Научная статья на тему 'Анализ негосударственного сектора поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах РФ'

Анализ негосударственного сектора поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзагалина Г. М.

Между государственным и негосударственным секторами инфраструктуры поддержки МСП существуют различия. Поддержка МСП со стороны государства мотивирована в первую очередь стремлением развивать отдельные направления экономики и создавать новые рабочие места. Однако, мотивация организаций, входящих в негосударственный сектор поддержки МСП, заключается в другом. Прежде всего, организации, оказывающие поддержку предпринимательству на разных стадиях развития, рассматривают предпринимателей в качестве среднесрочных и долгосрочных вложений. Другими словами, коммерческие организации, банки, лизинговые компании и т.д. оказывают поддержку МСП, преследуя цели собственной выгоды в перспективе. Анализ показал, что адресной поддержкой молодежного предпринимательства занимается только две организации, представленные на федеральном уровне («Росмолодежь» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Фонд содействия инновациям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурзагалина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ негосударственного сектора поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах РФ»

Анализ негосударственного сектора поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах РФ

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, gulnazmur@yandex.ru

Между государственным и негосударственным секторами инфраструктуры поддержки МСП существуют различия. Поддержка МСП со стороны государства мотивирована в первую очередь стремлением развивать отдельные направления экономики и создавать новые рабочие места. Однако, мотивация организаций, входящих в негосударственный сектор поддержки МСП, заключается в другом. Прежде всего, организации, оказывающие поддержку предпринимательству на разных стадиях развития, рассматривают предпринимателей в качестве среднесрочных и долгосрочных вложений. Другими словами, коммерческие организации, банки, лизинговые компании и т.д. оказывают поддержку МСП, преследуя цели собственной выгоды в перспективе.

Анализ показал, что адресной поддержкой молодежного предпринимательства занимается только две организации, представленные на федеральном уровне («Росмолодежь» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - Фонд содействия инновациям). Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, регион, предпринимательская среда, малый и средний бизнес, поддержка.

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представлена не только государственным сектором, но и негосударственным. Государственная инфраструктура поддержки МСП, представлена в большинстве случаев государственными организациями, и только в редких случаях коммерческими. Негосударственный сектор поддержки МСП представлен, как правило, отраслевыми общественными объединениями предпринимателей, страховыми компаниями, лизинговыми организациями, коммерческими банками, региональными общественными объединениями предпринимателей, а также различными коммерческими структурами.

Между государственным и негосударственным секторами инфраструктуры поддержки мСп существуют различия. Поддержка МСП со стороны государства мотивирована в первую очередь стремлением развивать отдельные направления экономики и создавать новые рабочие места. Однако, мотивация организаций, входящих в негосударственный сектор поддержки МСП, заключается в другом. Прежде всего, организации, оказывающие поддержку предпринимательству на разных стадиях развития, рассматривают предпринимателей в качестве среднесрочных и долгосрочных вложений. Другими словами, коммерческие организации, банки, лизинговые компании и т.д. оказывают поддержку МСП, преследуя цели собственной выгоды в перспективе.

Рассмотрим подробнее, какую помощь и поддержку МСП могут оказывать организации негосударственного сектора, и какие выгоды они при этом преследуют. Подробно по каждому виду организации негосударственной поддержки МСП изложено в таблице 1.

Бизнес-клубы, как правило, выступают площадкой формальных и неформальных встреч предпринимателей, объединенных какими либо общими сферами, целями или интересами. Такие площадки дают возможность личного взаимодействия различных видов предпринимательства.

Страховые компании, как элемент поддержки МСП берут на себя функцию страховщика предпринимателей на разных этапах развития бизнеса. Заключая договора страхования, предприятия и организации принимают защитные меры своего непрерывного функционирования.

Поддержка субъектов МСП является одной из приоритетных задач коммерческих банков. С учетом потенциала роста МСП, кредитование субъектов МСП для многих банков рассматривается как стратегическое направление политики развития. Показатели выданных субъектам МСП кредитных средств фиксируются Центральным Банком Российской Федерации (ЦБРФ). Объем выданных коммерческими банками кредитов субъектам МСП, по данным ЦБ РФ в 2018 году и в январе 2019 года представлен в таблице 2.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

Таблица 1.

Элементы негосударственного сектора инфраструктуры поддержки МСП

п/п

3.

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Вид организации негосударственн ого сектора поддержки МСП

Коммерческие банки

Что предлагает в качестве поддержки МСП

Бизнес-клубы

Формирование среды для профессионального и личностного развития поиска единомышленников проведение профильных, профессиональных и увеселительных мероприятия

Страховые компании

Страхование грузов, транспорта, имущества предприятий и граждан. Оказание услуг в области страхования рисков.

Предоставление кредитных займов представителям МСП

Региональные

общественные

объединения

предпринимател

ей

Лизинговые компании

Получение взносов от членов клуба. Получение пожертвований. Коммерческое сотрудничество с членами бизнес-клуба.

Оплата услуг

страховых

компаний

предпринимателям и.

Получение выгоды с процентов от выплачиваемого кредита (займа)

Представление интересов российских предпринимателей в отношениях с органами власти; Оказание практической помощи российским предпринимателей установлении деловых связей с иностранными партнерами

Предоставление представителям МСП возможности аренды

дорогостоящего

оборудования,

транспорта, зданий,

сооружений,

технических

средств и т.п. с

возможностью

последующего

выкупа. Такая

возможность

позволяет

предпринимателям

вести свое дело, не

являясь

собственником

части своих

основных фондов.

Какие выгоды преследует

Взаимоподдержка, взаимная финансовая помощь членов объединения

Получение прибыли уплачиваемой предпринимателям и плат за аренду.

Таблица 2.

Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной

Объем предоставленных кредитов

в рублях в иностранной валюте и драгоценных металлах Всего

субъект ам малого и среднег о предпри нимател ьства из них: субъе из них: из них:

Отчетна я дата индивид уальны м предпри нимател ям ктам малог о и средн его предп риним ательс тва индивиду альным предприн имателям субъектам малого и среднего предприн имательст ва индивиду альным предприн имателям

01.01.20 18 5984 490 420 976 132 662 270 6117 152 421 246

01.02.20 18 396 045 26 116 6 024 15 402 069 26 131

01.03.20 18 824 804 58 582 13 148 28 837 953 58 610

01.04.20 18 1375 302 105 422 22 037 34 1397 339 105 456

01.05.20 18 1922 578 148 717 59 363 37 1981 941 148 754

01.06.20 18 2440 152 191 422 68 320 37 2508 472 191 459

01.07.20 18 3013 302 232 334 83 725 63 3097 028 232 397

01.08.20 18 3615 725 272 746 90 206 63 3705 931 272 809

01.09.20 18 4171 104 317 071 105 971 65 4277 075 317 136

01.10.20 18 4717 972 358 573 112 342 64 4830 315 358 637

01.11.20 18 5276 257 404 146 135 607 63 5411 864 404 210

01.12.20 18 5948 365 458 714 149 511 216 6097 876 458 930

01.01.20 19 6626 440 514 432 189 641 224 6816 081 514 656

Из таблицы видно, что, не смотря на резкий спад в феврале 2018 года, показатели объема кредитов, выданных субъектам МСП, имеет ярко выраженную тенденцию к росту.

(Источник: Официальный сайт ЦБРФ. Режим доступа -https://www.cbr.ru/statistics/udstat.aspx?TblID=302-17)

Не менее важную поддержку субъектам МСП оказывают региональные и отраслевые общественные объединения. Говоря о региональных и отраслевых общественных объединениях предпринимателей, следует сказать, что на сегодняшний день существуют шесть различных разновидностей, среди которых выделяют такие как:

1. Торгово-промышленные палаты (ТПП), являющиеся негосударственными коммерческими организациями, ведущими свою деятельность на основе Федерального Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от

30.12.2015) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.09.2016). ТПП представляют интересы как МСП так и интересы крупного бизнеса.

2. Объединения работодателей, деятельность которых направлена на защиту интересов работодателей в сфере социально-трудовых взаимоотношений. Создаются и действуют такие объединения в соответствии со статьей 33 Трудового Кодекса РФ.

3. Объединения предпринимателей. Основой для создания и деятельности таких организаций является Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ. Основные возможности участников объединения заключаются в возможности прини-

мать участие в общественной экспертизе проектов нормативно-правовых актов, принимать участие в работе общественных советов по предпринимательству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Некоммерческие партнерства. Роль деятельности подобных организаций регулируется Федеральным Законом "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ. Данные организации берут на себя функции выработки отраслевых стандартов и контроль за их исполнением, допуск к занятию бизнесом, формированию компенсационных фондов.

5. Крупные кооперативы и микрофинансовые организации представляют собой добровольные объединения физических или юридических лиц на основе членства, с целью финансовой взаимопомощи между членами объединения. Высокая концентрация таких кооперативов отмечена в сфере сельского хозяйства. Данные организации ведут свою деятельность на основе таких нормативно-правовых актов как Федеральный Закон "О кредитной кооперации" от 18.07.2009 N 190-ФЗ , Федеральный Закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ.

6. Потребительские кооперативы. Такие кооперативы позволяют ее членам создавать и развивать коллективную складскую и логистическую инфраструктуру, организовывать коллективную розничную реализацию продукции, потреблять производственные услуги членами кооператива в условиях оптовых скидок от крупных поставщиков. Основанием для деятельности является Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.», "молодежное предпринимательство" - это предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.

Отдельные элементы инфраструктуры поддержки предпринимателей изначально имеют ориентацию на поддержку исключительно молодежных предпринимательских инициатив. К примеру, на федеральном уровне, к таким элементам относятся Федеральное Агентство «Росмолодежь», активно осуществляющая поддержку молодежи в сфере предпринимательства, в том числе грантовую (Федеральная программа «Ты -Предприниматель», и «МШП — Молодёжная школа предпринимательства»).

Другой организацией, занимающейся адресной поддержкой молодежного предпринимательства является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65 реализует спектр различных программ, среди которых Программа «Поддержка ЦМИТ», Программа «УМНИК», Программа «Старт», Программа «Развитие», Программа "ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ",

Программа «Коммерциализация», Программа «Кооперация».

Организации, способные оказать поддержку молодежному предпринимательству, представлены, в том числе и на региональной уровне. На региональном уровне, элементы доступные для молодежи, в зависимости от вида поддержки, представлены следующими видами организаций: Лизинговые центры, Выставочные центры, Центры координации и поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторы, тренинговые и учебно-деловые центры, бизнес-школы, профессиональные ассоциации, правовые и юридические организации, региональные фонды поддержки предпринимательства и финансирования, коммерческие банки, региональные фонды поддержки кредитования предпринимателей, экспортные центры, многофункциональные центры, фонды содействию венчурного инвестирования, риэлторские организации, центры повышения квалификации и подготовки кадров.

Анализ показал, что адресной поддержкой молодежного предпринимательства занимается только две организации, представленные на федеральном уровне («Росмолодежь» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям).

Частично деятельность этих организаций ведется через некоторые из разновидностей регионального уровня поддержки МСП. К примеру, в Самарской области Федеральное Агентство «Росмолодежь» реализует проект «Ты - Предприниматель» активно привлекая к этому некоторые из вузов и региональные бизнес-инкубаторы, коворкинг центры и бизнес-акселераторы, а Фонд содействия инновациям реализует свои программы активно привлекая вузы и бизнес-акселераторы (Уе11смРоске1з).

Опыт показывает, что высшие учебные заведения всегда задействованы в рамках поддержки молодежного предпринимательства со стороны элементов инфраструктуры поддержки МСП, занимающихся адресной поддержкой молодежных предпринимательских инициатив. Университеты играют наиболее серьезную роль в вовлечении и поддержке молодежи в предпринимательской деятельности.

Важнейшая роль вузов в инфраструктуре поддержки МСП и непосредственно поддержки молодежного предпринимательства обусловлена несколькими вещами. Во-первых, университет представлен контингентом молодых людей, в большинстве своем вписывающимся в возрастной диапазон 16 до 25 лет. Предпринимательские инициативы, возникающие в данном контингенте людей напрямую относятся к категории «Молодежное предпринимательство». Во-вторых, некоторые вузы сами занимаются обучением основам предпринимательской деятельности, через реализацию учебных программ по предпринимательству (в разных вариациях). В-третьих, многие вузы сами создают на своей площадке различные виды элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства. К примеру, очень многие вузы имеют собственные бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, и коворкинг центры. Таким образом, университет имеет особую значимость в общей инфраструктуре поддержки МСП, и должен быть обязательным его элементом, так как является центральным связующим звеном между наиболее активной прослойкой населения (молодежью), и самой инфраструктурой поддержки МСП.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о

о

CS

Литература

1. Корховая Елена Александровна Статистический анализ результативности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник ЗабГУ. - 2018. - №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-rezultativnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva

2. Лещенко В. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. - 2015. - № 1. - С. 123-134.

3. Дудочников А. И., Миначева Г. Ф. Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России // Молодой ученый. - 2017. - №26.

- С. 114-117.

4. Трофимова Т.В., Ломовцева А.В. Совершенствование государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2018. - № 5. - С. 224-228;

5. Официальный сайт Московского финансового форума 2019. Программа «Предпринимательская активность: проблемы и источники роста» — Режим доступа: https://mff.minfin.ru/program/12-sentyabrya/predprinimatelskaya-aktivnost-problemy-i-istochniki-rosta-/;

6. Официальный сайт Проекта «Ведение бизнеса». Рейтинг стран по показателю благоприятности условий ведения бизнеса — Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/doing-business-score;

7. Хасанов М. Ф. Сравнительная оценка уровня регионального предпринимательского риска в регионах Приволжского федерального округа // Молодой ученый.

- 2010. - №6. - С. 169-173.

8. Гитота С.И. Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(35). URL: http://sibac.info/archive/economy/8(35).pdf

9. Руденко М. Развитие и реализация экономического потенциала населения как основа устойчивого развития регионов // Федерализм. - 2018. - №2. - С. 7996

10. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

О ш m х

Analysis of the non-state sector of support of small and medium-sized enterprises in the regions of the Russian Federation

Mursagalina G.M.

Bashkir state University

There are differences between the public and non-public sectors of SME support infrastructure. State support for SMEs is motivated primarily by the desire to develop certain areas of the economy and create new jobs. However, the motivation of the organizations included in the non-state sector of SME support is different. First of all, organizations that support entrepreneurship at different stages of development consider entrepreneurs as medium-and long-term investments. In other words, commercial organizations, banks, leasing companies, etc. support SMEs in pursuit of their own benefit in the long term.

The analysis showed that only two organizations represented at the Federal level are engaged in targeted support of youth entrepreneurship (Rosmolodezh and the Fund for assistance to the development of small innovative enterprises in the scientific and technical sphere - the Fund for assistance to innovations).

Key words: entrepreneurship, youth, region, business environment, small and medium business, support

References

1. Korkhovaya Elena Aleksandrovna Statistical analysis of the effectiveness of state support for small and medium-sized enterprises // Bulletin of ZabSU. - 2018. - No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7statisticheskiy-analiz-rezultativnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva

2. Leshchenko VV State support of small and medium-sized enterprises in Russia: spatial problems // Spatial Economics. -2015. - No. 1. - S. 123-134.

3. Dudochnikov A. I., Minacheva G. F. Analysis of financial support

for small and medium-sized enterprises in the regions of Russia // Young scientist. - 2017. - No. 26. - S. 114-117.

4. Trofimova T.V., Lomovtseva A.V. Improving government support

for small and medium-sized enterprises in the digital economy // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2018. - No. 5. - S. 224-228;

5. The official website of the Moscow Financial Forum 2019. The

program "Entrepreneurial Activity: Problems and Sources of Growth" - Access mode: https://mff.minfin.ru/program/12-sentyabrya/predprinimatelskaya-aktivnost-problemy-i-istochniki-rosta - /;

6. The official website of the Doing Business Project. Rating of

countries according to the favorable business environment -Access mode: https://russian.doingbusiness.org/en/data/doing-business-score;

7. Khasanov MF Comparative assessment of the level of regional

entrepreneurial risk in the regions of the Volga Federal District // Young scientist. - 2010. - No. 6. - S. 169-173.

8. Gitota S.I. Analysis of support for small and medium-sized enterprises in Russia and abroad // Scientific community of students of the XXI century. Economic sciences: Sat Art. by mat. XXXV Int. Stud. scientific-practical conf. No. 8 (35). URL: http://sibac.info/archive/economy/8(35).pdf

9. Rudenko M. Development and implementation of the economic

potential of the population as the basis for sustainable development of regions // Federalism. - 2018. - No. 2. - S. 79-96

10. Titov B. Sector of small and medium-sized enterprises: Russia and the world. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.