УДК 378.2
Основные направления формирования досуговых стратегий преподавателя вуза
Т. А. Вековцева
Principal directions for forming the university teaching staff leisure strategies
T. A. Vecovtseva
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития личности преподавателя вуза. Обосновано, что устойчивая основа для профессионального роста преподавателя создается в досуговой деятельности. Представлены результаты анализа социокультурной ситуации в сфере высшего профессионального образования, обусловливающие необходимость формирования досуговых стратегий преподавателя вуза. Введены понятия «досуговая стратегия» или «стратегия досуга» в качестве критерия для оценки профессиональных деформаций, происходящих в пространстве досуга современного преподавателя вуза. Выделен ряд досуговых стратегий преподавателя, среди которых: стратегия профессионального саморазвития, стратегия интеллектуальнотворческого развития, коммуникативная стратегия и стратегия активного отдыха и здоровья. Исследование подтвердило противоречие между интересами в виде «желаемого досуга» и «реализуемого досуга», что еще раз подтверждает наличие мотивационной составляющей, специфики ценностных ориентаций, индивидуализации и дифференциации досуговых стратегий преподавателя вуза.
Abstract. The article considers the problem of university teaching staff personal development. It is proved that firm basis for the teacher professional growth is created in leisure activities. The article presents results of analysis of higher education institution socio-cultural situation which condition the necessity to form university teaching staff leisure strategies. The concept of “leisure strategy” is introduced as a criterion for evaluating the professional deformations occurring in university teaching staff leisure space. In the ar-
ticle is identified a number of teacher leisure strategies including: professional self-development strategy, the strategy of intellectual and creative development, communication strategy and the strategy of active recreation and health. The study confirmed the contradiction between the “desired leisure” and “realizable leisure”, that once again confirms the presence of motivational component, specificity of value orientations, individualization and differentiation of university teaching staff leisure strategies.
Ключевые слова: преподаватель вуза, развитие личности преподавателя, досуг, досуговая деятельность, досуговая стратегия.
Key words: university teaching staff, personal development of university teaching staff, leisure, leisure activity, leisure strategy.
Происходящие сегодня процессы модернизации высшего профессионального образования в России выдвигают на передний план преподавателя вуза, и, следовательно, актуализируют проблему профессионального развития личности преподавателя. На протяжении многих лет личность преподавателя вуза, специфика и особенности его профессиональной деятельности привлекают пристальное внимание ученых. Данные вопросы исследуются в психологии, педагогике, социологии и других областях научного знания. Особое внимание исследователи уделяют личностным особенностям преподавателя; его социальному портрету; особенностям преподавательской деятельности; вопросам мотивации и оценки профессиональной деятельности преподавателя вуза и др. [1; 2 и др.]. Ученые подчеркивают, что преподаватели как социально-профессиональная группа выполняют важные социальные функции, направ-
Научное обеспечение системы повышения 'квалификации кадров
ленные на обеспечение социокультурного развития общества.
Проведенный ретроспективный анализ научных и монографических публикаций отечественных и зарубежных ученых, а также синтез практических разработок позволили выявить, что профессиональная деятельность преподавателя вуза предполагает его постоянное профессиональное развитие. Это связано с тем, что преподаватель выполняет различные роли (педагога, тьютора, воспитателя, исследователя и др.), расширяя горизонт своей профессиональной деятельности. Следовательно необходимо расширять и направления исследования вопроса о создании устойчивой основы для профессионального роста преподавателя. Другими словами, необходимо учитывать резервы не только внутривузовского повышения квалификации, но и проанализировать и максимально использовать возможности свободного времени преподавателя, времени досуга с целью создания благоприятной атмосферы и основы для профессионального саморазвития [1 и др.].
Наша позиция заключается в том, что в современных условиях одним из основных факторов развития личности является ее досуговая деятельность. В частности, речь идет и о профессиональном развитии личности преподавателя вуза, так как именно в досуговой деятельности происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека, а также создается устойчивая основа для профессионального роста, преодоления профессиональных деформаций и других негативных аспектов профессиональной деятельности преподавателя.
В связи с этим, не случайно развивающиеся мировые державы, а также экономически успешные страны значительно усилили с начала XXI века свое внимание к проблеме свободного времени личности. Четко прослеживаются тенденции выдвижения сферы свободного времени на передний план, повышения уровня культуры досуга человека, рассмотрения досуговой деятельности в аспекте профессионального становления и саморазвития личности. Именно данные направления способствуют активному росту творческого и профессионального потенциала общества в целом, оказывают целенаправленное влияние на перспективы его развития, а также исторические судьбы.
Однако научный анализ досуговой деятельности преподавателя вуза в работах российских и зарубежных ученых показал, что в основном рассматриваются отдельные аспекты досуга, его формы, происхождение, творческое начало, влияние на эмоциональную сферу личности, ее культуру и др. Лишь в отдельных публикациях освещается проблема досуговой деятельности в сфере высшего профессионального образования, ставится задача целостного изучения досуга как социокультурного феномена, а также образовательного пространства вуза как фактора формирования досуговой активности преподавателей и студентов [3 и др.].
Большинство авторов придерживаются позиции, что досуг представляет собой некоторую специфическую сферу свободного времени личности, в которой происходит самовыражение ее сущностных сил и природных задатков. Кроме того, в сфере досуга происходит целенаправленный выбор видов активной деятельности на основе личностных интересов и предпочтений, ее содержания, видов, форм и целевых установок. Поэтому досуг является достаточно самостоятельной сферой жизнедеятельности человека и особой подсистемой культурной жизни общества.
Практика показывает, что в современных условиях развития высшего профессионального образования и преобразования профессиональной деятельности преподавателя вуза существенно меняется и содержание его досуговой деятельности. В результате происходит формирование новых видов досуговой деятельности, обоснованных социально-культурными изменениями в обществе и профессионально-личностными трансформациями преподавателя. Данное обстоятельство приводит к необходимости выявления актуальных на сегодняшний день досуговых стратегий преподавателя вуза.
Вообще стратегия жизни, по мнению ученых Ю. М. Резника и Е. А. Смирнова, - это социокультурно обусловленная система ориентирования личности в будущей жизни, принятая на долговременную перспективу. На основе данного определения досуговую стратегию преподавателя вуза необходимо рассматривать как социокультурно обусловленную систему ориентирования личности в сфере досуга, принятую с определенной перспективой.
Понятие «досуговая стратегия» (или «стратегия досуга») выбрано в качестве критерия для оценки профессиональных деформаций, происходящих в пространстве досуга современного преподавателя вуза. Под «досуговыми стратегиями» в научной литературе понимается механизм удовлетворения потребностей в сфере досуга, а также реализации целей, в которых преподаватель вуза видит результат своего досугового времяпрепровождения [4; 5 и др.].
Важно отметить, что досуговая стратегия преподавателя вуза должна разрабатываться на основе личноопределенной цели, которая формируется с учетом его индивидуального потенциала и с использованием доступных ресурсов. Кроме того, выявление досуговых стратегий преподавателя вуза предполагает исследование мотивов личности преподавателя, что в конечном итоге и определяет содержание, виды и формы его досуговой деятельности. Другими словами, зафиксировать определенный вид досуга преподавателя вуза не является достаточным, т. к. только специфика содержания и мотивы досуговой деятельности могут раскрыть истинный смысл данной деятельности, а также направленность на достижение поставленных целей.
Еще одним немаловажным моментом в определении досуговых стратегий преподавателя вуза является культура досуга, которая выступает как качественная характеристика досуговой деятельности личности, а также отражает ценностные ориентации преподавателя, его формы поведения, готовность к осуществлению профессионально значимой досуговой деятельности, способствующей реализации научнотворческого потенциала.
Именно такой подход к исследованию пространства досуга преподавателя вуза позволяет эмпирически зафиксировать его досуговые стратегии и определить воздействие изменений, в условиях которых они формируются и реализуются.
Социологическое исследование на предмет выявления досуговых стратегий преподавателя вуза было проведено в Южно-Уральском государственном университете (национальный исследовательский университет) (ЮУрГУ НИУ). В исследовании приняли участие деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав факультетов
экономического профиля (институт экономики торговли и технологий, факультет экономики и управления, международный факультет, факультет экономики и предпринимательства).
В качестве основных методов опросов были выбраны интервью и опросы в фокус-группах. Они сочетались с массовыми опросами об общих ценностных ориентациях преподавателя вуза в сфере досуга. Такая корреляция методов опроса основана на мировой практике, в которой прослеживается устойчивое применение методологического подхода, состоящего в сочетании массовых опросов с изучением единичных случаев, отдельных типичных жизненных траекторий. Это позволяет более глубоко и всесторонне проанализировать массовые тенденции [2].
Таким образом, сочетание данных массовых опросов об общих ценностных ориентациях преподавателей вузов в сфере досуга с данными интервью и фокус-групп конкретных представителей досуговых стратегий позволило раскрыть наиболее важные причины выбора преподавателями соответствующих видов досуговой деятельности. Это помогло выявить многообразие способов достижения различных целей, которые реализуются современным российским преподавателем в пространстве досуга.
Формирование фокус-групп осуществлялось по возрастному критерию и по стажу научно-педагогической деятельности в высшей школе. Такой подход обусловлен необходимостью сравнения досуговых стратегий начинающих преподавателей со стратегиями более опытных коллег. К тому же результаты исследования контрольной группы, состоящей из более опытных представителей профессорско-преподавательского состава, позволили зафиксировать различие стратегий досуга между начинающими («молодыми») преподавателями, характеризуемых своеобразием социокультурной ситуации.
Интервью проводилось с представителями всех групп и позволило выявить ценностные ориентации в сфере досуга преподавателей разного возраста и стажа педагогической деятельности, а также степени распространения среди определенных групп представителей профессорско-преподавательского состава отдельных видов досуговой деятельности. Такая необходимость связана, в первую очередь, с
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 23 х а
■' г ^ повышения квалификации кадров
тем, что ценности в сфере досуга выступают первичным элементом в формировании досуговых стратегий, направленных на достижение определенных целей, в том числе и профессиональных.
Проведенные интервью и опросы в фокус-группах представителей профессорско-преподавательского состава четырех крупных структурных подразделений ЮУрГУ дали следующие результаты.
Данные опроса, прежде всего, свидетельствуют о том, что досуговая деятельность преподавателя вуза зависит не столько от социокультурной ситуации в стране, регионе, конкретном вузе, сколько от его творческого, духовного, профессионального, научного потенциала, от его ценностных ориентаций. Именно эти аспекты задают направленность различных форм досуга, их программу и содержание.
Наиболее значимыми источниками и факторами свободного выбора времяпрепровождения для преподавателей вуза являются (в порядке убывания): культура и искусство (73,7% опрошенных); художественная и гуманитарная литература (51,2%); современные достижения науки и техники (42,8%); преподавательская деятельность (38,9%); активный отдых, спорт, туризм (34,1%); семейные традиции, семейный досуг (28,3%); экономическая, техническая литература (литература по профилю подготовки студентов) (27,5%); национально-культурные традиции и религия (по 17,3%).
Необходимо отметить, что результаты исследования не подтвердили выводы ученых о снижении за последние годы ценности свободного времени, которые были сделаны в отношении населения страны в целом [6 и др.]. Напротив, данные результаты показали, что досуговая активность преподавателей вуза достаточно многообразна по своему диапазону. Среди ее структурных элементов наиболее актуальными являются: познавательный, художественный, коммуникативный и релаксационный элементы.
С целью получения информации о досуговых стратегиях преподавателей вуза в процессе интервью и бесед в фокус-группах были заданы вопросы о предпочтениях преподавателей, о причинах выбора той или иной стратегии досуга, об ожидаемых результатах досуговой деятельности, о целях, для достижения которых
преподаватели осуществляют данную деятельность в свободное время и др.
Особенно эффективным исследовательским приемом в процессе выявления досуговых стратегий преподавателей вуза было планирование своего досуга при помощи проективных заданий, при помощи которых выявлялись ориентации на определенные виды досуговой деятельности, которые не реализовывались в действительности, т. е. выявлялась неудовлетворенность потребностей в сфере досуга, а также ее причины.
Представленные вопросы и проективные задания позволили определить роль и место досуга в деятельности преподавателя вуза, а также выявить виды досуговой деятельности, которым отдавалось наибольшее предпочтение.
На основе полученных результатов выявлены основные досуговые стратегии преподавателя вуза.
Досуговая стратегия - профессиональное саморазвитие преподавателя вуза. Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности [1 и др.].
Исследование показало, что многие преподаватели в свободное время совершенствуют свое педагогическое мастерство, работают над источниками профессиональных знаний, изучают научной литературы по специальности. Большое число опрошенных с этой целью регулярно просматривают специальные телевизионные программы или находят необходимую информацию в сети Интернет.
Учитывая тот факт, что речь идет о досуговых стратегиях преподавателя вуза, мы пришли к выводу, что досуговая стратегия - профессиональное саморазвитие преподавателя вуза -является в данном случае наиболее значимой. Эффективность досуговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза повышается, если:
1) осуществляется процесс развития профессионально значимых качеств личности, таких как гностические, коммуникативные и организационные;
2) активизируется развитие индивидуальнотворческого потенциала преподавателя вуза
посредством учета мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности;
3) организуется соответствующая поддержка научно-педагогических работников в процессе освоения профессионально ориентированных видов досуговой деятельности.
Следующей по значимости стратегией досуга, согласно результатам социологического исследования, является досуговая стратегия интеллектуально-творческого развития. Преподаватели вуза отмечают досуговую активность, проявляющуюся в сфере художественной культуры. В свободное время они отдают предпочтение чтению художественной литературы, регулярным занятиям художественным творчеством, фотографией, литературным и изобразительным творчеством и т. п.
Отметим, что данная досуговая стратегия реализуется через единство производства и потребления. Это связано с тем, что преподаватели посещают выставки и музеи, театры и кинотеатры. Данные выводы мы обнаружили и в других социологических исследованиях [4; 5 и др.].
Досуговая стратегия интеллектуально-творческого развития преподавателя вуза основана на активном отношении человека к миру. От этого отношения, прежде всего, зависит тот объем интеллектуально-творческого развития преподавателя, который он вберет в себя. Это определяется его жизненной позицией, опытом, знаниями, профессиональными интересами, возрастом, вкусом и др.
Конечно, досуг преподавателя вуза невозможно представить вне его общения с другими людьми (коллегами, студентами, работодателями, представителями СМИ и др.). В процессе общения происходит обмен опытом, информацией, умениями, навыками, результатами деятельности. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для анализируемой проблемы и позволяет выделить следующую досуговую стратегию преподавателя вуза - коммуникативную.
Коммуникативная досуговая стратегия одновременно является способом формирования соответствующих сущностных сил преподавателя и их реализации. Спецификой общения является направленность партнеров друг на друга, ориентирующаяся на каждого из них именно как на субъекта.
Большинство опрошенных преподавателей отдают предпочтение общению с друзьями,
общению в Интернете, общению с близкими. Особое место занимает профессиональное общение.
Как показало исследование, коммуникативная стратегия досуга преподавателя вуза тесно связана со стратегией активного отдыха и здоровья. Для многих преподавателей физическая подготовка позволяет успешнее осуществлять профессионально-педагогическую деятельность. Однако меньше половины респондентов отмечают регулярные занятия спортом. У большинства опрошенных занятия физкультурой и спортом формируют такие личностные качества, как самоконтроль, самоанализ, выдержку и силу воли, некоторые отмечают эстетические потребности и формирование хорошего вкуса. Кроме того, просмотр спортивных мероприятий помогает хорошо отдохнуть и поднять настроение.
Таким образом, на основе проведенного исследования выделены основные досуговые стратегии преподавателя вуза: стратегия профессионального саморазвития, интеллектуальнотворческого развития, коммуникативная стратегия и стратегия активного отдыха и здоровья. Кроме того, исследование подтвердило наличие противоречия между интересами в виде «желаемого досуга» и «реализуемым досугом», что еще раз подтверждает наличие мотивационной составляющей, специфики ценностных ориентаций, индивидуализации и дифференциации досуговых стратегий преподавателя вуза.
Данные выводы иллюстрируют необходимость формирования досуговых стратегий преподавателя вуза и определяют перспективы дальнейших исследований в аспекте выявления причин и механизмов формирования предпочтений досуговой активности, направленной на профессиональное саморазвитие и самообразование, что позволит выйти на новый уровень осмысления роли досуга в образовательном пространстве вуза.
Библиографический список:
1. Калнинш Л. М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессиональнодинамической системе / Л. М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 248-251.
2. Подповетная Ю. В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы / Ю. В. Подповетная // Сов-
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 25 х а
■' г ^ повышения квалификации кадров
t°At<ic4jv
£ А \
ЧИППКРО
ременные исследования социальных проблем. -2011. - Т. 8. - № 4. - С. 51-59.
3. Жарков А. Д. Технология культурнодосуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М., 2002.
4. Литвак Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. -С.177-183.
5. Ярцев А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: - Н. Новгород. - 2004. - 152 с.
6. Патрушев В. Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы) / В. Д. Патрушев. - М. : Изд-во Института социологии РАН. - 2006. - 164 с.
References:
1. Kalninsh L. M. Theoretical Model of Teachers’ Self-Development in Dynamic Professional System [Teoreticheskaya model' samorazvitiya uchitelya v professional'no-dinamicheskoy sis-teme] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. - 2010, - № 3 (22). - P. 248-251.
2. Podpovetnaya Yu. V. Methods of Scien tific and Methodological Development of Culture of Higher Education Institution Teaching Staff [Metody razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly] Sovremennye is-sledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems]. - 2011. - V. 8. -№ 4. - P. 51-59.
3. Zharkov A. D. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Technology of Cultural and Leisure Activities]. - Moscow, - 2002.
4. Litvak R. A., Rezanovich I. V. Organization of Leisure Activity of Older People in Fitness Club [Organizatsiya dosugovoy deyatel'nosti pozhilykh lyudey v fitnes-klube] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. - 2011. - № 6. - P. 177-183.
5. Yartsev A. A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya budushche-go pedagoga: dis. ... kand. ped. nauk [Leisure Activity as a Factor of Future Teacher Professional Development: Author’s thesis]. - N. Novgorod, 2004. - 152 p.
6. Patrushev V. D. Trud i dosug rabochikh (byudzhet vremeni, tsennosti i motivy) [Labor and leisure of workers (Time Budget, Values and Motives)]. - Moscow, 2006. - 164 p.