Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / студенты вузов культуры / направления развития / восприятие / грамотность / музыкальный опыт / music culture / students of universities of culture / directions of development / perception / literacy / musical experience

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гилязов Ринат Габитдинович

В статье актуализируется проблема развития музыкальной культуры студентов института искусств. Выявлена необходимость уточнения категориально-терминологического аппарата музыкальной культуры, недостаточная научно-теоретическая разработанность которого детерминирует возникновение проблем как методологического, так и методического характера. Раскрыт междисциплинарный характер понятия «музыкальная культура» являющегося объектом изучения многих гуманитарных наук. В рамках проведённых и представленных в научной литературе результатов педагогических исследований определены и раскрыты особенности традиционного, экстраполяционного и компетентностного взглядов на понятие музыкальной культуры студентов института искусств. Приводится авторская трактовка данного термина. Определены основные направления развития музыкальной культуры студентов института искусств, предполагающие повышение уровня их музыкальной грамотности, усиление музыкального восприятия и направленности, а также осуществление систематической музыкальной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гилязов Ринат Габитдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of developing the musical culture of students of the Institute of Arts. The need to clarify the categorical and terminological apparatus of musical culture was revealed, the insufficient scientific and theoretical development of which determines the emergence of problems of both a methodological and methodological nature. The interdisciplinary nature of the concept of "musical culture" which is the object of study of many humanities is disclosed. Within the framework of the results of pedagogical research conducted and presented in the scientific literature, the features of the traditional, extrapolation and competence views on the concept of musical culture of students of the Institute of Arts are determined and disclosed. The author's interpretation of this term is given. The main directions for the development of the musical culture of students of the Institute of Arts have been identified, which imply an increase in the level of their musical literacy, an increase in musical perception and orientation, as well as the implementation of systematic musical activities

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ»

7. Gay, G. Culturally responsive teaching: theory, research, and practice (2nd ed.) / G. Gay. - New York: Teachers College Press. - 2010. - 320 p.

8. Gorski, P. Case Studies on Diversity and Social Justice Education / P. Gorski, S. Pothini. - Oxfordshire, United Kingdom: Routledge. - 2014. - 152 p.

9. Joppke, C. Multicultural Questions / C. Joppke, S. Lukes. - Oxford, England: Oxford University Press. - 1999. - 278 p.

10. Parker, W.C. Teaching democracy: Unity and diversity in public life / W.C. Parker. - New York: Teachers College Press. -2003. - 216 p.

11. Gorski, P. Multicultural Education and the Internet: Intersections and Integrations (2nd. ed.) / P. Gorski. - USA: McGraw-Hill. - 2004. - 190 p.

12. Sleeter, C.E. Making choices for multicultural education: Five approaches to race, class, and gender (6th ed.) / C.E. Sleeter, C.A. Grant. - New Jersey, U.S.: Wiley. - 2009. - 272 p.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры сольного народного пения Гилязов Ринат Габитдинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА

ИСКУССТВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема развития музыкальной культуры студентов института искусств. Выявлена необходимость уточнения категориально-терминологического аппарата музыкальной культуры, недостаточная научно-теоретическая разработанность которого детерминирует возникновение проблем как методологического, так и методического характера. Раскрыт междисциплинарный характер понятия «музыкальная культура» являющегося объектом изучения многих гуманитарных наук. В рамках проведённых и представленных в научной литературе результатов педагогических исследований определены и раскрыты особенности традиционного, экстраполяционного и компетентностного взглядов на понятие музыкальной культуры студентов института искусств. Приводится авторская трактовка данного термина. Определены основные направления развития музыкальной культуры студентов института искусств, предполагающие повышение уровня их музыкальной грамотности, усиление музыкального восприятия и направленности, а также осуществление систематической музыкальной деятельности.

Ключевые слова: музыкальная культура, студенты вузов культуры, направления развития, восприятие, грамотность, музыкальный опыт.

Annotation. The article actualizes the problem of developing the musical culture of students of the Institute of Arts. The need to clarify the categorical and terminological apparatus of musical culture was revealed, the insufficient scientific and theoretical development of which determines the emergence of problems of both a methodological and methodological nature. The interdisciplinary nature of the concept of "musical culture" which is the object of study of many humanities is disclosed. Within the framework of the results of pedagogical research conducted and presented in the scientific literature, the features of the traditional, extrapolation and competence views on the concept of musical culture of students of the Institute of Arts are determined and disclosed. The author's interpretation of this term is given. The main directions for the development of the musical culture of students of the Institute of Arts have been identified, which imply an increase in the level of their musical literacy, an increase in musical perception and orientation, as well as the implementation of systematic musical activities.

Key words: music culture, students of universities of culture, directions of development, perception, literacy, musical experience.

Введение. Современный процесс профессиональной подготовки студентов института искусств ориентирован на достижение довольно широкого круга задач, образующих его ключевые целевые характеристики, отражающие определенный набор компетенций и способностей выпускников. Одной из таких характеристик также следует считать и развитие музыкальной культуры студентов института искусств, предполагающей, с одной стороны широкий уровень их музыкальной образованности, а с другой - глубокое развитие художественно-эстетической и эмоционально-волевой сфер личности, обеспечивающих ответственное, ценностное и творческое отношение выпускников к своей дальнейшей профессиональной деятельности [9].

По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л.В. Школяр, значимость развития музыкальной культуры определяется ее исключительным воздействием на музыкальный кругозор и общекультурный уровень человека [13]. Важность развития музыкальной культуры также отмечается и во многих локальных нормативно-управленческих документах (рабочих программах) вузов культуры, а также учебных и методических изданиях, выпущенных для педагогов и студентов, обучающихся по различным профилям укрупнённой группы 53.00.00 «Музыкальное искусство».

Изложение основного материала статьи. Предварительный анализ научной литературы по данному вопросу показывает, что в целом, научная проблематика музыкальной культуры сегодня образует целый массив исследований, проведенных в различных областях гуманитарного знания, таких как философия, искусствоведение, культурология социология, психология и педагогика. В рамках методологического аппарата, свойственного данным наукам, понятие музыкальной культуры носит междисциплинарный характер и отличается крайней вариативностью, имманентно присущей столь комплексным системным категориям [8].

К сожалению, прямое заимствование и неоправданная экстраполяция предложенных данными авторами трактовок музыкальной культуры представителями других областей наук, становится причиной серьезных методологических просчетов и порождает терминологическую эклектику во многих современных исследованиях, результаты которых не могут быть признаны состоятельными. В особенности данная ситуация характерна для педагогических исследований, количество которых значительно преобладает над их качеством, что требует проведения сравнительно-сопоставительного анализа полученных выводов, прежде всего, в историко-педагогическом контексте.

Рассматривая группу специализированных научно-педагогических исследований данной проблемы, следует отметить, что впервые вопросы развития музыкальной культуры на уровне диссертации кандидата педагогических наук были поставлены в 1985 году О.П. Кеериг, подготовившей и опубликовавшей около 10 научных и методических научных трудов. Согласно представлений данного исследователя, музыкальная культура личности является определенной совокупностью ее свойств, а также способов реализации ее творческих возможностей [7].

Практически в это же время (1987 г.) успешно состоялась процедура защиты докторской диссертации известного советского и российского ученого в области музыкального образования детей и подростков Ю.Б. Алиева, трактовка музыкальной культуры которого довольно близка предыдущей. Одно из его наиболее поздних определений музыкальной культуры основано на интеграционном подходе, следуя которому данное понятие видится им как интегративное свойство личности, образованное музыкальной развитостью, образованностью, и опытом личности в социально-художественной деятельности.

Сходную позицию в трактовке музыкальной культуры личности разделяют и многие авторы последующих, более современных научных работ данного жанра. Размещая их в порядке хронологии отметим, что в кандидатских диссертациях А.П. Мальцева (2003), М.Б. Осиповой (2011), Т.А. Михайловой (2012), Го Хуа (2018), под музыкальной культурой, с незначительными изменениями, понимается интегративное личностное качество, обеспечивающее полноценное восприятие музыкальных произведений и их самостоятельное созидание на основе освоенных музыкальных знаний [4]. Именно высокая популярность данной трактовки, без тщательного анализа содержательной составляющей, позволяет обозначить ее в качестве традиционного взгляда на понятие музыкальной культуры личности.

Основываясь на данных определениях музыкальную культуру студентов института искусств можно охарактеризовать как интегративное профессионально значимое свойство личности, основными признаками которого выступают обладание систематизированным комплексом музыкальных знаний, позволяющим понимать и испытывать эстетическое и эмоциональное отношение к произведениям музыкального искусства, а также эффективно осуществлять авторскую творческую деятельность в данной сфере.

Такое видение музыкальной культуры студентов института искусств позволяет обозначить основные направления ее развития, предполагающие организацию образовательного процесса по повышению уровня их музыкальной грамотности, усилению музыкального восприятия и направленности, а также осуществлению систематической музыкальной деятельности.

Музыкальная грамотность студентов института искусств образует информационную подсистему музыкальной культуры, включающую в себя совокупность научных представлений о музыке, которыми традиционно выступают понятия, теории, учения, освоение которых составляет важную часть профессиональной подготовки музыканта [6]. Следует отметить, что сама категория музыкальной грамотности сегодня является далеко не однозначной. В своем узком значении музыкальная грамотность понимается как музыкальная грамота, подразумевающая знание нотной грамоты и умение читать нотный текст. В более широком значении, встречающемся, например, в трудах Д.Б. Кабалевского, музыкальная грамотность отождествляется с музыкальной культурой и рассматривается как способность человека оперировать в своей деятельности различными музыкальными понятиями и образами. Наряду с этим можно встретить и такие определения музыкальной грамотности как владение навыками исполнения музыкальных произведений, способность мышления посредством музыкального интонирования, понимание законов музыкального искусства и т.д. [2].

Безусловно, такое нагромождение столь разрозненных понятий, встречающихся в трактовках музыкальной грамотности, не способствует четкому и единообразному видению данного термина, что, как приходится констатировать, свойственно многим аспектам музыкальной педагогики. Однако, проводя аналогии с использованием понятий «грамота» и «грамотность» в других областях гуманитарного знания все же целесообразнее будет утвердиться в узкоутилитарном их смысле, ограничивающимся исключительно познанием студентами института искусств теоретических аспектов музыки, что осуществляется посредством изучения ими учебных курсов по теории музыки, основам семантического анализа музыкальных произведений, сольфеджио и т.д.

Познание теоретико-исторических музыкальных знаний в ходе изучения учебных предметов «История искусств» и «История музыки» позволяет дать студентам института искусств диалектическое понимание эволюции музыкального творчества человека, обозначить детерминанты и объективные условия возникновения музыкальных жанров, рассмотреть палитру национально-исторических особенностей мировой музыкальной культуры.

В целом, освоение музыкальных знаний на основе изучения соответствующих учебных дисциплин в дальнейшем предоставляет выпускникам институтов искусств возможность свободно общаться на музыкальном языке, непринуждённо ориентируясь в системе нотации, видеть причины выбора композиторских стилей, свободно читая с листа неизвестные партии, понимать принципы и механизмы построения музыкальной концепции произведения и т.д. [5].

Тем самым, именно музыкальная грамотность представляет собой фундаментальный базис для развития музыкальной культуры студентов института искусств, чья дальнейшая профессиональная деятельность в музыкальных коллективах во многом будет зависеть от качества теоретической подготовки.

Рассматривая усиление музыкального восприятия и направленности, следует объяснить их интеграцию в единое направление развития музыкальной культуры студентов института искусств. Как известно, музыкальное восприятие, предполагающее создание в сознании человека целостных музыкальных образов, формирует эмоционально-чувственное и оценочное отношение к музыкальному произведению [12]. Но такое отношение не может сформироваться в условиях дефицита музыкальных потребностей и мотивов личности, неразвитости ее музыкальной направленности, из чего следует признать невозможность какого-либо восприятия музыки человеком, ни одним из влечений, желаний, идеалов, ценностей которого не является музыкальное искусство. В связи с этим, говоря о развитии музыкального восприятия студентов института искусств, важно обеспечить становление их музыкальной направленности как иерархической системы потребностей и мотивов занятия различными видами музыкальной деятельности. Только на основе постоянной поддержки устойчивого интереса студентов института искусств к музыкальной деятельности, стимулирования их увлечённости занятиям музыкальным творчеством, оказывается возможным постижение ими новых граней музыкального восприятия, постижение, выражение, а возможно и создание более глубоких смыслов музыкального произведения [3].

Как показывает практика, решение такой педагогической задачи как формирование потребностей студентов института искусств в общении с высокохудожественным музыкальным материалом является естественным и не требует значительных усилий, сопровождая изучение большинства учебных дисциплин обязательной части учебных планов. Уже только прослушивания, пения и исполнения на музыкальных инструментах оригинального и эстетически выверенного репертуара оказывается достаточно для многократного обращения студентов к входящим в него музыкальным произведениям, что и является признаком развития их музыкальной направленности[10]. В тоже время именно прослушивание этой музыки является основой развития музыкального восприятия студентов института искусств, основанного на ощущении, сравнении, анализе возникающих у них музыкальных образов, а также их оценке, в соответствии с выработанными в ходе данного процесса музыкально-эстетическими вкусами [1].

Хотя развитие музыкального восприятия и направленности студентов института искусств следует признать процессом, имманентно присущим профессиональной подготовке в вузах культуры, потенциал для повышения его эффективности, бесспорно, имеется. Главным образом он видится в учебных занятиях по сольфеджированию и гармонизации, на которых, в ходе диалога педагога и студентов института искусств, происходит обсуждение как технических, так художественных

аспектов музыкального произведения. Только педагогическая поддержка развития музыкального восприятия и направленности студентов института искусств, предполагающая основанное на личном музыкальном опыте преподавателя видение художественного содержания музыкального произведения, позволит им изначально, на примере, а затем и самостоятельно, осуществлять поиск и осознанно воспринимать художественную ценность того или иного музыкального материала.

Наконец, рассматривая развитие практических компонентов, как операционального компонента музыкальной культуры студентов института искусств, следует обозначить в качестве их целевого направления формирование умений и навыков исполнительской деятельности. Осуществление систематической музыкальной деятельности студентов института искусств определяется степенью их включенности в различные виды музыкально-исполнительских практик, что в условиях профессиональной подготовки осуществляется уже на первых годах обучения, позволяя развивать навыки исполнения музыкальных произведений, поддерживать свой игровой аппарат, освоить различные приемы звукоизвлечения и т.д. [11].

Выводы. Таким образом, изучение основных направлений развития музыкальной культуры студентов института искусств позволяет сделать следующие выводы:

- необходимость развития музыкальной культуры в аспекте профессионального становления студентов института искусств не подлежит сомнению, в тоже время недостаточная научная разработанность данной проблемы препятствует использованию соответствующей терминологии в современной нормативно-правовой базе регулирующей вопросы профессионального музыкального образования;

- под музыкальной культурой студентов института искусств следует понимать интегративное профессионально значимое свойство личности, основными признаками которого выступают обладание систематизированным комплексом музыкальных знаний, позволяющим понимать и испытывать эстетическое и эмоциональное отношение к произведениям музыкального искусства, а также эффективно осуществлять авторскую творческую деятельность в данной сфере;

- основными направлениями развития музыкальной культуры студентов института являются повышение уровня их музыкальной грамотности, усиление музыкального восприятия и направленности, а также осуществление систематической музыкальной деятельности.

Литература:

1. Алексеенко, Н.В. Музыкально-эстетический вкус младших школьников: определение, понятие, пути развития / Н.В. Алексеенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-1. - С. 21-24

2. Бисун, Ч. Формирование музыкальной культуры личности / Ч. Бисун // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5(78). - С. 177-179

3. Боликова, Л.Ю. Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе / Л.Ю. Боликова, В.А Лушников // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 4. - С. 74-78

4. Гоптарев, В.Н. Музыкальная культура личности: к проблеме обоснования методологических подходов к исследованию и моделированию конструкта / В.Н. Гоптарев // Антропологическая дидактика и воспитание. - 2024. - № 3. -С. 59-75

5. Жданов, И.В. Проблема развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педагогического вуза / И.В. Жданов // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 1(19). - С. 57-63

6. Красильникова, М.С. Развитие функциональной музыкальной грамотности обучающихся в контексте современной музыкальной среды / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина // Педагогика искусства. - 2021. - № 4. - С. 106-113

7. Кудрявцева, В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кудрявцева Виктория Викторовна. - Москва. - 2013. - 26 с.

8. Милюгина, Е.Г. Проблема формирования музыкальной культуры личности в современных исследованиях / Е.Г. Милюгина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 4. -С. 205-210

9. Панферова, Е.М. Музыкальная культура как сложная система / Е.М. Панферова // Образование и воспитание. - 2021. -№ 1(32). - С. 32-34

10. Печерица, А.С. Практические методы слушания музыки в курсе музыкальной литературы в музыкальном колледже / А.С. Печерица // Kant. - 2021. - № 3(40). - С. 262-269

11. Смирнов, Я.Ю. Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов, обучающихся по специальностям музыкальной направленности / Я.Ю. Смирнов // Культура и образование. - 2020. - № 2(37). - С. 136-143

12. Цинь, Т. О критериях адекватности музыкального восприятия / Т. Цинь // Педагогический журнал. - 2021. - № 6-1. -С. 261-267

13. Школяр, Л.В. Музыка в системе развивающего обучения. Часть II / Л.В. Школяр // Гуманитарное пространство. -2012. - № 5 - С. 6-170

Педагогика

УДК 37.041

кандидат педагогических наук Гордеева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению педагогической культуры руководителя органов внутренних дел. Приводятся результаты саморефлексии обучающихся в Академии управления МВД России руководителей различного уровня и планируемые ими достижения в развитии педагогической культуры. Подавляющее большинство опрошенных (97,6%) отметили наличие у них теоретической подготовки в области педагогики. 30,9% указали на наличие знаний педагогических целей. 26,2% респондентов обладают знаниями в области теоретических закономерностей развития личности сотрудника органов внутренних дел. 16,7% отметили имеющуюся теоретическую подготовку в области методов формирования и развития личностных качеств. В то же время более трети обучающихся стремятся к получению дополнительных педагогических знаний. Перечень отраженных педагогических компетенций включает как положительные аспекты (знание и использование проектных технологий), так и отрицательные - сложности использования компьютерных технологий, недостаточная скорость принятия решений. С целью развития практических навыков руководители планируют принимать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.