Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / технологическая безопасность / компетенции / цифровые компетенции / модель компетенций / промышленная политика / manufacturing / technological security / competences / digital competences / competence model / industrial policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Михайловна Абросимова

Актуальность темы обосновывается активным внедрением цифровых технологий в экономику, когда промышленные предприятия вынуждены пересматривать и адаптировать модели компетенций своих сотрудников. Целью статьи является анализ и систематизация оснований для модели развития цифровых компетенций сферы промышленности. Задачи: сравнить современные подходы к определению компетенций, компетентности, цифровых компетенций и др.; проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы цифровых компетенций; проанализировать возможности получения и развития цифровых компетенций; систематизировать полученные результаты. В ходе исследования были использованы следующие методы: контент-анализ научной литературы, общенаучные методы (анализ, синтез, сравнительный, индукция, дедукция), статистический метод, анализ нормативно-правовых актов. Проведены анализ и сравнение различных определений понятий «компетенция», «компетентность», «цифровая компетентность» и др. Приведены разные подходы к классификации компетенций вообще и цифровых компетенций в частности. Систематизированы подходы к формированию модели развития цифровых компетенций. Дальнейшая разработка модели с учетом этих оснований позволит предприятиям формировать высококвалифицированный кадровый состав, подготавливать кадровый резерв и развивать технологическую безопасность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Михайловна Абросимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF THE MODEL OF INDUSTRIAL PERSONNEL’S DIGITAL COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGY SECURITY BUILDING

The relevance of the topic is justified by the active implementation of digital technologies in the economy, when industrial enterprises are forced to revise and adapt the competence models of their employees. The purpose of the article is to analyze and systematize the basis for the model of development of digital competencies of the industrial sphere. Objectives: to compare modern approaches to the definition of competencies, competence, digital competencies, etc.; to analyze the legal acts regulating the issues of digital competences; to analyze the possibilities of obtaining and developing digital competencies; to systematize the obtained results. The following methods were used during the research: content analysis of scientific literature, general scientific methods (analysis, synthesis, comparative, induction, deduction), statistical method, analysis of legal acts. Different definitions of the concepts “competence”, “competencie”, “digital competencie”, etc. are analyzed and compared. Different approaches to the classification of competencies in general and digital competencies in particular are given. Approaches to the formation of a model for the development of digital competencies are systematized. Further development of the model taking into account these bases will allow enterprises to form highly qualified personnel, prepare a personnel reserve and develop technological security of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 10 (492). С. 92-103. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(10(492):92-103

Научная статья УДК 331

doi: 10.47475/1994-2796-2024-492-10-92-103

ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ольга Михайловна Абросимова

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected], 0000-0002-8889-0989

Аннотация. Актуальность темы обосновывается активным внедрением цифровых технологий в экономику, когда промышленные предприятия вынуждены пересматривать и адаптировать модели компетенций своих сотрудников. Целью статьи является анализ и систематизация оснований для модели развития цифровых компетенций сферы промышленности. Задачи: сравнить современные подходы к определению компетенций, компетентности, цифровых компетенций и др.; проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы цифровых компетенций; проанализировать возможности получения и развития цифровых компетенций; систематизировать полученные результаты. В ходе исследования были использованы следующие методы: контент-анализ научной литературы, общенаучные методы (анализ, синтез, сравнительный, индукция, дедукция), статистический метод, анализ нормативно-правовых актов. Проведены анализ и сравнение различных определений понятий «компетенция», «компетентность», «цифровая компетентность» и др. Приведены разные подходы к классификации компетенций вообще и цифровых компетенций в частности. Систематизированы подходы к формированию модели развития цифровых компетенций. Дальнейшая разработка модели с учетом этих оснований позволит предприятиям формировать высококвалифицированный кадровый состав, подготавливать кадровый резерв и развивать технологическую безопасность предприятия.

Ключевые слова: промышленность, технологическая безопасность, компетенции, цифровые компетенции, модель компетенций, промышленная политика

Финансирование. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Для цитирования: Абросимова О. М. Основания модели развития цифровых компетенций персонала сферы промышленности в условиях формирования технологической безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 10 (492). С. 92-103. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-492-10-92-103.

Original article

BASIS OF THE MODEL OF INDUSTRIAL PERSONNEL'S DIGITAL COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF TECHNOLOGY SECURITY BUILDING

Olga M. Abrosimova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], 0000-0002-8889-0989

Abstract. The relevance of the topic is justified by the active implementation of digital technologies in the economy, when industrial enterprises are forced to revise and adapt the competence models of their employees. The purpose of the article is to analyze and systematize the basis for the model of development of digital competencies of the

© Абросимова О. М., 2024

industrial sphere. Objectives: to compare modern approaches to the definition of competencies, competence, digital competencies, etc.; to analyze the legal acts regulating the issues of digital competences; to analyze the possibilities of obtaining and developing digital competencies; to systematize the obtained results. The following methods were used during the research: content analysis of scientific literature, general scientific methods (analysis, synthesis, comparative, induction, deduction), statistical method, analysis of legal acts. Different definitions of the concepts "competence", "competencie", "digital competencie", etc. are analyzed and compared. Different approaches to the classification of competencies in general and digital competencies in particular are given. Approaches to the formation of a model for the development of digital competencies are systematized. Further development of the model taking into account these bases will allow enterprises to form highly qualified personnel, prepare a personnel reserve and develop technological security of the enterprise.

Keywords: manufacturing, technological security, competences, digital competences, competence model, industrial policy

Funding. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of Financial University.

For citation: Abrosimova OM. Basis of the Model of Industrial Personnel's Digital Competences Development in the Context of Technology Security Building. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(10(492):92-103. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-492-10-92-103.

Введение

Промышленные предприятия все чаще считают недостаточную цифровую компетентность своих сотрудников основным барьером на пути к современным производственным парадигмам, таким как Индустрия 4.0. Исследование 2020 г. показало, что 16 % занятых на тот момент работников обрабатывающей промышленности США не имеют навыков работы с цифровыми технологиями, а еще 19 % имеют очень ограниченные навыки в этой области. При этом примерно одна треть (36 %) имеет базовый уровень знаний, и только 29 % обладают продвинутыми навыками, необходимыми для максимальной адаптации к современным технологиям1. Ликвидация пробелов в цифровых навыках может ускорить рост мировой экономики на 11,5 трлн долл., при этом потребуется переквалификация как минимум половины современных работников [1]. Исследование Высшей школы экономики показало, что в 2021 г. в российской обрабатывающей промышленности активно использовались программы для проектирования, моделирования, автоматизации, промышленные роботы, однако уровень цифровых навыков работников оставался невысоким2.

Актуальность цифровых компетенций для работников российской промышленности также обуславливается потребностями рынка труда, тре-

1 One-Third of Manufacturing Workers Have Limited Digital Skills. URL: https://www.industryweek.com/ talent/article/21130173/onethird-of-manufacturing-workers-have-limited-digital-skills (дата обращения: 31.01.2024)

2 Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. URL: https://issek.hse.ru/ news/783750202.html (дата обращения: 31.01.2024)

бованиями профессиональных и образовательных стандартов, реализацией национального проекта «Цифровая экономика», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Действительно, ключевым условием трансформации социально-экономической системы к опережающему развитию является достаточный уровень человеческого капитала [2]. В условиях становления Индустрии 4.0 концепция опережающего развития реализуема только с соблюдением принципов технологической и информационной безопасности, что подчеркивает актуальность темы работы применительно к промышленным предприятиям.

Материалы и методы

В ходе исследования были использованы открытые данные, отечественные и зарубежные научные публикации, нормативно-правовые акты. Методы исследования включали в себя: анализ научной литературы, общенаучные методы (анализ, синтез, сравнительный, индукция, дедукция), статистический метод, анализ нормативно-правовых актов. Первым этапом являлся сбор данных, изучение имеющихся научных публикаций по этой теме. Далее было произведено сравнение различных точек зрения ученых относительно терминов, излагаемых в данной работе. Рассмотрены публикации в открытых источниках о возможностях фоомирования и развития цифровых компетенций в настоящее время. Наконец, было произведено обобщение полученных результатов и подготовлены основания для дальнейшей разработки модели развития цифровых компетенций работников сферы промышленности.

Компетенции и компетентность

В процессе оценки деятельности профессионала часто используются такие термины как компетенция и компетентность. Однако в современной науке эти понятия не имеют единой трактовки. Были проанализированы современные научные работы экономистов, психологов, социологов, в которых рассматривается понятие «компетенция». Сравнение разных определений представлено в Табл. 1.

Анализируя эти определения, можно сказать, что ключевым словом в них является «способность». Три определения из четырех обозначают необходимым наличие знаний, умений, навыков или опыта для выполнения определенной задачи. Так, в данной статье под компетенцией будет пониматься способность использовать знания, умения, навыки, личностные качества для эффективного решения профессиональных задач.

Термин «компетентность» включает в себя «качество, характеризующееся наличием у работников знаний, навыков, моделей поведения, необходимых для эффективного выполнения работы в компании» [5]. Манаенкова М. П. считает, что компетенция означает «результат образовательного процесса на основе компетентностного подхода» [6].

Таким образом, обычно подразумевается, что компетенция — знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теорети-

ческих и практических задач, а компетентность — это качество личности, отражающее способность реализовывать компетенции с целью решения определенных задач, принимая на себя ответственность и испытывая мотивацию к действию.

В научной литературе существуют разные подходы к классификации компетенций. Авторский коллектив под руководством М. А. Эскиндарова выделяет следующие типы «компетенций, востребованных в развитии человеческого капитала: базовые, информационные, цифровые, предпринимательские и личностные» [7]. А. В. Овчинников предлагает пять групп компетенций: личностные, социальные, технические, организационные и административные. Преимуществом данного подхода является то, что он отражает «динамическое развитие компетенций» работника, начиная от личностных, которые начинают свою эволюцию с рождения человека, и заканчивая административными — компетенциями, зарождающимися с опытом лидерства в команде или получения управленческой позиции [8]. Н. С. Нежевляк разделяет компетенции на корпоративные, управленческие и профессиональные [9]. Другой подход выделяет два вида компетенций: профессиональные (технические) и поведенческие, которые в свою очередь подразделяются на общекорпоративные, менеджерские и функциональные. Компания отмечает, что область применения техни-

Таблица 1 Table 1

Автор Определение

Караваева Е. В. «готовность индивида применять полученные знания, умения, опыт для решения профессиональных задач в соответствии с актуальными ожиданиями общества, постоянного обновления знаний и технологий»1)1

Кондаков А. М. «доказанная способность использовать знания, умения, навыки, личностные качества, ценности и установки для эффективного решения определенного круга задач»2)

Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. «комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе» [3]

Roeger C. «специфическая способность субъекта уверенно выполнять предметно-ориентированные требования при стандартных обстоятельствах» [4] 3)

Comparison of definitions of the concept of «competence» Сравнение определений понятия «компетенция»

Источник: составлено автором.

1) Караваева Е. В. Модель компетенций в научной сфере как основа профессионального роста исследователей и организаторов науки. URL: https://www.sgu.rU/sites/default/files/textdocsfiles/2021/03/19/1._saratov_karavaeva. pdf (дата обращения: 11.01.2024)

2) Кондаков А. М. Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики. URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/upload/medialibrary/908/0%20разработке%20базовой%20модели.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

3) Schneider, K. What Does Competence Mean? Psychology, 10, 1938-1958. 2019. URL: https://doi.org/10.4236/ psych.2019.1014125 (accessed 11.01.2024)

ческих компетенций может быть довольно узкой, например, навыки работы с определенным типом оборудования, а область применения поведенческих компетенций — широкая, они связаны с эффективностью работников в разных подразделениях компании1. К. С. Тенитилова и др. выделяют три группы компетенций: компетенции, связанные с деятельностью (познавательные, социально-трудовые и др.); компетенции, связанные с коммуникацией (информационные, эмпатические и др.); компетенции, связанные со становлением внутреннего самосознания (аналитические, ценностно-смысловые и др.) [10].

Среди зарубежных подходов к классификации компетенций можно выделить следующие. Организация экономического сотрудничества и развития выделяет технические и ключевые компетенции. Последние подразделяются на межличностные, стратегические и компетенции, направленные на достижение результата2. Существует также подход, предлагающий разделять компетенции на 3 вида: ключевые, кросс-функциональные и функциональные3.

Цифровые компетенции

В условиях Четвертой промышленной революции технологический прорыв в различных отраслях промышленности может быть достигнут за счет формирования экосистемы с гибкой операционной моделью управления с широкой матрицей компетенций для интеграции цифровых инструментов в производственные процессы [11]. В наши дни особое внимание уделяется развитию у работников цифровых компетенций. Говоря об этих компетенциях, ученые обычно упоминают также цифровую грамотность, способность анализировать данные, владение компьютерными программами, базовые навыки программирования. Подобные требования часто обозначаются в вакансиях современных компаний, что обуславливает актуальность наличия развитых цифровых компетенций у специалистов.

В научной и бизнес-литературе, а также в нормативно-правовых актах используются разные понятия, так или иначе связанные с цифровы-

1 Компетенции — для начинающих / HeadHunter. URL: https://hh.ru/article/305211 (дата обращения: 11.01.2024)

2 Competency Framework. OECD. URL: https://www. oecd.org/callsfortenders/competency_framework_en.pdf (дата обращения: 31.01.2024)

3 Shepard S. Hire For the Full Spectrum of Competencies. URL: https://www.reworked.co/ talent-management/hire-for-the-full-spectrum-of-competencies/ (дата обращения: 11.01.2024)

ми компетенциями. Сравним использование этих понятий в разных источниках.

«Ключевые компетенции цифровой экономики» фиксируются в документах национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это «компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов»4. Другой документ объединяет цифровую грамотность и ключевые компетенции цифровой экономики в одно понятие и дает такое определение: «наличие у населения навыков использования информационных технологий, которые заключаются в определенных знаниях и умениях, необходимых для использования персонального компьютера, Интернет-ресурсов для работы, учебы, для взаимодействия с другими людьми, организациями и государством»5.

Исследование, проведенное на основе анализа моделей компетенций различных компаний, выделяет понятие «цифровые навыки», в которое входят «базовая цифровая грамотность, аналитика данных, машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, архитектура ИТ-систем, кибербезопасность»6.

В табл. 2 проведен анализ определений понятия «цифровые компетенции». Ключевыми характеристиками в них являются владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), навыки работы в цифровой среде, способность применять эти навыки в профессиональном и личностном развитии.

4 Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/bd31fe31b51 35c35e402b702c346f304/41_24012020.pdf (дата обращения: 09.01.2024)

5 Приказ Росстата от 13.02.2020 N 64 «Об утверждении методики расчета показателя федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы « Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики»). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_345517/ (дата обращения: 01.03.2024)

6 Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики/ СберУниверситет. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/2f8/Analytical_ report_digital_skills_web_demo.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

Таблица 2 Table 2

Сравнение определения понятия «цифровые компетенции» в разных источниках _Comparison of the definition of "digital competencies" in different sources_

Источник Определение

Симарова И. С., Алек-сеевичева Ю. В., Жи-гин Д. В., 2022 «знания и навыки, позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для решения задач или достижения требуемого результата информационно-коммуникационные технологии» [12]

Terminology of European education and training policy, 2014 «способность использовать знания, умения, личные, социальные и (или) методологические способности в работе или учебе, а также в профессиональном и личностном развитии» 1)

Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ, 2020 «комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий» 2)

Сысоева Л. А.,2019 «навыки эффективного решения разнообразных задач (профессионального, социального, личностного характера) с использованием различных видов ИКТ» [13]

Гилева Т. А., 2019 «общий термин, используемый для характеристики способностей человека использовать ИКТ в определенном контексте» [14]

Анищенко А. Н., Левина Е. В., 2020 «общий термин, используемый для описания или объяснения способности использовать информационные технологии в конкретном контексте» [15]

Пилипенко С. А., 2021 «способность решать разнообразные задачи в цифровой среде и с использованием цифровых продуктов»3)

Источник: составлено автором на основе [12-15].

1) Terminology of European education and training policy. European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP). 2014. 338 p. URL: URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/4117_en.pdf. (дата обращения: 21.01.2024)

2) Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/ data/2020/07/07/1595396188/Прил%207-Концепция%20развития%20ЦК_22.06%20(1).pdf (дата обращения: 21.12.2023)

3) Пилипенко С. А. Формирование цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования / Российский университет дружбы народов. URL: http:// conf.rudn.ru/conf/vice-rector-2021/confer/pilipenko.pdf (дата обращения: 21.01.2024)

По уровню сложности и типу решаемых задач цифровые компетенции делятся на базовые, универсальные, общетехнические и специальные (отраслевые) 1. Зарубежные ученые выделяют три вида цифровых компетенций по уровню владения: базовые навыки, практическое использование цифровых технологий в педагогической практике, передача знаний и обучение применению цифровых технологий 2. Стандарты высшего образования МГИМО МИД РФ выделяют 4 уровня владения цифровыми компетенциями: базовые, универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции 3.

1 Спиридонов О. В. Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах. URL: https:// profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ ff9/12.11.2020.pdf (дата обращения: 21.01.2024)

2 Eichhorn M. Development of a Digital Competence Framework for Higher Education Teachers. URL: https:// www.studiumdigitale.uni-frankfurt.de/70697484/ IFL2018_Digital-Competence-framework_full-paper. pdf (дата обращения: 11.01.2024)

3 Уровни освоения цифровых компетенций/ МГИМО. URL: https://mgimo.ru/upload/2021/10/mgimo-

Действительно, в условиях цифровизации важны не только технические навыки, но и так называемые «мягкие навыки». Исследователи подчеркивают важность социально-психологических компетенций и личностных качеств: организационно-коммуникативных, нравственных и др.[16]

Как упоминалось ранее, существует понятие «компетентность», тесно связанное с понятием «компетенция» и иногда отождествляемое с ним. Сравнение определений понятия «цифровая компетентность» представлено в табл. 3.

Таким образом, под цифровой компетентностью понимают уверенную способность индивидуума использовать цифровые технологии в личных и профессиональных целях.

Определение подходов к формированию модели развития цифровых компетенций работников сферы промышленности

Хотя не все должности в сфере промышленности требуют обширной подготовки в области разработки программного обеспечения или информа-

priority-2030_7.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

Таблица 3 Table 3

Сравнение определения понятия «цифровая компетентность» в разных источниках Comparison of the definition of "digital competence" in different sources

Источник Определение

Анищенко А. Н., Левина Е. В., 2020 «способность не только понимать и использовать цифровые технологии и системы, но и обладать уверенностью, чтобы использовать их творчески, критически и без посторонней помощи» [15]

Ячина Н. П., Фер-нандез О. Г. Г., 2018 «компетентность, основанная на логическом мышлении, высоком уровне владения управлением информацией и высокоразвитом мастерстве владения цифровой техникой» [17].

Конева Д. А., Лысенко Е. В., Хохоле-ва Е. А., 2022 «набор разноплановых способностей человека в сфере цифровых технологий» и «уровень готовности использовать их в личных и профессиональных целях», включает в себя такие навыки, как управление данными в цифровой среде, обеспечение безопасности данных, взаимодействие с помощью цифровых инструментов» [18].

Источник: составлено автором на основе [15; 17; 18].

ционных технологий, опыт работы с цифровыми технологиями и системами необходим для многих профессий. Кроме того, цифровые технологии имеют большой потенциал в качестве средства развития компетенций персонала как зоны создания ценности продукции [19]. Ученые исследовали актуальные компетенции для разных отраслей промышленности: добывающей [20] (в том числе: нефтегазовой [21], горнометаллургической [22]), обрабатывающей (судостроительной [23], лесной [24], легкой [25], в том числе текстильной [26]). В целом, исследования приводят к выводу о необходимости развития цифровой компетентности работников для реализации цифровой трансформации промышленного предприятия и внедрения различных технологий Индустрии 4.0 («цифровой двойник» производства, автоматизация, Интернет вещей и т. д.).

Основные цифровые компетенции, необходимые в обрабатывающей промышленности, включают в себя свободное владение цифровыми технологиями, умение писать и понимать код, навыки программирования производственных машин и устройств, аналитики больших данных и робототехники 1. Группа ученых разделила цифровые компетенции на 7 категорий: автоматизация; программирование; проектирование и конструирование; сбор и интеграция цифровых данных; цифровая грамотность; оцифровка и внедрение виртуальных технологий; моделирование и имитация; планирование и оценка [27].

Другие исследования также указывают на растущее значение цифровых навыков в обрабатыва-

1 Klaess J. Manufacturing Skills: What Skills Do Manufacturers Need Most in 2020? Tulip. 2019. Available online: https://tulip.co/blog/what-skills-do-manufacturers-need-most-in-2020/ (дата обращения: 20.01.2024)

ющей промышленности. Например, подчеркивают важность нетехнических и технических цифровых навыков в различных областях производства [28]. Кроме того, группа ученых создала базу данных навыков, предназначенную для производственного сектора и включающую в себя предполагаемые требования к навыкам для конкретных рабочих мест в будущем [29].

Также исследователи определили основные технические навыки и знания в конкретной области, необходимые для работы в области науки о данных и интеллектуального производства. Так, ученые выявили дефицит цифровых навыков при разработке, внедрении и использовании решений для автоматизации и роботизации бизнес-процессов, а также сформировали ориентированную на будущее систему компетенций в области цифрового проектирования, чтобы устранить эти пробелы [30]. Для решения проблемы оценки цифровых компетенций работников промышленных предприятий была предложена и апробирована модель, включающая 49 параметров измерения цифровых компетенций по 4 уровням зрелости [31].

Выделяют разные инструменты формирования и развития компетенций. Проанализировав эти инструменты, можно выделить среди них группу формальных (классических), которые сопровождаются сдачей определенного экзамена и последующим получением официального диплома или удостоверения, и неформальных, освоение которых не подтверждается документами государственного образца. Обобщение проанализированных авторами подходов и их приложение к развитию компетенций работников промышленности представлено в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют и иные способы формирования и развития компетенций. Например, для форми-

рования цифровых компетенций исследователи предлагают внедрять «сетевое взаимодействие с разработчиками программного обеспечения» в вузах и использовать «краудсорсинговые технологии, которые представляют собой методы коллективного взаимодействия организации с заинтересованными субъектами, позволяющие мобилизовать интеллектуальные ресурсы людей» [34] для решения определенных задач.

Среди описанных инструментов формирования компетенций ключевое место, по-видимому, занимает получение высшего образования. Исследователи признают значимость обучения цифровым компетенциям в высшей школе, что позволяет выпускникам соответствовать требованиям к профессиональным компетенциям в промышленном секторе [35; 36].

Заключение

В настоящее время в мире наблюдается недостаточно высокий уровень владения цифровыми компетенциями у работников сферы промышленности. Такая нехватка компетенций означает, что компании не в полной мере используют возможности автоматизации, что стоит им временных и материальных ресурсов. В конечном итоге это приводит к снижению темпов экономического роста и снижению эффективности экономики. Напротив, поддержка развития цифровых компетенций работников сферы промышленности способствует формированию условий для обеспечения технологической безопасности страны.

В ходе исследования были проанализированы подходы к определению ряда терминов «компетенция», «компетентность», а также «цифровые компетенции» и «цифровая компетентность». Вы-

Таблица4 Table 4

Подходы к формированию и развитию цифровых компетенций работников

сферы промышленности Approaches to the formation and development of digital competencies of industrial workers

Группа инструментов Инструмент Описание

Формальные инструменты Среднее профессиональное образование Обучение на программах среднего профессионального образования (СПО), компетенции регламентируются ФГОС СПО.

Высшее образование Обучение на программах бакалавриата, магистратуры, специали-тета, компетенции регламентируются ФГОС ВО. Обучение на программах аспирантуры регулируется Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Дополнительное профессиональное образование Обучение на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Неформальные инструменты Образовательные курсы Обучение с использованием открытых образовательных ресурсов: - образовательные платформы, где вузы представляют свои курсы в открытом доступе (Национальная платформа открытого образования и др.); - платформы с доступом к научной литературе, статьям (еЬ&гагу. ги и др.)

Участие в научных исследованиях Участие в научно-исследовательских работах и экспертно-аналитических работах.

Участие в научных и образовательных мероприятиях Участие в научных, научно-практических, образовательных конференциях, форумах, конгрессах, включая участие в качестве спикера, слушателя, обмен опытом в рамках дискуссионных площадок

Научная кооперация Совместная разработка курсов, образовательных программ, учебных пособий, методических рекомендаций и т. д. с университетскими коллективами

Наставничество Работа под руководством опытного профессионала, ученого. Особенно актуально для молодых специалистов.

Источник: составлено авторами на основе [32; 33] 1).

1) Караваева Е. В. Модель компетенций в научной сфере как основа профессионального роста исследователей и организаторов науки. URL: https://www.sgu.rU/sites/default/files/textdocsfiles/2021/03/19/1._saratov_ karavaeva.pdf (дата обращения: 11.01.2024)

делены виды компетенций по различным классификационным признакам. Были рассмотрены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие цифровые компетенции, а также обобщены подходы к формированию и развитию компетенций персонала промышленных

предприятий. Были систематизировать подходы к формированию и развитию цифровых компетенций с учетом особенностей компетентностного профиля работников сферы промышленности, что составляет основу для дальнейшего формирования полноценной модели компетенций.

Список источников

1. Myers M., Brace C., et al. Intelligent Automation: Bridging the Gap between Business and Academia ll Chapman and HalllCRC eBooks. Informa. 2022. 280 p. DOI: 10.1201/9781003276128.

2. Ладынин А. И., Бесхмельнов А. И. Концептуальные аспекты обеспечения научно-технологической безопасности в условиях цифровизации экономики// Инновации и инвестиции. 2022. № 6. с. 20-23. EDN CJXWCH.

3. Базаров Т. Ю., Eрофеев А. К. и др. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 1. С. 87-102.

4. Roeger C. Philosophieunterricht zwischen Kompetenzorientierung und philosophischer Bildung ll Reihe: Wissenschaftliche Beiträge zur Philosophiedidaktik und Bildungsphilosophie Vol. 2. Opladen, Berlin, Toronto: Verlag Barbara Budrich. 2016. DOI: 10.2307/j.ctvddzfrz.

5. Резникова О. С. и др. Компетентностный подход в управлении персоналом: теория, методология, практика: монография l под редакцией О. С. Резниковой. Севастополь : Ариал, 2018. 296 с.

6. Манаенкова, М. П. Компетентностный подход: от теории к практике ll Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы : материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием), Тамбов, 26 октября 2020 года l отв. редактор Л. H. Макарова. Тамбов : Державинский, 2020. С. 127-131.

7. Эскиндаров М. А. и др. Компетенции человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. № 13(6). С. 199-214.

8. Овчинников А. В. О классификации компетенций ll Организационная психология. 2014. № 4 (4). С. 145-153.

9. Ыежевляк H. С. Современные подходы к формированию модели компетенций ll Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. № 3 (4). С. 409-411.

10. Тенитилова К. С. и др. Понятие, классификация и общая характеристика ключевых образовательных компетенций // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4. С. 122-124.

11. Великая О. А. Цифровые технологии и инструменты как основа эффективности развития промышленности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 2. С. 5-15. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-2-1.

12. Симарова И. С. и др. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие ll Вопросы инновационной экономики. 2022. № 12(2). С. 935-948. DOI: 10.18334lvinec.12.2.114823.

13. Сысоева Л. А. Использование модели цифровых компетенций при разработке программ повышения квалификации педагогических работников вузов // Электронное обучение в непрерывном образовании 2019: сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции, посвященной памяти А. H. Афанасьева. Ульяновск : Изд-во Ульян. гос. техн. ун-та, 2019. С. 276-283.

14. Гилева Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала ll Вестник УГИТУ. Иаука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 22-35.

15. Анищенко А. H., Левина E. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. № 10 (3). С. 233-246.

16. Пряжникова E. Ю. Ключевые компетенции лидера в ведущих научно-технических секторах в условиях цифровизации экономики// Проблемы современного педагогического образования. 2019.№ 65(3). С. 304-308.

17. Ячина H. П., Фернандез О. Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза ll Вестник ВГУ. Серия « Проблемы высшего образования». 2018. № 1. С. 134138.

18. Конева Д. А. и др. Оценка цифровых компетенций студентов университета: кейс Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина// Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. № 11 (2). С. 57-65. DOI: 10.12737/2305-7807-2022-11-2-57-65.

19. Морева Е. Л. и др. К вопросу о выборе организационной формы цифрового пространства для безопасного развития российского бизнеса // Национальная безопасность / Nota Bene. 2022. № 5. С. 117-134. DOI: 10.7256/2454-0668.2022.5.39048.

20. Barnewold L., Lottermoser B. G. Identification of digital technologies and digitalisation trends in the mining industry // International Journal of Mining Science and Technology. 2020. Vol. 30 (6). P. 747-757. DOI: 10.1016/j.ijmst.2020.07.003.

21. Филимонова О. А. и др. Модель цифровой обучающей среды для повышения квалификации специалистов на предприятиях нефтегазовой отрасли // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2023. № 33 (6). С. 1005-1012. DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-6-1005-1012

22. Саркисов С. С. и др. Интеграция цифровых технологий в горно-металлургической промышленности // Цветные металлы. 2020. № 3. С. 7-14. DOI: 10.17580/tsm.2020.03.01.

23. Липис Е. А. и др. Актуальные компетенции в условиях цифровой трансформации судостроительной и смежных отраслей промышленности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2023. № 1. С. 257-264. DOI: 10.52899/978-5-88303-660-5_257..

24. Кравченко П. П., Бурцев Д. С. Исследование опыта организации корпоративного обучения и анализ компетенций сотрудников предприятий лесной промышленности для внедрения цифровых технологий// Лидерство и менеджмент. 2022. № 9(4). С. 1159-1172. DOI: 10.18334/lim.9.4.116967.

25. Ноздрачева Т. М., Щеглова Т. М. Цифровые технологии в формировании информационно -профессиональной компетентности специалиста легкой промышленности // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. № 42 (3). С. 459-473. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473.

26. Морозов М. А., Морозов М. М. Цифровые компетенции персонала как инструмент повышения инновационности предприятия // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2022. № 2. С. 292-298. DOI 10.47367/0021-3497_2022_2_292. EDN RTVXTS.

27. Siddiqui F. H. et al. Review of the Digital Skills Needed in the Construction Industry: Towards a Taxonomy of Skills. Buildings. 2023. № 13 (11). 2711. DOI: 10.3390/buildings13112711.

28. Leitao P. et al. Analysis of the workforce skills for the factories of the future. In Proceedings of the 2020 IEEE Conference on Industrial Cyberphysical Systems (ICPS), Tampere, Finland, 9-12 June. 2020. 1. 353-358.

29. Akyazi T., del Val P., Goti A. et al. Identifying Future Skill Requirements of the Job Profiles for a Sustainable European Manufacturing Industry 4.0. Recycling. 2022. № 7. Р. 32. DOI: 10.3390/recycling7030032.

30. Jurczuk A., Florea A. Future-Oriented Digital Skills for Process Design and Automation. Hum. Technol. 2022. № 18. 122-142. DOI: 10.14254/1795-6889.2022.18-2.3.

31. Steinlechner M., Schumacher A. et al. A maturity model to assess digital employee competencies in industrial enterprises // Procedia CIRP. 2021. 104. 1185-90.

32. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 67-83.

33. Камнева Е. В. Методы обучения и развития персонала: теоретический аспект // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика : сборник научных статей. М. : СВИВТ. Т. 1 № 7. 2019. С. 170-188.

34. Долженкова Ю. В., Долженков С. А. Формирование цифровых компетенций менеджеров по персоналу // Управление персоналом в программах подготовки менеджеров сборник материалов международного научно-практического семинара. 2017. С. 16-17.

35. Betaubun M. The Need of Digital Competencies for the Industrial Internet of Things Manufacturing Era: A Case of Higher Students in Papua. E3S Web Conf. 2021. 328. 04001. DOI: 10.1051/e3sconf/202132804001

36. Савка О. Г., Гусарова М. Н. и др. Модель формирования цифровых компетенций при реализации программ высшего образования // Russian Technological Journal. 2022. № 10(6). С. 78-90. DOI: 10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90.

References

1. Myers M, Brace C et al. Intelligent Automation: Bridging the Gap between Business and Academia. Chapman and Hall/CRC eBooks. Informa, 2022. 280 p. DOI: 10.1201/9781003276128.

2. Ladynin AI, Beskhemelnov AI. Conceptual aspects of ensuring scientific and technological security in the conditions of digitalisation of the economy. Innovacii i investicii = Innovations and Investments. 2022;(6):20-23. EDN CJXWCH. (In Russ.).

3. Bazarov TY, Erofeev AK et al. Collective definition of the notion "competence": an attempt to acquire semantic regularities from fuzzy expert knowledge. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psixologiya = Lomonosov Psychology Journal. 2014;(1):87-102. (In Russ.).

4. Roeger C. Philosophieunterricht zwischen Kompetenzorientierung und philosophischer Bildung. Reihe: Wissenschaftliche Beiträge zur Philosophiedidaktik und Bildungsphilosophie Vol. 2. Opladen, Berlin, Toronto: Verlag Barbara Budrich. 2016. DOI: 10.2307/j.ctvddzfrz.

5. Reznikova OS et al. Competence approach in personnel management: theory, methodology, practice: monograph; Edited by O. S. Reznikova. Sevastopol, Arial; 2018. 296 p. (In Russ.).

6. Manaenkova MP. Competence-based approach: from theory to practice. Higher schoolteacher: traditions, problems, prospects. Materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference (with international participation). Ed. by L. N. Makarova. Tambov; 2020. P. 127-131. (In Russ.).

7. Eskindarov MA, Gruzina YuM et al. Human capital competencies in high-tech and knowledge-intensive sectors of the economy. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020;13(6):199-214. (In Russ.).

8. Ovchinnikov AV. About classification of competences. Organizacionnaya psixologiya = Organisational psychology. 2014;4(4):145-153. (In Russ.).

9. Nezhevlyak NS. Modern approaches to the formation of competence model. Aktual'ny'e problemy aviacii i kosmonavtiki = Actual problems of aviation and cosmonautics. 2018;3(4):409-411. (In Russ.).

10. Tenitilova KS, Belyaeva VG et al. Notion, classification and general characteristics of key educational competences. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovateVskij zhurnal = International research journal. 2021; 4:122-124. (In Russ.).

11. Velikaya OA. Digital technologies and tools as a basis for the efficiency of industrial development. Mod-eli, sistemy, seti v e~konomike, texnike, prirode i obshhestve = Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2022;2:5-15. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-2-1. (In Russ.).

12. Simarova IS, Alekseevicheva YV et al. Digital competencies: concept, types, assessment and development. Voprosy innovacionnoj e'konomiki = Russian Journal of Innovation Economics. 2022.12(2):935-948. DOI: 10.18334/vinec.12.2.114823 (In Russ.).

13. Sysoeva LA. Using the model of digital competencies in the development of professional development programmes for university pedagogical staff. E' lektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019: sbornik nauchnyx trudov 6-i Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj pamyati A. N. Af-anaseva. = E-Learning in Continuing Education 2019: Collection of scientific papers of the 6th International Scientific and Practical Conference in memory of A. N. Afanasyev. Ulyanovsk; 2019. Pp. 276-283. (In Russ.).

14. Gileva TA. Digital economy competencies and skills: staff development programme design. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: E^konomika = Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series Economy. 2019;2:22-35. (In Russ.).

15. Anishchenko AN, Levina EV. Digital competence as the basis of competitiveness of the employee in the labour market of agroindustrial complex in the conditions of cyber economy. E^konomika i socium: sovremen-nye modeli razvitiya = Economics and society: contemporary models of development. 2020;10(3):233-246. (In Russ.).

16. Pryazhnikova EYu. Key competences of the leader in leading scientific and technical sectors in the conditions of digitalisation of the economy. Problemy" sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2019;65(3):304-308 (In Russ.).

17. Yachina NP, Fernandez OGG. Development of digital competence of the future teacher in the educational space of higher education institution. Vestnik VGU. Seriya «Problemy vysshego obrazovaniya» = Bulletin of VSU. Series "Problems of higher education". 2018;(1):134-138. (In Russ.).

18. Koneva DA, Lysenko EV et al. Estimation of digital competences of university students: a case study of

A6pocwuoBa O. M.

the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin. Upravlenie personalom i in-tellektuafnymi resursami v Rossii = Personnel and intellectual resources management in Russia. 2022;11(2): 5765. DOI: 10.12737/2305-7807-2022-11-2-57-65. (In Russ.).

19. Moreva EL, Obolenskaya LV et al. To the question of the choice of the organisational form of digital space for the safe development of Russian business. NacionaVnaya bezopasnost = National Security / Nota Bene. 2022; (5):117-134. DOI: 10.7256/2454-0668.2022.5.39048. (In Russ.).

20. Barnewold L, Lottermoser BG. Identification of digital technologies and digitalisation trends in the mining industry. International Journal of Mining Science and Technology. 2020;30(6):747-757. DOI: 10.1016/j. ijmst.2020.07.003.

21. Filimonova OA, Berkutova TA et al. A model of digital learning environment for professional development of specialists at oil and gas industry enterprises. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya E^konomika i pravo = Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law. 2023;33(6)1005-1012. DOI: 10.35634/24129593-2023-33-6-1005-1012 (In Russ.).

22. Sarkisov SS, Lomonosova NV et al. Integration of digital technologies in mining and metallurgical industry. Czvetnye metally = Non-ferrous Metals. 2020;(3):7-14. DOI: 10.17580/tsm.2020.03.01. (In Russ.).

23. Lipis EA, Kulieva AM et al. Relevant competences in the context of digital transformation of shipbuilding and related industries. AktuaVnye problemy e'konomiki i upravleniya = Actual problems of economics and management. 2023;(1):257-264. DOI: 10.52899/978-5-88303-660-5_257. (In Russ.).

24. Kravchenko PP, Burtsev DS. Investigation of the experience of corporate training organisation and analysis of competences of employees of forest industry enterprises for the introduction of digital technologies. Liderstvo i menedzhment = Leadership and Management. 2022;9(4):1159-1172. DOI: 10.18334/lim.9.4.116967. (In Russ.).

25. Nozdracheva TM, Scheglova TM. Digital technologies in the formation of information and professional competence of a specialist of light industry. Voprosy' zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya = Issues in Journalism, Education, Linguistics. 2023;42(3):459-473. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-3-459-473. (In Russ.).

26. Morozov MA, Morozov MM. Digital competences of personnel as a tool for increasing the innovative-ness of the enterprise. Izvestiya vysshix uchebny x zavedenij. Texnologiya tekstiVnoj promyshlennosti = Textile Industry Technology (Series: "Proceedings of Higher Educational Institutions). 2022;(2):292-298. DOI 10.47367/0021-3497_2022_2_292. (In Russ.).

27. Siddiqui FH, Thaheem MJ et al. A Review of the Digital Skills Needed in the Construction Industry: Towards a Taxonomy of Skills. Buildings. 2023;13(11):2711. DOI: 10.3390/buildings13112711.

28. Leitao P, Geraldes CA et al. Analysis of the workforce skills for the factories of the future. In Proceedings of the 2020 IEEE Conference on Industrial Cyberphysical Systems (ICPS), Tampere, Finland, 9-12 June. 2020;1:353-358.

29. Akyazi T, del Val P, Goti A et al. Identifying Future Skill Requirements of the Job Profiles for a Sustainable European Manufacturing Industry 4.0. Recycling 2022;(7): 32. DOI: 10.3390/recycling7030032.

30. Jurczuk A, Florea A. Future-Oriented Digital Skills for Process Design and Automation. Hum. Technol. 2022;(18):122-142. DOI: 10.14254/1795-6889.2022.18-2.3.

31. Steinlechner M, Schumacher A. et al. A maturity model to assess digital employee competencies in industrial enterprises. Procedia CIRP. 2021;(104):1185-90.

32. Reznik SD, Vdovina OA. Professional competences of a teacher of a modern university: mechanisms of management of formation and development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. 2017;(1):67-83. (In Russ.).

33. Kamneva EV. Methods of personnel training and development: theoretical aspect. AktuaLnye problemy' socialnoj i ekonomicheskoj psixologii: metodologiya, teoriya, praktika = Actual problems of social and economic psychology: methodology, theory, practice. Collection of scientific articles. Moscow; 2019;1(7):170-188. (In Russ.).

34. Dolzhenkova YV, Dolzhenkov SA. Formation of digital competences of HR managers. Upravlenie personalom v programmax podgotovki menedzherov sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara = Personnel management in manager training programmes collection of materials of the international scientific and practical seminar. 2017. Pp. 16-17. (In Russ.).

35. Betaubun M. The Need of Digital Competencies for the Industrial Internet of Things Manufacturing Era: A Case of Higher Students in Papua. E3S Web Conf. 2021;(328):04001. DOI: 10.1051/e3sconf/202132804001

36. Savka OG, Gusarova MN et al. Model of formation of digital competences in implementing higher education programs. Russian Technological Journal. 2022;10(6):78-90. DOI: 10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90. (In Russ.).

Информация об авторе

О. М. Абросимова — младший научный сотрудник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

O. M. Abrosimova—Junior Research Associate.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 06.10.2024; принята к публикации 15.10.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 06.10.2024; accepted for publication 15.10.2024.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.