Научная статья на тему 'Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века'

Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная культура / музыкальное образование / восприятие музыки / musical culture / music education / music perception

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Михайловна Акишина

Актуальность. В современных условиях актуализируется задача приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Искусство, музыка обладают особым потенциалом в обеспечении процесса социального наследования отечественной культуры подрастающими поколениями. Сегодня важно усилить воспитывающий потенциал образовательных программ и процесса музыкального образования, в частности, за счет актуализации отечественной музыки 2-й половины ХХ века в содержании музыкального образования и создания условий для развития музыкальной культуры обучающихся на этой основе. Цель. Анализ потенциала отечественной музыки 2-й половины ХХ века в приобщении обучающихся к традиционным российским ценностям и особенностей ее восприятия современными школьниками. Результаты. В результате анализа образовательных программ и репертуара музыкального образования в разных типах образовательных организаций обоснована необходимость приобщения обучающихся к отечественной музыкальной культуре на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века. Раскрыт воспитательный потенциал современных отечественных музыкальных произведений в интериоризации обучающимися традиционных российских ценностей, подходы к проектированию программ и отбору репертуара музыкального образования. Выводы. Новыми вызовами времени обусловлена необходимость обновления программ музыкального образования для углубления знакомства обучающихся с отечественной музыкальной культурой. Восприятие обучающимися отечественных музыкальных произведений должно осуществляться как в историко-культурном, так и в актуальном современном контексте. Музыкальная культура представляет собой целостный феномен, многообразную иерархическую систему отношений, включая философско-эстетические и этические основания ценностного отношения к музыкальному искусству, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Для эффективности непрерывного музыкального образования необходимо обращение к современной музыкальной культуре. Погружение обучающихся в музыкальный континуум современной культуры создает условия, в которых более органично проходит не только музыкально-творческое развитие обучающихся, но и формирование качеств подлинного «человека культуры», духовности, нравственности, патриотизма. В основе музыкального восприятия лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности, что обусловливает его мощное влияние на формирование личности. Музыка призвана развивать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре родной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Екатерина Михайловна Акишина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ musical culture in their perception of Russian music of the 2nd half of the XXth century

Background. New challenges of the time require the actualization of cultural codes that ensure the stability of Russian world. Special attention is to be paid to education of the younger generations as bearers of traditional Russian values. The appeal to national musical culture meets the priorities of the state policy, reflected in the Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809. Objective. The aim is to analyze the potential of Russian music of the 2nd half of the 20th century in introducing students to traditional Russian values and the peculiarities of its perception by modern schoolchildren. Results. The analysis of educational programmes and of the repertoire of music education in different types of educational organizations showed the need to introduce students to the national musical culture through perception of Russian music of the 2nd half of the 20th century. The educational potential of modern local musical works is revealed in the interiorization of traditional Russian values by students. Approaches to the design of programmes as well as to the selection of the repertoire for music education are developed. Conclusions. New challenges of the time create the need to update music education programmes in order to deepen students’ acquaintance with the national musical culture. The perception of musical works should take place in both the historical and cultural and the modern context. Musical culture is a holistic phenomenon, a diverse hierarchical system of relations, including philosophical, aesthetic, and ethical foundations of the value attitude to musical art in various types of musical and creative activities. To make continuous musical education effective, it is necessary to appeal to modern musical culture. Immersion of students in the musical continuum of modern culture creates conditions in which not only the musical and creative development of students takes place more organically, but also the formation of the qualities of a true “man of culture”, spirituality, morality, and patriotism are developed. The basis of musical perception is the ability to hear and experience musical content as an artistic and figurative reflection of reality, which determines its powerful influence on personality. Music is designed to develop a sense of inner involvement in the spiritual culture of the native country.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 37.01

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0316

Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века

Е.М. Акишина

Российская академия образования, Москва, Российская Федерация

Резюме

Актуальность. В современных условиях актуализируется задача приобщения обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Искусство, музыка обладают особым потенциалом в обеспечении процесса социального наследования отечественной культуры подрастающими поколениями. Сегодня важно усилить воспитывающий потенциал образовательных программ и процесса музыкального образования, в частности, за счет актуализации отечественной музыки 2-й половины ХХ века в содержании музыкального образования и создания условий для развития музыкальной культуры обучающихся на этой основе. Цель. Анализ потенциала отечественной музыки 2-й половины ХХ века в приобщении обучающихся к традиционным российским ценностям и особенностей ее восприятия современными школьниками. Результаты. В результате анализа образовательных программ и репертуара музыкального образования в разных типах образовательных организаций обоснована необходимость приобщения обучающихся к отечественной музыкальной культуре на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века. Раскрыт воспитательный потенциал современных отечественных музыкальных произведений в интериоризации обучающимися традиционных российских ценностей, подходы к проектированию программ и отбору репертуара музыкального образования.

Выводы. Новыми вызовами времени обусловлена необходимость обновления программ музыкального образования для углубления знакомства обучающихся с отечественной музыкальной культурой. Восприятие обучающимися отечественных музыкальных произведений должно осуществляться как в историко-культурном, так и в актуальном современном контексте. Музыкальная культура представляет собой целостный феномен, многообразную иерархическую систему отношений, включая философско-эстетические и этические основания ценностного отношения к музыкальному искусству, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Для эффективности непрерывного музыкального образования необходимо обращение к современной музыкальной культуре. Погружение обучающихся в музыкальный континуум современной культуры создает условия, в которых более органично проходит не только музыкально-творческое развитие обучающихся, но и формирование качеств подлинного «человека культуры», духовности, нравственности, патриотизма. В основе музыкального восприятия лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности, что обусловливает его мощное влияние на формирование личности. Музыка призвана развивать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре родной страны. Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное образование, восприятие музыки.

Для цитирования: Акишина Е.М. Развитие музыкальной культуры обучающихся на основе восприятия отечественной музыки 2-й половины ХХ века // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 3 (51), С. 166-173. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0316

© Акишина Е.М., 2023

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Scientific Article

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0316

Development of students' musical culture in their perception of Russian music of the 2nd half of the XXth century

Ekaterina M. Akishina

The Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

Abstract

Background. New challenges of the time require the actualization of cultural codes that ensure the stability of Russian world. Special attention is to be paid to education of the younger generations as bearers of traditional Russian values. The appeal to national musical culture meets the priorities of the state policy, reflected in the Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 No. 809.

Objective. The aim is to analyze the potential of Russian music of the 2nd half of the 20th century in introducing students to traditional Russian values and the peculiarities of its perception by modern schoolchildren.

Results. The analysis of educational programmes and of the repertoire of music education in different types of educational organizations showed the need to introduce students to the national musical culture through perception of Russian music of the 2nd half of the 20th century. The educational potential of modern local musical works is revealed in the interioriza-tion of traditional Russian values by students. Approaches to the design of programmes as well as to the selection of the repertoire for music education are developed.

Conclusions. New challenges of the time create the need to update music education programmes in order to deepen students' acquaintance with the national musical culture. The perception of musical works should take place in both the historical and cultural and the modern context. Musical culture is a holistic phenomenon, a diverse hierarchical system of relations, including philosophical, aesthetic, and ethical foundations of the value attitude to musical art in various types of musical and creative activities. To make continuous musical education effective, it is necessary to appeal to modern musical culture. Immersion of students in the musical continuum of modern culture creates conditions in which not only the musical and creative development of students takes place more organically, but also the formation of the qualities of a true "man of culture", spirituality, morality, and patriotism are developed. The basis of musical perception is the ability to hear and experience musical content as an artistic and figurative reflection of reality, which determines its powerful influence on personality. Music is designed to develop a sense of inner involvement in the spiritual culture of the native country. Keywords: musical culture, music education, music perception.

For citation: Akishina, E.M. (2023). Development of students' musical culture in their perception of Russian music of the 2nd half of the XXth century. National psychological journal, 18, 3 (51), 166-173. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0316

Введение

Роль восприятия музыки в музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща. Музыка с помощью комплекса выразительных средств, таких как ладо-гармонический склад, тембр, темп, динамика, метро-ритм, воздействует на человека и может передать настроение, основную мысль произведения, вызывать ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. В основе музыкального восприятия как сложного процесса лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Одним из сильнейших средств воспитания каждого человека является музыка, а связанные с ней интересы составляют одно из звеньев общей духовной куль-

туры. Музыка, выполняя самые различные задачи, призвана решать самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, а именно жизненную позицию обучающихся в мире музыки. Поэтому воспитание эмоциональной культуры обучающегося — важнейшее условие для оптимизации художественно-развитой творческой личности. Это только некоторые формы, методы и приемы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, восприятия музыкального образа и разных сторон жизни.

Цель исследования. Анализ потенциала отечественной музыки 2-й половины ХХ века в приобщении детей к традиционным российским ценностям и особенностей ее восприятия современными школьниками.

© Akishina E.M., 2023

В рамках исследования проведен анализ учебных программ непрерывного музыкального образования, в частности по классу фортепиано, действующих в музыкальных образовательных организациях, анализ репертуара, реализуемого в процессе музыкального образования в организациях дошкольного образования, дополнительного образования, включая детские музыкальные школы и детские школы искусств, организации среднего специального музыкального образования, включая музыкальные колледжи и училища; организации высшего музыкального образования (музыкальные институты, академии и консерватории); организации высшего музыкально-педагогического образования, то есть музыкально-педагогические вузы, музыкальные факультеты и кафедры педагогических институтов и университетов.

Результаты

Восприятие музыки — это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально-осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Оно осуществляется как самостоятельный вид деятельности на уроке — как в процессе слушания музыки, так и в различных видах музыкальной деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, импровизации, в процессе исполнения музыкально-ритмических движений, при разучивании мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, при изучении биографий композиторов и особенностей их творческого пути).

Развитие восприятия предполагает: умение вычленять из общей ткани отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; освоение принципов творческого преобразования и отражения действительности в звуках музыки; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством.

Формировать интерес к музыке важно уже с первых уроков, так как чем чаще учащиеся слушают произведения разных композиторов, тем больше они интересуются их творчеством, узнают их произведения среди других. Как отмечает А.А. Веремьев, «...творчество учителя состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в искусстве искусство» (Веремьев, 2002, с. 4-11). Следовательно, и учителю музыки важно показать различия и донести до учащихся особенности музыкального языка (индивидуального, исторического, национального) разных композиторов.

Глубокому восприятию способствует качество музыкального репертуара, отвечающего требованиям художественности, доступности, ценности, образно-увлекательности, оно должны быть близкими детям по содержанию и удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным. В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детям вне опоры на немузыкальные средст-

ва. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера (Теплов, 1947, с. 36).

Восприятие музыкальных произведений легко запоминаемо и более образно, если использовать в сочетании с выразительно-изобразительными средствами (короткие образные рассказы, сказки, стихотворения, картины, рисунки), которые помогут раскрыть их содержание. В.В. Медушевский отмечал, что «...слово в музыкальной беседе должно быть откровением, вызывающим яркое эмоциональное отношение вос-питуемых. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие ребенка, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся» (Ме-душевский, 1980, с. 178-194). Л.С. Выготский отмечал, что при восприятии музыкального произведения происходит «.уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой» и оно несет определенный терапевтический эффект. Поэтому в обучение детей должны включаться произведения драматического или трагического характера для установления душевного равновесия. Для успокоения детям также можно пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности (Выготский, 1986, с. 347).

На наш взгляд, репертуар для восприятия на уроках музыки должен содержать произведения композиторов разных исторических эпох, для которых характерен свой излюбленный круг образов, тем, интонаций. Б.В. Асафьев писал, что «новые люди, новое идейное устремление, иная "настроенность эмоций" вызывают иные интонации или переосмысливают привычные... явление интонации объясняет причины жизнеспособности и нежизнеспособности музыкальных произведений». Автор подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи» (Асафьев, 1971, с. 201). Так, правильно подобранный музыкальный репертуар произведений композиторов разных эпох позволяет приобщить учащихся к языку интонационной, народной, классической и современной музыки и накопить опыт восприятия музыки различной по стилю. Однако в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах знакомство детей с творчеством отечественных композиторов ХХ века по сравнению с творчеством композиторов других эпох недостаточно. Мы считаем немаловажным факт использования музыкальных произведений композиторов второй половины XX века в целях обогащения образовательной области «Искусство», в частности, предмета «Музыка» и решения задачи его привлекательности для учащихся, так как произведения данных композиторов отличаются яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-запоминающимися образами. В них сохранены традиции отечественной музыки, привнесены новые звуковые жанры, радикально обновлены все музыкально-выразительные средства, использованы нехарактерные для классического жанра фольклорные и электронные инструменты, вызывающие бурные эмоции для

дискуссии. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших истори-ко-художественных течений в искусстве, каким является период 2-й половины ХХ века, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию.

Во второй половине ХХ века основными композиторами в России являлись И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,

B.А. Гаврилин, Р.К. Щедрин, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, С.М. Слонимский, А.П. Петров, Б.И. Тищенко. Неофициальными лидерами периода 2-й половины ХХ века принято считать авангардистов и амбициозных молодых композиторов А.Г. Шнитке,

C.А. Губайдуллину, Э.В. Денисова, творчество которых представлено в индивидуальных стилях, стирающих границы искусств и барьеры между мировыми культурами. Об этом свидетельствуют ностальгия по мировой культуре и экзистенциальная экспрессия А.Г. Шнитке, завораживающее чувство звукового колорита С. Губайдуллиной, живописное, образное измерение музыки Э.В. Денисова — все это отчетливо слышно в созданных ими музыкальных шедеврах.

Так, в творчестве композитора Э.В. Денисова можно встретить как непосредственное, так и опосредованное привлечение народных истоков, текстов в заново созданных песнях или в их собственных музыкальных интерпретациях.

В творчестве композитора С.А. Губайдуллиной прослеживается философское осмысление бытия через религиозный сюжет в музыке. Например, в симфонии «Аллилуйя» для оркестра, органа, солиста и цветовых проекторов, показан поиск и обретение веры через неверие и покаяние, где в финале автор использует подлинную мелодию древнерусского церковного гимна «Да исполнятся уста мои хваления твоего, Господи». Литургическая тематика открыто либо завуалированно присутствует во многих сочинениях С.А. Губайдуллиной. Например, в камерном произведении «Семь слов Христа Спасителя» для солирующих виолончели и баяна, в монументальном произведении «Страсти по Иоанну» на текст Евангелия.

Композиторы А.Г. Шнитке и Э.В. Денисов также основной темой для сочинения произведений выбрали духовность христианства как общечеловеческого универсума.

Интересным является стилевой плюрализм в творчестве композитора А.В. Шнитке (плюрализм — от лат. pluralis — множественный, то есть соединение в искусстве разных стилевых манер внутри одного стиля). Так в творчестве А.В. Шнитке такие стили, как барокко и классицизм были «осовременены», переосмыслены с позиций нового содержания, включены в контекст современных средств выразительности и утверждены в музыкальных жанрах concerto grosso, ричеркара, реквиема, пассиона. Например, Concertogrosso № 1 А.В. Шнитке. Но на этом эксперименты и поиски композиторов не закончились, в звуковой состав музыки привлекались звуковые системы, ставшие завоеванием композиторской техни-

ки ХХ века. Для записи современной музыки композиторы используют традиционное нотное письмо в сочетании с различными знаками, символами, как, например, в произведении С.А. Губайдулиной «Шум и тишина».

Вовлечение обучающихся в процессы освоения новейших видов музыкального искусства и их изучение в процессе непрерывного музыкального образования — это актуальная задача современности, так как сегодня в процессе изучения академической музыки происходит формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи, складывается осмысленное отношение к реалиям современного этапа развития культуры, к выбору собственного пути, способствующего продуктивному вхождению личности в социокультурное поле не только в настоящем, но и в будущем.

В свете рассматриваемой проблемы необходимо выявить, насколько в учебных программах непрерывного музыкального образования задействован современный репертуар. Для того чтобы понять, как выстраиваются учебные программы непрерывного музыкального образования, рассмотрим в качестве примера программы по классу фортепиано, действующие в наиболее продвинутых, известных музыкальных образовательных учреждениях. Фортепиано — это музыкальный инструмент, наиболее универсальный для музыкантов всех специальностей, предоставляющий широкие возможности для освоения самого современного репертуара. Основными принципами отбора учебных программ по классу фортепиано стали следующие:

1. Создание программы не ранее 2000 года.

2. Высокий уровень деятельности учебного заведения, где реализуется программа, подтвержденная качеством обученности выпускников, успешным участием в музыкальных конкурсах и фестивалях, общественным мнением.

3. Соответствие современных музыкальных произведений возрастным особенностям и возможностям учащихся.

4. Рассматриваются только опубликованные в педагогических изданиях или утвержденные в качестве рабочих программы.

Дошкольное музыкальное образование

Значимость непрерывного дошкольного музыкального образования определяется тем, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основания для развития эмоций, познавательных интересов, эстетического вкуса личности, готовности к осознанному восприятию музыки. В дошкольной педагогике занятия музыкой рассматриваются как эффективное средство развития эмоциональной отзывчивости, позитивного мировоззрения. Дошкольники способны определить характер музыки, оказать предпочтение тому или другому жанру музыки и др.

Они также умеют оценить произведения, выбрать наиболее понравившееся исполнение. Дети также могут импровизировать собственные мелодии, по-своему передавать различные музыкально-игровые образы (Надолинская, 2015). Современные музыкальные занятия в дошкольных образовательных организациях предполагают гармоничное сочетание познавательной и умственной деятельности дошкольников, когда умственные действия обогащают сферу чувств ребенка, раскрывают его творческие возможности. Обогащение эстетического опыта детей в процессе освоения современной музыкальной культуры должно проходить в педагогически организованной среде и в системе, в которую включен разнообразный музыкальный материал, используются принципы интеграции искусств и усиливается компонент самостоятельной исполнительской деятельности детей (Кудрявцев, Слободчиков, Школяр, 2001).

Необходимо также развивать творческое отношение детей к музыке, что должно учитывать возрастные особенности; предлагаемая информация должна быть доступной; на занятиях важно акцентировать значимость игровой деятельности, например: передачу музыкальных образов в различных музыкальных играх, драматизациях, хороводах, импровизациях. Это стимулирует детей к самостоятельной музыкально-творческой деятельности, а в целом — к развитию музыкальности (Крымова, 2004).

К задачам реализации таких программ относятся:

1. Приобщение к музыкальному искусству.

2. Формирование основ музыкальной культуры.

3. Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.

4. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Музыкальный репертуар в программе для дошкольников создается на основе различных программных сборников. С этой целью дается обширный список литературы. Репертуар — это вариативный компонент программы, он может изменяться, дополняться, ориентируясь на определенные праздники и другие календарные события.

Другой чертой рабочих программ по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников можно назвать опору на взаимосвязь различных видов художественно-творческой деятельности: музыкальной, песенной, танцевальной, игровой, литературно-речевой. На занятиях в детском саду в качестве музыкальных произведений звучат произведения композиторов: О. Бер, Г. Вихаревой, М. Картушиной, Н. Любарского, Е. Мак-шанцевой, Ф. Надененко, М. Парцхаладзе, М. Раух-вергера, А. Руббаха, Р. Рустамовой, М. Симановского, Ю. Слонова, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко. В большинстве своем это детские песенки и непродолжительные фортепианные пьесы изобразительного характера.

Авторы программ (Нестеренко А.С., 2015 и др.) обращают особое внимание на развитие креативности, качества, формирование у растущего человека творческого способа мышления, который во многом

определяет его дальнейшую самореализацию в профессии, в творчестве, в жизни.

Ряд программ опирается на деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Автором учтены положения, закрепленные в трудах А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Программы опираются и на позиции полихудожественного подхода, разработанного в ФГБНУ «ИХОиК РАО» в научной школе профессора Б.П. Юсова (Юсов, 1995).

В списке музыкальных произведений представлена разнообразная музыка отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, стилей и направлений. При этом современных произведений, написанных композиторами в конце XX — начале XXI века, немного, это — «Маленькие оконца» А. Кейко, «Пароход плывет мимо пристани» Э.В. Денисова, «1В», «Поэма для Карлиты» Э. Мейера, «Бах — будущему» П. Нёр-гора, «Emily's Reel» М. О'Коннела, «Рондо» С. Уэйна. Все эти произведения отличаются яркой образностью, оригинальностью и, что немаловажно для данного возраста, непродолжительностью звучания. По отзыву авторов программ для дошкольного музыкального образования, перечисленные произведения хорошо воспринимаются маленькими слушателями, вызывают у них непосредственную, живую реакцию.

дополнительное образование (детские музыкальные школы и детские школы искусств).

В качестве примера дополнительное музыкальное образование может быть рассмотрено программами по фортепиано одной из известных московских школ искусств — Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «ДМШ имени С.И. Танеева» города Москвы» (составитель — заслуженный работник культуры РФ И.И. Юдович) и региональной школой — Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей города Казани «Детская музыкальная школа № 11» (составитель — преподаватель фортепиано О.А. Лещева).

Программа по предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано) составлена преподавателем ГБОУ ДОД «ДМШ имени С.И. Танеева» города Москвы, заслуженным работником культуры РФ И.И. Юдович на основе опыта и результатов достижений ведущих преподавателей, в которой использованы рекомендации и практический опыт сотрудников Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры города Москвы. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. По решению преподавателей отдела, такая программа названа актуальной и педагогически целесообразной в современных условиях обучения. Цель программы — освоить мир классической и современной музыки, а основная задача — развитие навыков музицирования. В частности, в эти

навыки включены подбор мелодии по слуху, умение самостоятельно подобрать к ней аккомпанемент, освоение произведения «неклассической» музыки и др.

Как отмечает автор программы, ее новизна и актуальность заключаются в усилении общей образовательной и эстетико-воспитательной составляющей курса. При этом раскрывается потенциал фортепиано как универсального инструмента, занимающего ключевую позицию по отношению ко всей музыкальной культуре. В программе расширен репертуарный список, что дает возможность преподавателю подобрать подходящий учебный материал для всех групп обучающихся и учесть их индивидуальные особенности и уровень способностей. В программе также приведен примерный список произведений, рекомендованных к изучению, куда вошли 146 произведений. Из них только три произведения могут быть отнесены к категории «современная музыка» — это пьеса П. Блока «Два муравья», фрагмент из балета Р. Щедрина «Конек-горбунок» «Танец царя Гороха» и Легенда ре минор из цикла «Акварели» Н. Ракова.

Один из педагогов школы — кандидат педагогических наук, лауреат международных конкурсов Ю.В. Смольская высказала мнение о том, что для качественной подготовки обучающихся очень разного первоначального уровня проявления музыкальных способностей наиболее эффективна традиционная система подготовки, основанная на классическом репертуаре. Освоение произведений современных композиторов теоретически может включаться в процесс обучения, но на практике на это направление работы у педагогов, как правило, не хватает времени.

Программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Казани «Детская музыкальная школа № 11» была составлена преподавателем фортепиано О.А. Лещевой на основе программы для фортепиано, утвержденной Министерством культуры СССР для детских музыкальных школ (Москва, 1973 г.), и программы «Фортепиано», разработанной коллективом преподавателей детских музыкальных школ города Казани (2003 г.), и опирается, в основном, на обще-развивающее направление музыкального образования детей. С учетом того, что общее музыкальное образование доступно всем детям, а в музыкальные училища после школы поступают единицы, авторы составили программы так, чтобы дети с самыми различными музыкальными способностями могли бы приобщаться к музыкальной культуре.

В программе сочетаются опора на традиционные принципы отечественного музыкального образования и новейшие разработки XXI века, что отвечает современным требованиям музыкально-эстетического развития учащихся. Цель программы — обучение детей игре на фортепиано, развитие образованных музыкантов, не только владеющих навыками игры на инструменте, но и способных достаточно глубоко раскрыть художественное содержание произведений; обеспечение самоопределения личности.

В программе представлен разнообразный фортепианный репертуар, предлагающий изучение произведения зарубежных и отечественных композиторов разного времени, разнообразных стилей и жанров. Также она основана на разнообразном репертуаре с учетом его академической направленности, что дает возможность педагогу осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности для обучающихся из одного и того же класса. В работе над репертуаром педагог должен учитывать предназначение большинства произведений для публичного или экзаменационного исполнения, а остальных — для работы в классе или ознакомления. Педагогом может устанавливаться степень завершенности изучения произведения учеником. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося. В списке предлагаемого для изучения репертуара 98 пьес, среди них 27 пьес созданы композиторами в конце XX — начале XXI века — то есть они являются произведениями современной музыки. Авторы этих пьес — современные татарские композиторы, такие как Р. Еникеев, Н. Жиганов, Л. Хайрутдинова, Ш. Шарифуллин, И. Якубов, М. Яруллин, Р. Яхин, и др.

Исходя из этого, становится понятно, что региональный компонент может играть существенную роль в активности изучения современной музыки учащимися детских музыкальных школ. В связи с этим необходимо сказать, что профессиональные музыканты, специализирующиеся на исполнении современной музыки (например, Московский ансамбль современной музыки — МАСМ), обращаются к педагогам и учащимся детских музыкальных школ для реализации интересных музыкальных проектов. Одним из проектов стал Фестиваль современной музыки «Другое пространство» — «Чайковский "Детский альбом" — 130 лет спустя», запущенный в 2015 году и проведенный в ряде городов России. В этом проекте пьесы П.И. Чайковского из его знаменитого «Детского альбома» исполнялись учащимися детских музыкальных школ того города, где в данный момент фестиваль проводился. Одновременно звучали произведения современных композиторов, тематически связанные с названиями и содержанием произведений П.И. Чайковского.

Среднее специальное музыкальное образование

Данная программа (музыкальные колледжи и училища) составлена преподавателями Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского» и Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального

образования «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных». Особенность этой программы заключается, во-первых, в совместном авторстве педагогов Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского» и Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, а во-вторых, совмещение общих требований по двум специализациям: 0501.01 — Фортепиано и 0501.02 — Оркестровые струнные инструменты. Программа предложена авторами в качестве примерной программы по курсу «Специальный инструмент», входящему в цикл специальных дисциплин ГОУ СПО специальности 0501 — Инструментальное исполнительство (специализации 0501.01 — Фортепиано и 0501.02 — Оркестровые струнные инструменты), является основной для рабочих программ в учебных заведениях среднего профессионального образования.

По результатам успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику присваиваются квалификации: «Артист оркестра, ансамбля», «Концертмейстер», «Преподаватель игры на инструменте». Авторы подчеркивают, что одна из основных задач специальных классов — формирование музыкально-исполнительского аппарата учащегося. На решение такой задачи существенным образом влияет целесообразно составленный индивидуальный план, рационально подобранный и соответствующий индивидуальным особенностям обучающегося учебный материал, соответствующий уровню его художественного и технического развития, возникающим на каждой ступени роста обучающегося новым педагогическим задачам. Список рекомендованных к изучению пьес содержит 176 наименований. Из них только 11 созданы такими композиторами, как: Р.К. Щедрин (род. в 1932), А.А. Муравлев (1924-2023), О. Мессиан (1908-1992). Пьеса «В подражание Аль-бенису» была написана Р.К. Щедриным в 1959 году, а «Basso Оstinato» в 1961; «Русское скерцо» композитора А.А. Муравлева — в 1948 году, 8 Прелюдий О. Месси-ана в период 1928/29 годы, а его самое известное и исполняемое произведение — «20 взглядов на младенца Иисуса» — в 1944 году.

Высшее музыкальное образование (музыкальные институты, академии и консерватории)

Безусловно, самым авторитетным и уважаемым музыкальным вузом нашей страны является Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. В этом вузе успешно действует факультет исторического и современного исполнительского искусства и научное подразделение — Научно-творческий центр современной музыки. Здесь в 1993 году на основе аспирантского класса «Оркестр современной музыки» композитором, профессором В.Г. Тарнопольским и профессором, заслуженным

артистом России дирижером И.А. Дроновым был создан ансамбль современной музыки «Студия новой музыки» (СНМ), в короткое время ставший ведущим ансамблем современной музыки в России. В ряде музыкальных вузов страны имеются факультеты и кафедры, специализирующиеся на изучении музыки ХХ века — это, например, факультет музыкального искусства эстрады Российской академии музыки им. Гнесиных, кафедра эстрадно-джазовой музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Анализ образовательных программ в вузах сферы культуры и искусства, к которым относятся организации высшего музыкального образования, показывает, что, несмотря на ряд общих образовательных целей, опору на существующие методологические подходы к высшему образованию, в вузовской подготовке музыкантов и, в частности, в направлении освоения современной музыкальной культуры, существуют заметные отличия.

Так, вуз культуры в первую очередь готовит специалистов, и задача их состоит в приобщении довольно широких слоев населения к ценностям музыкальной культуры (Гильмеева, Мухаментзянова, Тихонова, 2011). Соответственно, современная музыкальная культура рассматривается в самых разнообразных проявлениях (в том числе ее эстрадно-развлекательное направление, массовая музыка).

На музыкальных факультетах российских вузов существует разделение на ряд специализаций. При этом процесс подготовки специалистов и освоение современной музыкальной культуры также имеет свои особенности. Например, студенты хоровых специализаций получают знания о развитии хоровой культуры в России и Западной Европе. Студенты оркестровых специализаций изучают основы музыкальной культуры оркестрового исполнительства. Общим же для специализаций является то, что в основе освоения музыкальной культуры будущего специалиста лежат фундаментальная музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка, основанная на традициях российского непрерывного образования.

Выводы

Новыми вызовами времени обусловлена необходимость обновления программ музыкального образования для углубления знакомства обучающихся с отечественной музыкальной культурой. Восприятие обучающимися отечественных музыкальных произведений должно осуществляться как в историко-культурном, так и в актуальном современном контексте. Музыкальная культура представляет собой целостный феномен, многообразную иерархическую систему отношений, включая философско-эстети-ческие и этические основания ценностного отношения к музыкальному искусству, разнообразные виды

музыкально-творческой деятельности. Для эффективности непрерывного музыкального образования необходимо обращение к современной музыкальной культуре. Погружение обучающихся в музыкальный континуум современной культуры создает условия, в которых более органично проходит не только музыкально-творческое развитие обучающихся, но и формирование качеств подлинного «человека культуры»,

духовности, нравственности, патриотизма. В основе музыкального восприятия лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности, что обусловливает его мощное влияние на формирование личности. Музыка призвана развивать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре родной страны.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Екатерина Михайловна Акишина — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, руководитель центра совершенствования методик преподавания дисциплин Российской академии образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2481-8686

Ekaterina M. Akishina — Dr. Sci. (Pedagogy), Cand. Sci. (Art History), Professor, Corresponding member of the Russian Academy of Education, Head the Center Improving Disciplines of the Russian Academy of Education, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-2481-8686

Литература

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.

Веремьев А.А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи // Искусство и образование. 2002. № 3. С. 4-11.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.

Кудрявцев В.Т., Слободчиков Б.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. № 4. C. 4-46.

Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Восприятие музыки / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.

Нестеренко А.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир, звучи!». М.: ООО «Новое образование», 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях. Когда все искусства вместе. М.; Мурманск: МГПИ, 1995.

References

Asaf'ev, B.V. (1971). Musical form as a process. L.: Muzyka. (In Russ.).

Kudryavsev, V.T., Slobodchikov, B.I., Shkolyar, L.V. (2001). Culture-like education: conceptual foundations. Proceedings of the Russian Academy of Education, 4, 4-46. (In Russ.).

Medushevskii, V.V. (1980). Duality of musical form and perception of music. Perception of music. In V.N. Maksimov (Eds.). M.: Muzyka. (In Russ.).

Nesterenko, A.S. (2015). Additional general educational general development program "Multicolored world, sounds!". M.: OOO "Novoe obrazovanie". (In Russ.).

Teplov, B.M. (1947). Psychology of musical abilities: problems of individual differences. M.: Izd-vo APN RSFSR. (In Russ.). Verem'ev, A.A. (2002). Aesthetic and artistic education: the essence and interrelations. Art and Education, 3, 4-11. (In Russ.). Vygotskij, L.S. (1986). Psychology of Art. M.: Iskusstvo. (In Russ.).

Yusov, B.P. (1995). On the interaction of arts in the development of children in integrated classes. When all the arts are together. M.; Murmansk: MGPI. (In Russ.).

Поступила: 25.07.2023 Получена после доработки: 20.06.2023 Принята в печать: 01.07.2023

Received: 25.07.2023 Revised: 20.06.2023 Accepted: 01.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.