3. Lalaeva, E.Yu. (2000), Initial training of gymnasts on the basis of basic exercises, dissertation, Volgograd.
4. Metieva, L.A. and Udalova, Ya.E. (2009), Raising the Sensory Sphere of Children: A Handbook for Teachers of Special (Correctional) Educational Institutions of the VIII Form, Education, Moscow.
5. Poleshchuk, N.K., Makarevsky, A.B. and Dyakova, I.V. (2009), "Differential-integral estimation of accuracy of joint movements of athletes of various specializations", Bulletin of Tver State University. Series: Biology and Ecology, No. 13, pp. 64-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
УДК 796.562
ВЕРИФИКАЦИЯ ПРОГНОЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Владислав Андреевич Вальковский, аспирант,
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Прогнозирование поведения в биологических системах связано с неопределенностью исходных данных, которые связаны с психологическими факторами. Например, прогнозирование результата в соревнованиях по спортивному ориентированию, даже при идеальной физической подготовленности спортсмена, связано с возможностью ошибочных действий, детерминированных психическими состояниями спортсмена, которые продуцируются в процессе напряженной физической работы. Процедура определения достоверности прогноза называется верификацией.
Ключевые слова: верификация прогноза, спортивное ориентирование, прогнозирование успешности, информационная модель.
VERIFICATION OF PREDICTION OF INDIVIDUAL SUCCESS FOR ORIENTEERS AT THE SPORTS SPECIALIZATION STAGE
Vladiclav Andreevich Valkovskiy, the post-graduate student, Sergey Alexandrovich Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Predicting the behavior in biological systems is associated with the uncertainty of the input data, which are related to the psychological factors. For example, prediction of the results in orienteering, even with perfect physical fitness athlete, is linked to the possibility of erroneous actions, being determined by mental state of the athlete, produced during strenuous physical work. Procedure for determining the reliability of the forecast is called verification.
Keywords: verification of predict, orienteering, prediction of success, information model.
Процедура определения достоверности прогноза называется верификацией. В связи с этим любому прогнозу присуща некоторая степень неопределенности. Можно говорить об априорной и апостериорной надежности прогноза. В первом случае необходимо предварительно установить уровень надежности, который бы устраивал заказчика.
Апостериорная верификация прогнозов позволяет выявить расхождение между прогнозом и фактическим состоянием прогнозируемого объекта.
Прогнозирование поведения в биологических системах связано с неопределенностью исходных данных, которые связаны с психологическими факторами. Например,
прогнозирование результата в соревнованиях по спортивному ориентированию, даже при идеальной физической подготовленности спортсмена, связано с возможностью ошибочных действий, детерминированных психическими состояниями спортсмена, которые продуцируются в процессе напряженной физической работы.
На этапе спортивной специализации, необходимо прогнозировать динамику подготовленности спортсменов-ориентировщиков и их результативность в соревнованиях.
Цель работы: получение объективных результатов прогнозирования успешности соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков.
Для этого необходимо выбрать методы, наиболее соответствующие объекту прогноза. Прогнозирование устойчивости функциональных состояний, эффективности соревновательной деятельности, готовности спортсмена к достижению высоких спортивных результатов не может быть достигнуто применением, одного какого либо метода. Использование нескольких методов прогнозирования в спорте существенно повышает достоверность прогнозов.
Верификация прогнозов на каждом из этапов спортивной подготовки осуществлялась в ходе педагогического эксперимента.
На основании предложенной нами информационной модели [1], мы считаем, что прогноз успешности на этапе спортивной специализации должен учитывать систему таких факторов как: двигательные способности, когнитивные способности, способность к обучению (тренированность), способность к адаптации к соревновательной деятельности.
Все эти качества можно диагностировать дифференцированно в процессе тестирования отдельно физических качеств, психологических качеств, способностей к обучению и адаптации. Однако, более адекватным для целей прогнозирования успешности, является метод анализа соревновательной деятельности спортсменов.
В настоящее время в соревнованиях по спортивному ориентированию применяется электронная система отметки на контрольных пунктах и фиксирования результатов соревнований. Протоколы результатов и сплиты прохождения дистанции по контрольным пунктам публикуются на сайте соревнований.
Анализируя протоколы результатов соревнований, и сравнивая времена (сплиты) прохождения дистанции по этапам, можно выявить качества, за счет которых участники уступают времени победителя на отрезках дистанции между контрольными пунктами (спортсмены говорят: проигрываю «ногами» или «головой»).
На рисунке 1 представлена гистограмма прохождения дистанции соревнований по ориентированию тремя спортсменами, занявшими первое, второе и третье места
0:08:38 0:07:12 0:05:46 0:04:19 0:02:53 0:01:26 0:00:00
_ ■п л
г 1—Г — Ь— 1—1-1 -щ- т
2 3 4 5 6 7 □ 1 место Ш2 место Ш3 место
Рисунок 1 - Гистограмма прохождения дистанции 3-мя спортсменами. По вертикали шкала времени, по горизонтали - номера контрольных пунктов
На отдельных участках времена спортсменов, занявших 2 и 3 места, и времена победителя соревнований совпадают. Это говорит о том, что потенциально они могут бежать со скоростью победителя, но проигрывают из-за ошибок в ориентировании. Прове-
денный анализ результатов дает возможность тренеру видеть слабые стороны в подготовке спортсменов и указывает направления в организации тренировок.
Например, с помощью специфических тренировочных упражнений, можно достигнуть прогресса в увеличении скорости бега по лесу, однако здесь требуются определенные природные качества, которые позволяют спортсмену быстро адаптироваться к такой деятельности, как: выносливость, ловкость, решительность, смелость.
К числу качеств, обуславливающих способности к ориентированию на местности, относят познавательные процессы, в первую очередь такие как: мышление, память, внимание, восприятие, представление и др. Все они влияют на качество соревновательной деятельности в спортивном ориентировании. [2]
С помощью специальных тестов для системной оценки психологических качеств (оценка «внешнего поля», оценка принятия решений, оценка эмоционально-психической устойчивости), проведенных по методикам, изложенным в методическом пособии [3], мы провели тестирование в группе спортсменов-ориентировщиков, занимающихся на этапе спортивной специализации.
Таблица 1 - Прогноз успешности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивной специализации_
Результаты психологического тестирования на этапе спортивной специализации
Баллы Баллы Баллы
Прогноз успешности Оценка «внешнего поля» Оценка принятия решений Оценка эмоционально-психической устойчивости
Высокая успешность, п=11 8,7±0,3 6,2±0,3 7,7±0,4
Средняя успешность, п =15 7,4±0,4 5,8±0,4 5,8±0,3
Низкая успешность, п =14 6,1±0,4 4,6±0,4 4,5±0,3
ВЫВОДЫ
В статистике по каждому из показателей: оценка «внешнего поля», оценка способности к принятию решений и оценка эмоционально-психической устойчивости заметна динамика от более успешных спортсменов к менее успешным.
Однако только системная оценка физических и интеллектуальных качеств позволяет сделать прогноз относительно индивидуальной успешности спортсменов на этапе спортивной специализации, критерием которого является обучаемость и тренируемость. На практике это проявляется в сроках усвоения учебного материала и формирования навыков спортивного ориентирования, а также в результативности и стабильности соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальковский, В.В. Опыт построения информационных моделей для прогнозирования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков / В.В. Вальковский, С.А. Казанцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 41-44.
2. Казанцев, С.А. Психология спортивного ориентирования : монография / С.А. Казанцев. - СПб. : [б.и.], 2007. - 110 с.
3. Казанцев, С.А. Методы психологических исследований в практике спортивного ориентирования : учебно-методическое пособие / С.А. Казанцев, Ю.А. Скачков ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 34 с.
REFERENCES
1. Valkovskiy, V.V. and Kazantsev, S.A. (2017), "Experience of building information models to predict individual success orienteers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 41-44.
2. Kazantsev, S.A. (2017), Orienteering Psychology: monograph, St. Petersburg.
3. Kazantsev, S.A. and Skachkov, Yu.A. (2013), Methods of psychological research in the practice of orienteering : Scholastic-methodical allowance, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2017
УДК 378
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ ВЕДОМСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Вячеслав Вениаминович Васильев, кандидат юридических наук, доцент, профессор, Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород
Аннотация
В статье автором рассматривается вопрос ведомственной административно-правовой регламентации непрерывного образовательного процесса, осуществляемого в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Уделяется внимание практической реализации в системе ведомственного правоохранительного образования концепции непрерывного воспитательно-обучающего воздействия на сотрудников территориальных органов внутренних дел. Представлены результаты сопоставительного анализа научных воззрений различных авторов, которые на фундаментальном уровне исследовали вопросы правовой регламентации воспитательного и обучающего процесса в образовательных организациях МВД России. Поднимается вопрос о правовом характере и юридической силе методических рекомендаций, направляемых структурными подразделениями центрального аппарата Министерства внутренних дел в территориальные органы внутренних дел, в части проведения отдельных видов и форм учебных занятий. Особое внимание уделяется недостаточному регламентированию воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, проходящими повышение квалификации и профессиональную переподготовку в вузах МВД России.
Ключевые слова: непрерывное образование, образовательная организация, вуз МВД России, воспитание, обучение, правоохранительное образование.
CONTINUING EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA: ISSUES OF DEPARTMENTAL ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION
Vyacheslav Veniaminovich Vasiliev, the candidate of legal sciences, senior lecturer, professor,
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod
Annotation
In the article the author considers the question of departmental administrative-legal regulation of the continuous educational process, carried out in the educational institutions of system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. It focuses on the practical implementation in the system of departmental law enforcement education of the concept of continuous educational and training impact on the employees of the territorial bodies of internal Affairs. The article presents the results of the comparative analysis of the scientific views of different authors, who explored the issues of legal regulation of educational and training process in educational institutions of the MIA of Russia at fundamental level. It raises the questions of the legal nature and legal force of the guidelines, sent to the structural subdivisions of the Central apparatus of the Ministry of internal Affairs territorial bodies of internal Affairs, in terms of carrying out the separate types and forms of training sessions. Special attention is paid to lack of the regulation in the educational work with employees of internal Affairs bodies, undergoing training and retraining in the educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords: continuing education, educational organization, University of the MIA of Russia, education, training, law enforcement education.
Образовательный процесс в Российской Федерации, как один из важнейших государственно образующих процессов, был и остается в поле зрения государства, его регулирующей и надзорной деятельности. Помимо законодательно оформленного видения государством понятия и содержания образовательной деятельности в России, закреплен-