Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы исполнения доходной части федерального и территориальных бюджетов'

Проблемы и перспективы исполнения доходной части федерального и территориальных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / КАЗНАЧЕЙСТВО / АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ / УЧЕТ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодовников А. Г.

В статье рассмотрены проблемные вопросы работы Федерального казначейства и администраторов доходов в бюджет по исполнению доходной части бюджета в связи с изменениями нормативно-правовых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы исполнения доходной части федерального и территориальных бюджетов»

12 (252) - 2010

Казначейское исполнение бюджета

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

БЮДЖЕТОВ

А. Г. СОЛОДОВНИКОВ, старший специалист 2-горазряда Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

Органы Федерального казначейства (далее — ФК) осуществляют полный комплекс мероприятий по учету и распределению поступлений между бюджетами различных уровней: от получения выписки со счета органа ФК от Банка России, оформления платежных поручений на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты до формирования и направления информации о поступлениях для администраторов доходов бюджетов и соответствующих органов.

Этот процесс обусловлен рядом проблем при учете и распределении доходов в бюджеты РФ. В работе ФК в период с 2006—2009 гг. с точки зрения исполнения доходной части бюджета можно выделить несколько важных вопросов:

• в 2006 г. на обслуживание в ФК перешли все бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

• в 2008 г. ФК начало размещать средства федерального бюджета на банковские депозиты в кредитных учреждениях;

• с 2006 по 2008 г. в связи с реализацией института администрирования доходов сильно изменился учет доходов бюджетов бюджетной системы РФ и их регулирование по уровням бюджетной системы;

• в 2009 г. на ФК была возложена функция ведения сводного реестра администраторов доходов в бюджет (далее — АДБ) в рамках ведения Сводного реестра участников бюджетного

процесса. До 2009 г. реестры АДБ велись децентрализованно каждым УФК.

Перечень основных задач, стоящих перед ФК, ежегодно обобщается в докладе о результатах работы ФК в текущем году и направлениях деятельности на будущий год.

Множество вопросов в работе по исполнению доходной части бюджета, с которыми столкнулись органы ФК и АДБ, вызвали изменения нормативно-правовых документов, регламентирующих работу органов ФК. С 01.01.2009 вступил в силу приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В части основных проблем, затрудняющих процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по доходам в органах ФК, в настоящее время можно выделить следующие:

1) отсутствие нормативов распределения некоторых видов неналоговых доходов между краевым и местными бюджетами. Это приводит к невозможности распределения поступившихдоходов;

2) отсутствие законодательно утвержденных администраторов доходов бюджетов некоторых муниципальных образований и отсутствие кодов

бюджетной классификации (далее — КБК), закрепленных за некоторыми АДБ местного уровня. В результате в случае поступления доходов по данным КБК, указанные доходы не могут быть уточнены, так как отсутствует соответствующий АДБ, который должен проводить работу по уточнению невыясненных поступлений;

3) процесс появления новых администраторов доходов бюджетов не завершен. Каждый новый АДБ, получающий соответствующие полномочия, нуждается в соответствующем документарном оформлении (оформление дела Клиента в органе ФК, открытие лицевых счетов и т. д.). Вновь организованные АДБ большей частью не знают, как они должны выполнять свои полномочия. АДБ сталкиваются с проблемой доведения до плательщиков КБК, по которым образован новый АДБ, соответствующих реквизитов. Для выполнения всех вышеперечисленных действий необходимо достаточно длительное время. До тех пор пока все мероприятия не будут выполнены в полном объеме, все неверно оформленные поступления будут классифицироваться органами ФК как невыясненные поступления. Основными мероприятиями являются открытие лицевого счета АДБ и оповещение плательщиков об изменении реквизитов. Доведение неверных реквизитов до плательщиков приводит к неверно оформленным поступлениям, которые будут классифицироваться органами ФК как невыясненные поступления;

4) указание неправильных реквизитов приводит к зачислению данных поступлений как невыясненных, к дополнительной работе по их выяснению;

5) нарушение финансовыми органами положений бюджетного законодательства в части зачисления доходов, полученных бюджетными учреждениями, от приносящей доход деятельности, на балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;

6) в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством сроки зачисления платежей и сроки осуществления возвратов излишне уплаченных сумм заданы жестко. Нарушение сроков является основанием для наложения соответствующих штрафных санкций. Поэтому вопрос своевременного обмена необходимыми документами между АДБ и органами ФК стоит достаточно остро. В связи с этим заслуживает внимания проблема организации качественного электронного документооборота (далее — ЭД);

7) система ЭД «Центр-КС (модуль СЭД)» (далее — «СЭД»), используемая в настоящий момент,

сокращает сроки обмена документами с ФК, но во многом несовершенна и находится в стадии постоянной доработки. Вместе с доработкой используемого прикладного программного обеспечения в стадии доработки находятся и технологические регламенты, по которым работают органы ФК. В настоящее время обмен документами между органами ФК и АДБ производится в электронном виде с применением электронных цифровых подписей. Задача внедрения новой, более совершенной, системы ЭД впервые была поставлена в 2008 г. и с тех пор присутствует в перечне основных задач ФК на соответствующий год. В рамках модернизации казначейской системы с 2010 г. начался процесс постепенного перевода АДБ на разработанную корпорацией Oracle «Систему удаленного финансового документооборота» (далее — «СУФД»), которая придет на смену «СЭД».

Если между АДБ и органом ФК установлен электронный документооборот, то значительно расширяется перечень документов, которые органы ФК направляют АДБ. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н предусмотрена возможность предоставления АДБ документа «Справка о перечислении поступлений в бюджеты» (далее — Справка). При отсутствии электронного документооборота данная Справка направляется АДБ один раз в месяц, а при наличии ЭД — ежедневно. Если главным АДБ необходимы сводные данные по подведомственным АДБ, то по обращению главного АДБ при наличии электронного документооборота орган ФК может направлять документ «Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора». При наличии электронного документооборота и соответствующего письменного запроса администратора ему может предоставляться документ «Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий».

Помимо обмена бюджетными данными, система электронного документооборота позволяет также доводить до АДБ нормативно-справочную информацию: справочники банков, коды бюджетной классификации, справочник лицевых счетов и т. д. В случае необходимости имеется возможность обмениваться сообщениями в произвольном, неструктурированном формате. Юридическая значимость обеспечивается использованием электронных цифровых подписей (далее — ЭЦП) и регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Федеральным казначейством создана вся необходимая сопутствующая инфраструктура: система ведомственных удостоверяющих центров ФК,

разработан типовой договор обмена документами в электронном виде, учитывающий все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, признается равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью;

8) главной проблемой при исполнении федерального бюджета по доходам является наличие поступлений, которые органы ФК вынуждены относить к невыясненным. Для уменьшения их объема ФК в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществляет определение предполагаемых АДБ и направляет им в установленном порядке информацию о невыясненных поступлениях в виде документа «Запрос на выяснение принадлежности платежа»;

9) проблемой остается наличие случаев уплаты процентов при нарушении сроков возврата (возмещения) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей. Нарушение сроков может происходить по причине несвоевременной реакции АДБ на заявление плательщика и, как следствие, несвоевременном направлении в органы ФКдокумента «Заявка на возврат», либо по причине несвоевременной отправки органами ФК платежного поручения, соответствующего документу «Заявка навозврат», в учреждение Банка России. Задачей ФК является минимизация таких случаев. Для решения данной проблемы ФК принимало непосредственное участие в разработке приказа Минфина России от 12.11.2007 № ЮЗн «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Одно из принципиальных положений этого приказа — установление порядка перечисления средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета ФК, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Рассмотрев перечисленные проблемы, можно сделать вывод, что большая часть из них возникает в

силу неготовности АДБ качественно и своевременно исполнять свои полномочия. Федеральное казначейство вынуждено детально разъяснять АДБ последовательность процедур, которые должны быть соблюдены для организации администрирования поступлений — учета и распределения поступлений. Подобные консультации у сотрудников отделов доходов управлений и отделений ФК отнимают рабочее время и не являются функцией ФК.

Большое внимание ФК уделяет совершенствованию системы электронного документооборота с АДБ. Для поддержки производственных процессов в части кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и иных бюджетных полномочий, установленных ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, в ФК в настоящее время проводятся работы по созданию и внедрению комплексной Автоматизированной системы ФК (далее — АСФК). Она охватывает функциональные области деятельности ФК и его органов. Проект по созданию АСФК нацелен на повышение эффективности казначейской системы и включает комплекс мероприятий по созданию единого методологического, правового и информационного пространства участников бюджетного процесса и обеспечения его комплексной защиты. Ожидается, что реализация данного проекта приведет не только к оптимизации деятельности ФК, но и будет способствовать более прозрачному и детализированному отражению информации по состоянию доходной части федерального бюджета на официальных сайтах органов государственной власти РФ.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

3. О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 12.11.2007 № ЮЗн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.