УДК 18.71.91
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕАЛТАЙСКИХ ТРАДИЦИЙ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ТАТАР
Статья посвящена раскрытию истоков художественных традиций в народном искусстве татар, восходящих к древнеалтайской культуре, представленной находками Пазырыкских курганов (6-3 вв. до н.э.). Сравнительные аналогии выявляются в комплексах орнамента, узорной обуви, элементах костюма и др. Это позволяет выявить преемственность художественных форм в искусстве, раскрыть вклад древних племен в этнокультурное развитие татарского народа.
Ключевые слова: генезис, традиции, искусство, орнамент, сравнительный, древнетюркский, этногенез.
G.F. Valeeva-Suleymanova. genesis of ancient altaic traditions in the folk art of tatars
The article is devoted to the sources of Tatars folk art traditions, that are traced back to the Pazyryk burial mounds, belonging to the ancient Altaic culture of the 6-3 ct. B.C. Comparative likeness could be exposed in the ornament complexes, patterned footwear, elements of the costume, etc. The study helps to reveal continuity of artistic forms, to lighten the contribution of certain tribes into the ethnic cultural development of Tatars.
Keywords: genesis, tradition, art, ornament, comparative, ancient Turkic, ethnogenesis.
В декоративно-прикладном искусстве татарского народа выявляются особенности, связанные с культурой отдаленных кочевых предков. Это связано с тем, что домашнее производство и художественные ремесла на протяжении многих столетий своего развития сохраняют сложившиеся традиции в сфере технологии и орнамента. Более того, отдельные виды искусства, такие как обработка кожи, войлока, тканей, художественный металл, керамика, ювелирное искусство в своем генезисе восходят к культуре и условиям производства, сложившимся у скотоводческих тюркских племен. Сюда же можно отнести и комплексы татарского орнамента, становление и развитие которых происходило с весьма отдаленных времен. Исследование орнаментальных комплексов с точки зрения культурно-хозяйственных типов позволило выделить «земледельческий» и «скотоводческо-кочевой» комплексы. Оба из них в узоротворчестве татар имеют древнее происхождение [1].
Привлечение широких сравнительных материалов с определенностью раскрывает истоки и происхож-дение тех или иных видов традиционного искусства. Сегодня исследователи, привлекая археологические и этнографические материалы, вплотную подошли к проблеме исторических реконструкций. Однако, они огра-ничиваются в основном этнорегиональными границами, в то время как в подходе к проблеме генезиса необходимы широкомасштабные исследования, охватывающие громадные пространства расселения тюркских племен - от Алтая до Идели (Волги). В написании древней истории татарского народа это одна из актуальных задач, поскольку визуальные следы взаимосвязей их отдаленных предков с народами Центральной и Восточной Азии проявляются во многих элементах художественной культуры - в бытовых комплексах орнамента, в таких видах декоративно-прикладного искусства, как тамбурная вышивка, закладная техника ткачества, узорная кожа, художественный металл. Эти виды искусства и техники орнаментации вырабатывались в татарском народном искусстве веками, и элементы сходства указывают не просто на влияния, но на родственность и общность их истоков.
При изучении татарского орнамента Ф.Х.Валеевым были выделены комплексы узоров, имеющие общность с искусством узбеков, туркмен, казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, балкар, азербайджанцев, алтайцев, бурят и якутов. В вышивках, аппликации и резьбе по дереву - с бурятами, якутами, киргизами, каракалпаками, узбеками, азербайджанцами, в тиснении по коже - с казахами, киргизами, алтайцами, башкирами, в ювелирных изделиях - с узбеками, казахами, туркменами, азербайджанцами [1]. Один их комплексов татарского орнамента, куда входят узоры, образованные из криволинейных мотивов-спиралей, спаренных спиралей, мотива скобы, волнообразных и мотива набегающей волны, стилизованные спиралевидные растительные мотивы, был распространен в средние века среди кочевников степной зоны и, как показали исследования С.В.Иванова [4], М.П.Грязнова [3], Л.И.Ремпеля [5], восходит к эпохе бронзы. Они указывают на этническое родство татар с народами Центральной Азии.
Другой, более древний комплекс, татарского орнамента, в частности состоящий из узоров восточноазиатского происхождения (растительные мотивы, образованные из сердцеобразных, тюльпанообразных, трилистников, листовидных, пальметтовидных, лотосообразных мотивов и различные по форме облаковидные узоры) обнаруживает аналогии с орнаментом горноалтайцев, монголов и других восточноазиатских народов. Некоторые мотивы данного комплекса (тюльпанообразные, лотосовидные
переднеазиатского происхождения) обнаруживают поразительное сходство с мотивами горноалтайского искусства середины 1 тыс. до н.э.
В данной работе автор ставит целью раскрыть истоки художественных традиций в народном декора-тивном искусстве татар, уводящих нас в эпоху древних алтайских племён, в частности Горного Алтая середины 1 тыс. до н.э. Материальная культура их ярко представлена в разнообразных предметах из археологических раскопок Пазырыкской группы курганов, наиболее полно описанных в исследованиях С.И.Руденко [7], М.П.Грязнова [3], Н.В.Полосьмак [5] и др.
Среди пазырыкских находок для нас особый интерес представляют изделия из кожи - узорные парадные женские сапожки, отдельные детали украшений из 2 Пазырыкского и 2 Башадарского курганов, обнаруживающие поразительное сходство с орнаментацией традиционной узорной обуви (ичиги, читек) казанских татар [7, с.101-104. Рис. 46]. Причем наиболее близкие аналогии узорной обуви татар, изготовленной в технике кожаной мозаики, мы находим именно в пазырыкских образцах. Сходство относится как к характеру орнаментации узорной обуви (система распределения узоров, взаимосочетание мотивов, масштабные соотношения), принципам декора (оконтуривание мотивов, сочетание локальных цветовых плоскостей), так и к используемым мотивам орнамента - лотосные в характерной трактовке, пальметты и др. Некоторые детали технического исполнения также восходят к приемам художественной обработки кожи горноалтайцами.
Женские пазырыкские полусапожки были изготовлены из мягкой прекрасно выделанной кожи красного цвета, имеют короткие голенища с раструбом. Головки обуви и голенище сплошь орнаментированы. По шву между ними проходит полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными, крытыми листовым золотом, формами, представляющими стилизованный мотив цветка лотоса. Узор, покрывающий головку обуви, состоял из лотосных мотивов с отдельными включениями мотивов пальметт. Узоры были образованы нашивкой сухожильных нитей, обернутых тонкой полоской оловянной фольги. Орнамент голенища состоит из крупных, повторяющихся в различных вариациях, стилизованных лотосных мотивов, исполненных в технике аппликации.
Узоры ичигов казанских татар выполняются в технике мозаики с использованием шелковых крученых нитей в сшивке и расшивке узоров, что представляет собой явление более позднее. Конечно и репертуар мотивов казанских ичигов гораздо шире, однако, как и в пазырыкских сапожках, основу их узора составляют комбинации лотосных с восточноазиатского характера пальметтами. При этом в узорах ичигов есть другие, не представленные в сапожках, мотивы горноалтайского искусства. Это листовидные, интегральные спирали, трилистники, сердцеобразные, мотив цветка тюльпана.
Лотосные мотивы представлены в искусстве волжских булгар (металлические бляхи, подвески) и преемственно от них - в искусстве казанских татар, кроме узорной обуви в вышивках, резьбе по дереву и камню. Примечательно, что мотивы лотосных не встречаются в искусстве татар-мишарей, башкир и чувашей.
Что касается мотива пальметтовидного, то в узорах казанских ичигов пальметтовидные мотивы имеют более позднее происхождение, они проникают в искусство татар под влиянием культуры племен тюрко-монгольского круга, вероятнее всего от гуннов, поскольку эти мотивы можно встретить в памятниках восточно-аральских и болотных городищ середины 4 в.н.э. Прототипы их встречаются в гуннских памятниках Монголии и Семиречья (кость, металл, камень), датируемых 1 в до н.э.-1 в н.э. Характерны они и для узоров кочевников 12-13 вв. Мотивы, образованные из комбинации лотосных и пальметт восточно-азиатского характера, неизвестны искусству народов Поволжья и Приуралья. Как и в прошлом, они не зафиксированы в искусстве номадов Евразии. В то же время пальметтовидные восточноазиатского происхождения получают распространение в искусстве волжских булгар -художественном металле, кости, золотоордынской резьбе по камню [2, с. 116].
В узорах ичигов татар представлены облаковидные мотивы и мотивы многолепестковых розеток, характерные для искусства восточноазиатских народов. Облаковидные мотивы не встречаются в искусстве других тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья. С.В.Иванов [4, с.388] считал, что именно народы Восточной Азии еще в глубокой древности создали этот орнамент и сохранили его на протяжении нескольких тысячелетий. Широко распространяясь, этот орнамент оставил свои следы и в искусстве многочисленных племен Южной Сибири и Амурского бассейна. Устойчивое сохранение лотосных, пальметтовидных и облаковидных мотивов связано со стойкостью их семантики и органической связью с материалом - кожей. В древнем восточноазиатском искусстве изображения облаков связывались с образом дракона, изображение которого являлось эмблемой неба и подателем благодати. Развертка узоров в ичигах казанских татар напоминает нам стилизованные драконьи маски [2, с. 118].
Распространение мотивов восточноазиатского происхождения можно объяснить гунно-
болгарскими истоками в искусстве татар. Согласно Руденко в 3-2 вв. до н.э. гунны вторгаются на Алтай и в своем движении на запад увлекают с собой горноалтайские племена. Археологические памятники, связанные с культурой этих племен конца 1 тыс. до н.э. и 1-й половины 1 тыс. н.э., в Горном Алтае не обнаружены [7, с.258]
С культурой горноалтайцев связывает и ношение казанскими татарами в недалеком прошлом войлочных чулок, позже заменившихся суконными. Поверх них надевались сапоги, при этом поверх голенища был виден узор, в татарских чулках он создавался техникой валяния, в пазырыкских -нашивался из разноцветных лоскутов войлока. Верхняя часть украшалась полоской лиственных мотивов [7, с.91,92]. По аналогии с ними украшались верхние части валенок, отдельные образцы которых сохранились до наших дней. Такие валенки производились в районах Заказанья [2, с.118]
Техника кожаной мозаики в декоре ичигов казанских татар не находит аналогий ни в древнем, ни в современном искусстве тюркоязычных народов. Истоки этой уникальной техники можно обнаружить в украшении пазырыкской обуви. Например, кожаные голенища мужских сапог горноалтайцев снаружи обшивались мозаичным узором, состоящим из чередующихся квадратов меха и кожи, меха и цветного войлока. Таким образом, мозаика как технология, используемая в украшении обуви, применялась горноалтайскими мастерами.
К элементам костюма, восходящим к культуре горноалтайцев, надо отнести женские нагрудники -«изю», закрывающие грудной разрез платья. Среди пазырыкских находок присутствуют, аналогичные «изю», формы нагрудников -женский и детский, сшитые из меха [7, с.100-101]. Истоки закладной техники ткачества татар, наиболее популярного в 18- конце 19 вв., также можно обнаружить в остатках пазырыкских тканей, созданных характерным переплетением нитей основы и утка [7, с.73]
Безусловно, связующим звеном между искусством горноалтайцев и казанских татар являются волжские булгары. Однако сохранившиеся археологические материалы не позволяют провести преемственную связь во многих видах декоративного искусства. Проблема заключается в том, что Пазырыкские курганы, оказавшиеся в зоне вечной мерзлоты благодаря изменениям климата, донесли до нас изделия из кожи, тканей, войлока, которые в климатической зоне Среднего Поволжья и Приуралья практически не сохранились. Поэтому находки из горноалтайских курганов помогают нам воссоздать недостающие звенья в цепи наследования традиций, их истоках. Они указывают на то, что отдельные группы предков татар являлись выходцами из кочевой азиатской среды, имевших этнокультурное родство с горноалтайскими и восточноазиатскими племенами 1 тыс. до н.э.
Литература
1. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань: татар. кн. изд-во, 1969.-203 с.; Он же. Татарский народный орнамент. Казань, 2002 -296 с.
2. Валеев Ф.Х. О генезисе кожаной узорной обуви татар //Из истории татарского народного искусства. Сб. статей под ред. Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой. Казань: ИЯЛИ, 1995. -С. 114-122
3. Грязнов М.П. Древнее искусство Алтая. Л.: Гос.Эрмитаж. 1958.
4. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. -
500 с.
5. Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). Новосибирск: Наука, 1994.-124
с.
6. Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1987
7. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.- 267