of development in formation of competitiveness The author forecasts the influence of external and internal factors on the postal market, as well as the consumer demand for the Russian state postal operator's services for 2013-2014.
Keywords: forecast, cluster analysis, factor analysis, postal service
References
1. Kuratova L.A. Formirovanie konkurentosposob-nosti organizatsii pochtovoi sviazi [Formation of competitiveness of postal organizations]. Syktyvkar, 2013, 24 p.
2 . Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2004: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2004: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 230 p.
3 . Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2005: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2005: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 237 p.
4 . Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2006: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2006: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 266 p.
5. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2007: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic.
Socio-economic indicators. 2007: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 285 p.
6. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2008: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2008: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 306 p.
7. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2009: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2009: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 287 p.
8. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2010: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2010: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 275 p.
9. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskiepokazateli. 2011: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2011: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 275 p.
10. Goroda i raiony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2012: statisticheskii sbornik [Cities and regions of the Komi Republic. Socio-economic indicators. 2012: statistical digest]. Syktyvkar, Komistat Publ., 268 p.
11. Pochtovaia sviaz' v Respublike Komi. Istoriia i sovremennost' [Postal services in the Komi Republic. History and the present day]. Syktyvkar, Komistat Publ., 2012, 55 p.
Liubov' A. KURATOVA
Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North, Russian Academy of Sciences Scientific Center, Syktyvkar, Komi Republic lyubov_kuratova@list . ru