УДК 332.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Н. Е. ЕГОРОВ,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий отделом E-mail: ene01@yan. ru
Г. С. КОВРОВ,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором E-mail: kgs02@mail. ru
С. Н. ПАВЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: snikandrovna@yandex. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
В статье выполнен анализ основных показателей состояния и развития инновационной деятельности с 2000 по 2010 г. и факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, в Республике Саха (Якутия).
Ключевые слова: модернизация, научно-технический потенциал, инновации, развитие, деятельность, Республика Саха (Якутия).
Современный вектор развития России определен как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно ориентированной фазе развития. Общим условием модернизации является развитие науки и образования, учет и выравнивание региональных особенностей российской экономики.
Основной целью модернизации и инновационного развития региональной экономики является повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках. В контексте авторского исследования модернизация экономики региона по-
нимается как процесс, направленный, с одной стороны, на обновление и рост производительных сил (предметы труда, средства труда, производственная инфраструктура, технология), с другой стороны, -на обновление и совершенствование экономических и социальных отношений. Сущность процесса модернизации экономики - осуществление социально-экономических преобразований с учетом новых тенденций и закономерностей, новых целей, задач, критериев их достижения. Так, модернизация реального сектора экономики представляется процессом реконструкции действующих предприятий и комплексов и создания новых производств.
Благодаря планомерной реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [4], межрегиональных инвестиционных проектов, развитие Республики Саха (Якутия) характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей: валового регионального продукта, объемов промышленного и сельскохо-
зяйственного производства, строительства, транспорта, связи, торговли и услуг. Республика занимает ведущие позиции в России по добыче алмазов (1-е место), добыче угля (5-е место), по объему ВРП на душу населения (5-е место), по инвестициям в основной капитал на душу населения (6-е место).
Валовой региональный продукт республики за 2010 г. составил 367 млрд руб. (102,6 % к 2009 г. и 138 % к 2001 г.). Ключевыми видами деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП республики, являются добыча полезных ископаемых (34 % к общему объему), строительство (9,4 %), транспорт и связь (14 %), торговля (8,1 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (5,8 %), сельское хозяйство (3,4 %), на долю которых в 2010 г. приходилось около 75 % произведенного ВРП.
За последнее десятилетие высокие темпы роста ВРП наблюдались в 2004 г. - 107,7 % за счет ввода Нюрбинского ГОК, и в 2008 г. - 107,2 % за счет роста инвестиций (строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан), ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Беркакит - Томмот -Якутск, обустройства Талаканского месторождения и др. Начиная с 2008 г., преимущественно за счет роста инвестиций в основной капитал, темпы роста ВРП превысили среднероссийские.
Реализация крупных проектов качественным образом меняет структуру экономики республики, существенно влияет на качество жизни населения, позволяет в дальнейшем поддерживать высокий уровень инвестиционной активности. Республика Саха (Якутия) по показателю ВРП на душу населения (105,7 тыс. руб.) в 2001 г. занимала 4-е место по России и 2-е место в Дальневосточном федеральном округе. В настоящее время Республика Саха (Якутия) входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения, который в 2010 г. составил 383 тыс. руб. Среди регионов Дальневосточного федерального округа республика занимает 3-е место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа.
Индекс промышленного производства в республике по итогам 2010 г. составил 117,5 % к уровню 2009 г., что выше среднероссийского показателя (108,2 %). Рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи угля (в 1,6 раза), нефти (в 1,8 раза), алмазов (104,3 %), газа (100,4 %), газового конденсата (102,8 %). С 2001 г. значительно изменилась структура промышленной продукции. На 20,4 процентных пункта (п. п.) увеличилась доля добычи нефти и природного газа, на 3 п. п. доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды, на 1,2 п. п. увеличилась доля добычи угля, на 25,8 п. п. снизилась доля добычи алмазов.
В настоящее время Якутия является одним из лидеров инвестиционной активности на Дальнем Востоке. Объем инвестиций в основной капитал по республике за 2002-2010 гг. составил 783 млрд руб. За 2010 г. объем инвестиций составил 117,4 млрд руб. (увеличился в 2,2 раза по сравнению с 2001 г.). Объем инвестиций на строительстве стратегических объектов составил более 69 % от общего объема инвестиций по республике: трубопроводного транспорта (нефти) - 33 %, разработки нефтегазовых месторождений - 13 %, строительства подземных рудников алмазодобычи - 5 %, объектов транспортного комплекса - 9 %, газификации - 2 %.
Состояние основных фондов зависит от величины инвестиций, направляемых на их обновление. По видам основных фондов инвестирование превалирует в здания и сооружения (74 %), машины и оборудование (17,2 %), жилища (2,2 %), транспортные средства (2,2 %) (рис. 1).
Основными источниками инвестиций в 2009 г. являлись привлеченные средства (72,3 % всех ин-
74
17,2
2,2
2009
2008
2007
2006
2005
2/7 71,3 - -/■ 188 V/4 л
66,7 \ ■■■■■■■ \ | О -/ 211 /У л
63,2 х ■■■■■■■■■■ ■■ ■■■■■ ■■■л Г \у> -/ л
60,2 : ■: ■; ■; ■; ■: ■;:; ■: ■: ■; | О 22,5 7 -■:■:■:■:■:■:■:■: 22,5 ^ 7 0
4,4
4,7
4,8
5,5
4,8
20
40
60
80
100
О
Жилища
Машины и оборудование Прочее
О Здания и сооружения | | Транспортные средства
Рис. 1. Видовая структура инвестиций в основной капитал в 2005-2009 гг, %
вестиций в основной капитал крупных и средних организаций), за счет собственных средств формируется 27,7 % инвестиций в основной капитал.
Средства бюджетов всех уровней составили 10,3 % от общего объема инвестиций в основной капитал. Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики сократилась по сравнению с предыдущим годом и составила 1,7 %. Заемные средства других организаций формируют 3,3 % от объема инвестиций в основной капитал.
В 2009 г. инвестиции в основной капитал на новое строительство составили 140,123 млн руб. (табл. 1). Значительный объем инвестирования направлен на строительство новых зданий (кроме жилых) и сооружений - 114,046 млн руб. (по сравнению с предыдущим годом возросло на 32,8 %).
Инвестиции на модернизацию и реконструкцию составили 2 868 млн руб. (по сравнению с 2008 г. сократились на 47,6 %). Из них большая часть средств направлена на здания (кроме жилых) и сооружения (75,3 %), транспортные средства (13,6 %), машины и оборудование (10,4 %).
Объемы инвестирования в основной капитал влияют на показатели ввода новых основных фондов. В 2009 г. было введено в действие новых основных фондов на 66 745 млн руб. Коэффициент обновления основных фондов в 2009 г., рассчитанный в сопоста-
вимых ценах по полному кругу организаций, составил 5 %. Наиболее активно в 2009 г. обновлялись основные фонды добычи полезных ископаемых (9,7 %), финансовой деятельности (9,1 %), государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения (8,4 %), строительства (6,5 %) (рис. 2).
Низкие значения коэффициента обновления о сновных фондов наблюдались в организациях рыболовства, рыбоводства, гостиниц и ресторанов, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, также в организациях оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Коэффициент годности всех основных фондов в коммерческих организациях (без субъектов малого предпринимательства) в 2009 г. в два раза превышал объем начисленного за этот год износа. Недостаточное поступление новых основных фондов сдерживает замену устаревших, изношенных фондов. Коэффициент выбытия основных фондов, рассчитанный по полной учетной стоимости, в 2009 г. составил 0,8 %. Низкие объемы ликвидации устаревших основных фондов влияют на возрастную структуру имеющихся основных фондов.
Таблица 1
Направления инвестиций в основной капитал Республики Саха (Якутия) в 2006-2009 гг. в фактически действовавших ценах [3]
Новое строительство Модернизация и реконструкция
Показатель 2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009
Тыс. % Тыс. % Тыс. % Тыс. % Тыс. % Тыс. % Тыс. % Тыс. %
руб. руб. руб. руб. руб. руб. руб. руб.
Жилища 2 850 9,0 3630 4,9 3301 3,1 3 493 2,5 11 0,2 31 0,6 46 0,8 4 0,1
Здания 24 564 77,5 59 604 80,3 84 938 80,5 114 046 81,4 3 009 65,8 3 327 61,6 3 837 64,3 2 158 75,3
(кроме жилых)
и сооружения
Машины 2 342 7,4 7 022 9,5 12 112 11,5 16 291 11,6 1 361 29,8 1 417 26,2 1 541 25,6 297 10,4
и оборудование
В том числе 127 0,4 592 0,8 6 018 5,7 9 596 6,8 256 5,6 124 2,3 60 1,0 35 1,2
работы
по монтажу оборудования
Транспортные 95 0,3 176 0,2 116 0,1 42 0,03 128 2,8 556 10,3 543 9,0 390 13,6
средства
Прочие 1 831 5,8 3 820 5,1 5 009 4,7 6 251 4,5 61 1,3 68 1,3 22 0,4 19 0,6
Всего ин- 31 682 100 74 251 100 105 477 100 140123 100 4 571 100 5 399 100 6 025 100 2 868 100
вестиций
в основной
капитал
12
10
9,7
4,1
1,1
,4
9,1
4,4
АВСйЕРвН I и К 1_ М N О □ Коэффициент обновления □ Коэффициент выбытия
Рис. 2. Коэффициент обновления и выбытия основных фондов в Республике Саха (Якутия) в 2009 г по видам экономической деятельности в сопоставимых ценах, %: А -сельскоехозяйство,охотаилесноехозяйство; В -рыболовство,рыбоводство; C -добычаполезных ископаемых; D - обрабатывающие производства; Е - производство и распределение электроэнергии, газа и воды; F - строительство; О - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметовличногопользования; Н -гостиницыирестораны; I -транспортисвязь; J -финансовая деятельность; К -операцииснедвижимымимуществом,арендаипредоставлениеуслуг; L - государственное управлениеи обеспечениевоеннойбезопасности,обязательноесоциальноеобеспечение; M -образование; N - здравоохранение и предоставление социальных услуг; О - предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
8
6
4
2
0
Отсутствие возможности своевременной замены ведет к продлению сроков физически и морально изношенных основных фондов, что приводит к неэффективности их использования.
Основные фонды отрасли науки включают в себя помимо зданий и сооруженийопытно-экспери-ментальное оборудование, средстваавтоматизации и вычислительную техникунаучныеириборы, обеспечивающие воспроизводство новых научных знаний и технических нововведений. По итогам 2010 г. степень износа основных фондов науки составила 48,3% (в 2000г.-27,5%), удельный весмашин и оборудования в стоимости основных фондов -33,2 %.В целомнедостаточные темпы обн овлешмосновных фондов сдерживаютпро цесс модернизации экономики региона.
В последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдалась тенденция к сокращению числа организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, но в 2010 г. их численность резко возросла, составив 28 организаций (табл. 2).
По объему инновационной продукции общую картину инновационных процессов в регионе продолжают определять добывающая, пищевая гфомышленность, электроэнергетика и связь, где формируется до 99 % инновационной продукции и 96,5% затратна инновационную деятельность.
Общийобъеминновационной продукции за 2010 г. уменьш ился почтив1,4р;^апо сравнению с 2009 г., что обусловлено существенным уменьшением (в 3,7 раза) объемов инновационной продукции предприятий добывающей отрасли. В то же время объемы инновационнойпродукциипредприятий электроэнергетической отрасли увел1гаилисьв1,1 ргт,связи- в 1,7раза.
0&>ем отгруженной инновационной продукции собственного производства предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации, составил 1,2 млрд руб. (в 2009 г. - 2,5 млрд руб.). Удельный вес объема инновационной продукции составил 0,6 % от годового объема ВРП (рис. 3).
Таблица 2
Основные показатели инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия)
в 2000-2010 гг. [3]
Показатели 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество организаций, занимавшихся 27 19 25 21 19 18 28
инновационной деятельностью
Количество организаций, занимавшихся 6,6 5,1 7 5,7 4,7 4,6 7,4
инновационной деятельностью, от общего числа обследованных
организаций, %
Объем инновационной продукции 196,7 239,1 619,5 713,1 4 752,9 3 051,3 2 184,6
организаций промышленности и сферы услуг, млн руб.
ВРП в основных ценах, млн руб. 81 960 183 027 206 845 242 656,5 309 518,3 329 679,6 367 002,7
Доля инновационной продукции в объеме ВРП, % 0,24 0,13 0,30 0,29 1,54 0,93 0,60
1,8 -|
1,6 -
1,4 -
1,2 -
1 -
0,8 -
0,6 -0,4 0,2 0
0,6
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Динамика изменения доли инновационной продукции в объеме ВРП
в 2000-2010гг,%
Динамика затрат на технологические инновации предприятий региона неоднородна, имеется тенденция к сокращению финансирования инновационной деятельности. Общий объем затрат на технологические инновации в 2010 г. составил 701,2 млн руб. (в 2009 г. - 794,6 млн руб.), что на 11,8 % ниже объемов 2009 г. Наибольшая часть затрат на технологические инновации приходилась на предприятия отрасли связи (53,5 %) и на предприятия по добыче полезных ископаемых (33,8 %).
Финансирование инновационных проектов является для предприятий региона самой сложной проблемой. Главным источником финансирования остаются собственные средства предприятий (табл. 3).
В 2010 г. доля затрат на исследования и разработки составила 0,2 % в расходной части республиканского бюджета. В то же время бюджет остается основным источником финансирования НИОКР (1459,7 млн руб., или 88,4 % внутренних затрат на исследования и разработки за 2010 г.),
средства организаций предпринимательского сектора составили всего 5 % (82,7 млн руб.). За 2000-2010 гг. общая численность занятых исследованиями и разработками сократилась с 2 662 до 2 249 чел., что составляет 15,5%, в том числе исследователей -. с 1 396 до 1 176 чел. В 2010 г. на государственный сектор приходилось 89,7 % исследователей.
Республика имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 24 научных учреждения и более 20 высших учебных заведений с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2,5 тыс. научно-педагогических кадров, в том числе 1 094 кандидата и 415 докторов наук.
Научно-технический и интеллектуальный потенциал республики представлен 8. академическими институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Якутским научным центром комплексных медицинских проблем Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, отраслевыми институтами ЯкутНИИпромалмаз и ЦНИГРИ АК «АЛРОСА» (ЗАО), ОАО «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт стро-
Таблица 3
Затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг по источникам финансирования за 2000-2010 гг., млн руб. [3]
Показатель 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Собственные средства 2 018,9 3 126,9 881,8 1 804,7 1 055,8 1 324,8 2 226,1 1 901,0 747,5 638,4
предприятия
Федеральный бюджет 0,9 - 0,6 - 62,7 0,0 - - 2,5 3,7
Республиканский 95,4 7,1 77,3 3,9 10,6 2,9 - - - 9,0
и местные бюджеты
Внебюджетные фонды 7,5 0,2 6,2 - - - - 1,3 0,3 3,1
Прочие 12,3 - 74,6 16,4 162,8 756,1 - - 44,3 47,0
Из общего объема 14,5 70,7 391,8 11,5 101,8 753,3 - - 0,0 -
с привлечением кредитов
и займов
В том числе на льготных 2,8 - 316,0 - - 12,4 - - - -
условиях
Всего... 2 135,1 3 134,2 1 040,5 1 825,0 1292,0 2 083,8 2 226,1 1 902,3 794,6 701,2
ительства», а также вузовскими секторами науки Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и других вузов.
Инновационную инфраструктуру региона составляют:
- Арктический инновационный центр СевероВосточного федерального университета имени М. К. Аммосова;
- центр внедрения инновационных технологий Академии наук Республики Саха (Якутия);
- ОАО «Центр энергоресурсосбережения и новых технологий Республики Саха (Якутия)»;
- управление инновационного развития ОАО АК «Якутскэнерго»;
- отдел альтернативных источников электроэнергии и новых технологий ОАО «Сахаэнерго»;
- ООО «Агентство новых технологий Севера»;
- Центр интеллектуальной собственности Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова;
- центр коллективного пользования Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук;
- центр коллективного пользования СевероВосточного федерального университета имени М. К. Аммосова;
- агентство по поддержке инноваций при ГБУ «Центр поддержки предпринимательства».
В 2011 г. создан Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, являющийся органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию по вопросам научной, научно-технической
и инновационной деятельности. Кроме того, в 2012 г. планируется ввод нового инновационного технопарка в г. Нерюнгри по линии Министерства предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); создание Инновационного центра АК «АЛРОСА» в г. Мирном на базе института «ЯКУТНИИПРОАЛМАЗ».
При учреждениях научно-образовательного комплекса Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук создаются малые инновационные предприятия, разрабатывающие и внедряющие новые технологии и продукты.
По результатам аналитической оценки, наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности связаны с экономическими факторами. По оценкам самих организаций, к числу наиболее весомых относится недостаток собственных средств (34,6 %), недостаток финансовой поддержки со стороны государства (30,9 %), а также высокая стоимость нововведений (30,9 %). Руководители организаций выделяют также такие факторы, как высокий экономический риск (26,4 %), низкий платежеспособный спрос на новые продукты (25,1 %).
Среди факторов производственного характера наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий (27 %), недостаток квалифицированного персонала (30,4 %), недостаток информации о новых технологиях (26,4 %), недостаток информации о рынках сбыта (22,5 %), неразвитость кооперационных связей (23,3 %). Кроме
того, к факторам, сдерживающим инновационную деятельность, отнесены неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (22,2 %), неразвитость инновационной инфраструктуры (24,6 %), недостаточность законодательной базы (24,3 %) и т. д.
Основными нормативно-правовыми актами регионального уровня, регламентирующими научно-техническую и инновационную деятельность в Республике Саха (Якутия), являются: Закон Республики Саха (Якутия) «О науке и государственной научно-технической политике» [4], Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года [2], государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» [1].
Конечной целью научно-технической и инновационной политики республики является создание целостной региональной системы по управлению инновациями, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, построении инновационной инфраструктуры, совершенствовании механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
Основными направлениями инновационного развития региона являются:
- поддержка фундаментальных и развитие прикладных научных исследований в Республике Саха (Якутия);
- формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
- содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий;
- формирование региональных инновационно-промышленных, научно-образовательных кластеров;
- создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования
в инновационные проекты.
Комплексное решение наиболее острых проблем инновационного развития Республики Саха (Якутия) возможно за счет консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов для поддержки научной и инновационной деятельности; повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности; объединения усилий органов исполнительной власти республики, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций; осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности.
Список литературы
1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»: указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 953.
2. Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2011 № 180.
3. Наука в Республике Саха (Якутия): стат. сб. Якутск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), 2010.
4. О науке и государственной научно-технической политике»: закон Республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 132-3 № 267-Ш.
5. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411.