Научная статья на тему 'Основные аспекты управления трудовыми ресурсами в уголовно-исполнительной системе с целью формирования конкурентных преимуществ различных сфер экономики'

Основные аспекты управления трудовыми ресурсами в уголовно-исполнительной системе с целью формирования конкурентных преимуществ различных сфер экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ФСИН / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В УИС / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / REFORM OF THE PENAL SYSTEM / THE INTEGRATED SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE MOTIVATIONAL PROCESS IN THE CORRECTIONAL SYSTEM OF SOCIO-LABOR ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудров А. А.

В статье дано принципиальное понимание изменения подходов к организации трудовой адаптации осужденных в рамках разработки механизма управления в рамках реформирования ФСИН. В рамках исследования теоретических аспектов мотивации определено, что важно установление отношений конструктивного сотрудничества между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, которые являются различными социальными группами. В данной статье определено, что наиболее действенным направлением, позволяющим достичь наилучших результатов в управлении трудовыми ресурсами в УИС является социально-экономическая адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN PRISONS, WITH THE AIM OF FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES OF DIFFERENT SPHERES OF ECONOMY

This article provides a fundamental understanding of the change approaches to organization of labour adaptation of convicts in the development of the control mechanism in the framework of reforming the penitentiary sector The study of the theoretical aspects of motivation determined that it is important to establish relations of constructive cooperation between prisoners and staff of correctional institutions, which are different social groups. In this article defines that the most effective direction, allowing to achieve the best results in the management of labour resources in the UIS is the socio-economic adaptation.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты управления трудовыми ресурсами в уголовно-исполнительной системе с целью формирования конкурентных преимуществ различных сфер экономики»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ЭКОНОМИКИ

Кудров А.А., аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В статье дано принципиальное понимание изменения подходов к организации трудовой адаптации осужденных в рамках разработки механизма управления в рамках реформирования ФСИН. В рамках исследования теоретических аспектов мотивации определено, что важно установление отношений конструктивного сотрудничества между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, которые являются различными социальными группами. В данной статье определено, что наиболее действенным направлением, позволяющим достичь наилучших результатов в управлении трудовыми ресурсами в УИС является социально-экономическая адаптация.

Ключевые слова: Уголовно-исполнительная система, реформирование ФСИН, интегрированная социально-экономическая система, мотивационный процесс в УИС, социально-трудовая адаптация.

THE MAIN ASPECTS OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN PRISONS, WITH THE AIM OF FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES OF DIFFERENT SPHERES

OF ECONOMY

Kudrov А., the post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

This article provides a fundamental understanding of the change approaches to organization of labour adaptation of convicts in the development of the control mechanism in the framework of reforming the penitentiary sector. The study of the theoretical aspects of motivation determined that it is important to establish relations of constructive cooperation between prisoners and staff of correctional institutions, which are different social groups. In this article defines that the most effective direction, allowing to achieve the best results in the management of labour resources in the UIS is the socio-economic adaptation.

Keywords: Criminal-Executive system, the reform of the penal system, the integrated socio-economic system, the motivational process in the correctional system of socio-labor adaptation

Уголовно-исполнительная система (УИС) в процессе приспособления к изменяющимся социально-экономическим условиям испытала определенные трудности. Важнейшей задачей остается формирование действенной системы финансирования, потенциала хозяйственной деятельности, а также разработки мотивационного механизма управления трудовым потенциалом с целью формирования конкурентных преимуществ спецконтингента в различных сферах национальной экономики.

В рамках реформирования УИС необходимо определить вопросы ответы на которые, могут быть найдены на основе, прежде всего, комплексного подхода к решению управленческих задач в рамках формирования социально-экономической системы ФСИН, позволяющей более эффективно управлять трудовыми ресурсами с целью усиления конкурентных преимуществ системы. Существующая система организации труда осужденных не соответствует требованиям рыночной экономики, при этом руководством ФСИН России предпринимаются всесторонние усилия, направленные на поиск и внедрение новых форм привлечения осужденных к труду, что позволит создать единый комплекс объектов труда и производства с системой профессиональной подготовки. В свою очередь кардинальное изменение подходов к организации трудовой адаптации осужденных невозможно без разработки механизма управления в рамках реформирования ФСИН.

Целью исследования является разработка механизма управления мотивационным процессом в интегрированной социально-экономической системе в рамках реформирования ФСИН.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследование мотивационного процесса в УИС и выявление проблем использования трудовых ресурсов.

2. Выявление основных аспектов функционирования социально-экономической системы в рамках адаптации трудовых ресурсов ФСИН.

3. Разработка механизма управления мотивационным процессом в интегрированной социально-экономической системе ФСИН.

4. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов в интегрированной социально-экономической системе в рамках реформирования ФСИН и выявление направлений повышения ее конкурентоспособности.

5. Оценка возможности реализации предложенного механизма и создания новых форм управления в УИС.

Решение данных задач создало бы предпосылки не только для формирования интегрированной социально-экономической системы

УИС, но и для их дальнейшего развития ее в перспективе.

В рамках исследования теоретических аспектов мотивации определено, что важно установление отношений конструктивного сотрудничества между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, которые являются различными социальными группами. Главной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями ФСИН и общества. Особенности ФСИН предполагают различные типы мотивации для различных социальных слоев (сотрудники и осужденные), и как следствие, различные критерии для оценки мотивационных процессов в этих слоях. Вопросам развития и совершенствования управления трудовыми ресурсами УИС посвящены отдельные исследования, не охватывающие всей проблемы в целом. Все это в комплексе не позволяет сформировать механизм управления трудовыми ресурсами в рамках социально-экономической системы с целью увеличения предпринимательского успеха.

В рамках исследования теоретических аспектов мотивации определено, что важно установление отношений конструктивного сотрудничества между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений, которые являются различными социальными группами. Главной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями ФСИН и общества. Особенности ФСИН предполагают различные типы мотивации для различных социальных слоев (сотрудники и осужденные), и как следствие, различные критерии для оценки мотивационных процессов в этих слоях.

В данной статье определено, что наиболее действенным направлением, позволяющим достичь наилучших результатов в управлении трудовыми ресурсами в УИС является социально-экономическая адаптация. Выявление основных аспектов социально-трудовой адаптации осужденных принадлежащих к определенной социальной группы позволяет выявить факторы, суживающие производственно-трудовые возможности мест исполнения наказаний.

В качестве внешних факторов он выделяет: место расположения исправительного учреждения, климатические условия, развитость социально-экономических инфраструктур, наличие (или отсутствие) сформировавшихся и функционирующих общественных институтов, научных центров, способных оказывать помощь в организации исполнения наказаний и исправления осуждённых, в оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве освобождённых, в иной помощи их социальной реабилитации.

К факторам внутреннего порядка относит: организационно-управленческую структуру всей системы и каждого исправительного учреждения в отдельности, режим отбывания наказаний, процесс исправительно-трудового воздействия, все материально-производственные предпосылки и людские ресурсы исполнения наказаний и перевоспитания осуждённых.

Необходимо также отметить, что интеграция Российской Федерации в Европейское сообщество предполагает приведение системы исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами. Важная роль при этом отводится изучению передового зарубежного опыта в области организации труда осужденных.

Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании новых рабочих мест, обучении специальностям, востребованным в современных условиях. Целесообразно предоставление федеральным законодательством субъектам Российской Федерации полномочий по установлению квот для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к иным видам наказания лиц, входящих в группу риска, установление обязательной платы за невыполнение данной обязанности и мер ответственности.

После отбытия наказания гражданин возвращается в общество. Однако зачастую общество и государство не готовы обеспечить ему, во многом утратившему социальные связи, крышу над головой, работу, минимальные материальные и финансовые ресурсы для адаптации к жизни на свободе. Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разрабатывать комплексные целевые программы как на федеральном, так на региональном уровнях, которая обеспечит взаимодействие и ответственность всех федеральных и региональных структур в процессе социальной реабилитации.

Актуальность приобретает вопрос получения или завершения не только профессионального, но и общего образования. Впервые почти в каждом исправительном учреждении появились осужденные, которые не умеют ни читать, ни писать, вообще не ходили в школу. Поэтому нужно внедрять систему непрерывного профессионального обучения.

Вопросы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы должны решаться государством с участием субъектов Российской Федерации. Свою лепту в решение этих проблем могли бы внести органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

На основании вышеизложенного можно определить основные направления реформирования пенитенциарной системы России с использованием положительного опыта индустриально развитых стран и учетом особенностей развития национальной экономики, а также реализации всевозможных программ в рамках взаимодействия с различными структурами рынка, что дает возможность формировать предпринимательский стиль управления.

На основании вышеизложенного в целях разработки основных направлений развития пенитенциарной системы и разработки новой организационной структуры в рамках исследования было выявлено, что необходимо создание интегрированной социально-экономической системы в рамках УИС, включающей несколько подсистем, таких как:

■ система непрерывного профессионального обучения;

■ система трудовой реабилитации;

■ система социальной поддержки.

Создание предлагаемой системы своей целью ставит адаптацию и социализацию осужденных в нынешних условиях, возможность их адаптации в социальной среде вне УИС, а также удовлетворение социальных потребностей, как сотрудников УИС, так и осужденных.

В отношении реализации выше обозначенных программ существует целый ряд проблем, в частности нехватка оборудования или несоответствие его современным требованиям. Причина этого заключается в отсутствии необходимых ресурсов у исправительного учреждения. По данному вопросу приходится констатировать, что законодательная норма, касающаяся обязанности осужденных трудиться, на протяжении уже более чем десяти лет систематически не выполняется. Таким образом, труд фактически перестает быть обязанностью осужденных, поскольку значительная их часть оказалась лишенной возможности трудиться. Следовательно, трудовое воспитание должно сформировать у осужденных осознание необходимости трудиться, научить их уважать труд, привить им заинтересованность в трудовой деятельности и заложить надежную основу для обеспечения возможности трудоустройства после освобождения. Не менее важную роль играет установление правильной последовательности проведения работ, связанных с трудовым воспитанием осужденных. В связи с этим предлагается следующий пошаговый алгоритм социально-экономической адаптации в период отбывания наказания (рис. 1).

Создание интегрированной социально-экономической системы в структуре УИС должно строится на принципах мотивационного подхода с использованием новых критериев.

Исходя из вышеизложенного, необходимо определить основные направления реформирования:

- трудовое воспитание осужденных и реабилитация;

- мотивации процессов трудовой адаптации, как в среде сотрудников, так и в среде осужденных.

По первому направлению реформирования управления трудовыми ресурсами в рамках адаптации и реабилитации в рамках реализации программы исполнения наказания является создание центров по подготовке осужденных и освобождению. Для этого необходимо разработка образовательных программ в рамках ЦТАО, дающих возможность выработать у заключенных профессиональные знания, навыки, имеющие спрос на рынке труда. При этом данные программы должны разрабатываться федеральными службами ФСИН, в соответствии с потребностями рынка и согласованные с Министерством труда и социального развития. Данные программы должны быть максимально адаптированы к рынку, следовательно, включать основные модули и блоки, выдаваемые сертификаты или дипломы должны быть с указанием специальности. Образовательные программы должны создаваться на федеральном уровне УИС и реализовываться на базе региональных хозяйствующих субъектов, так как все производственные направления УИС создавались с учетом промышленного производства региона, следовательно,

Рис. 1. Пошаговый алгоритм социально-экономической адаптации в период отбывания наказания

16 ТЯАШРОЯТ ВШШЕББ Ш ЯШ81Л | №6 2012 |

необходимо привлечение к реализации программ региональных министерств труда и социальной защиты.

Реализация профессиональных программ должна осуществляться с использованием рыночных рычагов, таких как реклама и др. Также в рамках реформирования необходимо устанавливать квалификацию, уровень знаний, умений осужденных на этапе вынесения приговора для того, чтобы иметь возможность распределять осужденных в соответствии с выявленными навыками.

Второе направление: подготовка к освобождению, заключение контрактов с предприятиями по поставке рабочей силы с выполнением норм социальной защиты и социальной реабилитации. В период отбывания наказания, осужденный должен иметь возможность социальной поддержки по сохранению имущества вне учреждения, а также в отношении вероятности причинения ущерба.

Эффективность функционирования структуры социально-экономических отношений в социальной сфере находит отражение в динамике издержек, как средних, так и совокупных в данном секторе экономики. В силу того, что в нынешних условиях знания выступают ведущими факторами, определяющими темпы экономического развития, то недопроизводство или недоиспользование имеющегося полезного знания неизбежно приводит к снижению темпов экономического развития и эффективности.

Для иллюстрации данного положения может быть приведен показатель использования полезного знания в социальной сфере, в частности использования знания, приобретенного как осужденными, так и сотрудниками в рамках разработанной в диссертационном исследовании программы во внешней среде (К), величина которого прямо пропорциональна количеству информации (I), т. е. профессиональным навыкам и квалификации для сотрудников и осужденных и использовании различных баз данных и способов обмена информацией в рамках функционирования системы ФСИН в целом (которое, в свою очередь, зависит от способов коммуникации и хранения знаний) и уровню образования Е (который формально определяется уровнем грамотности осужденных, средним количе-

ством осужденных и т.д.) и обратно пропорциональна издержкам, которые трактуются как затраты ФСИН на профессиональную подготовку и повышение квалификации (Р8С).

Таким образом, эффективность использования полезного знания в социальной среде, такой как УИС, принимает вид: К = (I +Е)/Р8С

Этот показатель может трактоваться как синтетический, так как отражает зависимость качества институциональной структуры отношений социальной сферы которой является УИС, объема полезного знания. Все это позволяет сделать вывод, что состояние социальной сферы в УИС и экономики данной отрасли определяет динамические характеристики развивающейся рыночной экономики страны.

Правильная организация трудового воспитания осужденных имеет огромное значение для их последующей успешной социальной адаптации к жизни после освобождения. Известно, что становление личности происходит в процессе трудовой деятельности человека, которая во многом определяет успешность его социализации - то есть, вхождения в систему общественных отношений.

Литература:

1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.

2. Кудрова Н.А., Виноградов А.В. Рейтинговый анализ эффективности производственных затрат в рамках концепции реформирования предприятий УИС - «Человек: преступление и наказание», Научный журнал ФСИН России Научное пенитенциарное общество, № 1, 2008.

3. Кудрова Н.А., Дмитров Д. В. Социальное партнёрство как ключевое направление регулирования социально-трудовых и социально-экономических отношений в УИС - Сегодня и завтра российской экономики - 2009. - №32 (Вопросы экономики) - научно-аналитический сборник.

4. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8 - 0,79 п.л..

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП

РАЗВИТИЯ

Орехов С. А., д.э.н., профессор кафедры Общего менеджмента и предпринимательства МЭСИ Штейн Е. И., аспирант кафедры Общего менеджмента и предпринимательства МЭСИ

В отличие от традиционных, в работе рассматриваются идругие существующие формы и методы организации обучения, которые зачастую оказываются не менее эффективны, и при этом гораздо менее затратны. Отмечается, что с развитием и повышением актуальности корпоративного образования, возрастает роль современных технологий, таких как дистанционные.Появление и массовое распространение Интернета делает их все более возможными и доступными для разных уровней образования. Таким образом можно констатировать, что появляется огромное поле для совместной работы государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества

Ключевые слова.Система дистанционного обучения, учебные курсы, инновационные технологии обучения, корпоративное обучение, мультимедийные технологии, контент, бизнес-программы, Интернет-технологии.

IMPROVEMENT OF TECHNOLOGIES AND METHODS OF THE INSTRUCTION OF SPECIALISTS UPON TRANSFER OF THE ECONOMY TO THE INNOVATION TYPE

OF THE DEVELOPMENT

Оrekhov S., doctor of economics, Professor, General management and business chair, Moscow stateuniversity of economics, statistics and

informatics (MESI)

Shteyn E., the post-graduate student, General management and business chair, Moscow state university of economics, statistics and informatics

(MESI)

Unlike traditional, there are other existing forms and methods of learning that are often not as effective and much less expensive. Notes that the development and increased relevance of corporate education, the role of modern technology, such as remote. The emergence and massive proliferation of the Internet makes them all the more possible and available for different levels of education. Thus we can say that a huge field for joint work of the Government, business and educational community.

Keywords.System of remote training, training courses, innovative technologies of training, corporate training, multimedia technology, content, business applications, Internet-technologies.

В бизнес-образовании в течение его почти столетней истории сформировались свои «фирменные» инновационные технологии обучения. Среди прочих к таким методам относятся методы конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс методов, а также тренинги

и семинары [13].

Для большинства людей корпоративное обучение в настоящее время ассоциируется с проведением тренингов и семинаров и в тоже время многие стремятся к получению образования без отрыва от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.