39 (81) - 2011
Инновации
УДК 336.226
ИСТОЧНИКИ И ИНФРАСТРУКТУРА ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ
НАНОТЕХНОЛОГИИ
Д. В. НОВИКОВ,
аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Российский государственный торгово-экономический университет
В статье обосновывается, что в рамках реализации комплекса мер финансового характера в сфере наноиндустрии следует шире и интенсивнее применять в сочетании источники прямого и косвенного государственного финансирования. По мнению автора, препятствующий такому применению комплекс существующих институциональных проблем является главным ориентиром дальнейшего совершенствования на законодательном уровне механизма финансирования наноиндустрии в нашей стране.
Ключевые слова: наноиндустрия, источник, прямое финансирование, косвенное финансирование, инновационный, инфраструктура.
Товаропроизводители, применяющие нанотех-нологии, осуществляя исследования, разработки и распространение новых товаров, услуг, технологий и методов управления, обладают преимуществами в части увеличения объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Это обусловливает значение инноваций как существенного элемента экономического роста каждого единичного предприятия, с одной стороны, и экономики государства в целом - с другой. Становление инновационной деятельности в России, характеризующееся принятием комплекса нормативно-правовых
актов, регулирующих организационные, административные, юридические и экономические аспекты ее инфраструктуры, сопряжено с недостаточным финансированием инновационной деятельности. Проанализируем далее имеющиеся и потенциальные источники такого финансирования.
Источники и инфраструктура прямого финансирования. В соответствии с целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы» (ФЦП) на финансирование запланированных мероприятий было предусмотрено 27 733 млн руб. (в ценах соответствующих лет) [7]. Из них средств федерального бюджета было выделено 15 245,6 млн руб. (капитальные вложения) и 9 699 млн руб. (прочие нужды), а 2 788,4 млн руб. — из внебюджетных средств. Среди направлений реализации программы и ее государственных заказчиков следует выделить:
1) развитие приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноиндустрии (Роснаука, ФСТЭК России, Роспром, Роскосмос, Росатом, Рособразование, Ростехрегулирование, Российская академия наук);
2) развитие информационно-аналитической составляющей инфраструктуры наноиндустрии (Роснаука, Рособразование);
Таблица 1
Расходы на реализацию федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы», млн руб., в ценах соответствующих лет
Показатель 2008—2010 гг., всего В том числе
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем финансирования, всего 27 733 1 0607,5 8 809,7 8 315,8
В том числе:
— капитальные вложения 16 925,7 7 528,2 5 168,4 4 229,1
— прочие нужды 10 807,3 3 079,3 3 641,3 4 086,7
— средства федерального бюджета, всего 24 944,6 9 536,2 7 925,4 7 483
В том числе:
— капитальные вложения 15 245,6 6 782,2 4 653,4 3 810
— прочие нужды 9 699 2 754 3 272 3 673
— средства внебюджетных источников, всего 2 788,4 1 071,3 884,3 832,8
В том числе:
— капитальные вложения 1 680,1 746 515 419,1
— прочие нужды 1 108,3 325,3 369,3 413,7
Источник: приложение № 6 к ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы».
Таблица 2
Финансирование Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года, млн руб.
Предполагаемые объемы финансирования, млн руб.,
Направления в ценах соответствующих лет
финансирования 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012—2015 гг. 2008—2015 гг.
Бюджетное и внебюджетное финанси- 8 177,8 9 824,9 11 228,9 13 135,6 25 659,4 38 026,7
рование НИОКР в специализированных
направлениях наноиндустрии
Бюджетное и внебюджетное финан- 10 917,5 9 139,7 8 957,8 1 962 0 30 977
сирование создания инфраструктуры
наноиндустрии
Финансирование инновационных проек- 140 250 400 600 0 1 390
тов развития наноиндустрии
Итого... 19 235,3 19 214,6 20 586,7 15 697,6 25 659,4 70 393,7
Источник: приложение № 5 к Программе развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года.
3) развитие методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии (Роснаука, Ростехре-гулирование);
4) обеспечение управления реализацией программы и содержание ее дирекции (Роснаука, Рособразование).
Статьи расходов на реализацию программы сгруппированы в табл. 1.
Министерством образования и науки РФ с участием различных ведомств была разработана концепция развития нанотехнологий в России и подготовлена рамочная Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотех-нологий и наноматериалов до 2015 года. В табл. 2
представлены объемы финансирования направлений указанной программы.
Об объемах инвестиционных вложений государственной корпорации (ГК) «Роснанотех» (ныне — ОАО «РОСНАНО») можно судить по данным табл. 3. Положительная динамика свидетельствует о главной роли данной корпорации в осуществлении прямого финансирования нано-индустрии.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основные показатели достижения научного и технологического лидерства России в мире по направлениям,
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 37
Источник: приложение № 6 к Программе развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года.
Таблица 3
Направления и источники инвестиционных вложений ГК «Роснанотех», млрд руб.
Основные мероприятия Доля в общей сумме госвложений, % Год Вложений за 2008—2015 гг., всего
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Создание инфраструктуры научных исследований и центров коллективного пользования 17,7 3 3,5 5 3,5 2 2 2 2 23
Проекты в области образования, популяризации науки, продвижения России как одного из мировых центров наноиндустрии 11,5 3 2,5 2 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 15
Развитие производства продукции наноин-дустрии, формирование рынков нанопро-дукции 70,8 8 10 12 12 12 12 12 14 92
Инвестиции, привлекаемые в проекты ГК «Роснанотех» из внебюджетных источников — - - 6,5 7 7 8 11 14 53,5
Общий объем финансирования по всем направлениям деятельности — 14 16 25,5 24 22,5 23,5 26,5 31,5 183,5
Кроме того, инвестиции за счет доходов от деятельности ГК «Роснанотех» — 6,25 5,0 3,75 2,5 2,5 2,75 5,0 6,25 34
Итого... — 20,25 21 29,25 26,5 25 26,25 31,5 37,75 217,5
определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность, таковы:
— доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 15 % в 2010 г. и до 40—50 % в 2020 г. (в 2007 г. — 13 %);
— доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5—10 % в 5—7 и более секторах к 2020 г.;
— удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 г. (в 2007 г. — 0,3 %);
— валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 — 20 % в 2020 г. (в 2007 г. — 10—11 %);
— удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6—7 % в 2010 г. и до 25—35 % в 2020 г. (в 2007 г. — 5,5 %);
— внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5—3 % валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2007 г. — 1,1 %), из них больше половины — за счет частного сектора1.
1 URL: http://www. ifap. ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
Следует отметить, что положительная динамика объема финансирования сферы наноиндустрии наблюдалась в нашей стране не сразу. В 1996 г. был создан Институт нанотехнологий Международного фонда конверсии. Примерно в 2002 г. началось финансирование инновационных проектов по нанотехнологиям и наноматериалам Российского фонда фундаментальных исследований, а также по отраслевым программам обороны, Минатома (Роса-тома), что, по приближенным расчетам, составляло 20—25 млн долл. в год и было значительно меньше государственной поддержки нанотехнологий в США [5].
Ситуация значительно улучшилась, когда в рамках внесения ряда изменений постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 № 540 в федеральную целевую научно-техническую программу (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002—2006 годы» в перечне приоритетов появилось направление «Индустрия наносистем и материалы», на поддержку которого предусматривалось выделить из федерального бюджета в 2005 г. 2 млрд руб., а в 2006 г. — 2,12 млрд руб.
В июле 2006 г. Правительство РФ утвердило концепцию ФЦНТП «Исследования и разработки
40
30
2007
по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы», установив объем финансирования за счет федерального бюджета в размере 134 млрд руб.2. Таким образом, государственная поддержка указанного направления значительно выросла по сравнению с предыдущими годами. На рис. 1 на примере Чувашской Республики представлена динамика объема финансирования наноиндустрии из федерального бюджета до 2011 г.
По видам источники финансирования инновационных программ можно классифицировать согласно рис. 2, их структуру можно увидеть на рис. 3.
Финансирование инновационной деятельности реализуется в определенных формах. Рассмотрим их далее.
Государственное финансирование. Государство принимает на себя большую часть финансирования инновационных программ развития производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время оно направляет до 80 % инвестиционных ресурсов, концентрированных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы: жилищного строительства, здравоохранения, культуры, науки. Оставшиеся 20 % централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.
Инвестиции коллективных инвесторов. Они состоят из привлекаемых средств и основных источников финансирования инновационных программ. Первые представляют собой средства юридических и физических лиц, включающие различные виды, объединения их свободных средств, которые могут быть инвестированы. Вторые включают, во-первых, инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов; во-вторых, — инвестиционные ресурсы страховых компаний.
Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных
ю _
& _ _ _
120------1 I—
■ 5ЕЕНШ
2008
2009
2010
2011
□ Средства ФЦП «Развитие инфраструктуры
□ Всего из федерального бюджета
Годы
наноиндустрии на 2008-2010 годы»
Источник: приложение №№ 2 к подпрограмме «Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006—2010 годы.
Рис. 1. Финансирование развития наноиндустрии за счет средств федерального бюджета*
2 Там же.
Данные без учета финансирования Российской корпорацией нанотехнологий.
в форме закрытого или открытого акционерного общества. Позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (получение денег от покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми и акционерными обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.
Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используют следующие показатели:
— объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;
— ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;
— величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.
Банковские кредиты. Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие:
— реальными сроками окупаемости (они меньше срока реализации проекта);
— источниками возврата предоставляемых финансовых средств, — обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.
Виды источников финансирования инновационных программ
По уровням собственников
На уровне государства и субъектов Федерации
Собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов. Привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем. Заемные средства в виде
государственных
международных
заимствований
(внешний долг
государства),
государственных
облигационных,
долговых, товарных
и прочих займов
(внутренний долг
государства)
На уровне организации
Собственные
средства.
Привлеченные
средства.
Заемные
средства
На уровне инновационной программы
Средства бюджетов РФ и субъектов Федерации, внебюджетных фондов. Средства отечественных предприятий и организаций, коллективных институциональных инвесторов. Иностранные инвестиции в различных формах
По видам собственности
Государственные инвестиционные ресурсы
Инвестиционные ресурсы
Бюджетные средства и средства внебюджетных фондов,
государственные заимствования, пакеты акций и прочие основные и оборотные фонды и имущество государственной собственности и пр.
В том числе
финансовые
ресурсы
хозяйствующих
субъектов
коммерческого и
некоммерческого
характера,
общественных
объединений,
физических лиц,
в том числе
иностранных
инвесторов
^ >1
По отношению к собственности
Собственные средства
Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов
Иностранные
государства,
международные
финансовые и
инвестиционные
институты,
отдельные
организации,
институциональные
инвесторы, банки
и кредитные
учреждения
Привлеченные средства
Собственные средства
Привлеченные средства
Заемные средства
Источник: разработано автором.
Рис. 2. Классификация источников финансирования инновационных программ
Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиционных проектов, представлена на рис. 4.
Венчурное финансирование. Венчурное финансирование осуществляется фондами риск-капитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата. Снижения рисков при венчурном финансировании удается достичь при тщательном отборе проектов,
а также за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов, находящихся на разных стадиях реализации.
Существуют особенности деятельности венчурных фондов по финансированию инновационных проектов:
— инвесторы готовы к потере своего капитала (не требуют залоговых гарантий возврата предоставленных средств);
Структура источников финансирования инновационных программ
Государственные ресурсы
Ресурсы организаций
Собственные Привлекаемые Заемные
Государственный (федеральный) бюджет Бюджеты субъектов Федерации: республиканские, местные
Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды
Государственная
кредитная
система.
Государственная страховая система
Государственные
заимствования:
государственные
займы, внешние
заимствования,
международные
кредиты и пр.
Собственные Привлекаемые
Собственные инвестиционные ресурсы организаций
Взносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций
Инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний-резидентов, в том числе паевых инвестиционных фондов. Инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов.
Инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов резидентов
Заемные
Банковские,
коммерческие
кредиты, бюджетные
и целевые кредиты.
Инвестиционные
ресурсы
иностранных
инвесторов, включая
коммерческие банки.
Международные
финансовые
институты,
институ циональные
инвесторы,
организации
Источник: разработано автором.
Рис. 3. Структура источников финансирования инновационных программ
Виды кредита
По типу кредитора
По форме предоставления
По цели предоста-
Источник: разработано автором.
Рис. 4. Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиционных проектов
— риск-капитал предоставляется на длительный срок (5—7 лет) без права его изъятия;
— риск-капитал размещается только в форме акционерного капитала.
Риск венчурных инвесторов велик, однако в случае удачи он компенсируется сверхприбылью.
Полный цикл жизни венчурного предприятия состоит из нескольких этапов.
1. Предстартовый:
- зарождение (seed) - разра-
По сроку
действия ботка новых технологий, продук-
ции, услуг (это только проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок);
- начальный этап - оформление технической документации (получение патента и прочая защита прав интеллектуальной собственности), выпуск опытного образца.
2. Стартовый (start up) - недавно образованная компания (обычно нуждается в дополнительном финансировании для проведения научно-исследовательских работ и организации начала продаж).
3. Начальная стадия (early stage) - компания, имеющая готовую продукцию и находящаяся в самом начале ее реализации. Такие компании могут не иметь прибыли и, кроме того, могут требовать
дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
4. Расширение (expansion) — компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала.
5. Зрелость.
6. Угасание.
7. Ликвидация предприятия.
Финансировать на профессиональной основе
предприятия на первых четырех этапах деятельности — значит осуществлять венчурное финансирование. Инвестиции в данной отрасли и являются венчурным капиталом (venture capital).
Венчурный капитал — это инвестиции в новый, только создаваемый бизнес с привлекательными перспективами роста, который не имеет доступа на фондовый рынок. В полной мере это относится к товаропроизводителям, использующим нанотехнологии.
В финансовой сфере роль венчурного капитала состоит в следующем:
— аккумуляция финансовых ресурсов как юридических, так и физических лиц. Это дает возможность, во-первых, привлечь дополнительные инвестиции в перспективные, наукоемкие отрасли; во-вторых, изъять из обращения часть наличных денежных средств и таким образом снизить давление на товарный и денежные рынки, стабилизировать курс национальной валюты;
— норма прибыли в венчурном бизнесе выше, чем средняя по экономике. Это позволяет привлечь иностранный капитал, денежные средства отечественных инвесторов, что значительно улучшает положение на финансовом рынке страны;
— субъекты венчурной деятельности участвуют в формировании доходов бюджета. С развитием венчурной деятельности, ростом доходов ее участников увеличиваются и доходы бюджета (в форме налогов);
— наряду с бюджетным венчурный механизм становится еще одним способом перераспределения финансовых ресурсов в масштабах экономики благодаря определенным преимуществам: оперативность, отсутствие лоббирования и субъективистских подходов в распределении финансовых ресурсов. Практически в большинстве случаев это финансирование инновационных производств.
Кроме того, инвестиции венчурных фондов и компаний могут быть использованы в следующих случаях:
• bridge financing («наведение моста»). Этот тип финансирования предназначен для компаний, преобразуемых из частных в открытые акционерные общества и пытающихся зарегистрировать свои акции на фондовой бирже;
• management Buy-Out («выкуп управляющими»). Инвестиции, предоставляемые управляющим и инвесторам существующей компании для приобретения ими действующих производств или бизнеса в целом;
• management Buy-In («выкуп управляющими со стороны»). Финансовые ресурсы, предоставляемые венчурным инвестором управляющему или группе управляющих со стороны для приобретения ими компании;
• turnaround («переворот»). Финансирование компаний, испытывающих те или иные проблемы в своей деятельности с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения;
• replacement Capital («замещающий капитал»), или Secondary Purchase («вторичная покупка»). Приобретение акций действующей компании другим венчурным институтом или другим акционером/акционерами.
В настоящее время в России инвестиции осуществляются преимущественно в компании первой группы. Последние пять типов финансирования практически не представлены на венчурном рынке.
Лизинг. Это один из способов эффективной инвестиционной деятельности, вид предпринимательской деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных финансовых средств по договору финансовой аренды (лизинга).
Лизинговые компании (фирмы) создаются как коммерческие организации, выполняют функции лизингодателей. Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизинговыми компаниями за счет собственных или заемных средств.
Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский с помощью ценной бумаги — векселя. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой векселя учитываются банком. Кредитование по
схеме форфейтинга является среднесрочным (от одного года до семи лет).
Иностранные инвестиции. Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования инновационных программ сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инновационной сферы в нашей стране.
Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают вложения в форме:
• государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, вкладов зарубежных государств и международных финансовых институтов;
• вкладов в акционерный капитал российских организаций;
• вкладов в ценные бумаги, в том числе государственные, а также в бумаги корпоративных и институциональных эмитентов;
• иностранных кредитов;
• лизинговых кредитов, позволяющих отечественной экономике (организациям) получить наиболее современную технику и технологии;
• финансовых кредитов российским организациям.
Наиболее распространенной формой являются инвестиции в акционерный капитал, в государственные и корпоративные ценные бумаги.
Смешанное финансирование реализуется привлечением финансовых средств, необходимых для проведения в жизнь инновационных проектов, из нескольких источников.
В механизме финансирования инновационной деятельности кроме форм в специальной литературе выделяют еще виды источников финансирования инноваций, в частности внутренние и внешние.
В странах с развитой рыночной экономикой к внутренним источникам относят выпуск псевдоакций, реализацию программ ESOP — плана приобретения служащими акций компании, введение внутренних грантов, выделение времени на проведение инновационных разработок, использование бюджетов производственных подразделений [4, с. 31].
Огромную роль во всем мире играют внешние источники финансирования инноваций, предоставляемые венчурным инвестором. Для их активизации
в настоящее время в России создано и продолжает развиваться государственно-частное партнерство, при котором государственные ресурсы выступают рычагом для привлечения частных средств.
Большое значение в совершенствовании форм и видов источников прямого финансирования на-ноиндустрии имеют разработки экономистов. Так, Е. А. Матченко выделяет 10 механизмов поддержки нанотехнологий:
1) финансирование фундаментальных долгосрочных исследований, в том числе участие в проектах с высокими рисками, а также содействие образованию и профессиональной подготовке специалистов в области нанотехнологий;
2) координация деятельности государственных и частных исследований;
3) изучение и мониторинг темпов глобального развития рынка нанотехнологий, конкуренции на мировом инновационном рынке;
4) поддержка реалистичных проектов;
5) организация изучения социальных, правовых, этических, экологических последствий от использования нанопродукции;
6) пересмотр мер по защите объектов интеллектуальной собственности, а также создание унифицированной классификации нанопродукции для облегчения процесса патентования и защиты прав собственности объектов и материалов нанопродук-ции медицинского и иного назначения;
7) создание и реализация программы привлечения зарубежных специалистов, ученых, студентов с целью развития отрасли;
8) формирование инфраструктуры;
9) организация потребления продукции нано-технологий на внутреннем рынке страны;
10) качественное и своевременное информационное обеспечение положения на рынке, снабжение экономической информацией потенциальных инвесторов3.
Венчурное звено инфраструктуры внешнего финансирования. Рассмотрим отдельно венчурный вариант финансирования, поскольку он наиболее соответствует задачам внешнего финансирования товаропроизводителей, использующих нанотех-нологии.
Российский рынок рисковых инвестиций в своем становлении прошел ряд этапов. Так,
3 Матченко Е. А. Механизмы государственной поддержки нанотехнологий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 28 (121). С. 57.
Д. В. Зиньков и А. С. Горлатов выделяют четыре стадии в эволюции российского венчурного рынка [3, с. 53—54].
Для первого этапа, датированного 1992— 1994 гг., характерно зарождение прообраза рынка венчурного капитала, которому способствовали, во-первых, приватизационные процессы, во-вторых, решения правительств стран «Большой семерки» и нескольких международных финансовых организаций о выделении свыше 700 млн долл. для поддержки развития малых и средних вновь созданных или приватизированных предприятий, что вызвало интерес к России со стороны в основном иностранных институциональных инвесторов.
В 1994—1998 гг. в России происходило дальнейшее развитие рынка венчурного капитала за счет средств, в основном поступающих из зарубежных источников. Общая сумма инвестиций в российские компании с 1994 по 1998 г. составила 1 162 млн долл. Крупнейшими получателями инвестиций стали компании потребительского рынка — 29 % и телекоммуникаций — 22 %, а также сферы энергетики и легкой промышленности, изготовления тары и упаковки, пивоварения и производства продуктов питания.
В 1997—2002 гг. в РФ формировались инфраструктуры для увеличения венчурного финансирования. В 1997 г. была создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), основная задача которой — способствовать становлению и развитию венчурной индустрии в РФ.
Безусловно, кризис 1998 г. внес свои коррективы в дальнейшее развитие венчурного рынка в нашей стране. Резко уменьшилась доля иностранных инвестиций — до 57 %. Кроме того, в тот период было профинансировано всего лишь 119 компаний, тогда как с 1994—1998 гг. — 163. После 1998 г. наблюдался рост инвестиций в такие технологически емкие отрасли, как программно-аппаратное обеспечение, электроника, биотехнологии, медицина.
Одной из первых российских организаций, призванной финансировать инновации, стал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Это государственная некоммерческая организация, образованная постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 и являющаяся одним из трех государственных научных фондов. Правительство установило, что в фонд Бортника направляется 1,5 % средств федерального бюджета, выделяемых на науку.
Основу российской инновационной инфраструктуры составляет ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК», Российская венчурная компания), которая представляет собой государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации — один из ключевых инструментов государства для формирования национальной инновационной системы.
Российская венчурная компания создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.06.2006 N° 838-р. Основными целями деятельности ОАО «РВК» являются стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института развития венчурного инвестирования в Российской Федерации.
Приоритетные направления инвестирования венчурных фондов, формируемых с участием Российской венчурной компании, определены в соответствии с перечнем критических технологий, утвержденным Президентом РФ, куда входят:
• безопасность и противодействие терроризму;
• живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование);
• индустрия наносистем и материалов;
• информационно-телекоммуникационные системы;
• рациональное природопользование;
• транспортные, авиационные и космические системы;
• энергетика и энергосбережение.
РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами.
Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двенадцати (включая два фонда в зарубежной юрисдикции), их объем—около 25 млрд руб. Эту сумму, в частности, составляют фонды:
• «ВТБ — Фонд венчурный» (3 061 млн руб.);
• «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» (3 000 млн руб.);
• «Максвелл Биотех» (3 061 млн руб.);
• «Лидер — Инновации» (3 000 млн руб.);
• «Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд» (2 000 млн руб.);
• «С-Групп Венчурс» (1 800 млн руб.);
• «Новые технологии» (3 061 млн руб.);
• «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» (2 000 млн руб.);
• «Инфраструктурные инвестиции РВК» (500 млн руб., планируется увеличение уставного капитала до 2 000 млн руб.);
• «Биофармацевтические инвестиции РВК» (500 млн руб., планируется увеличение уставного капитала до 1 500 млн руб.);
• RUSSIAN VENTURE CAPITAL I LP (Великобритания) (300 млн руб.);
• RUSSIAN VENTURE CAPITAL II LP (Великобритания) (600 млн руб.).
Доля самой Российской венчурной компа -нии — около 15 млрд руб.
Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний к апрелю 2011 г. достигло 63. Совокупный объем вложенных средств — около 7 млрд руб [13]. Российской венчурной компанией подписано 18 соглашений о сотрудничестве с регионами Российской Федерации.
ОАО «РВК» развивает международную деятельность с целью импорта современных технологий, приобретения знаний и ноу-хау технологического предпринимательства, а также для поддержки выхода российских высокотехнологичных компаний на глобальные рынки.
Кроме этого, РВК осуществляет «посевное» инвестирование и формирует инновационную инфраструктуру. Например, Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании был создан 22 октября 2009 г. в рамках реализации основных положений стратегии ОАО «Российская венчурная компания». Участниками этого фонда являются Российская венчурная компания (99 %) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1 %).
Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на отечественном и зарубежных инновационно-технологических рынках. Основными задачами учреждения являются:
— стимулирование развития в России сектора посевных инвестиций индустрии венчурного финансирования;
— стимулирование формирования сети венчурных партнеров для фондов посевных инвестиций с целью максимального вовлечения профессиональных
управляющих, экспертов и бизнес-ангелов в процесс создания новых технологических компаний;
— создание условий для формирования непрерывного потока сделок в венчурные фонды, в том числе созданные с участием ОАО «РВК»;
— значительное увеличение количества и качества малых технологических бизнесов, претендующих впоследствии на получение инвестиций венчурных инвесторов и фондов ранней стадии [14].
Приведем основные параметры Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании:
— объем средств под управлением фонда — 2 млрд руб.;
— срок функционирования — не ограничен;
— фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными инвесторами;
— учреждение предоставляет не более 75 % от объема инвестиционной потребности инновационной компании в денежных средствах и не более 25 млн руб. на первом этапе;
— фондом допускаются любые юридические и финансовые условия сделки, разрешенные действующим законодательством Российской Федерации;
— деятельность учреждения реализуется при взаимодействии с системой венчурных партнеров фонда и инициаторов посевных инвестиций, имеющих доступ к научным, материально-техническим и финансовым ресурсам, необходимым для обеспечения деятельности венчурных партнеров;
— принятие инвестиционных решений — прерогатива инвестиционного комитета (правления) фонда [14].
ОАО «РВК» активно сотрудничает с регионами России. На начало августа 2010 г. в России действовало 22 региональных венчурных фонда, созданных в 2006—2010 гг. Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов (общий объем — 9,2 млрд руб.). Представители РВК входят в попечительские советы этих фондов.
С 2010 г. все проекты, являющиеся соискателями инвестиций региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, в обязательном порядке направляются на экспертизу в ОАО «РВК». Решение о привлечении РВК к дополнительной экспертизе проектов региональных венчурных фондов было принято Минэкономразвития России в конце 2009 г. для профессионализации контроля за процедурами, по которым управляющими компаниями региональных фондов отбираются проекты для инвестирования [15].
Регионами и организациями — партнерами фонда по федеральным округам являются соответственно:
• Центральный — Воронежская область, Москва;
• Северо-Западный — Республика Коми;
• Сибирский — Красноярский и Забайкальский края, Кемеровская и Омская области;
• Приволжский — республики Марий Эл и Татарстан, Ульяновская область;
• Южный — Волгоградская область;
• Уральский — Свердловская область;
• Дальневосточный — автономная некоммерческая организация «Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС».
Представленные механизмы поддержки РВК венчурного капитала относят к финансовым. Среди нефинансовых следует выделить создание информационной площадки — портала об актуальной информации о венчурных рынках, консультирование по проектам для венчурных фондов и популяризацию венчурного финансирования.
Как видим, ОАО «РВК» — это основа российской инновационной инфраструктуры. Однако созданы и другие государственные институты развития, в частности Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий и Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО).
Открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (Росинфокоминвест) создано в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 09.08.2006 № 476 и от 17.03.2010 № 147. Капитал фонда составляет 1,45 млрд руб. 100 % акций ОАО принадлежит Российской Федерации. Права акционера от имени РФ осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Схему деятельности фонда определяет механизм государственно-частного партнерства, что предполагает высокую эффективность при низких политических рисках [10].
В рамках определения функций РОСНАНО как важного государственного института развития следует отметить, что с июля 2009 г. на Фондовой бирже ММВБ действует новый биржевой сектор — рынок инноваций и инвестиций (РИИ), созданный ММВБ в сотрудничестве с РОСНАНО. Для инновационных компаний это позволяет:
— получить рыночную оценку стоимости активов;
— привлечь инвесторов;
— улучшить прозрачность и увеличить стоимость компании;
— получить торгуемые акции — инструмент для проведения сделок М&А и использования в качестве залогов;
— привлечь кредитные ресурсы по более низким ставкам.
Для управляющих компаний венчурных фондов РИИ позволяет:
— получить рыночную оценку стоимости активов фонда;
— привлечь новых инвесторов на вторичных торгах;
— получить признаваемую котировку (необходима для пайщиков-банков);
— отработать использование биржевых механизмов для дальнейшего выхода из проектов [11].
В рамках рынка инноваций и инвестиций функционируют три основных сегмента, рассчитанные на компании различной степени зрелости и капитализации, а также на разные группы инвесторов.
1. Сектор ИРК — биржевой сектор, позволяющий инновационным компаниям проводить публичные размещения (1РО^РО) и допускать ценные бумаги ко вторичному обращению во всех режимах торгов на ММВБ. В случае вывода акций в сектор ИРК эмитенту доступны все типы инвесторов, осуществляющие операции на бирже.
2. Сектор ИРК-2 — проведение частных размещений с использованием биржевых технологий и листинга. Вторичное обращение проводится среди квалифицированных инвесторов в рамках торговых технологий, ориентированных на торговлю крупными пакетами.
3. Информационный веб-ресурс, направленный на создание механизмов привлечения инвестиций инновационными компаниями на ранних стадиях развития. В рамках ресурса покупатели (фонды, инвестиционные компании, банки, частные инвесторы) и продавцы (фонды, инвестиционные компании, банки и сами эмитенты) могут размещать предложения о продаже доли в компании (проекте) и устанавливать контакты для совершения сделок.
Для повышения качества и транспарентности компаний, выходящих в сектор ИРК, сформирован институт листинговых агентов, которые должны обеспечить соответствующий уровень защиты прав
инвесторов и минимизировать риски распространения недостоверных сведений.
Под листинговым агентом понимается организация, аккредитованная ЗАО «ФБ ММВБ» и предоставляющая услуги эмитентам по подготовке к выводу ценных бумаг в секторе ИРК рынка инноваций и инвестиций. Листинговые агенты выполняют следующие функции:
— подготовка в соответствии с установленными правилами комплекта документов, необходимых для подачи эмитентом заявления о допуске ценных бумаг к размещению, а также заявления о допуске ценных бумаг к обращению с прохождением или без прохождения процедуры листинга;
— подписание инвестиционного меморандума эмитента, представляемого при допуске к торгам ценных бумаг в ЗАО «ФБ ММВБ» и их поддержании в секторе инновационных и растущих компаний;
— подписание заключения, содержащего обоснование оценки капитализации акций эмитента;
— обеспечение раскрытия компанией информации и ее достоверности на этапах размещения и поддержания ценной бумаги в секторе.
Рассматривая функции РОСНАНО как важного государственного института развития, подчеркнем значение реализуемого им механизма софинансиро-вания. На финансовую поддержку РОСНАНО могут претендовать проекты, направленные на создание конкурентоспособной нанотехнологической продукции, которые ограничены в привлечении частного капитала из-за высоких технологических рисков и (или) длительных сроков финансирования.
Объем финансирования определяется индивидуально в каждом случае. Он должен быть достаточен для привлечения частных инвесторов в проект, но не может превышать 50 % уставного капитала проектной компании, за исключением отдельных случаев, одобренных наблюдательным советом РОСНАНО [12].
Максимальный вклад РОСНАНО в один проект не может превышать 10 % ее уставного капитала. Компания вкладывает свои средства только в те проекты, выручка от реализации которых через пять лет составит не менее 250 млн руб. в год. При этом могут быть использованы следующие финансовые инструменты:
— участие в венчурных фондах и фондах ранних инвестиций, вкладывающих средства в проекты в сфере нанотехнологий, участие в некоммерческих организациях, создаваемых для развития нанотех-нологий;
— предоставление денежных средств в виде займов;
— поручительство по кредитам и другим обязательствам;
— приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств;
— лизинговые операции.
Наряду с федеральными и региональными структурами, венчурными инвесторами являются частные лица — бизнес-ангелы. Этот термин пришел с театрального Бродвея в Нью-Йорке, где первоначально он обозначал спонсоров, не отказывающихся в случае коммерческого успеха зрелищного мероприятия от получения прибыли. Постепенно это явление проникло в сферу инноваций и высоких технологий, прежде всего в электронную промышленность Силиконовой долины [6, с. 98].
Целью бизнес-ангельского инвестирования является увеличение капитализации проинвестиро-ванной компании и фиксация прибыли через «выход» — продажу своей доли по значительно более высокой цене, чем объем инвестиций. Основная мотивация бизнес-ангелов состоит в стремлении получить высокую прибыль (свыше 40—60 % годовых) за счет ускоренного развития и роста капитализации инновационных компаний ранних стадий, совладельцами и инвесторами которых они являются.
Обычно бизнес-ангел подключается к проекту на самом раннем и рискованном этапе, когда есть только идея и не всегда возможно предположить финансовые результаты. Поэтому он должен обладать значительными средствами и диверсифицировать свои вложения, инвестируя одновременно несколько проектов. Проекты на начальной стадии привлекательны потенциальной сверхприбыльностью для бизнес-ангела, но в то же время они несут ему довольно высокие риски.
Ярким примером высокой прибыльности бизнес-ангельского инвестирования и его значения является история развития интернет-компании Google.
Идея и основные алгоритмы реализации интернет-поиска Google были разработаны двумя студентами Стэнфордского университета — Лари Пейджем и Сергеем Брином. Первым бизнес-ангелом для будущего Google стал в 1998 г. один из основателей компании Sun Андреас Бехтольсхейм, который выдал основателям чек на 0,1 млн долл.
Уникальная разработка и присутствие в команде столь знаменитого бизнес-ангела привели к
тому, что в 1999 г. венчурные фонды Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caulfield Byers инвестировали в Google 25 млн долл. в обмен на 40 % акций. В 2001 г. в компанию пришел новый генеральный директор — Эрик Шмидт (экс-директор Novell), инвестировавший в компанию 1 млн долл. собственных денег, получив взамен 9,7 % акций.
Источником прибыли проекта стала контекстная реклама — механизм продажи рекламы по ключевым словам, когда плата взимается по факту клика на рекламное объявление. В ходе IPO в 2004 г. акции были проданы по цене 100—110 долл. В ноябре 2004 г. рыночная стоимость компании с активами чуть менее 3 млрд долл. составила 46 млрд долл. [6, с. 100].
Как свидетельствует опыт США и Европы, в экономике страны очень велика роль бизнес-ангелов, которые являются неотъемлемой частью сферы прямого и венчурного финансирования и выступают основными донорами стартового капитала, предоставляя инновационным проектам возможность претворения в жизнь.
В России бизнес-ангелы представлены следующими организациями: Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), фонд бизнес-ангелов «AddVenture», ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», Российская ассоциация бизнес-ангелов и др.
Например, СБАР — это единственное российское объединение бизнес-ангелов национального масштаба, созданное при поддержке РАВИ и Торгово-промышленной палаты РФ в 2006 г. в форме некоммерческого партнерства.
Цель содружества — содействие становлению и развитию нового сегмента в экономике России — бизнес-ангельского инвестирования на основе создания благоприятных условий для деятельности бизнес-ангелов. Учитывая, что главной их целью является ускоренное развитие, рост капитализации инвестируемых инновационных компаний, совладельцами которых они являются, создание благоприятных условий предполагается осуществлять как для самих бизнес-ангелов (привлечение капитала, получение доходов и т. д.), так и для проинвестированных ими инновационных компаний (налогообложение, аренда помещения, консалтинг и т. д.) [9].
Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» — некоммерческая организация, объединяющая частных инвесторов, которые инвестиру-
ют на начальных стадиях собственные средства в компании, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, без предоставления какого-либо залога. Они ставят своей целью продать свою долю в компании через несколько лет, получив при этом доход, как минимум в несколько раз превышающий первоначальные инвестиции [16].
Российская ассоциация бизнес-ангелов — общероссийское объединение бизнес-ангелов и других венчурных инвесторов ранней стадии. Основная задача учреждения — представление и защита общих интересов сообщества российских бизнес-ангелов и других венчурных инвесторов ранней стадии (посевных фондов и др.). Основные функции ассоциации можно охарактеризовать следующими определениями:
— это своего рода отраслевой PR-центр;
— это центр компетенции, поддерживающий создание и развитие сетей, сбор и распространение лучшей практики;
— это отраслевой лоббист, свой голос в органах власти;
— это отраслевой центр разрешения конфликтов;
— наконец, это отраслевой центр международного сотрудничества.
Учредителями ассоциации являются Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР), фонд бизнес-ангелов «AddVenture», Национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал», сеть бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции».
Инструменты государственного косвенного финансирования. Приведенные внешние источники финансирования инноваций, формируемые государственными организациями и фондами, затем используемые товаропроизводителями, применяющими на-нотехнологии, составляют инфраструктуру прямого государственного и частного финансирования.
С позиций государства — это традиционный и широко используемый способ прямой финансовой поддержки, поскольку считается, что она обходится налогоплательщикам любой страны дешевле, чем косвенное финансирование, реализуемое в виде налоговых льгот организациям, работающим в инновационной сфере. Поэтому не все развитые страны, занимающие лидирующие позиции в инновационной сфере, осуществляют налоговое стимулирование. Например, в Германии и Финляндии налоговые льготы по инновациям отсутствуют, хотя существуют льготы по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [2].
Выбор конкретных форм и средств стимулирования государством наноиндустрии прежде всего зависит от финансовых возможностей государства, уровня развития его территорий. Определяющее значение в рамках этого вопроса приобретают приоритеты в национальной стратегии инновационного развития страны, а также подходы к стимулированию инноваций, что обеспечивает основу повышения конкурентоспособности нанопродукции данного государства.
Государства всего мира в течение последнего десятилетия инвестировали в поддержку инновационной деятельности десятки миллиардов долларов4. Это свидетельствует о тенденции развития государственного финансирования. Причем там, где идет только становление наноиндустрии, продолжают наращивать объемы финансирования данной сферы.
Увеличение финансирования наноиндустрии, с одной стороны, и отсутствие существенной отдачи и сверхприбылей, низкая окупаемость инвестиционных проектов — с другой, могут привести к росту дефицита государственного бюджета. Это связано с наблюдающимся дисбалансом финансового потока между государством и субъектами наноиндустрии.
Таким образом, одновременное увеличение государственных расходов и снижение налоговых поступлений в бюджет может оказать существенное влияние на государственное финансирование в текущем и плановом периодах. Поэтому основной задачей современного государства является выработка форм и средств стимулирования субъектов наноиндустрии с учетом финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от выбранной стратегии развития страны.
Как свидетельствует проведенный анализ источников прямого государственного финансирования инновационной деятельности в России, такой способ поддержки экономических субъектов развит в нашей стране в большей мере, чем источники государственного косвенного финансирования.
К последним относятся:
— налоговые льготы;
— предоставление льготного финансового режима различным объединениям инновационных субъектов;
— страхование рисков;
4 Экономический доклад о государственных дотациях в нано-технологии // Финское консалтинговое агентство «Спинверс». 2010, июнь. С. 15.
— устранение законодательных барьеров на пути кооперации;
— вовлечение прав интеллектуальной собственности в кооперационно-хозяйственный оборот;
— стимулирование создания и деятельности кооперативных фондов поддержки научно-инновационной сферы;
— развитие механизма лизинга дорогостоящей инновационной продукции;
— содействие мобильности и межорганизационной ротации научно-технических кадров.
Государственное косвенное финансирование инновационной деятельности в России, как и во многих зарубежных странах, проявляется прежде всего в стимулировании НИОКР. Выделим существующие в настоящее время в России налоговые льготы и преференции для организаций, осуществляющих инновационную деятельность:
— освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) реализации НИОКР;
— освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора;
— освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
— признание части отчислений расходами на НИОКР;
— применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;
— применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;
— предоставление инвестиционного налогового кредита.
Отдельно для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон можно выделить следующие льготы:
— пониженную ставку налога на прибыль;
— признание расходов на НИОКР;
— освобождение от земельного налога;
— пониженную ставку и налоговые каникулы по транспортному налогу;
— пониженную ставку страховых взносов;
— режим свободной таможенной зоны;
— гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.
При определении значения косвенных источников финансирования инновационной деятельности следует обратить внимание на экономическую специфику научных и инновационных организаций, которая определяется следующим.
Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80 %) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Данная репрезентативная динамика представлена в табл. 4.
Исследуя данные табл. 5, можно сделать вывод, что снижающийся удельный вес отчислений на единый социальный налог (ЕСН) в общей сумме затрат на исследования и разработки по видам затрат инновационных предприятий свидетельствует о реализации механизма косвенного финансирования инновационной деятельности в России в рамках отмеченной первой особенности научных и инновационных предприятий.
Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавленной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость.
В-третьих, высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога) приводит к недостатку у этих субъектов денежных средств для развития инновационной деятельности. Перечисленные налоги и взносы, безусловно, являются одним из основных факторов сдерживания развития инновационной деятельности в России. Огромное значение второго и третьего аспектов специфики научной и инновационной деятельности доказывают табл. 6 и 7.
Как свидетельствуют приведенные данные, затраты на исследования и разработки различных участников инновационной деятельности за период 2000—2009 гг. существенно увеличились. Кроме того, помимо государственного сектора увеличивают такие расходы и предпринимательский сектор, и некоммерческие организации. По мнению автора, это доказывает важность и актуальность применения комплекса мер государственного косвенного финансирования инновационной деятельности в
а ц
и
ю у
р
н
л
т
а р
т а
а
д
и в о п и к т о
ю
а р
з
а р
я и н а в
о
д
е л с с и а н
ёз
р
т а
з
х и н н
е р
т
у
н в з и л а н
иа н з
не еи
^ I.
т В
о
г о л а н
«
иы нн
еь -
са ии я то
е и ч
ор р
к |
н й 3 £ «
ро
бд
§ ^
& о рб С о
е ы н ь л а
аит
п ие
ч
ор р
ьн га
1—1 О
Таблица 5
Удельный вес расходов на ЕСН в общей сумме затрат на НИОКР по видам затрат, млн руб.
Показатель 1995 г. * 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г.
Все затраты, млн руб. 12 150 76 697 105 261 135 005 169 862 196 040 230 785 288 805 371 080 431 073 485 834
Отчисления на ЕСН, 17 22,5 10 419 13 497 17 109 20 660 23 440 22 597 28 353 34 566 40 020 43 724
млн руб.
Удельный вес отчис- 14,178 13,585 12,822 12,673 12,163 11,957 9,7915 9,8173 9,3149 9,2839 8,9997
лений в общей сумме
затрат, %
* 1995 г. — млрд руб.
Источник: рассчитано автором на основе данных табл. 2.
Таблица 6
Анализ внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, млн руб.
Показатель 1995 г. * 2000 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Все затраты 12 149,5 76 697,1 105 260,7 169 862,4 230 785,2 371 080,3 431 073,2 485 834,3
В том числе по источникам финансирования
Средства бюджета ** 5 702,1 41 190,9 59 205,2 99 260,5 140 463,8 228 449,2 272 098,8 315 928,7
Собственные средства научных 1 286,0 6 947,2 10 602,0 16 295,7 20 743,8 30 555,8 35 855,1 35 312,3
организаций
Средства внебюджетных фондов 815,3 4 969,7 5 461,8 4 529,5 4 048,3 6 649,6 6 343,7 7 952,7
Средства организаций предприни- 2 118,5 14 326,2 20 633,0 34 070,8 47 759,8 77 491,6 89 959,7 94 529,9
мательского сектора
Средства образовательных учреж- 16,0 58,1 116,2 197,5 181,2 890,0 518,1 327,2
дений высшего профессионального
образования
Средства частных некоммерческих 2,5 32,6 170,3 240,2 60,4 248,3 674,9 377,3
организаций
Средства иностранных источников 561,7 9 172,4 9 072,2 15 268,2 17 528,0 26 795,8 25 622,8 31 406,1
* 1995 г. — млрд руб.
** Включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных учреждений высшего профессионального образования и средства организаций государственного сектора. Источник: [8].
Таблица 7
Анализ внутренних затрат на исследования и разработки по секторам деятельности, млн руб.
Год Все затраты В том числе по секторам деятельности
Государственный Предпринимательский Высшего профессионального образования Некоммерческих организаций
1995* 12 149,5 3 165,4 8 323,9 657,4 2,7
2000 76 697,1 18 748,6 54 288,8 3 489,3 170,4
2001 10 5260,7 25 580,3 73 976,2 5 487,7 216,5
2002 135 004,5 33 020,0 94 336,3 7 322,9 325,3
2003 169 862,4 42 944,9 116 247,9 10 297,7 371,9
2004 196 039,9 49 545,3 135 408,7 10 696,1 389,8
2005 230 785,2 60 158,2 156 880,0 13 338,0 409,0
2006 288 805,2 77 950,6 192 484,8 17 639,2 730,6
2007 371 080,3 107 984,9 238 386,2 23 471,9 1 237,3
2008 431 073,2 129 871,2 271 206,3 28 868,6 1 127,1
2009 485 834,3 147 023,2 303 051,1 34 642,2 1 117,8
* 1995 г. — млрд руб. Источник: [8].
России как основного способа поддержки субъектов экономики. Названные выше и применяемые в настоящее время в российской практике меры налогового льготирования организаций, осуществляющих инновационную деятельность, сигнализируют о наметившейся и развивающейся позитивной динамике в этом направлении.
Уточним: в мировой практике инструментарий налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, поскольку он встроен в систему мер, таких как прямое бюджетное финансирование, государственные и частные гранты, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ. Как свидетельствует зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще и инновационному в частности наблюдается прямая зависимость [1].
Анализ источников и инфраструктуры прямого и косвенного финансирования товаропроизводителей, использующих нанотехнологии, выявил проблемы недостаточности прямых источников и неразвитости косвенных источников в российской практике стимулирования инновационной деятельности. По мнению автора, в рамках реализации комплекса мер финансового характера в сфере наноиндустрии следует шире и интенсивнее применять в сочетании источники прямого и косвенного государственного финансирования.
Кроме того, проведенный анализ выявил следующие институциональные проблемы финансирования наноиндустрии в России:
1) незавершенность нормативно-правовой базы инновационной деятельности на федеральном уровне (отсутствует федеральный закон об инновационной деятельности; наблюдается пересечение в функциях и задачах, выполняемых отдельными институтами инновационной инфраструктуры);
2) несовершенство российского налогового законодательства и недостаточность применяемых мер в области государственного косвенного финансирования наноиндустрии;
3) отсутствие четко корреспондирующих регулятивных положений хозяйственного законодательства для производственной культуры, науки, сферы образования, обеспечивающих взаимодействие частного и государственного сектора при реализации инновационных проектов;
4) неготовность инвесторов финансировать инновационные проекты на ранних стадиях, а также жесткие условия финансирования венчурными фондами.
Этот комплекс институциональных проблем, к сожалению, не является исчерпывающим, однако нацеленность на его разрешение является главным ориентиром дальнейшего совершенствования на законодательном уровне механизма финансирования наноиндустрии в нашей стране.
Список литературы
1. Гордеева О. В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги (газета). 2009. № 48.
2. Журавлева О. О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере // Журнал российского права. 2010. № 5.
3. Зиньков Д. В., Горлатов А. С. Венчурное финансирование инноваций: мировой опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2011. № 4 (436).
4. Иванова Т. Б. Развитие венчурного финансирования в России // Научный вестник ВАГС. 2010. № 2/4.
5. Карякина Л. А. Развитие и финансирование нанотехнологий в России и за рубежом. URL: http:// www. sarki. ru/studium/publ4/karyakina. pdf.
6. Каширин А. И., Семенов А. С. О зарубежном и российском опыте привлечения стартовых инновационных инвестиций // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2009. № 1.
7. О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы»: Постановление Правительства РФ от 02.08.2007 № 498.
8. Российский статистический ежегодник. 2010. URL: http://www. gks. ru.
9. URL: http://www. innovbusiness. ru.
10. URL: http://www. investinginrussia. ru/rus/ ppp/rosinfocominvest.
11. URL: http://www. micex. ru/markets/stock/ emitents/rii/profile.
12. URL: http://www. rusnano. com/Section. aspx/Show/15385.
13. URL: http://www. rusventure. ru/ru/company/brief.
14. URL: http://www. rusventure. ru/ru/investments/ fpi/index. php.
15. URL: http://www. rusventure. ru/ru/investments/ regional_funds.
16. URL: http://www. unova. ru.