Изменение длины мышц в сторону укорочения, возникающее в результате мышечных спазмов - один из основных критериев нездоровья опорно-двигательного аппарата. Активизация и восстановление функции мышечной ткани подразумевает, в том числе, и восстановление антропометрической длины мышц.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. Во всех возрастных группах наиболее распространенными ошибками осанки являются: неправильная постановка головы, выступающий живот, начиная со школьного возраста - излишние изгибы позвоночного столба. Основными причинами нарушений осанки являются недостаточный развитый мышечный корсет, низкий уровень развития гибкости (особенно грудного отдела позвоночника).
2. Основными задачами физического воспитания дошкольников по формированию осанки будут являться всестороннее и гармоничное развитие физических способностей, овладение и совершенствование базовых двигательных навыков.
3. В школьном возрасте работа специалистов в сфере физической культуры должна быть направлена на коррекцию нарушений осанки, а профилактическая работа - на совершенствование гибкости позвоночного столба, особенно грудного отдела, создания мышечного корсета, предупреждение плоскостопия.
Для школьников должен сформироваться комплекс правильно подобранных и дозированных упражнений по коррекции индивидуальных дефектов осанки. Это имеет особое значение при занятиях спортом, а также для дальнейшей самостоятельной жизни.
4. При формировании осанки взрослых средствами физической культуры нужно учитывать снижение уровня силовых возможностей, гибкости и подвижности в суставах, появление мышечного напряжения в различных частях тела и скованность движений. Улучшение осанки будет достигаться также путем систематического контроля за положением частей своего тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Н.Г. Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело / Н.Г. Андреева. - СПб. : Невский проспект, 2001. - 152 с.
2. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. - СПб. : ЭКСМО, 2003. - 512 с.
3. Пенькова, И.В. Формирование правильной осанки на уроках по физической культуры в начальной школе // Материалы науч.-практ. конф. / Кабардино-Балкарский ун-т. - Нальчик, 2003. - С. 23-26.
4. Подрушняк, Е.П. Возрастные изменения суставов человека / Е.П. Подруш-няк. - Киев : Здоров,я, 1973. - 212 с.
5. Потапчук, A.A. Осанка и физическое развитие детей / A.A. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2001. - 162 с.
ОШИБКИ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК СЛЕДСТВИЕ СПОРТИВНО-ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Работа посвящена изучению психических состояний спортсменов - ориентировщиков в связи с их соревновательной деятельностью.
Предлагаемая методика оценки состояний по тесту Люшера позволяет прогнозировать вероятность появления ошибок в процессе соревнований и дифференцировать их в связи психическими состояниями, возникающими в той или иной области соревновательного пространства.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, ошибки в соревнованиях, психические состояния, системный подход, тест Люшера.
ERRORS DURING ORIENTEERING COMPETITIONS AS A RESULT OF ATHLETIC MENTAL STATE
Sergey Alexandrovitch Kazantsev, candidate of pedagogical science, senior lectures, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The study is devoted to survey of athletes' mental states in orienteering in connection with their competition activities.
The proposed methods of mental states evaluation according to Lusher's test allows to forecast the errors' occurring probability in competition process and differentiate them in connection with mental state, originating in one or the other competition area.
Key words: orienteering, errors in competition, mental state, systematic approach, Lusher's
test.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи карты и компаса должна пройти контрольные пункты, расположенные на местности, а результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции.
Соревновательная деятельность является интегратором пространственных, временных, энергетических и информационных характеристик. Для описания соревновательной деятельности можно применить понятийный базис: пространство, время, энергия, информация (рис. 1).
Энергия Информация
Соревновательная деятельность
Время Пространство
Рис. 1. Системное описание соревновательной деятельности в спортивном ориентировании
В процессе соревновательной борьбы спортсмен переживает различные состояния, например, утомление, психическое напряжение, стресс и др. Эти состояния влияют на сознание спортсмена. Можно сказать, что соревнования всегда проходят в условиях «измененного сознания». Именно в этих условиях совершается большинство ошибок в спортивном ориентировании.
Можно систематизировать ошибки, совершаемые спортсменами в процессе соревнований по ориентированию.
Ошибки, совершаемые из-за недостатка времени
Поскольку результат соревнований определяется, как правило, по времени прохождения дистанции, то дефицит времени при принятии решений является стрессором. Однако причины ошибок, совершаемых в ходе соревнований, могут быть заложены уже в предстартовой подготовке. Например:
невнимательное изучение технической информации; плохая физическая и умственная разминка перед стартом; поспешность при уходе со старта (или с КП) и отсутствие «плана действий».
излишний азарт при уходе со старта.
Эта группа ошибок связана с «напряжением» во временной области соревновательного пространства и вызвана эмоциональными состояниями.
Ошибки, связанные с неадекватным восприятием социального и экологического окружения
реакция на соперников или зрителей; реакция на неблагоприятные погодные условия;
реакция на непривычный ландшафт местности; реакция на неточности карты.
Эта группа ошибок связана с «напряжением» в пространственной области соревновательного пространства и вызвана мотивационными состояниями.
Ошибки, связанные с повышенными затратами физической и умственной энергии
слишком быстрый бег или трудная местность и, как следствие - физическое и умственное утомление;
слишком простая или однообразная местность, не требующая умственного напряжения и обращений к карте:
перегруженная большим количеством ориентиров карта, требующая повышенной концентрации внимания и больших умственных затрат.
Эта группа ошибок связана с «напряжением» в энергетической области соревновательного пространства и вызвана праксическими состояниями.
Ошибки, связанные с недостаточной информацией
невнимательное изучение предварительной технической информации о местности и дистанциях;
дефицит информации при чтении карты на бегу;
трудная дистанция, требующая полной мобилизации мышления.
Эта группа ошибок связана с «напряжением» в информационной области соревновательного пространства и вызвана «гуманитарными» состояниями.
МЕТОДИКА
Для количественной оценки психических состояний в нашем исследовании применена методика, основанная на работе с тестом Люшера в интерпретации Н. \¥а11пейег (1976). В каждой из областей системного описания соревновательной деятельности мы ввели свою интегральную оценку психического состояния, которое является реакцией на проблемные ситуации в данной области соревновательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в группе спортсменов из состава сборной команды России по спортивному ориентированию, а также среди менее квалифицированных спортсменов (всего 76 человек). Все испытуемые были протестированы с помощью 8-цветного теста Люшера, а затем результаты тестирования были обработаны. Для каждого из испытуемых были подсчитаны:
суммарное отклонение (СО) от аутогенной нормы (АТ). Диапазон СО может быть от 0 до 32. Здесь 0 соответствует состоянию полной релаксации, а при СО=32 требуется консультация психотерапевта.
по величине СО все испытуемые были разделена на 4 группы:
СО = 0-10; СО = 11-16; СО = 17- 24; СО = 25-32.
проведена интегральная оценка в баллах состояний, входящих в каждый из блоков системного описания соревновательной деятельности;
посчитана относительная частота суммарных оценок для каждой группы СО (в % относительно количества испытуемых, входящих в данную группу СО).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предварительно по применяемой методике были посчитаны суммарные оценки для нормы полной релаксации для каждого из блоков системного описания соревновательной деятельности в связи с введенными понятиями:
«энергия» (праксические состояния) - 23 балла;
«время» (эмоциональные состояния) - 16 баллов;
«пространство» (мотивационные состояния) - 18 баллов;
«информация» (гуманитарные состояния) - 19 баллов.
Эти баллы позволяют оценить оптимальное психологическое состояние для каждой из рассматриваемых областей и сделать вывод, что оптимальные состояния отличаются для каждой из областей.
В таблице 1 приведены результаты подсчета относительных частот суммарных оценок психических состояний для каждого из блоков системного описания соревновательной деятельности: энергия, время, пространство, информация и для четырех групп испытуемых, разделенных по величине в суммарного отклонения (СО) от состояния релаксации.
Таблица 1
Результаты подсчета относительных частот баллов_________________
Балл Относительные частоты оценок в %
СО 0-10 (28 чел.) СО 12-16 (28 чел.) СО 18-22 (14 чел.) СО 24-32 (5 чел.)
Э В П И Э В П И Э В П И Э В П И
13 11
14 7 4
15 7
16 14 4 4 11
17 4 18 18 7 4 11
18 11 29 7 7 4 11 7
19 7 17 14 14 7 11 11 4 7
20 7 4 18 18 14 4 4 7 14
21 4 4 4 25 11 11 4 7 7 7
22 14 4 7 4 4 29 11 11 7 7
23 18 4 11 14 11 4 4 36 7
24 7 4 11 4 4 14 11 7
25 14 4 4 4 4 18 7 21
26 4 7 7 7 18 4 7 21
27 4 7 7 7 7
28 7 11 7 4 4 7 7
29 4 7 7 7 14 7 20 20
30 4 4 1 7 7 7
31 4 4 7 7
32 7 14 40 20
33 4 14 14 7 7 20 20 40
34 1 7 14 7 7
35
36 7 7 20 20
37 20 20 20
38
39 20
40 20
41 20 40
42
43 20
44 20
На основании анализа статистических данных можно сделать следующие выводы:
для группы испытуемых, имеющих С0=0 - 10, максимумы относительных частот баллов достаточно близко совпадают с баллами для оптимальных состояний, характерных для состояния полной релаксации.
для группы испытуемых, имеющих С0=12 - 16, также наблюдаются оптимальные значения баллов, но максимумы смещены сторону больших значений по сравнению с предыдущей группой. Можно предположить, что для этой группы СО свойственны свои оптимальные состояния.
для групп испытуемых, имеющих СО=18 - 22 и 24 - 32, не наблюдается четко выраженных оптимумов и им свойственны оценки психических состояний, определяемые более высокими баллами.
Анализ полученных результатов позволяет предположить, что для испытуемых, отнесенных к первой и второй группам, существуют области «надежных» состояний. Оптимальные состояния гарантируют «ясное сознание» в «трудной» обстановке. Отклонение баллов от «оптимума» у конкретного человека в любой области соревновательного пространства предполагает возможность «напряжения», т.е. «помутнения в голове» и, как следствие, ошибки в ориентировании.
Для людей с оценками СО от 18 и выше отсутствуют области оптимальных состояний. Эти люди могут вести себя неадекватно в трудных ситуациях. При этом ошибки в ориентировании могут быть связаны с каждой из областей соревновательной деятельности.
Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что методика количественной оценки психических состояний впервые применена для оценки результативности соревновательной деятельности в спортивном ориентировании.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что, пользуясь данной методикой и нормами для оценки психических состояний, можно «предсказать» возможность наступления «трудных» состояний у спортсменов в соревновательной обстановке.
Пример применения методики
Испытуемый У.Н. 22 года. КМС по спортивному ориентированию.
Выборы по тесту Люшера 3-1-4-5-2-0-6-7 СО = 9.
Оценки состояний в каяедой из частей соревновательного пространства:
Энергия 4 - 5 - 8 - 6 Сумма 23 Оптим. 23
Время 2 - 3 - 5 - 6 Сумма 16 Оптим. 16
Пространство 2 - 5 - 2 - 6 Сумма 15 Оптим. 17
Информация 8 - 5 - 2 - 7 Сумма 22 Оптим. 22
Вывод. Есть небольшое напряжение в области мотивационных состояний, что может говорить о неадекватной оценке социально-экологического окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев ; Ленингр. гос. ун-т им. A.A. Жданова. Фак. психологии. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев ; Аккад, наук СССР, Ин-т психологии. - Л. : Наука, 1977. - 380 с.
3. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 176 с.
4. Казанцев, С. А. Психология спортивного ориентирования : монография / С.А. Казанцев ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007,- 110 с.
5. Казанцев, С.А. Спортивное ориентирование : учебно-методическое пособие / С. А. Казанцев, Ю.Н. Федотов ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 2006.-91 с.
6. Казанцев, С.А. Исследование эмоциональной устойчивости спортсменов -ориентировщиков в связи с успешностью соревновательной деятельности / С.А. Казанцев, Д.Ю. Смолик // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГУФК им П.Ф. Лесгафта за 2005 г. - СПб.,
2006.-С. 13-17.
7. Юрьев, А.И. Введение в политическую психологию / А.И. Юрьев. - СПб. : Изд-во ЛГУ, 1992.-232 с.
8. Юрьев, А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний // Вестник ЛГУ. - 1983. - № 23, вып. 4. - С. 83-88.
9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общей ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000г.
10. Юрьев, А.И. Применение теста Люшера для диагностики отрицательных праксических состояний // Материалы Всесоюзной конференции по управлению психическим состоянием человека. - М., 1984. - С. 99-106.
11. Юрьев, А.И. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / А.И. Юрьев, В.А. Ганзен // Вестник ЛГУ. - 1987. -Сер. 6.-Вып. 1.-С. 50-59.
БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ НА ПАРКЕТЕ
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор, Владимир Антонович Сивицкий, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена роли базовой подготовки в системе многолетней тренировки спортсменов в танцах на паркете.
Ключевые слова: базовая подготовка, танцевальный спорт, техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка, музыкальная подготовка, хореографическая подготовка.
BASIC TRAINING IN PARQET SPORT DANCE
Lyudmila Alekseevna Karpenko, candidate of pedagogical sciences, professor, Vladimir Antonovich Sivitsky, senior teacher,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article is devoted to the basic training role in long-term training process of parquet sport dance athletes.
Key words: basic training, dance sport, technical training, tactical training, conditioning, mental conditioning, music education, choreographic drill.
ВВЕДЕНИЕ
В 1997 году Международный олимпийский комитет признал спортивные танцы на паркете видом спорта, поэтому перед специалистами встали вопросы, связанные со специальной подготовкой высококвалифицированных спортсменов. В спортивной классификации России этот вид спорта зарегистрирован под 136 номером, официально носит название «Танцевальный спорт» и включает в себя 7 дисциплин: 1. Европейская программа 2. Латиноамериканская программа 3. Двоеборье (10 танцев) 4. Ансамбли -европейская программа 5. Ансамбли - латиноамериканская программа 6. Европейская шоу-программа 7. Латиноамериканская шоу-программа.
Представляется целесообразным отметить один очень важный момент: танцевальный спорт в настоящее время переживает переход от методов народного творчества (художественной самодеятельности) к спортивным, который не должен заключаться в отрицании и предании забвению всего накопленного ранее и начала работы «с чистого листа». Правильным подходом будет осмысление всего положительного в двух видах творчества, которые объединяются одним общим понятием «культура».