КОРНЕЛИЯ КРУЧЕРЕСКУ
Доцент факультета инженерной экономики и бизнеса Технического университета Молдовы, кандидат экономических наук
РАФАЕЛ ЧИЛОЧИ
Доцент факультета инженерной экономики и бизнеса Технического университета Молдовы, кандидат экономических наук
РИНА ЦУРКАН
Доцент факультета инженерной экономики и бизнеса Технического Университета Молдовы, кандидат экономических наук
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОЛДОВЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ*
Одним из приоритетов Республики Молдова (РМ) в процессе европейского интегрирования является развитие предпринимательской деятельности среди молодёжи. В работе даётся краткая характеристика деловой среды РМ и выявление эволюционных изменений, которые имеют место для повышения ее привлекательности. Основная часть работы посвящена характеристике аспектов развития предпринимательства в РМ посредством профессиональной подготовки, предоставление поддержки в бизнес-инкубаторах и внедрение различных программ для поддержки и финансирования стартапов молодых предпринимателей. Использование данных опроса, проведенного консалтинговой компанией Magenta Consulting, позволило представить профиль молодых предпринимателей и потенциальных молодых предпринимателей РМ.
* "The European Commission support for the production of this publication does not constitute an endorsement of the contents which reflects the views only of the authors, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein."
Ключевые слова: предпринимательская среда, молодёжное предпринимательство, поддерживающие и финансовые программы, НПО по поддержке бизнеса, бизнес-инкубаторы, профиль молодых и потенциальных предпринимателей
JEL: F15, L26, L29
В современном обществе молодежи становится все труднее находить свое место в профессиональной среде. Безработица среди молодежи остается серьезной проблемой во многих странах ЕС и стран Восточного партнерства. В этом контексте молодежное предпринимательство стало приоритетом политической повестки дня Европейского союза (ЕС). В этой связи было предпринято ряд соответствующих мероприятий, одним из которых была публикация Европейской комиссией в 2013 году плана действий «Предпринимательство 2020». В этом документе предлагается ряд решительных действий, направленных на развязывание европейского предпринимательского потенциала и устранение существующих препятствий на пути развития предпринимательства. Ключевыми элементами плана действий являются меры в области образования и профессиональной подготовки для обучения новых поколений предпринимателей и устранения препятствий на пути развития предпринимательства посредством более простых процедур для создания новых предприятий и улучшения доступа к финансированию1.
Республика Молдова присоединяется к европейским тенденциям развития бизнеса, включая молодежь. Приоритетными направленими поддержки предпринимательства молодежи являются: предпринимательская подготовка молодёжи в рамках учебных программ профессиональных и высших учебных заведений; предпринимательские учебные программы для молодежи, предлагаемые различными неправительственными организациями (НПО) и госучреждениями; развитие бизнес-инкубаторов; поддержка и финансирование молодежных инициатив по развитию бизнеса через различные программы ЕС. Развитие предпринимательства среди молодежи способствует сокращению миграции населения трудоспособного возраста в развитые страны и представляет будущее социально-экономического развития страны. Деловой дух - это «двигатель экономического развития», создающий богатство как для предпринимателей, так и для общества в целом.
Целью исследования является оценка предпринимательской среды РМ, изучение действий, предпринимаемых в Республике Молдова по развитию предпринимательства среди молодежи и представление профиля предприимчивой молодёжи, полученного в результате проведённого опроса консалтинговой компанией.
Предпринимательская среда
Говоря о развитии предпринимательства среди молодежи, мы не можем не характеризовать предпринимательскую среду, которая находится
1 https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52012DC0795&from=EN
bPhSUUUP^UMUÜ 9bftbUP4USbPni-fö3ni-b 123
под воздействием регламентирующих законов страны. Благоприятная бизнес-среда должна балансировать между бременем законодательства и его благотворным воздействием на развитие общества, а также обеспечить легкость ведения бизнеса, конкурентную среду и экономическую свободу.
Привлекательность бизнес-среды измеряется несколькими международными индикаторами, которые ежегодно разрабатываются рядом международных организаций, таких как Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Heritage Foundation, WallStreet Journal, OECD и т. д.
Согласно отчету Всемирного банка «Doing Business-2018», Молдова добилась значительных успехов с точки зрения создания бизнеса, превысив 21 позицию и достигнув 23-го места. Улучшение ситуации также наблюдается в категории защиты инвесторов, где мы поднялись на десять позиций. В общем зачете Молдова позиционируется между Румынией и
Сербией и занимает 44-е место из 190, на той же позиции, что и в прош-
2
лом году .
Согласно рейтингу, Молдова также зарегистрировала и негативные изменения. На десять позиций упали по категории - доступ к кредиту и заняли 42 место. С семью позициями ниже, чем в прошлом году, мы были в категории доступа к электричеству. И в решении проблемы несостоятельности наша страна опустилась на пять позиций.
Нынешняя реальность регулирования экономической деятельности в Молдове ближе к чрезмерному регулированию. В настоящее время существует около 1000 правительственных решений и инструкций от министерств и агентств, которые так или иначе регулируют деятельность экономических агентов. Большая часть этих правил является продуктом различных видов реформ экономической системы, которые начались после перехода молдавской экономики от централизованной системы к системе рыночной экономики3.
Уже в 2004 году власти осознали бремя положений о предпринимательской деятельности, что послужило основанием для начала Реформы регулирования. Данная реформа применялась только к сфере деятельности экономических агентов с целью поддержки деловой среды путем упрощения процедур инициирования (регистрации), проведения и ликвидации бизнеса, путем сокращения количества государственных средств контроля, рационализации государственных платежных услуг, оптимизации бюджетных процедур и политик, устранения других административных барьеров.
В настоящее время, следуя идее совершенствования регулирования экономической деятельности, власти в рамках Стратегии реформирования нормативной базы предпринимательской деятельности на 2013-2020 годы стремятся к 2020 году сократить число разрешительных актов по меньшей мере на 40%. Те же цели также преследуются и в стоимости получения документов. Стратегия также требует, чтобы все государственные услуги, предоставляемые бизнес-среде, были оцифрованы к концу 2020 года. В то
2 http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2018
3 Продан-Шестаков Л., Совершенствование методов оценки влияния регулирования предпринимательской деятельности, докторская диссертация, 2017, Chisinau, с. 84.
же время, по крайней мере 30% от общего объема разрешений должны быть выпущены под Единым Окном4.
Просматривая информацию о показателях лицензионной деятельности в Республике Молдова за 2010-2017 годы, представленную ежегодным исследованием «Стоимость государственного регулирования предпринимательской деятельности», проведенным Группой Всемирного банка в Республике Молдова5 (таблица 1), мы обнаруживаем, что существенные сокращения имели место по показателям: продолжительность получения лицензии, средняя стоимость лицензирования, доля предприятий, подлежащих лицензированию. Единственный показатель, который незначительно вырос, является среднее количество лицензий на бизнес. Наиболее любопытным показателем является доля тех, кто совершал неофициальные платежи, который до 2014 года упал до 1%, а в 2016 вырос до 18%. Такая ситуация заставляет нас осознать, что бизнес-среда в Молдове нестабильна и её привлекательность меняется в зависимости от геополитических факторов.
Несмотря на нестабильную бизнес-среду, показатели деятельности малых и средних предприятий (таблица 2) показывают, что их предпринимательская деятельность растет.
Таблица 1
Эволюция показателей лицензионной деятельности в Республике Молдова за 2010-2017 годы5
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Доля предприятий, 61% 61% 52% 49% 37% 47% 43% 42%
подлежащих лицензированию
Среднее количество лицензий 1,3 1,3 1,3 1,4 1,4 1,4 1,1 1,4
на бизнес
Продолжительность 22 18 16 18 14 11 12 11
получения лицензии, дней 07П Ofifi OQ Л ЛГИ 1 fíl 1 7 О 1 7Q
Средняя стоимость, $ Доля тех, кто совершал неофициальные платежи 2 7 U 14% 24U 7% 266 9% 294 8% 4U 1 1% I 63 15% 1 7 2 18% 1 79 13%
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности малых и средних предприятий в Республике Молдова6
Количество МСП Количество сотрудников Доход от щ родаж
Года тысячи единиц Доля в целом по стране, % тысячи людей Доля в целом по стране, % млн. леев Доля в целом по стране, %
2009 2010 О ГН Л 43,7 45,6 /17 "3 97,8 97,7 сг7 a 316,2 309,4 ОCiA О 58.7 58.8 С7 -7 57480,0 65263,2 ~7Л QQ7 С 39,2 36,8 О/ с
2011 2012 О ГН "3 47.3 49.4 со о 97,5 97,5 СГ7 Л 294,2 300,2 OOQ Л 57,7 57,7 £ГД П 71887,6 73057,0 ~7~7 Л Л О 34,6 34,5 'З'З Л
2013 2014 огн с 50,9 52,3 ЛП Q 97,4 97,4 П"7 О 298,4 291,7 OQ^ л 56,9 56,2 ГГ Л 7 7413,2 83650,3 QC QO/1 С 33,4 31,8 en Q
2015 2016 49,8 51,6 97,2 98,7 281.4 313.5 55.1 61.2 86.824,6 124.954,4 30,8 41,5
4 Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Стратегии реформы нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности на 2013-2020 годы. Monitorul Oficial nr. 297-303 от 20.12.2013.
5 http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2018
6 www.statistica.md
bPhSUUUP4U4UÜ 9bèbUP4USbPni-Â3ni-b 125
Предпринимательская подготовка молодежи
Предпринимательская подготовка стала очень популярной в нашем обществе и очень востребована среди молодежи. Предложения программ по развитию предпринимательства варьируют от занятий по формированию предпринимательского мышления у детей в детских садах до предпринимательской подготовки молодёжи в рамках учебных программ профессиональных и высших учебных заведений.
Например, Технический Университет Молдовы имеет обязательные курсы по предпринимательской подготовке для студентов, обучающихся по специальностям «Бизнес и администрирование» и «Инженерия и управление в области деятельности» и факультативные курсы для чисто инженерных специальностей. Основными темами курса являются основы предпринимательства, создание бизнес-идеи, маркетинг для малого бизнеса, инициирование бизнеса, планирование бизнеса, финансовая среда и источники финансирования, налогообложение и бухгалтерский учёт малого бизнеса, бизнес-план. По окончании курса студенты разрабатывают и представляют бизнес-план, который реально может служить точкой начала их предпринимательской деятельности.
Альтернативой предпринимательской подготовке являются предпринимательские учебные программы для молодежи, предлагаемые различными неправительственными организациями (НПО) и госучреждениями, самые популярные из них: ODIMM - Организация по развитию сектора малых и средних предприятий, JA - Junior Achievement, CEDA - Центр предпринимательства и поддержки бизнеса, Y4I - Фонд "Youth Development for Innovation", ANTiM - Национальная ассоциация молодых менеджеров из Молдовы, JCI Moldova - Junior Chamber International Moldova, DreamUps - Ускоритель Инноваций и Предпринимательства и другие.
ODIMM является общественным некоммерческим учреждением, созданным Правительственным решением, которое действует в координации с Министерством экономики и другими центральными и местными органами власти, бизнес-ассоциациями, поставщиками поддержки бизнеса и МСП. Миссией организации является содействие повышению конкурентоспособности национальной экономики путем поддержки развития сектора МСП. В рамках этой организации осуществляется ряд национальных и международных проектов, направленных на поддержку предпринимательства. Некоторые из них сосредоточены на поддержке бизнеса молодых людей, таких как7: FGC - специальный Фонд Гарантирования Кредитов, обеспечивает облегчение доступа к финансовым ресурсам для микро и малых предприятий. Основными видами деятельности являются предоставление гарантий по кредитам, получаемым малыми и средними предприятиями от финансовых учреждений, если они не имеют достаточного обеспечения. Для предприятий, управляемых молодежью - финансовая гарантия выдается сроком на 60 месяцев для получения кредита до 500 тыс. леев (около 25 тыс. евро), но не более 50% от суммы кредита; GEA - Эффективное Управление Бизнесом, нацелено на повышение пред-
7 www.odimm.md
принимательских навыков для обеспечения эффективного управления бизнесом путем организации бесплатных курсов по 8 модулям обучения; PARE 1+1 - программа привлечения денежных переводов направлена на мобилизацию людских и финансовых ресурсов трудящихся-молдавских эмигрантов в устойчивое экономическое развитие Республики Молдова путем стимулирования создания и развития малых и средних предприятий мигрантами и бенефициарами первой степени денежных переводов. Программа будет действовать на основе правила «1+1», поэтому каждый инвестированный лей из денежных переводов будет дополнен леем в форме гранта пилотной программы.
JA - Junior Achievement - это международная организация, ориентированная на экономическое и предпринимательское образование.
Фигура 1. Характеристика Junior Achievement Moldova
JA предлагает учителям: ежегодное бесплатное обучение (подготовка и переподготовка); бесплатную дидактическую поддержку (руководство, тетрадь ученика, гид учителя, конверт учителя, игры, плакаты); учебную программу, разработанную JA и одобренную Министерством образования Республики Молдова; возможность участия в организованных мероприятиях JA для учащихся на национальном и международном уровнях. Учащиеся имеют возможность: участвовать в международных соревнованиях в рамках программы (онлайн-имитация - TITAN, соревнование -Европейская компания года); иметь доступ к глобальной образовательной и профессиональной сети; приобретать необходимые жизненные навыки; участвовать в специализированных национальных мероприятиях для молодежи из программы (Национальный конкурс - Компания года, Экономическая Олимпиада, Job Shadow Day, Инновационный лагерь, встречи с представителями бизнеса).
CEDA - это центр предпринимательства и поддержки бизнеса, является неправительственной организацией (НПО), которая поддержи-
https://jamoldova.org.md
bPhSUUUP4U4Ub 9bèbUP4UShPPôÂ3Pôb 127
вает реформы в области образования, способствует предпринимательству и деятельности по карьерному росту с целью обучения, использования профессиональных навыков и индивидуальной инициативы9. Команда CEDA реализует два проекта:
• «Преподавание в области предпринимательства и занятости в сфере труда в Молдове - IV этап» (MEEETA IV), финансируется фондом „Услуги по развитию из Лихтенштейна" (LED). Продолжительность проекта: март 2017 - февраль 2020.
• «Пересмотрение профессиональной ориентации и консультации в карьере - II этап» (REVOCC II), для обеспечения конкурентоспособности молдавского рынка труда, финансируемый „Австрийским агентством развития" (ADA). Продолжительность проекта: 1 декабря 2017 года - 30 ноября 2021 года.
Основными мероприятиями, организованными CEDA совместно с Торгово-промышленной палатой РМ, являются развитие партнерских отношений между местными государственными администрациями, управлениями образования, техническими профессиональными учреждениями, местными работодателями, соответствующими региональными НПО; круглые столы, дебаты и ежегодные форумы; организация региональных конкурсов бизнес-планов, разработанных в рамках дисциплины «Основы предпринимательства» для средних технических учебных заведений.
Y4I - Youth Development for Innovation основано в 2015 году, целью которой является предоставление предпринимательского образования молодежи, развивая их навыки комплексным образом, чтобы способствовать развитию экономики и предпринимательского духа в Республике Молдова. Миссия фонда Y4I - создать сообщество амбициозных молодых
людей, стремящихся изменить будущее Республики Молдова и обеспе-
10
чить ее прогресс . На счету организации многочисленные проекты, реализованные в различных областях, таких как социальные, экономические, информационные технологии, бесплатное образование предоставлено более 200 молодым предпринимателям, которые присоединились к программам Фонда.
JCI (Junior Chamber International) Moldova представляет собой организацию молодых лидеров, предпринимателей и специалистов, связанных с международной палатой молодежи, основанной 29 сентября 2011 года. В настоящее время в Молдове действуют пять местных комитетов. Миссия организации состоит в способствовании экономическому прогрессу всего общества, предоставляя молодым возможность развивать свои лидерские навыки, дух сотрудничества, социальную ответственность и дух предпринимательства, необходимые для того, чтобы произвести изменения к лучшему11. JCI предлагает молодым предпринимателям возможность расширить свои знания и способствовать развитию собственного бизнеса I карьеры, участия в делах сообщества, взаимодействия с потенциальными клиентами, местными и международными партнерами.
9 https://ceda.md
10 https://y4i.eu
11 https://jci.md
Бизнес-инкубаторы
В Республике Молдова действуют 10 региональных бизнес-инкубаторов. В целях содействия роли бизнес-инкубаторов в экономическом развитии и их признания на национальном и международном уровнях была создана платформа сотрудничества - Сеть бизнес-инкубаторов Молдовы -ИАМ, созданная по добровольному соглашению ее членов. RIAM предлагает её членам возможность осуществлять совместно и эффективно проекты и программы развития, содействует обмену опытом и хорошей практикой начинающим предпринимателям, представляет их интересы в переговорах с государством и другими соответствующими субъектами развития, поддерживает и консультирует в решении различных проблем, содействует эффективному использованию государственных / донорских средств, способствует расширению возможностей развития бизнес-инкубаторов и их резидентов12.
Создание бизнес-инкубаторов приносит ряд преимуществ его резидентам. Новые предприятия получают выгоду от более выгодных условий, обеспеченных офисов, консультационной и финансовой поддержки, жизненно важных для начальной фазы развития бизнеса. Помимо обеспечения логистической поддержки, необходимой для начала бизнеса, инкубаторы организуют тренинги, учебные курсы, помогают в реализации бизнес-стратегий. Поток информации среди членов инкубатора обеспечивает непрерывный рост бизнеса, приобретение новых знаний и опыта. Инкубаторы вносят непосредственный вклад в развитие местной инфраструктуры в регионах, открывая новые предприятия.
Профиль молодых предпринимателей и потенциальных предпринимателей в Молдове
Чтобы оценить профиль молодых предпринимателей и потенциальных молодых предпринимателей, были использованы данные опроса, проведённого консалтинговой компанией по стратегическому маркетингу и социальным исследованиям в РМ - Magenta Consulting. Опрос проводился в период с сентября по октябрь 2015 года по заказу команды Инновационного и предпринимательского Акселератора - Фонд DreamUps и финансируемого грантом, предоставленным Министерством Молодежи и Спорта13.
Было проведено два обследования по двум целевым группам:
I - молодые потенциальные предприниматели с выборкой из 250 человек;
II - действующие предприниматели, молодые люди в возрасте 16-29 лет, которые в настоящее время являются учредителями или соучредителями зарегистрированного бизнеса, с выборкой в 250 человек.
Для молодых потенциальных предпринимателей опрос показал следующие характеристики:
• Большинство молодых людей хотят открыть бизнес, у 56% из них есть такие намерения;
12 https://riam.md
13 http://consulting.md/rom/statistici-si-publicatii/tinerii-antreprenori-si-potentiali-antreprenori
ьрьэииирчичиъ эьръирчиэьррггазргъ 129
• Области, которые привлекают наибольший интерес среди молодежи для открытия бизнеса: сельское хозяйство - 22%, торговля
- 20%, предоставление услуг - 17%, ИТ - 4%.
• Основная мотивация для открытия бизнеса: желание добиться финансовой независимости - в среднем 3,8 пункта из 5 максимальных баллов, возможность личных достижений - 3,6 балла;
• Место создания бизнеса: только в Молдове - 57%, в Молдове и за рубежом - 22%, исключительно за рубежом - 7%, они не уверены в своих планах - 14%;
• Намерение остаться в Молдове: быть дома с семьёй - 50%, незнание иностранных языков - 19%, стремление развивать молдавскую экономику - 17%, оставаться с друзьями - 14%, патриотизм - 12%, условия для развития бизнеса - 10%;
• Работали за границей - 34% респондентов;
• Шансы увеличить свой бизнес: очень высокий - 16%, высокий -38%, кумулятивно - 54%
• На момент открытия бизнеса сталкиваются со следующими типами проблем: недостаточно денежных средств - 68%, коррупция - 33%, конкуренция - 20%, бюрократия - 15%, отсутствие государственной поддержки - 15%.
• Решения для повышения привлекательности молодежного предпринимательства: поддержка молодых предпринимателей посредством субсидий, инвестиций - 31%, изменение руководства страны - 22%, более низкие налоги - 19%, устранение коррупции -13%, изменение менталитета - 13%, изменение законодательства
- 11%, курсы и тренинги - 13%, стабилизация политической ситуации - 9%.
• Необходимость обучения по следующим предметам: искусство переговоров - 69%, установление отношений с клиентами - 67%, рост продаж - 65% и способы поиска новых клиентов - 67%.
Для действующих молодых предпринимателей опрос показал следующие характеристики:
• Место создания бизнеса: только в Молдове - 57%, в Молдове и за рубежом - 25%, хотят перевести бизнес за границу - 9%, они не уверены в своих планах - 10%;
• Работали за границей - 25% респондентов;
• Шансы увеличить свой бизнес: очень высокий - 26%, высокий -54%, кумулятивно - 80%;
• На момент открытия бизнеса сталкиваются со следующими типами проблем: недостаточно денежных средств - 42%, коррупция - 27%, конкуренция - 16%, бюрократия - 23%, отсутствие государственной поддержки - 22%;
• Решения для повышения привлекательности молодежного предпринимательства: поддержка молодых предпринимателей посредством субсидий, инвестиций - 26%, изменение руководства страны
- 17%, более низкие налоги - 16%, устранение коррупции - 10%, изменение менталитета - 11%, изменение законодательства -
16%, курсы и тренинги - 13%, выгодные кредиты - 10%, стабилизация политической ситуации - 13%;
• Необходимость обучения по следующим предметам: искусство переговоров - 59%, установление отношений с клиентами - 55%, рост продаж - 58% и способы поиска новых клиентов - 58%.
По результатам опроса сложился следующий профиль молодых предпринимателей Молдовы:
• 59% респондентов - это мужчины
• 82% - имеют высшее образование
• 83% - являются городскими
• 25% - работали за рубежом
• 89% зарегистрированных бизнесов - это ООО
• 57% активируют в компаниях, не платящих НДС
• 24% осуществляют деятельность в торговле, 10% в строительстве и 9% в сельском хозяйстве.
Молодые предприниматели и потенциальные предприниматели признают преимущества полученного обучения по таким предметам, как: способы финансирования вновь созданного бизнеса (применительно для получения кредитов, какие гранты существуют и как они могут быть получены, какие государственные программы предлагаются и т. д.), бухгалтерские и налоговые основы, юридические аспекты предприятия, знание прав и обязанностей предпринимателя, способы обеспечения притока клиентов, отношения с клиентами.
Что касается инноваций, 43% нынешних предпринимателей и 31% потенциальных предпринимателей внедрили или планируют внедрить инновации в свой бизнес. Интерес к внедрению инноваций возрастает с интересом к обучению, учебе за рубежом. Среди уже существующих предприятий в городе доля инноваций выше по сравнению с молодыми предприятиями, расположенными в деревнях. Из молодых предпринимателей 39% имеют инновационную деятельность, предоставляя новые услуги для местного рынка. Из потенциальных предпринимателей - 46% намерены внедрять инновации на технологическом уровне через современное оборудование.
Заключение
Среди молодёжи наблюдается повышенный интерес к предпринимательской деятельности и большинство считают, что шансы увеличить свой бизнес велики. Эту инициативу нужно поддерживать обеспечивая:
• рост привлекательности предпринимательской среды посредством совершенствования нормативной базы путем упрощения процедур создания и ликвидации бизнеса, сокращения финансовых барьеров и административного бремени, разработка и консолидация ассоциативных структур бизнес-среды;
• стимулирование способностей компаний создавать, добавлять, фиксировать и сохранять ценность в национальной производственной цепочке на основе инновационных процессов, продуктов и услуг, увеличивая инновационный бизнес-потенциал, уделяя особое внимание МСП.
bPhSUUUP^UMUÜ 9bPÜUP4USbPP|-»3P|-b 131
Литература
1. Продан-Шестаков Л., Совершенствование методов оценки влияния регулирования предпринимательской деятельности, докторская диссертация, 2017, Chisinau.
2. Постановление Правительства Республики Молдова об утверждении Стратегии реформы нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности на 2013-2020 годы. Monitorul Oficial nr. 297-303 от 20.12.2013.
3. http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2018
4. www.statistica.md
5. www.odimm.md
6. https://jamoldova.org.md
7. https://ceda.md
8. https://y4i.eu
9. https://jci.md
10. https://riam.md
11. http://consulting.md/rom/statistici-si-publicatii/tinerii-antreprenori-si-potentiali-antreprenori
12. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52012DC0795&from=EN
13. http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2018
înnûbLhU ЧППЮЬРЬиЧПЬ
0niinL[LUjfl mbfuújiiujiuú hLUÚLUiuLUpLUúfl
LnúLnbuLUiiLUú ¿ШpLnшpшqjLnПLßJШÚ U pjqúbuj fLUiinLiunbunj ingbúu, LnúLnbuLUiiLUú qjunnLpjnLúúbpjpbiiúLUÓáL
RUüUúbL 3hLn3h
Lfniin[uijj mbfuújiiLUiiiUú hLUÚLUiuLUpLUúj
unúmbutujuiú ¿шpLnшpшqjLnпLßJШú U pjqúbuj !pLujnLiLnbLnj ingbúun, LnúLnbuLUiiLUú qjLnПLßJПLÚÚbpjßbl|ÚШÓПL
èhûU SnôPÎUû
0niin[iujj mbfuújiiuiiuú huiúuiiuuipuiúj
LnúLnbuiUiiUú ¿ШpLnшpшqjLnПLßJШÚ U pjqúbuj IpLUinLiLnbLnj ingbúu, LnúLnbuiUiiUú qjLnПLßJПLÚÚbpjßbÏÚШÓПL
bí[pnufiijiú ú|lшuúшgúшû hiúinbpunnLiI UniinQmjj bp|tlnшuшpr|úbp|1 àbвúшpllшlл|pшцшú qnpÓmúbnLpjmú qmp-qmgúmú LUiúáúihiiniinLpjnLúúbpQ.- Uni|n[mjj <múpm-UbunLpjmú' b[pnumimú újmuúmgúmú qnpápúpmgnLÚ nLúb-gmÓ mRmjúmhbppnLpjnLúúbpjg úbip bpjmmumpiúbpj 2п2ш-únLÚ ÓbRúmpimujpmimú qnpánLúbnLpjmú qmpqmgmúú t: <n|[mánLÚ úbpimjmg[nLÚ t 0ni|n[mjj <múpmubrnnLpjmú qnpámpmp ùjçmLmjpj ub^ú úimpmqjpp, pmgmhmju[nLÚ bú mjú ¿[nijnLgjnú фnфnËnLpJnLÚúbпp, npnúp úuiuunLÚ bú ipm qpm[¿nLpjmú mumjómúj pmpópmgúmúp: U2^wuwú£j hjúúmimú úmup ú[jp[má t 0ni|n[mjj <múpmubrnnLpjnL-únLÚ úmuúmqjmmimú фnпáшßnLpJШú ùjçngnL Óbrcúmpim-ujpnLpjmú qmpqmgúmú púnLpmqpúmúp, pjqúbu júimpm-unpúbpnLÚ mjmignLpjmú upmúmipúmúp U bpjumumpi ábRúmpimmbpbpj ummпmmфúbпjú odmú|minLpjmúp, jú¿-Ubu úmU $júmúum[npúmúú nL^[má umppbp ápmqpbpj úbpipúmúp: «Magenta Consulting» ^nphp|mm[mimú púib-pnLpjmú imumpmá hmpgnLÚúbpp húmpm[npnLpjnLú u[bgjú úbpimjmgúbinL 0ni|n[mjj <múpmubrnnLpjmú bpjrnmumpi ábrcúmpimmbpbpj U unubúgjmi qnpámpmpúbpj nL||[m-ámpjnLúp:
^ÚúmpiBbp. ábüúLUpiiULnjpLUiLUú ÚjpLUL[LUjp, bpjuniuuiup-iiujiuú ábüúiupiujLnjpnLpjnLú, ujpLujgnLpjnLú U fjúuiúuuijuiú Ópujq-pbp, qnpÓiupujpúbpj ujpiuignLpjiuú huiuLupuijuijuiú juiqúuijbpiunL-ßjnL úúbp, pjqúbuj jújnLpíuunnpúbp, bpjuiLuuLupri U uinunbúgjuii ábéúiupjiuubpbpj ПLqqL[шóпLßJПLÚ: JEL: F15, L26, L29
bPhSUUIiPT-UMUb 9bPbUPMUShPP|-»3P|-b 133
CORNELIA KRUCHERESKU
Associate Professor at the Department of
Engineering and Business of Moldova's Technical University,
PhD in Economics
RAPHAEL CHILOCHI
Associate Professor at the Department of
Engineering and Business of Moldova's Technical University,
PhD in Economics
RINA TSURKAN
Associate Professor at the Department of
Engineering and Business of Moldova's Technical University,
PhD in Economics
Aspects of Development of Moldova's Youth Enterpreneurship in the Context of European Integration.-
One of the priorities of the Republic of Moldova (RM) in the process of European integration is the development of entrepreneurial activities among young people. The paper gives a brief description of the business environment of the Republic of Moldova and the identification of evolutionary changes that take place to enhance its attractiveness. The main part of the work is devoted to characterizing the development of entrepreneurship in the Republic of Moldova through training, providing support in business incubators, and introducing various programs to support and fund start-ups for young entrepreneurs. Results from the survey conducted by Magenta Consulting company presented the profile and potential of young entrepreneurs of the Republic of Moldova.
Key words: entrepreneurial environment, youth
entrepreneurship, supportive and financial programs, business support NGOs, business incubators, profile of young and potential entrepreneurs. JEL: F15, L26, L29