УДК 343.98
В.С. Белохребтов ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются особенности взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности, отдельные проблемы организации расследования преступлений данной категории.
Ключевые слова: экономические преступления, расследование преступлений экономической направленности, следственные действия.
V. S. Belokhrebtov
ORGANIZATION OF INTERACTION IN THE CRIME INVESTIGATION
IN THE ECONOMIC SPHERE
The article discusses the features of interaction in the crime investigation of the economic sphere, the organization problems of investigation of this category's crimes.
Keywords: economic crime, economic crime investigation, investigative activities.
Правоохранительные органы для раскрытия и расследования преступлений используют все силы и возможности [1, с. 59], при этом в настоящее время борьба с экономической преступностью является одной из основных задач, от решения которой зависит экономическая безопасность и политическая стабильность государства. Проблема уже многие годы остается одной из наиболее обсуждаемых тем в криминалистике [2].
По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2016 г. подразделениями полиции зарегистрировано 2 160,1 преступлений, или на 9,6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в восьми субъектах Российской Федерации, снижение - в 77 субъектах.
Органами внутренних дел выявляется 93,7 % всех зарегистрированных преступлений, причем 4,1 % из них - на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 83,9 тыс. преступлений (-22,3 %) [3, с. 145].
По данным МВД РФ, в 2016 г. в России совершено более 100 тыс. экономических преступлений, ущерб от них равен 400 млрд рублей. По сравнению с январем - декабрем 2015 г. на 3 % сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами.
Отмечается, что 59,9 % экономических преступлений являются тяжкими и особо тяжкими. Органы внутренних дел выявили 93,5 тыс. преступлений экономической направленности за 2016 год, что составляет 86,0 % от числа таких преступлений [4].
Нельзя не согласиться с О.П. Грибуновым, что «...кроме общеуголовных посягательств на собственность предприятий транспорта существует еще категория имущественных преступлений экономической направленности. Приложение к указанию Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" содержит перечень статей УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления, которые можно отнести к преступлениям экономической направленности. Кроме того, данным документом предусмотрены дополнительные условия, при которых иные преступления, не предусмотренные перечнем, могут быть отнесены к этой категории» [5, с. 16].
Особенностями расследования экономических преступлений является сложный многокомпонентный анализ документов. Также привлекаются соответствующие специалисты (ревизоры, аудиторы, налоговые инспекторы и эксперты), которые в полной мере владеют нормативно-правовой базой экономической сферы. Расследование экономических преступлений представляет собой сложный процесс, в который также вовлечено значительное число субъектов, представляющих различные правоохранительные органы (МВД, Следственный комитет, ФСБ, ФСИН, ФТС). В соответствии с действующим законодательством каждый из них наделен специфическими, присущими только ему правами и обязанностями, в том числе в области раскрытия и расследования преступлений. Особо следует подчеркнуть тот факт, что успех расследования экономических преступлений зависит не только от профессионализма следователя и качества проведенных им следственных действий, но и от качества оперативно -разыскного обеспечения расследования данной группы преступлений [6]. Результативность следствия, выявление и избежание финансовых правонарушений в значительной степени находится в зависимости от четко построенной и согласованной работы следователя и организаций, исполняющих оперативно-розыскную деятельность.
На данную проблему неоднократно указывали ученые-криминалисты. Так, А.Ф. Волынский справедливо отмечает: «В аспекте проблем противодействия раскрытию и расследованию экономических преступлений с особой остротой проявляются издержки реформирования и организации деятельности правоохранительных органов» [7].
«В то время, как преступность в сфере экономической деятельности приобретает все более организованный характер, расширяет сферу своих интересов, действует все более агрессивно, правоохранительные органы, организационно раздробленные на множество обособленных министерств и ведомств, приспосабливаются к новым условиям их деятельности, доказывают свое право на существование, свою необходимость, скорее конкурируют между собой, а не взаимодействуют» [8, с. 25].
Более успешному расследованию экономических преступлений будет способствовать объединение усилий правоохранительных, контрольно-надзирательных, финансовых органов [9]. Помимо назначения судебных экспертиз, необходимо использовать альтернативные формы специальных
знаний, так как они имеют общие методологические основы и взаимно дополняют друг друга. Причем целесообразно применять различные формы специальных знаний, с учетом их специфики как последовательно, так и параллельно [10].
Главное место в борьбе с финансовыми преступлениями имеет эффективное взаимодействие следственных органов с надзорными и контролирующими органами.
Эффективным в настоящее время становится взаимодействие оперативных служб ОВД и ФСИН России при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, используемых правоохранительными органами при раскрытии экономических преступлений [10, а 12]. Вместе с тем, как справедливо отмечает А.В. Варданян, «...несмотря на то, что этот закон значительно усовершенствовал нормативное регулирование оперативно-разыскных мероприятий, некоторые теоретические и практические аспекты данной формы борьбы с преступностью требуют дальнейшей проработки» [11, а 63].
Успешное расследование уголовных дел экономической направленности следственными аппаратами также невозможно без взаимодействия следственных органов с органами налогового контроля.
Данное взаимодействие осуществляется в целях поддержания экономической безопасности Российской Федерации, выявления, пресечения, предупреждения и расследования налоговых преступлений.
Полномочия по взаимодействию налоговых и правоохранительных органов осуществляются на основании законодательных актов, предусматривающих порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, а также на основании совместных межведомственных нормативных актов.
Правовой базой, регламентирующей основы сотрудничества органов внутренних дел, налоговых и следственных органов, является п. 2 ст. 36 НК РФ. В нем указано, что в случаях выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Помимо НК РФ, источником, регламентирующим сотрудничество вышеуказанных органов, является Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации от 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3.
В данном Соглашении определено, что основными формами взаимодействия компетентных органов являются: информационный обмен в электронном виде; взаимные консультации; обмен опытом в целях повышения квалификации кадров (совместные семинары, стажировки); исследование совместных проблем, связанных с выявлением, пресечением налоговых правонарушений (выявление нарушений законодательства о налогах и сборах, мероприятия о противодействии коррупции) [12, а 22].
В случаях недостаточности оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по материалу, поступившему из
территориальных органов ФНС России, налоговому органу направляется запрос о представлении дополнительных документов, которые в течение семи дней должны быть представлены органам предварительного следствия в заверенных копиях.
В целях повышения эффективности подготовки и направления в правоохранительные органы материалов, содержащих сведения, позволяющие предполагать совершение налогоплательщиком налогового преступления, Федеральной налоговой службой издано письмо от 2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случае выявления признаков налоговых преступлений».
Эффективность взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений зависит от механизма межведомственного взаимодействия.
Перспектива взаимодействия следственных и налоговых органов заключается в совершенствовании форм и методов выявления и расследования налоговых преступлений.
Список использованной литературы
1. Грибунов О.П. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: отдельные аспекты современного состояния // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1 (23).
2. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические проблемы противодействия коррупции: учебное пособие / В.Н. Борков, М.В. Бавсун, С.Л. Никонович и др. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016.
3. Николаева М.И. Использование осужденными мобильной связи для совершения преступлений // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию проф. Р.С. Белкина): сб. материалов 53-х крим. чтений: В 3 ч. М., 2012.
4. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2016 год: информационно-аналитическая записка / под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016.
5. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография / О.П. Грибунов. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016.
6. Пермяков А.Л. Различие критериев оценки результатов профессиональной деятельности подразделений органов внутренних дел как одна из основных проблем организации эффективного взаимодействия следственных органов и органов дознания при расследовании преступлений // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сб. тр. участников XIII всерос. науч.-прак. конф. Иркутск, 2016. С. 133-138.
7. Волынский А.Ф. Проблемы выявления преодоления противодействия расследованию преступлений в сфере экономической
деятельности // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт: сб. научных статей преподавателей и адъюнктов кафедр криминалистики МосУ МВД России, МГЮУ (МГЮА) им. О.Е. Кутафина, кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России. М.: МосУ МВД России, 2013.
8. Есина А. С. Некоторые предложения по реформированию стадии возбуждения уголовного дела (отечественный и зарубежный опыт) / А.С. Есина, О.Е. Жамкова // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 5.
9. Пермяков А.Л. Взаимодействие следователя с органами государственной власти при расследовании мошенничества с сфере экономики // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXI междунар. науч.-прак. конф. Иркутск, 2016. С. 392-397.
10. Варданян А.В. Особенности выявления, раскрытия и первоначального этапа расследования покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость: монография / А.В. Варданян, В.А. Антонов, В.С. Белохребтов Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016.
11. Варданян А.В. Результаты оперативно-разыскной деятельности как источники доказательственной информации по уголовному делу // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 6.
12. Ильин А.Ю. Взаимодействие налоговых и следственных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений / А.Ю. Ильин // Налоги. 2016. № 19.