СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Унгурян Л. М., Громовик Б. П. Профессиональная экспертиза фундаментальных вопросов социальной фармации // Медицинский альманах. - Нижний Новгород, 2014. - № 2 (32). - URL: http//www.medalmanac.ru (дата доступа - июнь 2018 г.).
2 Брумэрел М. Д. Сафта В. Н., Адаужи С. Б. и др. 10 лет социальной фармации в Молдове. Государственный университет медицины и фармации им. Н. Тестемицану, г. Кишинев, Молдова. - URL: http//www. Socpharm.nuph.ua (дата доступа - июнь 2018 г.).
3 Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Современная политика государства в здравоохранении и новые аспекты в социальной фармации и подготовке специалистов// Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2016. - № 4 (24) октябрь-декабрь. - С. 95-99.
4 Федеральная служба государственной статистики. - URL: http//www.gks.ru (дата доступа - июнь 2018 г.)
5 Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Контрацептивные средства с абортивным действием: профессиональные и духовно-нравственные аспекты в работе и при обучении фармацевтических специалистов // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье). - Самара, 2016. - № 2 (22) апрель-июнь. -С. 126-132.
6 ВСПО в ЗЖ. - URL: http//za-zhizn.ru (дата доступа - июнь 2018г.)
7 Понкин И. В., Понкина А. А. Достоинство и права ребенка на пренатальной стадии развития: Конституционно-правовой, медико-правовой и биоэтический анализ / Институт государственно-профессиональных отношений и права. - М.: Букиведи, 2017. - 132 с.
8 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специали-тет по специальности 33.05.01 Фармация // Утвержден Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2018 г. № 219.
9 Профессиональный стандарт «Провизор» // Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. №91н.
10 Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального Закона от 09.01.96 с изменениями на 05.05.14, редакция действительна с 01.07.14).
Рукопись получена: 8 июня 2018 г. Принята к публикации: 15 июня 2018 г.
УДК 614.446.9
ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ
© 2018 П.П. Коновалов1, О.В. Арсентьев2, А.Л. Буянов1
1ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Екатеринбург
2ФГКУ «428 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Саратов
Цели исследования: усовершенствование управленческих решений, применяемых в повседневной практике работы медицинских организаций при проведении подготовки ее перевода в режим работы в чрезвычайной ситуации.
Материалы и методы. На основе действующих руководящих документов, определяющих ключевые направления работы руководителя медицинской организации, рассмотрены практические мероприятия в период подготовки для перевода организации к работе в режиме чрезвычайной ситуации.
Результаты. В статье рассмотрены основные вопросы, возникающие в повседневной деятельности медицинской организации при подготовке к работе в режиме чрезвычайной ситуации. Рассмотрены периоды в принятии управленческих решений, требования к планированию и отработке документов, потребностей в силах и
средствах, их наличия, состояния оснащенности и возможностей по решению задач медицинского обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, планирующие документы.
Эффективность медицинского обеспечения пострадавших в катастрофах во многом зависит от организации управления формированиями и организациями служб. Под управлением понимают целенаправленную, творческую деятельность руководителя медицинской организации подчинёнными силами и средствами по их рациональному, эффективному использованию при медицинском обеспечении в чрезвычайных ситуациях. Основными задачами являются: разработка плана организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и других планирующих документов, которые позволяли бы обеспечить устойчивость управления, рациональное использование сил и средств, кадров и имущества в складывающейся ситуации; организация и контроль выполнения этих планов, обеспечение высокой готовности сил и средств службы.
В этот же период проводится подготовка органов управления, создание оперативных групп, пунктов управления, совершенствование системы связи, медицинской помощи прикрепленному контингенту в соответствии с прогнозируемой обстановкой, переподготовка врачей, медицинских сестер, бригад доврачебной, врачебной экстренной медицинской, специализированных бригад экстренной медицинской помощи, медицинских отрядов и осуществляется планирование, учёт, контроль за накоплением, хранением медицинского имущества.
Разрабатываются задания для объектов медицинской организации, в которых указывается:
- ожидаемая обстановка на данной территории при чрезвычайной ситуации в результате катастроф на промышленных предприятиях или при стихийных бедствиях;
- задачи, которые ставятся перед объектом медицинской службы в данной ситуации;
- транспортное обеспечение проводимых мероприятий;
- другие данные в зависимости от специфики деятельности объекта и характера чрезвычайной ситуации.
В работе руководителя органа управления при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации можно выделить два периода.
Первый - до возникновения чрезвычайной ситуации, второй - после её возникновения. В первый период учитывается потенциальная опасность возможного возникновения чрезвычайной ситуации. Руководитель медицинской организации готовит её на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Во второй период работа руководителя начинается со сбора данных, анализа обработки. С этой целью в очаг, для уточнения случившегося, направляется медицинская разведка или оперативная группа, заранее подготовленная для работы.
Оперативная группа корректирует действие медицинских бригад и отрядов, обеспечивает пополнения их имуществом, эвакуацию (изоляцию) поражённых из очага и постоянно информирует штаб о проводимой работе.
Успех в организации медицинского обеспечения в этот период будет во многом зависеть от устойчивости, непрерывности и оперативности управления. Под устойчивостью управления понимают способность руководителя выполнять свои функциональные обязанности по руководству организацией в резко меняющейся обстановке. Непрерывность управления достигается хорошо организованной связью. Оперативность обеспечивается быстрым реагиро-
ванием на меняющуюся обстановку и своевременной постановкой задач подчинённым. В ходе управления формированиями и учреждениями медицинской службы при ликвидации последствий катастроф руководитель медицинской службы действует по принципу строгого единоначалия, личной ответственности за принимаемые решения.
Для принятия решения в соответствии со складывающейся обстановкой руководитель работает в определённой последовательности. Это позволяет не упустить факторы, которые могут повлиять на медицинское обеспечение пострадавших.
Аналогичную последовательность нужно соблюдать при прогнозировании обстановки до чрезвычайной ситуации и во время её возникновения.
Уяснение задачи представляет собой логический процесс, который включает отбор главных решающих факторов, влияющих на деятельность службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Среди них ведущее значение имеет размер и структура потерь в очаге (санитарных и безвозвратных), размеры и характер разрушений, степень заражения территории бедствия, санитарно-эпидемическое состояние в зоне катастрофы, возможности в работе формирований и организаций, привлекаемых для ликвидации последствий.
Уяснив задачу, руководитель медицинской организации определяет мероприятия, которые нужно провести немедленно для быстрейшей подготовки службы, ориентирует подчиненных о предстоящей работе и дает им необходимые указания. После уяснения задачи делает расчёт времени с целью определить, каким временем располагает медицинская служба для организации медицинского обеспечения пострадавших. Определяет общий бюджет времени, из которого наибольшее время выделяет подчиненным, а оставшееся время использует для оценки обстановки, принятия решения и доведения его до подчиненных.
Оценка обстановки состоит в тщательном анализе её по элементам с целью выявить факторы, условия, оказывающие влияние на деятельность службы. При оценке обстановки делается расчёт размера и структуры санитарных потерь, а при возможности также и безвозвратных. Устанавливает наиболее опасные участки для работы медицинских бригад и другого персонала службы, и другой опасности. Выявляется возможность использования помещений для временных медицинских пунктов, наличие автомобильных и железных дорог, водного транспорта для выдвижения к очагу поражения медицинских бригад, подвоза к нему имущества и для эвакуации поражённых. Проводится оценка по элементам: укомплектованность бригад экстренной медицинской помощи, медицинских отрядов личным составом, транспортом, имуществом, их слаженность, время прибытия в район бедствия; загрузка лечебных организаций, их возможности в приёме пострадавших, потребности в сложившейся ситуации. При оценке укомплектованности обращают внимание на наличие в бригадах экстренной медицинской помощи постоянной и другой готовности, в медицинских отрядах - личного состава, учитывая его квалификацию и подготовленность. При расчёте необходимого числа врачебно-сестринских и специализированных бригад исходят из их потенциальных возможностей.
При оценке транспорта учитывается вид транспортных средств, их ёмкость, оснащённость съёмным оборудованием, плечо эвакуации. Потребность в санитарном транспорте составляет 50-60 %, для остальных поражённых транспорт общего пользования.
Оценивается санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в очаге катастрофы и прилегающих к нему районах. Оценка метеорологических условий проводится одновременно с оценкой обстановки в очаге. Особое внимание уделяется анализу таких факто-
ров, как характер погоды, температура воздуха, осадки, скорость ветра при возникновении вторичных очагов поражения.
Расчёт медицинского имущества имеет целью установить потребность в медицинском имуществе, необходимом для оказания медицинской помощи поражённым и их лечения. Этот расчёт производится на основе ожидаемых размеров санитарных потерь и принятых норм расхода.
В заключении оценки обстановки руководитель медицинской службы делает общие выводы. В них отражаются следующие вопросы: условия организации медицинского обеспечения в очаге катастрофы при чрезвычайной ситуации; размер вероятных санитарных потерь, потребность в формированиях и организациях медицинской службы, в медицинском имуществе, мероприятия по защите личного состава медицинской организации при первичных или вторичных очагах, основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Выводы из оценки обстановки берутся за основу при формировании решения. В тех случаях, когда решение принимается при прогнозировании обстановки, до возникновения чрезвычайной ситуации, оно оформляется текстуально в виде плана мероприятий, оформления данных на карте административной территории и других необходимых для работы документов.
При организации ликвидации последствий чрезвычайной ситуации орган управления вводят в действие заранее отработанный план мероприятий согласно календарному плану.
Планирование медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях на объектах медицинской организации осуществляется заблаговременно. Основными целями планирования медицинского обеспечения являются:
- повышение готовности органов управления, сил и средств медицинской организации к действиям в условиях сложной экстремальной обстановки;
- обеспечение устойчивого управления силами и средствами при приведении их в готовность и организации работы в очагах катастроф;
- наиболее рациональное использование сил и средств медицинской организации и обеспечение маневра ими, с учётом изменяющейся обстановки и возникающих потребностей в оказании медицинской помощи, в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах катастроф, на этапах медицинской эвакуации и в местах дислокации;
- обоснованное создание неснижаемых запасов медицинского и другого имущества для оснащения лечебных подразделений, предназначенных для работы при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечение организованной его выдачи в ограниченные сроки по приведении в готовность организаций и формирований медицинской организации;
- наиболее оптимальное распределение медицинских кадров в организациях и формированиях медицинской службы при их работе в чрезвычайных ситуациях и обеспечение их целенаправленной подготовки.
Основным требованием к планированию и отработке документов следует считать наиболее реальное отражение возможной прогнозируемой ситуации, потребностей в силах и средствах, их наличия, состояния оснащенности и возможностей по решению задач медицинского обеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Планирование медицинских мероприятий должно обеспечивать выполнение задания в установленном объёме и сроках по каждому мероприятию.
При планировании в любой инстанции должны использоваться единые критерии оценки возможностей медицинских организаций и формирований при их работе в условиях чрезвычайных ситуаций, единые подходы к оценке прогнозируемой обстановки при различных чрезвычайных ситуациях.
Реальность в планировании достигается при глубоком изучении исходных данных, используемых при отработке документов, их анализе и сопоставлении по объектам медицинской службы и административным территориям, Отрабатываемые планирующие документы не должны содержать излишнюю, повторяющуюся в различных разделах информацию, материалы справочного характера, а их формы должны соответствовать принятым образцам, удобным при пользовании.
Важным элементом планирования медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях является достижение преемственности в отработке документов, их соответствие единому пониманию прогнозируемой обстановки и организации при этом медицинского обеспечения. К планированию и отработке документов привлекаются соответствующие главные медицинские специалисты Реальность отработанного плана проверяется на проводимых учениях, практических тренировках, после чего в него вносятся соответствующие коррективы.
При планировании мероприятий на всех объектах медицинской службы используется ряд общих для них исходных данных и, кроме того, для объектов каждой группы специфические, характерные для них исходные данные. К общим исходным данным можно отнести прогнозируемую возможную обстановку при чрезвычайных ситуациях, характеристику объекта и его кадрового состава, состояние оснащения функциональных подразделений с учётом их задач при чрезвычайных ситуациях, наличие средств защиты персонала и материальных средств.
Кроме этих общих исходных данных используются при планировании мероприятий:
- в лечебно-профилактических организациях — коечная емкость, профиль коек, количество возможных нетранспортабельных больных и больных, которых можно выписать на амбулаторный этап лечения;
- в организациях санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля — способность индикации сильнодействующих ядовитых и других веществ и бактериальных средств, проведения радиационной разведки и дозиметрического контроля;
- в организациях медицинского снабжения — имеющиеся запасы медицинского имущества, возможности его выдачи в ограниченные сроки учреждениям медицинской службы;
Вывод. Выявление факторов и проблемных вопросов, влияющих на результативность противоэпидемических мероприятий, а также разработка направлений и мероприятий при возникновении санитарно-эпидемиологической катастрофы позволяет оптимизировать систему принятия своевременных и эффективных управленческих решений в конкретно сложившейся ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Антонов В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. - Киев, 1989.
2 Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 29).
3 Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ.
4 Международные медико-санитарные правила (2005 г.).
5 Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. - Женева, 1995. (МКБ-10, Женева, 1995).
6 Методические указания «Лабораторная диагностика холеры». МУК 4.2.2218-07.
7 Нечаев Э.А. Проблемы медицинского обеспечения в экстремальных ситуациях // ВМЖ. - 1990. - № 3. -С. 10-15.
8 Организация медицинской помощи при массовых катастрофах за рубежом. Обзорная информация // Медицина и здравоохранение. - 2006. - Выпуск 6.
9 Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08; СП 3.4.2366-08 «Изменения и дополнения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.2318-08» (приложение).
10 Санитарно-эпидемиологические правила «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» СП 3.3.2367-08.
11 Санитарно-эпидемиологические правила «Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости» СП 3.1.3.2.1379-03.
12 Санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» СанПиН 3.5.2.1376-03.
13 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2013 г. № 64 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами 1-П групп патогенности (опасности)».
14 Санитарно-эпидемиологические правила «Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов Г-ГУ группы патогенности» СП 1.2.036-95.
15 Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика чумы» СП 3.1.7.1380-03.
16 Сборник санитарных и ветеринарных правил «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных» СП 3.1.084-96, ВП 13.3.4.1100-96.
17 Санитарно-эпидемиологические правила «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний» СП 3.1.3.2.1379-03.
18 Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней. - М., 1994.
19 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации № 0100/7156-05-23 от 02.09.2005 г. «О рекомендациях по клинике, дифференциальной диагностике и лечению птичьего гриппа».
20 Санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Руководство. - М.: МП «Гигиена», 2006. - 580 с.
Рукопись получена: 9 июня 2018 г. Принята к публикации: 15 июня 2018 г.