УДК 656
А.А. Изюмский, С.Л. Надирян, И.С. Сенин
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА НА ДОРОГАХ
В статье рассмотрены основные направления профилактики детского травматизма на дорогах. Детский травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) стоит на первом месте среди причин получения увечий и возникновения смертельных случаев для детей от 4 до 14 лет. Только постоянная работа всех участников движения по защите нашего подрастающего поколения может дать существенный и стабильный результат в деле предотвращения детского травматизма от ДТП.
Транспорт, дорожно-транспортное происшествие, риск, травматизм, дорога, дети
A.A. Izyumsky, S.L. Nadiryan, I.S. Senin THE MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION OF CHILDREN TRAUMATISM ON ROADS
In the article the basic directions of the prevention of child injuries on the roads. Children's injuries as a result of road and transport incidents (road accident) is on the first place
among the causes of injuries and causes of deaths for children from 4 to 14 years. The only constant work of all participants of the movement for the protection of our rising generation can give a substantial and stable result in the prevention of child injuries from road accidents.
Transport, road accident, the risk, of injury, the road, the children
Детский травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий стоит на первом месте среди причин получения увечий и возникновения смертельных случаев для детей от 4 до 14 лет. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения как водителями транспортных средств, так и детьми.
Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Анализ реальных наездов и имитация аварий с манекенами показал, что летальный исход в 80% всех случаев вызван травмами головы, причем как от вторичных ударов об асфальт при падении сбитого человека, так и при контакте с автомобилем.
Как показывает практика, организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет ряд недостатков, особенно на уровне образовательных учреждений.
Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Однако детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает обработать информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.
Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у детей гораздо меньше, чем у взрослых.
У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых). При приближении грузового автомобиля, даже если он движется с большой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшого легкового автомобиля, приближающегося с большой скоростью.
На детей большое внимание оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. На поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле перехода дороги.
Так, например, у ребенка-холерика с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной, с его точки зрения, задержке при переходе дороги нередко возникает специфическое состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно противоречит его психофизической сути. Ребенок стремится прервать такую задержку даже за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения. А если учесть, что ему приходится в течение дня неоднократно пересекать проезжую часть, то постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха. Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения на дороге.
Следует также учитывать, что на ребенка вследствие его роста воздействия выхлопных газов более интенсивно. Это может привести к замедлению реакции, снижению внимания, а в отдельных случаях и к потере сознания.
Чем труднее ситуация для ребенка, тем медленнее и неправильнее он принимает решение.
Необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков поведения - наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителей. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному и опасному поведению.
Реальные дорожные ситуации дети, как правило, встречают в лучше случае вместе с родителями, в худшем самостоятельно.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
1. Одной из самых распространенных ситуаций, приводящих к ДТП, является ситуация закрытого обзора. Это моменты на дороге, когда опасность скрыта от пешехода за какими-либо предметами. В данном случае опасность представляет движущийся автомобиль, который не видит пешеход, и по той же причине водитель автомобиля не видит пешехода. Дети склонны воспринимать стоящие у края дороги автомобили как некую защиту. Этот миф нужно разрушить и чем раньше, тем лучше.
2. Обходить автобус ни спереди, ни сзади нельзя. Формулировка «Обходи автобус сзади, а трамвай спереди» крайне опасна в современном транспортном мире. На остановках общественного транспорта скапливается большое количество автобусов, водителей которых больше заботит, к сожалению, не безопасность, а желание быть первыми на следующей остановке. Остановки общественного транспорта устроены таким образом, что рядом с ними располагаются либо пешеходный переход, либо перекресток. Но если ни того ни другого нет, то отчаиваться не надо. Задача безопасного перехода заключается в том, чтобы проезжая часть была открыта взоры во всех направлениях. Для этого нужно отойти от автобуса на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны либо подождать, когда транспортное средство уедет и с соблюдением правил осторожности перейти на противоположную сторону дороги.
3. Медленно приближающийся автомобиль опасен тем, что из-за него в любой момент может выехать другой на большей скорости. Часто пешеход, заметив медленно приближающийся автомобиль, решает, что успеет перейти дорогу, и принимает решение переходить.
4. Самыми опасными местами на проезжей части являются перекрестки и остановки общественного транспорта. В районе остановок легко попасть в дорожную ловушку «концентрация заинтересованного внимания». У спешащих к автобусу людей угол бокового зрения сильно сужается, следовательно, внимание притупляется.
5. Детей всегда привлекает то, что им интересно. Нужно знать, что в эту ловушку родители довольно часто загоняют своих собственных детей. Звать к себе детей, которые находятся на противоположной стороне проезжей части, очень опасно. Реакция у детей на звуки замедленная. Поэтому на крик «Стой!» они реагируют с опозданием, тогда как движение на проезжей части не останавливается и не замедляется.
Нельзя пугать ребенка опасностями на дороге. Ему не нужно ее бояться. Чувство страха вводит человека в оцепенение и чем сложнее ситуация, тем не правильнее будут, в таком случае, его действия. Чем больше родители будут обращать внимание на те или иные особенности дорожного движения, тем больше ребенок будет готов к участию в дорожном движении.
Большую ошибку совершают те родители, в семьях которых есть личный транспорт. Дети, которых постоянно перевозят в салоне машины, воспринимают правила движения со стороны водителя и, даже будучи школьниками, такие ребята плохо ориентируются в дорожном движении в качестве пешеходов. Поэтому родителям необходимо использовать любую возможность для обучения.
Если у детей есть проблемы со слухом или зрением, то это тоже нужно учитывать. Одного беглого взгляда по сторонам недостаточно, необходимо выработать привычку постоянно смотреть по сторонам, это правило надо закреплять до автоматизма путем многократного повторения его вместе с ребенком.
Самое действенное воспитание - пример взрослого. Иными словами, успех профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей - вы являетесь примером для своих детей!
Еще один важный момент, на который бы хотелось обратить внимание, - перевозка детей в салонах автомобилей. Согласно пункту 22.9 ПДД, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности. Дети в возрасте до 12 лет должны перевозиться с использованием специаль-
ных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Перевозка на переднем сиденье должна осуществляться только с использованием детского удерживающего устройства.
Часто приходится видеть, что малыш едет в машине, удобно устроившись на руках матери. Однако это очень опасно. В момент резкого торможения (неожиданного удара) автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч, вес ребенка возрастает в 30 раз. Удержать в руках не десять, а добрых три сотни килограммов сложно. К тому же велика вероятность того, что взрослый человек может прижать ребенка к панели и спинке сиденья. Стационарные ремни безопасности не подходят для детей, они рассчитаны на людей ростом 150 см. Какой же выход можно найти? Покупать кресла родители не хотят - якобы дорого, хотя жизнь ребенка куда дороже (только понимают это по большей части те, чьи дети получили серьезные травмы или погибли в результате ДТП). ДУУ «Фэст» позволяет адаптировать стационарный ремень к детям и подходит для детей весом от 9 до 36 кг. Оно не допускает сползания плечевой части ремня к лицу или шее ребенка. Риск получения травмы снижается за счет того, что пристегнутый с помощью ДУУ ребенок сидит на достаточном расстоянии до впереди стоящего кресла либо до панели приборов. Однако применение данного устройства в автомобилях, оборудованных «подушкой безопасности» переднего пассажира, возможно только при отключении последней.
Предусмотренное правилами разрешение перевозки ребенка до 12 лет на переднем сиденье в специальном удерживающем устройстве, а с 12 лет - на переднем сиденье ребенка, пристегнутого ремнём безопасности, в корне ошибочно.
Данная трактовка дает водителю иллюзорное оправдание на возможность посадки ребенка на переднее сиденье, что с точки зрения безопасности - неоправданный риск. Поэтому место детей в автомобиле - на задних сиденьях, а при перевозке одного ребенка - за водительским сиденьем.
Только постоянная работа всех участников движения по защите нашего подрастающего поколения может дать существенный и стабильный результат в деле предотвращения детского травматизма от ДТП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов В.А., Попова Е.П., Дивочкин О.А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. М.: Транспорт, 1987. 128 с.
2. Коновалова Т.В. , Науменко М.А. Введение в экономику дорожного движения: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2011.156 с.
3. Громов Н.Н. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1987. 72 с.
Изюмский Александр Александрович -
кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета
Надирян София Левоновна -
ассистент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета
Сенин Иван Сергеевич -
старший преподаватель кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета
Alexander A. Izyumsky -
Ph.D., associate Professor of the «Organization
transport and road traffic»
Kuban state technological University
Sofia L. Nadiryan -
assistant of the department «Organization of transportation and road traffic» Kuban state technological University
Ivan S. Senin -
senior lecturer of the Department «Organization transport and road traffic» Kuban state technological University
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13