3,6 тыс. в 2005-2006 гг. до 77,5 тыс. в 2008-2009 гг.
В настоящее время активно ведется работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в довузовское образование, что значительно расширит возможности участия детей во внешкольных образовательных мероприятиях. Планируется дальнейшее развитие информационной среды обучения за счет создания компьютерных инструментов и инновационных учебно-методических комплексов. Это конкретные шаги по реализации концепции непрерывного образования.
В перспективе система дистанцион-
ного образования позволит создать единое образовательное пространство региона. Благодаря функционированию классов дистанционного доступа университет окажет динамичное стимулирующее воздействие на оперативное продвижение современных информационно-коммуникационных технологий во все районы области. На основе классов дистанционного доступа открывается возможность непрерывного совершенствования знаний, переквалификации или переподготовки, реализации процесса массового непрерывного обучения независимо от территориальных ограничений.
IVANOVA N. OPEN EDUCATIONAL CENTRE
The current trends of the Open Educational Centre activities are described. Particular attention at Saratov State University is given to the application of distant educational technologies through the remote access stations installed in 13 towns of Saratov and Volgograd regions. The article gives a detailed analysis of functional capabilities and advantages of Saratov State University's distance education system.
Keywords: distant education system, innovative educational technologies, remote access classes, distance learning, continuing education, pre-university training.
В.А. МАСЛЕННИКОВ, начальник управления организации воспитательной работы со студентами
Организация воспитательной работы
В статье представлены основные формы организации воспитательного процесса в СГУ, выработанные на основе системного подхода. Доказывается необходимость развития студенческого самоуправления как эффективной модели воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, организация воспитательного процесса, направления воспитательной работы.
На современном этапе социально-экономического развития страны воспитание признается приоритетным аспектом образовательного процесса. Концепция модернизации образования в Российской Федерации ориентирует на воспитание молодых людей как граждан правового демократического государства, способных к созидатель-
ному решению личных и общественных проблем.
В Саратовском государственном университете сложилась такая структура организации воспитательной работы, которая позволяет управлять подразделениями, связанными с организацией воспитательного процесса, и обеспечивать их взаимодействие, а
также активно привлекать органы студенческого самоуправления университета к участию в нём.
Современное воспитание, на наш взгляд, следует строить с опорой на достижения системы коллективного воспитания, основанной на сотрудничестве и партнерстве. Вместе с тем, конечно, следует учитывать и негативные тенденции, проявившиеся в системе советского воспитания (формальное усвоение моральных ценностей, конформизм, нивелирование личности и безответственность за «ширмой» коллективной ответственности и многое другое).
Изменение форм и содержания воспитания может осуществляться за счет включения в него таких важных факторов, как жизнедеятельность самих студентов и преподавателей в определенном социокультурном пространстве и окружающая жизнь общества. Это созвучно принятому в стратегии модернизации образования ком-петентностному подходу. Содержание программы воспитания в Саратовском университете определяется личными и общественными проблемами в разных сферах жизни, в решение которых
включаются и студенты, и преподаватели.
Формирование структуры воспитательного процесса в СГУ завершилось созданием в 2003 г. управления организации воспитательной работы со студентами. В целях координации деятельности структурных подразделений, ориентированных на воспитание и воспитательную работу со студентами, на Учёном Совете утверждена Концепция воспитания студентов СГУ. В бюджете университета появилась строка расходов на обеспечение воспитательной деятельности.
В соответствии с Концепцией воспитания студентов и Программой комплексного развития университета определены следующие направления вне-учебной деятельности:
• студенческое самоуправление;
• работа с кураторами;
• гражданско-патриотическое воспитание;
• профессионально-трудовое воспитание;
• культурно-эстетическое направление;
• спортивно-оздоровительная деятельность.
Для их реализации ежегодно разрабатывается комплексный план по воспитательной работе с учётом графика мероприятий структурных подразделений университета (факультетов, институтов, колледжей), на основе анализа отчётов за прошедший учебный год, анкетирования и социологических опросов участников воспитательного процесса.
При аттестационной экспертизе воспитательной работы, проведенной Комиссией Министерства образования и науки РФ в 2007 г., эти организационные мероприятия получили 8,9 баллов из 10 возможных. В ходе аттестации была отмечена положительная динамика развития студенческого само-
управления в университете. Так, в 2006 г. Совет студентов и аспирантов СГУ, состоящий из студенческих советов факультетов, институтов, колледжей и клубов по интересам, победил на Всероссийском конкурсе моделей органов студенческого самоуправления, в котором приняли участие свыше 200 учебных заведений России.
Реализация масштабных студенческих программ и акций невозможна без подготовки и обучения студенческого актива. С этой целью реализуются различные образовательные программы: «Школа вожатых», «Школа студенческого актива», «Чардымское лето» и др. Всё это позволяет студентам добиваться высоких результатов в различных конкурсах, например, «Лучшим студентом - 2007» был признан студент юридического факультета СГУ Александр Зимин.
Институт кураторства - одно из важнейших звеньев воспитательной системы. На сегодняшний день число кураторов студенческих групп университета составляет 478 человек. Их деятельность основана на утверждённом приказом ректора Положении «О кураторе студенческой академической группы». Для оптимизации работы кураторов в учебное расписание возвращены «кураторские часы». В целях методической поддержки кураторов управление в 2004 г. возродило «Школу кураторов»(периодичность - 2 раза в семестр) и выпускает сборники методических рекомендаций по организации внеучебной работы. Также на сайте университета в разделе «Воспитательная работа» действует страничка «В помощь куратору». С 2005 г. ежегодно проводится конкурс «Лучший куратор СГУ».
Федеральное агентство по образованию РФ на расширенном совещании ректоров университетов в 2007 г. (Волгоград) рекомендовало вузам России
использовать опыт организации воспитательного процесса в Саратовском госуниверситете.
Гражданско-патриотическое воспитание строится в СГУ на основе тесного взаимодействия с Советом ветеранов университета, Зональной научной библиотекой, студенческим дискуссионным клубом «Альтернатива».
Дискуссионный клуб «Альтернатива» - это площадка, где студенты пробуют свои силы в публичных выступлениях, учатся отстаивать свою точку зрения, приводить убедительные доводы, высказывать свою гражданскую позицию. Вот, например, некоторые темы заседаний: «Куратор студенческой академической группы - кто он?», «Как отразится реализация Болонского процесса на российском студенчестве?», «Как нас нужно воспитывать?», «За что голосует молодёжь?», «Студент - права или обязанности?» и др. По итогам таких заседаний были разработаны и утверждены Концепция воспитания студентов СГУ, Положение о Совете студентов и аспирантов, Положение о кураторе, Положение о Штабе студенческих отрядов и др.
Важная составляющая воспитательной деятельности - организация митингов, экскурсий на место приземления Ю.А. Гагарина, поездок по историческим местам. Большое значение придается восстановлению народных традиций и обычаев. В 2008 г. организован праздник «Широкая Масленица», создан клуб исторической реконструкции и фехтования «Университетская Застава».
Профессионально-трудовое воспитание реализуется через деятельность «Штаба студенческих отрядов» и осуществляется по следующим каналам:
• организация двух строительных отрядов в ОСЛ «Чардым» (120 студентов);
• заключение договоров с детскими лагерями для прохождения педагогической практики студентами университета (в 2008 г. подписано 9 договоров);
• создание педагогических отрядов (всего 8) для работы в детских оздоровительных лагерях области и Черноморского побережья;
• формирование социально-сервисных отрядов для осуществления благотворительной деятельности в детских домах и интернатных учреждениях Саратовской области (17 отрядов).
Эффективность работы Штаба подтверждается наградами Министерства образования Саратовской области в 2006 г. и победой педагогического отряда «Галактика» на Фестивале во-жатского мастерства Черноморского побережья в 2007 г. За время деятельности Штаба свыше 8500 студентов приняли участие в благотворительных акциях, обустройстве лагеря «Чар-дым» и отработали вожатыми в детских лагерях. Общая сумма заработанных средств - 370 тыс. рублей.
Задача культурно-эстетического
воспитания возложена на студенческий клуб культуры, деятельность которого способствует раскрытию и реализации творческих устремлений современной молодёжи. В настоящее время в стенах университета действует около 100 разнообразных студенческих коллективов, среди них танцевальные коллективы, театральные студии, фольклорные ансамбли, команды КВН. Удачно запущенные проекты: «Студенческая весна», «Мисс и Мистер СГУ», «Rock Battle», «Посвящение в студенты» и др. - вовлекают в творческую деятельность всё большее количество студентов. На постоянной основе в клубе занимается около 1400 студентов, а в год проводится не менее 100 мероприятий, подготовленных студенческим клубом культуры университета.
Значительно изменилась организация спортивно-оздоровительной деятельности. В разнообразных спортивных мероприятиях: «Университетской Снежинке», кроссе первокурсников памяти Д.И Лучинина, апрельском забеге «Весна. Сила. Молодость», туристических слётах, чемпионатах - отра-
жены лучшие традиции университетского спорта. В университете также поддерживаются современные виды спорта (кибер-спорт, историческое фехтование).
Развитие таких необходимых современному специалисту с высшим профессиональным образованием качеств и способностей, как социальная активность, гуманность, порядоч-
ность, духовность, толерантность, чувство красоты и гармонии, совесть, честь, должно являться основой воспитательной работы и самовоспитания студентов.
Реализация всех вышеизложенных направлений деятельности, безусловно, позволит поднять организацию воспитательной работы в высшей школе на качественно новый уровень.
MASLENNIKOV V. UPBRINGING ACTIVITIES AT SARATOV STATE UNIVERSITY The article focuses on the principles of arranging the educational process at Saratov State University. The main forms of students' extra-curricular activities are described. Student's self-administration is proved to be an effective model of upbringing a younger generation.
Keywords: extra-curricular activities, arranging of educational process, forms of educational work.