Научная статья на тему 'Ориентация школьников на выбор прогрессии сельскохозяйственного цикла «Школа-вуз»'

Ориентация школьников на выбор прогрессии сельскохозяйственного цикла «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппов И. М.

В статье рассматриваются вопросы педагогического влияния на самоопределение сельских школьников на сельскохозяйственные профессии в рамках функционирования системы «школа-вуз» Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р Филиппова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION OF SCHOOLBOYS TO A PROGRESSION CHOICE AGRICULTURAL CYCLE «SCHOOL-HIGH SCHOOL»

Questions of pedagogical influence on self-determination of rural schoolboys on agricultural professions within the limits of functioning of system «school-high school» on an example of the Buryat state agricultural academy named after V.R. Filippova are considered.

Текст научной работы на тему «Ориентация школьников на выбор прогрессии сельскохозяйственного цикла «Школа-вуз»»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.1.02:63

И.М. Филиппов, канд. пед. наук, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

ориентация школьников на выбор прогрессии СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА «ШКОЛА-ВУЗ»

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Самоопределение личности — многоаспектный процесс, требующий всесторонней педагогической поддержки. Главное — это создать педагогические условия для развития личности, способной найти свое достойное место в обществе и внести вклад в его улучшение. Поэтому выбор профессии имеет не только личное, но и общественное значение. Человек, который приобрел профессию в соответствии со своим призванием и своим самоопределением, сможет стать творцом своей судьбы и плодотворно трудиться на благо общества.

Особое социальное значение имеет профессиональная ориентация сельских школьников на сельскохозяйственные профессии. Обеспечение «сельскохозяйственного» самоопределения школьников требует научного обоснования и практической проверки соответствующей теории. Процесс профессионального самоопределения школьников характеризует ряд противоречий: недостаточная информированность о существующих профессиях и необходимость осознанного и самостоятельного выбора одной из них, профессиональные устремления школьника и планы родителей и т. д. Есть

88

и специфическое противоречие: между потребностью старших школьников в самооценке способностей, соответствующих требованиям выбранной профессии, с одной стороны, и отсутствием компетентной профориентационной помощи в сельской местности, с другой.

В современных социально-экономических условиях со сменой образовательной парадигмы прежние формы профессиональной ориентации не могут обеспечить успешности профессионального самоопределения сельских школьников. Отсюда возникает необходимость поиска новых подходов в реализации этой проблемы, причем свою долю в решение данных вопросов должны внести и сельскохозяйственные вузы.

Приведенные автором исследования актуальны из-за противоречия между потребностью сельских школ в профессиональном самоопределении своих выпускников, с одной стороны, и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения, разработанного с учетом национальнорегиональных особенностей, с другой стороны.

На профессиональное самоопределение сельских школьников влияют различные факторы.

Во-первых, изменившиеся социально-экономические условия (расширение функций села в производственно-экономической, социально-

культурной сферах, изменение структуры сельскохозяйственного производства) требуют адекватных изменений в обеспечении будущей трудовой деятельности.

Во-вторых, социально-демографические изменения на селе (плохое финансирование, низкий уровень жизни, массовая миграция сельского населения, невостребованность специалистов в сельском хозяйстве в связи с развалом сельскохозяйственного производства, отсутствие элементарных бытовых условий) вызывают отрицательное отношение выпускников школ к сельскохозяйственному труду.

В-третьих, географические условия (отдаленность от городов республики, невозможность выехать в центральные города России) отрицательно влияют на правильное профессиональное формирование и выбор профессии сельскими школьниками.

В-четвертых, в сельских школах нет достаточных условий для полноценной постановки профессиональной ориентации, нет научно-методического самоопределения, низок профессиональный уровень сельских учителей, слаба материально-техническая база, пока еще мало современных компьютеров и вследствие этого, плохо внедряются новые информационные технологии обучения.

Новая обстановка требует нового подхода в профессиональной ориентации сельских школьников, потенциал которых может быть востребован в сельском хозяйстве. Теперь аграрный сектор страны ориентирован на индивидуальные и фермерские хозяйства, экономика стала многоукладной, развивается сельскохозяйственный менеджмент, сохраняются и крупные сельскохозяйственные объединения, будут внедряться новые информационные технологии, требуются новые профессии в экономической, социальной и культурной сферах. Следовательно, система трудовой подготовки к сельскохозяйственному труду должна отвечать новым социальным и экономическим условиям, изменившимся потребностям села.

Содержание образования с сельскохозяйственной направленностью зависит от цели: в 1-6 классах — это формирование интереса и самопознания, в 7-9 классах — оптация, в 10-11 классах — самоопределение на сельскохозяйственные профессии. Соответственно отбираются и методы: в 1-6 классах сельскохозяйственный компонент выявляют в каждой учебной области, в 7-9 классах вводят элективные курсы общего характера, в 10-11 — спецкурсы, виды практической и творческой деятельности. Соответственно во всех классах внедряется национально-региональный компонент с сельскохозяйственной направленностью. Он способствует эн-токультурному, социальному и в известной степени профессиональному самоопределению.

При ориентации школьников на выбор профессии сельскохозяйственного цикла включают знания

по основам сельскохозяйственных наук, опыт практической сельскохозяйственной деятельности, основы творческой деятельности по решению агрономических, зоотехнических, ветеринарных, экономических и инженерных задач, основы фермерского дела, менеджмент в сельском хозяйстве.

Исследования были проведены в рамках реализации системы «школа-вуз», которая учреждена Министерством образования и науки Республики Бурятии и ректоратом Бурятской государственной сельскохозяйственной академии в 1998 г.

Для обеспечения полноценного процесса профессионального развития сельских школьников разработана система дидактических принципов: непрерывности, природосообразности, фунда-ментализации, социализации и актуальности профессионального развития учащихся.

Данная дидактическая система, внедренная в Усть-Эгитуйской, Сотниковской, Удинской и Гэ-гэтуйской средних школах, сопровождалась изучением характеристик профессионального самоопределения учащихся на основе выделенных критериальных признаков — основных компонентов профессионального самоопределения.

На этапе констатации эксперимента был использован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Эта методика предназначена для выявления интересов и склонностей к той или иной профессиональной деятельности. В ее основе лежит типология профессий, по Е.А. Климову: «человек — природа» (Ч-П); «человек — техника» (Ч-Т); «человек — человек» (Ч-Ч); «человек — знаковая система» (Ч-З); «человек — художественный образ» (Ч-Х). Предназначение типа «человек — техника» говорит о возможности выбора профессии инженера-механика сельхозпроизводства.

Склонности к профессии ветеринара, агрономами зоотехника относятся к типу Ч-П. Предпочтения типа Ч-З оправдывают выбор специальности экономиста, бухгалтера.

Всего было опрошено 126 учащихся 10 классов. Из них 40 чел. можно было отнести к типу Ч-Ч, 20 — к типу Ч-Т, 32 — Ч-П, 16 — Ч-З, 5 — Ч-Х, 10 чел. нельзя было отнести к какому-либо определенному типу. Таким образом, потенциальных абитуриентов Бурятской ГСХА было 70 чел.: 20 из них могли бы выбрать специальность инженера-механика, 12 — агрономию, 9 — зоотехнию, 10 — ветеринарию, 16 — экономику. Задача состояла в том, чтобы уточнить прогнозы: ведь специальности типа Ч-Т, Ч-П, Ч-З можно получить и в других вузах.

На этапе констатации были выявлены личностные качества учащихся. Интерес вызвали следующие показатели профессионального самоопределения:

• профессиональные намерения (выбор профессии, твердость выбора, причины колебания при выборе);

89

• склонность к определенному типу профессий;

• мотивы выбора профессии;

• познавательные способности.

Профессиональные намерения выявляли в результате доверительного собеседования с учащимися по рекомендациям учителей. (Этих учащихся авторы эксперимента уже хорошо знали, поскольку работа по профессиональному самоопределению в названных выше школах имела непрерывный характер, велась в течение 1994-2002 гг., охватывала все ступени школьного образования). Для заключительного эксперимента выявили 40 учащихся, из них 15 остановили свой выбор на экономическом факультете, 9 — на факультете механизации сельского хозяйства, 6 — на агрономическом, 5 — на ветеринарном, 5 — на зоотехническом факультете.

Твердую уверенность учиться в сельхозакадемии выразили 30 чел., не собирались поступать в сельхозвуз — 3 чел., 7 чел. не были уверены.

Для формирующего этапа экспериментального исследования использовали анкету, разработанную И.Н. Ивановой с целью получения данных об особенностях личных профессиональных перспектив учащихся.

Главными ценностями, характеризующими жизненные цели, являются любимая работа, счастливая семья, материальное благополучие, хорошие друзья.

Данные опроса показывают: ценность профессии определяется ее содержанием, общественной значимостью, соответствием склонностям, возможностью удовлетворения социально-бытовых проблем.

Данные формирующего эксперимента в 10-11 классах профильного обучения говорят о том, что наша дидактическая система развертывания специально отобранного содержания, рассчитанная на обеспечение ориентации сельских школьников Бурятии на выбор профессии сельскохозяйственного цикла, была достаточно эффективной. Результаты эксперимента позволяют говорить о высоком уровне сформирования личной профессиональной перспективы самоопределившихся учащихся по основным компонентам: ценностно-нравственному,

эмоционально-смысловому, морально-волевому, планировочному, контрольно-корректировочному, информационному.

Конечным показателем, характеризующим эффективность работы по профессиональному самоопределению сельских школьников, может служить успеваемость в первую зимнюю сессию. Показатели успеваемости (средний балл) приведены в табл. 1.

Из таблицы видно, что средний балл студентов первого курса, прошедших довузовскую подготовку по нашей дидактической системе, выше, чем в целом по академии, на 0,1 балла в 1999/2000 г. и на 0,29 балла — в 2000/2001 г.

Создание в экспериментальных классах педагогических условий для самоопределения сельских школьников и выбора ими сельскохозяйственных профессий сказалось на увеличении численности выпускников, связавших свою судьбу с сельским хозяйством. Сравнительные данные по экспериментальным и контрольным школам отражены в табл. 2.

Математическая обработка данных табл. 2 показала, что численность выпускников, связавших свою судьбу с сельским хозяйством, в экспериментальных школах значительно превышает численность выпускников в контрольных школах, причем надежность данного утверждения превосходит 99%.

Выводы

Экспериментально доказана эффективность разработанной системы педагогических условий для осознанного самоопределения сельских школьников и выбор ими сельскохозяйственных профессий.

Выявлено, что интерес сельских детей к сельскому хозяйству является вполне закономерным. Этот интерес развивается за счет «сельскохозяйственного» компонента содержания образова-

Таблица 1

Итоги зимней сессии

Учебный год Численность студентов Средний балл

Всего Школа-вуз По академии Школа-вуз

1999/2000 739 62 3,57 3,67

2000/2001 833 74 3,41 3,70

Таблица 2

Ориентация школьников на выбор или профессию сельскохозяйственного цикла

Выпускники 1997/1998 1998/1999 1999/2000 2000/2001 2001/2002

Э* К* Э К Э К Э К Э К

Всего 104 128 132 118 142 122 133 123 145 143

Из них выбрали сельскохозяйственную профессию 49 25 53 30 59 31 47 26 48 33

% ко всему выпуску 47 19 40 25 41 25 35 21 33 23

* Э — экспериментальные школы, К — контрольные школы.

90 -----------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/1'2008

ния, который охватывает все ступени школьного образования, и системы непрерывной педагогической поддержки, рассчитанной на внутренний фактор развития личности с учетом национальнорегиональных особенностей. Показано, что в новых социально-педагогических условиях в контекс-

те личностно-ориентированного обучения в школе в условиях русско-бурятской двукультурной среды самоопределение сельских школьников и выбор ими сельскохозяйственной профессии осуществляется в соответствии с их предрасположенностью и профессиональными намерениями.

УДК 378(066):159.9

Н.В. Пудовкина, ст. преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕКТАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Становление личности профессионала успешно осуществляется лишь в том случае, если в процессе обучения формируется его профессиональное сознание, отражающее процесс профессионального становления, а также основные противоречия между практикой подготовки специалиста и его конкретной профессиональной деятельностью.

Профессиональное сознание объединяет все те проявления сознания личности, которые связаны с ее профессиональной деятельностью. Они определяются местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношениями личности к профессии, ее представителям и к себе как к профессионалу; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; переживаниями успехов и неудач в профессиональной деятельности [1].

Профессиональное сознание строится на основе общего сознания личности и представляет собой взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой [1-3].

Автором было проведено исследование одной из составляющих когнитивной подструктуры профессионального сознания будущих специалистов агропромышленного комплекса — профессиональных экспектаций в процессе образования. Экспектации студентов определялись опосредованно, по содержанию фиксируемых студентами изменений представлений о профессии.

В исследовании приняли участие 1250 студентов инженерного, экономического, технологического, агрономического и биотехно-

логического факультетов Самарской государственной сельскохозяйственной академии. В качестве инструментария исследования использовалась диагностическая анкета профессионального сознания [1], отвечающая всем необходимым требованиям надежности и валидности.

Анализ результатов исследования показывает, что у 42 % студентов академии представления о профессии изменились, 22 % не дают категорической оценки, а выбирают более уклончивый ответ о частичном изменении мнения, 36 % — не изменили своего отношения к профессии (табл. 1).

В целом изменение отношения к профессии характерно для студентов всех специальностей, однако наибольший процент тех, кто оставил свое мнение о профессии неизменным, отмечается на инженерном и технологическом факультетах, причем последние демонстрируют большую категоричность суждений, практически не выбирая неопределенный вариант ответа.

Динамика представлений о профессии у студентов разных курсов имеет сходство и различия на разных факультетах. Так, для студентов всех специальностей характерно возрастание изменившихся представлений от первого курса к пятому, более

Таблица 1

Динамика представлений о профессии за время обучения в вузе у студентов СГСХА, %

Мнение о профессии Факультет Весь массив, 1250 чел.

Экономический, 250 чел. Инженерный, 250 чел. Биотехнологи-ческий, 250 чел. Техно-логический, 250 чел. Агроно-миче-ский, 250 чел.

Изменилось 44 39 45 43 39 42

Частично 30 21 25 8 25 22

Не изменилось 26 40 30 29 36 36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.