Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского
Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66), 2014. № 1, С. 80-88.
УДК 745.53
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ В ДЕКОРИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБУВИ КАЗАНСКИХ ТАТАР И НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРО-ВОСТОКА
Кийк Д. А.
РВУЗ Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Украина
В данной работе проведен сравнительный анализ национальной кожаной обуви казанских татар и народов Крайнего Северо-Востока с целью определения декоративных возможностей художественной обработки кожи. Рассмотрены исторические предпосылки возникновения и развитие данного вида декоративно-прикладного искусства, проанализированы основные техники и приемы работы с кожей, а также взаимосвязь орнаментальных мотивов, как с материалом, так и с этническими особенностями выбранных регионов.
Ключевые слова: чукчи, эскимосы, казанские татары; ичиги, торбаса; кожаная мозаика, меховая мозаика, «казанский» шов. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время непрерывно возрастает интерес к возрождению народных традиций и ремёсел. В том числе, речь идет о таком популярном виде прикладного искусства как художественная обработка кожи. Декоративные возможности кожи как пластичного и практичного материала, нашли широкое применение в этнической обуви и предметах прикладного искусства таких народов, как казанские татары и народы Крайнего Северо-востока: чукчи, эскимосы.
В то же время проблема соотношения традиций и новаторства, внедрения известных народных приемов в современном дизайне кожи, расширение сферы применения кожи недостаточно освещены в профессиональной литературе. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Первый систематизированный анализ принципов декора в традиционном ансамбле одежды и прикладных изделий таких народностей как чукчи и эскимосы содержится в книге Л. В. Андреевой и В. В. Горбачевой [1], в которой раскрывается своеобразие орнаментов, принадлежащих народам Крайнего Севера, подробно рассматриваются разнообразные приемы художественной технологии, их связь с обычаями, обрядами, верованиями.
Сведения о художественной обработке кожи чукчей и эскимосов также представлены в статьях Л. И. Чубаровой [10] и Т. Б. Митлянской [6]. В книге Т. Б. Митлянской [7] рассматриваются традиционные виды декоративно-прикладных ремесел народов Чукотки, Камчатки, Приамурья, Якутии, Красноярского края. Автор раскрывает эстетическое своеобразие изделий из кости, меха, кожи дерева, металла, а также их технику изготовления.
Особенности художественной обработки кожи казанских татар рассматриваются в различных источниках, в том числе в ресурсах Internet, в различных книгах и статьях. Среди этих работ можно выделить монографию Н. И.
Воробьева [5], которая содержит информацию обо всех сферах жизни казанских татар, включая сведения о кожевенном промысле, о применении кожи, методах ее художественной обработки. В публикации Л. И. Сатаровой [8] речь идет преимущественно о коллекциях узорной обуви в музеях мира, а также об истории развития ичижного промысла. Издание «Казанская узорная кожа» [9] этого же автора знакомит с искусством казанской кожаной мозаики, традиционными орнаментами узорной кожи, с технологическим процессом работы.
Подробной анализ орнаментальных мотивов, их происхождения и исторического развития приводится в статье Ф. Х. Валеева [3], а также в его книге «Татарский народный орнамент» [4]. Яркие красочные иллюстрации и информацию о технике и приемах художественной обработки кожи у казанских татар можно найти в издании Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой [2], которое представляет собой альбом фотографий предметов казанского декоративно-прикладного искусства. ЦЕЛЬ РАБОТЫ — определение декоративных возможностей художественной обработки кожи посредством сравнительного анализа этнической кожаной обуви казанских татар и народов Крайнего Северо-Востока. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Кожа с самых давних времён вошла в быт и художественную культуру разных народов как материал для одежды человека и элемент, широко используемый им в формировании его среды обитания. В народном искусстве практически всех регионов мира складываются собственные традиции использования кожи в сложном взаимодействии утилитарной и декоративной функций. Широкий диапазон её применения в прикладном искусстве - костюме и аксессуарах, изготовлении мебели и оформлении интерьеров, сувенирно-подарочной продукции - обусловил возрастающий интерес к художественной обработке кожи, как среди современных художников-практиков, так и в исследовательской сфере.
Не только как утилитарный, но и как художественный материал, кожа находит применение в декоративно-прикладном искусстве народов крайнего Северо-Востока и Казани. Одним из самых ярких примеров художественной обработки кожи является этническая узорная обувь казанских татар. У северных народов, в частности чукчей и эскимосов, декоративные возможности кожи использовались во всех видах прикладного искусства, в том числе, и в изготовлении обуви.
Художественная обработка меха и кожи является важнейшим элементом культуры коренного населения Северо-Востока. Многовековой опыт обработки мехового и кожаного сырья, доскональное знание и понимание заложенных в нем эстетических качеств позволили таким народностям как чукчи и эскимосы создать самобытную художественную технологию, живописный ансамбль традиционной одежды и прикладных изделий, отражающих стройную орнаментальную систему. Но в настоящее время это ремесло сохранилось в основном среди людей старшего и среднего поколения. Промышленное освоение северо-восточных окраин России, приобщение местного населения к новым видам трудовой деятельности и значительные изменения бытовой культуры сыграли определенную роль в утрате у молодежи традиционных навыков художественной обработки мягких материалов. Проблема восстановления традиций древнего ремесла является в настоящее время важной задачей эстетического воспитания молодого поколения северян.
Кийк Д.А.
» »
Обработка кож является также одним из древнейших промыслов и у тюрков Казанского края, широко известным еще с булгарских времен.
Самые ранние дошедшие до нашего времени узорные сапоги казанских татар относятся к первой половине XIX века. Как известно, мягкие сапоги без каблуков -«ичиги» - получают в прошлом широкое распространение среди номадов евразийских степей и относятся к повседневному виду их обуви. О ношении кожаной обуви, например, гуннами, пишет Аммиан Марцеллини (конец IV века) [3]. Однако сведения о них встречаются в основном в письменных источниках XVI -XVIII веков. Н. И. Воробьев пишет о том, что узорная кожаная обувь происходит из Средней Азии (Бухары), но этот промысел так развился, что в итоге Казань снабжала этой обувью и среднеазиатские рынки, успешно конкурируя с местным производством [5]. В книге автор также приводит информацию о проникновении этого промысла в Казань, где передает рассказ торговца этой обувью М. И. Галеева, по словам которого, эта обувь получила свое название оттого, что ее первоначальные образцы были вывезены из Бухары.
С начала XIX века шитье ичигов с мозаичными узорами носило характер домашнего ремесла. А с 40-х годов прошлого века оно уже как промысел развивалось в рамках мануфактурного производства [8].
Возрождение художественных достоинств узорной обуви в ее лучших национальных традициях является актуальной задачей, стоящей сегодня перед мастерами народного художественного промысла.
Обувь чукчей и эскимосов различалась по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Мужская, женская и детская обувь, начиная с шестилетнего возраста, однотипна и не имеет принципиальных различий в крое. Однако, женские сапоги - торбаса, в отличие от коротких мужских торбаса (рис.1), были длиннее, шире в голенище и доходили до колен.
Основным видом кожи, используемым для изготовления обуви, служил камус оленя [7]. Камус - жестковолосная часть шкуры нижней части ног животных,
♦
♦
принадлежащих в основном семействам оленевых. Чукчи и эскимосы использовали также шкуры тюленя, моржа, нерпы и лахтака (морской заяц). Распространенными отделочными материалами были ровдуга - замша из оленьей или лосиной шкуры у народов Севера и Сибири, и мандарка - замша из кожи нерпы.
Подошву обуви делали двух типов: башмаковидная (рис. 2) из шкуры моржа или лахтака мехом внутрь, и поршневидная (рис. 3) из того же материала [1].
Мужские торбаса чукчей и эскимосов шились из камуса оленя различных оттенков, мехом наружу, были короткими, немного выше щиколоток и имели по верхнему краю голенища полоску ровдуги или тонкого меха с вздёржкой из сухожильных ниток. Веревка стягивала зимнюю обувь вокруг ноги, что давало возможность защитить ноги от холода.
Под влиянием европейского быта еще в XIX веке в обиходе чукчей и эскимосов появился такой вид домашней обуви как тапочки [6]. Основные элементы кроя - носок, задник, союзки и подошва - из лосиной или оленьей ровдуги. Верх шили из камусов или ровдуги, иногда сочетая эти материалы в одном изделии. Вырез для стопы обрамляли мягкой тканью или ровдужной бейкой (полоска материала, выпускаемая по шву для отделки), но чаще - опушкой из пушистых мехов зайца, песца.
У казанских татар из кожаной обуви наиболее часто употребляемыми являлись ичиги, представлявшие собой сапоги из мягкой кожи с мягкой подошвой, которые носили как мужчины, так и женщины (рис.4).
Рис.2. Чукчи. Торбаса с башмаковидной подошвой. Рис.3. Эскимосы. Торбаса с поршневидной подошвой.
Кийк Д.А.
Рис.4. Узорные сапожки XIX в. из коллекции The Bata Shoe Museum (Торонто, Канада)
В отличие от состоятельных людей, которые носили ичиги постоянно, люди средней зажиточности обували ичиги только для хождения в мечеть и в гости [9]. Мужские ичиги делались большей частью цельные, вытяжные с голенищами до колен. У богатых ичиг на верхней части голенища устраивался отворот из цветного, чаще красного или зеленого сафьяна (тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделанная из шкур коз и овец). Материалом для мужских ичиг в большинстве случаев служила обычная юфть (кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и дубленная корой ивы; бывает красного, черного и бежевого оттенков), ичиги состоятельных людей изготовлялись из сафьяна. Мужские ичиги шились преимущественно черного цвета, и только в задник вставлялся кусок из очень прочной кожи среднеазиатского происхождения -«сауре» - зеленого цвета [5]. Такая вставка, занимая всю площадь задника, иногда по краям вырезалась рисунком, создавая декор, и делалась для придания заднику, трущемуся о галоши, большей прочности. Шили мужские ичиги и из цветного сафьяна, но всегда однотонные.
Женские ичиги изготовлялись из цветного сафьяна, реже из более грубой кожи и сравнительно редко однотонные, но в таком случае расшитые. Обычно женские ичиги шились из разноцветной кожи, вырезанной красивым растительным орнаментом, и на месте сшивки вышивались или шелком, или даже золотой ниткой. Количество цветов, используемых в одной паре сапог, было различно, от двух до пяти, а иногда и больше.
Сверх мягких ичиг всегда одевались галоши - «кэвеш», в большинстве случаев из толстой кожи и на твердой подошве, в задники которых нередко вставлялась
прочная сауре [5]. Кэвеш делались с острыми или очень тупыми носами, но в более отдаленное время их делали всегда с острыми и даже с загнутыми вверх носами.
Следующим типом обуви были туфли, широко распространенные преимущественно в городском обществе и вообще в быту состоятельных людей. Туфли были как женские, так и мужские, причем мужчины носили их почти исключительно в качестве домашней обуви, а женщины ходили в них постоянно. Передняя часть и задник таких туфель не представляли одного целого, а лишь сходились, налегая один на другой, так что в борту башмака в середине получалась как бы вырезка. Изначально их шили с загнутыми вверх острыми носами, а позднее, особенно женские, сообразно существующей моде, и только в деревнях до революции их продолжали делать остроносыми [9]. Изготавливались они из цветной кожи, а женские шились многоцветными.
Чукчи и эскимосы, пользуясь различными техническими приемами декорирования, украшали свою обувь разнообразными узорами. Наиболее распространенным элементом украшения зимней обуви была меховая мозаика. Элементы шахматных и полосовых орнаментов - прямоугольные узкие полосы и квадраты, треугольники, ромбы - вырезали из шкуры оленя или оленьего камуса контрастных цветов, и затем готовые орнаментальные полосы вшивали в верхнюю или среднюю часть голенища обуви [10]. Для украшения зимней обуви использовали шерсть белька, окрашенную в красный и коричневый цвета, а также цветные шерстяные нити, из которых делали бахрому и кисточки, располагая их на головке, носках, боковых частях голенища обуви и прикрепляя к основе тонкой сухожильной нитью. При этом в местах, где крепилась бахрома, шерсть оленя надрезали ножом в разных направлениях, образуя дополнительный полосовой, зигзагообразный или шахматный узор.
В декорировании обуви иногда применялась и вышивка подшейным волосом оленя. Разнообразными декоративными швами на полосе крашеной ровдуги или дымлёнины (кожа, выделанная копчением на дыму голой оленьей шкуры), притачиваемой к верхнему краю голенища, выполняли меандровые мотивы и другие разнообразные узоры [1].
Разнообразием технических приемов декорирования отличалась летняя обувь чукчей и эскимосов. Распространенным приемом ее украшения являлась аппликация. Элементы орнамента эскимосы вырезали из темной или светлой мандарки, а чукчи из ровдуги и дымлёнины. Их располагали в виде орнаментального ряда по окружности голенища обуви. На летней обуви чукчей, а особенно эскимосов, встречалась продёржка из тонких ремешков ровдуги или мандарки в виде шахматного узора. Нередко продёржка из ремешков комбинировалась с декоративными швами, выполненными подшейным волосом оленя. Вышивка подшейным волосом оленя была и самостоятельным приемом украшения [10]. Используя этот материал, чукотские и эскимосские мастерицы создавали орнаментальные ряды-бордюры в виде зигзага, уголков, сухариков по краю голенища обуви. Накладными швами из оленьего подшейного волоса в сочетании с цветными нитками украшались завязки, расположенные справа и слева над подошвой праздничной обуви. Сочетанием нескольких технических приемов декорирования летней обуви достигалось создание целых орнаментальных комплексов.
Кийк Д.А.
» »
В отличие от мужской женской и детской обуви было присуще обилие приемов декорирования и разнообразие орнаментальных мотивов. С конца XIX в. наряду с традиционным геометрическим орнаментом нарядная обувь этой категории населения богато украшалась растительным орнаментом, выполненным вышивкой оленьим волосом, цветными нитками мулине с применением различных типов гладьевого шва [6]. Особенно часто растительный орнамент встречался на тапочках.
В украшении тапочек сложилась самостоятельная орнаментальная система, органично связанная с формой и назначением вещи. Если в торбасах украшалась верхняя или средняя часть голенища, а носки наряду с подошвой кроме конструктивно-декоративных швов никаких особых украшений не имели, то в тапочках, изготовляемых в основном на продажу и предназначенных для носки в помещении, акцент переносится на носок или всю поверхность изделия.
Украшались тапки аппликацией и шитьем. Кожа основы окрашивалась в красновато-коричневые или охристые цвета, а мотивы аппликации вырезались из отбеленной мандарки. Нарядные полосы из матовой кожи с ажурными прорезями и фигурно оформленным краем, рельефные декоративные швы из оленьего волоса и цветных ниток выкладывались широкими параллельными рядами-дугами вокруг выреза, органично вписываясь в овальную форму носка и подчеркивая основные линии кроя [1]. Края выреза окантовывались тонкой эластичной полоской кожи.
Казанские мастера отдавали предпочтение такому виду художественной обработки кожи как мозаика, выработав особую технику безотходного производства. При создании узора ичигов закройщик складывал стопкой несколько пар разных цветов влажной кожи и прорезал орнамент всех сапог особым способом по орнаментальным трафаретам. Затем, меняя между пластами некоторые элементы узора, создавалась сложная многоцветная композиция [2]. Кусочки кожи сшивались вручную встык прокладыванием узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и, в отдельных случаях, золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, получивший название «казанского шва», оконтуривая и соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов [8].
Наиболее традиционны, архаичны ичиги начала XIX века. В композиции их голенища узоры располагаются по вертикальной оси и состоят из определенного круга орнаментальных мотивов (многолепестковых розеток, три- и пятилистников, мотивов сердечек и других) [3]. Центром композиции является передок ичигов, оформленный облаковидными, спиральными, тюльпанообразными, листовидными мотивами.
Не менее важно в общей композиции сапожек - место стыка передка и голенища, где размещался орнамент в виде комплекса лотосовидных и пальметтообразных мотивов восточноазиатского характера, узоров, связанных между собой общностью трактовки и единством композиционного построения. Для узоров характерны криволинейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающих фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров. Общее тональное решение создается гармоничным соотношением
расцветок, мозаичного узора, чему способствует и фон ичигов, смягчающий или, наоборот, усиливающий отдельные цветовые пятна.
Распространение в ичигах восточноазиатских орнаментов из мотивов лотосных форм и пальметт объясняется не простым их заимствованием, а древними истоками кожаной мозаики, глубокими процессами этногенеза.
Во второй половине XIX века искусство кожаной мозаики постепенно теряет свои высокие художественные достоинства [2]. На смену гармоничным соотношениям расцветок приходят броская пестрота узоров, яркие контрасты, нарушающие единство веками сложившейся орнаментально-колористической структуры.
Изделия из кожаной мозаики были всегда рукотворны и поэтому уникальны. В творчестве современных профессиональных художников индивидуальность замысла проявляется в поисках новых мотивов декорирования, цветовых решений и современных видов изделий. ВЫВОД
С развитием фабричного производства одежды народные промыслы постепенно начали терять свою популярность и самобытность. Поэтому проблема восстановления народных традиций художественной обработки кожи в настоящее является важной задачей, как для северных народов, так и для мастеров народного промысла Казани.
Одним из самых ярких примеров художественной обработки кожи является этническая узорная обувь казанских татар. У северных народов, в частности чукчей и эскимосов, декоративные возможности кожи использовались во всех видах прикладного искусства, в том числе, и в изготовлении обуви.
Список литературы
1. Андреева Л. В. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. Чукчи. Эскимосы / Л. В. Андреева, В. В. Горбачева. - Магадан : Кн. изд-во, 1990. - Вып.1. - 294 с.
2. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. : Альбом / Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Р.У. Шугеева. - М. : Советский художник, 1990. - 210 с.
3. Валеев Ф. Х. О генезисе кожаной узорной обуви татар : [Электронный ресурс] / Ф. Х. Валеев. -Режим доступа: http://luiza-m.narod.ru/smi/tarih/27-tat-obuv.htm
4. Валеев Ф. Х. Татарский народный орнамент / Ф. Х. Валеев. - Казань : Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002. - 302 с.
5. Воробьев Н. И. Казанские татары: (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода) / Н. И. Воробьев. - Казань : Татгосиздат, 1953. - 382 с.
6. Митлянская Т. Б. Новый этап в развитии народного искусства чукчей и эскимосов / Т. Б. Митлянская // Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - М. : НИИХП, 1981. - С. 59-67.
7. Митлянская Т. Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / Т. Б. Митлянская. - М. : Просвещение, 1983. - 344 с.
8. Сатарова Л. И. Истории казанского ичижного промысла / Л. И. Саттарова // Мир музея. - 2012. - № 12. - С. 42-47.
9. Сатарова Л. И. Казанская узорная кожа / Л. И. Сатарова. - М. : Культура и традиции, 2004. - 159 с.
10. Чубарова Л. И. Художественно-технологические приемы обработки кожи и меха у чукчей, эскимосов и коряков / Л. И. Чубарова // Традиционное искусство и современные художественные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - М. : НИИХП, 1981. - С. 117-123.
♦
Кийк Д.А.
♦
Кшк Д. А. Принципи художньо!" обробки шк1ри в декоруванн1 етн1чного взуття казанських татар i народ1в Крайнього Швшчного Сходу / Д. А. Кшк // // Вчеш записки Тавршського нацiонального унiверситету iMeHi В.1. Вернадського. Серiя: Фiлософiя. Культурологiя. Полiтологiя. Соцюлопя. -2014. - Т. 27 (66), - № 1. - С. 80-88.
У данш робота проведено ж^вняльний аналiз национального шюряного взуття казанських татар i народiв Крайнього Пiвнiчного Сходу з метою визначення декоративних можливостей художньо! обробки шюри. Розглянуто iсторичнi передумови виникнення та розвиток даного виду декоративно-ужиткового мистецтва, проаналiзовано основнi техтки i прийоми роботи зi шюрою, а також взаемозв'язок орнаментальних мотивiв, як з матерiалом, так i з етнiчними особливостями обраних репошв.
Kmwei слова: чута, есюмоси, казансью татари; ичиги, торбаса; шкiряна моза!ка, хутряна моза!ка, «казанський» шов.
Kiik D. A. Principles of leather artistic treatment in ethnic footwear decoration of Kazan Tatars and peoples of the Far Northeast / D. A. // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vemadsky University. -Series: Philosophy. Culturology. Political science. Sociology. - 2014. - Vol. 27 (66), - No 1. - P. 80-88. This paper presents a comparative analysis of the national leather shoes of Kazan Tatars and peoples of the Far Northeast. The objective of this work is to determine the decorative possibilities of the leather art processing. Synthesis of material and form, decorative instruments and ornaments received vivid expression in the ethnic shoes of these nations. The problem of restoring an ancient craft traditions is now an important task of aesthetic education of the younger generation of Kazan and the Far North. The problem of the relation between traditions and innovation, the introduction of well-known folk techniques in modern leather design are also considered.
The historical background of the occurrence preconditions and development of this type of arts and crafts are examined, the basic techniques and methods of work with the leather are analyzed. Also the relationship of ornamental motifs both with material and ethnic characteristics of the selected regions is determined. The features of the distribution of motifs patterns on the products surface and their relation to structural elements of shoes are determined. The dual nature of folk craftsman items is defined - their utilitarian purpose and aesthetic qualities.
Keyword: Chukchi, Eskimos, Kazan Tatars; ichigi, torbasa; leather mosaic, fur mosaic, "Kazan" seam.