Научная статья на тему 'Формирование инфраструктуры наноиндустрии в инновационном развитии России'

Формирование инфраструктуры наноиндустрии в инновационном развитии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / NANOINDUSTRY / NANOTECHNOLOGIES / INFRASTRUCTURE / INFORMATION AND ANALYTICAL INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина В. В.

В статье обсуждаются теоретические подходы становления и развития наноиндустрии, процесса формирования инфраструктуры наноиндустрии в рамках инновационного вектора развития России. Проводится систематизация структурных элементов информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии путем выделения ее основных составляющих подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Infrastructure of the Nanoindustry in Innovative Development of Russia

In article theoretical approaches of formation and development of a nanoindustry, process of formation of infrastructure of a nanoindustry within an innovative vector of development of Russia are discussed. Ordering of structural elements of information and analytical infrastructure of a nanoindustry by allocation of its main components of subsystems is carried out.

Текст научной работы на тему «Формирование инфраструктуры наноиндустрии в инновационном развитии России»

Помимо организации и поддержки процесса производства услуг логистический бизнес-процесс способен обеспечить высокую степень синхронизации этапов проектирования и предоставления услуг. Оптимизация функционирования логистических бизнес-процессов позволит получить синергетический эффект на данных этапах, а также на этапах контроллинга качества услуг.

Методология проектирования и функционирования логистической системы социально-культурного сервиса и услуг на основе интегрального планирования в цепях поставок услуг увеличивает ресурсный потенциал сферы социально-культурных услуг и эффективность его использования. Применение концепции создания интегрированной эффективной системы регулирования и контроля потоковых процессов системы сервиса обеспечивает высокое качество услуг и конкурентоспособность предприятий сферы услуг.

Методология формирования функционального и обеспечивающего комплексов логистической системы социально-культурного сервисного обслуживания, базирующаяся на принципах логистического менеджмента, служит основой для создания механизма рационализации управления потоками ресурсов, отличается объектной направленностью, что позволяет организовать многоуровневую систему сервисного обслуживания, упорядочить структуру и состав логистических потоков.

Методический инструментарий показателей и методов оценки эффективности модели логистизации системы социально-культурного сервиса отличается особенностью поддержания соответствия уровня сервиса величине общих

затрат, что обеспечивает уменьшение общих затрат, снижение цены, улучшение стратегических позиций на рынке, повышение объективности и достоверности оценки качества обслуживания, совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка.

На основе проведенного анализа представляется возможным утверждать о необходимости развития методологии логистизации сферы социально-культурного сервиса и услуг путем адаптации данной концепции к сервисной специфике. Предложенные методологические принципы позволяют реализовать ресурсный потенциал отрасли социально-культурного сервиса и повысить эффективность его использования, качество обслуживания населения и в конечном результате обеспечить конкурентоспособность предприятий данной сферы.

Примечания

1 См.: Сергеев В. И., Черногоров А. В. Рекомендованная модель операций в цепях поставок - БСОЯ-модель // Логистика и управление цепями поставок. 2005. № 2(7). С.10-23.

2 См.: Эффективность логистического управления : учебник для вузов / под ред. Л. Б. Миротина. М. : Экзамен, 2004.

3 См.: Тяпухин А. П., Голощапова А. И., ЛындинаЕ. Н. Проектирование товаропроводящих систем на основе логистики : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2007.

4 См.: Дымская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика : учебник / под ред. В. И. Сергеева. М. : Эксмо, 2011.

УДК 330.3

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

В. В. Калинина

Волгоградский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье обсуждаются теоретические подходы становления и развития наноиндустрии, процесса формирования инфраструктуры наноиндустрии в рамках инновационного вектора развития России. Проводится систематизация структурных элементов информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии путем выделения ее основных составляющих подсистем.

Ключевые слова: наноиндустрия, нанотехнологии, инфраструктура, информационно-аналитическая инфраструктура, инновационное развитие, инновации.

Formation of Infrastructure of the Nanoindustry in Innovative Development of Russia

V. V. Kalinina

In article theoretical approaches of formation and development of a nanoindustry, process of formation of infrastructure of a nanoindustry within an innovative vector of development of Russia are discussed. Ordering of structural elements of information and analytical infrastructure of a nanoindustry by allocation of its main components of subsystems is carried out.

(g» Калинина В. В., 2013

Key words: nanoindustry, nanotechnologies, infrastructure, information and analytical infrastructure, innovative development, innovations.

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одними из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике технологически развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов экономики при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности.

В последние годы новые технологии стремительно проникают во все секторы экономики и социальной сферы. С ними связаны многочисленные инновации, обеспечивающие создание более совершенных продуктов, услуг, производственных процессов, повышение производительности труда и рост занятости квалифицированных работников. Проведенные во многих странах прогнозные исследования позволяют оценить возможные направления глобального развития, очертить горизонты отдельных научно-технологических областей, выявить перспективные инновации, ожидаемые технические, технологические, экономические и социальные эффекты, которые могут быть получены в результате их реализации. Основными направлениями глобального научно-технического развития в средне- и долгосрочной перспективе являются: информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии и технологии новейших материалов1.

Одним из приоритетов глобального и российского технологического развития стали на-нотехнологии. Научная деятельность выступает основным источником инноваций и ключевым фактором инновационного роста в сфере нонатех-нологий. Однако наука лишь создает знания. Для полноценного инновационного развития нанотех-нологий требуются определенные предпосылки, формирующие условия для их распространения и превращения в конечные экономические блага, продвижения нанотехнологичных продуктов и услуг на внутренние и внешние рынки.

Нанотехнологии являются одним из тех направлений, которое способно в долгосрочной перспективе обеспечить инновационные прорывы в развитие как экономики страны в целом, так и на региональных мезоуровнях. Материалы, приобретающие принципиально новые свойства на наноразмерном уровне, - нанотрубки, металлические и керамические наночастицы, дендримеры, фуллерены и т.п. - формируют основу для создания прорывных технологий во многих отраслях экономики2.

Развитие наноиндустрии предполагает внедрение в массовое производство новой инновационной продукции3. Разработка и внедрение критических нанотехнологий были признаны президентом страны одним из приоритетов становления инновационного развития государства4. Таким образом, наноиндустрия является главным звеном в инновационном развитии России.

Инструментом развития российской законодательной, экспериментальной и технологической базы в области наноиндустрии на начальном этапе являлась Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» (ФЦП РИН)5, нацеленная на создание благоприятных условий для реализации потенциала отечественной наноиндустрии, развитие до мирового уровня приборно-инструментальной, информационно-аналитической и методической составляющих инфраструктуры наноиндустрии.

Формирование и развитие современной инновационной инфраструктуры наноиндустрии является важнейшей государственной задачей, так как переход России на путь устойчивого экономического развития, на путь модернизации в жестких условиях международной конкуренции возможен только при эффективной реализации ее научно-технологического потенциала и преимуществ6.

Фактически формирование инфраструктуры национальной нанотехнологической сети (ННС) началось в 2007 г., когда в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на базе 9 российских вузов были созданы первые научно-образовательные центры по направлению «нанотехнологии». На эти цели из федерального бюджета было выделено 1,45 млрд руб.7

В рамках ФЦП РИН на первом этапе реализации Программы создавалась инфраструктура ННС. Поэтому основной целью на данном этапе было обозначено создание современной информационной инфраструктуры национальной нанотех-нологической сети, обеспечивающей конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок в области наноиндустрии.

Приборно-инструментальная составляющая инфраструктуры наноиндустрии подразумевает оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов ННС. К ней относится создание приборно-аналитического и технологического оборудования.

Органом управления и координации ННС является Минобрнауки России. Межотраслевую координацию деятельности ННС осуществляют: по направлению «научная деятельность» - НИЦ «Курчатовский институт», по направлению «инновационная деятельность» - ОАО «Роснано», по направлению «метрология, стандартизация и

оценка соответствия» - Росстандарт, по направлению «образовательная деятельность и подготовка кадров» - НИЯУ МИФИ и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

В целях эффективного инновационного развития государства инфраструктура наноин-дустрии должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде национальной нанотехно-логической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне8.

Важнейшими элементами формируемой инфраструктуры наноиндустрии, являются:

- приборно-инструментальная и производственно-технологическая составляющая, которая характеризует материально-техническую и метрологическую базы различных направлений развития наноиндустрии;

- информационно-аналитическая составляющая, которая обеспечивает координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере наноиндустрии в Российской Федерации и за рубежом;

- методическая составляющая, которая регламентирует безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, механизмы регулирования развития наноиндустрии, обеспечивает гармонизацию российских и иностранных нормативных и методических документов по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии.

В рамках информационно-аналитической составляющей инфраструктуры осуществляется создание специализированных баз данных для компьютерного обмена информацией при проведении исследований и разработок, в том числе между организациями ННС, а также интернет-порталов, обеспечивающих в режимах регламентированного и открытого доступа решение комплекса задач по информационному и аналитическому обеспечению национальной нанотехнологической сети, выполняются работы по формированию специализированных баз данных по кадровому обеспечению наноиндустрии.

Указанное направление включает в себя следующие мероприятия, нацеленные на реализацию организации инновационного развития в сфере нанотехнологий:

- формирование информационной инфраструктуры наноиндустрии;

- создание аналитической и прогнозной инфраструктуры наноиндустрии;

- становление кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии.

Создаваемая в рамках решения второй задачи информационно-аналитическая инфраструктура наноиндустрии, в том числе сеть электронно-компьютерного обмена результатами исследований и разработок между элементами ННС, должна стать не только инструментом обмена информацией среди участников Программы, но и способствовать решению более широких задач по координации работ в сфере наноиндустрии. В частности, ее необходимо использовать как инструмент9:

- управления и координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом;

- мониторинга Программы;

- коммерциализации наноиндустрии;

- международных научно-технических обменов в сфере наноиндустрии;

- популяризации достижений в области на-нотехнологий и наноматериалов.

В то же время в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Одна из главных причин такого отставания - отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотех-нологий - практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а также отставание в развитии других составляющих инфраструктуры на-ноиндустрии. Поэтому создание эффективно функционирующей инфраструктуры с развитой информационно-аналитической базой является одним из главных приоритетов инновационного развития наноиндустрии в России.

Отсутствие поддержки в сфере развития наноиндустрии со стороны государства в создавшихся условиях может привести к тому, что имеющийся сегодня в Российской Федерации существенный научный задел будет либо утрачен, либо использован иностранными конкурентами. В связи с этим на государственном уровне достаточно быстрыми темпами формируется законодательная база и проводится развернутое финансирование по разным направлениям на реализацию программ развития наноиндустрии.

В Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г. в рамках формирования инфраструктуры наноиндустрии на современном уровне экономически развитых стран выделяются следующие новые приоритетные направления10:

- формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области наноиндустрии;

- опережающее развитие исследований и разработок, обеспечивающих создание новых конкурентоспособных нанотехнологий и видов нанотехнологической продукции, которые могут быть доведены до промышленного внедрения и производства в течение двух-трех лет; создание системы содействия продвижению продукции наноиндустрии на внутренний и внешний рынки, формирование инфраструктуры системы обеспечения единства измерений, стандартизации, оценки соответствия и безопасности в области нанотехнологий с целью роста объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщения указанной продукцией нанотехнологий соответствующих рынков;

- совершенствование механизмов коммерциализации научных результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Инфраструктура наноиндустрии - это, прежде всего, инфраструктура экономики знаний, для развития которой принципиальное значение имеет инфраструктура согласованного прогноза, основанного на мониторинге состояния нано-индустрии и анализе перспектив возможного развития11.

Построение инновационной экономики в России, основанной на знаниях, нуждается в развитой научной и инновационной инфраструктуре. Если говорить об инновационной инфраструктуре, то ее состав весьма разнообразен и дифференцирован по функциональному назначению. В частности, к ней относятся бизнес-инкубаторы, технопарки и технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга, центры коллективного пользования и другие объекты12.

Среди инфраструктурных образований отечественной науки значительное место занимают центры коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП). Центр коллективного пользования представляет собой научно-организационную структуру при базовой организации, обладающую сложным высокоточным оборудованием (специализированные установки, масс-спектрометры, микроанализаторы, хроматографы, микроскопы, рентгеновские дифрактометры, ЯМР- и ЭПР-спектрометры и др.), высококвалифицированными кадрами и обеспечивающую на имеющемся оборудовании проведение исследований для достижения научных результатов

мирового уровня, а также оказание услуг внешним

13

пользователям13.

В интересах самих центров необходимо активно реализовывать индивидуальный план действий по информационному обеспечению деятельности. Эта программа должна охватывать целый комплекс мероприятий, среди которых создание и поддержка интернет-сайта ЦКП, участие в публичных мероприятиях под именем ЦКП, освещение в средствах массовой информации деятельности центров, их возможностей, достижений и оказываемых услуг.

Инновационный бизнес достаточно специфичен и требует определенного количества инфраструктурных элементов для его развития. Чтобы развивались инновационная экономика и рынок

интеллектуальной собственности, требуются, по

" 14

крайней мере, четыре важных элемента14:

- развитие фундаментальной и прикладной науки, что обеспечивает генерацию идей;

- развитие институтов венчурного финансирования, на средства которых проекты будут доводиться до стадии производства;

- формирование рынка интеллектуальных продуктов и услуг, где практически готовый к производству проект находит основного инвестора;

- эффективная нормативно-правовая база, регламентирующая действия всех участников инновационного процесса.

Поскольку в инновационной сфере на современном этапе все большую роль приобретают нанотехнологии, то для реализации основных направлений инновационного развития РФ необходимо создание высокоразвитой информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии, учитывающей все составляющие компоненты на-ноиндустрии, их взаимодействие и организацию доступа к информации всех участников данного процесса. Исходя из анализа поставленных задач в Федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и в Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, для эффективного создания и развития информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии целесообразно, по нашему мнению, использовать системный научный подход с целью структуризации основных ее компонентов в виде следующих подсистем.

1. Информационная подсистема инфраструктуры: служит для обеспечения соответствующей актуальной информацией географически распределенных организаций ННС, а также других заинтересованных организаций, деятельность которых относится к наноиндустрии.

2. Подсистема аналитической и прогнозной составляющей инфраструктуры: обеспечивает предоставление возможности участникам ННС использовать результаты информационно-ана-

литической деятельности органов управления и координации национальной нанотехнологической сети, а также для обеспечения эффективного использования и развития объектов инфраструктуры.

3. Подсистема обеспечения доступа к ресурсам инфраструктуры: служит для создания организационных основ и регламентации процессов доступа, в том числе коллективного, к элементам инфраструктуры, а также для обеспечения органов управления и координации ННС интегрированным доступом к системам информационно-аналитической инфраструктуры.

4. Подсистема управления и координации работ: служит для создания условий по реализации стратегической цели становления информационно-аналитической инфраструктуры наноинду-стрии РФ путем формирования долгосрочных и среднесрочных программных и плановых документов по развитию нанотехнологий в Российской Федерации.

5. Кадровая подсистема инфраструктуры наноиндустрии: включает следующие составляющие:

- удаленный доступ к уникальным научным открытиям и разработкам, включая интерактивные учебные комплексы; проведение дистанционных научных экспериментов и изучение дисциплин, лабораторных практикумов;

- методическое обеспечение подготовки кадров в вузах России;

- подготовка и переподготовка кадров для наноиндустрии.

6. Подсистема обеспечения информационной безопасности функционирования информационно-аналитической инфраструктуры наноинду-стрии.

Данные подсистемы функционируют в рамках единой информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии, которая включает, прежде всего, систему мониторинга различных аспектов, таких как:

мониторинг объектов инфраструктуры ННС;

мониторинг исследований и разработок;

мониторинг обеспеченности наноиндустрии кадрами;

мониторинг рынков продукции наноинду-стрии и бизнес-планирования;

мониторинг развития отраслей и регионов в сфере наноиндустрии.

При этом мониторинг характеризует различные аспекты наноиндустрии: научно-технологический, образовательный, социальный15.

Эффективная система мониторинга может использоваться для совершенствования системы управления и повышения оперативности подготовки и принятия управленческих решений в сфере инновационного развития РФ и инфраструктуры наноиндустрии в целом.

На основе результатов мониторинга национальной и мировой наноиндустрии строятся обоснованные прогнозы ее развития, служащие одновременно инструментом синхронизации планов развития отраслей наноиндустрии и отдельных проектов, реализуемых при координации головной научной организации, головных организаций тематических направлений ННС. Такие прогнозы-планы реализованы в формате «дорожной карты», составленной и регулярно актуализируемой головной научной организацией ННС при определяющем участии головных организаций тематических направлений ННС16. Такое взаимодействие участников национальной нанотехнологической сети в процессах мониторинга и прогноза - само по себе важный элемент инфраструктуры наноиндустрии, основанной на знании.

Примечания

1 См.: Инновационное развитие - основа модернизации экономики России : национальный доклад. М. : ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. С. 31.

2 См.: Алфимов М. В. Ключ к развитию : подражание природе // Форсайт. 2007. № 3 (3).

3 См.: Механизмы реализации стратегии формирования наноиндустрии в регионах России / авт. колл. : О. В. Иншаков [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Иншакова. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. С. 7.

4 См.: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу : приказ Президента РФ № Пр-576 от 30.03.2002 г. URL: http://www. rusnanonet.ru/ download/nano/20020330_pr_576_osnov. pdf (дата обращения: 10.11.2012).

5 См.: Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы : федер. целевая программа, утв. постан. Правительства РФ от 2 авг. 2007 г. № 498. URL: http://www.rusnanonet. ru/ download/nano/20070802_rin.pdf (дата обращения: 13.02.2013).

6 См.: Инфраструктурная программа завершилась. Что сделано? // Российские нанотехнологии. 2009. № 1-2. С. 6.

7 Там же. С. 7.

8 См.: Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы.

9 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года. Одобрена Правительством РФ 17 янв. 2008 г. URL: http://www.nbchr.ru/PDF/ nano_0S.01.pdf (дата обращения: 13.02.2013).

11 См.: Тараненко С. Б., Балякин А. А. Инфраструктура наноиндустрии // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, № 11-12. С. 9.

12 См.: Мазуренко С. Н. Развитие инфраструктуры современных научных исследований // Нанотехнологии. Экология. Производство. 2010. № 5. С. 46.

С. Л. Беляева. Анализ внешних факторов и конкурентных сил пищепрома России

13 См.: ФирсоваА. А. Развитие российской инновационной инфраструктуры // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 1(13). С. 44-49.

14 См.: Калюжный С. В. Четыре элемента инновационной экономики // Нанотехнологии. Экология. Производство. 2010. № 4(6). С. 21.

15 См.: Балякин А. А. Мониторинг как инструмент го-

сударственного контроля и управления развитием национальной наноиндустрии» // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, № 7-8. С. 8-13.

16 См.: Тараненко С. Б., Иванов К. В. Дорожная карта развития нанотехнологий как инструмент перспективного планирования // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, № 7-8. С. 10-14.

УДК 332.144

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

И КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

С. А. Беляева

Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова E-mail: afina @mail.ru

В данной работе анализируется ряд внешних факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на динамику и конкурентоспособность пищевой промышленности российской экономики: дефицит отечественного сельскохозяйственного сырья и оборудования для переработки, недостаточный платежеспособный спрос населения. Сделан вывод о том, что в современных условиях необходим системный подход со стороны государства к развитию пищевой отрасли.

Ключевые слова: пищевая промышленность, сельское хозяйство, внешняя среда, факторы внешней среды, производственный потенциал.

Russian Food Industry: External Factors and Competitive Forces Analysis

S. A. Belyaeva

A set of external factors mostly influencing the Russian food industry is concerned in this article. It includes: domestic agriculture raw material deficit, lack of the processing equipment, insufficient solvency of the Russian population. Basic indices of the factories' operating system having been analyzed, in the modern economy the state should consider the food industry development as a complex system. Key words: food industry, agriculture, outer world, external factors, production potential.

Специфика пищевой промышленности как субъекта экономики в современных условиях заключается в том, что она органически связана с необходимостью обеспечить высококачественным продовольствием население страны при данном уровне развития аграрного сектора и платежеспособного спроса. От эффективности функционирования пищевой промышленности во многом зависит продовольственная безопасность России. Перед отраслью стоит задача обеспечения населения достаточным количеством продоволь-

ствия при высоком его качестве и приемлемых для населения ценах.

Пищевая промышленность имеет существенные особенности по сравнению с другими отраслями промышленности. В числе основных можно выделить: массовость и разнообразие продукции; сезонность некоторых производств; ограниченные сроки хранения сырья и готовой продукции; высокие требования к качеству продуктов, их ассортименту; зависимость качества от характеристик сырья и др.

В настоящее время пищевая промышленность России включает более 30 видов экономической деятельности, объединяющих свыше 40 тысяч предприятий. В 2010 г. в структуре производства продукции обрабатывающей промышленности ее доля составила 19,6%. Она является третьей по величине после машиностроения и металлообработки и топливной промышленности. Преобладающей формой собственности является частная (85,2% всех предприятий отрасли, производящих 60% всей продукции)1.

На протяжении последних лет российская пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост, обгоняя по показателям большинство отраслей российской экономики. За этот период улучшились все основные отраслевые показатели. В результате сейчас пищевая промышленность является достаточно привлекательной отраслью для иностранных инвестиций, что обусловлено стремлением иностранных производителей расширить свое присутствие на привлекательном российском продовольственном рынке вопреки резкому ухудшению эффективности импорта готовой продукции и наметившейся тенденции формирования потребительского патриотизма россиян.

© Беляека С. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.