УДК 342.9 ББК 67.401
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Владимир Петрович Капыш,
Генеральный директор АО «Сибер» ГК «Ростех» E-mail: info@siber.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В свете принятия Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года в статье анализируется содержание понятия «обеспечение экономической безопасности» в федеральном и региональном законодательстве.
Ключевые слова: экономическая безопасность, правовое обеспечение, угрозы экономической безопасности, региональное законодательство.
ABSTRACT IN LIGHT OF THE ADOPTION OF THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD TILL 2030 THE ARTICLE ANALYZES THE CONCEPT OF «ECONOMIC SECURITY» IN THE FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION
Vladimir P. Kapysh,
General Director of JSC «Siber» GC «Rostec»
Abstract. The analysis of the notion of «economic security» for example, regional legislation.
Keywords: economic security, legal security, threats to economic security, and the regional legislation.
Согласно вновь принятой в мае 2017 года Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1 «экономическая безопасность» 'это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, а «обеспечение экономической безопасности» — реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической без-
1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208.
опасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере. Перечисляя основные угрозы экономической безопасности Стратегия в числе их называет неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития; Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
К основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, в том числе, являются: совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз нацио-
нальной безопасности Российской Федерации; совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров и так далее.
Следует выяснить, что подразумевается в целом под обеспечением экономической безопасности и назвать основные направлениями данного механизма в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В целом ряде документов сферами формирования экономической безопасности названы агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство и природопользование. Данная трактовка встречается в постановлении Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2014—2020 годы» постановлении Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п «О государственной программе Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015—2020 годы», в Постановлении Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 № 358 «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года».
В указанном смысле об экономической безопасности говорят правовые акты Приморского края, ЕАО, Курской области, и т.д.
Фактором повышения экономической безопасности в законодательстве субъектов России называется решение транспортной проблемы. Например, комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры Ставропольского края в рамках Программы «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения» позволит: повысить экономи-
ческую безопасность Ставропольского края2. Недостаточное развитие дорожной сети Республики Саха (Якутия) создает условия для изоляции и оторванности, сдерживая экономическое развитие республики и создавая угрозу его экономической безопасности3.
Строительство так же является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития как в экономическом, так и в социальном плане. И пассивное отношение к существующим проблемам в этой отрасли способно привести к реальной угрозе экономической безопасности страны, вырождаемости нации4.
Предполагаемый экономический эффект от туризма в некоторых регионах состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, росте валового регионального продукта и улучшении платежного баланса региона за счет развития въездного туризма, сокращения выездного турпотока в результате развития внутреннего туризма. Экономический эффект от туризма в Волгоградской области напрямую увязан с укреплением экономической безопасности Волгоградской области за счет создания стабильно прибыльной отрасли, не связанной с ценами на сырьевые ресурсы на мировых рынках5,
Главная цель проводимой в Ленинградской области инвестиционной политики — стимулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, повышение конкурентоспособно-
2 Р. 1, Постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 № 574-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/document/460232052
3 Указ Президента РС(Я) от 12.10.2011 № 974 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2019 годы» (вместе с «Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012—2019 годы») // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа //http:// docs.cntd.ru/document/473509579
4 Постановление Правительства Амурской области от 18.03.2011 № 154 «Об утверждении комплексной программы «Развитие жилищного строительства в Амурской области в 2011—2015 годах» // Региональное законодательство. Режим доступа // http://www.regionz.ru/index.php?ds=1115941
5 Постановление Правительства Волгоградской обл. от 23.04.2013 № 188-п «О долгосрочной областной целевой про-
грамме «Развитие внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области» на 2013—2017 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/document/438888202
сти, и ивестиционной активности хозяйствующих субъектов, деловых и финансовых структур, привлечение прямых инвестиций, как российских, так и иностранных, решение на этой основе наиболее важных проблем и задач социально-экономического развития региона, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность
Государственная программа по энергосбережению Ивановской области направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Ивановской области, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсовб.
На региональном уровне разработаны и специальные документы по обеспечению экономической безопасности В Постановление Правительства РМ от 05.06.2001 № 265) «О разработке Программы обеспечения экономической безопасности Республики Мордовия» сказано, что программа является основой системного межведомственного подхода по контролю за криминальной ситуацией в районе, снижению уровня преступности, охране конституционных прав и свобод граждан, обеспечению экономической безопасности Республики Мордовия.
Настоящая Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на осуществление контроля за криминальной ситуацией в районе, снижение уровня преступности, охрану конституционных прав и свобод граждан, обеспечение экономической безопасности, совершенствование форм и методов профилактики правонарушений.
Эффективное управление муниципальным долгом направленное на сохранение объема и структуры муниципального долга неоднократно названо как основа его экономически безопасного уровне.
Поскольку, сказано в постановлении Администрации Комсомольска-на-Амуре, в городе сохраняется тенденция к увеличению объема муниципального долга, особое внимание необходимо уделить поддержанию его на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков7. Распоряжением Правительства Хабаровского края от 19.11.2015 № 852-рп «Об основных направлениях долговой политики Хабаровского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» названы основные направления долговой политики Хабаровского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, которые определяют цели и приоритеты деятельности Правительства Хабаровского края в области управления государственным долгом края, основаны на необходимости поддержания объема государственного долга края на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения краем обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем решать неотложные задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации, а также в Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014— 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. № 107-рп.
С целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Иркутской области осуществлялись мероприятия по повышению собираемости доходов от налогов и сборов и неналоговых доходов, развитию налоговой базы, ограничению роста дефицита областного бюджета, поддержанию объема государственного долга Иркутской области на экономически безопасном для региона уровне8. Постановлением Правительства Москвы от 17.08.2010
6 Постановление Правительства Ивановской области от 05.06.2014 № 229-п (ред. от 26.10.2015) «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа //http://docs.cntd.ru/ document/422403119
7 Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 31.12.2014 № 4829-па «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». «Управление муниципальными финансами на период до 2018 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/ document/465322590
8 Р. I, Постановление Правительства Иркутской области от 23.10.2014 № 517-пп «Об утверждении государственной про-
граммы Иркутской области «Управление государственными фи-
нансами Иркутской области» на 2015—2020 годы» // Электрон-
ный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/document/423846570
№ 716-ПП «Об обеспечении долговой устойчивости бюджета города Москвы» (вместе с «Методикой оценки и меры по обеспечению долговой устойчивости бюджета города Москвы»)утвержде-на методика оценки и меры по обеспечению долговой устойчивости бюджета города Москвы, которая применяется для обеспечения на стадии планирования бюджета и составления среднесрочного финансового плана города Москвы, экономически безопасного уровня государственного долга города Москвы, а также структуры бюджетных расходов, обеспечивающей долговую устойчивость бюджета города Москвы , реализация долговой политики Московской области направлена на решение в том числе задачи поддержание величины государственного долга Московской области на экономически безопасном уровне9.
В качестве угроз экономической безопасности в региональном законодательстве упоминается сокращение численности населения. Так, главной проблемой демографического развития Забайкальского края с позиции обеспечения экономической безопасности является систематическое уменьшение абсолютной численности населения10. А общая демографическая ситуация в Калининградской области может считаться проблемной даже по сравнению со среднероссийскими показателями. Для эксклавной территории улучшение условий естественного воспроизводства населения и эффективное регулирование миграции являются ключевыми факторами экономической и политической безопасности, критическими условиями его жизнеобеспечения11. И главной проблемой демографического развития Владимирской области с позиции обеспечения экономической безопасности является систе-
матическое уменьшение абсолютной численности
12
населения12.
К угрозам экономической безопасности согласно региональному законодательству следует так же отнести объем ввозимой продукции, и как меры ее устранения. В Забайкальском крае целях обеспечения экономической безопасности региона необходимо сокращение импортных поставок группы «продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» за счет выращивания импортозамещающей овощной продукции на территории региона13.
Коррупционная составляющая так же неоднократно звучит как фактор снижения уровня экономической безопасности страны и ее регионов. К примеру, недостаточная работа по выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию, приводит к ее распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, расширяя ее влияния, способствуя образованию коррупционных сообществ в различных сферах жизни. В этой связи усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, растет социальная напряженность. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной и экономической безопасности страны14.
Отдельно следует выделить законодательную разработанность отдельных элементов системы обеспечения экономической безопасности в Тверской области и Республики Калмыкия. Для измерения и оценки экономической безопасности Тверской области используется анализ ее основных показателей, осуществляется оценка темпов экономического
9 Постановление Правительства МО от 05.03.2015 № 109/8 «Об утверждении Долговой политики Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // СПС Кон-сультантПлюс
10 Постановление Правительства Забайкальского края от 01.08.2014 № 457 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Содействие занятости населения на 2014—2020 годы»// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/ document/422403567
11 Закон Калининградской области от 28.12.2006 № 115) «Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007—2016 годы» (принят Калининградской областной Думой 25.12.2006) // Законодательство РФ. Режим доступа // http://www.lawsrf.ru/region/ documents/337106/
12 Постановление Губернатора Владимирской обл. от
28.11.2013 № 1346 (ред. от 24.04.2015) «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2014—2016 годы» // Правовая Россия. Режим доступа // http://lawru.info/dok/2013/11/28/n536457.htm
13 Постановление Правительства Забайкальского края от
29.05.2014 № 314 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие международной, внешнеэкономической деятельности и туризма в Забайкальском крае (2014—2020 годы)»// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа //http://docs.cntd. ru/document/430608116
14 Постановление мэрии города Магадана от 31.03.2015 № 1244 «Об утверждении Программы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в мэрии города Магадана на 2015—2017 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http:// docs.cntd.ru/document/441585407
роста области по основным мезоэкономическим показателям, прогнозирование динамики их изменения; экспертная оценка, служащая для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов; анализ и обработка сценариев; используются методы оптимизации, распознавания образов, теоретико-игровые методы многомерного статистического анализа и др.
Учитывая то, что главная реальная угроза экономической безопасности Тверской области исходит от системного кризиса, основанного на исторически сложившейся экономической системе и являющегося следствием ряда экономических и организационно-правовых просчетов, представляется целесообразным принять в качестве определяющего ядра системы мер по предотвращению угроз региональной безопасности сценарий преодоления кризисной ситуации. Этот сценарий должен быть адаптированным к специфике отраслевой структуры производственно-территориального комплекса области в целом и обладать вариабельностью.
Поэтому к первоочередным факторам повышения экономической безопасности следует отнести:
а) формирование среды создания конкурентоспособной продукции и повышения конкурентоспособности предприятий;
б) формирование инновационной инфраструктуры и механизмов поддержки допроизводственной инновационной деятельности;
в) осуществление мероприятий и механизмов существенного повышения производительности труда и эффективности деятельности предприятий;
г) совершенствование кредитно-денежной и налоговой политики в рамках действующего законодательства, но с учетом государственных инициатив и программ в сфере построения инновационной экономики;
д) ускоренное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование инновационных кадров в сфере инновационной деятельности, управления предприятиями (в новых условиях), управления инновациями, а также кадров для поддерживающей инновационной инфраструктуры;
е) постоянное совершенствование правовой базы под новые условия ведения хозяйственной деятельности15.
Что же касается Стратегии экономической безопасности Республики Калмыкия, то она представляет собой совокупность целей, задач, принципов, основных направлений, а также систему управленческих решений законодательных и исполнительных органов власти республики, хозяйствующих субъектов по обеспечению защиты экономических интересов личности, общества и республики в целом. При этом она должна быть нацелена на формирование цивилизованного, социально ориентированного рыночного хозяйства, обеспечивающего гармонизацию интересов республики и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Необходимость разработки Стратегии обусловлена тем, что Республика Калмыкия относится к регионам страны, которые в силу ряда объективных причин хронически отстают от среднего российского уровня.
Потенциальную угрозу экономической безопасности представляют собой неурегулированность внешних территориально-административных границ Республики Калмыкия, нерешенность вопросов политической и экономической реабилитации калмыцкого народа.
Таким образом на уровне регионов России мы видим учет местных особенностей и опережающее развитие законодательства, что безусловно необходимо учитывать при реализация новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, осуществляемой в два этапа: I этап (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; II этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Как следует из анализа приведенных примеров единого или хотя бы приближенного к какому-то ориентиру понимания четкого содержания понятия «обеспечение экономической безопасности» не существует, что связано с разновидностью проблем в экономической сфере в регионах России.
15 Распоряжение Правительства Тверской области от 29.04.2014 № 210-рп «О Концепции промышленной политики в Тверской области на период до 2020 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа // http://docs.cntd.ru/document/430628851