Научная статья на тему 'Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок'

Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок»

М.И. Рыженков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК

Актуальность исследования проблемы социально-профессионально го становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок основана на ряде противоречий: между быстрыми темпами идущим реформированием Вооруженных Сил РФ, ставящим перед высшим военным образованием новые задач, и не достаточным соответствием содержания и форм организации высшего военного образования требованиям времени; между значительным вниманием педагогической науки и практики к исследованию процесса содержания высшего военного образования, профессиональной подготовки курсантов в военном вузе и слабой разработанности проблем социально-профессионального становления курсанта на разных этапах образования; между имеющимся опытом организации войсковых стажировок и недостаточным осмыслением педагогического обеспечения социально-профессионального становления курсанта военного вуза в процессе таких стажировок.

Данные противоречия подтверждают результаты пилотажного исследования, полученные на основании анализа результатов войсковых стажировок курсантов Военной финансово-экономической Академии (г. Ярославль) за 2001-2006 гг., а также опрос 456 курсантов и 46 преподавателей и командиров. Они свидетельствуют о наличии устойчивой взаимосвязи между успехами/неудачами в профессиональной деятельности и уровнем социальной зрелости курсантов. Так курсантов, чья профессиональная деятельность в войсках была оценена как неудовлетворительная, командиры и преподаватели характеризовали как несамостоятельных, слабовольных, не пользующихся авторитетом у сослуживцев и подчиненных, недисциплинированных, со слабо развитыми коммуникативными и организаторскими способностям и личностей, испытывающих трудности в установлении взаимоотношений с окружающей их социальной средой. Те же причины, по мнению опрошенных курсантов и командиров, мешали качественно выполнять профессиональные обязанности части курсантов, оцененным по

итогам стажировки на «удовлетворительно» (78%) и «хорошо» (36%). С другой стороны, курсанты, получившие хорошие и отличные отзывы, отмечают тот факт, что большую помощь в качественном решении профессиональных задач им оказали такие умения как самоорганизованность, инициативность, ответственность, дисциплинированность, сила воли, навыки саморегуляции и самоконтроля, трудолюбие, коммуникативность, организаторские способности, аккуратность, вежливость, уважительное отношение к коллегам и подчиненным, умение ставить цели и планировать свою жизнедеятельность. Так можно зафиксировать тенденцию, которая нуждается в дальнейшем исследовании и экспериментальном доказательстве: в процессе войсковой стажировки социально-профессиональное становление курсанта осуществляется активными темпами, причем социальные аспекты во многом определяют профессиональные.

Сущность социально-профессионального становления курсантов военного вуза, происходящего в процессе войсковых стажировок, мы будем понимать как процесс достижения курсантом динамического равновесия, которое характеризует взаимодействие личности и системы организации жизнедеятельности войск, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою профессиональную деятельность, удовлетворяя в полной мере собственные социально-профессиональные потребности, идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней система организации жизнедеятельности войск, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих социальных, профессиональных, личностных, творческих способностей.

В структуру социально-профессионального становления курсантов, осуществляющегося в процессе войсковых стажировок, мы включили два компонента: социальный и профессиональный. Социальный компонент, на наш взгляд, отражает изменение социальной роли курсанта (в период стажировок он выполняет соответственно роли офицерского ранга: стажера (бух-

© М.И. Рыженков, 2008

91

галтера), заместителя начальника службы (заместителя главного бухгалтера), помощника командира по финансово-экономической работе - начальника службы (главного бухгалтера), кроме этого командира, организатора, лидера, консультанта по социально-правовым вопросам, педагога для военнослужащих), корректировку системы ценностных ориентаций; возникновение потребности в налаживании отношении в новом коллективе; усвоение норм и традиций, сложившихся в военной части.

Профессиональный компонент проявляется через потребность в практико-ориентированном закреплении и овладении новыми профессиональными знаниями, умениями и навыками; потребность в качественном выполнении профессиональных обязанностей как финансиста и как офицера Российской Армии.

В процессе войсковой стажировки курсант оказывается в новых для него условиях: социальная среда (войсковая часть), социальная роль, отношения, новый режим жизни и деятельности, новые виды деятельности - все это обозначает перед курсантом круг значимых задач. К ним можно отнести: во-первых, освоение в новой социальной ситуации роли офицера финансово-экономической службы военной части (подразделения, организации); во-вторых, самостоятельное овладение профессиональной деятельностью как средством личностного, социального и профессионального развития; в-третьих, овладение содержанием профессиональной деятельности, которая требует перенесения теоретических знаний, полученных в вузе с практикой; в-четвер-тых, построение формальной и неформальной системы отношений с сослуживцами, подчиненными, вышестоящими командирами.

Процесс социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок нуждается в педагогическом управлении, представляющем собой создание совокупности благоприятных условий. С нашей точки исследуемый процесс будет успешным при: обеспечении в войсках разнообразия видов профессиональной и социально ориентированной деятельности, отвечающих требованиям программы стажировки и адекватных зонам актуального и ближайшего развития курсанта; обеспечении самостоятельности курсанта на всех этапах освоения им профессиональной деятельности и социального пространства войсковой

части; индивидуальной педагогической помощи курсанту в процессе подготовки, прохождения и анализа результатов войсковой стажировки.

Первое условие - обеспечение в войсках разнообразия видов профессиональной и социально ориентированной деятельности, отвечающих требованиям программы стажировки и адекватных зонам актуального и ближайшего развития курсанта представляет собой ознакомление со всеми видами профессиональной деятельности, воинской службы и жизнеобеспечения войсковой части. При этом уровень трудности задач, поставленных перед курсантом, должен быть не столько адекватен его возрастным, индивидуальным, интеллектуальным и др. особенностям, сколько опережать их, создавая зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Степень опережения варьируется для каждого стажера индивидуально, в зависимости от вида стажировки и его особенностей. При этом деятельность курсанта должна гармонично сочетать в себе социальные и профессиональные аспекты, позиции управления, подчинения, сотрудничества; необходимость выстраивания конструктивных уважительных отношений с разным социальным окружением.

Реализация данного условия на практике заключалась в таком подборе заданий для курсантов, которые они могли выполнить, только преодолевая затруднений мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, технологического, коммуникативного характера. Задания корректировались руководителем практики в воинской части и в Академии по ходу стажировки, максимально приближаясь к решению задач индивидуального развития курсанта. Так, курсант Павел В., проходивший все три стажировки в одной из воинских частей Дальневосточного военного округа, в своих отчетах отмечал тот факт, что задачи, которые ставили перед ним командир части и руководитель финансово-экономической службы, «часто были связаны с теми видами работы и службы, в которых я слабо ориентируюсь или не очень люблю их выполнять». При чем от стажировки к стажировке курсант отмечал изменение сфер и характера заданий и поручений, адресованных ему. Командование части при поддержке преподавателей Академии выстроило для данного курсанта индивидуальную траекторию освоения различных видов профессиональной и социально ориентированной деятельности с опорой на его личностный потенциал. Данный

92

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

курсант на сегодняшний день успешно служит в данной части в должности помощника командира по финансово-экономической части.

Второе условие - обеспечение самостоятельности курсанта на всех этапах освоения им профессиональной деятельности и социального пространства воинской части заключалось в таком распределении на места стажировки, чтобы в одной войсковой части на одной должности мог стажироваться только один курсант. Кроме этого большое внимание реализации данного условия уделялось на этапе подготовки к стажировке. Каждый курсант проходил тренинг личностного роста и тренинг коммуникативных и организаторских способностей. Затем должен был самостоятельно составить программу стажировки, смоделировать некоторые трудные ситуации в профессиональной сфере и сфере межличностных отношений и найти пути выхода из них.

Реализация данного условия на практике была связана с двоякого рода затруднениями: в профессиональной сфере - недоверием командования части к способностям, знаниям, умениям и навыкам курсанта; а в социальной сфере-с неготовностью курсанта к самостоятельной организации жизнедеятельности. Эти затруднения преодолевались с помощью разнообразных методических приемов. Наибольший эффект показали такие приемы как «личный пример командира», «соревнование», «карта личных успехов стажера», «адресное задание» и другие.

Третье условие - обеспечение индивидуальной педагогической помощи курсанту в процессе подготовки, прохождения и анализа результатов войсковой стажировки трактовалось нами с точки зрения концепции индивидуальной педагогической помощи М.В. Шакуровой. Индивидуальная помощь курсантам в процессе социально-профессионального становления может быть рассмотрена как вариант педагогической помощи, представляющий собой определенную систему средств и мер, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и самореализацию курсантов в период войсковой стажировки. Индивидуальная помощь осуществлялась на основе некоторых принципов: принципа индивидуальности (адресности), связанный с тем фактом, что помощь оказывается конкретной личности, име-

ющей специфические, уникальные проблемы, выраженные в конкретном случае. Принцип активности личности в процессе оказания помощи. Он заключается в преодолении иждивенческих позиций курсанта, стимулировании его самостоятельности в отношении разрешения проблем. Принцип мониторинга или комплексного сопровождения. Он связан необходимостью отслеживания динамики изменений, происходящих с личностью и поведением стажера, принимающего помощь.

Индивидуальная педагогическая помощь курсантам в рамках нашего исследования обладала некоторыми особенностями. Они были связаны с тем, что в период войсковой стажировки курсант объективно не имел возможности получать непосредственную помощь. Поэтому нами была разработана некоторая система организации контактов курсанта и преподавателя—ответственного за сопровождение его в процессе стажировки. На кафедре «Экономика и организация войскового хозяйства» была организована дежурная телефонная линия, по которой каждый из курсантов мог позвонить и проконсультироваться по вопросам, вызвавшим затруднения. Линией мог воспользоваться и командир - руководитель стажировки в части. Это давало возможность своевременно и гибко реагировать на ситуацию, вызвавшую затруднение. Кроме этого, нами были задействованы Интернет-ресурсы Академии. На сайте Академии был создан специальный интерактивный раздел, посвященный методическим рекомендациям для курсантов по содержательным и организационным вопросам войсковой стажировки. Он позволял курсанту и преподавателю в режиме on-lain обсуждать текущие вопросы стажировки. Интерактивное общение через этот канал было наиболее популярно у курсан-тов-стажеров.

Таким образом, педагогические условия создавались нами в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении. Данные, полученные с помощью комплекса диагностических процедур, свидетельствуют об успешности данных условий. Они действительно способствовали качественным изменениям в процессе социально- про фессионального становления курсантов в период войсковых стажировок.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ ff« 5

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.