сти, концепция, рассматривающая в качестве основной ценности образования возможность достижения личностью психологической зрелости посредством самопознания, самоопределения и саморазвития. Образование естьсамоактуализация, саморазвитие и воспитание души - вот тезис, который выдвигают сторонники этого направления, и предлагают основывать это воспитание на современной гуманистической психологии. Например, Д. Бьюдженталь называл свою интенсивную психотерапию ускоренным образовательным процессом, направленным на то, чтобы достичь зрелости, задержавшейся на двадцать, тридцать и более лет из-за попыток прожить взрослую жизнь с детским отношением к ней. Нам не нужно ничего делать с собой, чтобы быть тем, чем действительно хотим быть; вместо этого нам следует просто быть по-настоящему самими собой и как можно более широко осознавать свое бытие [2].
Рассматривая психолого-педагогическое образование в аксиологическом измерении, мы полностью солидарны с позицией основоположника гуманистической психологии К. Роджерса [5], который сформулировал ряд установок, необходимых для саморазвития и самоактуализации:
1. Помочь обучающимся соприкасаться с важными проблемами своей жизни, спорными вопросами, которые ему необходимо решить, можно лишь на основе их безоценочно позитивного принятия.
2. Понять, что главное не в том, прошел ли преподаватель положенную часть программы или использовал самые лучшие инновационные технологии, а в том, насколько он был конгруэнтным, живым в отношениях с учащимися.
3. Развивать тенденцию к самоактуализации личности, укреплять в нем чувство успешности на основе эмпатического понимания.
Таким образом, если в качестве основной ценности образования рассматривать достижение моральной, психологической и социальной зрелости личности, то само образование становится пространством духовно-нравственного становления, воспитанием души, воспитанием свободы, помощью в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, самоопределением и саморазвитием. Аксиология образования, как поиск человека и возврат к человеку может в таком случае рассматриваться в качестве основного принципа подлинной философии образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бахтин, М.М. Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин // Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. - 960 с.
2. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 с.
3. Зинченко, В.П. Ценности в структуре сознания / В.П. Зинченко // Вопросы философии. - 2011. - С. 85-97.
4. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.
5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс - М.: Прогресс, 1994 / Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2004.
6. Скуднова, Т.Д. Человекоцентрированная модель подготовки специалистов психолого-педагогического образования / Т.Д. Скуднова // Вестник ТГПИ имени А.П.Чехова. Гуманитарные науки. 2014. - №2. - С. 168-172.
7. Скуднова, Т.Д. Человековедение./ Т.Д. Скуднова, Е.И. Еговцова. - Таганрог, 2004. - 207 с.
8. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - С. 130-155.
УДК 37.013.77 ББК 88.40
Н. М. Тарасова
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА М. МОНТЕССОРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье представлен анализ развивающего метода М. Монтессори. Показана актуальность применения основных идей прогрессивного итальянского педагога в современных условиях организации опережающего образования в России.
Ключевые слова: опережающее образование, развивающий метод, развивающая среда, дидактические материалы.
N. M. Тarasova
THE RELEVANCE OF MONTESSORI METHOD IN MODERN EDUCATION
Abstract. The article presents an analysis of the educational method of Maria Montessori. The urgency of the application of the basic ideas of progressive Italian teacher in modern conditions the organization of advanced education in Russia.
Keywords: advanced education, educational method, educational environment, educational materials.
Современная педагогика переосмысливает проблемы воспитания, образования и развития личности с позиций анализа новой социокультурной ситуации, современных требований к формированию личности и с учетом интеграции мировой и отечественной науки. Гуманизация и антро-пологизация современного российского образования, актуальность развивающей парадигмы воспитания и образования, предполагающей субъект-субъектные отношения педагога и воспитанника, обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого участника учебно-воспитательного процесса, создали благоприятные условия для переосмысления наследия зарубежной прогрессивной педагогики (С. Френе, М. Монтессори, Д. Дьюи, Р. Штейнера и др.) [11].
Особое место в этом гуманистическом педагогическом движении занимает итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). По решению ЮНЕСКО имя М. Монтессори было внесено в список педагогов, состоящий всего из четырех человек, определивших ход педагогического мышления в ХХ веке. Сегодня по всему миру функционируют детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори. Свою оригинальную теорию свободного воспитания и развития она сумела довести до технологического уровня и с успехом реализовать на практике.
После многолетнего забвения отечественные педагоги вновь обратились к идеям М. Монтессори. Возрождению научного и практического интереса к ним со стороны педагогической общественности в нашей стране во многом способствовали работы М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, Д.Г. Сорокова, Т.Д. Скудновой, К.Е. Сумнительного и других исследователей. Имя Марии Монтессори - антрополога, педагога-психолога, врача и философа приковывает к себе внимание общественности. Интересным нововведением М. Монтессори явилось разрушение традиционной классно-урочной системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, построенного на признании за каждым учеником права на самостоятельность, индивидуальный темп работы и овладение знаниями, умениями и навыками нестандартным образом. Все эти особенности Мария Монтессори связывает с понятием «развивающей среды» [3].
В этой среде все дидактические материалы Монтессори распределила зонально, включая сенсорную зону, отвечающую за развитие чувств; математическую, содержащую материалы по развитию математических способностей; речевую, направленную на развитие речи, материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого - познание человека во всем многообразии и сложности; и хозяйственную зону, содержащую материалы, необходимые для упражнений в практической жизни. Внутри каждой зоны материал располагается по принципу от простого к сложному. Каждый материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе они связаны между собой и образуют единое целое [6].
Как считала Монтессори, материалы должны использоваться в соответствии с антропологией ребенка и предназначаться для помощи в познании окружающего мира и духовном становлении через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики, так называемый ключ к миру. В педагогике Монтессори центральное место отводится ребенку с его индивидуальными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
При первом знакомстве с материалом педагог обязательно проводит «презентацию», содержащую образец работы с ним. При необходимости, педагог может проводить и последующие презентации. Суть упражнений в том, чтобы освоить сам алгоритм работы, который в дальнейшем может быть использован в конкретной ситуации из реальной жизни. Упражнения может показывать как воспитатель, так и придумывать сам ребенок. Воспитатель должен поощрять инициативу и поддерживать идеи самого ребенка при выполнении им заданий из различных учебных разделов
[5].
Педагогический процесс в центре развития строится на основании следующих принципов:
• свобода выбора реализуется на практике посредством предоставления ребенку права самостоятельно выбирать деятельность, регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность.
• Наличие специального комплекта дидактического материала. Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтес-сори-среды. Данный принцип обеспечивает всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности; максимальную эффективность освоения задач, заложенных в
материалах; взаимопроникающую логику построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
• Контроль ошибок предназначается для того, чтобы позволить ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого, что способствует формированию адекватной самооценки, развитию поисковой активности ребенка, инициативности, самоконтроля.
• Специальная подготовка педагога позволяет детям максимально быстро и эффективно усваивать материал, предоставляет возможность поэтапного освоения навыка; развития точности восприятия, концентрации внимания; развития памяти ребенка и умения работать по образцу; развития логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).
• Наличие правил работы в Монтессори-среде позволяет научить детей соблюдать правила уборки за собой, работы на ковриках, тихого передвижения по классу, уважения свободы другого ребенка. Соблюдение этого принципа подразумевает приучение к порядку; умение организовать свое рабочее место; умение рационально использовать пространство; умение нести ответственность за собственный выбор; потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт); развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
• Существование разновозрастных групп предполагает присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне и подключение детей друг к другу в любой деятельности.
• Дети - активные участники процесса обучения. Данный принцип заключается в создании мо-тивационной среды, в которой дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. Это позволяет развить у ребенка уверенность в себе, самостоятельность; удовлетворить потребности в чувстве собственной значимости; развить познавательную активность ребенка, любовь к обучению и умение задавать вопросы и отвечать на них, способствует профилактике страха публичных выступлений.
• Максимальная самостоятельность детей способствует уверенности ребенка в собственных силах, самостоятельности, решительности.
• Отсутствие оценок взрослого учит ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность; быть независимым от чьей-либо оценки; сформировать позитивный образ своего «Я»; работать с материалами только потому, что ребенку по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.
• Отсутствие соревновательного мотива является одной из стимуляций к развитию относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим», что способствует формированию позитивной самооценки, благоприятного образа «Я», самодостаточности, уверенности в себе.
В настоящее время более 20 000 школ во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. За более чем 100 лет существования системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ [16]. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования.
В городе Таганроге активно осуществляет свою работу Детский Развивающий Центр Монтессори «Умница», в котором проводятся развивающие занятия для детей от 0 до 7 лет в группах численностью не более 10 человек и по индивидуальным программам. Дети, занимающиеся в Монтессори-группах, интеллектуально высоко развиты и обладают грамотной речью. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они способны в будущем разрешать проблемы, делать выбор, организовывать свое время и отвечать за свой выбор. У них развито чувство собственного достоинства. Благодаря тому, что в Монтессори-программе нет соревновательного мотива, это помогает детям сформировать благоприятный «образ Я» и, как следствие, уверенность в себе, что позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.
Ключевое отличие системы Монтессори в том, кто главный субъект в образовательном процессе. В педагогическом подходе Монтессори в центре - ребенок с его темпом развития, эмоциональными, психическими и физическими потребностями. Методика Марии Монтессори сегодня стала популярной благодаря своей гармоничности и определенной концепции восприятия личности ребенка. М. Монтессори акцентирует внимание на необходимости уважать мнение ребенка, его личность, личностные установки.
Монтессори был накоплен огромный практический опыт, который был ею проанализирован и обобщен, благодаря чему и родилась эксклюзивная методика, направленная на стимулирование познавательной активности ребенка, развитие у него способности к креативным самостоятельным решениям, формирование творческих способностей, богатого воображения. Очень важ-
ным является гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне.
Эта методика способствует развитию у ребенка собственной мотивации к обучению, что чрезвычайно важно, особенно на первых этапах обучения. При этом вмешательство взрослого в деятельность ребенка минимальна, а среда, в которой он обучается, организована с помощью специальных дидактических материалов.
Главные принципы методики - это максимум свободы и минимум вмешательства, что способствует реализации индивидуальных подходов к обучению.
Материалы для создания познавательной среды Монтессори многократно тестировала в работе со своими подопечными, проверяя и перепроверяя их действенность [7].
Очень интересным и важным принципом метода Монтессори является принцип проявления дисциплины в свободе, что кажется на первый взгляд взаимоисключающим, но на самом деле предполагает формирование у ребенка осознанного стремления самореализовываться, не задевая при этом свободу других.
Таким образом, личность формирует внутренние границы, которые, будучи им восприняты как должное, становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества. Именно так дисциплина проявляется в рамках внутренней свободы.
Еще одним важным принципом является самостоятельность как форма обучения, познания мира, осознанного действия. Метод Марии Монтессори построен именно на стимулировании самостоятельного стремления к действию и познанию [12, с. 77].
Свобода в школе Марии Монтессори никогда не превращается в анархию, поскольку, как уже говорилось, поддерживается сознательным стремлением к деятельности и соблюдению норм взаимодействия между детьми и педагогом, при котором ребенок старается не мешать другим, осуществляя свое обучение. Так, дети не разрушают результатов труда других, разговаривают тихо. Таким образом, происходит грамотная социализация личности в рамках осознания своей собственной свободы и свободы других.
Методика Марии Монтессори очень популярна во всем мире, однако стоит помнить, что применять методику, вслепую копируя правила и задания, невозможно, поскольку она предполагает творческое взаимодействие обучающего и обучаемого, порождаемое стремлением к осознанной свободе действий и самостоятельности в обретении знаний и навыков.
Педагогика Марии Монтессори предполагает глубокое понимание принципов и правил, суть которых сводится к осознанному стремлению к деятельности, постоянному ненавязчивому стимулированию познавательной активности, дисциплинированной свободе.
Образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [13,4].
Психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом [1,2,12].
От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности [5].
Согласно представлениям М. Монтессори, ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду.
Согласно мнению Марии Монтессори, для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего, в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала XX века, стали материалы для развития чувств и других познавательных процессов детей [10].
Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы, их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль [9].
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей и только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию, и собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Согласно Монтессори в созданной «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт. Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое.
Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве» [8].
Через сильную притягательность дидактических материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости [12].
В современном педагогическом образовательном пространстве уже нашли широкое применение инновационные программы, разработанные на основе метода М. Монтессори. Так, в начальных классах и средних образовательных учебных заведениях школ Москвы, Томска, Ростова-на-Дону и других городов России эти программы успешно реализуются, например: программа школы: «Русская Монтессори - школа Анны Дурмановой» (для детей 6-12 лет).
Режим школы полного дня и уникальная Монтессори-система обучения позволяют помимо стандартного набора предметов, рекомендованного Министерством Образования РФ: русский язык, литература, математика, окружающий мир, английский язык, изобразительное искусство, музыка (пение), включить в программу дополнительные дисциплины: физика, химия, мировиде-ние, искусство фотографии, живопись, хореография, фортепиано, тематические экскурсии.
В организации учебного процесса на развитие ребенка работают правила и принципы, выработанные на основе научного метода Монтессори с использованием передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Уникальная педагогическая методика школы включает в себя следующие элементы: самооценка и зачетная система вместо традиционных оценок.
Дети самостоятельно оценивают свою работу на уроках, при этом обсуждение оценки с педагогом гарантирует ее справедливость. В результате дети:
• учатся объективно оценивать свою работу, быть самокритичными;
• занимаются не ради оценок, а потому, что им интересно учиться и познавать мир.Значительное количество самостоятельной работы.
• Самостоятельная работа - основное средство саморазвития и самообучения ребенка. Чуткое внимание педагогов позволяет нам быть уверенным в том, что ребенок выбирает себе задачи из зоны ближайшего развития - не слишком простые, но и не чересчур сложные. Для каждого ребенка педагоги составляют индивидуальный учебный план, в соответствии с его возможностями и уровнем знаний. Постепенность и непрерывность образования. Благодаря индивидуальным планам:
• достигается постепенность в обучении - свой собственный ритм обучения для каждого ученика;
• полностью проясняется любой материал - самостоятельно или при помощи педагога;
• в случае пропуска занятий у детей не возникает пробелов в образовании, индивидуальные планы позволяют наверстывать упущенное и быстро догонять остальных учеников.
• У детей развиваются умение уважать другого и уважение к собственным правам, благодаря принятым у нас правилам Монтессори-педагогики:
• не мешать другому;
• быть свободным в своих действиях, при условии, что это не мешает другим;
• помогать другому, только если об этом просят.
Благодаря высокой степени самостоятельности многие подобные правила дети придумывают сами.
Дополнительный эффект в развитии навыков сотрудничества достигается благодаря большому количеству разновозрастной активности - детям разных возрастов часто приходится взаимодействовать друг с другом в процессе решения различных задач.
Организованная в соответствии с научным методом Монтессори среда позволяет ребенку обрести большую степень самостоятельности в обучении. Все задания дети делают в школе, это позволяет родителям сосредоточиться дома на общении с ребенком, а не на подготовке уроков и контроле. Это позволяет установить четкие границы нагрузки детей, чтобы исключить травмирующую учебную перегрузку.
Каждый урок в школе длится 1 час, который в соответствии с теорией эффективной мозговой деятельности разбит на блоки по 18 минут + 2-х минутные перерывы [14].
Другим примером эффективного внедрения опыта Монтессори в современную образовательную практику может служить программа школы «Эврика-развитие» в г. Томске.
В классах-комплектах М. Монтессори программы основного образования построены с использованием как традиционных форм и методов работы с младшими школьниками (групповые уроки, фронтальная работа), так и событийных, которые предполагают отработку материала не только в рамках стандарта начальной школы, но и за его пределами. Такая интеграция возможна благодаря использованию метода Марии Монтессори, который располагает дополнительными образовательными ресурсами подготовленной среды класса (автодидактичные материалы для самостоятельной работы, возможность выбора деятельности, разновозрастной коллектив учащихся, педагогический метод наблюдения для работы в зоне актуального и ближайшего развития и др.)
Учителя и тьюторы классов-комплектов строят педагогическую деятельность на принципах Монтессори-педагогики, а именно:
1. Создание обучающей предметно-развивающей среды.
2. Разновозрастное взаимодействие детей (1-4класс).
3. Предоставление детям свободы во время занятий:
• свобода выбора материала;
• свобода выбора времени и продолжительности работы с материалом;
• свобода выбора места работы;
• свобода выбора партнёров для совместной деятельности;
• свобода общения с учителем или другими детьми.
4. Создание атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребёнка.
5. Наблюдение как основной метод педагогической деятельности для отслеживания зон ближайшего и актуального развития детей и оказания необходимой помощи в их самостоятельном обучении.
Особенностями образовательного процесса Монтессори-классов в МОУ СОШ «Эврика-развитие» являются:
• Разработка образовательных программ, обеспечивающих преемственность между ступенями образования: дошкольной и школьной, начальной и подростковой.
• Интеграция классики метода Марии Монтессори и современных образовательных технологий.
• Формирование инновационного сообщества педагогов и родителей для разработки и реализации совместных проектов в открытом образовательном пространстве.
Основные событийные формы работы с учащимися в педагогике Монтессори:
• индивидуальные занятия и уроки помогают ускорить развитие ученика в личностном и академическом плане и дают возможность учителю определить «зону ближайшего развития» ребенка. Во время проведения индивидуального урока возрастает интерес и вовлеченность ребенка в процесс обучения, появляется внутренняя мотивация;
• групповые занятия и уроки (дидактические) приводят в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал. Такие уроки ценны тем, что у участников имеется возможность «примерить» на себя разные социальные роли, внутри урока построить адекватно свое поведение, выстроить процесс коммуникации.
• групповые занятия и уроки (рефлексивные) помогают осмыслить действительность, проанализировать и описать актуальное событие, средствами речи передать свои ощущения, впечатления; через эти способы осмыслить свою проблему;
• творческие мастерские способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) проявлять творческую инициативу, способ, обеспечивающий их проектную деятельность;
• «научные экспедиции» - способ расширения образовательного пространства младших школьников, позволяющий получать навыки работы: с разными источниками информации, проектной и исследовательской деятельности;
• лаборатория «Физика и химия для младших школьников» - целенаправленная работа детей по экспериментированию, которая направлена на выявление условий происхождения знания и на определение приёмов их употребления [15].
Ярким свидетельством эффективности и качества образования по системе Монтессори являются знаменитые выпускники Монтессори-школ: Сергей Брин, Лари Пэйдж, основатели Google, Уилл Райт, автор игры TheSims, Джеф Безос, основатель Amazon, Джимми Уэлс, Основатель Wikipedia, писатель Габриэль Гарсия Маркес, Питер Друкер, самый влиятельный теоретик менеджмента нашего времени, принцы Уильям и Гарри.
Самое интересное, что есть уже много различных высказываний о влиянии такого образования на то, что эти люди сделали и продолжают делать для мира и общества. Например, вице-президент Google говорит, что надо знать, что Лари и Сергей - выпускники Монтессори, чтобы понимать, как устроен их мозг, их мышление. Проецируя принципы Монтессори в компанию, они мотивируют сотрудников создавать ценность для мира.
Другие известные монтессорийцы - создатели гигантских инновационных компании -нацелены на возможность создания ценностей не в ущерб получению прибыли, при этом прибыль не является единственной для них ценностью. Они настоящие новаторы в маркетинге [16].
Таким образом, проведенный анализ проблемы актуальности внедрения идей М. Монтессори в современную отечественную систему образования позволяет сделать следующие выводы.
1. Метод, разработанный М. Монтессори, не только сохраняет в настоящее время свою актуальность во всем мире, но и полностью адекватен основной цели современного опережающего образования, направленного на саморазвитие и самоопределение детей.
2. Система дидактических материалов, используемых в рамках этого метода, способствует созданию благоприятной развивающей среды и творческому развитию субъектов образования.
3. Система Марии Монтессори помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения и воспитания, а значит сделать его безболезненным для становления личности ребенка.
4. Многообразие дидактических материалов Марии Монтессори способствует развитию у детей познавательных способностей, повышает их познавательную активность, а это является одним из важных условий успешного обучения. Возможность самоконтроля при работе с материалами помогает детям почувствовать себя независимыми, самостоятельными.
5. Создание атмосферы доверия, уважения к личности ребенка является основным требованием к работе педагога в Монтессори - группе. Подобная атмосфера помогает детям стремительно продвигаться в своем развитии как полноценная, активная, самодеятельная личность
6. Высокий уровень качества и эффективности деятельности целого ряда воспитательно-образовательных учреждений, работающих по инновационным Монтессори-программам, подтвержден педагогическим мониторингом.
Метод Марии Монтессори соответствует всем требованиям гуманной педагогики, согласно идеям которой в центре процесса обучения и воспитания находится личность ребенка неповторимого, непосредственного, непохожего на других детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб., 2012.
2. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 479 с.
3. Дмитриева, В.Г. Методика раннего развития М. Монтессори / В.Г. Дмитриева. - М., 2009.
4. Значение подготовленной среды для развития ребенка: сбор. материалов II Всероссийской конференции
«Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: АПК и ПППРО, 2011.
5. Монтессори, М. Антропология / М. Монтесори. - М., 2007.
6. Монтесссори, М. Мой метод / М. Монтесори - И. АСТ, 2006.
7. Монтессори, М. Подготовка учителя [Текст] методическое пособие / М. Монтессори. Пер. с англ. И. Дич-
ковской. - Альманах «МАМА»: Научно - методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори - ассоциации. - Вып. 1. - М., 1994. - 354
8. Монтессори, М. Разум ребенка / М. Монтессори. - М., 1999. - 93 с.
9. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995.
10. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации: методическое пособие / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
11. Скуднова, Т.Д. Гуманистические традиции мировой социальной педагогики / Т.Д. Скуднова, К.М. Хору-женко. - Таганрог, 2000.
12. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Эльконин Д.Б. // Избранные психические труды. - М.: Просвещение, 1990. - 422 с.
13. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Владос, 2011. - 365 с.
14. Русская Монтессори Школа - Анны Дурмановой г. Москва. - URL: http://www.rusmontessori.ru (дата обращения 21.11. 2015.)
15. Программ для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя Общеобразовательная Школа "Эврика-Развитие" г. Томска. - ГКД: http://www.eurekatomsk.ru/education/1-4/montessori (датат обращения 21.11. 2015)
16. Исаева И. Монтессори подходит всем детям, но не всем родителям. / И. Исаева. - URL: http://letidor.ru/article/irina isaeva montessori podkho 116629 (дата обращения 21.11.2015)
УДК 159.923.2 ББК 88.8
В.А. Плохотниченко
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Исследование вопросов повышения качества юридического образования студентов является актуальным. Не всеми педагогами осознается необходимость создания системы непрерывного правового образования педагогов. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной или в практическойдеятельности.
Ключевые слова: студенты, педагоги, юридическая специальность, правовая культура, коррупция.
V.A. Plohotnichenko
IMPROVEMENT OF EDUCATION EFFICIENCY AND QUALITY OF LEGAL PROFESSIONS
Abstract: Improvement of education efficiency and quality of legal education of students research is important. Not all teachers understand the need to create a system of continuous legal education for teachers. The findings presented in this article can be used in scientific or practical activities. Key words: students, teachers, juridical profession, legal culture, corruption.
В наше время происходят глобальные перемены во взаимоотношениях между государством и личностью. Современное общество Российской Федерации благодаря своим правам получило