Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРНАМЕНТ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узорная кожаная мозаика / ремесло / декоративно-прикладное искусство / орнамент / эстетизация / инновационные технологии / Patterned leather mosaic / craft / decorative and applied art / ornament / aestheticization / innovative technologies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калиев Айдархан Миралиевич, Салахова Рада, Салахов Расых Фарукович

В статье рассматриваются несколько аспектов проблемы изучения и популяризации национальных художественных артефактов в онтологическом и феноменологическом контексте трансформирующейся реальности в эпоху бурного развития информационных технологий. Авторы акцентируют некоторые аспекты татарского ремесла, конституирующего дополнительные смыслы культурного кода в его экзистенциальной модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENTATION OF LEATHER GOODS IN THE CONTEXT OF NATIONAL COLOR AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article examines several aspects of the problem of studying and popularizing national artistic artifacts in the ontological and phenomenological context of the transforming reality in the era of rapid development of information technology. The authors emphasize some aspects of the Tatar craft, which constitutes additional meanings of the cultural code in its existential modality.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2024 УДК 745/749 EDN UMDEYI

А.М.Калиев, Р.И.Салахова, Р.Ф.Салахов

ОРНАМЕНТ КОЖАНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОЛОРИТА

И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются несколько аспектов проблемы изучения и популяризации национальных художественных артефактов в онтологическом и феноменологическом контексте трансформирующейся реальности в эпоху бурного развития информационных технологий. Авторы акцентируют некоторые аспекты татарского ремесла, конституирующего дополнительные смыслы культурного кода в его экзистенциальной модальности.

Ключевые слова: узорная кожаная мозаика, ремесло, декоративно-прикладное искусство, орнамент, эстетизация, инновационные технологии

Для цитирования: Калиев А.М., Салахова Р.И., Салахов Р.Ф. Орнамент кожаных изделий в контексте национального колорита и инновационных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.47-53. EDN UMDEYI.

Aidarkhan M.Kaliev, Rada I. Salakhova, Rasykh F.Salakhov ORNAMENTATION OF LEATHER GOODS IN THE CONTEXT OF NATIONAL COLOR AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article examines several aspects of the problem of studying and popularizing national artistic artifacts in the ontological and phenomenological context of the transforming reality in the era of rapid development of information technology. The authors emphasize some aspects of the Tatar craft, which constitutes additional meanings of the cultural code in its existential modality.

Keywords: Patterned leather mosaic, craft, decorative and applied art, ornament, aestheticization, innovative technologies

For citation: Kaliev A.M., Salakhova R.I., Salakhov R.F. Оrnamentation of leather goods in the context of national color and innovative technologies // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.47-53. EDN UMDEYI.

Введение

Художественные артефакты (под которыми мы понимаем этнически стилизованные предметы национальной одежды), созданные представителями любой национальности, отражают определённые, в первую очередь, ак-сиологически окрашенные аспекты мировоззрения, восходящие к глубинному народу, ставшему прототипом современного, в нашем случае, татарского этноса. Исследования показывают, что с самого момента возникновения одежды человеку недостаточно было ее утилитарной функции: он захотел украсить ее, выделив себя из числа подобных, насколько позволяло его воображение. Эта тенденция положила начало становления модных трендов. Одним из таких социокультурных феноменов нам представляется древнейшая технология вышивки и узорной кожаной мозаики как основополагающих элементов, при помощи которых складываются неповторимые образы предметов национальной одежды.

Литературный обзор

Процесс исследования национальных артефактов достаточно трудоемкий и требует привлечения значительного количества источников. За основу нам была взята концепция И.А. Статкевич, четко отражающая те основания, что всякий творец, художник, дизайнер, в первую очередь, является субъектом культуры, а значит, воспринимает окружаю-

щий мир, все его институты и составляющие в определенной перспективе, эстетизируя его, делая интеллигибельным. Также мы опирались на работы М. Энштейна и его оригинальную концепцию культурных кодов и архети-пических начал. Среди используемых в наших работах источниках присутствуют работы К. Насыри, Я. Д. Коблова, а также признанных ученых: Д.К. Валеевой, С.В. Сусловой и др. Нами были изучены и работы иностранных авторов, занимающихся исследованиями в области реализации творческого потенциала в современном мире с учетом законов рынка и способов продвижения эстетических продуктов в условиях цифровизирующегося пространства: К. Лахани, М. Янсити [«Цифровое преимущество: искусство конкурировать в эпоху искусственного интеллекта»]; М. Раш [«Новые медиа в искусстве»] и др.

Эстетизация реальности является «универсальным феноменом, присущим любой культуре, поскольку любая культура имеет определённое отношение к фиксированию эстетических ценностей. Однако каждая культура создаёт свой тип (или типы эстетизации), определяемые той изначальной интуицией, которая составляет сердцевину этой культуры» [6;79]. Принадлежность мастера той или иной социокультурной среде, его укорененность в бытии собственного народа, позволяло создавать и совершенствовать во

времени предметы гардероба, отражающие культурные коды своего сообщества. Показательным примером здесь могут служить традиционные татарские сапоги - ичиги, которые вошли в обиход благодаря поиску техники изготовления обуви, которая бы не травмировала лошадь при взаимодействии с ней. На протяжении веков совершенствовались технологии изготовления этих сапог для повышения их комфортности, носкости и привлекательности. Мягкая красивая обувь быстро вошла в обиход не только наездников, но и крестьян, представителей религиозных сословий, поскольку их форма и фактура не сковывали движений, а особый тип украшения всячески привлекал внимание. Н.И. Костомаров в собственных исследованиях так описывает эти, увиденные им артефакты: «Это были софьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные...Ичетыги (то есть ичиги) были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные и голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотым, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и унизывались жемчугом» [цитируется по 4;51-57].

Рассуждая о культурном коде татарского социума, запечатленного в предметах одежды, которая одновременно является художественным полотном, на которое народная мудрость выплеснула духовные переживания действительности, нельзя не остановиться на некоторых особенностях, составивших эстетику их жизненного мира. На самых древних из дошедших до нас артефактах мы можем видеть декор, составленный путем соединения геометрических, растительных, зооморфных узоров, выполненных в технике аппликации, тамбура, мозаики. Представляется возможным проследить, какую трансформацию прошел архаический геометрический узор в изделиях через растительные, зооморфные и цветочные орнаменты. Важное замечание касается того, что «чувство порядка, соразмерности, которое, между прочим, смягчает и сглаживает эстетические крайности, наподобие контраста между бедностью и роскошью... Вполне возможно, что склонность к стилизации растительного узора, приведшей в итоге к арабескам, скорее всего не бегство от натурализма, а желание усовершенствовать узор приданием ему устоявшихся черт» [2; 305].

Татарские мастера, как и большинство народов, вдохновлялись природой в момент цветения жизни, когда она предоставляет для созерцания буйство красок, света, форм, которые они наблюдали вокруг себя и в которые оказывались вовлеченными, до определенного времени ощущалось это потрясающее единение мастера и заказчика, реализованное в мироощущении, восприятии бытия и принадлежности одной традиции.

Мастера изображали на коже пряные гвоздики, часто в золоте, острые или полукруглые цветы георгина, яркие, пышные букеты из полевых цветов, розеточки, сердечкообраз-ные лепестки, вьюны в украшениях сапожек, сумочек, бумажников, головных уборов. Обычно такая вышивка выполнялась на цветном, благородного оттенка фоне. Длительный, часто монотонный труд мастера, способствовал развитию его фантазии в том смысле, что, чтобы разнообразить работу, взирая на то, что выходит из-под его иглы, он фантазировал, рассматривая и, одновременно, сотворяя узоры, на основе которых в его голове складывались образы, легенды, сказки. Мотивы и сюжеты татарской вышивки очень часто воспроизводятся в массивных, причудливой формы украшениях, состоящих из бутонов, побегов, растительности, символизирующих и утверждающих полноту Жизни, а «процесс создания художественного произведения весьма сложен и запутан и не может быть редуцирован к простому, механическому переносу авторского замысла на холст» [7;127].

Самые ранние из дошедших до нас образцов татарской обуви с использованием мозаичного декора ученые отнесли к концу XVIII века. К XIX в. в татарских деревнях уже налажено производство этой части гардероба, перешедшее к 40-м годам в разряд промышленного (фабричного). В данном случае речь идет о реализации самой простой модели. Нарядные выходные ичиги по-прежнему изготавливались и украшались вручную, поскольку в данном случае свободная фантазия мастера позволяла создать уникальный предмет, запечатлевший в себе характеристики художественного произведения.

Не только качественное исполнение и функциональность сделали ичиги популярными среди соседей (башкир, казахов, узбеков и др.), но и их материальная и художественная ценность. Привлекательность узорной обуви сделала ее частью национального костюма этих и многих других тюркских наро-

дов.

Результаты исследования

Среди результатов проведенного исследования наиболее важными мы полагаем нахождение точек соприкосновения двух древнейших культур: казахской и татарской, отраженных в мотивах, орнаментах, декоре, а также мифологии и способах эстетизации культурного пространства. Все эти аспекты будут отражены в наших последующих совместных статьях и научных исследованиях. Результаты исследований отражены в некоторых опубликованных ранее статьях, таких как «Татарский женский костюм, как аналог в проектировании современной женской одежды», 2023 г.; «Арт-терапевтический потенциал войлоковаляния и его реализация в практике досугового центра», 2023 г.; «Перспективы и возможности программы ^О 3D и художественного проектирования одежды в процессе обучения студентов», 2024 г. и др.

Е.Э. Адольф в статье «Вышивки казанских татар» (1927) рассматривал технику их создания, акцентируя внимание на цветочном орнаменте. Затем Н.И. Воробьев описал их специфику по материалам данных музея Татарской АССР в работе «Некоторые данные о технике орнаментации тканей казанских татар» (1930). В дальнейшем он выпускает книгу «Материальная культура казанских татар» (1930) [8; 8--10].

Обувной орнамент оставался основополагающим аспектом казанской узорной обуви. Фоновыми, как правило, выбирались насыщенные, нарядные цвета благородных оттенков, на которых в определенном порядке, подчиняясь основной идее, располагались детали, составляющие геометрический или растительный узор. Верхняя бортовая часть сапог украшалась крупными многолучевыми розетками. На лицевой (передней стороне) сапога располагалась сложная изысканная отделка, функция которой заключалась, в том числе, и в том, чтобы прикрыть сшитые части голенища и переда. Заостренный нос сапога и его задняя часть изящно декорировались уникальным узором, требующим особой трудоемкости. Кожаная обувь, произведенная вручную, требовала серьезных временных затрат и владения профессиональными навыками, которые мастер отшлифовывал годами и десятилетиями. Существовали и секреты ремесла, передаваемые ученикам, касающиеся тонкостей работы, к которым можно отнести: умение подобрать субстрат (сафьян, юфть, реже - козлиную кожу), отде-

лочные материалы, среди которых были шелковые, золотые, серебряные нити; возможность сочетать цвета и др.

Массовая индустриализация XIX века, создавшая бесчисленное количество фабрик и мануфактур, доминировала над ручным трудом индивидуального ремесла; кроме того, однотипные шаблонные товары массового потребления оказались намного дешевле изделий, изготовленных вручную. Исчезающий спрос на ручную продукцию, ориентация на модные европейские тренды, унификация социума, быстро привели к отрыву от традиционных художественных культур, трансформации мировоззрения и к обезличиванию изделий, а также к снижению их качества. Молодое поколение, ориентированное на заграничный ширпотреб, становилось все более безразличным, полагая духовные артефакты своего народа рудиментарными, неактуальными. Все прекрасные элементы национального костюма и особенно аксессуаров, которые совсем недавно составляли предмет вожделения модниц и состоятельных горожан, теперь оказались интересны лишь коллекционерам и ученым.

Обсуждение

Данная тематика часто бывает включена в круглые столы, форумы и конференции с международным участием. Отдельные аспекты данной статьи были обсуждены на международном форуме Kazan Digital Week -2022 и 2023 гг., во время круглых столов на базе ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», во время многочисленных поездок и представления коллекций на международных неделях моды в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Чечне, Италии, Швеции и др. Мы постоянно привлекаем к обсуждению данных проблем коллег из ведущих вузов страны, таких как Э.Р. Тагирова (академик, доктор исторических наук, ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО), президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия»), А. М. Калиева (кандидат искусствоведения, доцент, президент "ASPARA FASHION WEEK", главный дизайнер Дома моды «Асыл-Дизайн», вице-президент Всемирного ремесленного Совета по Центрально -Азиатско-Тихоокеанскому региону), С. В. Сысоева (член Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров», создатель бренда SERGEY SYSOEV (1996), лауреат премий Fashion TV, Puretrend, зав. кафедрой дизайна костюма РГУ им. А.Н. Косыгина); И.А. Статке-

вич (ведущий научный сотрудник лаборатории гуманитарных наук, д.ф.н., проф. АНО ВО «Университет Иннополис», действительный член МГА «Европа-Азия»); О.В.Петрухину (заведующая кафедрой анимации и медиа-дизайна СПГХПА им.А.ПЛ.Штиглица, доцент кандидат искусствоведения, г.Санкт-Петербург, Россия) и многие др. . Экспертами выступают признанные деятели науки, экономического сектора и культуры, имеющие отношение к исследованию мира высокой и национальной моды.

В настоящее время техника узорной кожаной мозаики широко распространена при создании татарских сапог, портмоне, брошей и др., примером может служить бренд, открывшийся в 2017 году - BULGARI, и набирающий обороты молодой модный бренд AIGEL SALAKH, который создает эксклюзивные сумки в данной технике. Особенно радует, что идейным вдохновителем бренда является молодая девушка, создающая не только предметы гардероба в национальном стиле, но и возрождающая ауру идентичности при помощи деликатного перераспределения акцентов в рекламе, видеороликах, где этнический компонент является определяющим. Это особенно важно еще и потому, что испытав некий подъем в 90-е годы ХХ в., сегодня использование техники узорной кожаной мозаики мало реализовано. Это связано с тем, что труд мастера - весьма трудоемкая, длительная в исполнении работа, противопоставленная промышленной штамповке, получившей повсеместное признание современного общества, в представлении которого ручной труд либо не ценится вовсе, полагаясь профанным, либо заказывается и приобретается ценителями и профессионалами, число которых в социуме невелико.

С XVIII в. технология данного ремесла претерпела лишь незначительные изменения, связанные с высокотехнологическими инновациями. Как в былые времена работа начинается с эскиза изделия; затем создаются лекала и вручную переносятся на кожу, далее тонким острым ножом вырезается каждый элемент (чтобы получить аккуратную заготовку будущего изделия, кожу нужно прорезать с первого раза). Создание кожаных деталей из эскиза занимает большое количество сил и времени. Сегодня этот процесс возможно упростить с помощью графических редакторов и оборудования для лазерной резки по коже, благодаря которому значительно упрощаются такие задачи, стоящие перед масте-

ром, как определение с цветом, выравнивание и расположение объектов, экономия материалов и времени. Дополняют эти положительные аспекты творчества высокая пропускная способность и быстрое резервирование.

Материалы и методы

Большое количество дизайнеров и ремесленников отказываются от создания эскизов на бумаге, замещая их работой в графическом редакторе. Перманентно развивающиеся алгоритмы, возможности AR, VR, AI и специализированные компьютерные программы, которые благодаря удобству в эксплуатации становятся незаменимыми помощниками. Например, в графических редакторах очень легко сделать аккуратный эскиз, скопировать его и немного трансформировать. Возможности подобных программ кажутся безграничными, из-за чего они начинают пользоваться большей популярностью у современных дизайнеров [5;122-125].

Преимущество графических редакторов в создании эскиза для будущего изделия очевидно, поскольку оно позволяет без потерь:

- воспроизвести орнаменты, потому как при создании эскиза для изделий в технике узорной кожаной мозаики используется большое количество повторяющихся орнаментов. Трудоемкий и темпорально затратный процесс дублирования вручную не может избежать погрешностей и искажений, зависящих от человеческого фактора (усталости, ограниченности зрительных возможностей и др.), от которых и избавляет машина. При использовании графического редактора можно избежать повторяющейся работы не только с помощью копирования элементов, но и посредством легкого создания подобных объектов;

- зеркальное воспроизведение. Ранее для мастера представляло серьезное затруднение зеркальное отражение элементов в той части работы, когда для создания симметричных эскизов необходимо двупарное выполнение частей, отличных друг от друга только ориентацией относительно оси сложения. Использование графического редактора позволяет значительно облегчить создание подобных деталей эскиза;

- провести коррекцию цвета. Работа с цветом представляется одним из основополагающих аспектов творческого процесса. Подбор фона, основных и вспомогательных цветов, степень их яркости, четкости важны для создания атмосферы и настроения в изделии. На создание цветового варианта эскиза вруч-

ную потребовались бы многократные повторения единообразных действий, чтобы визуально сравнить полученные макеты; что при помощи высокотехнологического оборудования делается в считанные минуты и даже предоставляется несколько окончательных вариантов готового изделия в различной цветовой палитре;

- сделать масштабирование эскиза. Очень важным при создании ювелирных и иных украшений является работа с масштабированием эскизов, проделываемая для того, чтобы реализовать авторский замысел и, одновременно, понять, насколько удачно его идеи будут смотреться в окончательном варианте. В этом случае графический редактор позволяет всесторонне оценить изделие и его элементы как в процентном соотношении с оригиналом, так и привязывая конкретные числовые значения к определенному параметру;

- повернуть на указанный угол. Редакторы векторной графики позволяют редактировать графические изображения с математической точностью, моделируя готовое изделие и, основываясь на алгоритмике и диаграммах, создавать новую интересную графику с минимальными временными затратами.

Существует возможность использования графических редакторов в оборудовании для лазерной резки. Цифровой эскиз в формате ".cdr" или ".eps" переносится на станок, после чего непосредственно лазером вырезается на коже.

Как и для любого другого вида резки, для лазерной резки по коже можно использовать любой графический редактор, который поддерживает сохранение файлов в формате, совместимом с программным обеспечением лазерной резки. Однако есть несколько специализированных программ, которые упрощают процесс создания и редактирования шаблонов для лазерной резки по коже. Некоторые из них:

1. Adobe Illustrator - популярный редактор векторной графики, поддерживающий экспорт файлов в форматы, совместимые с программным обеспечением лазерной резки.

2. CorelDRAW - еще один популярный редактор векторной графики, который также поддерживает экспорт файлов в форматы, совместимые с программным обеспечением лазерной резки [5;122-125].

Лазерная гравировка на коже, посредством сублимации (перехода из твердого состояния в газообразное), когда мощный лазерный луч искажает поверхность материала, создает ви-

зуальный эффект тиснения, который необходим по замыслу автора.

Значительная роль в современном кожевенном производстве отводится лазерной резке, которая также имеет ряд необходимых особенностей, среди которых:

- высокая точность и приближенное к идеальному качество резки, позволяющее получать точные и четкие контуры, что особенно важно при изготовлении сложных узоров и орнаментов на коже.

- возможность резки на различных глубинах, допускает контроль глубины проникновения лазерного луча в материал, что создает различные эффекты и текстуры на поверхности кожи;

- отсутствие необходимости дополнительной обработки, поскольку после лазерной резки на коже не остается заусенцев и других дефектов, что позволяет осуществить переход к следующему этапу обработки изделия.

Подытоживая сказанное, отметим, что процесс переноса эскиза с помощью лазерной резки имеет сразу несколько преимуществ, что значительно ускоряет производство, поскольку позволяет пропустить этап создания лекал и сразу приступить к резке деталей [1;99-105]. Это же можно сказать и в отношении альтернативной отрисовки будущего изделия с помощью графического редактора, поскольку эскиз создается сразу в аккуратном виде, следуя алгоритмам программы. Этот процесс можно сочетать и с традиционной формой работы, когда отрисовка эскиза производится вручную с последующим переносом в программу. В определенных случаях, когда данный вариант оказывается предпочтительным для художника, программы графического редактора адаптируются под эту необходимость. Поскольку альтернативная лазерная резка и кройка всех деталей получается более аккуратной, шансы ошибиться и испортить дорогостоящую кожу сводятся к минимуму. При этом, использование лазера предоставляет возможность создавать дополнительный паттерн на деталях будущего изделия, что позволяет создавать необычные дизайны для будущих изделий [1;99-105].

Заключение

В заключение нам хочется обратить внимание на прекрасное понимание самих оснований мусульманского искусства Т. Буркхар-дом, который очень точно перераспределил акценты, сформулировав то, что «разрыв между «искусством» и «мастерством» - это относительно недавний европейский феномен...

В прежние времена всякого художника, создавшего изделие, называли мастером, а всякая дисциплина, предполагавшая не только теоретические познания, но и практические навыки, являлась искусством. Искусство (фанн) всегда включает в себя техническое мастерство (санаа) и науку (илм)» [3;260]. С этой точки зрения, все изложенное, позволяя проследить процесс как мировоззренческой, так и технической эволюции создания, а затем, что более актуально, воссоздания художественных произведений из кожи в контексте национального колорита, на наш взгляд, утверждает мысль о том, что необходимость сохранять и транслировать основы национальной духовной традиции, в том числе и через культурные артефакты (в нашем случае - предметы гардероба) является первооче-

редной задачей в контексте перманентно глобализирующейся действительности. Инновационные технологии не просто облегчают и ускоряют креативные процессы, помогая обновлять дизайн изделий, но и репрезентируют глубинные культурные коды социума, способствуя продвижению и популяризации этих товаров, развивая и заново формируя вкус в сторону эксклюзивности и аутентичности в противовес обезличенной массе попве-щей, поскольку при созерцании и особенно ношении аутентичного народного костюма формируется некоторая этническая доминанта и происходит перерождение индивида. Для тех, кому хорошо знакомы народные мотивы, орнаменты, символы - более глубокое, а для тех, кто впервые сталкивается с этими корневыми основаниями - более очевидное.

Литература

1. Айтуленова К.Т., Дарханова А.Т. Лазерная резка кожи // Дизайн и технологии. 2018. № 65 (107). С. 99105.

2. Бренд Б. Искусство Ислама. М.: Фаир, 2008. 334 с.

3. Буркхард Т. Искусство ислама. Язык и значение. Таганрог: Ирби, 2009. 288 с.

4. Валеев Р.М., Фахрутдинов Р.Р., Бабич И.А. Татарская художественная обработка кожи, или «В каких сапогах ходил австрийский дипломат С. Герберштейн» // Вестник КазГУКИ. 2016. №2. [Электронный ресурс^иЯЬ: https://repository.kpfu.ru/?p_id=220902 (Дата обращения 24.07.2024).

5. Разина Е.И., Костылева В.В. Способы проектирования элементов эскизов моделей обуви в векторных графических редакторах // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности" (ИНТЕКС-2018). М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2018. электронный ресурс: https://kosygin-rgu.ru/aspirantura/files/defence/RazinaEI/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95.%D0 %98..pdf (дата обращения: 24.07.2024).

6. Статкевич И.А. Эстетизация как способ освоения реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2009. № 3 (15). [Электронный ресурс]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti/viewer (дата обращения: 24.07.2024).

7. Статкевич И. А. Произведение искусства как манифестация интериорного измерения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedenie-iskusstva-kak-manifestatsiya-interiornogo-izmereniya (дата обращения: 24.07.2024).

8. Арефьева К. И. Исследования татарского орнамента по материалам публикации // Человек и общество. 2018. № 1(6). С. 8-10. DOI 10.21661/r-469861. EDN YTDGSB.

References

1. Ajtulenova K.T., Darhanova A.T. Lazernaja rezka kozhi // Dizajn i tehnologii. 2018. № 65 (107). S. 99-105. EDN YLVIZN.

2. Brend B. Iskusstvo islama. Moscow: Fair, 2008. 334 s.

3. Burkhard T. Iskusstvo islama. Jazyk i znachenie. Taganrog: Irbi, 2009. 288 s.

4. Valeev R.M., Fahrutdinov R.R., Babich I.A. Tatarskaja hudozhestvennaja obrabotka kozhi, ili «V kakih sapogah hodil avstrijskij diplomat S. Gerbershtejn» // Vestnik KazGUKI. 2016. №2. [Jelektronnyj resurs]:URL: https://repository.kpfu.ru/?p_id=220902 (Data obrashhenija 24.07.2024).

5. Razina E.I., Kostyleva V.V. Sposoby proektirovanija jelementov jeskizov modelej obuvi v vektornyh graficheskih redaktorah // Innovacionnoe razvitie legkoj i tekstil'noj promyshlennosti" (INTEKS-2018). M.: Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija "Rossijskij gosudarstvennyj universitet imeni A.N. Kosygina (Tehnologii. Dizajn. Iskusstvo), 2018. jelektronnyj resurs: https://kosygin-

rgu.ru/aspirantura/files/defence/RazinaEI/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95.%D0 %98..pdf (data obrashhenija: 24.07.2024).

6. Statkevich I.A. Jestetizacija kak sposob osvoenija real'nosti // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija Social'nye nauki. 2009. № 3 (15). [Jelektronnyj resurs]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetizatsiya-kak-sposob-osvoeniya-realnosti/viewer (data obrashhenija: 24.07.2024).

7. Statkevich I. A. Proizvedenie iskusstva kak manifestacija interiornogo izmerenija // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedenie-iskusstva-kak-manifestatsiya-interiornogo-izmereniya (data obrashhenija: 24.07.2024).

8. Aref'eva K. I. Issledovanija tatarskogo ornamenta po materialam publikacil / / Chelovek i obshhestvo. 2018. № 1(6). S. 8-10. DOI 10.21661/r-469861. EDN YTDGSB.

УДК 791.9+79.01/.09 EDN HCSZFM

Р.Р.Мирная

АПРОПРИАЦИЯ ШЕДЕВРА «МОНА ЛИЗА» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

В данной статье рассматривается проблема апроприации произведений живописи, порождающей длительные судебные разбирательства и дискуссии в прессе, но в настоящее время обретающей статус творческого метода в традиционном и в цифровом искусстве. Выделяются и описываются характерные особенности «цифрового искусства». Основное содержание исследования составляет анализ апроприации известного шедевра Леонардо да Винчи «Мона Лиза», окутанного флером загадочности и не утратившего своей привлекательности в цифровую эпоху. Значительное внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта и 3D моделирования в воссоздании образа загадочно улыбающейся героини.

Ключевые слова: цифровое искусство, цифровые технологии, Мона Лиза, Леонардо да Винчи, апроприация, шедевр мирового искусства

Для цитирования: Мирная Р.Р. Апроприация шедевра «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в культурфило-софской рефлексии цифровой эпохи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.53-61, EDN HCSZFM.

Raushania R. Mirnaya APPROPRIATION OF LEONARDO DA VINCI'S MONA LISA MASTERPIECE IN THE CULTURAL AND PHILOSOPHICAL REFLECTION OF THE DIGITAL AGE

This article examines the problem of appropriation of paintings that generate lengthy court proceedings and discussions in the press, but are currently gaining the status of a creative method, both in traditional and digital art. The characteristic features of "digital art" are highlighted and described. The main content of the study is an analysis of the appropriation of Leonardo da Vinci's famous masterpiece "Mona Lisa", shrouded in a veil of mystery and has not lost its appeal in the digital age. Considerable attention is paid to the use of artificial intelligence technologies and 3D modeling in recreating the image of the mysteriously smiling heroine.

Keywords: digital art, digital technologies, Mona Lisa, Leonardo da Vinci, appropriation, a masterpiece of world

art

For citation: Mirnaya R.R. Appropriation of Leonardo da Vinci's Mona Lisa masterpiece in the cultural and philosophical reflection of the digital age / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.53-61, EDN HCSZFM.

Введение

В истории эпохи Итальянского Возрождения глубоко запечатлен образ загадочной героини Моны Лизы (по преданию портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца Дель Джокондо), созданный великим Леонардо да Винчи примерно в 1503-1505 гг. (Рис.1). Загадки и легенды, сопровождающие данный портрет, сделали ее источником вдохновения многих художников, поэтов, писателей, музыкантов, кинорежиссеров и цифровых дизайнеров и вылились в культурную апроприацию канона - канона красоты, эстетики, символа искусства.

Знаменитый портрет передает характерные черты времени - стремление к совершенству, увлеченность наукой и внимание к де-

талям. Техника «сфумато», созданная Леонардо, воплотила эффект мягкости и объемности за счет плавного перехода между цветами и контурами. Формула «золотого сечения», в которую лаконично вписан портрет, символизирует идеальность мира природы и открывает безупречные пропорции человеческого образа.

Известность полотна за его более чем пятисотлетнюю историю поддерживается его цитируемостью и упоминанием в других традиционных и цифровых работах визуального искусства, что, несомненно, свидетельствует об актуальности исследуемой темы как поиска ответов, открывающих ореол легендарности и непревзойденности Джоконды и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.