АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мазурова Людмила Петровна, к.э.н., руководитель Управления Федерального казначейства по Кемеровской области Карюкина И.А., начальник отдела доходов УФК по Кемеровской области
Куманеева Мария Константиновна, ассистент кафедры «Финансы и
кредит» КузГТУ имени И.Ф. Горбачева Управление Федерального казначейства по Кемеровской области, КузГТУ
имени И. Ф. Горбачева
Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами является актуальной задачей в деятельности Федерального казначейства. Решение этой задачи предполагает исследование проблем, касающихся порядка учета и распределения платежей между бюджетами, правил указания информации в платежных поручениях на перечисление платежей в бюджет и правил осуществления перевода денежных средств. В статье рассмотрены особенности учета доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 г.
Проблемы отнесения платежей на «Невыясненные поступления» были и остаются актуальными в сфере администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Они возникают, главным образом, из-за недостаточной ориентированности плательщиков в изменяющемся бюджетном законодательстве и несвоевременного доведения администраторами доходов бюджета до них информации, необходимой для оформления расчетных документов на перечисление платежей в бюджет.
Так, по причине некорректного заполнения плательщиками расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему РФ за 2013 г. по 232 тысячам, а за 1 квартал 2014 г. по 93 тысячам расчетных документов денежные средства были отнесены на «невыясненные поступления». Наиболее рискоемким в вопросе отнесения платежей на «невыясненные поступления» является первый квартал финансового года, - на него приходится более 35% от годового количества некорректно оформленных расчетных документов.
С 1 января 2014 г. органы Федерального казначейства в работе руководствуются новым Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н [1], в котором основными новациями являются:
1. Уточнение «невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет», учтенных на счете Управления Федерального казначейства другого региона;
2. Отнесение платежей к «невыясненным поступлениям» государственных внебюджетных фондов;
3. Предоставление финансовым органам дополнительной информации о поступлениях в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований;
4. Изменение порядка распределения акцизов на нефтепродукты;
5. Применение Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО), вместо Общероссийского классификатора объектов административно - территориального деления (далее -ОКАТО).
В соответствии с ранее действующим порядком по платежам, ошибочно зачисленным плательщиками или кредитными организациями на счет Управления Федерального казначейства по Кемеровской области по учету и распределению доходов, но предназначавшихся к зачислению на счет органа Федерального казначейства другого региона и отнесенных на «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», можно было осуществить только возврат денежных средств на расчетный счет плательщика.
При этом действовала сложная схема: администратор доходов бюджета другого региона должен был обратиться в орган Федерального казначейства по месту зачисления платежа с заявлением о возврате ошибочно зачисленной суммы, приложив к заявлению заверенную копию правового акта администратора доходов бюджета о наделении его полномочиями по администрированию доходов бюджета. Кроме того, было необходимо заявление непосредственного плательщика.
Проблема заключалась в отсутствии нормативно установленной системы передачи информации соответствующему администратору доходов бюджета. Как правило, ни администратор доходов бюджета, ни плательщик, не знали, что денежные средства ошибочно зачислены на счет органа Федерального казначейства в другом регионе.
Поэтому Управлению приходилось направлять письма предполагаемому администратору доходов бюджета и плательщику, ошибочно перечислившему платежи, предназначенные для уплаты на счет Управления Федерального казначейства другого региона, с разъяснениями порядка возврата платежа. Как показывает практика, только около 12% плательщиков, кото -рым были направлены письма, обратились с заявлениями к соответствующему администратору доходов бюджета и их денежные средства были возвращены, что не способствовало снижению сумм «невыясненных поступлений».
В 2014 г. стало возможным уточнение «невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет», учтенных на счете Управления, соответствующим администратором доходов бюджета другого региона. Введение Реестра платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства, позволяет администраторам доходов бюджета
другого региона в короткие сроки уточнить эти платежи и зачислить в соответствующие бюджеты.
Так, за первое полугодие 2014 г. уточнены денежные средства по 189 расчетным документам (53%), зачисленные в 2005-2014 гг. на счет Управления, но предназначенные к уплате на счета Управлений Федерального казначейства других регионов.
Например, штрафы ГИБДД Алтайского края или Новосибирской области, предъявленные водителям Кемеровской области, из-за ошибки кредитных организаций, либо ошибок самих плательщиков, зачисленные на счет Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, учитываются как «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» и уточняются на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администраторами доходов бюджета Алтайского края и Новосибирской области, зачисляются, в соответствующий бюджет.
Следующая новация направлена на сокращение сроков уточнения «невыясненных поступлений», введение механизма отнесения платежей к «невыясненным поступлениям» государственных внебюджетных фондов. До вступления в силу вышеназванного Порядка, платежи, подлежащие зачислению на счета государственных внебюджетных фондов, из-за ошибок в расчетных документах плательщика учитывались как «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».
Преимущество нового механизма заключается в том, что «невыясненные поступления» зачисляются непосредственно в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов и оперативно уточняются на основании Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа соответствующих органов управления государственными внебюджетными фондами.
Кроме того, новым порядком предусмотрено предоставление дополнительной информации о поступлениях в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований в форме «сведений о поступивших от юридических лиц платежах» по запросу финансового органа. Данные сведения предоставляются органами Федерального казначейства в разрезе плательщиков, что очень важно для финансовых органов при прогнозировании доходов бюджета и работы с плательщиками по собираемости доходов.
Изменился порядок распределения акцизов на нефтепродукты. Если в предыдущие годы распределение осуществлялось между федеральным и областным бюджетами, то в 2014 г. акцизы на нефтепродукты по дифференцированным нормативам отчислений направляются и в местные бюджеты.
Действовавшая с 2006 г. схема распределения акцизов на нефтепродукты предполагала распределение платежей между федеральным и областным бюджетами в два этапа:
1. Органы Федерального казначейства по установленным бюджетным законодательством на текущий финансовый год нормативам отчисляли суммы акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет и на счет уполномоченного органа Федерального казначейства для последующего перераспределения между бюджетами субъектов Российской Федерации;
2. Уполномоченный орган Федерального казначейства по утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год нормативам отчислений перераспределял поступившие на его счет суммы акцизов на нефтепродукты и направлял их на единые счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Начиная с января 2014 г., распределение акцизов на нефтепродукты осуществляется между федеральным, областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в три этапа.
Принцип первых двух этапов не изменился, только после вторичного распределения акцизы направляются не на единые счета бюджетов субъектов Российской Федерации, а возвращаются на счет соответствующего органа Федерального казначейства, предназначенный для учета и распределения платежей.
На третьем этапе орган Федерального казначейства полученные суммы акцизов на нефтепродукты распределяет по установленным законом об областном бюджете нормативам в областной бюджет и местные бюджеты.
Еще одна новация 2014 г. - вступление в силу с 4 февраля 2014 г. приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - Правила), в соответствии с которыми применяется ОКТМО вместо ОКАТО [2].
Поэтому в соответствии с Правилами заполнения расчетных документов на перечисление платежей в бюджет, в реквизите «105» расчетного документа указывается ОКТМО.
Общероссийским классификатором установлены восьмизначные коды ОКТМО для муниципальных образований, являющихся получателями бюджетных средств, и одиннадцатизначные коды ОКТМО - для населенного пункта, входящего в состав муниципального образования. Таким образом, в реквизите «105» расчетного документа можно указывать как восьми-, так и одиннадцатизначные коды ОКТМО в соответствии с общероссийским классификатором.
Администраторы начислений могут выбрать любую разрядность кода ОКТМО для ведения бухгалтерского учета в своей организации, однако коды ОКТМО должны указываться в строгом соответствии с общероссийским классификатором. Важно, чтобы сведения о реквизите ОКТМО администраторами доходов бюджета своевременно доводились до плательщиков.
Платежи, поступающие с несуществующими значениями ОКТМО, отражаются как «невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет». Например, код ОКТМО Кемеровского городского округа -32701000, ОКТМО города Кемерово - 32701000001. Допустимо указание именно этих значений в реквизите «105» расчетного документа. Платежи, поступающие с несуществующим значением ОКТМО, например, 32701000000, отражаются, как «Невыясненные поступления».
В переходный период, срок которого пока не ограничен, органы Федерального казначейства для учета и распределения поступлений в бюджетную систему Российской Федерации используют прикладное программное обеспечение, которое позволяет посредством Таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО в учете перекодировать реквизит ОКАТО на ОКТМО, если в платежном документе он указан правильно.
Кроме того, Правилами заполнения расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации предусмотрено указание в реквизите «22» уникального идентификатора начислений и в реквизите «108» - уникального идентификатора плательщика.
Эти нововведения в Правила позволяют идентифицировать платежи в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, или как ее кратко называют «ГИС ГМП».
Уникальные идентификаторы начислений (далее - УИН) и уникальные идентификаторы плательщиков (далее - УИП) в соответствии с Правилами доводят до плательщиков администраторы начислений (администраторы доходов бюджета; бюджетные и автономные учреждения, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги).
Действующим бюджетным законодательством был предусмотрен переходный период, в который при отсутствии данных реквизитов допускалось проставлять нули в соответствующих полях расчетного документа. При наличии идентификатора начислений, до 31 марта 2014 года он указывался в реквизите «Назначение платежа», с 31 марта 2014 года указывается в поле реквизита «22» (Код).
При отсутствии у плательщика информации об УИН и УИП в соответствующих реквизитах «22» и «108» проставляется ноль.
Одновременно, в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» [3] реализован порядок по перечислению средств сводными платежными поручениями на счета органов Федерального казначейства, которые должны обязательно сопровождаться реестром. В целях реализации п. 3.15 Положения Банка России от 29 июня 2012 года № 384-П «О платежной системе Банка России» [4] Банком России доведен до участников расчетов формат нового электронного документа ЕБ108 - сводное платежное поручение на общую сумму принятых платежей от физических лиц с реестром.
Применение БВ108 в расчетах кредитных организаций с бюджетом позволяет доводить до администраторов доходов бюджетов детализированную информацию о плательщике - физическом лице (адрес проживания по прописке, или по месту пребывания; фамилия, имя, отчество; при наличии УИН, УИП, ИНН).
Таким образом, все нововведения, касающиеся порядка учета и распределения органами Федерального казначейства платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, правил указания информации в платежных поручениях на перечисление платежей в бюджет и правил осуществления перевода денежных средств, направлены на совершенствование механизма взаимодействия органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджета, повышение эффективности администрирования платежей и совершенствование механизмов функционирования бюджетной системы в целом.
Список литературы
1. Приказ Минфина России от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»
2. Приказ Минфина России от 12.11.2013 №107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»
3. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.12 № 383-П (ред. 29.04.14)
4. Положение о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 № 384-П (ред.14.07.2014)
«КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» И «ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ»: РАЗЛИЧИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЙ
Максимова Лилия Владимировна, магистрант, ст. преподаватель Гнездилов Евгений Алексеевич, д.э.н., профессор Максимов Игорь Сергеевич, студент Дальневосточный федеральный университет
В статье проанализированы различия в определении понятий «кадровый потенциал» и «трудовой потенциал», предложено определение понятия «кадровый потенциал организации» на основе существенных признаков, свойственных этому понятию и отличающих его от других.
В настоящее время в российской экономической науке и в повседневном применении широко используется термин «кадровый потенциал», который не всегда корректно употребляется с точки зрения смысла понятия и часто смешивается с термином «трудовой потенциал». Цель настоящей работы -проанализировать различия в определении понятий «кадровый потенциал»