— принятие специальных норм, посвященных административной ответственности индивидуальных предпринимателей, включая приравнивание ответственности индивидуальных предпринимателей и лиц, фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность, но не получивших государственную регистрацию;
— введение института уголовной ответственности юридических лиц или усложнение процедуры осуществления производства по делам об административных правонарушениях в отношении юридических лиц за совершение административных правонарушений, обладающих высокой степенью общественной опасности.
Петрянина Ольга Александровна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России
Организация занятия проституцией как элемент экономической преступности: соприкосновение причин и условий
Повышенный уровень значимости заявленной темы научного исследования определен положениями Федерального закона «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации», где обеспечению экономической безопасности через призму нейтрализации детерминант преступности определена особая роль.
По этой причине направления декриминализации экономики должны быть основаны на фундаментальных научных разработках, посвященных в том числе и причинам иных видов преступлений, сопутствующих развитию экономической преступности.
С сожалением нужно признать, что сегодня практически не проводится глубинных, фундаментальных исследований, посвященных вынесенному на обсуждение вопросу, то есть соотношению детерминант экономической преступности и преступности, сопряженной с занятием проституцией. Сегодня мы лишь используем ранее накопленный опыт и делаем вывод о том, что экономическая преступность обладает высочайшим уровнем латентности и традиционностью причин.
Однако нужно понимать, что причины экономической преступности, как и всей преступности в целом, видоизменяются с учетом происходящей в мире трансформации политического, социального и экономического развития, а также появления новых экономических инструментов, в том числе не урегулированных правом.
Именно поэтому итогом научного путешествия, в котором предлагает принять участие в своем учебном пособии заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Игорь Михайлович Мацкевич, должна стать разработка новых направлений по выявлению причин современной экономической преступности1, а также деяний, сопряженных с занятием проституцией, и конечно же выработка механизмов их нейтрализации.
Схожесть причин и условий рассматриваемых нами форм преступного поведения обусловлена рядом факторов, показывающих на внутреннее их единство.
Во-первых, как и экономические деяния, так и организация занятия проституцией представляют собой разновидность криминального высокодоходного бизнеса, что и указывает на их высочайший уровень криминогенности.
Во-вторых, единство детерминант прослеживается и в подрыве морально-нравственных ценностей, усугубляемых социальным кризисом и обесцениванием нравственных и моральных устоев2.
В-третьих, отсутствие в обществе четко сформированной идеи нетерпимости и правового нигилизма создает благоприятные условия не только для увеличения масштабов рассматриваемых преступлений, но и влечет повышение их уровня латентности.
В-четвертых, нельзя обойти стороной и противоречивость законодательства в части противодействия криминальной экономике и проституции.
Все это указывает на то, что именно социально-экономическая составляющая и выступает в качестве главной детерминанты не только организации занятия проституцией как элемента эко-
1 См.: Мацкевич И.М. Причины экономической преступности. М., 2017. С. 3—5.
2 См.: Долгова А.И. Взаимосвязь преступности и духовности как криминологическая проблема // Преступность и духовность: по материалам Международной научно-практической конференции «Преступность и духовная сфера жизнедеятельности» (Псков, 2007. 21—23 сентября). М., 2008.
264
ISSN 2078-5356
Юридическая наука и практика
номической преступности, а и любого иного девиантного поведения1. То есть противоправная деятельность в рассматриваемых нами сферах напрямую связана с инструментами регулирования социальных конфликтов, а также направлениями внешней и внутренней политики.
Обусловливается это нарастающими социальными противоречиями, причиной которых выступают возможности удовлетворения в первую очередь своих материальных потребностей. Как правило, паразитический образ жизни, корысть, желание материальной наживы и толкают субъектов на совершение рассматриваемых в статье форм противоправных поведений, что еще раз доказывает их внутреннее единство в части определения детерминант.
Основным криминогенным фактором экономической преступности и деяний, сопряженных с занятием проституцией, формирующих их детерминанты, выступает отсутствие реальной возможности правомерным способом удовлетворять свои основные экономические потребности. В качестве примера можно привести безработицу, открывающую горизонты как для криминальной экономики, так и для занятия проституцией.
При этом нужно не забывать и о том, что доходы, получаемые от организации занятия проституцией, выступают в качестве причин совершения деяний, направленных на их легализацию, тем самым создавая экономическую основу организованной преступности.
Все это показывает на единство причин и условий экономической преступности и деяний, сопряженных с занятием проституцией, что дает нам основание говорить о возможности применения унифицированных подходов по их нейтрализации.
Одним из таких механизмов, по нашему мнению, должно стать установление ответственности за получение сексуальных услуг на возмездной основе. Это обусловлено следующими факторами. Предпосылки такого приема можно обнаружить, ознакомившись с одним из основных законов экономики «спрос рождает предложение». Исключив спрос на услуги проституток, мы делаем данный вид получения прибыли экономически не привлекательным. Такой прием уже апробирован за рубежом и показал свои положительные результаты2. В Российской Федерации такой прием также реализован в статье 2401 УК РФ «Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего». Однако специальные признаки потерпевшего, закрепленные в этой статье, не дают возможности применения такого механизма при условии, если данные услуги оказываются совершеннолетним лицом.
Решение данного вопроса лежит в плоскости юридико-технического модернизирования статьи 2401 УК РФ. В частности, деяние, закрепленное в части первой, должно быть переведено в разряд квалифицированного состава, а часть 1 может быть изложена в следующей редакции: «Получение сексуальных услуг». Редакции также должно быть подвержено название статьи и примечание к ней, путем исключения из них слова «несовершеннолетнего».
Реализация предложенного нами подхода существенно снизит спрос на оказание сексуальных услуг на возмездной основе и, как следствие, совершение экономических преступлений, способствующих распространению организации занятия проституцией.
Морозов Олег Леонидович, кандидат экономических наук, помощник начальника Нижегородской академии МВД России по международному сотрудничеству — руководитель группы (группа международного сотрудничества)
О некоторых аспектах экономической преступности в государственном секторе экономики
На пути развития российского государства преступления экономической направленности, в том числе коррупционные проявления, препятствуют проведению важных социальных преобразований и модернизации национальной экономики.
По данным официальных сайтов МВД России и Федеральной службы государственной статистики3 только за 2013 год правоохранительными органами Приволжского федерального округа
1 См.: ГилинскийЯ.И. Проституция как она есть // Проституция и преступность. М., 1991. С. 104—105.
2 Уголовный кодекс Швеции. СПб., 2001. С. 40.
3 О Федеральной службе государственной статистики: постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г № 420 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23, ст. 2710 (в ред. от 1 июля 2016 г.).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 3 (39)
265