ВНИИМ: подготовка специалистов-метрологов в сфере высшего образования
История подготовки инженеров-метрологов в России рассматривается на примере создания и развития базовой кафедры метрологии Северо-Западного государственного технического университета при ВНИИМ имени Д.И. Менделеева. Говорится о становлении метрологического образования на основе интеграции образовательного процесса с научной и исследовательской деятельностью института, о целях создания учебно-методического и образовательного центра
М.В. Окрепилов1
ФГУП «ВНИИМ им.Д.И. Менделеева», д-р техн. наук, доцент
Б.Я. Литвинов2
ФГУП «ВНИИМ им.Д.И. Менделеева», д-р техн. наук, доцент, [email protected]
1 заместитель директора, Санкт-Петербург, Россия 2главный научный сотрудник, Санкт-Петербург, Россия
Для цитирования: Окрепилов М.В., Литвинов Б.Я. ВНИИМ: подготовка специалистов-метрологов в сфере высшего образования // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 5
ключевые слова
подготовка инженеров-метрологов, инновационная деятельность, учебно-методический центр, профессиональная переподготовка
июне 2019 года в Российской Федерации отмечается 120-летие метрологического образования, начало которому было положено в Главной палате мер и весов в соответствии со статьями 16, 19, 21 Положения о мерах и весах 1899 года. В настоящее время идет широкое обсуждение перспектив развития инженерного образования и профессиональных компетенций в соответствии с направлением подготовки 27.хх.01 «Стандартизация и метрология». При этом одна из основных задач в сфере высшего образования — связать образовательный процесс с современными требованиями рынка труда, что должно способствовать качественной подготовке метрологов.
Несмотря на более чем столетнюю историю метрологического образования, подготовка инженеров-метрологов высшей школы была начата сравнительно недавно, и она тесно связана с деятельностью Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, далее — ВНИИМ). В СССР существовало несколько техникумов, в которых можно было получить среднее профессиональное образование и квалификацию «техник-метролог». Углубить знания можно было во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ) и его Ленинградском филиале, созданном на базе ВНИИМ, но инженеров в сфере метрологии и метрологического обеспечения не готовили. Ситуация изменилась в 80-х годах прошлого века, а историю подготовки российских специалистов-метрологов
можно проследить на примере одной кафедры, тесно связанной с этим институтом.
История кафедры начинается с 25 января 1980 года, когда председатель Госстандарта СССР В.В. Бойцов и министр высшего и среднего специального образования РСФСР И.Ф. Образцов подписали совместный приказ № 23/49 об организации в Ленинграде, в Северо-Западном политехническом институте (СЗПИ) базовой кафедры метрологии при ВНИИМ. Этому событию предшествовала долгая работа сотрудников института, которую возглавляли генеральный директор Ю.В. Тарбеев и начальник научно-исследовательской лаборатории И.Ф. Шишкин. Большую поддержку оказал ректор СЗПИ профессор Б.В. Шамрай. Были внесены необходимые изменения в устав СЗПИ, подготовлена учебно-экспериментальная база во ВНИИМ. Заведующим базовой кафедрой метрологии стал доктор технических наук И.Ф. Шишкин.
Перед кафедрой было поставлено несколько задач, но главным было организовать новую инженерную специальность «Метрология» и приступить к подготовке инженеров, на что потребовалось 7 лет. Все это время в рамках специальности «Радиотехника» готовили радиоинженеров со специализацией «Радиотехнические устройства и системы в метрологии». В 1984 году состоялся первый выпуск инженеров-метрологов, обучавшихся по ускоренной программе. Вторым направлением стало повышение метрологической грамотности студентов других технических специальностей. Активно совершенствовалась учебно-методическая работа, основанная на традициях
Компетентность / Competency (Russia) 5/2019
ОБУЧЕНИЕ 13
отечественной метрологической школы [1, 2].
Долгожданное событие произошло позже. Приказом Минвуза СССР 17.11.1987 в номенклатуру специальностей высших учебных заведений страны была включена специальность 19.06 «Метрология, стандартизация и управление качеством». Эта дата считается днем рождения метрологической специальности в отечественной системе высшего образования. В дальнейшем в рамках этой специальности выделились специализации 19.06.01 «Метрология и метрологическое обеспечение», 19.06.02 «Управление качеством и стандартизация». Первый набор студентов на специальность 19.06 «Метрология, стандартизация и управление качеством» состоялся в 1988 году, первый выпуск — в 1994-м.
Со временем выделились три самостоятельные специальности: «Метрология и метрологическое обеспечение», «Стандартизация и сертификация», «Управление качеством». При разработке очередного поколения государственных образовательных стандартов для высших учебных заведений специальность «Стандартизация и сертификация» оказалась объединенной не с «Управлением качеством», а с «Метрологией и метрологическим обеспечением». К этому времени СЗПИ получил статус университета и название «Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ)». Кафедра метрологии СЗТУ приступила к подготовке инженеров по специальностям 200501.65 «Метрология и метрологическое обеспечение» и 200503.65 «Стандартизация и сертификация». Основное внимание уделялось подготовке метрологов.
Обучение проходило в условиях интеграции кафедры метрологии и научного метрологического центра ВНИИМ, что дало положительные результаты.
Сотрудниками кафедры были разработаны необходимые учебные планы, рабочие учебные планы, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Кра-
тко остановимся на основных результатах.
В настоящее время много говорится о роли инновационной деятельности в образовании. Кафедра занималась инновациями с момента своего создания. Уже через год она получила выход на большую аудиторию. В сетке вещания ленинградского телевидения появилась новая учебная программа, где читался курс лекций «Основы метрологии». Использование телевидения в учебном процессе позволило выявить достоинства и недостатки этой формы обучения, которая при развитии компьютерной техники и информационных технологий переросла в направление, получившее название «проведение обучения на распределенную аудиторию». Приобретенный опыт был использован при внедрении в учебный процесс технологий дистанционного обучения. Одновременно возможности средств массовой информации и информационных технологий были реализованы в ходе аудиторных занятий. Новые образовательные технологии внедрялись в жизнь при использовании ресурса учебно-методического центра и уникального научно-исследовательского оборудования ВНИИМ.
Сейчас такие понятия, как неопределенность измерений и метрологическая прослеживаемость, прочно вошли в метрологическую практику, а тридцать лет назад ситуация была совершенно иной. Первым, кто начал внедрять в учебный процесс новые понятия, стал заведующий кафедрой
справка
В становлении и развитии кафедры метрологии принимали участие многие сотрудники института. Это в первую очередь И.Ф. Шишкин, Ю.В. Тарбеев, В.А. Грановский, И.Е. Ушаков, В.Н. Романов, И.А. Иванов. Все они имеют докторскую степень и свою интересную, полную событий «метрологическую биографию», требующую дополнительного рассказа. Практически с первых лет существования кафедры в составе профессорско-преподавательского состава работал сотрудник СЗПИ доктор технических наук Г.А. Алексеев. Большой вклад в подготовку будущих метрологов внесли доценты В.М. Станякин, Р.Н. Парахуда, Г.Ф. Сергушев, В.И. Шевцов, В.Я. Смирнов, Э.И. Медякова, Б.Э. Блантер и др.
Первый выпуск инженеров-метрологов на кафедре метрологии в СЗПИ [The first issue of metrology engineers at the metrology department]
справка
В состав Государственных аттестационных комиссий (ГАК), которые впоследствии были переименованы в Государственные экзаменационные комиссии (ГЭК), постоянно входили представители метрологической школы института. Долгие годы председателем ГАК являлся доктор технических наук Д.Ф. Тартаковский, прошедший путь от аспиранта до заместителя директора института. Затем председателем ГЭК стал заместитель директора ВНИИМ доктор технических наук М.В. Окрепилов
В настоящее время ВНИИМ контактирует со многими ведущими университетами. В первую очередь это Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф. Устинова
метрологии профессор И.Ф. Шишкин. До сих пор идет обсуждение его учебников и учебных пособий [3-5]. Существуют различные мнения, но все отмечают инновационную сторону этих работ. Менее известно ставшее инновационным для учебного процесса направление, связанное с информационной теорией измерений. Первопроходцем в ее применении к метрологической деятельности был профессор кафедры информационных измерительных технологий Политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) П.В. Новицкий [6]. Развитие информационной теории измерений применительно к учебному процессу стало одним из инновационных направлений деятельности кафедры метрологии. Инициатором выступил И.Ф. Шишкин. В дальнейшем работу продолжили доцент кафедры метрологии В.М. Станякин и работавший на кафедре совместителем ведущий научный сотрудник ВНИИМ Б.Я. Литвинов [7]. В институте это направление было поддержано [8]. Инновационную направленность имели и другие учебно-методические работы кафедры. Совместная научная и исследовательская работа сотрудников кафедры и инсти-
Студенты кафедры метрологии и управления качеством в музее ФБУ «Тест-С.-Петербург» [Metrology and quality management department students at the Test-St. Petersburg museum]
тута позволяла использовать в учебном процессе последние достижения в области метрологии и метрологического обеспечения. Постоянно велась работа по развитию и модернизации учебной и научно-исследовательской, материально-технической базы, что позволяло на высоком уровне проводить подготовку выпускников по специальности 200501.65 «Метрология и метрологическое обеспечение». Ведущие специалисты института всегда входили в состав ГАК (ГЭК) по специальности 200501.65.
На базовой кафедре постоянно велась научно-исследовательская работа. Приоритетной задачей являлось проведение научных исследований, связанных с развитием систем обеспечения единства измерений [1]. Исследования проводились в тесном сотрудничестве с ВНИИМ.
На развитие кафедры часто влияют резкие внешние воздействия. Таким воздействием оказались события 2011 года. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16.09.2011 № 2305 Северо-Западный государственный заочный технический университет был присоединен к Санкт-Петербургскому государственному горному университету в качестве структурного подразделения. Кафедра метрологии вошла в состав механического факультета Горного университета как кафедра метрологии и управления качеством. Заведующим кафедрой был назначен доктор технических наук Б.Я. Литвинов, имевший к тому времени стаж подготовки инженеров-метрологов с 1999 года и работавший в 1978-2006 годах во ВНИИМ. Этот институт остался базовой организацией для кафедры.
К сожалению, в Горном университете была оставлена подготовка только по очной форме обучения. Студентов очно-заочной и заочной формы обучения предстояло доучить, новые наборы не осуществлялись.
Вторым событием стал переход на двухуровневую (позже трехуровневую) систему высшего образования в России. В 2015 году состоялся вы-