Научная статья на тему 'Досуговая деятельность преподавателя вуза'

Досуговая деятельность преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / UNIVERSITY TEACHING STAFF / LEISURE / LEISURE ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна

Досуговая деятельность преподавателя вуза рассматривается как одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности в современных социально-экономических условиях. Проведен анализ понятий «досуг», «досуговая деятельность» и выявлены особенности досуговой деятельности. Выявлены противоречия, определяющие ресурсы и возможности досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза. Обосновано, что в досуговой деятельности создается устойчивая основа для профессионального роста преподавателя вуза. C целью исследования эффективности досуговой деятельности в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза определены наиболее значимые качества личности, такие как гностические, коммуникативные и организационные. Особое внимание уделено изучению индивидуально-творческого потенциала как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leisure activity of university teaching staff

Leisure activity of university teaching staff is considered as one of the most important spheres of life in the contemporary socio-economic conditions. The article presents the analysis of the concepts “leisure”, “leisure activity” and the peculiarities of leisure activity. In the article are revealed the contradictions that define resources and opportunities of leisure activity in terms of professional self-development of university teaching staff. It is proved that leisure activity creates a stable basis for the professional growth of the university teaching staff. In order to study the effectiveness of leisure activity in the professional self-development of university teaching staff, we identified the most important personality traits: gnostical, communicative and organizational. Special attention is paid to the study of individual creative potential as a factor of professional self-development of university teaching staff.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность преподавателя вуза»

Т. А. Векдвуева

Досуговая деятельность преподавателя вуза

УДК 378.12

Досуговая деятельность преподавателя вуза

Т. А. Вековцева

Leisure activity of university teaching staff

T. A. Vecovtseva

Аннотация. Досуговая деятельность преподавателя вуза рассматривается как одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности в современных социально-экономических условиях. Проведен анализ понятий «досуг», «досуговая деятельность» и выявлены особенности досуговой деятельности. Выявлены противоречия, определяющие ресурсы и возможности досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза. Обосновано, что в досуговой деятельности создается устойчивая основа для профессионального роста преподавателя вуза. C целью исследования эффективности досуговой деятельности в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза определены наиболее значимые качества личности, такие как гностические, коммуникативные и организационные. Особое внимание уделено изучению индивидуально-творческого потенциала как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Abstract. Leisure activity of university teaching staff is considered as one of the most important spheres of life in the contemporary socioeconomic conditions. The article presents the analysis of the concepts "leisure ", "leisure activity " and the peculiarities of leisure activity. In the article are revealed the contradictions that define resources and opportunities of leisure activity in terms of professional self-development of university teaching staff. It is proved that leisure activity creates a stable basis for the professional growth of the university teaching staff. In order to study the effectiveness of leisure activity in the professional self-development of university teaching staff, we identified the most important personality traits: gnostical, communicative and organizational. Special attention is

paid to the study of individual creative potential as a factor of professional self-development of university teaching staff.

Ключевые слова: преподаватель вуза, досуг, досуговая деятельность, профессиональное саморазвитие, качества личности.

Key words: university teaching staff, leisure, leisure activity, professional self-development, personality traits.

Досуговая деятельность преподавателя вуза в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших сфер жизнедеятельности личности. Данное обстоятельство связано с тем, что именно в досуговой деятельности происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека. В процессе этой деятельности преподаватель имеет достаточную возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. А именно такая возможность и необходима ему для создания устойчивой основы в процессе предотвращения стрессовых ситуаций, для преодоления профессиональных деформаций и других негативных аспектов.

Однако практика показывает, что возможности использования досуговой деятельности с целью профессионального роста преподавателя и совершенствования качества его научной, методической и инновационной деятельности сегодня используются далеко не всегда. В частности, не исследован вопрос о роли досуго-вой деятельности в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза.

Необходимо отметить, что для анализа понятий «досуг» и «досуговая деятельность» мы обратились к современной в педагогической науке концепции свободного времени. На основании чего выявили, что многие исследователи

Научно-теоретический журнал

31

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Научные сообщения

представляют категорию «свободного времени» более широко, чем «досуг». В частности, рассматривая содержание этого времени, они отмечают, что это самое плодотворное время, направленное чаще всего на выполнение общественной деятельности, на духовное и нравственное самосовершенствование человека, на самовоспитание и саморазвитие, а также на физическое самосовершенствование[1; 2; 3; 4].

Среди особенностей досуговой деятельности можно выделить следующие:

- потребность личности в досуговой деятельности (это определенный действенный мотив);

- разнообразный предмет досуговой деятельности;

- цель, задачи и содержание досуговой деятельности определяются личностью в зависимости от уровня его развития, от нравственного мироощущения и культурного восприятия;

- досуговая деятельность может носить как социально положительный, так и социально отрицательный (асоциальный) характер, а может быть нейтральной или замкнутой в системе узконаправленных ценностей;

- досуговая деятельность представляет собой некоторую определенную иерархическую структуру досуга, которая может быть определена соответствующими уровнями с учетом психологической, культурной и профессиональной значимости;

- досуговая деятельность предполагает целенаправленную организацию, что создает основу для последовательного и целенаправленного перевода ее на более высокий уровень.

Проведенный анализ особенностей досуго-вой деятельности и специфики профессиональной деятельности преподавателя вуза позволил сформулировать следующие противоречия:

- между потребностью общества в решении задач повышения качества профессиональной деятельности преподавателя вуза и недостаточным использованием потенциала досуговой деятельности в данном аспекте;

- между необходимостью активизации процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза во время досуга и недостаточной обоснованностью выбора соответствующих средств, методов, форм и условий обеспечения данного процесса;

- между устойчивой потребностью формирования позитивного отношения личности к

досуговой деятельности как фактором профессионального саморазвития преподавателя вуза и некомпетентностью педагогов в решении данной задачи.

С учетом выявленных противоречий проблему, рассматриваемую в настоящей статье, можно обозначить следующим образом: «Каковы ресурсы и возможности досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза».

Отметим, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности [5]. Процесс профессионального саморазвития преподавателя и достигаемые в этом процессе результаты, в общем виде, возможно охарактеризовать следующими двумя факторами:

1) способностью преподавателя осваивать новые профессиональные роли и осуществлять профессиональную деятельность «со знанием дела», другими словами, качественно и совершенствуя ее;

2) характером и мерой воплощения профессионального и социально-культурного опыта в реальную профессиональную практику, в которой происходит саморазвитие преподавателя вуза.

На основе базовых видов профессиональной деятельности преподавателя вуза нами выделены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза [6]. К ним отнесены: саморазвитие преподавателя в методической деятельности; саморазвитие преподавателя в научной деятельности; саморазвитие преподавателя в инновационной деятельности.

С целью исследования эффективности досуго-вой деятельности в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза, определимся с наиболее значимыми качествами личности. Уточнение «профессионально значимые» связано с тем, что досуговая деятельность способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, а также способствует успешной реализации профессионального предназначения преподавателя вуза. Всю совокупность профессионально значимых личностных качеств целесообразно рассматривать в аспекте гностических, коммуникативных и организационных качеств личности.

Научно-теоретический журнал

32

Выпус^г (19) • 2014

Т. Я. Векрвиева

Фосуговая деятельность преподавателя вуза

Например, совокупность гностических качеств личности представляет собой объем зна-нийпреподавателя вуза о досуге, о способах и формах его организации и планирования, о возможностях корректировки и адаптации до-суговой деятельности в аспектах профессионального саморазвития преподавателя вуза, о специфике осуществления элементов научной, методической и инновационной деятельности в часы досуга.

Коммуникативные качества личности необходимы преподавателю для интересного общения с коллегами во время досуга, для использования коммуникаций как средства решения и предотвращения профессиональных деформаций, для исключения изменений в поведении и настроении.

Организационные качества личности позволяют преподавателю эффективно организовать и планировать не только свою деятельность во время досуга, но и деятельность коллег и воспитанников, способствуют адаптации досуго-вой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза и, как следствие, позволяют создать основу в досуговой деятельности для саморазвития преподавателя в научной, методической и инновационной деятельности.

Немаловажным моментом при изучении до-суговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза является учет индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза. Вообще творческий-потенциал человека, можно сказать, обеспечивает некоторое поступательное развитие общества в целом. А индивидуально-творческий потенциал преподавателя вуза, который владеет определенными практическими навыками и способностями в досуговой деятельности, позволяет создавать позитивные образцы и нормы активного досуга, направленные на профессиональное саморазвитие преподавателя и развитие творческого потенциала личности, ее желание реализовать свои способности в аспекте научной, методической и инновационной деятельности.

Конечно, эффективное развитие индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза предполагает создание определенных условий. В качестве таких условий целесообразно выделить следующие:

ЧИППКРО

- ориентация преподавателя вуза на развитие творческой самореализации в профессиональной деятельности;

- развитие у преподавателей чувства постоянной восприимчивости к новому, творческой активности и мотивационно-ценностного отношения к творчеству;

- совершенствование способностей и качеств творческой личности, рефлексивно-оценочных способностей и умений преподавателя;

- изучение и оценка динамики развития творческого стиля профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Кроме того, индивидуально-творческий потенциал преподавателя вуза необходимо рассматривать в совокупности мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности. Другими словами, степень развития индивидуально-творческого потенциала личности определяется интеграцией данных сфер.

Еще один аспект при изучении досуговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза связан с организацией соответствующей поддержки научно-педагогических работников в процессе освоения профессионально ориентированных видов досуговой деятельности. Такая поддержка предполагает привлечение преподавателей вуза к совместному досугу с более квалифицированными коллегами, представителями научных сообществ, профессиональных ассоциаций, что обеспечивает некий воспитательный эффект в развитии личности, с последующим анализом и необходимой коррекцией форм досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития.

Также мы пришли к выводу о необходимости поддержки с помощью создания и проведения досуговых программ с коллегами и совместных досуговых мероприятий в условиях внутривузовского повышения квалификации. Именно система внутривузовского повышения квалификации обладает мощным ресурсом для профессионального саморазвития преподавателя вуза и позволяет провести последующий анализ результатов деятельности и их влияния на личностное и профессиональное саморазвитие.

Таким образом, резюмируя сказанное, мы пришли к выводу, что эффективность досуго-вой деятельности как фактора профессиональ-

Научно-теоретический журнал

33

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Научные сообщения

ного саморазвития преподавателя вуза повышается, если:

1) осуществляется процесс развития профессионально значимых качеств личности, таких как гностические, коммуникативные и организационные;

2) активизируется развитие индивидуально -творческого потенциала преподавателя вуза посредством учета мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности;

3) организуется соответствующая поддержка научно-педагогических работников в процессе освоения профессионально ориентированных видов досуговой деятельности.

Библиографический список:

1. Жарков А. Д. Технология культурно-до-суговой деятельности / А. Д. Жарков. - М., 2002. - 175 с.

2. Литвак Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. -С.177-183.

3. Патрушев В. Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы) / В. Д. Патрушев. - М. : Изд-во Института социологии РАН. - 2006. - 164 с.

4. Ярцев А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: - Н. Новгород, 2004. - 152 ^

5. Калнинш Л. М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе/ Л. М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№ 3 (22). - С. 248-251.

6. Подповетная Ю. В. Управление научно-образовательным процессом университета / Ю. В. Подповетная. - Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 5. - С. 355-363.

References:

1. Zharkov A. D. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Technology of Cultural and Leisure Activities]. Moscow, 2002. 175 p.

2. Litvak R. A., Rezanovich I. V. Organization of Leisure Activity of Older People in Fitness Club [Organizatsiya dosugovoy deyatel'nosti pozhilykh lyudey v fitnes-klube] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2011, № 6, pp. 177-183.

3. Patrushev V. D. Trud i dosug rabochikh (byudzhet vremeni, tsennosti i motivy) [Labor and leisure of workers (Time Budget, Values and Motives)]. Moscow, 2006. 164 p.

4. Yartsev A. A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya budushche-gopedagoga : dis. ... kand. ped. nauk [Leisure Activity as a Factor of Future Teacher Professional Development: Author's thesis]. N. Novgorod, 2004. 152 p.

5. Kalninsh L. M. Theoretical Model of Teachers' Self-Development in Dynamic Professional System [Teoreticheskaya model' samorazvitiya uchitelya v professional'no-dinamicheskoy sisteme] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2010, № 3 (22), pp.248-251.

6. Podpovetnaya Yu. V. University Scientific and Educational Process Management [Upravlenie nauchno-obrazovatel'nym protsessom universiteta]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2010, № 5, pp. 355-363.

Научно-теоретический журнал

34

Выпуск (19) • 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.