Научная статья на тему 'Основные инструменты управления процессами обеспечения экономической безопасности эксклавного региона'

Основные инструменты управления процессами обеспечения экономической безопасности эксклавного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
886
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шулькина Т. М.

Рассматривается проблема управления процессами обеспечения экономической безопасности региона, а также субъекты управления и их роль в процессе обеспечения экономической безопасности. Основное внимание уделено анализу целесообразности использования различных инструментов управления процессами обеспечения экономической безопасности Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major instruments of managing economic security in an exclave region

The article deals with the management subjects and their role the region's economic security. Special attention is given to the analysis of the efficiency of various managing instruments used for the provision of economic security in the Kaliningrad region.

Текст научной работы на тему «Основные инструменты управления процессами обеспечения экономической безопасности эксклавного региона»

ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

94

УДК 332 (470.26)

Т.М. Шулькина

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА

Рассматривается проблема управления процессами обеспечения экономической безопасности региона, а также субъекты управления и их роль в процессе обеспечения экономической безопасности. Основное внимание уделено анализу целесообразности использования различных инструментов управления процессами обеспечения экономической безопасности Калининградской области.

The article deals with the management subjects and their role the region's economic security. Special attention is given to the analysis of the efficiency of various managing instruments used for the provision of economic security in the Kaliningrad region.

Существует два основных подхода к проблеме обеспечения экономической безопасности (ЭБ) региона. Первый подход основывается на том, что экономическая безопасность территории должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики. Иными словами, экономика должна защищать себя сама высокой производительностью труда, качеством продукции, конкурентоспособностью и т. д. Вторая позиция заключается в том, что обеспечение экономической безопасности должно осуществляться системой экономических, политических, правовых и государственных институтов, включающих как правовую инфраструктуру, так и систему государственных органов и специальных структур управления. Судя по нормативно-правовым документам, официальная позиция государства соответствует второму подходу.

В соответствии с законом «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446 — 1 основным субъектом безопасности, в том числе и экономической, принято считать государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан осуществляется на основе Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности РФ, одобренной Указом президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608.

Реализации стратегии осуществляется посредством использования институтами государственной власти системы конкретных экономических, правовых, административных мер и механизмов воздействия, сконструированных на основе качественных индикаторов и количественных показателей. Выделяют несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей ком-

петенции проблемами обеспечения экономической безопасности региона: органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности; органы исполнительной власти, определяющие стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики; судебные органы, обеспечивающие соблюдение законов в этой сфере и правовой контроль за их выполнением; государственные институты, обеспечивающие экономическую безопасность на уровне системы мер, т. е. органы, осуществляющие административно-правовые и финансовые режимы (таможенный контроль, охрана границы, налоговый контроль, антимонопольный контроль, режим миграции населения, охрана экологии, служба МЧС и т.д.); научные коллективы, занимающиеся исследованиями проблем обеспечения экономической безопасности в теоретической, методологической и практической плоскостях.

Обеспечение экономической безопасности региона требует управления вышеописанной системой. Одним из основных инструментов управления процессами обеспечения экономической безопасности экс-клавного региона видится управляющий орган, основной функцией которого являлась бы координация деятельности различных институтов (государственных, правовых, социально-экономических, общественных и пр.) с целью обеспечения экономической безопасности Калининградской области. Как показывает опыт ряда субъектов РФ, в качестве вышеобозначенного органа целесообразно создавать Совет экономической безопасности.

Необходимость создания Совета экономической безопасности Калининградской области обусловлена низким уровнем обеспечения экономической безопасности региона на фоне диверсификации внешних угроз, обусловленных изменением геополитики в Балтийском регионе.

Цель создания Совета — обеспечение такого развития экономики Калининградской области, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и политической стабильности общества, развития Калининградской области как субъекта Российской Федерации, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз в условиях геополитической трансформации.

Совет экономической безопасности призван решать ряд задач. Прежде всего, речь идет о разработке стратегии экономической безопасности Калининградской области, планов по ее реализации, выработке предложений по координации деятельности федеральных и региональных органов власти, предприятий, организаций в области обеспечения экономической безопасности области. Одной из важнейших задач Совета экономической безопасности является разработка методов и формирование механизмов реализации стратегии экономической безопасности Калининградской области. Кроме того, Совет экономической безопасности организует работу в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности области.

Следующим инструментом управления процессами обеспечения экономической безопасности региона является мониторинг. Изучение

95

96

социально-экономической безопасности региона должно вестись в рамках более масштабной системы мониторинга безопасного развития Калининградской области. Под мониторингом безопасного развития региона понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем.

Главная цель мониторинга — заблаговременное определение развития эндо- и экзогенных процессов и явлений, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическую безопасность региона.

Важнейшая задача мониторинга — обеспечение региональных и федеральных органов власти полной, своевременной и достоверной аналитической информацией о негативных процессах, дальнейшее развитие которых может привести к формированию угроз экономической безопасности во внутренней и внешней сферах.

Предлагаемая система мониторинга безопасного развития региона должна отвечать следующим принципиальным требованиям: базой мониторинга должна являться статистика; мониторинг должен быть системным, т. е. способным дать характеристику политическим, экономическим, правовым, социальным и прочим аспектам отслеживаемой ситуации (проблемы или угрозы) в их взаимосвязи; мониторинг должен быть структурно выдержанными и логически завершенным.

Еще одним весомым элементом системы обеспечения экономической безопасности является институт независимой экспертизы. Для этого необходимо, чтобы федеральные и региональные органы государственной власти при внесении проектов нормативных актов, подлежащих экспертизе, предоставляли обоснование того, что в результате их принятия соотношение показателей социально-экономического положения территории с пороговыми значениями индикаторов не изменится в худшую сторону. В качестве экспертов целесообразно привлекать ученых, представителей региональных органов власти, органов государственного контроля, политиков, ведущих предпринимателей региона.

Важным инструментом управления процессами обеспечения экономической безопасности региона является индикативное планирование. Введение в управленческую и хозяйственную практику системы индикативного планирования социально-экономического развития региона будет способствовать реализации задач обеспечения экономической безопасности региона. Существует несколько форм и видов индикативного планирования развития территории. В рамках общего подхода его можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает государственное регулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием и основывается на разработке системы показателей социально-экономического развития. Иными словами, индикативное планирование представляет собой совокупность процедур согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников финансово-хозяйственной дея-

тельности. В отличие от директивного индикативное планирование представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов. Основные функции индикативного планирования: информирование, ориентация и стимулирование хозяйствующих субъектов для достижения оптимума совокупности собственных интересов, интересов региона, его отдельных граждан и, безусловно, национальных интересов России.

Особенностью индикативного планирования является то, что при формировании индикативного плана подготавливаются два прогноза: прогноз развития отраслей экономики и прогноз обеспечения экономической безопасности (в другой интерпретации — прогноз экономи- 97

ческого обеспечения безопасного развития территории). ----

Первый прогноз определяет основные направления и реальные механизмы социально-экономического развития региона, которые будут гарантировать рост ВРП в достаточно значительном временном периоде (10 лет), и устанавливает прогнозные индикаторы совокупного спроса.

Второй прогноз содержит индикаторы экономической безопасности на момент составления плана и на периоды планирования (обычно на каждый последующий год плана) в соответствии с целями и задачами экономической безопасности. В рамках данного прогноза определяются темпы роста основных экономических показателей и одновременно осуществляется проверка последних на совместимость. Более того, система целей индикативного плана формируется исходя из задач обеспечения экономической безопасности региона.

В рамках совершенствования методического инструментария необходимо разработать и утвердить методику формирования системы индикаторов, включающей коридор пороговых значений, которая позволит объективно оценивать состояние экономической безопасности региона и заблаговременно прогнозировать формирование угроз, а также просчитывать последствия их реализации для экономики области.

Кроме того, важным является разработка методики оценки эффективности мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона. Подход к оценке мероприятий по обеспечению экономической безопасности в общем виде может быть выражен формулой

Э =

ЕА-Е в

1=1 ]=1

1

к=1

где Э — эффективность мероприятий по обеспечению ЭБ региона; Ai — предотвращенный ущерб по совокупности объектов ЭБ; і = 1,2,...,п (п — количество объектов, по которым предотвращен ущерб); Bj — реализованный ущерб по совокупности объектов ЭБ; у = 1,2,...,п (п — количество объектов, по которым реализован ущерб); Бк — затраты на осуществление мероприятий по обеспечению ЭБ региона; к = 1,2,.,г (г — количество мероприятий по обеспечению ЭБ региона).

Совершенствование правового инструментария предполагает разработку нормативно-правового акта, определяющего стратегию обес-

98

печения ЭБ Калининградской области в условиях анклавности на территории ЕС. Следует инициировать принятие федерального закона о целевых программах обеспечения экономической безопасности субъектов РФ, который бы закрепил их содержание, алгоритм формирования и финансового обеспечения, а также нормативного акта, регламентирующего функции и полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере управления процессами обеспечения экономической безопасности эксклавного региона. В свете предлагаемых мероприятий требуется принятие региональных законов «О системе мониторинга безопасного развития Калининградской области», «Об экспертизе управленческих решений», положения «О Совете экономической безопасности Калининградской области».

Кроме того, важно осуществить мониторинг регионального и федерального законодательства, регулирующего различные аспекты жизнедеятельности эксклавного региона, с целью выявления причин, отрицательно влияющих на экономическую безопасность области, и при необходимости инициировать принятие соответствующих поправок.

Об авторе

Т.М. Шулькина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

УДК 338.439.6

И.В. Никифорова

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИКАТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлены индикаторы продовольственной безопасности Калининградской области и их пороговые значения. Дана оценка состояния сельского хозяйства эксклавного региона.

The article describes indices of food security of the Kaliningrad region and their threshold values. The author evaluates the current situation in agriculture in the exclave region.

Для Калининградской области значение продовольственной безопасности (ПБ) заключается в создании оптимальных условий по развитию регионального агропромышленного комплекса (АПК) при территориальной изолированности региона от остальной части территории России.

В этой связи очевидно, что удовлетворение потребности населения в жизнеобеспечивающих продуктах питания, таких, как молоко, мясо, картофель и тому подобных, является необходимым условием социально-экономической стабильности региона, а следовательно, его продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.