УДК 796.325.001.85
М. Х. Бегметова, А. В. Деманов, Н. П. Ленская Астраханский государственный технический университет
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ МОДЕЛИ ВЫБОРА АМПЛУА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ
Введение
Уровень существующей методики практической подготовки волейболистов таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку, а тренеры команд мастеров больше рассчитывают на покупку высококлассных игроков со стороны, чем на воспитание их своими силами [1, 2]. Сложившееся положение дел определяется рядом проблем процесса подготовки волейболистов. Важной проблемой является то, что планомерной работе над базовыми составляющими мастерства юных волейболистов тренеры предпочитают выигрыш детских соревнований, ориентируясь на формальный результат [1]. Подготовка игрока для взрослых команд мастеров не является заботой первостепенной важности детского тренера. Об успешности работы тренеров ДЮСШ судят по местам, занятым его командами и игроками, делегированными в состав сборных на детских соревнованиях различного уровня. В стремлении выиграть детские соревнования тренеры больше работают над игровыми компонентами мастерства, стараясь в полной мере реализовать наличный потенциал молодых игроков, а не над техникой или другими «базовыми» составляющими их подготовленности. Зачастую наблюдается банальное «натаскивание» [2]. Огрехи игровых навыков игроков, узость и нехватка основополагающих элементов их мастерства становятся очевидными, когда молодые волейболисты попадают в команду мастеров. Быстро выясняется, что многого на высшем уровне они выполнять не умеют, не много у них и возможностей для дальнейшего роста. Однако и тренеры, делающие ставку на техническую подготовку как базу спортивного мастерства игроков, сталкиваются с большими трудностями. Проблемой является то, что достаточно эффективной методики обучения и совершенствования технических приёмов игры в волейбол пока нет. Об этом можно судить хотя бы по факту выполнения технических элементов игры воспитанниками одного и того же тренера по-разному. И эту разницу нельзя объяснить индивидуальными различиями игроков; скорее, это их индивидуальные ошибки в технике выполнения приёмов игры. Такое положение дел вполне объяснимо. Невозможно создать совершенную методику обучения, если не очень ясно, чему учить. Ведь научного обоснования предмета обучения пока не существует. Это уже проблема теории волейбола. Имеются в виду оптимальные модели технических приёмов, критерии оценки и контроля за степенью совершенства двигательной структуры игроков. Не выявлены динамические механизмы, определяющие эффективность движений волейболистов. При всём уважении к бесспорным достижениям волейбольной науки приходится признать, что пока она делает только попытки правдоподобного объяснения того, как делают лучшие практики, и не может указать, как надо делать. С точки зрения методологии научные исследования проводятся в рамках феноменологического подхода. Исследователи заняты главным образом поиском статистических закономерностей и корреляционных связей измеряемых параметров, выбор которых определяется с большой долей субъективности и носит в конечном итоге произвольный характер. Между тем давно уже ощущается настоятельная потребность в качественном теоретическом подходе, в исследованиях сущностного характера, в выявлении естественных причин изучаемых феноменов. Нельзя также не отметить в качество сдерживающего фактора развития спортивной науки доминирующее влияние принятых авторитетных теорий, концепций и установок, зачастую противоречащих друг другу и заменивших собой строгую и последовательную разработку теоретической части проблем. Почтительное отношение (порой вынужденное) к многоликому Авторитету ограничивает проводимые исследования общепринятыми рамками сложившихся воззрений [1]. Игровому компоненту спортивного мастерства юных игроков уделяется неоправданно много внимания и времени. От игроков добиваются способности уже в ДЮСШ эффективно использовать весь их небольшой запас технических и тактических приёмов ведения соревновательной борьбы в ущерб «базовой» технической подготовке. Это позволяет им выигрывать многие дет-
ские соревнования, прежде всего за счёт надёжности выполнения игровых приёмов, а точнее -за счёт меньшего количества ошибок в играх, но делает проблематичным дальнейший рост их спортивого мастерства в командах более высокого ранга [1, 3]. В психологической и педагогической науках ситуация в целом прямо противоположная: многое уже известно, но не используется практиками волейбола - и это тоже немалая проблема.
Набор новичков в условиях существующей практики проводится по ростовым и физическим данным. Отбор лучших игроков в каждую очередную команду осуществляется по эффективности их игры с учётом физических данных молодых волейболистов. Другая проблема - игнорирование в тренировочной работе особенностей психологической структуры личностей игроков и социально-психологических структур команды. Удовлетворительное решение этих проблем может в значительной мере увеличить эффективность учебно-тренировочного процесса, обеспечивать победы в играх с соперниками, равными по силам. Соперничество в современном спорте - это, в определяющей мере, соперничество характеров спортсменов, противоборство их личностей. Побеждают спортсмены, сильные духом, способные к волевым проявлениям в критических игровых ситуациях [2, 4].
Ввиду вышеизложенного одной из важных проблем можно считать то, что при наборе новичков и отборе игроков не учитываются психологические характеристики и конституциональные типы личности; та же практика при выборе амплуа для игроков [5]. Отбор лучших игроков в каждую очередную команду осуществляется по эффективности их игры с учетом физических данных молодых волейболистов, поэтому при отборе важно объективно подойти к оценке телосложения и возможных перспектив его изменения у ребенка [6, 7]. При этом следует иметь в виду, что все люди по характеру своего телосложения относятся к определенному конституциональному типу. Для практического пользования может быть рекомендована классификация В. Г. Штефко. Согласно этой классификации выделяют четыре возможных типа строения тела: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.
На практике при спортивном отборе чаще всего пользуются конкретными показателями размеров тела: длина тела; вес; жизненная емкость легких; длина руки, % от длины тела; длина стопы, % от длины тела. На основании этих показателей для оценки спортивной пригодности целесообразно определение пропорций тела, в первую очередь соотношения длины тела с длиной конечностей, веса с ростом и др. [2, 7, 8].
По данным психологов, успех работы тренера на 80 % зависит от того, насколько успешно он умеет решать возникающие психологические проблемы [9]. Огромное значение приобретает способность спортсмена проявить на высоком уровне силу воли в ответственные и решающие моменты игры. Недаром многие тренеры считают, что главное в игроке - это характер! Основным свойством нервной системы считают темперамент [10]. Различают 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик. Психологи выделяют следующие свойства темперамента:
— сензитивность - повышенная чувствительность;
— реактивность - сила эмоциональной реакции на раздражители;
— резистентность - сопротивление стрессу, помехоустойчивость;
— ригидность - пластичность: негибкость - гибкость приспособления к меняющимся условиям;
— экстра- и интровертированность: открытость или закрытость реакций, определяемых обращенностью человека на мир вне себя (экстраверт) или вовнутрь себя (интроверт);
— возбудимость внимания - интенсивность внимания на новизну.
Эти свойства по-разному представлены в четырех классических типах темперамента. Охарактеризуем встречающиеся в спорте типы темперамента - флегматика, сангвиника и холерика (меланхолики в спорте не встречаются):
— флегматик - тип сильный, инертный;
— холерик - сильный, неуравновешенный, безудержный тип;
— сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Кроме этого, различные виды спорта предъявляют специфические требования к волевым качествам игроков (табл. 1). При выборе игрового амплуа чрезвычайно важно учитывать психофизиологические особенности игроков, однако часто этим обстоятельством в практике волейбола пренебрегают [6].
Таблица 1
Классификация волевых качеств спортсменов (Ф. Г енов)
Вид спорта Волевые качества
ведущие ближайшие к ведущим следующие за ними
Легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велосипедный спорт, конькобежный спорт, гребной и парусный спорт Настойчивость Самообладание Стойкость Инициативность Самостоятельность Решительность Смелость
Спортивная и художественная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, метания и прыжки в легкой атлетике, фигурное катание на коньках Настойчивость Самообладание Смелость Инициативность Самостоятельность Решительность
Прыжки на лыжах, слалом, прыжки в воду, конный спорт, альпинизм Смелость Решительность Настойчивость Самообладание Инициативность Самостоятельность
Спортивные игры Инициативность Самостоятельность Настойчивость Решительность Смелость Самообладание Стойкость
Бокс, борьба, фехтование Инициативность Самостоятельность Решительность Смелость Самообладание Настойчивость Стойкость
Многие проблемы возникают, когда при отборе на ту или иную роль в качестве главных критериев используют не свойства личности игроков, а их умение выполнить техникотактические действия, рост, наличие сильнейшей левой руки и пр. Здесь надо учитывать не только то, что умеет делать игрок, но и то, кто он как личность - ведь многие личностные характеристики предопределены генотипом, который перестроить невозможно [5, 6].
Именно свойства нервной системы, темперамента и характера более всего определяют успешность игровой деятельности волейболистов. Психологические характеристики детей определяются по следующей психограмме игрока [2, 4]:
1) свойства нервной системы;
2) особенности темперамента;
3) особенности характера;
4) особенности восприятия, памяти, внимания;
5) особенности процессов интеллектуальной сферы (мышление, прогнозирование ситуации);
6) особенности направленности личности (мотивы, ценности);
7) интегративный игровой показатель («игровой» или нет).
Немаловажное значение имеет определение спортивной пригодности уже в процессе занятий спортом, при вторичном отборе. Здесь оценка также носит комплексный характер. При этом используются три основных критерия:
1) уровень достижений;
2) темп повышения результатов;
3) стабильность достижений.
Предполагается, что юный спортсмен, будучи отобран, отвечает требованиям выбранного вида спорта. Кратко охарактеризуем каждый из трех критериев.
Под критерием уровня достижений предполагается:
1) достаточно высокий уровень развития физических качеств, необходимых для данного вида спорта;
2) владение высокой спортивной техникой, приобретенной уже в процессе тренировки;
3) высокая физическая и психическая работоспособность (способность к быстрому восстановлению);
4) владение тактическими умениями и навыками;
5) проявление требуемых черт характера (настойчивость, смелость, самообладание, дисциплинированность и др.);
6) достаточно высокий результат в избранном виде спорта (как интегральный показатель).
С помощью критерия темпа повышения результатов определяют, насколько эффективно юный спортсмен может справляться с предлагаемой тренировочной нагрузкой и насколько быстро он развивается, особенно в отношении факторов, определяющих достижения в избранном виде спорта.
С помощью данного критерия было определено, что большей спортивной пригодностью обладают юные спортсмены, которые:
— быстрее других повышают свои соревновательные результаты, поэтому быстрее достигают высокого спортивного класса и, следовательно, быстрее проходят фазу базовой подготовки; это является следствием того, что они раньше других осваивают наиболее эффективную спортивную технику и адаптируются к повышенным нагрузкам;
— в условиях базовой подготовки быстрее прогрессируют в отношении необходимых для данного вида спорта психических предпосылок и установок на достижения; это в особой мере относится к темпам развития волевых качеств.
Для надежного прогноза потенциальных возможностей ребенка, уже некоторое время занимающегося спортом, важно учитывать соотношение между исходным уровнем показателей по выделенным факторам и результатами, показываемыми в избранном виде спорта, и темпами их прироста, что и отражено в табл. 2.
Таблица 2
Зависимость потенциальных возможностей (способностей) юного спортсмена от исходного уровня и темпов прироста
Соотношение исследуемых показателей Характеристика способностей
Высокий исходный уровень + высокие темпы прироста Очень большие способности
Высокий уровень + средние темпы прироста Большие способности
Средний исходный уровень + высокие темпы прироста Большие способности
Высокий исходный уровень + низкие темпы прироста Средние способности
Средний исходный уровень + средние темпы прироста Средние способности
Низкий исходный уровень + высокие темпы прироста Средние способности
Средний исходный уровень + низкие темпы прироста Малые способности
Низкий исходный уровень + средние темпы прироста Малые способности
Низкий исходный уровень + низкие темпы прироста Очень малые способности
В качестве примера можно сослаться на исследования А. А. Гужаловского, который в этих целях рекомендует формулу
Т = 110 (П2 - П1) / 0,5 (П1 - П2) %,
где Т - темпы роста; П1 и П2 - исходные и конечные (спустя два года) результаты.
Высокими темпами прироста морфофункциональных показателей рекомендуется считать такие, которые превышают средние темпы у детей, не занимающихся спортом. Под критерием стабильности достижений понимается стабильность повышения результатов и демонстрирование высших достижений на наиболее ответственных соревнованиях. Здесь следует учитывать то, что преимущества при отборе имеют те юные спортсмены, которые:
— обладают более стабильным совершенствованием техники и тактики, устойчиво выраженными физическими качествами, благодаря чему возможен постоянный рост результатов;
— обладают стабильной повышенной готовностью в психологическом отношении, что проявляется главным образом в более устойчивом поведении перед соревнованиями и во время соревнований, в повышенной устойчивости к психической нагрузке;
— показывают при медико-функциональных обследованиях постоянно положительные оценки в состоянии здоровья.
Таким образом, каждый из выделенных факторов, определяющих спортивную пригодность и отбор, оценивается с помощью трех названных критериев. Предпочтение отдается тем юным спортсменам, которые показали более высокие результаты в избранном виде спорта и обладают ведущими для данного вида спорта факторами. Учитываются также показатели и степень компенсируемости остальных факторов.
Ввиду особой важности вопроса остановимся на проблеме выбора амплуа для игроков.
Амплуа нападающего второго темпа. Игровые характеристики:
— устойчивость в стрессовых ситуациях, агрессивное и эффективное нападение с передач второго темпа, сложная подача, стабильный прием подач;
— ответственные игры проводят, как правило, с большой самоотдачей, старанием и самоотверженностью;
— отличаются хорошими физическими данными: ростом, силой, прыгучестью, прыжковой выносливостью;
— являются хорошими исполнителями и инструментальными лидерами звена или команды.
Нападающий второго темпа - флегматик. Флегматики хорошо подходят для этого амплуа. Особенности их нервной системы и темперамента позволяют успешно решать игровые задачи нападающего второго темпа.
Флегматики почти безошибочно действуют в концовках партий и игр, но для них игровая ситуация должна быть понятной, ожидаемой, знакомой, не требующей быстроты решений.
Нападающий второго темпа - сангвиник. Неплохой случай, если нападающий высокий и обладает сильным ударом. Нападающие - сангвиники более разнообразны в атаке, тяготеют к быстрой игре в атаке и могут нападать с передач первого темпа, «завязывая» комбинации команды в нападении. Они хорошо переключаются за счет подвижности нервной системы, поэтому имеют хорошую общую игру и успешно действуют в нестандартных ситуациях.
Нападающий второго темпа - холерик. Холерик в роле нападающего второго темпа - самый нежелательный вариант. Играют такие нападающие неровно, «взлёты» чередуются со спадами; наблюдается и цикличность от игры к игре - это обусловлено особенностями их нервной системы. Холерики часто неэффективно действуют в концовках, особенно когда в игре есть паузы, однако вполне способны собраться, стать ситуативными лидерами.
Амплуа нападающего первого темпа. Игровые характеристики:
— физически одаренные: высокорослые, прыгучие, ловкие, быстрые, обладают хорошей прыжковой выносливостью;
— игроки решительные, предприимчивые, сообразительные, с развитой интуицией, играющие с энтузиазмом и самоотдачей;
— умеют эффективно и разнообразно атаковать из различных положений с прострельных и коротких передач, хорошо блокируют;
— игроки с хорошей общей игрой. Расчетливо и эффективно действуют в условиях быстрой смены игровых ситуаций.
Нападающий первого темпа - флегматик. Самый худший вариант. Флегматику, в силу особенностей нервной системы и темперамента, трудно справиться с игровыми требованиями к нападающему этого амплуа. Имеет агрессивную подачу. Хорошо действует в стрессовых ситуациях.
Нападающий первого темпа - сангвиник. Хороший вариант. Подвижность нервных процессов сангвиника позволяет быстро и точно оценивать ситуацию и принимать своевременные адекватные решения. Уравновешенность же обеспечивает «трезвый» игровой расчет и стабильность в исполнении задуманного. Аккуратист, любит четкость, определенность.
Нападающий первого темпа - холерик. Лучший вариант. Энергичность, безудержность, мобильность, самоотдача, эмоциональный подъем холерика во многом определяют успешность действий нападающего первого темпа. Холерики обычно быстро мыслят, принимают решения, действуют часто с азартом, но не всегда безошибочно - эмоции и неуравновешенность тому виной.
Амплуа связующего игрока. Связующий игрок должен обладать порой взаимоисключающими личностными качествами: быть чётким, аккуратным, с одной стороны, и творческим -с другой, обладать устойчивой психикой и быть чувствительным, обладать холодным расчетом -и умением эмоционально «завести» команду. Связующий игрок - это игрок с быстрыми ногами, холодной головой и золотыми руками. Умеет «вести» игру. Подсказывает игрокам во время игры.
Связующий игрок - флегматик. Нежелательный вариант прежде всего потому, что флегматик - интроверт. Это мешает выполнять с высокой эффективностью функции связующего игрока - обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Хорошо действует в стрессовых ситуациях, помехоустойчив. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен.
Связующий игрок - холерик. Не лучший вариант. Холерик повышает тревожность нападающих. Необуздан, нетерпелив, бывает несдержанным. Команда со связующим - холериком играет неровно. Связующий - холерик может «ударно» выходить на замену.
Связующий игрок - сангвиник. Сангвиник подходит на роль связующего, но это не идеальный вариант. Сангвиники помехоустойчивы, подвижны, хорошо переключаются, адекватны ситуации. Идеальными связующими сангвиникам мешают стать поверхностные отношения с партнерами.
Амплуа диагонального нападающего. Диагональный нападающий - игрок с сильной и подвижной нервной системой. Последнее обстоятельство обеспечивает умение быстро переключаться в меняющихся игровых ситуациях. Сильная нервная система позволяет стабильно действовать в завершении атак, приёме подач, выполнять стабильные подачи и участвовать в приёме.
Диагональный нападающий - флегматик. Не лучший вариант в силу невысокой скорости переключения, что ведёт к неадекватности реакций в быстро меняющихся игровых ситуациях. Флегматик может быть хорошим доигровщиком, стабильно принимать подачу и подавать.
Диагональный нападающий - холерик. У такого нападающего значительно лучше обстоит дело в быстро меняющихся игровых ситуациях. Он быстр, энергичен, легче переходит от атаки к защитным действиям и наоборот. Холерики чаще ошибаются в стрессовых и психологически напряжённых ситуациях.
Диагональный нападающий - сангвиник. Хороший вариант. Отличается быстротой мышления и действий, лёгок на подъём, при этом делает мало ошибок, даже в стрессовых ситуациях. Любит быструю игру, в которой выше элемент творчества. Аккуратен, элегантен, чёток, выдержан, бывает артистичен.
Амплуа либеро. В роли либеро оказываются волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии. Либеро надежно действуют в психологически напряжённых ситуациях, мало ошибаются, обладают хорошей интуицией.
Либеро - флегматик. Отличается ровной, надёжной игрой, что обеспечивается его сильной нервной системой и уравновешенностью. Имеет стабильный приём подач с хорошей доводкой. Хорошо принимает мячи в защите, если сумеет предугадать.
Либеро - холерик. Играет, как правило, неровно, чередуя блестящие выходы на площадку с посредственными, или даже провальными, прежде всего из-за ошибок в приёме подачи. Обладает традиционно высокой самоотдачей.
Либеро - сангвиник. Хороший вариант. Сангвиники способны обеспечить игровую стабильность и в нестандартных ситуациях. Адекватны, хорошо действуют в сумбуре и игровой сутолоке.
При выборе амплуа для игроков в первую очередь необходимо принимать во внимание их психологические личностные характеристики и лишь во вторую - физические данные и степень владения техникой игровых приемов. В конечном итоге игрок достигнет больших успехов, если выбор его амплуа осуществлен верно. Если выбор неверен, приходится уповать на возможность формирования компенсаторных механизмов и других составляющих мастерства либо решаться на изменение амплуа.
В связи с вышеизложенным была разработана следующая схема (рис.).
Типоспецифичная схема амплуа волейболистов
При проведении эксперимента использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
Тренировочный процесс строился следующим образом:
а) специальную физическую подготовку проводили с акцентом на развитие сильнейших качеств в каждом конституциональном типе:
— астеники - специальная выносливость, гибкость;
— торакальный тип - специальная ловкость, способность к освоению и вариативному применению спортивной техники;
— мышечники - быстрота, координация;
— дигестивники - сила, общая выносливость, гибкость.
б) в каждое тренировочное занятие включали подвижные игры и эстафеты, в которых акцент делался на развитие слабейших сторон юных спортсменов:
— астеники - игры на развитие быстроты и ловкости;
— торакальный тип - игры на развитие скоростно-силовых способностей и силы;
— мышечники - игры на развитие силы, гибкости;
— дигестивники - игры на развитие быстроты, специальной выносливости.
в) в рамках технической подготовки, сообразуясь с требованиями к амплуа волейболиста, давали упражнения с акцентом на специализацию спортсмена:
— связующий - на совершенствование передачи сверху и снизу двумя руками, на развитие специальной реакции на движущийся предмет (мяч);
— нападающий первого темпа - на совершенствование нападающих ударов с укороченных, коротких, взлетных передач, на отработку блокирования нападающих противника первого темпа;
— нападающий второго темпа - на совершенствование нападающих ударов с прострель-ных, зонных, средних передач, на отработку блокирования с края сетки;
— диагональный нападающий - на совершенствование разнообразных нападающих ударов (доигровочные удары) и общую хорошую игру на блоке;
— либеро - на совершенствование игры в защите с акцентом на приеме подач и нападающих ударов.
Заключение
Итогом нашего исследования можно считать полученную модель амплуа волейболиста с наиболее подходящими конституциональными типами темперамента детей с целью их дальнейшего роста и совершенствования игрового мастерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыцарев В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов. - М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2005. - 384 с.
2. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психоло-го-педагогические аспекты: Учеб.-метод. пособие. - М.: Сов. спорт, 2005. - 142 с.
3. Самсонова М. А. Типологические особенности нервной системы волейболистов // Тр. 4-й Всерос. науч. конф. мед. ин-тов по физическому воспитанию. - М.: МГУ, 1960. - 152 с.
4. Конопкин О. А., Медведев В. В., Парашин Ю. П. Определение индивидуально-типологических различий по основным свойствам нервной системы у спортсменов игровых видов спорта // Методические
разработки для студентов и слушателей факультета повышения квалификации и Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. - М., 1998.
5. Генетические маркеры конституциональных особенностей в практике отбора и ориентации в виды
спорта / Т. Ф. Абрамова, Т. М. Никитина, Е. И. Шафранова и др. // Актуальные проблемы совершен-
ствования системы подготовки спортивного резерва: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Великие Луки, 1994. - С. 127-129.
6. Дорохов Р. Н. Морфологические аспекты отбора и ориентации в спорте // Спорт в современном обществе. - М.: ФиС, 1980. - С. 295.
7. Клиорин А. И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека. - Л.: Наука, 1979. - 164 с.
8. Штефко В. Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. - М.; Л.: Биомедгиз, 1929. - 79 с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: АспектПресс, 2004. - 122 с.
10. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.
Статья поступила в редакцию 25.12.2006
BASIC DIRECTIONS TO CREATE A MODEL OF A ROLE CHOICE AT THE INITIAL STAGE OF VOLLEYBALL TRAINING
M. Kh. Begmetova, A. V. Demanov, N. P. Lenskaya
Brief characteristics of psychological and constitutional features influencing a role choice in volleyball at the initial stage of training are given in the article. It is important to take into consideration psychological characteristics of a person while choosing new players. It is necessary to be able to estimate the behaviour of nervous system, temperament, peculiarities of an organism in order to check if he or she suits the requirements of the game. Besides, special attention should be paid to inborn peculiarities of a person, as they are difficult to change. Some of these peculiarities do not correspond to the requirements of the game and can be compensated while purposeful work to develop the necessary mechanisms of compensation. At a role choice it is necessary for players, first of all, to consider psychological personal characteristics, and only then - their physique and their master degree of game techniques.