МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
средств и методов обработки проблемной информации в педагогических ситуациях для их применения в принятии педагогических решений. Содержание ФГОС ВПО предполагает направленность предметного содержания учебных дисциплин на освоение базовых наук как основы интеграции педагогических знаний. В связи с этим появляется потребность в модифицировании подходов к формированию методической системы обучения студентов базовым дисциплинам в условиях проблемно-модельного подхода, поскольку он открывает доступ к нетрадиционным источникам информации и позволяет интегрировать содержание базовых учебных дисциплин посредством междисциплинарных связей; повышать эффективность самостоятельной работы студентов; создавать возможностьприобретения и закрепления базовых знаний; формировать методы обучения с применением средств педагогического моделирования явлений и процессов; использовать специализированные методики,необходимые в будущей профессиональной деятельности [1].
Вместе с тем, в методической системе обучения студентов базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей целесообразно сохранить систему традиционного обучения, дополненного возможностью учебно-познавательной, поисково-аналитической, исследовательской деятельности студентов в процессе обучения; использовать организационные формы и средства проблемно-модельного подхода, методы обучения направить на формирование умений эффективно использовать полученные знания в области педагогической деятельности.
Так, методическую систему обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, отражающего фундаментальные методы педагогики, в соответствии с квалификационными требованиями педагогической отрасли к подготовке педагога-профессионала; средств, организационных форм и методов обучения на базе проблемно-модельного подхода, формирующихся и развивающихся в современной образовательнойсреде.
Список использованной литературы:
1. Богомаз, И.В. Методическая система обучения студентов технических вузов, построенная на принципах проективной концепции./ Богомаз И.В //Сборник научных трудов (по материалам Международной конференции «Стратегия и пути развития национального образования в России» Кем- ГУ), Кемерово, 1-2 февраля 2007г.
2. Голубева, О.Н., Суханов А.Д. Концепции современного естествознания./ Издательство: Агар, 2000 г.- 464 стр.
3. Майков Э.В. Взаимосвязь общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин при подготовке инженерных кадров. Докт. дисс. Мордовский Гос.Унив., 2003г. 430 с.
© Фоминых М.В., 2016
УДК 006.91
Хабибуллин Тимур Минзилевич
Елабужский институт К(П)ФУ г. Елабуга, РФ E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу истории развития метрологии в России. Выделены основные этапы этого процесса. Показано, что развитие отечественной метрологии во многом связано с деятельностью Д.И. Менделеева.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Метрология, метрологическая служба, история развития метрологии
Метрология как наука и область практической деятельности человека имеет очень древние корни. На протяжении развития человеческого общества измерения были основой взаимоотношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались определенные представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления. При разработке структуры и содержания электронного образовательного курса «Метрология», аналогичного курсам, описанным в [1-4], перед нами возникла задача систематизации огромного объема информации, связанной с историей развития метрологии в России. Анализ научной и популярной литературы позволил выделить основные этапы данного процесса.
Потребность в измерениях возникла в незапамятные времена. Большинство мер имели антропометрическое происхождение или были связаны с конкретной трудовой деятельностью человека. Например, в Киевской Руси применялись в обиходе: вершок, локоть, пядь, сажень, косая сажень и верста.
Одним из первых важнейших метрологических документов является Двинская грамота Ивана Грозного (1550 г.) [5]. В ней были прописаны условия хранения и передачи размера новой меры объема сыпучих тел - осьмины. Образцовые меры, с которых снимались первые копии, хранились централизованно в приказах Московского государства. Таким образом, можно говорить о начале создания при Иване Грозном государственной системы обеспечения единства измерений и государственной метрологической службы [6].
Метрологической реформой Петра I к обращению в России были допущены английские меры, которые получили широкое распространение на флоте и в кораблестроении - футы, дюймы. Начинают создаваться метрологические центры. Коммерц-коллегия занялась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер. Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных заводов, рудников и монетных дворов. Назревала необходимость создания в стране единого руководящего метрологического центра [6].
В развитии российской метрологии за последние 200 лет также можно выделить несколько этапов.
Первый этап стихийной метрологической деятельности охватывает почти весь XIX в. Данный период характерен централизацией метрологической деятельности и началом широкого участия русских ученых в работе международных метрологических организаций. Так, указом «О системе Российских мер и весов» (1835 г.) были утверждены эталоны длины и массы - платиновая сажень и платиновый фунт. В 1842 г. открывается первое централизованное метрологическое и поверочное учреждение России - Депо образцовых мер и весов, куда и помещаются на хранение созданные эталоны. их копии, а также образцы различных иностранных мер. В результате последующей работы ученых разных стран была подготовлена и подписана Метрическая конвенция.
Второй этап развития отечественной метрологии связан с деятельностью Д. И. Менделеев (1834-1907 гг.). В 1892 г. он был назначен управляющим Депо,и сделал так много для отечественной метрологии, что период с 1892 по 1917 гг. называют менделеевским этапом развития метрологии. Для него характерно следующее: - это этап научного становления метрологии, перевода ее в число точных естественнонаучных дисциплин. В 1893 г. Д.И. Менделеев преобразует Депо образцовых мер и весов в Главную палату мер и весов - одно из первых в мире научно-исследовательских учреждений метрологического профиля. Ныне это ВНИИМ [7]. Под руководством Д.И. Менделеева была проведена работа по созданию русской системы эталонов и их сличению с английскими и метрическими мерами, начала создаваться государственная метрологическая служба, реализована широкая программа научных исследований в области метрологии.
Третий (нормативный) этап развития отечественной метрологии начинается с заметных изменений в метрологической деятельности после 1917 г.14 сентября 1918 г Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О введении Международной метрической системы мер и весов». Введение метрической системы знаменует собой начало третьего этапа в развитии отечественной метрологии. Этот этап охватывает период до Великой Отечественной войны. Главным его содержанием является переход к государственной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
метрологической деятельности. В 1917-27 гг. был осуществлен комплекс мероприятий по созданию государственной метрологической службы. Введена обязательная всероссийская поверка мер и весов, утверждены новые положения о Главной палате мер и весов и о мерах и весах, установлены единые таксы сборов за поверку, введена уголовная ответственность за нарушения положения о мерах и весах и т.д. Одной из первых государственных задач, возложенных на Главную палату мер и весов, Начинается практическое осуществление метрической реформы в стране. В 1924 г. было утверждено «Положение о мерах и весах», с выходом которого завершилась организация государственной метрологической службы СССР. К 1927 г. завершилась метрическая реформа в СССР. Палаты мер и весов были созданы во всех союзных республиках, государственной службой мер и весов охвачена вся страна.
Четвертый (послевоенный) этап развития отечественной метрологии характеризуется небывалым размахом всей метрологической деятельности в стране. Отличительной его особенностью является повсеместное внедрение стандартизации как главной организационно-правовой формы обеспечения единства измерений. Разработана и внедрена Государственная система стандартизации (ГСС). Государственная метрологическая служба к этому времени состояла из почти полутора десятков институтов и около 250 территориальных органов, возглавляемых Госстандартом СССР с 15 республиканскими управлениями. Повсеместное использование измерений и измерительной техники в промышленном производстве обусловило создание, наряду с государственной метрологической службой, органов ведомственного контроля за мерами и измерительными приборами. В 1970-80-е гг. в большинстве министерств и ведомств, в производственных объединениях и на крупных предприятиях были организованы ведомственные метрологические службы (отделы главного метролога) с широкими полномочиями в области обеспечения единства измерений.
После развала в 1991 г. Советского Союза, в течение нескольких лет произошел значительный спад работ в области метрологии в странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации. На многих предприятиях были значительно сокращены, а иногда и ликвидированы службы метрологии. Однако вскоре произошло осознание того факта, что без метрологического обеспечения невозможен выпуск качественной продукции. Поэтому службам метрологии в настоящее время уделяется все большее внимание на абсолютном большинстве предприятий. В настоящее время развитие метрологии в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений», принятым в 1993 г. Список использованной литературы:
1. Тимербаев Р.М., Шурыгин В.Ю. Активизация процесса саморазвития студентов при изучении курса "Теоретическая механика" на основе использования LMS Moodle // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4. - С. 146-151.
2. Timerbaev R.M., Shurygin V.Yu. Pedagogic Condition and Methodological Aspects of Education Intensification on the Course «Theoretical Mechanics» // Life Science Journal. - 2014. - V. 11, № 12. - P. 405-408.
3. Шурыгин В.Ю. Использование элементов дистанционного обучения в LMS Moodle при изучении раздела «Механика» вузовского курса физики// Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалдинговая компания Юком», 2014. - Ч. 3. - С. 159-160.
4. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А.Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. - 2015.-№ 8. - С. 125-139.
5. Мищенко С.В., Пономарев С.В., Пономарева Е.С., Евлахин Р.Н., Мозгова Г.В. История метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. -112 с.
6. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. XI век - начало XIX века. - М.: Издательство стандартов, 1990. - 272 с.
7. ВНИИМ им. Д.И. Менделеева. URL:http://vniim.ru/index.html (дата обращения 20.02.2016).
© Хабибуллин Т.М., 2016