Научная статья на тему 'Ситуационная задача моделирования действий первого прибывшего оперативного должностного лица пожарно-спасательного гарнизона на место вызова'

Ситуационная задача моделирования действий первого прибывшего оперативного должностного лица пожарно-спасательного гарнизона на место вызова Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационная задача моделирования действий первого прибывшего оперативного должностного лица пожарно-спасательного гарнизона на место вызова»

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПЕРВОГО ПРИБЫВШЕГО ОПЕРАТИВНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ГАРНИЗОНА НА МЕСТО ВЫЗОВА

А.В. Ермилов,

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново

Как показывает практика, при завершении обучения в вузе ГПС МЧС России курсант в большей степени назначается на должность начальника караула пожарно-спасательной части [1]. Особый интерес представляет то, что должность начальника караула при выполнении основной задачи обязывает сотрудника не только обеспечивать правильное с оперативно-тактической точки зрения управление личным составом, но и знать, уметь и владеть особенностями профессиональной деятельности всех участников тушения пожара. Таким образом, у выпускника вуза ГПС МЧС России должен быть сформирован ряд определенных профессионально значимых качеств, которые могли бы обеспечить успешность выполнения деятельности в экстремальных и околоэкстремальных условиях.

Вуз ГПС МЧС России располагает всеми возможностями для реализации профессионального становления обучающегося в нескольких направлениях. С одной стороны, через применение в обучении учебных и спасательных центров МЧС России, а с другой программно-аппаратных комплексов [2, 3, 4, 5]. Данные направления обладают условиями для обеспечения главного с тактической точки зрения принципа «Учить сотрудников ФПС ГПС действиям необходимым на пожаре», а именно моделируют профессиональную деятельность и среду, в которой она проходит [6].

Для совершенствования профессиональной подготовки разработаны ситуационные задачи в графическом редакторе Microsoft Visio способные моделировать действия первого прибывшего оперативного должностного лица на место вызова. Ситуационная задача состоит из пяти страниц, таких как тема занятия, тактический замысел, действия по прибытию сил и средств, расстановка сил и средств и действия в процессе тушения пожара. Применение в образовательном процессе учебного модуля позволяет проводить занятия путем моделирования меняющийся со времени обстановки на месте вызова и действий пожарно-спасательных подразделений при решении пожарно-технических задач в рамках аудиторных занятий на базе класса ситуационного моделирования. Также существует возможность его применения при проведении практических занятий и пожарно-тактических учений на объектах учебного центра академии при работе должностных лиц оперативного штаба пожаротушения.

На странице «Тема занятия» каждый обучающийся вводит номер учебной группы, свою фамилию, имя и отчество.

На странице «Тактический замысел» обучающийся изучает необходимую оперативно-тактическую информацию и производит анализ обстановки на месте вызова:

1) должностное лицо на пожаре, представляемое обучающимся (начальник караула, заместитель начальника пожарно-спасательной части);

2) время его прибытия к месту вызова после получения сигнала о пожаре;

3) оперативно-тактическая характеристика объекта пожара (информация подкрепляется фотографией объекта);

4) информация о пожаре (место возникновения пожара, какие видимые признаки пожара присутствуют на месте вызова (дым, пламя, изменение цвета штукатурки, температуры стен));

5) время возникновения пожара и погодные условия (температура окружающей среды, осадки).

6) силы и средства, находящиеся в подчинении.

Например, «Вы являетесь первым прибывшим начальником караула ПСЧ-4. Прибываете через 4 минут после сообщения о пожаре и сбора и выезда пожарно -спасательного подразделения. Характеристика объекта: двухэтажное жилое здание, засыпное, барачного типа, высотой 6 м, V степени огнестойкости. Засыпка - опилки. Кровля металлическая по деревянной обрешетке. Обстановка на пожаре: пожар возник в 1 ч. 00 мин. 01 января в квартире 1-го этажа. Из окон 1-го и 2-го этажа выходит густой дым, лестничная клетка задымлена. В квартирах находятся люди. Температура воздуха -13 0С. Метель. Силы и средства: в вашем подчинении находится АЦ 3,0-40/2, АЦ 2,5-40».

Страница «Действия по прибытию на место вызова» состоит из трех частей: оценка обстановки, расчет сил и средств ^п, №тв, №а, №/с, №тд), принятые решения на основе данных, полученных в ходе разведки пожара. Для выполнения расчета сил и средств на странице представлен план объекта, нанесен путь, пройденный пожаром и необходимые размеры (рисунок 1). На странице «Действия по прибытию на место вызова» обучающийся вначале оценивает обстановку на месте вызова, для этого на желтом поле вносит информацию, дважды кликнув по полю. Следующим действием, обучающийся выполняет расчет сил и средств на основе анализа геометрических параметров пожара. Для получения данных Sп, №тв, Ыпа, №/с, №тд обучающийся анализирует путь, пройденный огнем, и форму площади пожара, с нанесенными размерами, представленную в виде фотографии. Затем обучающийся вносит полученные значения в соответствующие желтые ячейки. Например, «Прибыл к месту вызова. Здание двухэтажное, пятой степени огнестойкости, кровля шиферная по деревянной обрешетке, из окон первого этажа и входа в подъезд выходит густой дым. Разведка».

Введите евин тй№гдн*жды кликнув ни зажгкс!

Г!м нотни I с расчет сил и средств и укажите:

8п= Пиелите евпи теист дважды кликнув но замо ке! —^ Р -»-«-№-«-

Кстн= Пиелите евпи текст дважды кликнув на замет ке! 1,5

N113— Пиелите евпй текст дважды кликнув но заме 1 ке! 1 ; КГ) :":: :.:.:.:.:" §

N.'1 ,;С= Пиелите евпи текст дважды кликнув но замо ке! 1 £

1 }

N ОТД= Пиелите евпи текст дважды кликнув но заме! ке!

Перечислите принт ие Вами решении но результатам рате.цки

Ввецнге евин текст дважды кликнув по заметке!

Рис. 1. Страница «Действия по прибытию на место вызова»

Проведя разведку пожара по внешним признакам и на основе выполненного расчета сил и средств, обучающийся перечисляет принятые решения по результатам разведки пожара в желтой ячейке. Например, «Подтверждаю номер вызова 1 БИС. Существует угроза людям. Первое отделение устанавливаю к входу в подъезд с восточного направления, создаю звено ГДЗС со стволом РС-50 на поиск и спасение людей. Организовываю дымоудаление из лестничной клетки путем открытия окна на последнем этаже. Второе отделение устанавливаю на пожарный гидрант №875, обеспечиваю бесперебойную подачу огнетушащих веществ, создаю втрое звено ГДЗС со стволом РС-50 на тушение пожара на первом этаже».

Страницу «Расстановка сил и средств» условно можно разделить на два блока. Первый блок представляет собой детальное расположение объекта на местности с учетом подъездных путей, препятствий (деревьев) и противопожарного водоснабжения, которые стационарно закреплены и не могут быть перемещены обучающимся. Второй блок представляет собой таблицу с силами и средствами, которые находятся в распоряжении прибывшего старшего оперативного должностного лица пожарно-спасательного гарнизона, представленные в виде условно-графических изображений.В таблице фиксируется количество основной и специальной пожарной техники (АЦ, АНР,

342

АВ, АСА и т.д.), способ ее установки на водоисточник, количество личного состава, вид и количество приборов подачи огнетушащих веществ (РС-50, РС-70), способы их подачи (звеном ГДЗС или без средств защиты), количество пожарно-технического оборудования и инструмента (РТ-70, РТ-80, Л3К, ВС-125), средства связи (переносные и мобильные радиостанции), обозначения созданного поста безопасности и решающего направления. Условные графические обозначения свободно перемещаются по всей странице, что позволяет обучающимся самостоятельно выполнять расстановку сил и средств на основе определяемого им решающего направления основных действий по тушению пожара.

На странице «Расстановка сил и средств» обучающийся выполняет расстановку сил и средств имеющихся в его распоряжении отделений. Примечание: «При расстановке сил и средств нельзя превышать тактические возможности прибывшего пожарно-спасательного подразделения, указанного в таблице». Так, численность одного прибывшего отделения на АЦ без учета водителя и сотрудника, отсутствующего на службе по различным причинам, составляет 4 человека, а АНР 5 человек. В данное число входит личный состав, указанный в примерном табеле расчета на пожарной автоцистерне. В данное число не входит начальник и помощник начальника караула, а также командир отделения, которые могут быть командирами звеньев ГДЗС. Возможности графического редактора Visio позволяют путем перетаскивания готовых условных графических изображений выполнять принятые в ходе разведки пожара действия. Рукавные линии обучающийся выполняет с помощью средства рисования

«ломаная» ( ^ ), которая располагается в строке команд, путем соединения таких элементов как пожарный автомобиль, трехходовое разветвление и ствол. Расстановка сил и средств завершается после размещения постов безопасности, и средств связи у поста безопасности, и пожарного автомобиля «рисунок 2».

Рис. 2. Результат расстановки сил и средств

Завершив расстановку сил и средств, обучающийся переходит на последнюю страницу.

Страница «Действия в процессе тушения пожара» представляет собой ячейки с распоряжениями обучающегося, которые бы он отдал подчиненному личному составу (начальникам караула и командирам отделений) в процессе выполнения действий по тушению пожара. Обучающийся отдает распоряжения командирам отделений, опираясь на выполненную им схему расстановки сил и средств и полученную информацию при разведке пожара.Распоряжения должны быть краткие, четкие и содержать необходимый набор информации. Например, «Командир первого отделения, установить АЦ-1 к входу в здание, создать звено ГДЗС со стволом РСК-50 на поиск и спасение людей в здании»; «Командир второго отделения, установить АЦ-2 на ПГ-875, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих веществ, назначаетесь ответственным за тыл. Личному составу второго отделения после завершения предварительного развертывания сил и средств создать звено ГДЗС со стволом РСК-50 на тушение пожара на первом этаже. Я лично возглавлю звено ГДЗС.»

После выполнения упражнения обучающийся сохраняет документ Visio в формат PDF или XPS для дальнейшего отображения задания на электронной видео стене и обсуждения полученных результатов учебной группой или выдачи его курсанту в электронном (распечатанном) виде.

Список использованной литературы

1. Марьин, М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова. - М.: Изд-во ВНИИПО, 1998. - 244 с.

2. Керимов У.А. Оценка эффективности тушения пожаров в резервуарных парках с помощью стационарных робототехнических комплексов / У.А. Керимов, В.А. Смирнов, Д.Ю. Захаров, О.Г. Волков, А.Н. Бочкарев. Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. № 2 (23). 2017. С. 59-63.

3. Кнутов М.С. Концепция развития функциональных видов связи в пожарно-спасательных гарнизонах / М.С. Кнутов, Ю.Н. Моисеев, А.Н. Бочкарев. В сборнике: INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH Сборник статей победителей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 83-86.

4. Белорожев О.Н. Педагогические условия формирования способности курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях / О.Н. Белорожев. Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 95-99.

5. Тараканов Д.В., Варламов Е.С., Илеменов М.В. Компьютерное моделирование процессов развития и тушения пожаров в зданиях // Д.В. Тараканов, Е.С. Варламов, М.В. Илеменов. Технологии техносферной безопасности. 2014. -№ 5. -С. 114-123.

6. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России / утверждены Главным военным экспертом МЧС России. - М., 2007. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.