ОСНОВА СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРА
А.В. Ермилов, преподаватель, А.В. Дормидонтов, старший преподаватель, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
г. Иваново
Успешное тушение пожаров напрямую зависит от тактической подготовки начальствующего состава в пожарно-спасательных подразделениях ФПС ГПС России и будущих специалистов в области пожаротушения в высших учебных заведениях МЧС России [1]. Тактическая подготовка начальствующего состава должна непрерывно осуществляться в течение всего периода службы и имеет цель подготовить специалистов в области пожаротушения, обладающих развитыми профессиональными знаниями и профессионально значимыми личностными качествами, одним из которых является умение прогнозировать поведение чрезвычайной ситуации в области профессиональной деятельности. [3, с. 50].
В настоящее время в учебном процессе учебных заведений высшего образования МЧС России широко применяются ситуационные классы моделирования действий должностных лиц по тушению пожара на объектах различного функционального назначения. В тоже время отсутствуют полностью разработанные методические рекомендации по проведению на их базе практических занятий и адаптированные задания к пожарно-тактическим дисциплинам, таких как «Пожарная тактика» и «Организация пожаротушения».
Задачи для классов ситуационного моделирования должны отвечать ряду требований. Во-первых, они обязаны расширять возможности пожарно-тактической подготовки путем визуализации развития пожара и действий пожарно-спасательных подразделений. Во-вторых, в основе их выполнения должен лежать комплексный анализ явлений, протекающих при развитии и тушении пожара. В-третьих, курсант, студент или слушатель (далее - курсант) должен иметь возможность самостоятельно оценивать складывающейся на месте вызова обстановку и предвидеть ее возможные осложнения [2, п. 1.2].
При разработке основы для ситуационной задачи, которая бы отвечала всем требованиям, мы остановились теме тушения пожаров в различных частях гражданских зданий. Данная тема на наш взгляд наиболее подходит для проведения практических занятий в классе ситуационного моделирования, так как затрагивает широкий спектр особенностей влияющих на обстановку на месте вызова и влияет на деятельность пожарно-спасательных подразделений.
К особенностям объекта можно отнести:
1) место расположения объекта, характер застройки, наличие подъездных путей;
2) огнестойкость объекта;
3) этажность объекта;
4) планировка объекта;
5) наличие и состояние путей ввода сил и средств;
6) наличие и характеристика противопожарного водоснабжения;
7) место возникновения пожара (подвал, этаж, чердак);
8) путь, пройденный огнем на момент прибытия первого пожарно-спасательного подразделения.
Из вышеперечисленного видно, что на основе комплексного анализа обстановки на месте вызова можно моделировать задания направленные на отработку навыков прогнозирования всевозможных сценариев развития пожара.
Однако ситуационная задача не должна быть ограничена только оперативно-тактической характеристикой объекта и обстановкой на момент прибытия первого пожарно-спасательного подразделения. Важную роль в этом играют тактические возможности пожарно-спасательных подразделений.
К особенностям прибывающих подразделений можно отнести:
1) количество пожарных автомобилей;
2) объем емкости водобака и пенобака;
3) количество и вид напорных рукавов;
4) количество и вид ручных стволов;
5) количество прибывшего личного состава.
В основе решения ситуационной задачи должен лежать определенный алгоритм действий старшего оперативного должностного лица пожарно -спасательного гарнизона направленный на выбор наиболее правильного действия при ее решении. Алгоритм состоит из блоков отражающих этапы действий по тушению пожара.
При решении задачи важно учитывать, сколько отделений прибыло на место вызова. Если одно, то оно устанавливает автомобиль к входу в здание и производит разведку пожара, а в случае явной угрозы людям спасает их защитой их от ОФП или перемещением в безопасное место. Если прибыло два отделения, то второе отделение обязано обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих веществ выбрав способ и место установки на водоисточник, создать звено и направиться на локализацию горения. Пути ввода сил и средств могут быть заблокированы, поэтому необходимо, выбрав способ их вскрытия. Производя разведку пожара для определения его площади, путей распространения и степени развития, необходимо выбрать способ тушения пожара и прибор подачи огнетушащих веществ. В случае развившегося пожара, угрозы людям или возможности его распространения необходимо определить достаточность сил и средств для выполнения основной задачи.
Задача может быть завершена при выполнении действий первого должностного лица на месте вызова или продолжаться, в этом случае рассматривается обстановка на месте вызова на каждый из моментов прибытия дополнительных сил и средств [4, с. 89].
Таким образом, в основе задачи для ситуационного моделирования действий должностных лиц при тушению пожара на объектах различного функционального назначения лежат необходимые условия для умения прогнозировать поведение чрезвычайной ситуации в области профессиональной деятельности, что повышает качество подготовки будущих специалистов в области пожаротушения.
Список использованной литературы
1. Ермилов А.В. Формирование индивидуально личностных качеств курсантов вузов МЧС России на основе личностно-деятельностного подхода. / А.В. Ермилов // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (27). - С. 88-94.
2. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России, утверждены Главным военным экспертом МЧС России 28.07.2007 г.
3. Пешков А.В. Ситуационное моделирование: учеб. пособие / А.В. Пешков, Е.А. Карама // - Екатеринбург: Уральский ин-т ГПС МЧС России. -2013. - С. 90.
4. Ермилов А.В. Развитие пожарно-технических компетенций будущего специалиста в области пожаротушения. / А.В. Ермилов, А.В. Дормидонтов. // В сб.: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. Нижегородский гос. пед. унт им. Козьмы Минина. - 2016. - С. 88-89.