УДК 329.78
Яценко Галина Васильевна
Детский оздоровительный лагерь «Лесная Жемчужина», г. Самара
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
В статье обсуждается деятельность детских оздоровительных лагерей как открытых социально-педагогических институтов, обладающих значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, способствующих личностному развитию подростков.
Ключевые слова: личностное развитие, детский оздоровительный лагерь, направления деятельности.
Личностное развитие подростков в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) осуществляется в той развивающей и воспитывающей среде, которая создается в лагере профессионалами. Эта среда обеспечивает целенаправленное, комплексное, интенсивное формирование новых привычек, взаимоотношений подростков, освоение разнообразных, по содержанию и направленности, видов деятельности (Е.И. Тихомирова).
ДОЛ можно рассматривать как пространство личностной самореализации, обеспечивающее восстановление и дальнейшее развитие интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных, физических возможностей подростков, их креативных, интеллектуальных, физических, организаторских способностей. Это во многом определяется спецификой ДОЛ как пространства интенсивного межличностного общения, взаимодействия и содействия в режиме свободного времени.
В современных ДОЛ применяются разнообразные по направленности, содержанию и технологиям развивающие и воспитывающие программы деятельности, ориентированные на индивидуальное, групповое и коллективное сотрудничество подростков.
Результаты проведенного лабораторией «Субъектной самореализации и инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии исследования в современных ДОЛ, позволили обнаружить следующие тенденции, влияющие на процесс личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере:
- сокращение профессиональных кадров вожатых и воспитателей, директоров, профессионально владеющих технологией организации деятельности подростков в специфических условиях ДОЛ;
- сужение деятельностного пространства подростков в ДОЛ (направлений, технологий, практики активной, интенсивной, креативной самореализации);
- изменение стратегии деятельности ДОЛ (от разнообразия к тематической регламентации; от самостоятельности к интенсивному управлению и контролю; от действий и деятельности к наблюдению и созерцанию).
Реализация ресурсов ДОЛ возможна на основе включения каждого подростка в разнообразную социально культурную досуговую, деятельностную общность, в интенсивный процесс креативной самореализации (О.С. Газман, И.П. Иванов, С.А. Шмаков). Личностное развитие подростков в ДОЛ в сфере организации досуга, социально-ориентированной деятельности представлено в трудах Б.З. Вульфова, А.Г Кирпичника, А.В. Мудрика, Е.В. Титовой, А.И. Тимонина, Е.И. Тихомировой, Д.И. Фельдштейна и др.
Разнообразные концепции и программы деятельности детского оздоровительного лагеря описаны в работах: Л.В. Байбородовой, А.Г Кирпичника, А.Н. Лутошкина, А.П. Маркова, Л.Г. Неще-рет, З.И. Поймановой, М.И. Рожкова и др. Личностное развитие подростков в игровых проектах и программах рассматривается в трудах М.Р. Ми-рошкиной, Е.В. Репринцевой, Е.И. Тихомировой, И.И. Фришман, С.А. Шмакова и др. Вопросам методики организации содержания личностного развития подростков в ДОЛ посвящены работы С.П. Афанасьева, Ю.Н. Григоренко, С.В. Камо-рина, К. Поломиса и др.
Основные направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере основаны на технологии реализации воспитательного потенциала ДОЛ, базируются на принципах системности, целенаправленности, завершенности воспитательного процесса, всеобщности
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Яценко Г.В., 2010
и доступности, самодеятельности, индивидуального подхода, преемственности, занимательности и использующие: коммуникативно-игровую деятельность (массовые, групповые коллективнотворческие дела, тематические конкурсно-игровые программы, спортивные игры, соревнования и пр.); прикладную творческую деятельность (занятия в творческих мастерских, концерты, конкурсы, смотры, фестивали и др.); рефлексию в системе обратной связи (наблюдение, игровые ситуации, опросы, тесты, тренинги и др.).
Личностное развитие подростков в ДОЛ - это их свобода в проявлении самих себя. В настоящее время в детских оздоровительных лагерях доминантой становится поиск новых форм самореализации подростков на основе развития их активности, креативности, рефлексии (см. подробнее: Тихомирова Е.И. Солнечное ожерелье: Учеб.-метод. пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений. - Издание 3-е, перера., доп. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008). В этой связи, требуется переосмысление роли детского оздоровительного лагеря как учреждения дополнительного образования, как одного из основных социальных институтов сферы организации свободного времени, интенсивного позитивного развития подростков в деятельности и общении.
В новых социально-экономических условиях деятельность детских оздоровительных лагерей как открытых социально-педагогических институтов, обладающих значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, способствующих восстановлению интеллектуальных, духовных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, формирующих систему новых социальных связей, предлагающих широкий спектр форм деятельности, позволяющих учесть все аспекты жизни и деятельности подростков, приобретает важное значение. В этой связи необходима оптимизация личностного развития подростков в условиях ДОЛ, повышение качества профессиональной деятельности.
Воспитательные возможности различных видов деятельности, в которые включаются подростки в ДОЛ, определяются тем, что эта деятельность является объектом социально-педагогического проектирования, предполагает последовательное выявление проблем и трудностей подростков, определение нормативно-прогнозной мо-
дели личности с учетом ее потенциалов, разработку конкретных целевых программ, в рамках которых удовлетворяются социальные и духовные потребности, происходит трансляция ценностей, проигрываются социальные роли, осваиваются нормы и правила поведения.
Педагогическая стратегия ДОЛ, определяется двумя обстоятельствами: с одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности подростка, реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой -лагерь должен заинтересовать подростков креативностью направлений, форм и видов деятельности, включить в общий процесс, чтобы в дальнейшем подросток самостоятельно принимал активное участие в заинтересовавшей его деятельности, генерировал свои идеи, разрабатывал и содействовал реализации новых проектов.
Изучение условий жизнедеятельности подростков в детских оздоровительных лагерях показывает, что эти условия уникальны в связи с тем, что: позволяют подросткам жить и действовать относительно самостоятельно; расширяют коммуникативное и деятельностное пространство. В ДОЛ подростки освобождаются на некоторое время от влияния школы, родителей, прерывают привычный круг общения.
Детский оздоровительный лагерь располагает значительными возможностями для развития и активизации познавательной, коммуникативной, креативной, практической деятельности подростков, раскрытия их личностного, творческого потенциала в сфере досуга. Одним из основных видов взаимодействия в структуре свободного времени детей в условиях лагеря является культурно-досуговая деятельность, содержание которой определяется специальными программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности подростка, развитие способности к самопознанию, самосовершенствованию средствами искусства. Важное место в деятельности подростков в ДОЛ занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность в активном действии, взаимодействии, движении, снимает стресс, способствует восстановлению духовных, интеллектуальных и физических сил, прививает интереса к спорту, физическому развитию, обучает необходимым в жизни умениям (бег, прыжки, плавание, ориентация на местности, оказание первой медицинской помощи и др. ).
Таблица1
Направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере
Направление Кол-во участников Кол-во организаторов Необходимые умения Ожидаемый результат
Когнитивное 107 37 Познавать, размышлять Знания
Коммуникативное 200 78 Взаимодействовать, сотрудничать Позитивное общение
Развлекательное 275 31 Коммуникабельнос ть, креативность Позитивное настроение
Трудовое 97 15 Практические Благоустройство
Организаторское 59 17 Лидерские Умения организовать деятельность, общение, познание
Художественно- творческое 56 10 Специальные Умения рисовать, сочинять, писать программы
Музыкально- исполнительское 38 10 Петь Исполнение музыкальных произведений голосом
Танцевально- театральное 55 19 Танцевать, декламировать Разучивание танцевальных программ
Спортивное 179 15 Бегать, прыгать, подтягиваться, играть в спортивные игры Умение владеть своим телом
Краеведческое 34 7 Познавать Новая информация
Туристическое 176 27 Специальные Освоение туристических маршрутов
Моделирование, конструирование 189 15 Специальные Создание моделей
Психолого- педагогическое 147 27 Рефлексия Создание и реализация программ
Игровое 275 17 Знать игры Игровое пространство
Здоровье развивающее 275 35 Понимание, осознание, реализация Показатели здоровья
В содержании деятельности детских оздоровительных лагерей немаловажна роль познавательной деятельности, которая в условиях ДОЛ может осуществляться в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих к лагерю территориях; организации походов, изучение истории, природных ресурсов местности, проведения экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора подростков.
В деятельности детских оздоровительных лагерей важной составляющей является игровая деятельность, которая позволяет подросткам самоутвердиться, освоить различные социальные роли, сформировать нравственный опыт.
Личностное развитие подростков в детском оздоровительном лагере определяется мерой реализации целевых программ, раскрывающих педагогический потенциал ДОЛ посредством разнообразия содержательного заполнения свободного времени подростков, направленного на раскрытие индивидуальности подростков в деятельности, взаимодействии и действии.
Содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе ДОЛ обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательного процесса, определяют также отношение
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
подростков к окружающему миру, а, в конечном счете, к самим себе (И.С. Кон).
Личностное развитие подростков в детском оздоровительном лагере осуществляется под влиянием создающихся в нем временных детских объединений (кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития) (А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский).
Основные направления личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере включают в себя организацию воспитательного процесса как движение от цели (осознанного, прогнозируемого, перспективного результата) к действию как реализации цели; достижению результата и определение новой цели-перспективы.
В процессе формирующего эксперимента, организованного в ДОЛ «Лесная Жемчужина» Самарской области, созданы площадки самореализации подростков. В эксперименте приняло участие 275 подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Конечным результатом занятий на площадках были: освоенные подростками роли, приобретенный опыт, усовершенствованные умения, расширенные знания.
Первичная диагностика (сразу после приезда подростков в ДОЛ) показала, что 79% подростков едет в лагерь, в первую очередь для того, чтобы отдохнуть; 73% - пообщаться, найти друзей; 34% - приобрести новые знания, чему-то научиться. Среди опрошенных подростков около 20% предпочитают в первую очередь, читать и приобретать новые знания; около 54% - петь, танцевать, слушать музыку, рисовать; 60% - заниматься спортом; 38% предпочитают занимать-
ся прикладным творчеством. Немало подростков (67%) готовы осваивать новые виды деятельности, которые им предложат в лагере.
Направления личностного развития подростков в ДОЛ разнообразны: по содержанию (что делать?); по стратегической направленности (куда двигаться?); по технологии самореализации (как действовать?); по результативности (что получим?). Экспериментальная организация деятельности подростков в ДОЛ позволяет получить позитивные результаты в процессе их личностного развития: самореализоваться - стать успешным; сделать - научиться; услышать - узнать; рассказать - задуматься и др.
Основные направления деятельности подростков в ДОЛ «Лесная Жемчужина» представлены в таблице, которая отражает направления, количество участников этого направления, количество людей-организаторов (дети, взрослые), необходимые умения, обеспечивающие участие в направлении и ожидаемый результат.
Личностное развитие подростков в детском оздоровительном лагере - процесс реально осуществимый в том случае, если:
- направления этого развития разнообразны по содержанию, направленности, технологиям;
- развивается профессионализм взрослых, работающих в ДОЛ, осваивающих современные технологии личностного развития подростков;
- осуществляется целенаправленное, системное интегрированное исследование результативности процесса личностного развития подростков в детском оздоровительном лагере;
- определяются стратегические перспективы деятельности ДОЛ в развитии личности современных подростков.