Научная статья на тему 'Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика'

Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕНИКА / ПЛАН-ТАБЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинкова Людмила Владимировна, Гуринова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика»

В статье рассматривается опыт реализации индивидуального учебного плана ученика, предлагаются рекомендации учителю по планированию учебного материала.

Блинкова Людмила Владимировна,

заместитель директора по НМЭР Гуринова Наталья Петровна,

руководитель проблемного методического объединения «Тьюторство профессионального роста педагогов» МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри» Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри

[email protected]. [email protected]

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Грин Хаббард

Когда речь идет о необходимость развития личности, а не некоего среднего ученика - приоритет должен быть за личностно-ориентированной технологией.

Стратегической целью обучения становится - интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. Наше видение сущности данной технологии может быть представлено в следующей схеме.

Работа в условиях ИОСО требует кардинальных изменений в области планирования, Существуют различные алгоритмы составления календарнотематического планирования. Учитывая особенности индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО), мы разработали и апробировали следующий алгоритм планирования, которое включает в себя разделы:

I. Пояснительная записка.

II. Объем курса и виды учебной деятельности.

III. Тематический план курса.

IV. Самостоятельная работа обучающихся по курсу.

V. Дополнительная учебная деятельность по курсу.

VI. Методическое обеспечение.

VII.

Представим краткие комментарии с примерами по каждому разделу.

Пояснительная записка. Кроме пунктов, уже существующих для подобного рода документа, мы включили раздел «Методические рекомендации по работе над курсом». Данные рекомендации помогут педагогу, приступающему к работе, быстрее адаптироваться к технологии ИОСО, создадут мотивацию для творческого использования данного планирования,

Методические рекомендации основаны на специфике предмета и возрастных особенностях обучающихся. Они включают в себя деятельностные формы уроков, индивидуальный педагогический и мониторинговый инструментарий.

«Объем курса и виды учебной деятельности». Весь учебный материал систематизируется в таблицу по формам учебных занятий. Логика выстраивания учебных занятий зависит также от специфики предмета и сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся. Примеры форм уроков, приведенных в таблицы, как показывает наш опыт работы, являются наиболее эффективными при технологии ИОСО.

Сроки Раздел курса Задания для обучающихся ИДЗ Отметка Подпись

Іуро- вень II уровень III уровень

Формы уроков Всего часов В том числе по семестрам

2 3 4 5 6

Общая трудоемкость работы, в том числе (примеры):

урок постановки проблем и их решения

урок целеполагания

урок разработки индивидуальных образовательных программ

урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий)

урок исследования объекта

урок - эвристическая ситуация

урок работы с первоисточниками

метапредметный урок

межпредметный урок

бинарный урок

урок-консультация (взаимокон-сультация)

урок творческого обобщения, зачеты

урок философского обобщения

урок самооценок (взаимооценок)

Большое место в планировании занимает «Тематический план курса», в котором последняя графа содержит выдержки из Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Это необходимо для того, чтобы показать соответствие запланированного материала стандарту. Для 9-х классов временная творческая группа разработала стандарт для изучения предметов на профильном уровне.

№ Разделы и темы Даты (только на разделы) Формы уроков ФКГОС

«Самостоятельная работа обучающихся по курсу» включает:

1. Индивидуально-ориентированный план табель ученика

2. Примерные итоговые тесты (по разделам, семестрам, за год)

3. Список рекомендованной литературы и сайты.

Детально разработанный «Индивидуальноориентированный план табель ученика», структуру которого вы видите ниже, может заменить поурочное планирование.

Индивидуально ориентированный план-табель.

Творческая группа педагогов, работающая по проблемам планирования, разработала «Методические рекомендации педагогу по работе с индивидуальным учебным планом ученика (ИУПУ)» (фрагмент):

о ИУПУ должен предоставлять гарантированное усвоение программного материала всеми учениками без увеличения времени обучения, о В плане должны быть установлены жесткие временные рамки сдачи тем. о ИУПУ содержит задания учащимся минимум на ближайший семестр, о Для учебных дисциплин с одним часом в неделю план по учебному плану разрабатывается на полугодие.

о Знакомство учащихся с планом происходит на последнем уроке предыдущего семестра или на первом уроке текущего семестра, о Вне зависимости от выбранного учеником уровня выполнения заданий начинать изучение темы обязательно с раздела «первый уровень», где следует предусмотреть вопросы, без оперирования которыми невозможно успешно овладеть материалом второго и третьего уровней (проверка остаточных знаний).

о Раздел «первый уровень» должен содержать задания на проверку ЗУНов, ОУУНов и ключевых компетенций гимназиста, о Индивидуальное дополнительное задание для учащихся 9 классов определяет учитель в случае, если ученик не владеет необходимыми ЗУ-Нами, ОУУНами и ККГ. о Индивидуальное дополнительное задание для учащихся 10-11 классов может быть сформулировано по желанию ученика или по обоюдному желанию сторон и направлено как на ликвидацию возникших «пробелов» в знаниях ученика, так и на углубленное изучение предмета.

о Задания второго (конструктивного) уровня соответствуют оценке «хорошо» и должны быть направлены к тому, чтобы развивать у школьников умения распознавать, действовать по алгоритму.

о Задания третьего (творческого) уровня соответствуют оценке «отлично» и должны быть направлены к тому, чтобы развивать у школьников умения решать задачи с измененными условиями, содействовать формированию самостоятельности и критического мышления, исследовательских умений,

творческого подхода к изучению учебного материала.

о Итоговое задание по теме (разделу) позволяет определить качество усвоения изученного материала. Форма итогового задания (с учетом специфики предмета) записывается в графу «раздел курса».

о Задания первого уровня и итоговое задание по курсу выполняются всеми учащимися, не делятся на уровни и соответствуют обязательному минимуму содержания образования по предмету.

о При дифференциации заданий учитель, исходя из специфики преподаваемой учебной дисциплины, может руководствоваться как критериями, заложенными в Государственном стандарте, так и целями, которые ставит перед собой ученик.

о При выборе объема выполняемых заданий учитель должен руководствоваться приемом: чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнять ученик.

о Не допускается определять задания для самостоятельной работы, если эту тему учитель не объяснял на уроке изучения нового материала.

о Приемы, используемые учителем для проверки эффективности усвоения ЗУНов, ОУУНов и КК, не должны противоречить требованиям технологии ИОСО.

о Задания или фрагменты-задания для самостоятельной работы ученик может выполнять как в урочное, так и внеурочное время.

о Главный принцип работы с ИУПУ - принцип последовательности организации обучения, в котором ключевая фигура - учитель.

«Дополнительная учебная деятельность по курсу». Данный раздел включает название элективных курсов, темы проектной, учебноисследовательской и учебно-поисковой деятельности ученика.

Календарно-тематическое планирование, составленное по данному алгоритму, позволяет комплексно продумать индивидуальную траекторию развития личности обучающегося.

Предлагаем фрагменты календарно-тематического планирования политературе, физике, русскому языку и математике.

Особенности календарно-тематического планирования по литературе в условиях ИОСО (10 класс, базовый уровень)

Бушман Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория

Календарно-тематическое планирование по литературе, как и по другим дисциплинам, представляет собой учебный курс, состоящий из шести модулей в соответствии с шестью семестрами.

1. В «Пояснительную записку» помимо обязательных сведений внесены методические рекомендации для педагогов:

• в планировании нет традиционного раздела «Развитие связной речи». Рассматривая литературное образование как единство трёх компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение - предлагается внедрить систему коммуникативно-творческих работ: «Творческий практикум», «Творческое задание», Интерпретация выбранного произведения (прозаического или поэтического), «Стилистическая импровизация»;

• раздел «Регионально - национальный компонент» предлагается вводить по усмотрению учителя в количестве 15 часов;

• в целях систематизации учебного материала первый семестр 10 класса предлагается посвятить повторению основных направлений творчества A.C. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

2. «Объём курса и виды учебной деятельности». В представляемом планировании имеются как традиционные формы занятий (без них, разумеется, не обойтись): лекция, семинар, дискуссия, так и индивидуально - ориентированные: творческий практикум, творческая мастерская, урок - интерпретация, урок защиты проектов (творческих работ), урок - консультация. В плане указано не только общее количество часов на весь год, но и количество часов по семестрам по каждой форме учебного занятия.

Виды учебной деятельности Всего часов Кол-во часов по семестрам

2 3 4 5 6

Элективный курс (конкретно)

Проектная деятельность

Учебно-поисковая деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Интеллектуальные соревнования

и т.д.

Формы учебных занятий Всего часов В том числе по семестрам

III IV V VI

Общая трудоемкость работы, в том числе: 102 14 11 17 18 18 24

Школьная лекция 12 2 3 2 2 2 1

Семинар 29 4 3 3 4 9 6

Творческий практикум 12 3 3 2 2

Урок-беседа 17 3 2 3 2 6

Творческая мастерская 3 2 -

Урок выразительного чтения наизусть 2 -

Урок-дискуссия 4 2 -

Урок-анализ поэтического текста 8 4 2 -

Урок-анализ прозаического текста 6 2 2 2

Урок защиты творческих работ 5 3

Урок-консультация 2 1

Читательская конференция 2 2

3. «Тематический план курса». Особое внимание следует обратить на графу «Федеральный компонент государственного стандарта». Это ориентир для учителя, который в рамках свободного планирования материала должен помнить об обязательных для изучения произведениях.

№ Раздел Кол-во часов Разделы и темы Формы учебных занятий ФКГОС

1. Художественный мир А.С. Пушкина. «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти. Философское осмысление темы бунта. Урок - беседа A.C. Пушкин «Медный всадник».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Самостоятельная интерпретация поэтического текста. Мини-сочинение проблемного характера. Ответ на проблемный вопрос. Творческий практикум

РК Пушкинские традиции в творчестве поэтов Якутии. Урок выразительного чтения наизусть

4. «Самостоятельная работа обучающихся по курсу». Поскольку школьник учится по двум программам, школьной и жизненной, воздействие на вторую программу особенно значимо. Исходя из этого во главу угла ставится витагенный способ обучения (опора на жизненный опыт обучающихся). В табеле представлены три уровня заданий. Мы исходим из того, что задания I уровня развивают мышление, II уровня - критическое мышление, III уровня - творческое мышление. Следовательно, задания I уровня - знание художественного текста, ответы на вопросы, составление плана. Задания II уровня - технологическая карта темы, составление кластера (графический систематизатор), ответы на проблемные вопросы. Задания III уровня - стилистические импровизации, микроисследования, интегрированные задания (например, иллюстрированный цитатник).

Сроки Раздел курса Задание на семестр

I уровень II уровень Ill уровень

I семестр Художественный мир русской литературы I половины XIX века. Сообщение об одном из поэтов (Крылов, Жуковский, Батюшков и др.) Технологическая карта темы. Иллюстрированный цитатник одного из поэтов.

A.C.Пушкин. Художественный мир поэта. Выразительное чтение одного из стихотворений с элементами анализа. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений поэта. Стилистические импровизации. Микроисследование по творчеству A.C. Пушкина.

5. «Дополнительная учебная деятельность по курсу». В этот раздел включены проектная деятельность, работа в Малой Академии Наук (МАН), интеллектуальный марафон, модульные элективные курсы на углубление и развитие. На ежегодных собраниях родителей и учеников мы представляем презентации элективных курсов.

№ п/п Виды учебной деятельности Всего часов Количество часов по семестрам

II III IV V VI

1. Проектная деятельность 22 5 5 6 6 -

2. Учебно-исследовательская деятельность. Работа в МАН 22 5 5 6 6 -

3. Интеллектуальные соревнования. Олимпиады 15 5 5 5 -

4. Элективные курсы: Русское правописание. Трудные случаи орфографии (углубление) 22 5 5 6 6 -

Русское правописание. Трудные случаи пунктуации (углубление) 22 5 5 6 6 -

Современный русский язык в алгоритмах, таблицах, схемах (углубление) 22 5 5 6 6 -

Культура речи (развитие) 22 5 5 6 6 -

Тайны текста (развитие) 15 5 5 5 -

Русский язык - язык делового общения (развитие) 15 5 5 5 -

Особенности календарно-тематического планирования по физике в условиях индивидуально-ориентированного способа обучения

Писаренко Валентина Иннокентьевна,

учитель физики высшая квалификационная категория

Чтобы соответствовать современным требованиям, выпускник должен владеть способностью четко мыслить, логически рассуждать и, ясно излагая свои мысли, передавать информацию другим людям. Важно развитие интереса учащихся к предмету. Технология ИОСО дает возможность для успешного изучения предмета всеми учащимися.

Используя данную технологию, где сотрудничество с ребятами помогает вызвать у ученика интерес к предмету, веру в свои возможности и силы, я приступаю к составлению календарно-тематического плана (КТП).

КТП составляется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике.

При данной системе обучения значительную долю учебного времени отвожу на самостоятельную работу ученика.

Лекция является одной из ведущих форм учебных занятий по индивидуально - ориентированной си-

стеме обучения. Ее основа - это изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков согласно календарно-тематическому плану. Основными методами и приемами при проведении лекционных занятий являются объяснение и рассуждение, демонстрации физических процессов, в том числе с помощью цифровых образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов.

Реализовывая идею деятельностного обучения, использую различные интерактивные формы уроков Учебные занятия по формам для профильного и базового уровня изучения физики в 10 классах представлены ниже таблицей. К десятому классу у обучающихся сформированы умения и навыки самостоятельной работы, информационные и коммуникативные компетенции, поэтому больше времени отведено на лабораторные занятия.

Формы учебных занятий Профильный уровень Базовый уровень

Общая трудоемкость работы, в том числе: 165 64

лекции 33 3

практические занятия 100 31

семинары 5 3

лабораторные занятия 5 5

занятия индивидуальной коррекции 10 1

Пример тематического планирования. 11 класс базовый уровень.

№ Разделы и темы Даты Формы учебных занятий ФКГОС

Раздел 1. Основы электродинамики (продолжение). (16 часов)

1. Магнитное поле (8 часов) Ісеместр 01.09.08-30.08 1 Организационная беседа Магнитное поле тока. Проведение опытов по исследованию действия магнитного тока на проводник с током. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, телефона, магнитофона.

2 Видео-лекция

3 Видео-лекция

4 Объяснительно-иллюстративный семинар

5 Практикум по решению задач

2. Электромагнит- СО 1 Эвристическая беседа Явление электромагнитной индукции.

ная индукция Электромагнитное поле. Проведение

(2 часа) 2 Практикум по решению задач опытов по исследованию явления элек-

о тромагнитной индукции. Практическое

применение физических знаний в повсед-

ф невной жизни для безопасного обращения

ф _о с домашней электропроводкой.

Раздел 2. Колебания и волны (4 часа)

Электромагнитные колебания (3 часа)

Обзорная лекция

Видео-лекция

Лабораторная работа

Коррекция

Проведение опытов по исследованию Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:

П роизводство, передача и ис-пользование электрической энергии (4 часа)

Объяснительно-иллюстративный

семинар

Видео-лекция

Проведение опытов по исследованию Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании трансформатора.

Электромагнитные волны (3 часа)

Видео-лекция

Объяснительно-иллюстративный

семинар

Электромагнитные волны. Проведение опытов по исследованию электромагнитных волн. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, телефона, магнитофона.

После лекционных занятий по теме ученик приступает к выполнению своего личностно - ориентированного учебного плана. Определяет цель в познании этой темы, выстраивает самостоятельную подготовку выбранного уровня заданий.

Самым сложным видом деятельности для учителя в технологии ИОСО является распределение заданий для учащихся по уровням сложности, так как необходимо учесть множество требований, изложенных в стандартах, программах, соотнести предъявляемые требования с критериями, заложенными в технологии индивидуально-ориентированного способа обучения.

Для чего нужен индивидуальный план - табель (ИПТ) для учащихся?

ИПТ дает четкое направление в деятельности ученика и учителя. Ученик знает весь учебный материал вперед на весь семестр. Это дает возможность корректировать свою «траекторию» обучения. Задания планируются по трем уровням. Задания дифференцируются по степени сложности и количеству. Чем выше уровень обучения, тем сложнее задание,

но меньше по количеству заданий. Такой план мотивирует обучающихся на успешность выполнения задания, на возможность изменения уровня задания и получения отметки за знание данного материала. Учащиеся самостоятельно планируют и анализируют собственные действия, находят выход из любой ситуации, реально оценивают свои возможности и знания, а также пути их совершенствования. Они могут индивидуально углублять или расширять изучаемый материал, для этого предусмотрен раздел индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) в индивидуальном плане-табеле ученика.

Научить детей работать по такому плану - один из важных этапов технологии ИОСО. Работая по индивидуально-ориентированным планам, ученик учится контролировать себя, становится самостоятельным. Повышается ответственность ребят. Школьники учатся быть готовым к сотрудничеству, толерантности к чужому мнению, умению вести диалог, искать и находить компромиссы. Они становятся активнее, решая познавательные проблемы.

Фрагмент ИПТ ученика. 10 класс профильный уровень

Задания на оценки

Сроки Раздел курса Первый уровень Оценка Второй уровень Оценка Третий уровень Оценка идз Оценка Подпись

08.01- 21.02 Молекулярная физика Основы молекулярно-кинетической теории (8час)

Лекция: строение вещества, Молекула, основные положения МКТ. §57, 58,60 Упр. 11(1) Опорные конспекты в виде схем, таблиц ✓

Решение задач: масса молекулы. Количества вещества §59 формулы МКТ, К, с,р№1 д5,6; в 2 К, с,р№1 в 1.5; К. Сам. раб. № 4, вые. 5з ✓

Практикум: Строение газообразных, жидких, твердых тел §60,61,62 упр 11(2,4) К. сам. раб. № 13 выс.8з

Реализация личностной траектории образования требует от педагога находить нетрадиционные формы работы на уроке.

Нашим гимназистам при технологии ИОСО предоставлен широкий спектр элективных курсов по модульнопроектной технологии. Курсы созданы с целью удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и развития их способностей. Курсы призваны дополнять, углублять содержание образования, формировать ключевые компетенции, удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля,

Дополнительная учебная деятельность по курсу «Физика»

Виды учебной деятельности Всего часов Кол-во часов по семестрам

Элективные курсы 1 2 3 4 5 6

«Наблюдение, эксперимент, моделирование» 16 5 5 6

«История, открытия, современность» 16 5 5 6

Физика исследования 16 5 5 6

Применение законов движения Ньютона 17 5 6 6

Методы решения физических задач 17 5 6 6

Индивидуальная образовательная траектория позволит повысить мотивацию к изучению предмета, сделает познавательную деятельность более продуктивной, насыщенной, интересной.

Автор предлагает рассматривать этические ситуации в качестве средства для нравственного самоопределения учащих-

Клепиков Валерий Николаевич,

заместитель директора по инновационной работе

МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]

ЭТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Как спроектировать этические ситуации, влияющие на развитие у учащихся способности к нравственному самоопределению?

т

Ключевые слова: проблема; этическая культура школьников; нравственно-ориентированные ситуации; моральный выбор; ситуация-событие; сценарное моделирование; нравственное самоопределение; метод пластического моделирования и интерпретации текстов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, в этике различают теоретическую и практическую этику, которые друг друга дополняют Теоретическая этика не может предложить окончательные ответы по решению непосредственных нравственных проблем. Но она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведёт то или иное решение.

Однако этика - не просто теоретизирование, но, прежде всего, совокупность моральных практик, меняющихся под влиянием новых факторов жизни. Поэтому помимо использования этических текстов для учителя очень важно научиться проектировать и управлять различными нравственно-ориентированными ситуациями.

Ситуация морального выбора возникает, во-первых, тогда, когда проявляет себя противоречие между личным интересом ученика и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определёнными возможностями его удовлетворения. Другая ситуация выбора - это ситуация, когда учащийся отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, в большей мере отвечающих назначению человека. Как отмечает Ю.А. Шрейдер: «Моральный выбор - это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на неопределённый срок. Моральный выбор совершается здесь и сейчас...» (Шрейдер Ю.А. Этика, Введение в предмет. - М., 1998. С. 19). Высказывания и поведение школьника в ситуации выбора свидетельствуют о его ведущих установках, мотивах, вкусах, ценностных ориентациях.

Ситуация может носить стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Про-

ектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует личностное самоопределение ученика путём его нравственного выбора.

При этом не всякая ситуация становится событием. Ситуация-событие - это значимая уникальная личностная встреча учителя и ученика, в процессе которой происходит их нравственный рост. Событие всегда сопровождается обоюдными напряжёнными духовными усилиями, нахождением общих точек соприкосновения и порождением новых смыслов. Такие события являются открытыми, непредрешёнными, имеющими несколько путей развития.

Среди различных путей развития ситуации важно видеть как позитивные, так и негативные сценарии, и не допускать их деструктивного развития. Управлять ситуациями, быть готовым к различным вероятностным поворотам, значит, овладеть сценарным моделированием Сценарное моделирование есть один из важных методических механизмов, способствующих целенаправленному становлению этической культуры школьников.

В основе каждой ситуации лежит проблема, которую нужно разрешить, путём нравственного самоопределения. Для этого необходимо использовать метод погружения.

Если предлагаемая ситуация не совсем точно отражает ту актуальную реальность, в которой находятся учитель и ученик, то педагогу необходимо её скорректировать, сделать более адекватной. Для этого можно использовать метод пластического моделирования и интерпретации текстов Данный метод позволяет учителю к предлагаемому материалу подходить творчески: дорабатывать его и углублять поднимаемую проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.