Айназаров Н. старший преподаватель Туркменский государственный финансовый институт
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу государственной поддержки молодёжного предпринимательства в Туркменистане. В работе рассматриваются существующие меры поддержки, такие как налоговые льготы, создание бизнес-инкубаторов и доступ к финансированию. Авторы также обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются молодые предприниматели, и предлагают рекомендации по улучшению предпринимательской среды.
Ключевые слова: Молодёжное предпринимательство, Туркменистан, государственная поддержка, бизнес-инкубаторы, инновации, экономический рост, налоговые льготы, высшее образование, бизнес-образование, предпринимательская среда, государственная программа, молодежная политика, финансовая поддержка, бизнес-среда, предпринимательская культура, инновационная экономика.
Ainazarov N.
Senior lecturer Turkmen State Financial Institute
KEY AREAS OF SUPPORT FOR YOUNG ENTREPRENEURS IN
TURKMENISTAN
Annotation
This article analyzes the state and prospects of youth entrepreneurship in Turkmenistan. It examines existing support measures, such as tax incentives, the creation of business incubators, and access to financing. The authors also discuss the challenges faced by young entrepreneurs and provide recommendations for improving the entrepreneurial environment.
Keywords: Youth entrepreneurship, Turkmenistan, government support, business incubators, innovation, economic growth, tax incentives, higher education, business education, entrepreneurial environment, government program, youth policy, financial support, business environment, entrepreneurial culture, innovative economy, business angels, startups.
Поддержка малого и среднего предпринимательства остаётся в числе стратегических приоритетов государственной стратегии Туркменистана.
Интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства, формирование оптимального бизнес-климата указывается одним из базовых векторов комплексной программы долгосрочного развития нашей страны - «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программы социально-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 г.г.». «Программой Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 20222028 г.г.» намечены комплексные цели и задачи по целенаправленному развитию рыночной экономики, дальнейшей интенсификации малого и среднего предпринимательства, последовательному совершенствованию бизнес-сферы в стране. На этом фоне развитие молодёжного предпринимательства важно указать стратегическим механизмом дальнейшего интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в целом. Реализация внушительного потенциала данной социальной группы в рамках достижения намеченных целей осуществляемой в нашей стране социально-экономической доктрины призвано стать действенным фактором успешного разрешения целого ряда стратегических экономических и социальных задач. Объясняется данный факт характерным для молодёжи высоким уровнем креативного мышления и рыночной адаптивности.
С другой стороны, развитие молодёжного предпринимательства благоприятно влияет на уровень трудовой занятости в стране. Молодёжное предпринимательство занимает всё более важное место в экономической структуре развитых стран. Именно молодёжное предпринимательство активно используется как механизм преодоления нарастающей в последние годы глобальной безработицы. Согласно статистическим данным, в настоящее время число молодых безработных (в возрасте 18-30 лет) в целом в мире приближается к 300 миллионам человек.
В последние годы в Туркменистане также регистрируется наблюдаемая в других мировых странах тенденция повышение числа молодых предпринимателей. В частности, согласно данным Евростата, в странах Европейского Союза зарегистрировано 2,67 миллионов человек в возрастном отрезке 15-29 лет, занятых в сфере самостоятельной предпринимательской деятельности. Данный показатель составляет приблизительно 6,5% всего молодого населения Евросоюза. В то же самое время, показатель занятой бизнесом молодёжи существенно разнится в разрезе отдельных стран Европейского Союза. В частности, в 2017 году доля молодых людей, занятых в сфере частного предпринимательства, в общей массе молодёжи составила 16%, в Италии - 15,3%. В Польше, Чехии, Румынии и Словакиидоля молодых предпринимателей в общей массе молодёжи варьирует в промежутке 8,7%-11%. Одновременно, в таких страна как Австрия, Дания, Германия и Люксембург данный показатель не превышает 3,5%.
Сравнительный анализ доли самозанятых молодых предпринимателей в целом по Европейскому Союзу в период с 2008 по 2017 год демонстрирует рост показателей соответственно с 6,3% до 6,5%. При этом в южных и восточных государствах Союза такой рост оказался значительно выше. В частности, в Греции доля молодых предпринимателей возросла с 12,6% до 16%, в Италии - с 14,6% до 15,3%, Словакии - с 9,8% до 11%, в Чехии - соответственно, с 8,7% до 9,9%. Одновременно, в Кипре данный показатель снизился с 8,9% до 7%, в Ирландии - с4,7% до 3,6%, в Румынии - соответственно, с 11,4% до 10%.
Согласно результатов исследования, проведённого экспертами компании Ernst & Young (EY), мотивированность молодёжи заниматься частным предпринимательством в развивающихся странах оказалась значительно выше, чем в развитых мировых державах. Данное обстоятельство можно объяснить сравнительно высокими темпами экономического роста развивающихся стран по сравнению с развитыми государствами.
Рост интереса молодёжи к самостоятельной предпринимательской деятельности объясняется целым рядом присущих представителям данной социальной группы позитивных преимуществ. К таким преимуществам следует причислить:
- Прогрессивное мышление и инновации: представители молодёжи, как правило, обладают креативным мышлением и творческим подходом. Именно креативность помогает им формулировать прогрессивные идеи и внедрять инновационные решения.
- Высокая адаптивность к высокой внешней динамике: молодые предприниматели способны быстро и гибко адаптироваться к стремительным изменениям, обеспечивая успех собственному бизнесу.
- Стремление к максимальной самореализации: молодые люди выказывают завидную упорность в реализации собственного потенциала возможностей и выгодных преимуществ для достижения собственной финансовой независимости.
- Заинтересованность и упорство в инициированных начинаниях: высокий интерес и мотивированность молодых служат решающими факторами в обеспеченности успешности инициируемых ими бизнес -проектов.
Одновременно, следует отметить ряд серьёзных проблем, с которыми как правило, сталкивается большинство молодых предпринимателей:
во-первых, дефицит финансовых ресурсов: молодым предпринимателям нередко сложно получить кредит по причине недостаточности у них практического опыта работы, а также имущества по обеспечению залога;
во-вторых, дефицит образования и прикладного опыта: молодёжь остро нуждается в непрерывном совершенствовании собственных знаний и опыта в сфере бизнес-менеджмента, маркетинга, финансов и права;
в-третьих, высокий уровень рисков: молодёжь, как правило, не тушуется перед лицом рисков, поэтому молодые предприниматели часто сталкиваются с рисками лицом к лицу. Данное обстоятельство способно зримо снизить уровень частнопредпринимательских стимулов и инициативы.
Неустанными усилиями уважаемого Президента Туркменистана развёрнута масштабная работа по эффективному вовлечению молодёжи в сферу частнопредпринимательской деятельности. В частности, на законодательном уровне разработаны и приняты правовые формулировки по базовым дефинициям предпринимательской деятельности, осуществляемой молодёжью самостоятельно и под собственные риски и направленные на получение регулярной прибыли в таких сегментах как эксплуатация имущества, реализация товаров, выполнение работ либо обслуживание субъектов. В текст новой редакции Закона Туркменистана «О государственной молодёжной политике» включены определения «молодые предприниматели», «молодёжное предпринимательство». Согласно Закону, молодыми предпринимателями признаётся «молодёжь, занимающаяся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или с образованием юридического лица, и деятельность которой отнесена к молодёжному предпринимательству». Кроме того, в соответствии с текстом новой редакции Закона Туркменистана «О государственной молодёжной политике» категория «молодёжное предпринимательство» кодифицируется как «осуществление малого и среднего предпринимательства», отвечающего следующим условиям:
а) возраст н менее 75 процентов штатных работников - до 35 лет;
б) в уставном капитале доля вкладов лиц не старше 35 лет превышает 75 процентов, если это предусмотрено организационно-правовой формой юридического лица.
Закон Туркменистана «О государственной молодёжной политике» (в новой редакции) определяет следующие направления государственной поддержки в сфере развития молодёжного предпринимательства:
1. совершенствование нормативной правовой базы правового статуса и эффективного функционирования молодёжного предпринимательства;
2. формирование и реализация государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности предприятий молодёжного предпринимательства;
3. развитие системы стимулов для привлечения молодёжи в сферу предпринимательской деятельности;
4. содействие молодым предпринимателям в обучении основам предпринимательской деятельности, в разработке учредительных документов и бизнес-программ;
5. организационное и финансовое содействие в получении молодыми предпринимателями экономического и управленческого образования в системе учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров;
6. проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей в области предпринимательской деятельности среди молодых предпринимателей и молодёжных предприятий;
7. создание инвестиционных фондов для молодых предпринимателей и молодёжных предприятий с эффективным использованием механизмов государственно-частного партнёрства;
8. создание постоянно действующей государственной комиссии(состоящей из представителей ответственных органов по соответствующим направлениям) по государственной поддержке молодёжного предпринимательства.
Кроме того, «всестороннее содействие молодёжному малому и среднему предпринимательству» указывается в числе стратегических векторов «Государственной программы молодёжной политики в Туркменистане на 2022-2025 г.г.». В частности, в период действия Программы комплексные меры по успешному вовлечению бизнес-заинтересованной части молодёжи к занятию частным предпринимательством, обучение молодых предпринимателей процедуре ведения собственного дела, организация профильных учебных курсов и обучающих семинаров, реализация других эффективных шагов и практических мероприятий. «Планом мероприятий по реализации Государственной программы молодёжной политики в Туркменистане на 2022-2025 г.г.» предусмотрены конкретные действия и шаги по активному стимулированию и поддержке молодёжной частнопредпринимательской инициативы, в том числе через внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство для упрощения и ускорения по времени осуществления процедур налаживания молодёжного предпринимательства, порядка создания и регистрации инвестиций при создании юридических субъектов малого и среднего бизнеса, повышения уровня доступности финансовых средств и и новейших технологий для молодых предпринимателей.
Исходя из изложенного можно заключить, что в Туркменистане сформирован исходная база по государственной поддержке развития молодёжного предпринимательства. Не ограничиваясь достигнутым, в целях создания более эффективных и действенных стимулов для вовлечения молодёжи в частнопредпринимательскую деятельность видится целесообразным на перспективу дальнейшая конкретизация и
кодификация мер и шагов по поддержке молодёжной частнопредпринимательской инициативы в рамках разработки и реализации среднесрочных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в Туркменистане.
В числе таких мер следует указать:
1. Предоставление ощутимых налоговых преференций для субъектов молодёжного предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность. Мировая практика показывает, что что составная часть инновационной продукции производится именно субъектами молодёжного бизнеса. Формирование целого комплекса таких льготных налоговых позиций, безусловно, призвано зримо нарастить инновационный потенциал нашей страны.
2. Освобождение молодых предпринимателей, занимающихся импортом научной и технологической продукцией, от уплаты таможенных пошлин. Данный шаг призван способствовать увеличению импортирования в страну высокотехнологичной продукции и, как следствие, дальнейшему упрочению позиций Туркменистана в числе развитых в технологическом отношении мировых государств.
3. Широкая реклама и популяризация бизнес-инициативы в рамках активного вовлечения молодёжи в частнопредпринимательскую деятельность. Подготовка и демонстрация целого цикла содержательных радио- и телепередач, посвящённых успешным молодым бизнесменам, налаживание профильных частнопредпринимательских факультативов на базе учреждений высшей и средне-специальной профессиональной школы и другие соответствующие меры призваны стимулировать частнопредпринимательскую инициативу в молодёжной среде.
4. Формирование бизнес-инкубаторов молодых предпринимателей, которые по своей сути являются структурой по эффективной поддержке молодёжной частнопредпринимательской инициативы по всей цепочке - од исходной бизнес-идеи до её практической коммерциализации. Действующие на сегодняшний день в мире бизнес-инкубаторы оказывают всестороннее содействие частнопредпринимательским субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере технологий, компьютерных программ, услуг, производства, интернета, традиционных ремесел и т.д. При этом более половины бизнес-инкубаторов профилированы на реализацию многопрофильных проектов в различных отраслях. В соответствии со статьёй 4 Закона Туркменистана «О Союзе промышленников и предпринимателей Туркменистана», Союз промышленников и предпринимателей Туркменистана осуществляет задачи по формированию систем бизнес-инкубаторов. Согласно этому, видится целесообразным создание в рамках Союза специализированных бизнес-инкубаторов по поддержке молодёжного предпринимательства.
5. Создание действенной системы кредитования субъектов молодёжного предпринимательства. При этом важным критерием успеха данного начинания призваны стать меры по упрощению процедуры кредитования, снижению процентных ставок по кредитам, разработке механизмов предоставления беспроцентных кредитов.
6. Стимулирование заинтересованности отечественных высших учебных заведений в развитии молодёжного предпринимательства. Формирование эффективных бизнес-инкубаторов на базе учреждений высшего профессионального образования.
7. Налаживание достойной преемственности позитивного частнопредпринимательского опыта и знаний - от успешных бизнесменам - к начинающим молодым предпринимателям. Целесообразным и действенным в данном контексте видится создание на базе Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана специализированного центра «Молодой предприниматель», призванного обеспечить преемственность знаний, традиций и позитивного опыта в сфере частного предпринимательства.
8. Включение в учебную программу учреждений высшего и средне -специального профессионального образования дисциплин в области основ частного предпринимательства.
Резюмируя, можно сделать заключение о необходимости консолидации наиболее эффективных моделей государственной поддержки и позитивных усилий бизнес-профилированных структур и профильных образовательных учреждений для обеспечения максимального прогресса в развитии молодёжного предпринимательства в стране.
Использованные источники: 1. Закон Туркменистана «О государственной молодёжной политике» (новая редакция) //Ведомости Милли Генгеша Туркменистана. - 2022. - № 3, статья 85.
2ю «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана в 2022-2052 г.г.». - Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2022.
«Программа Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны в 2022-2028 г.г.». - Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2022.
9. Постановление Президента Туркменистана «Об утверждении Государственной молодёжной политики Туркменистана на 2021-2-25 г.г.» //Сборник актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана. - 2021. - № 1, статья 1754.
10. Лопатина Р.Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека: [сайт].
[1999-2017]. — URL: http://dlib.rsl.ru/01006751585 (дата обращения: 19.05.2017).
11. Youth Entrepreneurship in Europe: Values, Attitudes, Policies. Eurofound, 2017.
12. Может ли поддержка занятости стать стимулом для молодежи? Глобальное исследование занятости и молодежного предпринимательства EY. // URL: http:// youthbusinessrussia.org/upload/iblock/109/WE0Y2015_JobSurvey_RUS.pdf .