УДК 378. 2
ДОСУГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Вековцева Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра маркетинговых коммуникаций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты анализа социокультурной ситуации в сфере высшего профессионального образования, обусловливающие необходимость формирования досуговых стратегий преподавателя вуза. Введены понятия «досуговая стратегия» или «стратегия досуга» в качестве критерия для оценки профессиональных деформаций, происходящих в пространстве досуга современного преподавателя вуза. Выделен ряд досуговых стратегий преподавателя вуза и определены направления изменений в данной сфере.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, досуговая стратегия, стратегия досуга, преподаватель вуза.
LEISURE STRATEGIES OF A UNIVERSITY TEACHER AND THEIR PRECONDITIONS OF FORMATION
Vekovtseva Tatiana Aleksandrovna, Candidate of Art History, Docent, Chair of Marketing Communications, South Ural State University (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents results of analysis of socio-cultural situation in higher education caused by necessity of leisure strategies formation of a university teacher. The concept of "leisure strategy" or "the strategy" introduced a criterion for assessing the professional deformations occurring in the space of leisure of a university's modern teacher. The runk of leisure strategies emitted a university teacher and directions of changes in this area.
Scientific analysis of professors' leisure activities presented in works of Russian and foreign scientists showed that only some publications consider the problem of leisure activities in higher professional education, as well as investigate holistically the leisure as a socio-cultural phenomenon and educational environment as a factor of forming professors' leisure activities.
As a result of the conducted research, the following leisure strategies of university professors are defined: a strategy of professional self-development, strategy of intellectual and creative development, communicative strategy and strategy of active rest and health. The research also revealed a contradiction between the desired and real leisure activities. It proves the existence of motivation, values, individualism and differentiation of professors' leisure strategies.
Keywords: leisure, leisure activity, leisure strategy, a university teacher.
В современных условиях одним из основных факторов развития личности является ее досуговая деятельность. В частности, речь идет и о профессиональном развитии личности преподавателя вуза, так как именно в досуговой деятельности происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека, а также создается устойчивая основа для профессионального роста, преодоления профессиональных деформаций и других негативных аспектов профессиональной деятельности преподавателя.
В связи с этим не случайно развивающиеся мировые державы, а также экономически успешные страны значительно усилили с начала XXI века свое внимание к проблеме свободного времени личности. Четко прослеживается тенденция выдвижения сферы свободного времени на передний план, повышения уровня культуры досуга человека, рассмотрения досуговой деятельности в аспекте профессионального становления и саморазвития личности. Именно данные направления способствуют активному росту творческого
и профессионального потенциала общества в целом, оказывают целенаправленное влияние на перспективы его развития, а также исторические судьбы.
Однако научный анализ досуговой деятельности преподавателя вуза в работах российских и зарубежных ученых показал, что в основном рассматриваются отдельные аспекты досуга, его формы, происхождение, творческое начало, влияние на эмоциональную сферу личности, ее культуру и др. Лишь в отдельных публикациях освещается проблема досуговой деятельности в сфере высшего профессионального образования, ставится задача целостного изучения досуга как социокультурного феномена, а также образовательного пространства вуза как фактора формирования досуговой активности преподавателей и студентов (см. [1] и др.).
Большинство авторов придерживаются позиции, что досуг представляет собой некоторую специфическую сферу свободного времени личности, в которой происходит самовыражение ее сущностных сил и природных задатков. Кроме того, в сфере досуга происходит целенаправленный выбор видов активной деятельности на основе личностных интересов и предпочтений, ее содержания, видов, форм и целевых установок. Поэтому досуг является достаточно самостоятельной сферой жизнедеятельности человека и особой подсистемой культурной жизни общества.
Практика показывает, что в современных условиях развития высшего профессионального образования и преобразования профессиональной деятельности преподавателя вуза существенно меняется и содержание его досуговой деятельности. В результате происходит формирование новых видов досуговой деятельности, обоснованных социально-культурными изменениями в обществе и профессионально-личностными трансформациями преподавателя. Данное обстоятельство приводит к необходимости выявления актуальных на сегодняшний день досуговых стратегий преподавателя вуза.
Вообще, стратегия жизни, по мнению ученых Ю. М. Резника и Е. А. Смирнова, - это социокультурно обусловленная система ориентирования личности в будущей жизни, принятая на долговременную перспективу. На основе данного определения, досуговую стратегию преподавате-
ля вуза, необходимо рассматривать как социокультурно обусловленную систему ориентирования личности в сфере досуга, принятую с определенной перспективой.
Понятие «досуговая стратегия» (или «стратегия досуга») выбрано в качестве критерия для оценки профессиональных деформаций, происходящих в пространстве досуга современного преподавателя вуза. Под «досуговыми стратегиями» в научной литературе понимается механизм удовлетворения потребностей в сфере досуга, а также реализации целей, в которых преподаватель вуза видит результат своего досугового времяпрепровождения (см. [3; 6] и др.).
Важно отметить, что досуговая стратегия преподавателя вуза должна разрабатываться на основе личноопределенной цели, которая формируется с учетом его индивидуального потенциала и с использованием доступных ресурсов. Кроме того, выявление досуговых стратегий преподавателя вуза предполагает исследование мотивов личности преподавателя, что, в конечном итоге, и определяет содержание, виды и формы его досуговой деятельности. Другими словами, зафиксировать определенный вид досуга преподавателя вуза не является достаточным, так как только специфика содержания и мотивы досуговой деятельности могут раскрыть истинный смысл данной деятельности, а также направленность на достижение поставленных целей.
Еще одним немаловажным моментом в определении досуговых стратегий преподавателя вуза является культура досуга, которая выступает как качественная характеристика досуговой деятельности личности, а также отражает ценностные ориентации преподавателя, его формы поведения, готовность к осуществлению профессионально значимой досуговой деятельности, способствующей реализации научно-творческого потенциала.
Именно такой подход к исследованию пространства досуга преподавателя вуза позволяет эмпирически зафиксировать его досуговые стратегии и определить воздействие изменений, в условиях которых они формируются и реализуются.
Социологическое исследование на предмет выявления досуговых стратегий преподавателя вуза было проведено в Южно-Уральском государственном университете (национальный ис-
следовательский университет) (ЮУрГУ НИУ). В исследовании приняли участие деканы факультетов, заведующие кафедрой, профессорско-преподавательский состав факультетов экономического профиля (институт экономики торговли и технологий, факультет экономики и управления, международный факультет, факультет экономики и предпринимательства).
В качестве основных методов опросов были выбраны: интервью и опросы в фокус-группах. Они сочетались с массовыми опросами об общих ценностных ориентациях преподавателя вуза в сфере досуга. Такая корреляция методов опроса основана на мировой практике, в которой прослеживается устойчивое применение методологического подхода, состоящего в сочетании массовых опросов с изучением единичных случаев, отдельных типичных жизненных траекторий. Это позволяет более глубоко и всесторонне проанализировать массовые тенденции [5].
Таким образом, сочетание данных массовых опросов об общих ценностных ориентациях преподавателей вузов в сфере досуга с данными интервью и фокус-групп конкретных представителей досуговых стратегий позволило раскрыть наиболее важные причины выбора преподавателями соответствующих видов досуговой деятельности. Это помогло выявить многообразие способов достижения различных целей, которые реализуются современным российским преподавателем в пространстве досуга.
Формирование фокус-групп осуществлялось по возрастному критерию и по стажу научно-педагогической деятельности в высшей школе. Такой подход обусловлен необходимостью сравнения досуговых стратегий начинающих преподавателей со стратегиями более опытных коллег. К тому же результаты исследования контрольной группы, состоящей из более опытных представителей профессорско-преподавательского состава, позволили зафиксировать между начинающими («молодыми») преподавателями различие стратегий досуга, характеризуемых своеобразием социокультурной ситуации.
Интервью проводилось с представителями всех групп и позволило выявить ценностные ориентации в сфере досуга преподавателей разного возраста и стажа педагогической деятельности, а также степени распространения среди определенных групп представителей профессорско-
преподавательского состава отдельных видов досуговой деятельности. Такая необходимость связана, в первую очередь, с тем, что ценности в сфере досуга выступают первичным элементом в формировании досуговых стратегий, направленных на достижение определенных целей, в том числе и профессиональных.
По результатам проведенных интервью и опросов в фокус-группах представителей профессорско-преподавательского состава четырех крупных структурных подразделений ЮУрГУ, были получены следующие результаты.
Данные опроса, прежде всего, свидетельствуют о том, что досуговая деятельность преподавателя вуза зависит не столько от социокультурной ситуации в стране, регионе, конкретном вузе, сколько от его творческого, духовного, профессионального, научного потенциала, от его ценностных ориентаций. Именно эти аспекты задают направленность различных форм досуга, их программу и содержание.
Наиболее значимыми источниками и факторами свободного выбора времяпрепровождения для преподавателей вуза являются (в порядке убывания): культура и искусство (73,7 % опрошенных); художественная и гуманитарная литература (51,2 %); современные достижения науки и техники (42,8 %); преподавательская деятельность (38,9 %); активный отдых, спорт, туризм (34,1 %); семейные традиции, семейный досуг (28,3 %); экономическая, техническая литература (литература по профилю подготовки студентов) (27,5 %); национально-культурные традиции и религия (по 17,3 %).
Необходимо отметить, что результаты исследования не подтвердили выводы ученых о снижении за последние годы ценности свободного времени, которые были сделаны в отношении населения страны в целом (см. [4] и др.). Напротив данные результаты показали, что досуговая активность преподавателей вуза достаточно многообразна по своему диапазону. Среди ее структурных элементов наиболее актуальными являются: познавательный, художественный, коммуникативный и релаксационный элементы.
С целью получения информации о досуго-вых стратегиях преподавателей вуза, в процессе интервью и бесед в фокус-группах были заданы вопросы о предпочтениях преподавателей, о причинах выбора той или иной стратегии досуга, об
ожидаемых результатах досуговой деятельности, о целях, для достижения которых преподаватели осуществляют данную деятельность в свободное время и др.
Особенно эффективным исследовательским приемом в процессе выявления досуговых стратегий преподавателей вуза было планирование своего досуга при помощи проективных заданий, при помощи которых выявлялись ориентации на определенные виды досуговой деятельности, которые не реализовывались в действительности, то есть выявлялась неудовлетворенность потребностей в сфере досуга, а также ее причины.
Представленные вопросы и проективные задания позволили определить роль и место досуга в деятельности преподавателя вуза, а также выявить виды досуговой деятельности, которым отдавалось наибольшее предпочтение.
На основе полученных результатов выявлены основные досуговые стратегии преподавателя вуза.
Досуговая стратегия - профессиональное саморазвитие преподавателя вуза. Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой процесс обогащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности (см. [2] и др.).
Исследование показало, что многие преподаватели в свободное время совершенствует свое педагогическое мастерство, работают над источниками профессиональных знаний, изучают научную литературу по специальности. Большое число опрошенных с этой целью регулярно просматривают специальные телевизионные программы или находят необходимую информацию в сети Интернет.
Учитывая тот факт, что речь идет о досуго-вых стратегиях преподавателя вуза, мы пришли к выводу, что досуговая стратегия - профессиональное саморазвитие преподавателя вуза является в данном случае наиболее значимой. Эффективность досуговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза повышается, если:
1) осуществляется процесс развития профессионально значимых качеств личности, таких как гностические, коммуникативные и организационные;
2) активизируется развитие индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза посредством учета мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности;
3) организуется соответствующая поддержка научно-педагогических работников в процессе освоения профессионально ориентированных видов досуговой деятельности.
Следующей по значимости стратегией досуга, согласно результатам социологического исследования, является досуговая стратегия интеллектуально-творческого развития. Преподаватели вуза отмечают досуговую активность, проявляющуюся в сфере художественной культуры. В свободное время они отдают предпочтение чтению художественной литературы, регулярным занятиям художественным творчеством, фотографией, литературным и изобразительным творчеством и т. п.
Отметим, что данная досуговая стратегия реализуется через единство производства и потребления. Это связано с тем, что преподаватели посещают выставки и музеи, театры и кинотеатры. Данные выводы мы обнаружили и в других социологических исследованиях ([3; 6] и др.).
Досуговая стратегия интеллектуально-творческого развития преподавателя вуза основана на активном отношении человека к миру. От этого отношения прежде всего зависит тот объем интеллектуально-творческого развития преподавателя, который он вберет в себя. Это определяется его жизненной позицией, опытом, знаниями, профессиональными интересами, возрастом, вкусом и др.
Конечно, досуг преподавателя вуза невозможно представить вне его общения с другими людьми (коллегами, студентами, работодателями, представителями СМИ и др.). В процессе общения происходит обмен опытом, информацией, умениями, навыками, результатами деятельности. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для анализируемой проблемы и позволяет выделить следующую досуговую стратегию преподавателя вуза - коммуникативную.
Коммуникативная досуговая стратегия одновременно является способом формирования соответствующих сущностных сил преподавателя и их реализации. Спецификой общения является
направленность партнеров друг на друга, ори- Таким образом, на основе проведенного
ентирующаяся на каждого из них именно как на исследования выделены основные досуговые
субъекта. стратегии преподавателя вуза: стратегия про-
Большинство опрошенных преподавателей фессионального саморазвития, интеллектуально-
отдают предпочтение общению с друзьями, обще- творческого развития, коммуникативная стра-
нию в Интернете, общению с близкими, особое тегия и стратегия активного отдыха и здоровья.
место занимает профессиональное общение. Кроме того, исследование подтвердило наличие
Как показало исследование, коммуникатив- противоречия между интересами в виде «желае-
ная стратегия досуга преподавателя вуза тесно мого досуга» и «реализуемым досугом», что еще
связана со стратегией активного отдыха и здо- раз подтверждает наличие мотивационной со-
ровья. Для многих преподавателей физическая ставляющей, специфики ценностных ориентаций,
подготовка позволяет успешнее осуществлять индивидуализации и дифференциации досуговых
профессионально-педагогическую деятельность. стратегий преподавателя вуза. Однако меньше половины респондентов отмеча- Данные выводы иллюстрируют необходи-
ют регулярные занятия спортом. У большинства мость формирования досуговых стратегий препо-
опрошенных занятия физкультурой и спортом давателя вуза и определяют перспективы дальней-
формируют такие личностные качества, как са- ших исследований в аспекте выявления причин и
моконтроль, самоанализ, выдержку и силу воли, механизмов формирования предпочтений досу-
некоторые отмечают эстетические потребности и говой активности, направленной на профессио-
формирование хорошего вкуса. Кроме того, про- нальное саморазвитие и самообразование, что по-
смотр спортивных мероприятий помогает хорошо зволит выйти на новый уровень осмысления роли
отдохнуть и поднять настроение. досуга в образовательном пространстве вуза.
Литература
1. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2002.
2. Калнинш Л. М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22). - С. 248-251.
3. Литвак Р. А., Резанович И. В. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 177-183.
4. Патрушев В. Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы). - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. - 164 с.
5. Подповетная Ю. В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 8, № 4. - С. 51-59.
6. Ярцев А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2004. - 152 с.
References
1. Zharkov A.D. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Technology of cultural and leisure activities]. Moscow, 2002. (In Russ.)
2. Kalninsh L.M. Teoreticheskaya model' samorazvitiya uchitelya v professional'no-dinamicheskoy sisteme [Theoretical model of teachers' self-development in vocational and dynamic system]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2010, no 3 (22), pp. 248-251. (In Russ.)
3. Litvak R.A., Rezanovich I.V. Organizatsiya dosugovoy deyatel'nosti pozhilykh lyudey v fitnes-klube [Organization of leisure activity of older people in the fitness club]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2011, no 6, pp. 177-183. (In Russ.)
4. Patrushev V.D. Trud i dosug rabochikh (byudzhet vremeni, cennosti i motivy) [Work and leisure of workers (time budget, values and motives)]. Moscow, Institut sociologii RAN Publ., 2006. 164 p. (In Russ.)
5. Podpovetnaya Yu.V. Metody razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly [Methods for the development of scientific and methodological culture of a high school teacher]. Sovremennye issledovaniya social'nykh problem [Modern studies of social problems], 2011, vol. 8, no 4, pp. 51-59. (In Russ.)
6. Yartsev A.A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya budushchego pedagoga. Diss. kand. ped. nauk [Leisure activity as a factor in professional development of future teachers. Diss. cand. ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2004. 152 p. (In Russ.)