Моделирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
образования: Сб. материалов к заседанию экономической секции междунар. науч.-практ. конф. по проекту «Еврофакультет — Калининградская инициатива». Калининград: Изд-во КГУ, 2002. С.102—107.
Об авторе
Н.Ю. Бородавкина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта. УДК 332.055
Т.М. Шулькина
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Приведены важнейшие индикаторы экономической безопасности Калининградской области. Проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по различным критериям.
The basic indicators of economic safety of the Kaliningrad region are revealed. The comparative analysis of development of administrative-territorial formations of region by various criteria. The author has carried out.
Для Калининградской области значение экономической безопасности (ЭБ) заключается в создании материальной основы жизнедеятельности региона, что особенно важно в условиях его оторванности от основной территории Российской Федерации. В связи со вступлением Литвы и Польши в Европейский союз обострились проблемы защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов области.
Именно в сфере обеспечения экономической безопасности должна быть сосредоточена деятельность государства по защите экономических интересов разноуровневых объектов социально-экономической системы региона. Немаловажное значение обеспечения экономической безопасности Калининградской области актуализируется в свете реализации национальных интересов РФ в Балтийском регионе. Прежде всего речь идет о сохранении единого экономического пространства после расширения ЕС и НАТО на восток.
Происходящие трансформации геополитического пространства Европы обостряют проблемы безопасного развития эксклавного региона, требуют выработки адекватных новым условиям управленческих решений в сфере экономической безопасности как на региональном, так и федеральном уровнях.
Исследования состояния экономической безопасности области, проведенные в соответствии с методикой сопоставления фактических и предельно допустимых (пороговых) значений индикаторов ЭБ, свидетельствуют о низком уровне ее обеспечения (табл. 1).
103
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 103 — 110.
104
Таблица 1
Важнейшие индикаторы ЭБ Калининградской области в 2004 году
Индикаторы экономической безопасности ЗТ ПЗ Калининградская область В среднем по субъектам РФ
ФС СФПЗ ФЗ СФПЗ
Падение ВРП к уровню 1990 года, % 30 40 51 0,78 68 0,59
Объемы инвестиций, % к ВРП 35 25 24,8 0,99 19 0,73
Расходы на научные исследования, % к ВРП 5 2 0,65 0,32 1,2 0,60
Глубина спада промышленного производства, % к 1990 году 40 50 61 0,82 56 0,89
Глубина спада производства сельхозпродукции, % к 1990 году 40 50 67 0,75 52 0,96
Доля машиностроения в промышленном производстве, % 35 20 14 0,7 18 0,9
Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции, % 15 6 1,5 0,26 7,2 1,2
Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, % 15 10 2,4 0,2 10,1 1,1
Степень износа основных фондов, % 50 70 80 0,87 75 0,93
Коэффициент обеспеченности финансовыми ресурсами 1,2 1 0,70 0,53 0,78 0,60
Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % 5 10 27,2 0,37 30,1 0,33
Уровень депопуляции, чел. 1 1,9 0,53 0,61 1,64
Децильный коэффициент 5 р. 10 р. 7,7 1,3 13,2 0,76
Уровень безработицы % 3 7 2 3,5 7,4 0,74
Примечание: ЗТ — значения "тревоги" индикаторов ЭБ; ПЗ — пороговые значения индикаторов ЭБ; ФС — фактическое состояние индикаторов ЭБ; СФПЗ — соотношение фактического и порогового значений индикатора ЭБ.
Как видно из таблицы 1, масштабы спада производства за последние 15 лет представляют серьезную угрозу экономической безопасности области (глубина спада промышленного производства с 1990 по 2004 год составила 61 %).
Усугубляет ситуацию структурная деформация экономики: доля обрабатывающей промышленности, имеющей ключевое значение для жизнеобеспечения населения и полноценного развития экономики региона, в 2004 году составляла 21 % в промышленном производстве (в среднем по РФ — 75 %, порог — 70 %). Доля машиностроения, в котором сосредоточены высокотехнологические производства, в 2004 году
составляла 14 % в промышленном производстве (порог — 20 %). Анализ данных об объемах промышленной продукции на душу населения по регионам Северо-Западного федерального округа показывает, что во всех регионах начиная с 1999 года отмечается рост. Однако темпы роста объема промышленной продукции на душу населения в 2004 году в Калининградской области ниже, чем в среднем по регионам СЗФО.
Следует отметить, что среди проблем экономической безопасности особое место занимает состояние научно-технического потенциала. Следствием процесса снижения инновационной активности (расходы на науку в 2004 году составили 0,65 % от ВРП, что в 1,4 раз меньше предельно допустимого значения) и разрушения научно-технического потенциала Калининградской области (из 43 крупных научно-исследовательских организаций области функционирует 16) является сокращение доли новых видов продукции в промышленном производстве (в 2004 году доля новых видов продукции в промышленном производстве составила 1,5 %, при пороге — 6 %, причем этот показатель в среднем по РФ равен 7,2 %; доля в экспорте высокотехнологичных видов продукции — 2,4 %, при пороге 10 %, а в среднем по РФ — 1,2 %).
Вызывает тревогу продолжающийся процесс деградации сельского хозяйства области (спад производства в сельском хозяйстве за период с 1990 по 2004 г. составил 67 %, что на 16 % больше, чем в среднем по РФ) порождает угрозу продовольственной безопасности (по основным продуктам питания сельское хозяйство Калининградской области обеспечивает население региона в среднем на 60 %), способствует росту зависимости от импортной продукции (доля импортных продуктов питания в 2004 году составила 60 %, в среднем по РФ — 30 %, пороговое значение индикатора — 25 %), отрицательно влияет на уровень жизни населения сельских районов области.
Кроме того, деструктивные процессы в реальном секторе экономики отражаются на состоянии социальной сферы. Последствия ухудшения условий жизнедеятельности большинства населения области приводят к ослаблению физического и психического здоровья людей; сокращению продолжительности жизни; люмпенизации малообеспеченных слоев населения; потере квалификации; росту социальной напряженности; формированию сепаратистских тенденций и другие.
Снижение жизненного уровня населения приводит к депопуляции региона, начавшейся в 1999 году. Несмотря на положительное сальдо миграции, население области за 1999 — 2004 годы сократилось на 0,6 %, что составляет 8,1 тыс. чел. Следует отметить, что постоянно растут показатели смертности населения. Естественная убыль населения в течение последних 4 лет увеличивается в среднем на 10 % в год. С 1996 года и по настоящее время отмечается постоянный рост заболеваемости практически по всем отслеживаемым категориям, в том числе в 2004 году по сравнению с 1996 годом количество инфекционных и паразитарных болезней возросло на 22 %, на 55 % — болезней эндокринной системы, расстройства пищеварительной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета и т. д.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2004 году составила 27,2 % населения, то есть 258,2 тыс. человек фактически находятся за чертой бедности. Сле-
105
106
дует отметить, что по сравнению с 2001 годом значение данного показателя сократилось на 13,5 %, однако остается неудовлетворительным с точки зрения экономической безопасности (порог — 10 %).
По сравнению с 1990 годом значительно снизилась покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения: по мясу — в 2,7 раза; по рыбе в 5,7 раза; по молоку — в 3,9 раза, по сахару — в 1,4 раза. В результате изменилась структура потребления основных продуктов питания населением области. Так, потребление мясопродуктов по сравнению с 1990 годом сократилось на 12 %; молочных продуктов — в 2 раза; рыбопродукции — на 17 %. На этом фоне возросло потребление картофеля — на 29 % и хлебных продуктов — на 33 %. Среднесуточный рацион жителя Калининградской области по сравнению с 1990 годом сократился в среднем на 1200 калорий и составляет 2150, что на 28,3 ниже порогового значения, установленного ФАО и соответствующих медицинских норм.
Особо тяжелая ситуация сохраняется в сельской местности. Так, среднемесячная заработная плата среднестатистического жителя Славского района в 2004 году была 2720,9 рублей, что составляет 45 % к среднеобластному уровню и 35 % к среднероссийскому уровню.
Одним из факторов, определяющих состояние экономической безопасности области, выступает равномерность развития административно-территориальных образований (АТО), входящих в ее состав. В рамках исследований по обеспечению экономической безопасности Калининградской области был проведен сравнительный анализ развития административно-территориальных образований региона по социально-демографическому, производственно-хозяйственному и финансовому критериям (табл. 2). Полученные результаты свидетельствуют о крайне неравномерном развитии городов и районов области, многие из которых с точки зрения экономической безопасности находятся в кризисной ситуации.
Таблица 2
Показатели, характеризующие социально-демографическую ситуацию в АТО Калининградской области в 2004 году (на 1000 населения)1, чел.
АТО Естественная убыль населения Миграционный прирост (+), убыль (-) Общий прирост (+), убыль (-) Уровень зарегистрированной безработицы, % Средняя начисленная з/п, на крупных и сред. предпр. руб.2
Калининградская область -6,7 4,0 - 3,7 1,6 6046,4
1Основные показатели развития городов и районов Калининградской области в 1999-2002 гг., ТОФСГ по Калининградской области, 2003, 2004 гг.; Основные показатели развития экономики и социальной сферы АТО Калининградской области, ТОФСГ по Калининградской области, 2004.
2 Среднемесячная начисленная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях, руб.
Окончание табл. 2
АТО Естественная убыль населения Миграционный прирост (+), убыль (-) Общий прирост (+), убыль (-) Уровень зарегистрирован-ной безработицы, % Средняя начисленная з/п, на крупных и сред. предпр. руб.3
В том числе города:
Калининград -6,3 0,37 -,93 0,7 6562,7
Пионерский -7,5 5,9 -1,6 1,4 3887
Советск -13,0 5,4 - 7,6 1,5 4400
Городские округа В том числе:
Балтийский -1,4 7,2 5,8 1,9 4850
Светлогорский -4,5 5,0 0,5 2,0 4511
Светловский -4,7 5,3 0,6 2,5 4670
Районы В том числе:
Багратионовский -4,6 9,9 5,3 0,5 4120
Гвардейский -9,8 -1,3 -11,1 4,1 3220
Гурьевский -3,7 19,5 15,8 1,9 4945
Гусевский -7,0 5,8 -1,2 4,1 3310
Зеленоградский -7,1 3,0 -4,1 2,1 4124
Краснознаменский -7,0 14,6 7,6 3,0 3150
Неманский -11,4 16,0 4,6 5,2 3830
Нестеровский -2,3 9,1 6,8 1,4 4256
Озерский -7,4 -7,6 -15,0 2,5 3786
Полесский -8,9 12,1 3,2 3,3 3500
Правдинский -9,0 8,4 -0,6 1,1 2985
Славский -9,6 14,9 5,3 3,2 2721
Черняховский -8,7 10,5 1,8 2,6 2910
107
По совокупности социально-демографических показателей наиболее кризисная ситуация складывается в Советске, а также в Озерском и Неманском районах. Наиболее благоприятная — в Нестеровском и Гурьевском районах, а также в Балтийском городском округе.
В Калининградской области продолжает набирать силу процесс депопуляции. Если в 2003 году население области сократилось на 6996 человек, то за аналогичный период 2004 года уже на 7465 человек, что на 6,7 % больше. Наибольшая смертность населения в 2004 году отмечена в Неманском районе -20,5 и г. Советске — 20,4 чел. на 1000 человек населения (для сравнения наименьшая — в Нестеровском районе — 12,4 и Светлогорском округе — 11,4 (чел. на 1000 чел. населения). Наибольшая рождаемость традиционно отмечается в сельской местности: лидируют Нестеровский (10,1 чел. на тыс. чел населения), Краснознаменский
3 Среднемесячная начисленная заработная плата работников на крупных и средних предприятиях, руб.
Т.М. Шулькина
(9,7) и Гурьевский (9,6) районы. Таким образом, дифференциация АТО по показателю естественной убыли населения составляет 82,3 % (табл. 3).
Таблица 3
Дифференциация АТО по социально-демографическим показателям4
108
Показатель Значение отклонения, %
Естественная убыль населения, чел. (на 1000 чел. населения) 82,3
Миграционная привлекательность 150
Средняя начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях, руб. 60,8
Уровень зарегистрированной безработицы, % 90,4
Уровень преступности 72,3
Итого среднее отклонение по совокупности показателей 91,2
Наиболее привлекательными с точки зрения анализа миграционных потоков являются: Гурьевский (миграционный прирост — 19,5 чел. на 1000 чел. населения), Неманский (16), Славский (14,9), Краснозна-менский (14,6). Наименьшей популярностью среди мигрантов пользуются: Озерский (-7,6) и Гвардейский (-1,3). В этих районах отмечается миграционный отток населения.
Привлекательность тех или иных АТО Калининградской области определяется в первую очередь доступностью жилья и социально-экономическими условиями дальнейшей жизнедеятельности, а также зависит от уровня доходов мигрантов. Так, можно отметить, что населения Гурьевского района пополняется преимущественно за счет людей с доходами выше среднего. Большой процент в данном миграционном потоке занимают переселенцы из г. Калининграда, которых привлекает возможность строительства собственного дома в относительно экологически благополучной зоне, малоудаленной от областного центра. В Славский район переезжают в основном граждане с невысоким уровнем доходов, привлекаемые более низкой стоимостью жилья.
Анализ уровня качества жизни населения АТО Калининградской области позволяет говорить о том, что наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека созданы в г. Калининграде и других городах области (Светлогорске, Балтийске, Зеленоградске и др.). Из районов области можно выделить Багратионовский, Неманский и Гурьевский.
Существенная разница (в 2,5 раза) отмечается в оплате труда. Диапазон среднемесячной начисленной заработной платы работающих на крупных и средних предприятиях и организациях составляет от 6562,7 рублей в Калининграде до 2720,9 рублей в Славском районе. Из районов области наибольшая заработная плата у жителей Гурьевского района (4946 руб.) и Нестеровского (4256 руб.). Разница в оплате
4 Рассчитывается как разница значений показателя по наиболее и наименее благополучным АТО.
труда жителей АТО Калининградской области, по данным статистики, составляет 60,8 %. Однако, следует отметить, что данные приведены по крупным и средним предприятиям, которых в районах области мало. Таким образом, реально заработная плата большинства жителей сельских районов области значительно ниже.
По показателям обеспеченности населения жильем, врачами, школами, библиотеками, культурно-развлекательными заведениями и т. п. бесспорно лидирует областной центр. Из районов области можно выделить Черняховский, Багратионовский, Гурьевский и Неманский.
Анализ криминогенной обстановки за ряд лет показал, что наибольшее число правонарушений в расчете на 10 тыс. человек совершается в Зеленоградском, Краснознаменском и Славском районах. Дифференциация АТО по данному показателю составляет в среднем 72,3 %.
Суммируя результаты анализа развития АТО, с определенной долей условности можно дать рейтинговую оценку уровня кризиса (рис.).
1GG-I У \
9G- 8G- / г
/ 1
7G- /
6G- ✓
5G- ✓
4G ✓
3G- ✓
2G-
1G ✓
G А
нормальное предкризисное кризисное критическое
□ Калининград
□ Светлогорский
□ Нестеровский
□ Краснознаменский
□ Пионерский
□ Черняховский
□ Светловский
□ Балтийский ■ Гурьевский
□ Зеленоградск
□ Багратионовский
□ Советск
□ Гвардейский
□ Полесский
□ Правдинский
□ Славский □Гусевский
□ Озёрский
□ Неманский
Рис. Оценка состояния экономической безопасности АТО Калининградской области
С целью преодоления неравномерного социально-экономического развития региона как единой социально-экономической системы, имеющей пространственные ограничения, видится целесообразным реализовать систему мер, направленных на повышение равномерности развития административно-территориальных образований Калининградской области. Для этого необходимо:
• инициировать комплексное научное исследования о изучению процессов, происходящих в демографической сфере региона (включая исследования физического и психического здоровья населения; соци-
1O9
110
альной активности и мотивационных механизмов различных слоев населения; специфики социального характера региона);
• разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на преодоления начавшегося процесса депопуляции в регионе;
• усовершенствовать финансовое обеспечение всех намеченных социальных программ, для чего необходимо разработать механизм концентрации средств, предназначенных для реализации социальных мероприятий, используя при этом возможности государственного казначейства, а также создание устойчивых внебюджетных источников поступления средств, в фонды социальной поддержки населения;
• создать надежную информационную базу для успешного осуществления намеченных мероприятий. Для этого ввести в практику деятельности администрации области и муниципальных образований систему мониторинга экономической безопасности по социальной сфере, а также ежеквартальный расчет и пересмотр величины минимального потребительского бюджета и его публикацию в средствах массовой информации;
• определить наиболее эффективные пути, средства и формы социальной помощи с учетом социально-демографических особенностей населения;
• обеспечить реализацию конкретных мероприятий по повышению жизненного уровня населения с учетом отраслевых и территориальных различий;
• оценивать процессы формирования угроз безопасному развитию региона и их влияние на социально-демографическую сферу области.
Закономерно, что среди угроз экономической безопасности важное место занимает проблема обеспечения эксклавного региона энергетическими ресурсами. Топливно-энергетический комплекс области обеспечивает потребность региональной экономики в электроэнергии лишь на 5 % (при том, что промышленный комплекс области работает не на полную мощность). Остальные 95 % электроэнергии поставляются из России через Литву из системы РАО ЕЭС России, в основном с Ленинградской АЭС. Природный газ область получает по ветке «Сияние Севера». Транзит электроэнергии способствует ее существенному удорожанию. Кроме того, гипотетически существует угроза приостановления транзита электроэнергии через территории сопредельных государств, а также изменения транзитных тарифов и норм. Энергетическая зависимость региона может стать мощным козырем в руках политических оппонентов.
Вступив в Евросоюз, Литва вынуждена перейти на европейскую систему энергоснабжения, подключившись к Балтийскому энергетическому кольцу, что значительно осложнит проблему обеспечения электроэнергией Калининградского региона.
Все эти и другие проблемы экономической безопасности требуют более углубленных научных исследований.
Об авторе
Т.М. Шулькина — канд. экон. наук, доц. РГУ им. И. Канта