Научная статья на тему 'Основные направления развития инфраструктуры региональной наноиндустрии на примере Волгоградской области'

Основные направления развития инфраструктуры региональной наноиндустрии на примере Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА НАНОИНДУСТРИИ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А. Р., Орлова А. А.

В статье анализируются основные субъекты инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области. Выявляются основные проблемы развития инфраструктуры региональной наноиндустрии. Предлагаются основные направления развития инфраструктуры наноиндустрии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инфраструктуры региональной наноиндустрии на примере Волгоградской области»

УДК 338.2

основные направления развития инфраструктуры региональной наноиндустрии на примере волгоградской области*

а. Р. ЯКОВЛЕВ, кандидат экономических наук, заведующий отделом сопровождения ИИР E-mail: yakovlef@gmail. com

А. А. ОРЛОВА, аспирант кафедры мировой и региональной экономики E-mail: oponir@volsu. ru Волгоградский государственный университет

В статье анализируются основные субъекты инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области. Выявляются основные проблемы развития инфраструктуры региональной наноиндустрии. Предлагаются основные направления развития инфраструктуры наноиндустрии региона.

Ключевые слова: наноиндустрия, инфраструктура наноиндустрии, проблемы развития инфраструктуры наноиндустрии, региональный уровень инфраструктуры наноиндустрии.

Развитие нанотехнологий в конце XX - начале XXI вв. стало одним из приоритетных направлений экономической политики стран - лидеров мирового хозяйства и получило масштабную государственную поддержку. Для России и многих других стран, уровень развития которых отстает от передовых, поддержка и вынесение идеи форсированного развития нанотехнологий в ранг национальной идеи в качестве принципа общественного устройства, на основе которого строится вся национальная политика, являются уникальной возможностью сравняться

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и правительства Волгоградской области, грант № 12-12-34009 а/В.

со странами - лидерами по уровню социально-экономического развития. На современном этапе актуализировалась необходимость разработки методологии системного исследования инфраструктуры наноиндустрии в контексте теорий эволюционной, институциональной и информационной экономики, которая позволит критически обобщить ранее выдвинутые и новые концепции, определить альтернативные подходы к созданию отечественной модели инфраструктуры наноиндустрии на принципах изменчивости, наследственности и необратимости ее эволюции.

Учитывая необходимость системной организации инфраструктуры наноиндустрии, во многих странах, включая и Россию, были приняты стратегии или программы развития нанотехнологий и на их основе определены меры по развитию соответствующей инфраструктуры.

В настоящее время многие регионы России подготовили в рамках региональных стратегий программы по развитию нанотехнологий и формированию наноиндустрии. Большинство регионов пошло по пути адаптации ранее созданных элементов инновационной инфраструктуры к новой сфере деятельности. Активность регионов в этом процессе существенно различается, но большинство проблем,

возникающих в регионах в процессе формирования наноиндустрии и создания ее инфраструктуры, являются схожими.

Авторами были выделены следующие проблемы, присущие развитию инфраструктуры региональной наноиндустрии:

1) отсутствие ряда ключевых субъектов инфраструктуры и неэффективное функционирование существующих субъектов;

2) отсутствие методологической основы для комплексного развития инфраструктуры нано-индустрии;

3) дефицит и недостаточная диверсификация источников финансирования инфраструктурных проектов;

4) недостаточные актуальность, достоверность и своевременность предоставления информации заинтересованным субъектам наноиндустрии;

5) отсутствие у субъектов наноиндустрии широкого доступа к особым знаниям и умениям, необходимым для эффективного ведения деятельности;

6) дефицит высококвалифицированных кадров узкой специализации.

Характерные проблемы развития субъектов инфраструктуры наноиндустрии в регионах России можно проанализировать на примере Волгоградской области [3].

В рамках существующей инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области можно выделить следующие составляющие:

1) производственно-технологическая;

2) финансовая;

3) информационная;

4) экспертно-консалтинговая;

5) кадровая [2].

В состав производственно-технологической инфраструктуры входят:

— Волжский бизнес-инкубатор;

— некоммерческое партнерство «Волгоградский центр трансфера технологий»;

— некоммерческое партнерство «Волгоградский региональный научно-технический центр.

Волжский бизнес-инкубатор (БИ) обеспечивает поддержку начинающим предприятиям через предоставление производственных, офисных и т. п. площадей для ведения хозяйственной деятельности, офисного обслуживания и услуг, сопутствующих бизнесу, на выгодных условиях. Осуществляя приоритетное размещение в своих стенах малых

нанотехнологических предприятий, Волжский Би должен стать эффективным субъектом инфраструктуры наноиндустрии области. Площадь бизнес-инкубатора составляет 3 000 м2. Здесь возможно разместить около 70 предприятий малого бизнеса и обеспечить до 120 рабочих мест. В здании имеются конференц-зал, переговорные комнаты и оргтехника для коллективного пользования. В первый год стоимость размещения в БИ составляет 40 %, во второй - 60 %, в третий - 100 % от рыночной стоимости аренды.

Основной задачей НП «Волгоградский центр трансфера технологий» (ВЦТТ) являются исследование региональных инновационных процессов в Волгоградской области и формирование региональной научно-производственной системы, восприимчивой к новым технологиям.

Центр должен интегрировать новые научные разработки в промышленность и в сферу предпринимательства Волгограда, а также содействовать созданию бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий. В функции специалистов центра входят проведение комплексной экспертизы, конкурсный отбор и контрактное финансирование инновационных научных и коммерчески привлекательных проектов.

Инициатором создания центра выступило Федеральное агентство по науке и инновациям при поддержке Волгоградского государственного университета и администрации области, учредителями - ОАО «Волжский трубный завод», ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь», ОАО «Каустик», ОАО «Химпром», ОАО «ВЗТДиН».

Финансирование перспективных исследований и разработок предполагается как из бюджета центра, так и из государственного бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных источников (таких как венчурные и инвестиционные фонды), а также по договорам с российскими и зарубежными предприятиями и организациями.

некоммерческое партнерство «Волгоградский региональный научно-технический центр» было создано при участии администрации области, ряда ведущих университетов, научно-исследовательских организаций, инновационных предприятий Волгоградской области. Интеграционная форма деятельности - научно-технический совет, объединивший ученых различных секторов науки и техники. Сине-ргетический эффект такого объединения позволяет создавать на базе нанонаук и нанотехнологий про-

дукты нового поколения и способствует развитию экономики России в посткризисный период.

Некоммерческое партнерство «Волгоградский региональный научно-технический центр» имеет наилучшие среди других организаций инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области возможности стать специализированным звеном инфраструктуры наноиндустрии региона, обеспечивающим взаимодействие науки, органов власти и производства Волгоградской области и других регионов. Осуществляя на постоянной основе подготовку и оформление нанотехнологических проектов в соответствии с требованиями ОАО «РОСНАНО» и других инвесторов, центр сможет обеспечить приток средств для финансирования разработок волгоградских исследователей. Взаимодействие центра с ОАО «РОСНАНО» позволит обеспечить высокое качество подаваемых заявок и формирование стабильных каналов связи с источником финансовых ресурсов для нанотехнологических проектов региона.

Однако можно выделить следующие основные проблемы производственно-технологической инфраструктуры в регионах:

— отсутствие ряда ключевых элементов инфраструктуры;

— нерациональное использование или использование не по назначению действующих ее элементов;

— отсутствие методологической основы для создания и дальнейшего комплексного развития производственно-технологической инфраструктуры;

— недостаточное финансирование.

Так, в Волгоградской области в современных условиях пока не созданы научно-технологические парки, инженерно-внедренческие центры, центры инновационного развития, а также ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа. В то же время среди действующих на территории Волгоградской области субъектов производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии НП «Волгоградский региональный научно-технический центр», имеющий больше возможности стать специализированным звеном инфраструктуры наноиндуст-рии региона, несмотря на свой высокий потенциал (к сотрудничеству привлечено около 90 докторов наук и в разработке находится более 100 проектов), испытывает дефицит финансирования проектов.

Финансовая составляющая инфраструктуры наноиндустрии в Волгоградском регионе представлена следующими организациями:

- некоммерческое партнерство «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области»;

- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области;

- региональный венчурный фонд Волгоградской области.

Некоммерческое партнерство «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области» является ведущим оператором инвестиционной деятельности региона [5]. Приоритетными задачами агентства являются формирование наиболее востребованных инвестиционных предложений региона, подбор инвестиционных площадок для реализации проектов, а также организация максимального содействия инвесторам со стороны администрации Волгоградской области.

Приоритетное направление в деятельности агентства - это привлечение инвесторов в индустриальные проекты, проекты в области сельского хозяйства, содействие развитию внутреннего туризма Волгоградской области, а также стимулирование инновационного развития региона.

Агентство осуществляет:

- профессиональную экспертизу проектов;

- подготовку инвестиционных меморандумов для представления инвесторам;

- подготовку финансирования и структурирование сделок;

- привлечение международных брендов для развития Волгоградской области;

- формирование базы данных инвесторов в области;

- проведение инвестиционных визитов/презентаций в целевых странах.

Региональный венчурный фонд Волгоградской области должен был стать одним из элементов единой системы поддержки высокотехнологичных проектов малого и среднего бизнеса Волгоградского региона. Венчурное финансирование изначально направлено на поддержание малого и среднего бизнеса в научно-технической сфере, который является опорой государства в большинстве развитых стран. Однако в настоящее время фонд не осуществляет свою деятельность и не выполняет возложенных на него функций.

Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области был создан в целях инвестирования в создание и расширение предпри-

ятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории области и занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции.

Оптимальное количество бизнесов, в которые фонд может одновременно инвестировать капитал (исходя из его объема в 280 млн руб.), составляет от 7 до 15, а объем вложений в проект будет составлять от 8 до 40 млн руб. По сроку окупаемости предпочтение отдается проектам, обеспечивающим возврат денежных средств за 3—4 года [1].

Таким образом, финансовые проблемы развития инфраструктуры наноиндустрии включают два аспекта:

- дефицит финансирования инфраструктурных проектов;

- несоответствие финансовой инфраструктуры потребностям наноиндустрии или полное отсутствие необходимых для ее развития элементов.

Что касается первого аспекта, то налицо незначительная доля средств, выделяемых на инфраструктуру наноиндустрии, что возможно исправить, перераспределив в масштабах государства выделяемые на программы ресурсы. Более сложной является проблема отсутствия механизма привлечения средств и гарантийного обеспечения инвестиций и займов, что характерно и для развития финансовой инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области.

Элементами информационной инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области могут выступить:

- Волгоградский центр научно-технической информации;

- региональный ресурсный центр информатизации развития единой образовательной информационной среды Волгоградской области;

- потребительское общество «Городской союз поддержки бизнеса»;

- некоммерческое партнерство «Содействие малому и среднему бизнесу»;

- Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького.

Волгоградский ЦНТИ - это один из ведущих территориальных центров Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (объединение «Росинформресурс») Министерства промышленности и энергетики РФ.

Основными направлениями деятельности этого центра являются:

- комплектование справочно-информацион-ного фонда (СИФ) материалами всероссийских,

центральных и территориальных органов научно-технической информации, других организаций в соответствии со структурой народного хозяйства региона.

- информационное (в традиционном режиме поиска информации на бумажных носителях и автоматизированном - на CD-ROM, в Интернете) и библиотечное обслуживание ученых и специалистов, участвующих в реализации общероссийских и региональных научно-технических программ, новаторов производства предприятий и организаций всех форм собственности;

- отбор, анализ и обобщение сведений о социально-экономическом и научно-техническом развитии области для передачи этих сведений администрациям Волгоградского региона;

- распространение научно-технических достижений и производственно-технического опыта Волгоградской области на другие регионы России и стран СНГ.

Региональный ресурсный центр информатизации развития единой образовательной информационной среды Волгоградской области (далее -Центр) является структурным подразделением организации - победителя конкурса на создание ресурсных центров - Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ).

Основными целями создания Центра являются:

- координация работ организаций, расположенных на территории Волгоградской области и связанных с развитием единой образовательной информационной среды;

- реализация единой технической политики в области информатизации системы образования;

- научно-методическая и консультационная поддержка организаций, расположенных на территории Волгоградской области в освоении новейших информационных технологий;

- интеграция, администрирование и сопровождение существующих структур информационного, научного, научно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения развития единой образовательной информационной среды.

Помимо указанных организаций, оказывающих услуги инвесторам, для наноиндустрии Волгоградской области может быть полезно наличие среди субъектов инфраструктуры потребительского общества «Городской союз поддержки бизнеса», а также НП «Содействие малому и среднему бизнесу». Данные некоммерческие организации оказывают безвоз-

мездные консультационные услуги предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса, создавая при этом благоприятные предпосылки и условия для их успешного функционировании и развития.

Несмотря на достаточно широкий спектр организаций, выполняющих функции информационного обеспечения наноиндустрии региона, основными проблемами являются актуальность, достоверность информации и своевременность ее предоставления заинтересованным участникам.

Экспертно-консалтинговая инфраструктура региональной наноиндустрии Волгоградской области может быть сформирована из следующих организаций:

- Волгоградская торгово-промышленная палата;

- Центр научно-технических экспертиз;

- Волгоградский областной центр субконтрактации;

- Волгоградский центр стандартизации, метрологии и сертификации.

Волгоградская торгово-промышленная палата (ВТПП) - это независимая негосударственная некоммерческая организация, деятельность которой нацелена:

- на комплексную поддержку предпринимательства;

- на создание благоприятных условий для цивилизованного ведения бизнеса;

- на информационное и юридическое сопровождение бизнеса;

- на обеспечение открытого доступа к информации;

- на оказание содействия в преодолении административных барьеров.

Волгоградская торгово-промышленная палата, учрежденная предприятиями Волгоградской области, имеет тесные связи как со своими предприятиями — членами ВТПП, так и с другими предприятиями региона, которым она оказывает услуги в соответствии с уставными обязанностями организации. Волгоградская торгово-промышленная палата является членом ТПП Российской Федерации и имеет ряд договоров о сотрудничестве с ТПП стран СНГ и дальнего зарубежья.

В настоящее время численность членов Волгоградской ТПП более 300, среди них: предприятия различных секторов промышленности, банки, коммерческие и некоммерческие организации, научно-исследовательские институты, учебные заведения и частные предприниматели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный элемент инфраструктуры наноиндуст-рии Волгоградской области может выполнять функции связующего звена между наукой и бизнесом региона.

Центр научно-технических экспертиз - это многопрофильная организация в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Центр научно-технических экспертиз является членом союза организаций, осуществляющих экспертную деятельность по защите населения и принадлежащих ему территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по промышленной, пожарной и экологической безопасности. Центр аккредитован в ФГУП «Научно-технический центр «Промышленная безопасность», в НП ЭА «Экологическая аудиторская палата», в департаменте предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России.

Для наноиндустрии это звено может играть важную роль в обеспечении безопасного функционирования и развития новых технологий и видов экономической деятельности.

Волгоградский центр стандартизации, метрологии и сертификации - это подведомственная организация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечение единства измерений (поверка средств измерений);

- испытание продукции;

- информационные услуги;

- ремонт средств измерений.

Для включения в состав субъектов инфраструктуры наноиндустрии Волгоградской области этого элемента необходима определенная переориентация его деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации в направлении нанотехнологий.

Основными направлениями деятельности Волгоградского областного центра субконтрактации являются:

- оптимизация кооперационных связей предприятий региона, ведение (наполнение и актуализация) открытой базы данных по промышленным предприятиям по собственному региону; организация информационного обмена между предприятиями;

- привлечение кооперационных заказов (субконтрактов) в регион;

- развитие межрегиональных связей (с использованием возможностей информационного обмена в системе центров субконтрактации);

- участие в развитии промышленного климата региона, включая участие в разработке и реализации региональных программ.

Значение экспертно-консалтинговой деятельности в рамках организационной инфраструктуры нано-индустрии сложно переоценить, поскольку в сфере нанотехнологий, начиная от проведения исследований и заканчивая использованием созданных технологий и созданием реальных товаров, требуются особые знания, которые могут быть приобретены лишь на практике. Основной проблемой экспертно-консалтинговой деятельности в современных условиях является отсутствие такого доступа для субъектов наноиндустрии.

В регионе кадровая инфраструктура наноин-дустрии представлена только высшими учебными заведениями.

Для эффективного развития наноиндустрии Волгоградской области необходимы открытие в образовательных учреждениях нанотехнологических специальностей, курсов повышения квалификации персонала, а также разработка соответствующего методического инструментария.

Для решения задачи предоставления консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере инновационной деятельности в регионе потребуется создать специализированную структуру, называемую на Западе «коучинг-цент-ром». Возможно создание подобного центра на базе Волгоградской торгово-промышленной палаты.

На основе проведенного анализа авторами была разработана модель инфраструктуры наноиндус-трий Волгоградской области. Модель включает в себя уже существующие объекты инфраструктуры региональной наноиндустрии Волгоградской области (НП «Волгоградский региональный научно-технический центр», НП «Волгоградский центр трансфера технологий», Волжский бизнес-инкубатор, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области, НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», Волгоградский центр научно-технической информации, Волгоградская областная универсальная научная библиотека, Региональный ресурсный центр информатизации, Волгоградская торгово-промышленная палата), а также объекты, создание которых необходимо для развития инфраструктуры наноиндустрии в регионе (технопарк, коучинг-центр, бизнес-школа, региональный венчурный фонд, центр коллективного пользования).

Данная модель является функциональной, поскольку разграничивает функции, выполняемые каждым элементом модели, а также выделяет элементы, которые сочетают в себе несколько видов функций.

При построении модели был использован метод, основанный на анализе жизненного цикла проекта, что позволяет определить интервал участия каждого элемента в ходе реализации проекта.

Проведенный анализ элементов модели инфраструктурного обеспечения наноиндустрии Волгоградского региона позволяет сделать вывод о том, что в регионе присутствуют основные необходимые элементы данной модели, однако обособленное их функционирование не позволяет использовать их в качестве основы инфраструктурного обеспечения активного перехода в Волгоградской области к созданию, внедрению и производственному освоению нанотехнологий, обеспечивающих рост конкурентоспособности и эффективности производимых товаров и услуг. Для их координации в рамках инфраструктуры региональной наноиндустрии необходимы утверждение стратегии развития наноин-дустрии на региональном уровне, соответствующих программ реализации этой стратегии, обеспечение их координации с существующими программно-целевыми документами области, а также выделение головной организации инфраструктуры наноин-дустрии Волгоградской области, функцию которой можно было бы возложить на НП «Волгоградский региональный научно-технологический центр».

Проанализировав современное состояние и проблемы развития инфраструктуры наноиндус-трии региона, можно выделить следующие направления ее развития:

- создание и развитие объектов инфраструктуры наноиндустрии;

- формирование активных территорий в области применения и развития нанотехнологий (наукограды, нанотехнологические площадки и кластеры, технико-внедренческие особые экономические зоны);

- развитие системы секторальных и региональных фондов поддержки предприятий, использующих нанотехнологии и выпускающих нанотехноло-гичные товары, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства;

- формирование системы информационно-аналитического сопровождения, включая оказание экспертно-консалтинговых услуг для организации

взаимодействия субъектов наноиндустрии и ее инфраструктуры;

- содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий, использующих нанотехно-логии и наноматериалы в своем производстве.

Список литературы

1. В Волгоградской области определена УК «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия» / Медиа группа «Южный регион». URL: http://www. yugmedia. ru/ne_3999687.

2. Орлова А. А. Сущность и составляющие инфраструктуры наноиндустрии // Вестник Волго-

градского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2011. № 2 (19). С. 13-18.

3. Русскова Е. Г., Орлова А. А. Проблемы развития инфраструктуры наноиндустрии в регионах России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 9. С. 45-50.

4. Фесюн А. В., Орлова А. А. Формирование инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 14. С. 42-47.

5. Четыре «И» инвестиционной привлекательности Волгограда / Инвестиционный путеводитель, город-герой Волгоград. URL: http://invest. volgadmin. ru/2_2_4.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.