ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
212 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
IAIUAIIAAEE IAÆA0IADIAIU0 IAD0IA0N0A AËB DAAEEÇAOEE IIAEEUIU0 IADACIAA0AEUIU0 ÏDIADAII
КУКСОВА В.М.,
кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский государственный университет, e-mail: [email protected];
РЫБИНА Г.Н.,
кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский государственный университет, e-mail: [email protected]
Мобильность программ, как новая форма интернационализации способствует доступности образования. Транснациональное образование реализуется в самых различных формах: кампусы-филиалы, онлайновые и дистанционные программы образования, корпоративные программы и другие.
Ключевые слова: «мобильные образовательные программы»;
международные партнерства; образовательные программы; страны-экспортеры образовательных услуг.
Mobility of programs as the new form of internationalization promotes availability of formation. Transnational formation is realized in the most various forms: campuses-branches, on-line and remote education programs, corporate programs and others.
Keywords: «mobile educational programs»; the international partnership; educational programs; the countries-exporters of educational services.
Коды классификатора JEL: H52, I22, I28.
Доступности образования способствует такая форма интернационализации, как мобильность программ, получившая развитие в середине прошлого века. При этой форме интернационализации студенты не покидают своей страны для обучения, а иностранный вуз ведет учебный процесс, используя организацию-провайдера (вуз-партнер) либо информационные технологии и Интернет, возможно комбинирование обоих подходов. Интенсивный рост этой формы интернационализации, очевидно, можно связать с вступлением человечества в эпоху глобализации.
Для характеристики этой формы интернационализации используются следующие понятия: «трансграничное образование», «транснациональное образование» или «образование без границ», — которые применяются для отражения реального или виртуального перемещения студентов, преподавателей, знаний и учебных программ из одной страны в другую [1]. Термин «транснациональный» используется в смысле «сквозь нации» и не
© В.М. Куксова, Г.Н. Рыбина, 2010
обязательно относится к понятию связей и часто используется как заменитель термина «зарубежный»[4, 1] .
Важное место в системе взаимоотношений иностранного вуза со студентами занимают организации-провайдеры: местные университеты или частные провайдеры высшего образования. Организации-провайдеры не имеют юридического права на присвоение академических степеней и других, признанных в высшем образовании квалификаций, но по льготному соглашению с иностранным вузом могут предоставлять программы для студентов, по окончании изучения которых он получает документы о присвоении ему академической степени от имеющего полноценную лицензию университета, который территориально может быть расположен в другой стране [4]. А студент может никогда даже и не посетить иностранный вуз, диплом которого он получил без затрат на поездки и проживание в страну его фактического расположения.
В отношении международной системы аккредитации организаций-провайдеров в области транснационального образования ведется много споров. П. Ниборг в статье «Сотрудничество в области взаимного признания в высшем образовании» справедливо отмечает, что «все усилия в этом направлении сталкивались с непреодолимыми трудностями. Национальные системы очень разнообразны, и международная договоренность о концепции качества еще не достигнута. Образование — часть культурной самобытности страны, и, возможно, будет не совсем разумно вводить транснациональное регулирование»[4].
Все страны находятся на разных этапах развития. Во многих государствах вузы плохо оснащены и страдают от нехватки квалифицированных специалистов. Импорт высококачественных образовательных услуг может послужить частичным решением проблемы. Полезным может оказаться также и сотрудничество, и торговля высшим образованием между странами, находящимися в одинаковом положении.
Справедливость этих мыслей подтверждают исследования, проводимые специалистами Центральной и Восточной Европы. По их мнению, в настоящее время существуют следующие благоприятные факторы для развития транснационального образования в Центральной и Восточной Европе:
♦ необходимость иностранных инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы требует подготовки квалифицированных специалистов, способных работать в условиях глобализации торговли и промышленности;
♦ необходимость расширения доступа к образованию молодежи в условиях растущего спроса на образовательные услуги и невозможности его удовлетворить в странах, где частный сектор высшего образования слабо развит;
♦ недостаточность государственного финансирования высшего образования;
♦ бурное развитие Интернет [2].
Основными моделями международных партнерств для реализации мобильных программ являются: образовательный франчайзинг, валидация и совместная программа.
Франшиза (или франчайзинг), в определении экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), — договор, по которому одно лицо (правообладатель, или франчайзер), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение [1]. Франчайзинг в образовании — передача известным университетом другому университету права реализации своей программы. За франчайзером сохраняется право полного контроля качества преподавания программы (экзамены, выдача диплома). Необходимым условием для осуществления образовательного франчайзинга является наличие у центрального образовательного учреждения сложившегося брэнда, диплом центрального образовательного учреждения должен котироваться на международном уровне.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
К активной франчайзинговой деятельности в Малайзии, Сингапуре, Вьетнаме и Южной Африке приступили австралийские вузы. Количество оффшорных программ, предлагаемых австралийскими университетами, возросло с 25 в 1991 г. до 1 600 в 2003 г. Количество студентов, обучающихся по этим программам, в 2004 г. составило 70 тыс. человек. Большая часть программ (85%) размещена в Китае, Сингапуре и Малайзии; по ним также занимаются студенты в Индии, Канаде и ^наде и ЮAP [7].
Наиболее активно продвигают свои франчайзинговые программы новые университеты: Университет Кетн, Королевский Мельбурнский технологический институт, университеты Южного Квинсленда и Южной Австралии на основе соглашений о партнерстве с колледжами, университетами в Сингапуре, Малайзии и Гонконге. Партнеры австралийских университетов в основном являются частными организациями. В соответствии с соглашениями студенты этих стран получат начальное университетское образование у себя в стране, обучаясь по австралийским программам, а затем завершают свое обучение в Австралии. Для вышеперечисленных стран франчайзинговые программы являются возможностью удовлетворить потребность страны в квалифицированных кадрах. Несмотря на то, что австралийские университеты подписали «Кодекс этического поведения при предоставлении образования иностранным студентам университетами Австралии», дискуссии о качестве обучения в условиях иной культурной среды, о количестве франчайзинговых соглашений, при которых возможно обеспечить качество обучения, о финансовых выгодах от осуществления этой деятельности, о совмещении образовательных и культурных задач с коммерческой выгодой не ослабевают в профессиональной среде и на государственном уровне.
О серьезности этих проблем свидетельствует решение правительства Австралии о проведении аудита франчайзинговой деятельности университетов. Примером успешного осуществления образовательного франчайзинга является опыт Открытого университета Великобритании (The Open University, UK), партнерская сеть которого включает партнеров практически из всех стран мира [9].
Партнером Открытого университета в России является Международный центр дистанционного обучения, преобразованный в настоящее время в Международный институт менеджмента. В свою очередь эта партнерская сеть включает более 90 учебных заведений с разными правами собственности.
Еще одной моделью международного партнерства для реализации мобильных программ является валидация — подтверждение соответствия качества, стандарта и содержания академической программы национального вуза качеству, стандарту и содержанию академической программы иностранного высшего учебного заведения, возможно, с выдачей диплома иностранного учебного заведения выпускнику. Между университетами-партнерами — национальным университетом и иностранным учебным заведением заключается валидационное соглашение, закрепляющее легитимность процесса валидации образовательной программы.
Интегрированная (совместная) программа обучения — образовательное мероприятие, ставшее результатом сотрудничества институтов высшего образования различных стран и характеризующееся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана и организация учебного процесса и уточнение типа присваиваемой квалификации.
Успешным примером интегрированных программ является опыт американского привилегированного вуза (Вашингтон (США) в городе Бельвю (Словацкая республика). Городской университет в Бельвю имеет филиалы в Тренцине и Братиславе. Разработка содержания учебных планов этого университета велась в сотрудничестве с государственным ведомством по высшему образованию Словацкой республики, университетом были выполнены все требования, выдвинутые аккредитационной
комиссией словацкого правительства. В 2000 году городской университет стал первым негосударственным высшим образовательным учреждением, работающим в Словацкой республике и получившим официальный статус, что было закреплено решением словацкого парламента. Количество студентов в университете и его филиалах растет ежегодно, что свидетельствует о популярности интегрированных программ в Словацкой республике.
В последнее десятилетие совместные программы получили свое распространение и в государствах-участниках. Они, как правило, по замечанию В.Р. Касевича, являются асимметричными, т. е. разрабатываются программы совместными усилиями двух партнеров, но учебный процесс обеспечивает в основном зарубежный партнер, который присылает своих преподавателей, принимает студентов для включенного обучения и по окончании обучения выдает дипломы (степени, сертификаты) выпускникам [3].
Результатом совместной программы может стать присуждение совместной степени или двойной степени, что не одно и то же. Совместная степень отражается в едином (общем) документе двух вузов-участников совместной программы. Регламент обучения с получением совместной степени (двойного диплома) был выработан первым стокгольмским семинаром и семинаром в Мантуе, затем одобрен Европейской ассоциацией университетов:
• «предпочтителен вариант, когда совместная степень отражена в едином документе, выданном вузами-участниками в соответствии с национальными законодатель ствами;
• следует проводить четкое различие между программами, ведущими к совместной и к двойной степени, с учетом целей учебных планов, моделей учебного процесса и защиты интересов обучающихся;
• участниками должны быть два или более вуза в двух или более странах;
• программы и интегрированные учебные планы разрабатываются или утверждаются совместно двумя или более вузами, что фиксируется в виде письменного двустороннего или многостороннего соглашения;
• при разработке СП должны самым тщательным образом оговариваться требования к итоговым знаниям и умениям выпускников; нагрузка студентов должна описываться в терминах зачетных единиц. Совместные стипендии должны предполагать мобильность студентов, преподавателей и персонала;
• пребывание студентов в вузах-партнерах должно быть соизмеримо по срокам;
• необходимо разрабатывать принципы и общие стандарты обеспечения качества на основе взаимного доверия и признания национальных систем обеспечения качества;
• сроки обучения в вузах-партнерах и сданные там экзамены должны признаваться полностью и автоматически;
• следует полностью использовать механизмы, предполагаемые системой ECTS, и Приложения к диплому (Diploma Supplement) [3].
Совместные программы двойных степеней актуальны в случае существенных различий в национальных законодательствах. По этой же причине совместные программы реализуются в основном в подготовке магистров, где содержание учебных планов менее регламентировано. По окончании совместной программы студент получает два диплома: своего родного вуза и зарубежного вуза-партнера. Для государств-участников СНГ программы двух дипломов фактически единственный путь реализации совместных программ из-за жесткой регламентации первых двух лет обучения по программам высшего образования.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 3
ЛИТЕРАТУРА
1. Касевич В.Б. Совместные образовательные программы // http://msses. ugworld.net.
2. Совместные образовательные программы // http://msses. ugworld.net.
3. Транснациональное Высшее образование в Европе. Том ХХУ1. 2001. №1 // http://www. aha.ru/~moscow64/educationaLbook/)
4. Транснациональное образование: Том. XXV. 2000. №3 // http://www.aha.ru/~moscow64/ educationaLbook/).
5. Транснациональное образование в Словацкой республике // http://www.aha. ru/~moscow64/educationaLbook/educational.
6. Rizvi F. Offshore Australian higher education http://vww.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/ newsletter/Number37/Rizvi.htm).
7. The Open University // http://www3.open.ac.uk/contact/all.aspx.