К вопросу о проблеме определения и формирования цифровых компетенций преподавателей иностранных языков
Мансурова Софья Рустамовна,
магистрант, направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Цифровая дидактика и педагогический дизайн», специалист по учебно-методической работе, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» E-mail: [email protected]
Храмова Марина Викторовна,
кандидат педагогических наук, директор Высшей школы образования и психологии БФУ им. И. Канта, старший научный сотрудник Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» E-mail: [email protected]
Одним из значимых приоритетов государственной политики Российской Федерации является построение цифрового образования, основанного на активном внедрении и использовании цифровых технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделяется тенденциям в иноязычном образовании и изменениям роли преподавателя иностранных языков в образовательном процессе. Анализ научно-исследовательских работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях за последние 3 года, выявил теоретическое противоречие между недостаточной разработанностью модели цифровых компетенций преподавателя иностранного языка и местом, которое занимают цифровые компетенции в профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. Статья посвящена проблеме определения и формирования цифровых компетенций у преподавателей иностранных языков в контексте цифровизации образования. Авторы исследовали использование терминов «цифровая компетенция», «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность» в научной литературе и выявили различия в их трактовке. В статье проанализированы существующие методы диагностики, применяемые для оценки готовности преподавателей иностранных языков к работе в цифровом образовательном пространстве. Представлены теоретические подходы и практические рекомендации для повышения квалификации преподавателей в области цифровых компетенций. Статья представляет практическую ценность для специалистов в области иноязычного образования, разработчиков программ повышения квалификации, а также для вузов, занимающихся подготовкой преподавателей иностранных языков. Ее результаты могут способствовать разработке и внедрению программ повышения квалификации в области формирования и развития цифровых компетенций преподавателей иностранных языков в соответствии с их потребностями и текущим уровнем цифровых компетенций.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая компетенция, профессиональная компетенция, иноязычное образование, преподаватель иностранных языков.
Введение
Гибкость и адаптируемость образовательного процесса к изменяющимся условиям обучения ИЯ определяются процессом цифровизации иноязычного образования, оказывающим влияние на трансформацию подходов к формированию и развитию профессиональной компетентности преподавателей ИЯ, который должен не только обладать высоким уровнем владения ИЯ, но и уметь эффективно применять электронные образовательные ресурсы для организации учебно-воспитательного процесса [7].
Преподаватель, занимающийся иноязычной подготовкой студентов, может остаться востребованным в системе образования в будущем, если будет активно применять инновационные методы обучения, развивать свои профессиональные навыки и следить за последними тенденциями в области преподавания ИЯ [6]. В настоящее время, в контексте развития цифровизации образования разработываются различные модели цифровых компетенций.
Как было выяснено, в научной педагогической литературе отсутствует единый консенсус относительно взаимосвязи и дифференциации рассматриваемых понятий, что требует дальнейших исследований для уточнения их научной трактовки и границ.
В нашей работе рассматривается именно понятие «компетенции», которая, в свою очередь, входит в состав понятия высшей категории - компетентности. Данная идея реализуется в учебно-методическом пособии В.А. Исаева и В.И. Вороти-лова «Образование взрослых: компетентностный подход». Они рассматривают компетентность как комплексную характеристику личности человека, включающую в себя набор определенных компетенций. Авторы подчеркивают, что компетентность формируется в процессе обучения и представляет собой синтез междисциплинарных знаний, навыков и умений (далее - ЗУН), применяющихся в будущей профессионльной деятельности. В данном сулчае речь идео о педагогической деятельности, которая требует от преподавателя способности адаптироваться к изменяющимся условиям и решать более сложные задачи с помощью специфического набора ЗУН [8].
Рассматривая компоненты профессиональной компетентности преподавателей иностранных языков, многие исследователи включают в её состав ИКТ-компетенцию или, в настоящих реалиях, цифровую компетенцию, которая конкретизируется в наборе субкомпетенций. Согласно В.И. Бли-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
нову [4], в профессиональном образовании цифровые компетенции рассматриваются «как комплекс ЗУН, опыта, необходимых для решения профессиональных задач» [4]. Выделение понятия «цифровые компетенции» подчеркивает важность формирования и развития компьютерной грамотности, как одного из компонентов данных компетенций и как основы любой компетенции.
Материалы и методы исследования
В рамках проведенного исследования был осуществлен обзорный анализ научно-исследовательских статей, посвященных изучению процессов формирования и развития цифровых компетенций у преподавателей ИЯ. Данные статьи были проанализированы по следующим аспектам:
а) терминологический аппарат, использующийся авторами статей: «цифровая компетенция», «цифровая компетентность», или «цифровая грамотность»;
б) диагностика готовности преподавателей ИЯ работать в цифровом образовательном процессе;
в) пути решения проблемы недостаточной сформированности цифровых компетенций;
г) анализ существующих и авторских моделей и карт цифровых компетенций преподавателей ИЯ.
Данное исследование основано на таких методах, как анализ, сравнение и систематизация.
Результаты и обсуждения
Первым аспектом изучения выступает анализ употребления терминов «цифровая компетенция», «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность» в текстах статей. Как подмечают многие авторы, данные понятия признаются тождественными не всеми отечественными и зарубежными исследователями; что касается, «цифровой грамотности», то она воспринимается либо, как один из компонентов цифровой компетентности, либо, как отдельная цифровая компетенция.
Среди проанализированных статей и монографий многие исследователи [1-2, 5-6, 9-12, 15-16] развивают свое исследование вокруг тождественности понятий «цифровая компетенция» и «цифровая компетентность». Так, в работе А.А. Андреевой [2] делается акцент на то, что цифровая компетенция должна входить в состав профессиональной компетенции преподавателя ИЯ. Ссылаясь на различных авторов, предлагающих свою точку зрения на толкование данного понятия, А.А. Андреева делает вывод, что необходимо различать «компетентность», как способность человека совершать практическую деятельность и «компетенцию», как совокупность ЗУН, наполняющих содержательный компонент данной способности. Такую же точку зрению можно наблюдать в статье Э.Ш. Шефиевой, О.Н. Бессарабовой [1], утверждающих, что определенный набор цифровых компетенций составляют цифровую компетентность.
С.П. Бурдынская [5], Н.А. Дмитроченко [6], И.А. Та-раненко [9], С.В. Титова [10] делают попытку охарактеризовать цифровые компетенции, входящих в состав их авторских моделей, карт цифровых компетенций преподавателей ИЯ, которые будут описана в четвертом разделе нашего аналитического обзора. Обращаясь к другим зарубежным исследовательским работам [12-16], необходимо подметить, что особое внимание уделяется анализу Европейской рамки цифровой компетенции преподавателей (DigCompEdu), где не разграничиваются понятия «цифровой компетентности» и «цифровой компетенции». В других работах [1, 15] раскрываются особенности «цифровой грамотности», как основополагающего понятия в педагогическом дискурсе в рамках цифрового образования и обучения.
Вторым аспектом изучения выступает анализ диагностических мероприятий, выявляющих степень готовности преподавателей ИЯ осуществлять их профессиональную педагогическую деятельность в цифровом образовательном пространстве. Исследователями был использован преимущественно такой метод диагностики, как опрос. Однако встречаются работы, в которых описываются результаты проведенных глубинных устных интервью [12,15]. Некоторые авторы брели за основу критерии опроса Общеевропейской системы цифровых компетенций педагога (European Digital Competence Framework) [6]. И.Н. Авилкина [1] предлагает использовать следующие показатели, оценивающийся по трем аспектам в соответствии с уровнями цифровой грамотности: знать, уметь, владеть: отношение к инновациям в образовании; компьютерная грамотность; информационная грамотность; коммуникативная компетентность в цифровом пространстве. С.П. Бурдынская [5] предлагает использовать диагностику, выявляющую уровень сформированности психологической готовности преподавателей ИЯ к использованию цифровых технологий. В качестве объектов контроля проверяются следующие компоненты: познавательный, мотивационный, праксиологический, аксиологический. M. Alpizar [12] использовал метод глубинного интервью, которое показало, что респонденты обладают соответствующим уровнем компетенций в области цифрового преподавания благодаря самообучению. В данном интервью акцент ставился на следующих аспектах:
1) общие вопросы о понятии «цифровая компетентность»;
2) опыт использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ);
3) цифровая грамотность (знание основных цифровых инструментов);
4) рассуждение о проблемах применения ИКТ в иноязычном образовании.
Fominych [13-14] разработали опрос для двух целевых групп: преподаватели ИЯ и администраторов, политиков, работающих в области изучения языка. Данный опрос включает в себя следующие аспекты: личный и профессиональный опыт;
уровень преподавания; учебные модели изучения языка; отношение к цифровым технологиям в преподавании языков; компетенции, необходимы в цифровом иноязычном образовании; удовлетворенность обучению цифровым компетенциям и необходимость в его улучшении; институциональная
поддержка в рамках повышения уровня владения цифровыми компетенциями. М. Рег'^апои [15] разработал инструмент оценки в формате опроса-рубрикации, состоящего из 6 основных параметров оценки и 3 уровней владения (новичок, опытный, эксперт) [рис. 1].
Рис. 1. Инструмент оценивания цифровых компетенцией дял преподавателей ИЯ (по М. Ре^апои)
В рамках третьего аспекта изучения нами были проанализированы возможные пути решения проблемы недостаточной сформированности цифровых компетенций. Всеми исследователями выделяются три основных этапа формирования и развития цифровых компетенций (в т.ч. цифровой грамотности, культуры преподавателя ИЯ): диагностика, обучение, рефлексия. Описанные в работах [1-2, 5-6, 9, 15] теоретические аспекты и образовательные практики могут быть использованы при разработке рекомендаций преподавателям ИЯ в виде электронных лекционных курсов или практических семинаров в рамках программы повышения квалификации. С. Баоюнь [3] выделяет следующие компоненты профессиональной подготовки преподавателей ИЯ, в рамках которой могут быть сформированы и развиты «цифровые профессиональные способности» [3]: поиск информации в сети Интернет; разработка и применение цифровых образовательных ресурсов, включающие в себя редактирование и обработку текстовых, аудио- и видеофайлов, изображений в цифровом формате; использование возможностей видеоконференций, работа с электронной почтой и другими средставами электронной коммуникации. Результаты проведенного интервью [15] показывают, что преподаватели ИЯ прибегают к эмпирическим методам самообучения для развития их цифровых компетенций, однако, они отмечают нехватку организованных учебным учреждением курсов повышения квалификации. И.Н. Авилкина [1] описывает в своей статье результаты апробации курса повышения квалификации «Профессиональная деятельность преподавателя в электронной информационно-образовательной среде вуза» (72 ч.), в который кроме лекционных и прак-
тических занятий входила организация мастер-классов по разработке и применению электронных образовательных продуктов посредством СДО Moodle в педагогической профессиональной деятельности (например, видеоролики, онлайн-тесты и др.).
Пр оф ее сионал ьные компетенции преподавателя Педагогические компетенции преподавателя Цифровые компетенции преподавателя
1. Профессиональная вовлеченность 2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) 6. Развитие цифровой компетенции учащихся
1.1. Управление данными 2.1. Отбор ЦОР 2.2. Органнзацпя и совместное использование ЦОР 2.3. Создание и редактирование ЦОР 6.1. 11нформационная и медиаграмотность
1.2. Коммуникация 3. Цифровая педагогика: преподавание и обучение 6.2. Цифровая ком муншеация
1.3. Профессиональное сотрудничество посредством цифровых технологии 3.1. Преподавание 3.2. Консультирование 3.3. Совместное обучение 6.3. Создание цифрового контента
3.4. Самообучение обучающихся
1.4. Рефлексивная практика 4. Оценивание 6.4. Отв етственное использование ЦОР
4.1. Стратегии и методы оценивания 4.2. Анализ учебных материалов 4.3. Обратная связь и планирование
1.5. Непрерывное профессиональное развитие в цифровой среде 5. Расширение возможностей учащихся 6.5. Стратегии решения проблем в цифровой среде
5.1. Обеспечение доступности и ннклюзпвностн обучения 5.2. Обеспечение дифференциации п персонализашш в обучении 5.3. Активное вовлечение учащихся в процесс обучения
Рис. 2. Европейская модель цифровой компетенции преподавателей
Четвертым аспектом изучения является описание существующих и авторских моделей структуры цифровых компетенций преподавателей ИЯ. Большинство работ основано на положениях Европейской модели цифровой компетенции преподавателей (DigCompEdu) на английском языке [16]. Данная модель определяет основные
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
области цифровых компетенций: профессиональные и педагогические компетенции преподавателей и компетенции обучающихся. Матрица разработана с целью помочь преподавателям самостоятельно оценить уровень своих компетенций и выявить области, требующие совершенствования (рис. 2).
В следующих работах [3, 5] описаны созданные авторами- разработчиками модели, карты цифровых компетенций преподавателей ИЯ. С. Бао-юнь [3] предлагает модель цифровой компетенции преподавателя ИЯ, основанную на модели TRACK, объясняющей взаимодействия образовательных технологий, педагогического содержания и технологий (рис. 3).
Начальный уровень
Умение искать, исследовать, анализировать, создавать и управлять информацией в цифровой среде по своей специальности Умение решать простые технические проблемы с цифровым оборудованием Умение использовать Интернет и его сервисы, включая облачные хранилища и другие инструменты совместной работы
Базовый уровень
Умение создавать и редактировать цифровой образовательный контент Умение создавать и продвигать собственные электронные образовательные ресурсы, включая массовые открытые курсы (МООС)
Продвинутый уровень
Умение разрабатывать, тестировать и использовать компьютерные обучающие игры и цифровые симуляции для вовлечения учащихся в процесс обучения Умение применять методы машинного обучения для решения практических задач, связанных с анализом данных (визуализация различных процессов)
Рис. 3. Модель цифровой компетенции преподавателя ИЯ (по С. Баоюнь)
С.П. Бурдынская [5] включает собственную модель цифровых компетенций преподавателя английского языка, включающая в себя четыре компетенции: «умение искать информацию в базе данных Cambridge University Press, Oxford University Press (текстовая информация, аудио-, видеоматериалы, электронные учебные пособия, онлайн-упражнения, рекомендации); умение работать в офисных приложениях Microsoft Office; умение использовать инструменты видеоконференции
и создвать учебный видео-контент; умение создавать мультимедийные презентации и визуализировать данные» [5].
Н.А. Дмитроченко [6] предлагает рассмотреть цифровую компетентностную модуель преподавателя ИЯ, как набор восстребованных цифровых компетенций, расположенных на пересечении профессионально-универсальных компетенций (рис. 4).
о с
CJ
Рис. 4. Цифровая компетентностная модель преподавателя (по Н.А. Дмитроченко)
Предлагаемая И.А. Тараненко [9] модель цифровой компетентности включает четыре блока и соответсвующие им компетенции:
• «инструментальный - владение цифровыми устройствами, программами и онлайн-ресурсами для обучения ИЯ;
• креативный - разработка собственных цифровых образовательных материалов и сред;
• организационный - управление процуессом обучения ИЯ с помощью цифровых технологий;
• коммуникативный - эффективная коммуникация с помощью цифровых технологий» [9]. Э.Ш. Шефиева, О.Н. Бессарабова [11] уточняют состав цифровых компетенций, разделяя их
на 5 групп: к группе 1 относится поиск и использование баз данных; к группе 2 - минимальный набор цифровых приложений; группы 3 - визуализация информации; группа 4 - управление коммуникациями в сетевом формате; группа 6 включает в себя компетенции, связанные с работой с видеоматериалом: его создание и трансляция. М. Alpízar [12] предлагает схожую модель структуры цифровой компетенции, но в его варианте добавляются навыки, связанные с изучением педагогического, методологического и дидактического потенциала ИКТ (рис. 5).
Группа 1. Технические навыки работы с цифровыми устройствами, приложениями, сетью, ИКТ
•Обработка текстовой информации, изображений, и пр,
Группа 2. Коммуникационные навыки и навыки работы с информацией
•Поиск и обработка информации •Использование мессенджеров, чатов, электронной почты и т.д.
Группа 3. Педагогический,
методический, дидактический компонент использования ИКТ
■Планирование и разработка электронных
образовательных ресурсов ■Оценивание
Группа 4. Кибербезопасность, цифровая этика
■Ответственное использование ИКТ
•Обеспечение безопасности и доступа к информации и ИКТ
Группа 5. Обучение преподавателей ИЯ использованию ИКТ
■Создание цифровых учебных материалов
Рис. 5. Модель структуры цифровой компетенции (по M. Alpizar)
Выводы
Проведенное исследование выявило необходимость дальнейшего изучения цифровых компетенций преподавателей ИЯ в контексте цифровизации образования. Анализ научной литературы показал, что существует недостаточная разработка моделей и методов оценки цифровых компетенций и неод-назначная трактовка ключевых терминов.
В статье был представлен обзор существующих моделей струткуры цифровых компетенций преподавателей ИЯ. Анализ позволил выделить ключевые компоненты цифровых компетенций: инструментальные, креативные, организационные и коммуникативные. Вместе с тем, отмечены различия в трактовке и содержании структуры компетенций в разных моделях.
Исследование подчеркивает потребность в разработке специализированных программ повышения квалификации для преподавателей ИЯ, которы будут учитвать их потребности. На рынке образовательных услуг практически отсутствуют полноценные курсы, направленные на развитие цифровых компетенций преподавателей ИЯ. Те немногие программы, которые встречаются, чаще всего базируются на материалах английского языка, не охватывая специфику преподавания других языков. Так, например, отсутствие учета визуальной грамотности, которая играет ключевую роль в восприятии и интерпертации инфор-маиции, может стать препятствием для успешного обучения. Каждая культура имеет свои визуальные коды, которые проявляются в изображении, цвете, символах и способах подачи информации.
В целях преодоления существующих ограничений, в наших дальнейших исследования планируется разработка модели цифровых компетенций преподавателей французского языка, интегриру-
ющей компонент визуальной грамотности с учетом специфики методики преподавания французского языка и её культуры. Именно развитие визуальной грамотности может стать ключевым фактором в проектировании персоннализированного цифрового учебного контента, способствуя более глубокому пониманию особенностей французской культуры.
Литература
1. Авилкина И.Н. Цифровая грамотность преподавателя иностранного языка в онлайн-эпоху: формирование и развитие. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(3):4-11. https://doi. org/10.24412/2225-8264-2021-3-04-11
2. Андреева А.А. Место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков / А.А. Андреева // KANT. - 2022. - № 2 (43). - С. 204211. - DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.36.
3. Баоюнь Сюй. Формирование цифровых профессиональных компетенций современного преподавателя китайского языка как иностранного / Сюй Баоюнь // KANT. - 2022. - № 2 (43). - 215-221. - DOI: 10.24923/2222-243X.202 2-43.38.
4. Блинов В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дули-нов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова - М.: Издательство «Перо», 2019. - 97 с.
5. Бурдынская С.П. Формирование цифровой компетентности преподавателя иностранного (английского) языка ВУЗа // Образование и право. 2021. No 7. С. 205-209.
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
6. Дмитроченко, Н. А. К вопросу о цифровой компетентностной модели преподавателя вуза в эпоху цифровой трансформации образования / Н.А. Дмитроченко, А.А. Цветкова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 3(53). -С. 26-34. - DOI 10.46845/2071-5331-2020-353-26-33. - EDN UVARNL.
7. Дробышева, Н.Н. Иноязычная подготовка в эпоху цифрового образования высшей школы и роль преподавателя / Н.Н. Дробышева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 2(87). - С. 58-60. - DOI 10.24412/19915497-2021-287-58-60. - EDN BUOMTF.
8. Исаев, В.А. Образование взрослых: компе-тентностный подход: учебно-методическое пособие / Исаев В.А., Воротилов В.И.; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. -Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005. - 91 с.
9. Тараненко И. А. К проблеме цифровой компетентности преподавателя иностранного языка //Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № . 5. $ URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31100 (дата обращения: 23.09.2024).
10. Титова, С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифро-визации образования / С.В. Титова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, № 5. -С. 133-149. - DOI 10.31992/0869-3617-202231-5-133-149. - EDN JMLJRW.
11. Шефиева Э. Ш., Бессарабова О.Н. Формирование цифровых компетенций преподавателей иностранного языка //Современное педагогическое образование. - 2023. - № . 3. - С. 143146.
12. Alpízar, M. (2023). Digital Competences of English University Teachers at Universidad Americana of Costa Rica. Revista Tecnológica - Espol, 35(3), 193-210. http://www.rte.espol.edu.ec/in-dex.php/tecnologica/article/view/1080 (PDF) Digital Competences of English University Teachers at Universidad Americana of Costa Rica. Available from: https://www.researchgate.net/publica-tion/376987693_Digital_Competences_of_Eng-lish_University_Teachers_at_Universidad_Ameri-cana_of_Costa_Rica [accessed Mar 17 2024].
13. Fominykh, M., Didkovsky, M., Economides, A.A., Giordano, A., Ivanova, K., Kakoulli-Constantinou, E., Khuzina, M., Menis, E., Nicolaou, A., Parmaxi, A., Perifanou, M., Shikhova, E., Soule, M.V., Tal-mo, T., Windstein, E., & Zhukova, D. (2019). Digital competences in language education: Teachers' perspectives, employers' expectations, and policy reflections, DC4LT Consortium, 2019. DOI: 10.13140/RG.2.2.24392.65285 URL: https:// dc4lt.eu/report/
14. Fominykh, M., Shikhova, E., Soule, M. Perifanou, M., & Zhukova D. (2021). Digital competence assessment survey for language teachers, in Learning and Collaboration Technologies: New Challeng-
es and Learning Experiences. 23nd International Conference on Human-Computer Interaction, HCII 2021, (P. Zaphiris and loannou 33 eds.), Lecture Notes in Computer Science, vol.12784. Spring-erCham. 2 0 2 1. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77889-7_18
15. Perifanou M. Digital Competence Assessment Framework & Tool for Lan guage Teachers, 2022. DOI: 10.13140/RG.2.2.29026.81602. PDF Digital Competence Assessment Framework & Tool for Language Teachers. (PDF) Available from: https:// www.researchgate.net/publication/359083477_ Digital_Competence_Assessment_Framework_ Tool_for_Language_Teachers [accessed Mar 17 2024].
16. Punie, Y., editor(s), Redecker, C., European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu, EUR28775 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73718-3 (print), 978-92-79-73494-6 (pdf), doi:10.2760/178382 (print),10.2760/159770 (online), JRC107466.
ON THE ISSUE OF DETERMINING AND DEVELOPING DIGITAL COMPETENCIES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS
Mansurova S.R., Khramova M.V.
Immanuel Kant Baltic Federal University
On of the major priorities of the government's policy of the Russian Federation is to build a digital education system based on the widespread use and integration of digital technologies into the learning process. This focus extends to foreign language teaching, where the role of the foreign language teacher is evolving. A recent analysis of research papers revealed a theoretical contradiction: the insufficient development of the model of digital competencies for foreign language teachers and the unclear role of these competencies in their overall professional competence.
This article addresses the problem of defining and forming digital competencies among foreign language teachers in the context of digitalization. The authors investigated the use of the terms «digital competence», «digital skills» and «digital literacy», identifying differences in their interpretation.
The article analyzes existing diagnostic methods for assessing the readiness of foreign language teachers to work in the digital educational space. Theoretical approaches and practical recommendations for advanced training of teachers in the field of digital competencies are presented.
This research is valuable for specialists in foreign language education, developers of advanced training programs, and universities involved in training foreign language teachers. The findings can contribute to the development and implementation of professional development programs that address the needs and current level of digital competencies among foreign language teachers.
Keywords: digitalization of education, digital competence, professional competence, foreign language education, foreign language teacher.
References
1. Avilkina I.N. Digital literacy of a foreign language teacher in the online era: new roles and perspectives. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(3):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-04-11
2. Andreeva A.A. The place of digital competency in the structure of professional competency of a foreign language teacher // KANT. - 2022. - № 2 (43). - pp. 204-211. - DOI: 10.24923/22 22-243X.2022-43.36.
3. Baoyun Xu. Formation of digital professional competencies of a modern teacher of chinese as a foreign language / Xu Bao-
yun // KANT. - 2022. - № 2 (43). - 215-221. - DOI: 10.24923/ 2222-243X.2022-43.38.
4. Blinov V.I. Didactic concept of digital vocational education and training / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Y. Yesenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; edited by V.I. Blinov - M.: Publishing House "Pero", 2019. - 97 p.
5. Burdinskaya S.P. Formation of digital competence of a foreign (english) language teacher at a university // Education and Law. 2021. No 7. pp. 205-209.
6. Dmitrochenko N.A. On the issue of the digital competence model of a university teacher in the ra og digital transformation of education / N.A. Dmitrochenko, А.А. Tsvetkova // The Tidings of the baltic state fishing fleet academy: psychological and pedagogical sciences. - 2020. - № 3(53). - С. 26-34. - DOI 10.46845/2071-5331-2020-3-53-26-33. - EDN UVARNL.
7. Drobysheva N.N Foreign language training in e-learning era at higher school and role of lecturer / N.N. Drobysheva // The world of science, culture and education. - 2021. - № 2(87). -pp. 58-60. - DOI 10.24412/1991-5497-2021-287-58-60. -EDN BUOMTF.
8. Исаев, В.А. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие / Исаев В.А., Воротилов В.И.; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2005. - 91 с.
9. Taranenko I.A. On the problem of digital competence of a foreign language teacher // Modern problems of science and education. - 2021. - № . 5. $ URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=31100 (accessed September 23 2024).
10. Titova, S.V. (2022). The Map of Competencies of a Foreign Language University Teacher in the Context of Digitalization of Education. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 5, pp. 133-149, doi: 10.31992/0869-3617-2 022-31-5-133-149 (In Russ., abstract in Eng.).
11. Shefieva E. Sh., Bessarabova O.N. Formation of digital competencies of foreign language teachers //Modern pedagogical education. - 2023. - № . 3. - С. 143-146.
12. Alpizar, M. (2023). Digital Competences of English University Teachers at Universidad Americana of Costa Rica. Revista Tec-
nológica - Espol, 35(3), 193-210. http://www.rte.espol.edu.ec/ index.php/tecnologica/article/view/1080 (PDF) Digital Competences of English University Teachers at Universidad Americana of Costa Rica. Available from: https://www.researchgate.net/ publication/376987693_Digital_Competences_of_English_Uni-versity_Teachers_at_Universidad_Americana_of_Costa_Rica [accessed Mar 17 2024].
13. Fominykh, M., Didkovsky, M., Economides, A.A., Giordano, A., Ivanova, K., Kakoulli-Constantinou, E., Khuzina, M., Menis, E., Nicolaou, A., Parmaxi, A., Perifanou, M., Shikhova, E., Soule, M.V., Talmo, T., Windstein, E., & Zhukova, D. (2019). Digital competences in language education: Teachers' perspectives, employers' expectations, and policy reflections, DC4LT Consortium, 2019. DOI: 10.13140/RG.2.2.24392.65285 URL: https:// dc4lt.eu/report/
14. Fominykh, M., Shikhova, E., Soule, M. Perifanou, M., & Zhukova D. (2021). Digital competence assessment survey for language teachers, in Learning and Collaboration Technologies: New Challenges and Learning Experiences. 23nd International Conference on Human-Computer Interaction, HCII 2021, (P. Zaphiris and loannou 33 eds.), Lecture Notes in Computer Science, vol.12784. SpringerCham. 2 0 2 1. https://doi. org/10.1007/978-3-030-77889-7_18
15. Perifanou M. Digital Competence Assessment Framework & Tool for Lan guage Teachers, 2022. DOI: 10.13140/ RG.2.2.29026.81602. PDF Digital Competence Assessment Framework & Tool for Language Teachers. (PDF) Available from: https://www.researchgate.net/publication/359083477_ Digital_Competence_Assessment_Framework_Tool_for_Lan-guage_Teachers [accessed Mar 17 2024].
16. Punie, Y., editor(s), Redecker, C., European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu, EUR28775 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73718-3 (print), 978-92-79-734946 (pdf), doi:10.2760/178382 (print),10.2760/159770 (online), JRC107466.