Научная статья на тему 'Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства'

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3165
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ / МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СТИМУЛИРУЮЩИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаралиева О. Н.

С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходят кардинальные изменения в обозначении статуса ребенка и самого процесса детства. Признается безусловная ценность и уникальность личности ребенка. Современное образовательное пространство «пропитывается» идеями гуманизации и личностно ориентированной концепции. В условиях глобальных перемен в образовании совершенно особенная роль отводится профессиональному и личностному облику педагога. Государство оказывается перед выбором методик, программ, удовлетворяющих новым требованиям в отношении развития личности ребенка и профессиональной и личностной трансформации педагога. В связи с этим становится актуальным изучение и осмысление потенциала тех педагогических систем и методик личностно ориентированного характера, которые заняли свое прочное место в образовательном пространстве, доказав свою значимость, эффективность и продуктивность. Одним из наиболее ярких представителей идей, имеющих гуманистическую направленность является итальянский педагог, психолог, основоположник метода научной педагогики М. Монтессори.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 371.481

О.Н. Сафаралиева

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства

Аннотация. С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходят кардинальные изменения в обозначении статуса ребенка и самого процесса детства. Признается безусловная ценность и уникальность личности ребенка. Современное образовательное пространство «пропитывается» идеями гуманизации и личностно ориентированной концепции. В условиях глобальных перемен в образовании совершенно особенная роль отводится профессиональному и личностному облику педагога. Государство оказывается перед выбором методик, программ, удовлетворяющих новым требованиям в отношении развития личности ребенка и профессиональной и личностной трансформации педагога. В связи с этим становится актуальным изучение и осмысление потенциала тех педагогических систем и методик личностно ориентированного характера, которые заняли свое прочное место в образовательном пространстве, доказав свою значимость, эффективность и продуктивность. Одним из наиболее ярких представителей идей, имеющих гуманистическую направленность является итальянский педагог, психолог, основоположник метода научной педагогики М. Монтессори.

Ключевые слова:

педагогическая система М. Монтессори, Монтессори-педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессионально-личностное саморазвитие, личностно ориентированная концепция образования, педагог, гуманистическая парадигма образования, предметно-пространственная среда, стимулирующий дидактический материал.

Keywords:

educational system M.Montessori, Montessori teacher, Federal State Educational Standard of preschool education, professional and personal self-development, personality-oriented concept of education, teacher, humanist education paradigm, object-spatial environment, stimulating didactic material.

Abstract. With the advent of the Federal state educational standards of preschool education undergoing fundamental change in the designation of the status of the child and the process of childhood. It shall have absolute value and uniqueness of the child. Modern educational space "impregnated" the ideas of humanization and personality-oriented concept. In the context of global changes in the formation of a very special role for professional and personal appearance of the teacher. The government has a choice of methods, programs that meet the new requirements in respect of the child's personality and professional and personal transformation of the teacher. Therefore, it becomes important to study and understanding of the potential of the education system and techniques individually oriented character, which took their firm place in the educational space, proving their relevance, effectiveness and efficiency. One of the most prominent representatives of the ideas that have a humanistic orientation is an Italian educator, psychologist, founder of the method of scientific pedagogy Montessori.

Появление нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в современном образовательном пространстве многие называют революционным. Справедливость подобного мнения разделяют и педагоги, преследующие идею гуманизации современного образования, в том числе и последователи идей известного итальянского педагога, психолога, ученого М. Монтессори.

Впервые в истории государственного образования произошли кардинальные изменения в определении статуса дошкольного детства. А. Асмолов [20], комментируя данный факт, говорит о том, что теперь «...детство становится самостоятельным этапом развития, за который несет ответственность государство». Признается безусловная ценность и уникальность личности ребенка: «Ребенка нужно ценить, а не оценивать».

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства 59

Базисными выступают следующие принципы:

1. Поддержка разнообразия развития ребенка. Деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. У каждого ребенка свой путь развития и для этого он должен иметь возможность и право выбора материала для своей деятельности, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников и детей. Возможность этого появляется при построении образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальные особенности его развития. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности порождает у ребенка возникновение навыков самодисциплины, самостоятельности, ответственности, готовности договориться с другим, сопереживания и как следствие доверия к окружающему его миру. Таким образом, происходит изживание «диктующей педагогики», а на замену ей приходит педагогика творчества и свободы.

3. Уважение личности ребенка. И в первую очередь речь идет об уважении взрослого к человеческому достоинству ребенка, формировании и поддержке положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях и способностях, а также использовании в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

4. Реализация в формах, специфических для данной возрастной категории основных потребностей формирующейся личности, таких как познавательные, исследовательские, потребности в творческой активности, художественно-эстетическом развитии в форме игры. Подобная необходимость подтверждается тем фактом, что, по утверждению педагогов и психологов, дошкольный ребенок — человек играющий, и обучение входит в жизнь ребенка через игру. Следовательно, огромное значение отводится вопросу о том, что будет ежедневно окружать ребенка, мотивировать его на самостоятельную деятельность, раскрывать его потенциал.

Максимальную реализацию личностного и образовательного потенциала обеспечивает предметно-пространственная среда, в которой развивается ребенок. Она должна удовлетворять потребности в общении и совместной деятельности детей и взрослых, в двигательной активности, в уединении, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, которые должны быть разнообразны, так как призваны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность детей.

Предметно-пространственная среда должна способствовать установлению эмоционального благополучия ребенка, давать ему возможность самовыражения. Сле-

довательно, ее структурные компоненты должны быть готовы претерпевать изменения, так как находятся в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей ребенка.

Важным аспектом организации окружающего пространства и предметной среды является ее доступность, так как свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности [2,6,7,10,16,19].

Таким образом, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- обеспечивает признание значимости и весомости дошкольного детства,

- влечет за собой повышение требований к качеству дошкольного образования,

- призывает к изменениям в педагогическом воздействии с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок — взрослые — сверстники», так как большое значение в Стандарте уделяется развивающему взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками, а не только одностороннему воздействию на ребенка.

Безусловно, подобные изменения позиций современного образования требуют качественных изменений с точки зрения профессионально-личностного облика современного педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Теперь специалисту предъявляется ряд требований компетентностного характера, которыми он должен обладать, чтобы иметь возможность воплощать в рамках своей профессиональной деятельности основные идеи государства в отношении развития личности ребенка:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через лич-ностно-ориентированный подход к каждому ребенку (уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям).

2. Поддержку индивидуальности и инициативы ребенка через создание условий для свободного выбора деятельности, принятия решений, выражения своих мыслей и чувств.

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях через создание условий позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных навыков, которые позволяют разрешать конфликтные ситуации, а также умения работать в группе и быть «членом команды».

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребенка в совместной деятельности со взрослым или более опытным сверстником благодаря организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, творческих способностей и т. д.

Как следствие, возникает необходимость в создании условий для профессионального и личностного развития педагога, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях эффективно и без психологического и эмоционального дискомфорта для личности специалиста [4,5,9].

60 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015

Таким образом, современное образовательное пространство встает перед выбором соответствующих педагогических методик, имеющих личностно ориентированную направленность и способных удовлетворить все основные требования государства в отношении развития ребенка, а также программ переподготовки педагогов, способных реализовать все нововведения в рамках профессиональной среды.

Именно поэтому становится актуальным изучение и осмысление потенциала тех педагогических систем и методик личностно ориентированного характера, которые заняли свое прочное место в образовательном пространстве, доказав свою значимость, эффективность и продуктивность.

Одним из наиболее ярких представителей идей, имеющих гуманистическую направленность является итальянский педагог, психолог, основоположник метода научной педагогики М. Монтессори [13,14,15].

Современные педагогические системы, которые хоть и ориентированы на личность ребенка, тем не менее, исходят из понимания того, что личность воспринимает знания и под этим влиянием формируется. Тем самым отводя личности пассивную роль.

М. Монтессори говорит о том, что ребенок — это развивающаяся, активная личность, способная рефлексировать и ассоциировать. Любая материальная стимуляция лишь «отправной пункт», ведущий к дальнейшему духовному развитию. Ни один материал не способен заменить всей полноты духовного развития личности, т.к. духовный потенциал несоизмеримо больше, чем обучающая суть материального стимула. Тем не менее, внешний стимул должен соответствовать психическим нуждам ребенка.

Педагогика М. Монтессори принципиально при-родосообразна и предлагает не форсировать развитие ребенка, а помогать проявлению в нем его природы.

М. Монтессори в своей теории утверждает, что развитие — это такая функция, которая присуща каждому ребенку, но для ее реализации нужно, чтобы взрослый не мешал. Этот «лозунг» пронизывает всю ее научную концепцию и ей же вторят современные теоретики личностно ориентированной концепции образования (И.С. Якиманская, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и др.). Совершенно, новую, особенную роль отводят они теперь педагогу, учителю, взрослому. Она предлагает приспособить окружающую среду под ребенка, под его духовные потребности.

«Освободить ребенка, дать возможность развиваться его индивидуальности, дать возможность самому найти свое собственное место в этом мире»1. Этого можно достичь при целостном использовании системы М. Мон-тессори, как педагогической технологии, предлагающей не только оригинальные приемы и методы работы с ребенком, но и уникальное содержание образования, и понимание ребенка не противоречащие современному научному знанию о нем.

1 Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М., 2009. с. 9.

Остановимся лишь на самых основных аспектах педагогической системы М. Монтессори:

- приемы и методы работы с ребенком в рамках данной педагогической системы помогают личности ребенка самостоятельно органически развиваться, они не имеют ничего общего с идеей раннего развития и являются про-досообразными;

- естественное, биологическое, психологическое, интеллектуальное, культурное и духовное развитие личности ребенка происходит и стимулируется через работу с дидактическим материалом, имеющим научную основу;

- с целью наиболее эффективного взаимодействия с ребенком в рамках данной педагогической системы учитываются возрастные особенности — сензитивные периоды — развития его личности;

- ребенку предоставляется свободный поиск и выбор в окружающей среде того, что соответствует организации его внутреннего мира, который развивается по естественным природным законам;

- взаимодействие с личностью ребенка происходят в рамках субъект-субъектных отношений в системах «ребенок-ребенок», «педагог-ребенок»;

- получение и развитие навыков социализации происходит через взаимодействие в одной группе с детьми разной возрастной категории;

- данная педагогическая система отводит особенную роль педагогу, взрослому, учителю — роль стороннего наблюдателя и помощника. «Оберегать и направлять внутренние силы, не мешая их раскрытию, устанавливать связь человека с силой внутри него.»;

- педагог дает ребенку краткий урок — презентацию — по работе с дидактическим материалом, а затем предоставляет ему право на самостоятельную работу, которая захватывает внимание ребенка, концентрирует его, удовлетворяет внутренние потребности и позволяет осуществлять личности свое интеллектуальное развитие;

- культурное, социальное развитие личности ребенка происходит через самостоятельную работу со стимулирующим дидактическим материалом и использование уникальной, авторской техники «уроки любезности», которая позволяет запустить механизм поиска алгоритма действия в тех или иных ситуациях, а также предполагает поиск выхода из конфликтной ситуации во взаимодействии с другими детьми. Ребенок понимает и принимает некий алгоритм действия, который помогает поступать не только в соответствии с собственными импульсами, но и руководствоваться интересами окружающего социума;

- важная роль в данной педагогической системе отводится состоянию независимости. Ребенку предоставляется столько независимости, сколько он может освоить. Через независимость личность ребенка может развиваться согласно законам природы, что приведет ее к формированию сильной воли и уравновешенности ума;

- формирование и развитие в ребенке навыков самоконтроля, которое заключается не в навязывании (порой жестком) тех или иных форм поведения, происходит за счет особенного взаимодействия детей и взрослых. Воля

2 Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М., 2009. с. 16.

Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства 61

и самоконтроль тесно связаны между собой. Правила не должны представлять собой некий свод законов, которым ребенок подчиняется из страха, они должны стать результатом участия ребенка в общественной жизни и личностным открытием, пониманием того, что кроме собственных интересов есть интересы других людей [8,11,12].

Исходя даже из самого поверхностного освещения основных аспектов педагогической системы М. Мон-тессори, можно с большой долей уверенности констатировать, что она не только выступает в лучших традициях гуманистической педагогики, но и несет в себе все основные компоненты личностно ориентированной концепции образования. Она декларирует о том, что ребенок способен к самодисциплине, самостоятельности, ответственности, а с точки зрения практической деятельности, учитывает психологические особенности, на которых базируется развитие ребенка.

Современные педагоги-практики, осознавая необходимость профессиональной и как следствие личностной трансформации в рамках личностно ориентированной концепции образования, стремятся получить новую квалификацию, которая позволит внедрить в профессиональную деятельность новые идеи и личностно самоизменяться и саморазвиваться.

Практика показывает, что педагогические идеи М. Монтессори близки по духу современному педагогу и могут реализовать в практическом плане стремления специалиста к профессионально-личностному самоизменению, саморазвитию и самоопределению.

Однако, получая новую квалификацию, педагог-специалист сталкивается с кризисом профессиональной компетентности.

Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. [17, с. 27] отмечают, что проведенные в последние годы исследования показали, что быть ориентированным на интересы ребенка способно менее 10% педагогов, на изменение стереотипов в ходе профессиональной деятельности способно не более 18% учителей.

Таким образом, актуализируется задача развития таких личностных качеств, которые позволяют педагогу свободно адаптироваться в нестандартных ситуациях жизнедеятельности в целом и профессиональной деятельности, в частности. Важнейшим из таких качеств является способность к смысловой регуляции, к творческому преобразованию себя и окружающей действительности, так как своевременное осознание адекватности своих профессиональных знаний и умений современным требованиям поможет ему в принятии решений и мер по собственному преобразованию.

В этом случае важнейшей задачей подготовки специалиста становится развитие его личностной сферы, сложившихся смысловых связей, так как ведущими характеристиками общей компетентности специалиста в современных условиях глобальных перемен в отечественном образовании становится способность к самосознанию, самопониманию, самомотивированию, саморазвитию, межличностному взаимодействию.

Для решения данной проблемы требуется создание четко структурированной программы профессиональ-

но-личностного саморазвития. Основной целью этой программы будет являться оказание помощи уже сложившимся специалистам в самостоятельном освоении психологических и педагогических средств профессионального и личностного саморазвития. В процессе данной работы происходит тренировка навыков самоанализа и самопонимания, что позволяет увидеть в себе самом как причины профессиональных и межличностных проблем, так и внутренние источники, ресурсы для их успешного преодоления.

Подобная программа разворачивается от простого к сложному, от когнитивной сферы к межличностному и внутреннему взаимодействию, от сферы сознания к анализу бессознательных структур психики. В этой последовательности каждый этап программы выступает как элемент целостного процесса личностного развития:

1 — этап первичной (входной диагностики),

2 — этап треннинговых упражнений,

3 — этап выходной диагностики.

На этапе первичной (входной) диагностики большой интерес вызывает та информация, которая может быть получена, т.к. она касается непосредственно личностной сферы специалиста. Эти данные будут играть важную роль при дальнейшем изучении и составлении программы профессионально-личностного саморазвития.

Основной блок можно представить в виде комплекса тренинговых упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков, креативности, саморазвития и деловых игр.

Работа по развитию коммуникативных навыков (проводится в группе) позволяет педагогам-специалистам получить необходимые знания и умения «творческости (реализация человеком собственной индивидуально-сти)»1 в сфере межличностного взаимодействия и обучает средствам эффективного общения, способности понимать других людей при возрастании возможностей самопонимания в системах «педагог-ребенок», «педагог -педагог», «педагог-руководитель».

Работа по развитию креативных возможностей обучает основным средствам творческой деятельности, позволяет личности раскрепоститься и относится с доверием к происходящему, что является необходимым элементом успешности взаимодействия.

Работа по саморазвитию специалиста ориентирована на освоение навыков самоанализа (анализ собственной истории жизни, профессионального саморазвития) и позволяет ощутить себя активным субъектом профессиональной карьеры, своей судьбы [1,3,18].

Важнейшую роль играет раздел выходной диагностики, так как он является не только показателем всей эффективности проведенной работы, но и позволяет сформулировать методические рекомендации для дальнейшего работы педагога в рамках идей Монтессори-пе-дагогики в условиях профессиональной среды.

С каждым годом в России становится все больше педагогов, осуществляющих на практике идеи педа-

1 Карпова Ю.А., КоржГ.Г., ПуртоваЕ.А. Социально-психологический тренинг профессионального и личностного саморазвития. М., 2000 г.с. 5.

62 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015

гогической системы М. Монтессори. Данный факт свидетельствует об успешной интеграции этих прогрессивных идей с отечественным образовательным пространством. Приобретая новую квалификацию, педагог трансформируется не только в профессиональном плане, но и личностно, что позволяет ему открыть для себя истинные основы гуманистической парадигмы образования, которая так актуальна в условиях современности.

Литература

1. Абрамян Е.Л., Лорис-Меликова Н.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С.35-42.

2. Аладина И.А., Андрюхина Л.М. Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С.36-39.

3. Алексеева Н.И. О Центре содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.2-8.

4. Андрюхина Л.М. Открытое образовательное пространство как необходимое условие приращения инновационного потенциала человека. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 3.С.13-17.

5. Анохина Н.В. Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5. С. 35-38.

6. Арефьева Т.А., Токарева Е.В. Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5.С.62-70.

7. Арькова О. В. Подготовка детей к школе с использованием электронного образовательного комплекса. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 52-56.

8. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. М., 2006.

9. Викулина М.А. Личностно ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. Н. Новгород, 2004.

10. Зиндовиг Г. Школьные реформы и профессиональное развитие учителей. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 72-75.

11. Карпова Ю.А., Пуртова Е.А. Диагностика смысловой сферы личности профессионала. М., 1997.

12. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.

13. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб, 2009.

14. Монтессори М. Дети-другие. М., 2007.

15. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. М., 2010.

16. Прямикова Е.В. Вопросы эффективности реформирования системы образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С.3-9.

17. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. Начальная школа Монтессори. М., 2008.

18. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html

20. http: / / www.tovievich.ru/phorum/read.php? 12,3152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.