Казначейское исполнение бюджета
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н. Г. КОБЗЕВЛ, начальник отдела организациираспределения поступлений между бюджетами Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
С 1 января 2009 г. вступил в силу приказ Министерства финансов РФ от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — приказ № 92н).
В чем же отличие приказа № 92н от ранее действовавшего приказа Министерства финансов РФ от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Порядок)?
По сути, данный Порядок не претерпел больших изменений. Основные изменения приказа № 92н связаны со вступлением с 1 января 2009 г. положений Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) в части открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов администраторов доходов бюджета. Соответственно, в связи с этим изменились отдельные положения Порядка.
Основными изменениями данного Порядка является установление новых форм документов.
Рассмотрим, какие произошли нововведения в отношении документов.
Так, вместо платежного документа на возврат появился новый документ — Заявка на возврат. Также установлена новая форма Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступлений. Заявка на возврат и Уведомление об уточнении вида и принадлежности утверждены приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — приказ № 8н). Одной из особенностей Приказа № 8н является установление порядка заполнения утвержденных им форм документов. В частности, в приказе предусмотрен порядок заполнения как Заявки на возврат, так и Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступления. Данные формы являются унифицированными и более удобными для работы.
Одним из новых документов является Уведомление о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемых налоговыми органами, которые находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации (далее — Уведомление о межрегиональном зачете). Данный документ предназначен исключительно для налоговых органов для проведения операций по зачету налогов и сборов по видам налогов и сборов, осуществляемых налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации. То есть если налогоплательщик стоит на учете в одном субъекте Российской Федерации и имеет переплату по налогу или сбору, но кроме того, он еще стоит по другим основаниям в других субъектах Российской Федерации (например, там находится его филиал) и по тому же виду налога или сбора образовалась недоимка, то по разъяснению Минфина России данный налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения зачета. Операции зачета (уточнения) всегда являлись для органов Федерального казначейства внебанков-скими операциями. Если говорить об операции по межрегиональному зачету, то для ее осуществления необходимо перечисление денежных средств между органами Федерального казначейства, что является для них банковской операцией. В частности, для проведения операции межрегионального зачета налоговые органы оформляют уведомление о межрегиональном зачете и направляют его в Управление ФНС России, которое в установленном порядке представит его в орган Федерального казначейства, со счета которого будут перечисляться средства. Орган Федерального казначейства на основании данного уведомления оформляет платежный документ и направляет его в банк. То есть фактически на основании данного уведомления орган Федерального казначейства перечисляет средства с одного счета Федерального казначейства на другой по месту зачисления данного платежа. В дальнейшем процедура абсолютно такая же, как по зачислению поступающих от налогоплательщиков налогов и сборов. В данном случае при обработке такой операции особых изменений нет, кроме введения нового документа и такого понятия, как межрегиональный зачет.
Кроме этого, произошли также изменения в обработке поступлений. В частности, дополнены основания, по которым платежи относят на невыясненные поступления. Это: отсутствие полномочий по администрированию (отсутствуют закрепленные в установленном порядке источники доходов) и не открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по администрированию
доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета).
Если администратор своевременно не представил в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания документы для открытия лицевого счета администраторадоходов бюджета, то администрируе-мые им поступления будут отнесены к невыясненным поступлениям соответствующего бюджета.
Еще одним нововведением является то, что в соответствии со ст. 40 и 41 БК РФ субсидии и субвенции являются источниками формирования доходов бюджетов и, соответственно, с 2009г. подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
При этом, учитывая, что федеральным законом от24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» не установлено осуществление органами Федерального казначейства контроля за субсидиями (межбюджетным субвенциям), направляемыми из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), положения приказа № 92н в части присвоения субсидиям (межбюджетным субвенциям) аналитических кодов (кодов целей) не применяются. Соответственно, отсутствие в расчетном документе информации, позволяющей идентифицировать операцию, связанную с субсидией (субвенцией), не является основанием для отнесения к невыясненным поступлениям.
Еще одно новое требование — это требование по коду ОКАТО. Если речь идет о средствах, которые в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет (или) в бюджет субъекта Российской Федерации, то отсутствие кода ОКАТО не должно приводить к отнесению таких платежей на невыясненные поступления. В данном случае отсутствие кода ОКАТО не мешает отразить их в доходах соответствующего бюджета. В отношении платежей, подлежащих полностью или частично зачислению в местные бюджеты, — отсутствие кода ОКАТО является основанием для отнесения такого платежа к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Несколько изменилась процедура по выяснению поступлений, отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Приказом № 8н установлена форма документа «Запрос на выяснение принадлежности поступления». Данный Запрос формируется органами Федерального казначейства и направляется предпо-
лагаемым администраторам поступлений в бюджет только по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. В отношении невыясненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в данном случае ничего не изменилось. Запрос направляется вне зависимости от принадлежности администратора к тому или иному бюджету. После того, как предполагаемый администратор получает такой запрос с приложением документов, то для уточнения такого платежа формирует и направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности поступлений. После чего операция по уточнению платежа отражается на лицевом счете данного администратора. И уже по результатам обработки всех документов администратору направляется выписка из лицевого счета.
Если в 2008 г. органы Федерального казначейства направляли администраторам поступлений в бюджет Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий, куда включались также невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, то с 2009 г. администратор получает Выписку из лицевого счета, в которой будут отражены операции по поступлению, возврату, уточнению администрируемых им доходов. Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, предполагаемому администратору направляются отдельно в виде Запроса на выяснение принадлежности поступлений.
Кроме этого, изменился порядок учета иностранной валюты. Данный порядок изменился только для органов Федерального казначейства. В настоящее время на счета Федерального казначейства в иностранной валюте могут поступать исключительно те платежи, которые предусмотрены международными договорами. Если на счет Федерального казначейства поступили средства в иностранной валюте, то Федеральное казначейство направляет уведомление о поступлении в иностранной валюте тому органу Федерального казначейства, который указан в платежном документе, либо если в данном органе Федерального казначейства обслуживается предполагаемый администратор поступлений в бюджет. В данном случае сам учет остается фактически таким же, как и в 2008 г Что касается поступлений, по которым Федеральное казначейство не может определить принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации или администратору поступлений в бюджет, то данное поступление Федеральное казначейство направляет в Управление Федерального казначейства по г. Москве для их отражения на лицевом счете администратора невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, и направления Запроса на выяснение принадлежности платежей администра-
торам доходов, которые также являются и главными администраторами.
Одним из нововведений также является установление порядка возврата поступлений в иностранной валюте. Поступления в иностранной валюте могут быть возвращены только в случаях, установленных законодательством. Чтобы осуществить такой возврат, предложена абсолютно новая схема. В соответствии с данным порядком администратор представляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат, в которой указывает как сумму в иностранной валюте, так и эквивалентную ей сумму в валюте Российской Федерации. Управление Федерального казначейства оформляет платежное поручение на перечисление указанных в заявке средств в валюте Российской Федерации насчет, открытый администратором в банке. Вернее, данные средства будут перечисляться на корреспондентский счет данного банка. Далее банк в установленном порядке конвертирует данные средства и зачисляет на валютный счет администратора доходов бюджета. Дальнейший возврат плательщику в иностранной валюте будет осуществляться самим администратором со своего валютного счета.
По возврату в валюте Российской Федерации изменилась только форма документа, представляемая в органы Федерального казначейства для осуществления возврата средств плательщикам. Это, как уже упоминалось ранее, Заявка на возврат. При предоставлении администратором данного документа орган Федерального казначейства обрабатывает его в абсолютно том же порядке, который действовал в 2008 г.
Форма заявки состоит из трех разделов: реквизиты документа, реквизиты документа-основания, реквизиты получателя. То есть в данной заявке присутствует абсолютно вся информация, содержащаяся в платежном поручении.
Что появилось нового в других формах? В Справке о перечислении поступлений в бюджеты появился новый раздел по платежам, поступившим в бюджеты минуя счет органа Федерального казначейства. В данном случае в первом разделе Справки о перечислении поступлений в бюджеты отражаются поступления, которые зачислены на счет 40101, а в третьем разделе — платежи, которые зачислены на счета бюджетов и являются доходами данных бюджетов.
С 2009 г. видоизменен порядок обработки и учета поступлений, зачисленных в бюджет, минуя счет органа Федерального казначейства.
Суммы платежей в бюджет, поступившие на единые счета бюджетов минуя счет органа Федерального казначейства, которые являются налоговыми платежами и (или) в соответствии с нормативами распределения подлежат полностью или частично зачислению
в другие бюджеты, учитываются в соответствующем бюджете как невыясненные поступления и включаются в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства.
Неналоговые платежи, подлежащие зачислению в полном объеме в соответствующий бюджет, учитываются на соответствующих лицевых счетах администраторов поступлений в бюджет и в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, не включаются.
Поступления, зачисленные на единый счет федерального бюджета, открытый органу Федерального казначейства, и включенные в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, Федеральное казначейство отражает на лицевом счете администратора доходов бюджета — органа Федерального казначейства и направляет соответствующим администраторам поступлений в бюджет Запрос на выяснение принадлежности платежа.
Поступления, зачисленные на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, единые счета местных бюджетов, орган Федерального казначейства на основании расчетных документов, включенных в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, отражает на лицевом счете администратора доходов бюджета — финансового органа, на счет которого они поступили.
При осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджета финансовым органом — вдень получения банковской выписки по единому счету соответствующего бюджета финансовый орган направляет органу Федерального казначейства Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, и оформляет расчетный документ на перечисление итоговой суммы, указанной в Реестре платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, с единого счета соответствующего бюджета на счет органа Федерального казначейства.
При осуществлении кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета органом Федерального казначейства — орган Федерального казначейства в день получения банковской выписки по единому счету соответствующего бюджета формирует Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет орана Федерального казначейства, и направляет его в адрес финансового органа, а также оформляет расчетный документ на перечисление итоговой суммы, указанной в Реестре, платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, с единого счета соответствующего бюджета на счет органа Федерального казначейства.
При этом в расчетном документе на перечисление итоговой суммы на счет органа Федерального казначейства в поле 104 указывается код бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», а в поле «Назначение платежа» указывается соответствующий код бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» или «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты».
Уточнение (возврат) платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, осуществляется уже в установленном порядке.
Кроме того, изменился раздел по взаимодействию с администраторами доходов бюджета. Одним из нововведений является то, что теперь органы Федерального казначейства не заключают соглашения с администраторами доходов бюджета об информационном взаимодействии. Взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджета регламентируется приказами № 92н и № 7н. В связи с чем все ранее заключенные соглашения с 2009г. не применяются. Вместе с тем, данная норма не распространяется на соглашения (договоры) об обмене электронными документами.
В частности, приказом № 7н регламентируется предоставление информации по лицевым счетам администраторов доходов и первичных документов, а приказом № 92н предусмотрена для предоставления администратору доходов бюджета Справка о перечислении поступлений в бюджеты. Данная Справка направляется администратору один раз в месяц. При этом если между органом Федерального казначейства и администратором установлен электронный документооборот, то данная Справка по обращению администратора может направляться хоть каждый день. То есть в приказе № 92н основной упор сделан на взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджета и финансовыми органами в электронном виде.
Кроме того, при наличии между органом Федерального казначейства и администратором электронного взаимодействия помимо справки, органы Федерального казначейства могут предоставлять и ряд иных документов. Если главным администраторам необходимы сводные данные по подведомственным администраторам, то по обращению главного администратора орган Федерального казначейства может направлять Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета. Данные сводные сведения формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и кодов
ОКАТО. Данные сводные сведения предоставляются только при наличии электронного документооборота и обращения главного администратора. Если речь идет о бумажном документообороте, такие данные, естественно, не предоставляются. Сводные сведения формируются на определенную дату, поэтому для составления той или иной отчетности они могут быть полезны, в частности, главным администраторам доходов бюджета. Насколько это удобно, пока сложно говорить, поскольку пока это абсолютно новая форма.
В отношении старых форм, например Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий, то в соответствии с приказом № 92н данная Выписка может предоставляться администратору в качестве оперативной информации — после обработки органом Федерального казначейства банковской выписки по счету 40101. Учитывая, что Выписка из лицевого счета предоставляется администратору после завершения всех операций — либо в тот же день, но вечером, либо на следующий рабочий день, то для получения оперативной информации о поступлении платежей администратор может получать Выписку из сводного реестра по своим администрируемым доходам. При этом следует обратить внимание, что данная Выписка может предоставляться администратору только при наличии электронного взаимодействия и, соответственно, письменного обращения администратора. Все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям) отражаются на лицевом счете, и уже после их завершения органом Федерального казначейства будет формироваться и направляться администратору Выписка из лицевого счета.
Какие положительные моменты в данной выписке из лицевого счета? Первое: это один документ, а не несколько видов документов, как было ранее (Выписка из сводного реестра, Ведомость внебанковских операций и т.д.). В ней сосредоточены все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям). Кроме того, к данной выписке будут прилагаться все первичные документы, в том числе и документы администратора. Выписка из лицевого счета состоит из нескольких разделов. В первом разделе отражаются исполненные (проведенные) операции — зачисленные на счет платежи, исполненные операции по возврату, зачету (уточнению), в том числе частично исполненные. Документы, которые еще не исполнены или частично не исполнены, отражаются во втором разделе. Естественно, любой администратор может осуществлять контроль за исполнением направленных им в орган Федерального казначейства документов. Это одно из необходимых новшеств, поскольку в 2008 г. администратор фактически не знал, на какой стадии
исполнения находятся направленные им в орган Федерального казначейства документы.
В отношении открытия и ведения лицевых счетов администраторов доходов бюджета, администратору доходов открывается только один лицевой счет — с кодом лицевого счета 04 — лицевой счет администратора доходов бюджета. При этом в рамках 04 лицевого счета у администратора доходов бюджета может быть открыто несколько лицевых счетов.
Лицевой счетадминистраторадоходов бюджета открывается в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей, а также наличия прав требования к плательщикам публично-правовыми образованиями Российской Федерации — «1», органами государственной власти субъектов Российской Федерации — «2», органами местного самоуправления — «3», органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — «4», органами управления территориальным государственным внебюджетным фондом «5», за исключением лицевого счета, открываемого управлениям ФНС России.
Управлению ФНС России открывается один лицевой счет администратора доходов бюджета с кодом бюджета «1» — федеральный бюджет. При этом Управлением ведется учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в разрезе инспекций ФНС России, лицевые счета которым не открываются.
При открытии администратору доходов бюджета лицевого счета администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета «2» и (или) «3» данный администратор должен быть указан в Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и администраторов доходов бюджета соответствующего бюджета.
Таким образом, администратору доходов бюджета, за исключением Управления ФНС России, может быть открыто несколько лицевых счетов администратора доходов бюджета, в зависимости от права установления размера платежа, а также наличия прав требования к плательщикам, вне зависимости оттого, в какой бюджет подлежит зачислению платеж.
Что касается переданных федеральными органами государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по администрированию, то органу государственной власти субъекта Российской Федерации по переданным полномочиям открывается отдельный лицевой счет администратора доходов бюджета с кодом типа бюджета «1».