Научная статья на тему 'К вопросу о модернизации органов предварительного расследования'

К вопросу о модернизации органов предварительного расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев Сергей Александрович

Настоящая статья посвящена вопросам реформирования органов, осуществляющих предварительное расследование преступлений в форме следствия в связи с последними изменениями уголовно-процессуального законодательства. Делается выводо возможной ликвидации органов предварительного следствия в исполнительных органах власти России и передаче полномочий по расследованию наиболее тяжких преступлений в Следственный комитет РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of perfection of the preliminary investigation organs

Present article is devoted questions of reforming of the bodies which are carrying out preliminary investigation of crimes in the form of a consequence in connection with last changes of the criminally-remedial legislation. The conclusion about possible liquidation of bodies of preliminary investigation in executive powers of the power of Russia and a delegation of power on investigation most grave crimes in Investigatory committee of the Russian Federation becomes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модернизации органов предварительного расследования»

Грачев С.А. К вопросу о модернизации органов предварительного расследования

С.А. Грачев

Грачев Сергей Александрович — старший преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

К вопросу о модернизации органов предварительного расследования

Настоящая статья посвящена вопросам реформирования органов, осуществляющих предварительное расследование преступлений в форме следствия в связи с последними изменениями уголовно-процессуального законодательства. Делается выводо возможной ликвидации органов предварительного следствия в исполнительных органах власти России и передаче полномочий по расследованию наиболее тяжких преступлений в Следственный комитет РФ.

Present article is devoted questions of reforming of the bodies which are carrying out preliminary investigation of crimes in the form of a consequence in connection with last changes of the criminally-remedial legislation. The conclusion about possible liquidation of bodies of preliminary investigation in executive powers of the power of Russia and a delegation of power on investigation most grave crimes in Investigatory committee of the Russian Federation becomes.

Около 20 лет в России осуществляется судебная реформа, однако о близости ее окончания пока говорить рано. Подвергается коренным изменениям не только деятельность судов, но и органов предварительного расследования. Наиболее существенные преобразования претерпевают органы предварительного следствия. Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 года № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации»1 создан самостоятельный следственный орган — Следственный комитет РФ (СК РФ) на базе Следственного комитета при Прокуратуре РФ с передачей ему полномочий указанного органа. Следственные подразделения МВД России также переживают реформу, связанную в первую очередь с реформой самого Министерства внутренних дел РФ, принятием Федерального закона от 7 февраля

2011 года № 3-Ф3 «О полиции»2 и оптимизацией численности сотрудников.

Определенная в настоящий момент штатная численность СК РФ — около 21 тысячи человек, с увеличением к 2012 году еще на 10%. При этом в

2012 году численность следователей СК РФ возрастет очень незначительно по отношению к численности следователей СК при Прокуратуре РФ, то есть по состоянию на 2010 год.

По данным ГИАЦ МВД России, в форме предварительного следствия расследуется более 1 миллиона 600 тысяч преступлений, из которых более 82% — следователями органов внутренних дел. Следователями Следственного комитета РФ (ранее — СК при Прокуратуре РФ) расследуется около 9% от общего количества преступлений, предварительное следствие по которым обязательно.

Следует отметить, что созданный в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской

Федерации»3 СК РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Однако в законе не упомянуто о том, что он относится к исполнительной ветви власти. Видимо, СК РФ будет одновременно с органами прокуратуры занимать особое место в системе государственно-правового механизма, не относясь ни к одной из предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти.

Кактолько Президентом РФ была озвучена возможность создания СК РФ, в рамках научной дискуссии стал вновь активно обсуждаться вопрос о том, что все следственные подразделения других органов исполнительной власти будут им поглощены. Однако принципиально этот вопрос еще не решен, и вряд ли это произойдет в ближайшее время. Сейчас руководителем СК РФ А.И. Бастрыкиным предлагается передать СК РФ полномочия по расследованию наиболее тяжких преступлений, относящихся в настоящее время к подследственности следственных подразделений органов внутренних дел. В качестве аргументов своей позиции Председатель СК РФ называет непрофессионализм следователей ОВД, допускаемую ими волокиту по уголовным делам, невозможность осуществления своей деятельности независимо и высокую коррупционную составляющую. Надо отметить, что ряд таких предложений уже удовлетворен законодателем, и некоторые преступления в сфере экономики переданы СК РФ.

Если законодатель пойдет навстречу Председателю СК РФ и передаст полномочия по расследованию ряда тяжких и особо тяжких преступлений от органов предварительного следствия ОВД, то нагрузка на следователей СК РФ возрастет много-

106

Юридическая наука и практика

кратно. Понятно, что они будут не в состоянии справиться с возросшим количеством дел в рамках определенной Президентом РФ штатной численности, что неизбежно приведет к ухудшению итак невысокого качества предварительного расследования преступлений подчиненными А.И. Бастрыкина. В качестве таких примеров следует привести уголовные дела, расследование которых имело существенные просчеты, — в отношении заместителя министра финансов Сторчака, генерала Бульбова, убийства Старовойтовой и т. п.

Несмотря на реформирование прокурорских следственных органов, сокращение численности следователей в рамках проводимой реформы органов внутренних дел, органы предварительного следствия других ведомств пока столь же существенным структурным изменениям не подверглись. Тем не менее, понятно, что проводимые реформы коснутся рано или поздно и их.

Каким станет будущее всех следственных органов — это, пожалуй, наиболее животрепещущий вопрос для следователей и их руководителей в настоящее время.

Ряд исследователей указанной проблемы практически единодушны в том, что руководство органов безопасности России примет все меры, чтобы сохранить следственные подразделения в своей структуре. С одной стороны, это обусловлено тем весом, который имеет эта служба в системе органов правоохраны. А с другой — спецификой деятельности самой службы, необходимостью эффективного взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями, обеспечением безопасности свидетелей, сохранением государ-ственнойтайны ит. д.

Есть у рассматриваемой проблемы и еще один существенный аспект — взаимоотношения следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Анализ практики деятельности следственных подразделений ОВД, ФСБ, наркоконтроля и СК РФ позволяет прийти к выводу о дифференциации взаимоотношений указанных субъектов в зависимости от принадлежности к тому или иному следственному органу. Несмотря на равенство процессуального статуса, определенного УПК РФ, их взаимоотношения с прокурором строятся неодинаково. Эти различия наиболее существенно проявляются в вопросах порядка отмены прокурором принимаемых следователями решений. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» изменил полномочия прокурора по отмене постановлений следователя о приостановлении, прекращении и об отказе в возбуждении уголовного дела.

Анализ указанного порядка позволяет заключить, что постановление прокурора об отмене указанных постановлений следователя, несмотря на установленный Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2201-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»4 принцип общеобязательности решений прокурора, может в некоторых случаях

не исполняться следователями и их руководителями. В этих случаях постановление прокурора вообще может остаться без какого-либо внимания со стороны указанных лиц, поскольку УПК РФ специально не предусмотрел обязанности руководителя следственного органа исполнять решение прокурора, сформулированное в постановлении. Наиболее независимую позицию по отношению к прокурору имеют следователи и их руководители СК РФ, а наименьшую — органов внутренних дел.

Председатель СК РФ А.И. Бастрыкин неоднократно высказывался о необходимости расширения полномочий руководимого им органа, вплоть до получения права на производство оперативнорозыскной деятельности, но ни разу не озвучил желания принять в свой орган следователей из других федеральных ведомств.

Понятно, что в сложившейся ситуации переход в полном составе следователей ОВД в СК РФ вряд ли возможен. Более того, штатная численность СК РФ определена Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»5 и должна в ближайшее время возрасти незначительно.

Однако вряд ли возможно завершение реформы органов предварительного следствия, в рамках которой, наряду со Следственным комитетом РФ, у органов исполнительной власти в структуре также останутся следственные подразделения. По всей видимости, следователей ОВД (и других правоохранительных органов) в подавляющем большинстве оставят в ведомстве, правда в ином статусе — в статусе дознавателей, изменив подследственность расследуемых ими в настоящее время преступлений с предварительного следствия на дознание. Тем самым в остальных правоохранительных органах следственные подразделения будут упразднены, а расследование указанными органами преступлений станет проводиться только в форме дознания. В рамках настоящей статьи мы не будем останавливаться на оценке подобного подхода. Отметим лишь, что предпосылки к этому уже имеются и переход следователей на новую форму расследования должен произойти безболезненно, поскольку за последнее время в нормативном плане практически исчезла граница между двумя существующими формами предварительного расследования. Если сравнить нормативное регулирование предварительного следствия и дознания, то получится, что по срокам расследования между рассматриваемыми формами производства различия не существенны.

Срок расследования в форме дознания сейчас можно продлевать до 6, а в исключительных случаях — до 12 месяцев (ранее не расследованное дознавателем в установленный срок уголовное дело подлежало направлению в следственный орган для продолжения расследования, без возможности продления предусмотренного для данной формы расследования срока).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 1(14)

147

Грачев С.А. К вопросу о модернизации органов предварительного расследования

Грачев С.А. К вопросу о модернизации органов предварительного расследования

К исключительной компетенции следователя ранее относилась возможность привлечения лица в качестве обвиняемого посредством составления об этом постановления. Дознаватель подобного права не имел. В настоящее время в случае невозможности составления обвинительного акта в отношении арестованного подозреваемого в течение 10 суток дознаватель может предъявить ему обвинение путем вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и продолжить расследование преступления по правилам производства предварительного следствия.

С 28 июля 2010 года расследование преступления стало возможным не только группой следователей, но и группой дознавателей. В соответствии со статьей 2232 УПК РФ «Производство дознания группой дознавателей» производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем начальником органа дознания выносится отдельное постановление. В данной норме следует особо обратить внимание на возможность расследования входе дознания сложного преступления или уголовного дела большого объема.

До 1 июля 2002 года статья 126 УПК РСФСР содержала норму, согласно которой расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, должно было осуществляться в форме предварительного следствия вне зависимости оттяже-сти совершенного преступления. В случае установления входе дознания факта совершения преступления несовершеннолетним, дознаватель должен был передать уголовное дело по подследственности следователю. Уголовно-процессуальный кодекс РФ этот запрет снял, разрешив и дознавателям расследовать преступления, совершенные лицами, не достигшими 18-летнего возраста.

Вспомним также и о том, что в свое время дознаватели осуществляли производство в рамках ликвидированной протокольной формы досудебной подготовки материалов.

Можно привести и другие примеры того, что в настоящее время различий в полномочиях следователя и дознавателя осталось весьма немного и следователям, ставшим дознавателями, не придется длительное время привыкать к своим полномочиям и подстраиваться к правилам производства по уголовному делу в форме дознания.

Исторически так сложилось, что основные отличия следствия от дознания как форм предварительного расследования заключались именно в том, что в форме дознания расследовались менее сложные и общественно опасные преступления, не представляющие трудности в расследовании, то есть те, которые могут быть расследованы быстро. При назначении на должность следователя и дознавателя во времена СССР к последнему предъявлялись меньшие требования относительно обра-

зовательного ценза. На должность следователей принимались, как правило, лица с высшим (не всегда юридическим) образованием. Дознавателем могло статьлицо, имеющее среднее образование.

Проанализированные ранее особенности современного дознания говорят о том, что в форме дознания может быть расследовано практически любое преступление, ныне подследственное органам предварительного следствия ОВД, наркоконтроля или ФСБ России. Поэтому действия законодателя, проводимые в настоящее время, следует рассматривать как постепенное сокращение преступлений, расследуемых в форме следствия, и подготовку купразднению следственных подразделений в исполнительных органах власти. При этом должно произойти изменение подследственности расследуемых ими в настоящее время наиболее тяжких преступлений посредством их передачи в СК РФ и изменение формы расследования остальных преступлений со следствия на дознание.

Таким образом, у следователей ОВД, ФСБ и нарконтроля останется выбор — или увольняться, или продолжить прохождение службы в должности дознавателя. Другая ситуация складывается для руководителей будущих дознавателей — им придется «делить» работу с руководителями уже имеющихся в структуре рассматриваемых правоохранительных органов подразделений дознания. В данном случае в выигрышном положении окажутся нынешние руководители следственных подразделений ФСБ России, поскольку в территориальных подразделениях ФСБ по субъектам РФ в настоящее время отсутствуют подразделения дознания.

В заключение следует отметить, что в условиях неопределенности своего будущего статуса и озабоченности в дальнейшем прохождении службы в правоохранительных органах, как следователи, так и их руководители, в первую очередь акцентируют свое внимание на кадровых проблемах, а не на качестве расследования преступлений. Это, безусловно, не идет на пользу результатам борьбы с преступностью, обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина, тем более в условиях не прекращающегося реформирования досудебного производства.

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 40. — Ст. 5043.

2. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

3. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 15.

4. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

5. Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 4. — Ст. 572.

148

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.