Научная статья на тему 'Органы предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Азербайджана и их подследственность'

Органы предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Азербайджана и их подследственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1092
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Азербайджана и их подследственность»

Г.А. Агаев*, Ф.Н. Аббасов**, З.Л. Шхагапсоев***

Органы предварительного следствия и дознания в уголовном процессе Азербайджана и их подследственность

В отличие от УПК Российской Федерации, в УПК Азербайджанской Республики отсутствует перечень органов предварительного следствия и дознания и не определена их подследственность. Эти вопросы регулируются Указом Президента Азербайджанской Республики. Такой подход имеет немало преимуществ, особенно в период формирования правовой системы, изменений в системе правоохранительных органов и т.д., т.к. позволяет обеспечивать относительную стабильность базового кодифицированного уголовно-процессуального законодательства. Если бы такой подход был бы использован в России, то это позволило бы не менять формулировки статей УПК РФ в связи с многочисленными изменениями в системе правоохранительных органов.

Так, в первоначальной редакции ст. 151 УПК РФ «Подследственность» была установлена подследственность следователей органов налоговой полиции (п. 4 ч. 2) и дознавателей органов налоговой полиции (п. 2 ч. 3). В связи с упразднением федеральных органов налоговой полиции и одновременным созданием органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 30 июня 2003 г., п. 4 ч. 2 ст. и п. 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ были признаны утратившими силу и одновременно были введены п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и п. 7 ч. 3 этой же статьи о подследственности дознавателей указанных органов1. Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ была переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков2. Однако соответствующие изменения в УПК РФ до сих пор не внесены.

В первоначальной редакции ст. 151 УПК РФ отсутствовало упоминание о дознавателях Государственной противопожарной службы. Во время разработки и принятия УПК РФ Государственная противопожарная служба входила в состав органов внутренних дел. Органы внутренних дел в целом по УПК РФ 2001 г. были включены в перечень органов дознания. Однако Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба с 1 января 2002 г. была передана из состава органов внутренних дел системы МВД России в ведение МЧС России. И только Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» от 29 мая 2005 г., т.е. за месяц до введения УПК в действие, в него был включен п. 6 ч. 3 ст. 151, определяющий подследственность дознавателей Государственной противопожарной службы.

Всего этого удается избежать в Азербайджане. В ст. 215.1 УПК АР установлено, что предварительное следствие является обязательным по всем уголовным делам, за исключением дознания, проводимого в виде упрощенного производства по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. В соответствии со ст. 215.2 УПК АР, предварительное следствие по уголовным делам производится органами прокуратуры и соответствующими органами исполнительной власти АР. Эти органы перечислены в Указе Президента АР от 25 августа 2000 г. «О применении Закона АР “Об утверждении, вступлении в силу УПК АР и связанных с этим вопросах правового регулирования” и утвержденного этим законом УПК АР». К ним относятся: Министерство внутренних дел, Министерство национальной безопасности, Министерство налогов, Государственный

* Докторант Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

*** Кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Таможенный Комитет АР. Подследственность прокуратуры АР установлена в УПК АР, а подследственность органов исполнительной власти - в Указе Президента РФ от 29 мая 2005 г.

Предметная подследственность прокуратуры включает в себя дела о преступлениях, предусмотренных ст. 100-113 УК АР (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой; геноцид; подстрекательство к совершению геноцида; уничтожение населения; рабство; депортация или принудительное переселение населения; половое насилие; принудительная беременность, преследование; насильственное удерживание человека; расовая дискриминация (апартеид); лишение свободы в нарушение норм международного права; применение пыток), ст. 120-125 УК АР (умышленное убийство; умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка; умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения; умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; убийство по неосторожности; доведение до самоубийства); ст. 126.3. УК АР (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), ст. 135-138 (эвтаназия; незаконные искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, медицинская стерилизация; купля-продажа и принуждение к изъятию для трансплантации органов или тканей человека; незаконное проведение биомедицинских исследований или применение запрещенных способов диагностики и лечения, а также лекарственных средств), ст. 145 УК АР (незаконное лишение свободы), ст. 146 УК АР (незаконное помещение в психиатрическую больницу), ст. 149 УК АР (изнасилование), ст. 154-164 (нарушение равноправия граждан; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение неприкосновенности жилища; нарушение неприкосновенности зданий (помещений) юридических лиц; воспрепятствование осуществлению избирательных прав; воспрепятствование законной деятельности избирательных комиссий; фальсификация избирательных документов или документов всенародного голосования (референдума), заведомо неправильный подсчет голосов, либо нарушение тайны голосования; нарушение правил охраны труда; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; нарушение трудовых прав беременной женщины или женщины, имеющей малолетних детей), ст. 165.2 УК АР (нарушение авторских прав неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой); ст. 166.2 УК АР (нарушение изобретательских и патентных прав неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой); ст. 167 УК АР (воспрепятствование совершению религиозных обрядов); ст. 168 УК АР (посягательство на права граждан под предлогом совершения религиозных обрядов); ст. 179 УК АР (присвоение или растрата), ст. 190 УК АР (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 191 УК АР (регистрация незаконных сделок с землей), ст. 195 УК АР (незаконное получение кредита или использование его не по назначению), ст. 202 УК АР (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну), ст. 203 УК АР (нарушение правил выпуска ценных бумаг (эмиссии), ст. 208 УК АР (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), ст. 210-212 УК АР (неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство), ст. 222 УК АР (нарушение правил безопасности ведения строительных, горных или иных работ); ст. 223 УК АР (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах); ст. 262 УК АР (нарушение правил безопасности движения и правил эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта), ст. 268 УК АР (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов), ст. 286-288 УК АР (воспрепятствование осуществлению правосудия или производству предварительного расследования; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), ст. 290-302 УК АР (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; принуждение к даче показаний; фальсификация доказательств; вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, определения или постановления; заведомо ложный донос; заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод; отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний; подкуп или принуждение к даче ложных показаний или заключения либо к неправильному переводу; разглашение данных предварительного расследования; разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении работников суда и правоохранительных органов; нарушение законодательства об оперативно-розыскной деятельности), ст. 304 УК АР (побег из места лишения свободы, из-под ареста

или из-под стражи), ст. 307-315 УК АР (недонесение о преступлениях и заранее не обещанное укрывательство преступлений; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; присвоение полномочий должностного лица; получение взятки; дача взятки; служебный подлог; халатность; сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти), ст. 317 УК АР (нарушение нормальной деятельности уголовно-исполнительных учреждений и следственных изоляторов), ст. 321 УК АР (уклонение от прохождения военной службы), ст. 323 УК АР (опорочивание или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства -Президента Азербайджанской Республики).

Если распределить дела, подследственные прокуратуре АР по главам УК и по характеру и степени их общественной опасности, то окажется, что прокуратура (гражданская) расследует в форме предварительного следствия все преступления против мира и безопасности человечества (гл. 16), наиболее общественно опасные преступления против жизни и здоровья, как, правило, повлекшие смерть человека (гл. 18), наиболее общественно опасные преступления против свободы и достоинства личности (гл. 19), одно преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности

- изнасилование (гл. 20), большинство преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 21), одно преступление против собственности - присвоение или растрату (гл. 23), некоторые преступления в сфере экономической деятельности (гл. 24), некоторые преступления против общественной безопасности (гл. 25), некоторые преступления против правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 29), большинство преступлений против правосудия (гл. 32), все служебные преступления (гл. 37), наиболее общественно опасные преступления против порядка управления (гл. 43).

Предметная подследственность прокуратуры АР по своим основным чертам совпадает с подследственностью следователей прокуратуры РФ.

Военная прокуратура в соответствии со ст. 215.4 УПК АР производит предварительное следствие обо всех военных преступлениях и преступлениях против военной службы АР. Следует отметить, что военные преступления предусмотрены гл. 17 УК АР, входящей в раздел о преступлениях против мира и безопасности человечества. К ним относятся, например, такие преступления как наемничество, нарушение законов и обычаев войны и другие, которые в российском уголовном законодательстве предусмотрены гл. 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». Преступления против военной службы предусмотрены гл. 34 УК АР и аналогичны таким же преступлениям, предусмотренным гл. 33 УК РФ.

В УПК РФ подследственность военной прокуратуры специально не выделяется. Она вытекает из общей предметной, а также персональной подследственности следователей прокуратуры. Так, в перечень преступлений, дела о которых подследственны следователям прокуратуры, входят дела о преступлениях, предусмотренных ст. 332-352, которые относятся к преступлениям против военной службы (гл. 33 УК РФ). Субъектами указанных преступлений, согласно ч. 1 ст. 331 УК РФ, являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящие военные сборы, подследственны следователям прокуратуры. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на военных прокуроров возложено уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

Подследственность уголовных дел следователям военной прокуратуры в России определена только действующим по настоящее время Положением о военной прокуратуре, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.3 В соответствии со ст. 32 Положения следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела: о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными; о преступлениях, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава органов государственной безопасности; о преступлениях, совершенных военными строителями и другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР; о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военно-учебного заведения, предприятия или организации Вооруженных Сил СССР.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

В отличие от военной прокуратуры Азербайджана, следователям военной прокуратуры РФ не подследственны те преступления, которые в УК АР выделяются в качестве военных преступлений. В УК РФ аналогичные преступления отдельно не выделяются и относятся к преступлениям против мира и безопасности человечества, которые расследуются следователями общей (не военной) прокуратуры.

Прокуратура АР имеет также персональную подследственность.

В соответствии со ст. 215.2 УК АР она расследует дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется Президент АР, депутаты парламента - Милли Меджлиса, Премьер-Министр, судьи, сотрудники органов прокуратуры, сотрудники дипломатических учреждений АР за рубежом и сотрудники дипломатических учреждений иностранных государств в АР, а также по уголовным делам, связанным с обвинением в совершении преступления, сопряженного со злоупотреблением должностными полномочиями, сотрудников органов юстиции, полиции, безопасности, налоговых и таможенных органов.

Персональная подследственность следователей прокуратуры РФ также включает в себя дела о преступлениях, совершенных депутатами законодательных органов (Государственной Думы и законодательных органов власти субъектов РФ), а также членами Совета Федерации (в Азербайджане аналог Совета Федерации как верхней палаты парламента отсутствует). Кроме того, в России следователям прокуратуры подследственны дела о преступлениях, совершенных депутатами, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления. В Азербайджане дела о преступлениях, совершенных представителями местного самоуправления - муниципалитетов, в подследственность прокуратуры не входят. В то же время прокуратура АР расследует дела о преступлениях совершенных Президентом АР и Премьер-Министром АР, в отличие от УПК РФ, по которому дела о преступлениях, совершенных такими же по своему статусу должностными лицами - Президентом РФ и Председателем Правительства РФ - в персональную подследственность следователей прокуратуры не входят. В то же время в УПК РФ указывается на Президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей, и на кандидата в Президенты РФ. В УПК РФ указано также в связи с персональной подследственностью следователей прокуратуры на других высших должностных лиц государства - председателя Счетной палаты РФ (а также его заместителя и аудиторов Счетной палаты) и Уполномоченного по правам человека в РФ.

В персональную подследственность прокуратуры АР входят дела о преступлениях, совершенных судьями. То же самое установлено в УПК РФ, однако, с одной стороны, кроме судей в нем упоминаются присяжные и арбитражные заседатели, а с другой стороны, указывается на период осуществления ими правосудия. В УПК АР аналогичных указаний нет.

В персональную подследственность прокуратуры АР входят дела о преступлениях, совершенных работниками прокуратуры. В УПК РФ в этой связи указано только на прокуроров. К иным работникам прокуратуры относятся ее следователи. В УПК РФ в связи с персональной подследственностью следователей прокуратуры упоминаются следователи без указания органа, к которому они относятся. Следовательно, имеются в виду и следователи прокуратуры. В УПК АР в этой связи следователи отдельно не упоминаются, однако они входят в число указанных в УПК работников прокуратуры. Что касается следователей органов исполнительной власти АР (органов юстиции, полиции, безопасности, налоговых и таможенных органов), то дела о преступлениях, совершенных ими, а также другими сотрудниками указанных органов, входят в подследственность прокуратуры АР только в том случае, если эти дела связаны с обвинением их в совершении преступления, сопряженного со злоупотреблением должностными полномочиями.

В подследственность прокуратуры АР, в отличие от правил, установленных УПК РФ, не входят дела о преступлениях, совершенных адвокатами и членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса. С другой стороны, в УПК АР в этой связи указано на дипломатических представителей АР за рубежом и сотрудников дипломатических представительств иностранных государств в АР, в УПК РФ указания на дипломатических представителей нет.

В персональную подследственность следователей общей прокуратуры РФ входят дела обо всех преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ. По УПК АР, как уже отмечалось, прокуратуре подследственны только дела, связанные с обвинением сотрудников аналогичных органов в злоупотреблении должностными полномочиями.

Военная прокуратура АР расследует дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. Если такое преступление совершено с участием лица, не являющегося военнослужащим,

предварительное следствие по уголовному делу в его отношении также проводится военной прокуратурой.

В рассмотренной выше ст. 32 действующего в России Положения о военной прокуратуре также установлено, что при расследовании дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно следователю военной прокуратуры, а о других - следователю иных органов прокуратуры или следователю органов внутренних дел, дело расследуется следователем военной прокуратуры с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законодательством правил соединения и выделения уголовных дел.

Как видно, в Азербайджане, аналогичные правила сконцентрированы в УПК АР, что представляется совершенно справедливым, поскольку они по своей сути являются чисто процессуальными и должны содержаться именно в УПК.

В УПК АР, в отличие от УПК РФ, не предусмотрено то, что прокуратуре подследственны не только дела о преступлениях, совершенных указанными выше лицами, но и дела о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц. Такое упущение представляется несправедливым.

Таким образом, персональная подследственность прокуратуры (следователей прокуратуры) в обеих странах имеет лишь некоторые общие черты.

Предметная подследственность органов внутренних дел (полиции) АР включает в себя дела о преступлениях, предусмотренных ст. 126.1. и 126.2 УК АР (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 127-134 УК АР (умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение легкого вреда здоровью; умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью в состоянии сильного душевного волнения; причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; причинение менее тяжкого или тяжкого вреда здоровью по неосторожности; побои; угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 130-144 УК АР (распространение венерических болезней; заражение ВИЧ-инфекцией; незаконное производства аборта, неоказание помощи больному, оставление в опасности, похищение человека), ст. 150-153 УК АР (насильственные действия сексуального характера; понуждение к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия); ст. 169-178 УК АР (нарушение правил проведения собраний; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, либо совершение аморальных действий; подмена чужого ребенка; торговля несовершеннолетними; незаконное усыновление (удочерение); разглашение тайны усыновления (удочерения); злостное уклонение от содержания детей или родителей; кража; мошенничество), ст. 180-189 УК АР (грабеж; разбой; вымогательство; хищение предметов, имеющих особую ценность; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленное уничтожение или повреждение имущества; уничтожение или повреждение имущества по неосторожности; нарушение права собственности на землю; осуществление телефонных переговоров путем незаконного использования телефонной линии); ст. 194 УК АР (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), ст. 197-201 УК АР (незаконное использование товарного знака, заведомо ложная реклама; монополистические действия и ограничение конкуренции; обман потребителей либо производство и сбыт некачественной продукции; принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения), ст. 204 УК АР (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), ст. 205 УК АР (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), ст. 215 УК АР (захват заложника), ст. 217 УК АР (бандитизм), ст. 218 УК АР (организация преступного сообщества (преступной организации), ст. 220 УК АР (массовые беспорядки), ст. 221 УК АР (хулиганство), ст. ст. 224-261 УК АР (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий; незаконное обращение с радиоактивными материалами); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; организация действий, способствующих нарушению общественного порядка или активное участие в таких действиях; все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренные гл. 26 УК АР; все преступления, против общественной нравственности, предусмотренные гл. 27 УК АР; все экологические преступления, предусмотренные гл. 28 УК АР), ст. 263-267 УК АР (нарушение правил дорожного

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

движения и эксплуатации транспортных средств; оставление места дорожно-транспортного происшествия; недорокачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспотных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспортных средств); ст. 269 УК АР (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие), ст. 316 УК АР (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, участвовавших в уголовном процессе), ст. 320 УК АР (противоправное изменение государственной границы АР), ст. 322 УК АР (самоуправство), ст. 324-326 УК АР (надругательство над государственным флагом или государственным гербом АР; приобретение или сбыт государственных наград и официальных документов; похищение или уничтожение официальных документов, штампов, печатей).

Таким образом, в предметную подследственность органов внутренних дел Азербайджана входят дела о большинстве преступлений против жизни и здоровья (гл. 17 УК АР), о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, за исключением изнасилования (гл. 20 УК АР), об одном преступлении против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 21 УК АР) - нарушении правил проведения собраний, о всех преступлениях против несовершеннолетних и семейных отношений (гл. 22 УК АР), дела о наиболее общественно опасных преступлениях против собственности (гл. 23 УК АР), дела о некоторых преступлениях в сфере экономической деятельности (гл. 24 УК АР), дела о некоторых преступлениях против общественной безопасности (гл. 25 УК АР), все преступления против общественной нравственности (гл. 27 УК АР) и все экологические преступления (гл. 28 УК АР), о некоторых преступлениях против правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 29 УК АР), о некоторых преступлениях против порядка управления (гл. 34 УК АР).

Предметная подследственность органов внутренних дел АР в основном совпадает с предметной подследственностью органов внутренних дел РФ.

В предметную подследственность Министерства национальной безопасности АР входят дела о преступлениях, предусмотренных ст. 219 УК АР (угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного поезда), ст. 270 УК АР (нарушение правил международных полетов), ст. 271-285 УК АР (неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации электронновычислительных машин (ЭВМ), системы ЭВМ или их сети; государственная измена; шпионаж; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт); насильственный захват власти или удержание власти; создание не предусмотренных законодательством вооруженных формирований или групп; вооруженный мятеж; публичные призывы, направленные против государства; диверсия; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; диверсия; разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну), ст. 318 УК АР (незаконное пересечение государственной границы АР) и ст. 319 УК АР (противоправное изменение государственной границы АР).

Таким образом, Министерству национальной безопасности АР подследственны в первую очередь все преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 31 УК АР), что вполне соответствует специфике деятельности указанного министерства, а также все преступления в сфере компьютерной информации (гл. 30 УК АР), в то время как в России это подследственность следователей органов внутренних дел. Министерство национальной безопасности, исходя из специфики своей деятельности, расследует также преступления против порядка управления (гл. 34 УК АР), связанные с режимом государственного границы. Кроме того, в подследственность этого министерства входят два преступления, относящиеся к преступлениям против правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 29 УК АР) - угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного поезда и нарушение правил международных полетов. В целом по своим основным чертам предметная подследственность Министерства национальной безопасности АР совпадает с подследственностью следователей органов федеральной службы безопасности РФ.

Министерство юстиции в форме предварительного следствия расследует дела о преступлениях, предусмотренных ст. 196 УК АР (умышленное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 289 УК АР (неуважение к суду), ст. 303 УК АР (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации), ст. 305 УК АР (уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы), ст. 306 УК АР (неисполнение приговора, постановления суда или иного судебного акта). Все вышеуказанные преступления, за исключением преступления, предусмотренного ст. 196 УК АР, относятся к преступлениям против правосудия (гл. 32). Преступление, предусмотренное ст. 196 УК АР, относится к преступлениям в сфере экономической деятельности (гл. 24 УК АР).

Министерство налогов АР расследует незаконное предпринимательство (ст. 192 УК АР), лжепредпринимательство (ст. 193 УК АР) и уклонение от уплаты налогов (ст. 213 УК АР). Все указанные преступления являются преступлениями в сфере экономической деятельности (гл. 24 УК АР).

Только преступления в сфере экономической деятельности входят в подследственность Государственного Таможенного Комитета АР. Это преступление, предусмотренное ст. 207 УК АР (невозвращение на территорию АР предметов художественного, исторического и археологического достояния АР и зарубежных стран) и ст. 209 УК АР (уклонение от уплаты таможенных платежей).

Если подследственность прокуратуры, органов внутренних дел и органов безопасности в России и Азербайджане в общих чертах совпадают, то этого нельзя сказать о подследственности других органов исполнительной власти Азербайджана.

Так, таможенные органы в России являются только органами дознания и не наделены правом производства предварительного следствия. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предусмотренное ст. 194 УК РФ, расследуется в форме дознания таможенными органами РФ. В форме дознания российскими таможенными органами расследуется также контрабанда без отягчающих обстоятельств, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК РФ. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, предусмотренное ст. 190 УК РФ, расследуется следователем органа, выявившего это преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ).

Министерство юстиции в РФ в целом не является ни органом предварительного следствия, ни органом дознания. Дознание осуществляют дознаватели службы судебных приставов, входящей в Министерство юстиции РФ. Так же, как и Министерство юстиции АР, они расследуют неуважение к суду, (ст. 297 УК РФ), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК АР) и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК АР), но в форме дознания, а не предварительного следствия, как в Азербайджане. По УПК РФ, судебные приставы расследуют в форме дознания дела о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 311 УК РФ). Дела по ч. 2 ст. 311 УК РФ расследуется следователем того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ). В Азербайджане аналогичное преступление, предусмотренное ст. 301 УК АР, подследственно прокуратуре. Прокуратуре АР подследственно также воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования. В России аналогичное преступление, совершенное без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 294 УК РФ), расследуется в форме дознания судебными приставами, а дела по ч. 2 и 3 ст. 294 УК РФ расследуют следователи прокуратуры. Уклонение от отбывания лишения свободы, которое в Азербайджане расследуется в форме предварительного следствия Министерством юстиции, в России расследуется в форме дознания дознавателями органов внутренних дел.

В УПК АР, в отличие от УПК РФ, не закреплены правила, известные теории уголовного процесса как правила альтернативной подследственности и правила подследственности по связи дел.

Вместо этого установлено, что по уголовным делам, подследственным органам прокуратуры и соответствующим органам исполнительной власти АР, создается совместная следственная группа под руководством прокурора или следователя прокуратуры (ст. 215.6.1 УПК АР). Если уголовное дело подследственно нескольким соответствующим органам исполнительной власти АР, то в зависимости от степени тяжести преступления из следователей этих органов создается совместная следственная группа и определяется руководитель этой группы (ст. 215.6. 2 УПК АР). Решение о создании совместной следственной группы и назначении ее руководителя принимает Генеральный прокурор АР или его заместитель.

В ст. 215.7 УПК АР установлено, что для проведения всестороннего, полного и объективного предварительного следствия по уголовному делу передача дела, подследственного одному органу, другому следственному органу допускается на основании мотивированного постановления Генерального прокурора АР в исключительных случаях, а именно:

- при установлении сокрытия преступления от регистрации со стороны органа, которому подследственно уголовное дело, если руководителем соответствующего органа исполнительной власти АР не были приняты необходимые меры, в т.ч. не устранены указанные обстоятельства и виновные лица не были привлечены к ответственности;

- при установлении незаконного содержания под арестом или пыток обвиняемого в ходе следствия со стороны органа, которому подследственно уголовное дело;

- при установлении необеспечения лица защитником органом, которому подследственно уголовное дело;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

- если руководитель соответствующего органа исполнительной власти АР, которому подследственно уголовное дело, или его близкий родственник являются по данному делу потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, гражданским истцом, либо гражданским ответчиком.

В ст. 215.8. УПК АР предусмотрено, что, если Генеральный прокурор АР или его близкий родственник является потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, гражданским истцом, либо гражданским ответчиком, передача дела, подследственного прокуратуре, другому органу следствия осуществляется по мотивированному постановлению первого заместителя Генерального прокурора АР.

Как видно, Генеральный прокурор АР и его заместитель имеют достаточно широкие полномочия по передаче уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому органу. В России же любой прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, но только с соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ. Он же вправе изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом даже примерный перечень оснований передачи уголовного дела не установлен, в отличие от УПК АР, содержащего строго определенный перечень оснований передачи уголовного дела. Представляется, что положения ст. 215.7 и 215.8 УПК АР вполне могли бы быть восприняты российским законодателем. Учитывая масштабы обеих стран, те полномочия, которые по УПК АР присущи Генеральному прокурору, в России могли бы быть возложены на прокурора субъекта РФ и приравненного к нему прокурора.

Проведению дознания по уголовным делам в Азербайджане посвящена ст. 214 УПК АР. Установлено, что дознание, являясь формой предварительного расследования, проводится в двух видах: проведения неотложных следственных действий по уголовным делам, предварительное следствие по которым является обязательным, и упрощенного досудебного производства по некоторым очевидным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. Как видно, азербайджанский законодатель продолжает традиции советского уголовно-процессуального законодательства и делит дознание на два вида. В России же, как известно, предусмотрен только один вид дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (гл. 32). Производство неотложных следственных действий органом дознания предусмотрено в качестве самостоятельного процессуального института в ст. 156 УПК РФ и официально дознанием не называется. Впрочем, дело здесь, скорее всего в терминологии обоих кодексов. Суть же производства неотложных следственных действий (дознания первого вида, по УПК АР) и дознания по УПК АР (дознания второго вида, по УПК АР) одна и та же.

В соответствии со ст. 214.2 УПК АР, дознание по уголовным делам проводится дознавателями соответствующих органов исполнительной власти АР (органов дознания) - по уголовным делам, подследственным следователям соответствующих органов исполнительной власти АР. В соответствии с Указом Президента АР от 25 августа 2000 г. к таким органам относятся органы внутренних дел, национальной безопасности, налоговые и таможенные органы. Таким образом, органы дознания в АР по своей ведомственной принадлежности практически совпадают с органами предварительного следствия, за исключением прокуратуры и органов юстиции, которые являются только органами предварительного следствия.

Так же, как и в России, в Азербайджане производство неотложных следственных действий (дознание второго вида) может производиться такими должностными лицами, для которых правоохранительная деятельность не является основной. Установлено, что по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории (с территории) возглавляемых воинских частей, военных учреждений, уголовноисполнительных учреждений, мест содержания под арестом, морских судов дознание производится, соответственно, командирами воинских частей, начальниками военных учреждений, руководителями уголовно-исполнительных учреждений или мест содержания под арестом, капитанами морских судов и другими уполномоченными лицами, осуществляющими полномочия дознавателей.

По делам, отнесенным к компетенции органов безопасности в воинских частях, военных учреждениях, осуществляющих обеспечение контрразведывательной деятельности, дознание производится соответствующим органом исполнительной власти. К таким органам, в соответствии с Указом Президента АР от 25 августа 2000 г., относится Служба военной контрразведки АР.

В России круг лиц, которые могут осуществлять неотложные следственные действия в качестве дознания, является более широким и включает в себя капитанов не только морских, но и речных судов, а также руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений.

В соответствии со ст. 214.3 УПК АР дознание в виде проведения неотложных следственных действий проводится в целях установления и закрепления следов преступления. При проведении

этого вида дознания дознаватель (а не орган дознания, как по УПК РФ) возбуждает уголовное дело и немедленно уведомляет об этом прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием, и проводит такие следственные действия, как задержание подозреваемого, допрос подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, гражданского истца, гражданского ответчика, обыск, осмотр (освидетельствование) и выемку. Таким образом, азербайджанский законодатель, в отличие от российского, не отказался от конкретного перечня неотложных следственных действий, продолжив тем самым традиции советского уголовно-процессуального законодательства.

При производстве неотложных следственных действий дознаватель не позднее 10 дней после возбуждения уголовного дела передает уголовное дело для проведения дальнейшего расследования органу следствия. По истечении 10 дней после возбуждения уголовного дела по поручению следователя или прокурора, осуществляющего предварительное расследование, проводит отдельные следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия. Если по истечении 10 дней после возбуждения уголовного дела преступление останется нераскрытым, принимает меры по установлению, обнаружению, задержанию и передаче следователю лица, совершившего преступление.

В УПК РФ подведомственность уголовных дел органам дознания определена в виде достаточно обширного перечня преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150). В УПК АР также дан перечень таких преступлений, но их число существенно меньше, чем в УПК РФ. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 127.1 УК АР (умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств), ст. 128-132 УК АР (умышленное причинение легкого вреда здоровью; умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения; причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; причинение менее тяжкого или тяжкого вреда здоровью по неосторожности; побои), ст. 174-176 УК АР (незаконное усыновление (удочерение); разглашение тайны усыновления (удочерения); злостное уклонение от содержания детей или родителей), ст. 177.1 УК АР (кража без отягчающих обстоятельств), ст. 186.1. УК АР (умышленное уничтожение или повреждение имущества), ст. 187.1 и 187.2. УК АР (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, не повлекшее тяжких последствий), ст. 196.1 УК АР (умышленное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 197.1 (незаконное использование товарного знака без отягчающих обстоятельств) и ст. 201.1. УК АР (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения без отягчающих обстоятельств). Все перечисленные преступления относятся, согласно ст. 15.2 УК АР, к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности (аналог преступлений небольшой тяжести по УК РФ). Дознание по делам об этих преступлениях проводится только в том случае, если они совершены в условиях очевидности, т.е. известно лицо, совершившее преступление. В данном случае имеет место совпадение с положениями УПК РФ о том, что дознание проводится только по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК РФ).

Дознанию второго вида, кроме того, посвящена гл. 39 УПК АР. Установлено, что по очевидным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, потерпевшим должна быть подана жалоба в письменной или устной форме дознавателю, следователю или прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием (ст. 293 УПК АР). При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, содержащихся в поданной жалобе, должностное лицо, которому оно адресовано, возбуждает упрощенное досудебное производство (ст. 294 УПК АР). Дознание по таким делам проводится в течение 10 дней со дня поступления жалобы (ст. 295 УПК АР). По результатам проведения упрощенного досудебного производства составляется итоговый протокол (ст. 296 УПК АР). Решение о направлении материалов упрощенного досудебного производства в суд принимает прокурор (ст. 297 УПК АР). Как видно, в основном этот вид дознания совпадает с дознанием по УПК РФ, за исключением обязательности подачи жалобы, а аналогом итогового протокола (по УПК АР) является обвинительный акт (по УПК РФ).

В целом можно сказать, что по основным, принципиальным моментам процессуальные положения о системе органов предварительного следствия и органов дознания и их подследственности, содержащиеся в УПК РФ и в УПК РФ, совпадают, хотя отдельные конкретные процессуальные положения могут существенно различаться между собой.

1 СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700.

2 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 32. Ст. 956.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.